Какова роль природы в музыке

Музыкальные произведения о природе

Звон весенней капели, шелест листопада и ледяное дыхание надвигающейся вьюги – все эти картины рисуют нам музыкальные произведения о природе.

Композиторы блестяще передают то, как времена года сменяют друг друга, как налетает буря на сонное побережье, и используют для этого не краски или слова, а только звуки. В этой статье мы расскажем, как полюбить природу в музыке.

Определение основных понятий «музыка» и «природа»

Музыка – это язык звуков, которые создает человек. Разговаривать на нем непросто. Нужно не только использовать «поющее» созвучие, но и выразить с его помощью свою мысль.

Мелодии помогают рассказывать истории. Они вдохновляют на подвиг и будят в душах отвагу и храбрость. Народные песни облегчают тяжелый труд, убаюкивают детей. Романс пробуждает чувства влюбленных. Но разве сможет композитор «нарисовать» пейзаж из звуков?

Известные авторы музыкальных произведений не только изобразили естество мира, но и превратили эту картину в шедевр. Ведь природа – бесконечность всего окружающего нас. Это все, что не создано человеком. Людям просто восторгаться красками вечерних закатов, мощью весенних гроз, торжественностью и величием гор. И авторы музыки щедро делятся с нами этой красотой.

Так возникли классические произведения: оратория Йозефа Гайдна, фортепианный сборник о месяцах Петра Ильича Чайковского, «Четыре сезона» Вивальди.

Образы природы в музыке

В литературе человек постоянно взаимодействует с окружающим миром. Стараниями поэтов и писателей природа отражает переживания, мысли и настроения главного героя.

Вспомнить «Войну и мир» Толстого и его чудесное описание старого дуба. Противоречивые чувства возникают в душе у князя Болконского при виде этого дерева. То чувствует он молодость и беспричинную радость его весеннего преображения.

То чудится князю боль, злость и печаль, которую нужно укрыть под морщинистой толстой корой. То он готов возродиться, спрятать потери и горести под густой и пышной листвой.

Образ природы в живописи – это блестящие пейзажи Куинжи, Айвазовского, Шишкина.

Окружающий мир на этих полотнах предстает в тесном взаимодействии с чувствами автора. Это не холодные отрешенные картины. Это природа, которая живет и дышит, тоскует и радуется.

И в музыке вся палитра раскрывается перед нами с каждым новым произведением. Композиторы не занимаются простым звукоподражанием. Через сложные аккорды и созвучия они передают все прелести пейзажей, природных явлений, погоды. Природа дышит, тоскует и плачет, злится и буйствует. Она живая в каждой ноте.

Примеры описания пейзажа в музыке

Вот ветерок зашуршал меж сонных деревьев. Он всколыхнул листву, нежно и трепетно. Словно старался разбудить, но боялся потревожить. Просыпаются первые птицы. Их голоса слышны издали, постепенно птичий гомон нарастает. Из-за горизонта выходит солнце. Оно прогоняет сонную ночную дымку, и лес расцветает и преображается.

Эта композиция – «Утро» Эдварда Грига. Музыка была написана для пьесы Пер Гюнт.

Тоскливая унылая пора. Октябрь. Последние листья слетают с обнаженных ветвей. От каждого созвучия этой мелодии веет печалью. Но вот появляются гармонии надежды, словно лучи холодного солнца выглядывают из-за тучи. И осень преображается, разгорается пламенем в душе. Но вновь закапал промозглый дождь, и мелодия заканчивается минорными аккордами.

Так звучит «Осенняя песня». Петр Ильич Чайковский написал ее в 1875 году.

Осень, зима, весна, лето – в музыке композиторов-классиков

Сочинители прошлого использовали тематику смены сезонов в музыкальных произведениях довольно часто. Самые популярные из них – это оратория Йозефа Гайдна «Die Jahreszeiten», цикл из 4-х концертов для скрипки с оркестром Антонио Вивальди «Le Quattro stagioni» и фортепианные пьесы, который писал Петр Ильич Чайковский.

Торжественной и благородной осенняя пора предстает в оратории Йозефа Гайдна. Собрание его произведений состоит из песен охотников и крестьян. Автор использует тему быта в деревне. Живо описывает сцены охоты в лесу и степи.

Для звукоподражания применяются раскатистый рев валторн, ударные инструменты. Они создают картину охоты, с громким звуком рогов загонщиков и выстрелами из ружей.

Золотистой и легкой выглядит осень у итальянца Вивальди. Здесь нет печали русской души перед наступающей жестокой зимой. Осень наполнена красками, косыми брызгами дождей. Трагические ноты звучат в середине концерта, которая называется «Сон».

Интересно! Современные композиторы также обращаются к теме смены сезонов. В 20 веке Астор Пьяцолла написал композиции в стиле танго «Four seasons of Buenos Aires».

Настоящий гимн зиме пишет в 1723 г. Антонио Вивальди. Тревога и безысходность ощущается в каждой ноте, а голос виолончели имитирует вьюгу, которая кружит над землей. В середине концерта мелодия становится спокойной и умиротворенной. Ведь зима прекрасна, и в ней можно отыскать свои радости.

Чайковский чудесно исполняет оду весне. Нерешительный март сменяется апрелем, когда пробуждается природа. Освежающим ветром налетает вальс «Подснежник». Снег растаял, и на первых проталинах появились нежные первоцветы. За ним последует май.

Звонкие ноты фортепиано рисуют и свежесть ночи, и жаркое солнце последних весенних дней. Мелодия переливается, словно лучи в лужах после майских гроз.

Лето у Гайдна – это самая выразительная часть оратории. Беспечность солнечного дня прерывает гроза. Раскаты грома передают голоса хора, а буйство стихии подчеркивают грохочущие литавры и стрелы флейт.

Летняя тематика изображена и у Вивальди. Здесь на смену торжественности, приходит изысканность и мелодичность скрипки. Струнный оркестр волнуется, напряженная атмосфера приближающейся бури после летнего зноя витает в воздухе.

Интересно! Каждый концерт у Вивальди отражен и в поэзии. Сонеты начинают каждую часть произведения.

Музыкальные произведения о природе русских композиторов

Композитор могучей кучки Н. А. Римский-Корсаков в каждой композиции обращается к природе. Картина бушующего моря-океана в опере «Садко» хранит и мощь стихии, и шелест волн, и загадочность подводного мира.

А «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» волнует своей стремительностью и новизной. Перед взором сразу появляется крошечное насекомое, которое кружит над морской пучиной.

Живая русская природа отражается в вокальных произведениях Модеста Петровича Мусоргского. Это и романсы «Над рекой», «Дуют ветры, ветры буйные…». И картины из оперы «Хованщина».

Заключение

Вокальные и инструментальные композиции о природе способны описать чудеса среды обитания человека на Земле не хуже кисти художника. Произведения великих композиторов (Гайдн, Чайковский, Римский-Корсаков, Вивальди) подходят для развития в людях чувства прекрасного, умения созерцать.

Будь то школьный класс или шумный офис, великая музыка рождает добрые мысли у любого.

Источник

Консультация «Природа в музыке, музыка в природе»

А что же такое музыка? Музыка – вид искусства. Средством передачи настроения и чувства в музыке служат специально организованные звуки. Основными элементами и выразительными средствами музыки являются: мелодия, ритм, метр, темп, динамика, тембр, гармония, инструментовка и другие.

Музыка является очень хорошим средством воспитания художественного вкуса у ребенка, она способна влиять на настроение, в психиатрии есть даже специальная музыкотерапия. С помощью музыки можно даже воздействовать на здоровье человека: когда человек слышит быструю музыку, у него учащается пульс, повышается давление, он начинает двигаться и думать быстрее.

Музыку принято разделять по жанрам и видам. Музыкальные произведения каждого жанра и вида, как правило, легко отличить друг от друга из-за специфических музыкальных свойств каждого

А что же такое природа? Интересный и увлекательный вопрос. В школе в младших классах мы когда-то изучали такой предмет – природоведение. Природа — это живой организм, который рождается, развивается, творит и создает, а затем умирает, а то, что она создала за миллионы лет либо процветает дальше в других условиях или погибает вместе с ней.

Природа – это внешний мир, в котором мы живем; этот мир подчиняется неизменным на протяжении миллионов лет законам. Природа первична, она не может быть создана человеком и мы должны воспринимать ее как данность.

В более узком смысле слово природа означает сущность чего-либо – природа чувств, например.

Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке.

Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты – барабан, арфу, флейту.

Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодаря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика.

Учились у природы и великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.

Список музыкальных произведений о природе велик и многообразен. Приведу лишь некоторые произведения на весеннюю тему:

И. Гайдн. Времена Года, ч. 1

Ф. Шуберт. Весенний Сон

Ж. Бизе. Пастораль

Г. Свиридов. Весенняя кантата

А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»

В. А. Моцарт «Приход весны» (песня)

Р. Шуман «Весенняя» симфония

Э. Григ «Весной» (фортепианная пьеса)

Н. А. Римский-Корсаков «Снегурочка» (весенняя сказка)

П. И. Чайковский «То было раннею весной»

С. В. Рахманинов «Весенние воды»

И. О. Дунаевский «Журчат ручьи»

Астор Пьяццолла. «Весна» (из «Времена года в Буэнос-Айресе»)

И. Штраус. Весна (Frhling)

И. Стравинский «Весна священная»

Г. Свиридов «Весна и колдун»

Д. Кабалевский. Симфоническая поэма «Весна».

С. В. Рахманинов. «Весна» — кантата для баритона, хора и оркестра.

. и так можно продолжать еще долго.

Нужно отметить, что композиторы воспринимали и отражали образы природы в своих произведениях по-разному:

а) Подражание голосам природы (М. Мессиан, картины природы, чувства, вызванные образами природы: французские и английские клавесинисты, А. Вивальди, Й. Гайдн, Л. Бетховен, Г. Берлиоз и др. ;

б) Пантеистическое восприятие природы — Н. А. Римский-Корсаков, Г. Малер;

в) Романтическое восприятие природы как отражение внутреннего мира человека;

г) Отражение голосов природы в современной музыке, «новое подражание» электронными (техническими) средствами музыки.

Рассмотрим «весенние» пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

Читайте:  Помогите пожалуйста Срочно Составьте рассказ о впечатлениях от услышанного или увиденного вами в удивительн

«Времена года» Чайковского — это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.

«ВРЕМЕНА ГОДА» П. И. ЧАЙКОВСКОГО

Композитор Пётр Ильич Чайковский избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра. Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

12 пьес -12 картинок из русской жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов:

«У камелька». Январь:

«И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела.

В камине гаснет огонек,

И свечка нагорела. «

«Масленица». Февраль:

«Скоро масленицы бойкой

Закипит широкий пир. «

«Песня жаворонка». Март:

«Поле зыблется цветами,

В небе льются света волны.

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны»

«Подснежник». Апрель:

А подле сквозистый

«Белые ночи». Май:

«Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!»

«Баркарола». Июнь:

«Выйдем на берег, там волны

Ноги нам будут лобзать,

Звезды с таинственной грустью

Будут над нами сиять»

«Песнь косаря». Июль:

«Раззудись, плечо Размахнись рука!

Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!»

«Жатва». Август:

Косить под корень

От возов всю ночь

«Охота». Сентябрь:

«Пора, пора! Рога трубят:

Псари в охотничьих уборах

Чем свет уж на конях сидят;

Борзые прыгают на сворах. «

«Осенняя песнь». Октябрь:

Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья желтые по ветру летят. «

«На тройке». Ноябрь:

«Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой вослед не спеши

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда затуши. «

«Святки». Декабрь:

Раз в крещенский вечерок

За ворота башмачок

Сняв с ноги бросали. «

«Песня жаворонка». Март.

(аудио и видео приложение)

Жаворонок — полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни. Картина весеннего русского пейзажа нарисована очень простыми, но выразительными средствами. В основе всей музыки лежат две темы: напевная лирическая мелодия со скромным аккордовым сопровождением и вторая, родственная ей, но с большими взлетами и широким дыханием. В органичном переплетении этих двух тем и различных оттенков настроений — мечтательно-грустного и светлого — заключается покоряющая прелесть всей пьесы. Обе темы имеют элементы, которые напоминают трели весенней песни жаворонка. Первая тема создает своеобразное обрамление более развернутой второй теме. Заключают пьесу затихающие трели жаворонка.

(аудио и видео приложение)

«КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ» К. СЕН-САНСА

Камиль Сен-Санс Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

№ 1, «Интродукция и королевский марш льва», состоит из двух разделов. Первый сразу же настраивает на комический лад, во втором разделе собраны самые тривиальные маршевые обороты, ритмические и мелодические

№ 2, «Курицы и петухи», строится на звукоподражании, излюбленном еще французскими клавесинистами конца XVII — первой половины XVIII веков. У Сен- Санса перекликаются фортепиано (пианист играет одной правой рукой) и две скрипки, к которым позднее присоединяются альт и кларнет.

В № 3 предстают «Куланы — животные быстрые

№ 4, «Черепахи», контрастен предыдущему

№ 5, «Слон», использует сходный пародийный прием. Здесь фортепиано сопровождает соло контрабаса: самый низкий инструмент оркестра, тяжеловесный и малоподвижный.

«Слон» (Аудио и видео приложение)

В № 6, «Кенгуру», прыжки экзотических австралийских животных переданы аккордами стаккато.

№ 7, «Аквариум», рисует безмолвный подводный мир. Плавно струятся переливающиеся пассажи.

№ 8, «Персонаж с длинными ушами», Теперь вместо двух фортепиано звучат две скрипки, и их скачки на огромные интервалы в свободном темпе подражают крику осла.

№ 9, «Кукушка в глубине леса», вновь основан на звукоподражании, но совершенно иного склада.

В № 10, «Птичнике», солирует другой деревянный инструмент — флейта, словно исполняющая виртуозный концерт в сопровождении струнных. Ее грациозный щебет сливается с звонкими трелями двух фортепиано.

№ 12, «Ископаемые», еще одна музыкальная пародия

№ 13, «Лебедь», единственный серьезный номер в этой комической сюите рисует светлый идеал. В удивительной по красоте певучей мелодии виолончели, поддержанной плавным покачивающимся аккомпанементом двух фортепиано, сосредоточены характернейшие черты стиля композитора.

№ 14, Развернутый Финал, использует все инструменты, вплоть до молчавшей до сих пор флейты-пикколо, и некоторые темы предшествующих номеров, что придает пестрому чередованию разнохарактерных образов известную цельность. Обрамлением служит начальная тема Интродукции, которой открывается Финал. Подобно рефрену звучит еще один бойкий канкан, а между его повторениями возвращаются уже знакомые персонажи: проносятся куланы, кудахчут курицы, прыгают кенгуру, кричит осел.

«Лебедь» (аудио и видео приложение)

Единственный номер цикла, опубликованный и исполнявшийся публично при жизни Сен-Санса, – знаменитый «Лебедь», ставший в 1907 году и шедевром балетного искусства в исполнении великой Анны Павловой.

На протяжении ста лет «Лебедь» остается популярнейшей пьесой Сен-Санса. Сделаны его переложения чуть ли не для всех существующих инструментов, вокальные обработки «Лебедь — над водой», «Озеро грез» и даже «Мать Кабрини, святая XX века». Наиболее известен балетный номер «Умирающий лебедь», сочиненный на эту музыку знаменитым русским хореографом Михаилом Фокиным для Анны Павловой, одной из лучших балерин начала XX столетия.

И в заключении, хотелось бы отметить, что все писатели, композиторы, художники, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для нее, ведь каждая встреча с природой — это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне.

Любить природу — значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.

Человек – это единое целое с природой. Он не сможет без неё существовать. Главная задача человека – сохранить и приумножить её богатства. А на данный момент природа очень нуждается в заботе.

Олицетворяя природу, музыка способна заставить человека задуматься о её судьбе.

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по музыке «7 цветов у радуги, а в музыке 7 нот»Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по музыке «7 цветов у радуги, а в музыке 7 нот» Название: Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по музыкальному воспитанию в старшей группе детского сада «7 цветов.

Конспект комплексного занятия по музыке. Интеграция образовательных областей «Художественное творчество» и «Музыка» Интеграция образовательных областей: Здоровье, Художественное творчество, Физическая культура, Социализация, Коммуникация, Труд. Цель :.

Конспект занятия по музыке «Музыка и природа» Конспект образовательной деятельности. Образовательная область «Музыка». Тема: «Музыка и природа» Подготовительная группа Тема: «Музыка.

Консультация для педагогов и воспитателей «Природа сильнее» Взаимодействуя с детьми, мы часто противимся их природе. Особенно мальчишеской, хотя активным девочкам тоже приходится не просто в мире.

Консультация для родителей «Музыка» И. —С. Бах «Цель музыки — трогать сердца»Консультация для Родителей «Музыка»И. — с. бах:»Цель музыки — трогать сердца» Музыка для ребёнка.

Консультация для родителей «От шума к музыке» Уважаемые родители! Приобретая «музыкальные» игрушки (это те игрушки, что шумят, пищат, звенят и пр., можно не только давать детям удовлетворять.

Консультация для родителей по экологии «Природа-семья, ребенок» Консультация для родителей по экологическому воспитанию на тему: «Природа – семья, ребенок». «Человек стал человеком, когда услышал шёпот.

Консультация для родителей «Приобщение к музыке ребенка в семье» Музыкальное развитие оказывает огромное воздействие на развитие малыша: у него формируется эмоциональная сфера, также совершенствуется мышление,.

Тематическое занятие «Музыка в спорте, спорт в музыке» для детей 4–7 лет Тематическое занятие «Музыка в спорте, спорт в музыке» Для детей 4 — 7 лет Цель: закрепление знаний детей о различных видах спорта, отображенных.

Зачем ребенку музыка? Консультация для родителей Зачем ребенку музыка? Мы все хотим видеть своих детей образованными людьми и уделяем много внимания умственному воспитанию, порой забывая.

Источник

Природа в музыке

Тема природы в музыке стала сквозной в русской и зарубежной литературе. Обращение к этой насущной теме требовали и творческой мысли, и, доблести, и у фантазии, и человеческого мужества.

Изумительное поэтическое и одухотворенное чувство Родины и родной природы присуще творчеству русских и зарубежных композиторов. Чуткие слушатели природы, они умели равно слушать и ее тишину её “зеленый шум”.

Процесс приобщения к прекрасному миру музыки своеобразен, порой достаточно лишь однажды проникнуться красотой звучания и природа служит при этом своего рода толчком, заставляющим человека коренным образом изменить свое отношение к этому жанру в искусстве.

Музыка раскрывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить. Это её главная прелесть, главная чарующая сила. Она — непосредственный язык души.

В музыкальном творчестве великих композиторов нас привлекает широта их взглядов на мир, глубокий интерес к жизни народа, к большим социальным и психологическим конфликтам, внутреннему миру человека, а также к природе родной страны.

Нельзя любить родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить весь мир, не имея родины.

Ученик:

Без березы не мыслю России —
Так светла по-славянски она
Что, быть может, в столетья иные
От березы вся Русь рождена
Под березами пели, женили,
Выбирали коней на торгах
Дорогих матерей хоронили
Так, чтоб были березы в ногах
Потому, значь, березы весною
Человеческой жизнью живут;
То смеются зеленой листвою
То сережками слезы прольют.

Ведущая:

Читайте:  30 главных достопримечательностей Тывы

Не прошел мимо “Березки” великий русский композитор Петр Ильич Чайковский.

Он включил мелодию “Во поле береза стояла” в симфонию IV.

Оркестр (рисунок 1) исполняет р.н. песню “Во поле береза стояла”

Процесс приобщения к прекрасному миру музыки невозможен без общения с природой.

Ян Сибелиус рос впечатлительным, эмоциональным ребенком. Вся обстановка, в которой он жил, своеобразная северная природа, сурова, но прекрасная, располагали к этому. Стоило мальчику побывать в лесу, и ему казалось, что вековые сосны шелестят о чем-то своем, очень интересном. Он задумчиво склонял голову на бок, словно прислушивался. А когда взрослые окликали его, он только отмахивался: “Я должен дослушать то, что рассказывает старая сосна”.

Уже в детстве Ян обладал богатой творческой фантазией, а позднее, став известным композитором, писал музыку, от которой веяло простором финских лугов и полей, в ней журчала вода финских синих озер, в ней пела родная финская земля.

Ученик:

Луг шелковый, мирный лес!
Сквозь колеблемые своды
Ясная лазурь небес!
Тихо плещущие воды!
Мне ль возвращены назад
Все очарованья ваши?
Снова ль черпаю из чаши
Нескудеющих отрад?
Будто сладостно-душистой
В воздух пролилась струя;
Снова упиваюсь я
Вольностью и негой чистой.

Оркестр “Русский лирический” (исполняет оркестр русских народных инструментов)

Ученик:

Край ты мой, родимый край
Конский бег на воле
В небе, крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гай ты, родина моя! Гай ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья, ветер, степь, да тучи!

Ведущая:

Не обходится русский народ без задушевных и протяжных, бойких и веселых, шуточных и плясовых мелодий. Звучит русская народная шуточная песня “Воробьиха — Барыня”!

Оркестр “Воробьиха — Барыня” (оркестр исполняет шуточную пьесу)

Ведущая:

В музыкальных произведениях образ Родины связан с образом русской земли. Эти образы формируют душу каждого народа. И отношение к природе категория мировоззренческая. Одному — природа мать, другому — мачеха. А нам?

“Зеленая Русь — Багров”

Ученик:

Сразу пустым показалось селенье
После отлета последних грачей
Скоро уже поплывут в отдаленье
Синий дымок деревенских печей
Где бы я ни был, ни странствовал где бы, —
Я лишь ценил и любил горячей
Вкус деревенского черного хлеба,
Горький дымок деревенских печей.
Родина, Родина, сделай мне милость –
Я только твой ведь и больше ничей.
Так помоги, чтоб в душе сохранилось
Это тепло деревенских печей.

Оркестр “ Мелодия” муз. Р. Паулса

Ученик:

Это очень придумано здорово,
Что за ночью безмолвною вслед,
Мир веселыми радуя зорями,
Ежедневно приходит рассвет.
Что бы вы не задумали — сбудется
Новый день начинает полет.
По тропинкам, дорогам и улицам
Ежедневное чудо идет.
Это очень придумано здорово,
Что за ночью безмолвною вслед,
Мир веселыми радуя зорями,
Ежедневно приходит рассвет.

Оркестр: “Перепляс” муз. Дымова

Ведущая:

Великий русский писатель мирового значения Л. Н. Толстой очень ценил музыку.

“Самым высоким видом искусства я считаю музыку, но музыка невозможна без поэзии, без природы”.

И скромные возможности оркестра сумели отразить этическую широту и оптимистичность мироощущения, свойственные русской народной музыке в произведении Евгения Дербенко “Сельские зори”.

Оркестр: “Сельские зори” муз. Дербенко

Ведущая:

Для русского человека природа была не только музыкой, но и пейзажем, формирующим эстетический вкус, воспитывающим представление о прекрасном. С мыслями о природе русские художники связывали представления о естественности человеческого существования, об источниках нравственных представлений. Гармония социального и природного в жизни — это гармония ума и сердца, разума и чувства.

“.Я всегда только Русью жил” — говорил великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Он посвятил свою жизнь прославлению раздолья, богатства родной земли, неоглядных ее просторов. Его картины полны любви к Родине и веры в неиссякаемые силы жизни (на экране картины В. Васнецова)

Ученик: (под музыку) “У реки” муз. Карамышева

Мелколесье. Степь и дали,
Свет луны во все концы
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.
Неприглядная дорога,
Да любимая навек.
По которой ездит много
Всякий русский человек
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.
Чем я даль твою измерю,
Высоту и синеву?!
Я в тебя, Россия, верю,
Этой верой я живу.
Землю взглядом обнимаю
И уверен я давно –
Нам с тобой, земля родная,
Много счастья суждено.
Ты мила мне и красива –
И в метели, и в цвету.
Я твои украшу нивы, дали трудные пройду.

Могучая выразительность, широкая напевность яркая образность, глубокая правдивость – характерные черты для русской природы и русской народной музыки. Печаль, радость, надежда, ожидание – все чувства отражаются в музыкальных звуках. Вот почему говорят : “Народная музыка – душа народа”.

Ученик:

Теплый вечер разлил темноту,
Где-то музыка тихо слышна.
У рябины, что в белом цвету
Постою, погрущу я одна.
Нет черемухи белой пышней
Нет душистей сирени хмельной
Но иду, как к подруге своей
Я к рябине в накидке резной.

Оркестр: “ Кудрявая рябина” обработка Капустяка

Ведущая:

Природа в музыке — это живая и олицетворенная отчизна. для некоторых это далекая деревня, где они увидели свет, узнали любовь, похоронили отца, мать; для всех — отчизна, семья, единство желаний и помыслов. И все это воскрешает в душах лирическая музыка замечательного советского композитора Евгения Дербенко.

Оркестр: “Лирическая пьеса”

Ведущая:

Точные и яркие образы природы и людей мы слышим в произведениях Пушкина, в которых звучит особая прелесть и выразительность. Все картины природы в романе “Евгений Онегин”: зима, весна, осень, утро, вечер даны через восприятие любимой героини Пушкина Татьяны. А уезжая из имения в столицу, она трогательно прощается с родными местами.

Её прогулки длятся доле
Теперь то холмы, то ручей
Остановляют поневоле
Татьяну прелестью своей.
Со своими рощами, полями
Она беседовать спешит
Но лето быстрое бежит
Настала осень золотая…

Она просит прощения у родных мест, расставаясь с ними.

Простите милые долины
И вы, высоких гор вершины.
Простите, милые леса,
Меняю тихий, мирный свет
На шум блистательных утех

Гитара. Исполнение романса “Утро туманное” сл. И.Тургенева, муз. А.Абаза.

Ведущая:

В песнях находят свой отзвук все события и большие и малые. Песня и музыка звучат при рождении и похоронах, в минуты труда и отдыха. Они заполнила наш быт. А быт — это просто жизнь. Чтобы скрасить горести жизни, мы заполняем её традициями и обрядами, используя музыку, песню, танец.

. Теперь почти забытая,
Гитарами забитая,
Но все же непокорная
Звучит кадриль задорная.

Оркестр: “Кадриль” муз. Будашкина

Ученик:

И я увижу и открою цветочный мир,
Цветочный путь, — О, если ты и вы со мною
Могли туда перешагнуть.

Красота и ценность природы уходили своими корнями в далекую древность.

В 1922 году в археологии произошла сенсация: была найдена гробница фараона Тутанхамона, жившего почти за 1500 лет до нашей эры. Ученые, обнаружившие древний саркофаг, были ошеломлены. Здесь все оказалось нетронутым, положено будто только вчера. Сокровищ не счесть, они ослепляли. И все же не это великолепие удивило открывателей гробницы. Произвел наибольшее впечатление хватающий за душу веночек полевых цветов, положенный в гроб молодой женой фараона. Вся царская пышность, все царское великолепие побледнели перед высохшим пучком цветов, которые еще сохранила следы своих древних свежих красот. С неотразимой силой они напомнили нам, каким мимолетным мгновением являются тысячелетия.

Ведущая:

Изумительно поэтическое и одухотворенное чувство родной природы присуще русской народной музыке. Интонационно-выразительная природа музыки, ритм, темп исполнения, динамика музыкального звучания прозвучит в пьесе Тамарина “ Музыкальный привет”. Что является замечательным образцом программной музыки.

Оркестр “ Музыкальный привет”

Ведущая:

В русском языке мир — общество, мир — не война, мир — Вселенная — слова — близнецы, а слова Родник, Природа, Родина, Народ — одного корня.

П.Антокольский: “Велика моя надежда на нашу Россию. Хорошо она начала свое искусство. И я глубоко верю, что она скажет свое особенное слово. Дорога она тем, что старается понять человеческую душу, дух народа. везде она ищет творчество души”.

Ученик:

Вот подождите — Россия воспрянет,
Снова воспрянет и на ноги встанет.
Встанет Россия, да, встанет Россия,
Очи раскроет свои голубые,
Речи начнет говорить огневые, —
Мир преклонится тогда перед ней!
Встанет Россия — все споры рассудит.
Встанет Россия — народности сгрудит.
И вдохновенно и религиозно,
Пламенно веря и мысля серьезно,
Недрах своих непреложностью грозной
Станем выращивать новый цветок.
Время настанет — Россия воспрянет,
Правда, воспрянет, неправда отстанет,
Мир ей восторженно славу возгрянет,
Родина Солнца — Восток!

Ведущая:

О природе петь — что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам,
О России петь — что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать.
О России петь — что тоску забыть
Что Любовь любить, что бессмертным быть.

Источник

Природа в музыке, музыка в природе

Автор: Забелина Светлана Александровна, музыкальный руководитель.
Место работы: МБДОУ «Детский сад «Березка», город Тамбов.

Описание материала. Предлагаю вам статью об изображении природы в музыке. Какой океан звуков окружает нас: пение птиц, шелест листьев, шум дождя, рокот волн. Все эти звуковые явления природы музыка может изобразить, а мы, слушатели, их представлять. Данный материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам дошкольных учреждений в качестве консультации.

Звучащий мир вокруг нас постоянно, особенно в природе, ставит своеобразные задачи нашему слуху. Что звучит? Где звучит? Как звучит? Услышать музыку в природе, вслушаться в музыку дождя, ветра, шороха листьев, морского прибоя, определить, громкая она, быстрая или едва слышная, струящаяся. Подобные наблюдения в природе обогащают музыкально-слуховой опыт ребенка, оказывают необходимую помощь в восприятии музыкальных произведений с элементами изобразительности. Изобразительность в музыке, подсказанная звуковой тканью природы, иллюстрируется замечательными явлениями природы.

Читайте:  Волновые свойства света Дифракция Интеренция Дисперсия

Послушай: музыка вокруг. Она во всем – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны, раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели среди зеленой тишины.
И дятла дробь, и поездов гудки, чуть слышные в дремоте,

И ливень песенкой без слов все на одной веселой ноте.
А снега хруст, а треск костра!
А металлическое пение и звон пилы и топора!
А проводов степных гуденье!
…Вот, потому-то иногда почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали, о том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвою, как, заскрипев, качнулись ели…
М. Ивенсен

Какой океан звуков окружает нас! Пение птиц и шелест деревьев, шум ветра и шорох дождя, раскаты грома, рокот волн…
Все эти звуковые явления природы музыка может изобразить, а мы, слушатели, представлять. Каким образом музыка «изображает звуки природы»?
Одна из самых ярких и величественных музыкальных картин создана Бетховеном. В четвертой части своей симфонии («Пасторальной») композитор звуками «нарисовал» картину летней грозы. (Эта часть так и называется «Гроза»). Слушая могучие звуки усиливающегося ливня, частые раскаты грома, вой ветра, изображенные в музыке, мы представляем себе летнюю грозу.
Приемы музыкальной изобразительности, к которым обращается композитор, двоякого рода. В качестве примера можно привести сказочное произведение Лядова «Кикимора», «Волшебное озеро», которое завораживает своей музыкой не только детей, но и взрослых.
Лядов писал: «Дайте мне сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив». Своей музыкальной сказке композитор предпослал литературный текст, заимствованный из народных сказок. «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Вырастает Кикимора. Зло на уме держит она на весь люд честной». Когда читаешь эти строки, воображение начинает рисовать и сумрачный пейзаж «у кудесника в каменных горах», и пушистого кота-Баюна, и мерцание в лунных лучах «хрустальной колыбельки».
Мастерски использует Лядов оркестр для создания таинственного пейзажа: низкий регистр духовых инструментов и виолончели с контрабасами – для изображения каменных гор, потонувших в ночном мраке, а прозрачный, светлый высокий звук флейт, скрипок – для изображения «хрустальчатой колыбельки» и мерцание ночных звезд. Сказочность тридевятого царства изображена виолончелью и контрабасом, тревожный рокот литавр создает атмосферу тайны, ведут в загадочную страну. Неожиданно в эту музыку врывается короткая, ядовитая колкая тема Кикиморы. Затем в высоком прозрачном регистре возникают волшебные, небесные звуки челесты и флейты, как звон «хрустальчатой колыбельки». Вся звучность оркестра словно высветляется. Музыка будто возносит нас из мрака каменных гор к прозрачному небу с холодным загадочным мерцанием далеких звезд.
Музыкальный пейзаж «Волшебного озера» напоминает акварель. Те же легкие прозрачные краски. Музыка дышит тишиной и покоем. О пейзаже, изображенном в пьесе, Лядов рассказывал: «Вот как было у меня с озером. Знал я одно такое – ну, простое, лесное русское озеро и в своей незаметности и тишине особенно красивое. Надо было почувствовать, сколько жизней и сколько изменений красок, светотеней, воздуха происходило в непрестанно изменчивой тиши и в кажущейся неподвижности!»
В музыке слышны звучащая лесная тишина и плеск потаённого озера.
Творческую фантазию композитора Римского-Корсакова пробудила «Сказка о царе Салтане» Пушкина. В ней есть такие необыкновенные эпизоды, что «ни в сказке сказать, ни пером описать!». И только музыке оказалось под силу воссоздать чудесный мир пушкинской сказки. Композитор эти чудеса описал в звуковых картинах симфонической картины « Три чуда». Мы живо представим себе волшебный город Леденец с теремами и садами, а в нем — Белку, что «при всех золотой грызет орех», прекрасную Царевну-Лебедь и могучих богатырей. Как будто по-настоящему слышим и видим перед собой картину моря – спокойного и бурно вздымающегося, ярко-синего и мрачно-серого.
Нужно обратить внимание на авторское определение — «картина». Оно заимствовано из изобразительного искусства — живописи. В музыке, изображающей морскую бурю, слышны рокот волны, завывание и свист ветра.
Один из самых излюбленных приемов изобразительности в музыке- подражание голосам птиц. Остроумие « трио» соловья, кукушки и перепела мы слышим в «сцену ручья»- 2 части Пасторальной симфонии Бетховена. Птичьи голоса звучат в пьесах для клавесина «Перекликанье птиц», «Кукушка», в фортепианной пьесе «Песня жаворонка» из цикла П. И. Чайковского «Времена года», в прологе оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» и во многих других произв. Подражание звукам и голосам Природы- самый распространенный прием изобразительности в музыке.
Другой прием существует для изображения не звуков, а движений людей, птиц, зверей. Рисуя в музыке птичку, кошку, утку и других персонажей, композитор изобразил их характерные движения, повадки, да так искусно, что можно воочию представить себе каждого из них в движении: летящую птичку, крадущуюся кошку, прыгающего волка. Здесь основными изобразительными средствами стали ритм и темп.
Ведь движения любого живого существа происходят в определенном ритме и темпе, и они очень точно могут быть отражены в музыке. Кроме того, характер движений бывает разный: плавные, летящие, скользящие или, наоборот, резкие, неуклюжие. Музыкальный язык чутко откликается и на это.
Замечательными в том отношении является цикл «Времена года» П. И. Чайковского, где каждая из двенадцати пьес отражает то или иное природное явление или характерную особенность данного месяца: май – «Белые ночи», март – «Песня жаворонка», август – «Жатва», октябрь – «Осенняя песня».
Каждое музыкальное произведение предваряется эпиграфом. Например: «Голубенький, чистый, волшебный цветок – это о подснежнике («Апрель»).
Большую изобразительную роль в музыке играют гармония и тембры музыкальных инструментов. Дар изображать в музыке движения людей, животных, птиц, явления природы дается не каждому композитору. Мастерски превратить видимое в слышимое умели Бетховен, Мусоргский, Прокофьев, Чайковский. Они создали неповторимые шедевры, которые переживут века.

Источник



Картины природы в музыке

Картины природы в музыке

Трудно назвать композитора, который не отразил бы в музыке своё восхищение образами природы. Шум дождя, птичье пение, переливы искрящихся на солнце водных струй… Все эти звуки природы вдохновляли композиторов к созданию музыкальных произведений.

Послушай, музыка вокруг…
Она во всём – в самой природе.
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.

Ей служат ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звук капели,
Птиц несмолкаемые трели
Среди зелёной тишины.

И дятла дробь, и поездов гудки,
Чуть слышные в дремоте,
И ливень — песенкой без слов
Всё на одной весёлой ноте…

Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы. Природа и искусство неразделимы одно от другого, потому что природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека.

Если вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, мы будем обращать внимание в них на всё, что связано с природой, мы, может быть, даже удивимся тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему у любого человека любовь к искусству и любовь к природе – очень близкие и родственные чувства.

У Э. Успенского есть стихотворение, которое поможет разобраться в жанрах живописи.

Если видишь на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная лавина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется – ПЕЙЗАЖ.

Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую воду, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, знай, что это – НАТЮРМОРТ.

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется – ПОРТРЕТ.

Музыканты, художники и поэты всегда стремились передать удивительную красоту мира в своих произведениях. На полотнах художников природа никогда не выглядит мёртвой и молчаливой. Вглядываясь в живописный пейзаж, мы обязательно услышим навеянные живой природой звуки.

Творчество Клода Дебюсси – великого французского композитора, дирижёра, пианиста – одно из самых ярких страниц истории французской музыки. Клод Дебюсси был выдающимся мастером звуковой живописи. Глубокое воздействие на композитора оказывала не только музыка, но и живопись, поэзия.

В поисках новых средств музыкальной выразительности Клод Дебюсси сделал много открытий в области гармонии. С помощью новых необычных приёмов композитор передаёт тонкие состояния природы – игру света и тени, солнечные блики, плеск водяных струй.

Слушание прелюдии К. Дебюсси «Ветер на равнине».

Слово «прелюдия» на латинском языке означает «вступление». Прелюдиями иногда называют небольшие инструментальные произведения. Например, прелюдия для фортепиано.

Используя музыкальную палитру, композиторы передают игру света и тени, сверкание солнечных бликов, радужное сиянье водяных струй и чистую прозрачность голубого неба. Каждый человек в душе – художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию.

Слушание прелюдии К. Дебюсси «Паруса».

Вопросы и задания:

  1. Послушайте прелюдию К. Дебюсси «Ветер на равнине». Выберите из словосочетаний те, которые наиболее точно передают характер музыки:

злой ветер – лёгкий ветерок;
шелест ветра – свист ветра;
ветер ревёт – ветер играет.

    Какие впечатления вызывают у вас после прослушивания прелюдии К. Дебюсси «Паруса» Каким предстаёт образ моря? В ответе можно использовать слова композитора, встречающиеся в нотах: «очень нежно», «очень мягко», «очень легко».

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Дебюсси. Прелюдия Ветер на равнине, mp3;
Дебюсси. Прелюдия Паруса , mp3;
Концерт рано утром , mp3;
Плеск воды , mp3;
Дождь в лесу , mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Источник