Как заинтересовать ребенка в музее Задания для интересного посещения музея с детьми
Игры в музее
Как заинтересовать ребенка в музее? Задания для интересного посещения музея с детьми
Виноград
Развитию восприятия природы, внимательному вглядыванию в нее служит занятие по рисованию «Виноград». Дети его очень любят. Прикрепим гроздь винограда так, чтобы она висела перед ребенком. Затем разделим тонкой линией лист бумаги на две вертикальные части. В левой части листа ребенок рисует гроздь, стараясь верно передать форму и цвет ягод. После того, как гроздь нарисована, ребенок съедает ягоды и в правой части листа рисует то, что осталось — ветку. Теперь можно видеть, как прикрепляется каждая ягодка и почему вверху их больше, а внизу меньше. Оказывается, ветка тоже красивая и от нее зависит, какой формы гроздь. Хорошо, если родители выполнят задание параллельно с ребенком и затем сравнят результаты.
На что похоже?
Детям раздают заранее подобранные корни, спилы и срезы древесного ствола, овощи — картофель или морковь необычной формы. Дети по очереди рассказывают, что увидел каждый: один сумел увидеть в форме корня фантастическое животное, другой в рисунке среза дерева — лицо человека, в морковке — зайчика, в картошке — ладонь с растопыренными пальцами. Дети могут предлагать смешные, порой неожиданные или, на взгляд взрослого, нелепые ответы. Задача взрослого — в каждом ответе увидеть его оригинальность, похвалить ребенка, а в том случае, если его сравнение не исчерпало тех возможностей, которые заложены в натуре, а ухватило лишь одну его черту, попросить дополнить. Обычно ребята сами с удовольствием предлагают свои варианты.
Проводить интересные игры-наблюдения можно дома — в тот момент, когда на кухне моются овощи, интересно рассматривать их срезы, цвет, форму.
Вглядись и расскажи
Можно придумать много игровых заданий с целью научить видеть выразительность и красоту форм и линий в окружающей природе.
Вот одно из игровых заданий, оно называется «Волшебный лес» и проводится на ступенях мраморной лестницы. Детям предлагают путешествие в волшебный, заколдованный лес. Лес — это прожилки мрамора, рассматривая их, ребята, каждый самостоятельно и одновременно делясь своим «открытием» с другими, отыскивают сказочных персонажей, силуэты зверей, чудовищ и т.д. Дети получают полную свободу двигаться и фантазировать, каждый может проявить свои способности.
Способность видеть в незнакомых очертаниях или рисунке трещин знакомые или фантастические образы подготавливает детей к восприятию произведений прикладного искусства — изделий из керамики, вышивки, узоров на ткани, с которыми они познакомятся позже в музее.
Вещи, природа и люди
Игровое занятие на тему «Вещи, природа и люди — единый мир» начинается с беседы. Детям предлагается вопрос: «Как вы думаете, есть ли что-нибудь общее между цветком и человеком?» Дети отвечают, называя различия, и приходят к мнению, что «ничего общего нет, они совсем разные». Их ответы строятся на наглядном сравнении, внешнем сличении, и поэтому они правы — взрослый подтверждает их правоту, продолжая выделять признаки «непохожести»: «Люди носят одежду, говорят, двигаются, а цветок ничего этого не может». Но вот он обращает внимание ребенка на строение цветка. Стебель, корень, листья, головка — нельзя ли их сравнить с нашим телом; стебель похож на туловище, корни — ноги, листья — руки, голова — сам цветок. Кроме того, внутри стебля течет сок, как кровь у человека, цветку нужно солнце, вода — его питание; маленькие бутоны вокруг большого цветка — как дети вокруг мамы, если не будет воды и солнца, цветок погибнет, засохнет, если сломать стебель, ему будет, наверное, больно, как и человеку.
Это занятие дает ребенку возможность впервые задуматься о строении своего тела, почувствовать общность всего живого, возбуждает интерес и сочувствие к живому, но более слабому, чем он сам. Для некоторых это занятие станет началом нового увлечения — наблюдения и ухода за растениями, желания вырастить самому из семечка что-нибудь особенное: финиковую пальму, лимон, перец.
Общность живого и неживого
Игру-наблюдение «Общность живого и неживого» можно продолжить во время прогулок. Если вы живете в деревне или поселке, то, наверное, замечали, что есть очень выразительные дома. Вглядевшись повнимательнее, можно заметить, что в некоторых угадывается сходство с человеком: стена — это лицо, окна — глаза, дверь — рот. Кажется, что он улыбается: это веселый, добрый, приветливый дом. А вот дом с покосившейся крышей и окнами, он кажется нахмуренным — у каждого свой «характер».
Если вы живете в городе с современной застройкой многоэтажных домов, то вечером, во время прогулки с ребенком, обратите его внимание на фасад дома, в котором начинают зажигаться окна.
С далекого расстояния, даже сидя в автобусе, можно видеть, что сочетания зажженных окон образуют различные узнаваемые фигуры — гигантские цифры, буквы, лошадку и т. д. Все изображения имеют обобщенные геометризованные формы — ведь они складываются из прямоугольников окон.
Лоскутки и колокольчики
На лужайке полукругом сидят дети и родители. На земле разложены свистульки из глины, колокольчики, дудочки, флейта, гранат с сухими зернами, бубен и другие простые инструменты.
В руках мешочек с различными лоскутками. Они однотонно окрашены, но разной фактуры: бархатные, хлопковые, шелковые, фланелевые. Условия игры: каждый ребенок по очереди с закрытыми глазами вынимает из мешочка один лоскуток. Он пробует его на ощупь, трет тыльной стороной ладони, и говорит нам о своих ощущениях, определяет цвет: ткань теплая, шершавая, короткая, приятная, похожа на морской песок, желтая и т. д. Затем открывает глаза, подбирает звук. Перебирает звучание всех инструментов и останавливается на том, который ему кажется наиболее близким, подходящим. Естественно, что эта игра ориентирована на индивидуальное восприятие каждого. Не важно, если названный ребенком цвет не совпал с реальным, ведь он основывался только на своих ощущениях. Главное, что впервые в его сознании цвет и звук соединились. Именно это ему пригодится в понимании живописи и в его собственном художественном творчестве.
Ожившая скульптура
Вначале вспоминаем миф о подвиге Геракла, затем ребенку дается задание вообразить себя Гераклом, стреляющим из лука. Он пробует принять позу статуи, и здесь выясняется, что он не так хорошо рассмотрел и запомнил все детали: на какую ногу нужно опираться, а какая согнута в колене, как поставлены руки. Оказывается, что в такой позе трудно удержать равновесие и, подняв голову, смотреть вперед,»прицеливаться». Неудачная попытка заставляет внимательней вглядываться, детально рассматривать, запоминать и»проигрывать» на себе позу статуи. Для детей 4-6 лет это непростая задача, тем более, что многие еще путают «право» и «лево»: не умея удержать в памяти «изображение», они ищут зрительной опоры, повернувшись лицом к статуе, — получается «зеркальное» отображение. Но постепенно ребенок начнет быстрее и легче справляться с такими заданиями.
Скульптор и глина
Для игры выбирается статуя «Мальчик, вынимающий занозу» V в. до н. э. Взрослый рассказывает о том, что в Древней Греции детей воспитывали так, чтобы они были сильными, ловкими, выносливыми, для этого устраивали специальные соревнования по бегу, метанию копья и другим видам спорта. Победитель соревнований считался героем, в честь него устанавливали статую. Однажды во время соревнований по бегу мальчик, бежавший среди других, почувствовал, что в ногу вонзилась заноза, но он, превозмогая боль, продолжал соревнование и одержал победу — первым пришел к финишу. Скульптор изобразил его после соревнований, когда он сел, чтобы вынуть занозу.
После рассказа объясняем ход игры. Желательно участие двоих детей: один будет скульптором, другой — глиной. Ребенок-скульптор должен так посадить партнера, чтобы его поза точно совпадала с позой статуи. Давая задание, нужно объяснить, что для ее выполнения недостаточно рассмотреть статую спереди, необходимо обойти ее, обратить внимание на то, как изогнута спина, наклонена голова, расположены руки.
Найди знакомых героев
Это игра-поиск. Взрослый заранее предупреждает ребенка, нацеливая на поэтапную работу: найти, вспомнить, рассказать, дополнить. Затем они вместе отыскивают в зале статую знакомого героя, останавливаются около нее и вспоминают связанный с героем миф. Эта игра может проводиться и в залах картинной галереи, на материале живописи. В этом случае гораздо большие возможности открываются для занятий по библейским сюжетам (например, «История Христа»). Особенно актуальным подобное занятие становится накануне больших праздников — Рождества, Пасхи.
Найди картину по деталям
Игра-поиск. Заранее, дома приготовьте 2-3 детали известного вам натюрморта — морскую раковину, фрукт, цветок, очки и т. д. В зале покажите их ребенку и вместе с ним начните поиск картины с этой деталью. Потом внимательно рассмотрите вместе найденный натюрморт, называя каждый предмет, его цвет и форму. Обратите внимание на особенно красивую деталь.
Рамка с натюрмортом
Дома можно поиграть так. Возьмите небольшую рамку. Вместе с вами или самостоятельно ребенок может обследовать окружающее с целью найти натюрморт. Предметы, попадающие в рамку, наставленную на них, как объектив фотоаппарата, образуют неожиданно красивые, гармоничные композиции — законченные «натюрморты», созданные самой жизнью. В рамку может «случайно» попасть пейзаж (вид из окна) или портрет. Такие незамысловатые этюды с рамкой открывают юному взору новый взгляд на мир, помогая увидеть красивое в обыденном, учат внимательно вглядываться в окружающее.
После таких занятий дети с удовольствием рисуют натюрморты — «то, что лежит на столе», правда, не такие, как они только что видели, а свои, с любимыми фруктами и овощами. Девочки чаще рисуют цветы в вазе.
Вспомнить все
Выберите знакомую картину. Еще раз вместе внимательно изучите ее, вплоть до деталей. Во время предварительного рассматривания и описания взрослый учит детей правильно подбирать слова, подыскивая те, что наиболее точно передают увиденное, а также правильно обозначать части картины — центр, середина, правый верхний угол, нижняя часть картины и т. д.
Ребенок встает спиной к картине, а вы придумываете и задаете ему вопросы: «Что лежит на середине стола? Какого цвета инжир? Какие фрукты лежат в корзине, какого они цвета?» и т. п. В этой игре ребенок вспоминает все, о чем говорили вместе со взрослым.
Это — «тренинговая игра». Она развивает художественную память ребенка, его способности цветоразличения, готовит к рисованию по памяти.
Я — экскурсовод
Взрослый предлагает ребенку 5-6 лет стать экскурсоводом. Ребенок ведет всех к произведению, которое ему нравится и которое он запомнил. Еще недостаточно свободно ориентируясь в музее с его обилием залов, он просит помощи у взрослого («Как пройти к статуе Афины со змеей?») Оказавшись у памятника, дает задание изобразить Афину и змею. Затем «экскурсовод» ведет своих экскурсантов «наугад», останавливаясь перед теми произведениями, которые ему знакомы, предпочитая самостоятельно выполнять задания, задавать вопросы и отвечать на них.
Источник
Экскурсия в музей природы
Целью данной экскурсии было познакомить детей с особенностями диких животных, разновидностей птиц обитающих в родном крае.
Дать представление о их повадках,жилищах, питании. Воспитывать бережное отношение к природе,любовь и гордость к своей малой Родине.
Дети познакомились со всеми видами хищников и млекопитающих живущих на территории Приангарья, узнали много нового и познавательного о жизни, повадках и среде обитания «братьев наших меньших».
Живой интерес вызвали хищники, такие как волки, рассомаха, рыси.
Экспозиция птиц обитающих в Приангарье.
Данная экспозиция, дала детям полное представление о всех видах птиц, которые гнездятся в Иркутской области. Получили исчерпывающую информацию о их жизни. Познакомились с такими видами птиц, как ночная сова, беркут и т. д.
Экспозиция «Мир Байкала».
Здесь дети познакомились с подводным миром озера Байкал.
Фоторепортаж «Музей природы» Ильменский заповедник – национальный заповедник России. 14 мая 1920 В. И. Ленин подписал декрет, о признании Ильменских гор заповедником.
Фотоотчет «Экскурсия в музей наперстков» Фотоотчет «Экскурсия в музей наперстков». В рамках реализации темы недели «Профессии» дети, родители и педагоги группы «Василёк» посетили.
Экскурсия для дошкольников в музей природы. Экскурсия для дошкольников в музей природы. Поход в музей – дело всегда интересное и полезное. А ведь когда подрастают дети, то, несомненно,.
Экскурсия в Лысьвенский музей Первая встреча с лысьвенским драматическим театром им. А. Савина Хочу отметить, что в нашем городке есть драматический театр имени А. Савина,.
Экскурсия в Лысьвенский музей Первая встреча с лысьвенским драматическим театром им. А. Савина Хочу отметить, что в нашем городке есть драматический театр имени А. Савина,.
Экскурсия в Мемориальный музей космонавтики Смысл нашей жизни на земле и смысл полета – рук человеческих великая стыковка. (Е. Евтушенко) В рамках проекта «Космос и люди» мы с детьми.
Экскурсия в музей (фотоотчет) Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств и гражданских.
Экскурсия в музей игрушек Посещение музея- это всегда интересно, трогательно, много впечатлений и эмоций. В музеи можно узнать много нового. Я люблю посещать со своим.
Экскурсия в музей космонавтики. В рамках муниципального проекта «По родному краю с рюкзаком шагаю», в преддверии «Дня космонавтики» воспитанники МБДОУ «Детский сад № 42».
Экскурсия в музей «Усадьба Рукавишниковых». Хочу поделится с Вами дорогие коллеги нашей экскурсией в интереснейшее место в нашем городе, в музей «Усадьба Рукавишниковых», нижегородский.
Источник
Музеи природы: не только Зоопарк
Когда погода не располагает к отдыху с детьми на улице, родители задумываются о развлечениях из разряда indoors, то есть в закрытых помещениях. Здесь и вспоминается слово "музей". Хотя возможно, у многих оно вызовет скучноватые ассоциации с запахом пыли, длинными коридорами и снотворным бормотанием экскурсовода. И возникают резонные сомнения, стоит ли тащить туда своих детей, как таскали когда-то нас.
На самом деле, ходить в музеи можно даже с двухлетними детьми, причем так, что им будет интересно. Просто надо правильно выбрать место.
Очевидно, что нет смысла вести двухлетку на выставку абстрактной живописи: такое ваш ребенок может нарисовать и сам, не выходя из дома и бесплатно. Музеи кукол, как ни странно, тоже предназначены для взрослых — ну какому ребенку будет интересно пялиться на чужие игрушки, которые нельзя взять себе? Так что лучшие музеи для маленьких детей — это музеи природы. Пять таких мест Москвы — в этом обзоре.
Но сначала еще несколько простых рецептов для того, чтобы мероприятие было приятным:
— Когда идти. Отправляясь в музей в выходные, вы рискуете провести изрядное время в очереди, а затем бродить по музею в толпах орущих школьников. Лучшее время для посещения музеев с маленькими детьми — будни. Причем лучше во второй половине дня, часов в пять, то есть за час-два до закрытия (а время закрытия лучше узнать заранее).
— Маршрут в музее. Взрослые в музеях подобны баранам, которые ходят только по стрелкам. А еще у взрослых обычно имеется такой стереотип, что "раз уж пришли, надо все посмотреть". В результате посещение музея с ребенком может стать пыткой для обеих сторон — ребенку уже надоело, а родители страдают оттого, что не выполнили свой бараний алгоритм.
Поэтому, если вы идете в музей с ребенком, лучше сразу настроиться на то, что ходить вы будете как попало. И желательно — не больше часа. Можно заранее придумать сокращенный маршрут — например, посмотреть только один этаж за один заход. Другой вариант — сейчас во многих музеях проводятся временные выставки; как правило, они и являются самым интересным. Так что лучше идти не в "музей вообще", а на конкретную выставку, о которой желательно узнать заранее – на сайте музея или на афишных сайтах.
— Интерактив. Детям нравится все трогать. Сейчас стали появляться музеи и выставки, которые специально под это заточены. Но есть музеи классические, где трогать экспонаты нежелательно. Родителям лучше сразу понять эту разницу. Это не значит, что нужно обязательно спасать от ребенка каждый столбик с красным шнурком (это очень забавная игрушка!). Я имею в виду те случаи, когда запрет на хватание предметов действительно разумный (когда ребенок может испортить экспонат или уронить на себя что-то тяжелое).
— Еда. В большинстве российских музеев плохо с едой. Поэтому стоит заранее подумать, как подкрепиться в походе — либо взять с собой, либо продумать маршрут после музея так, чтобы дорога проходила через "съедобное" заведение.
— Сувениры. Во многих музеях налажена продажа сувениров, и частенько это раздражает: дети бросаются на яркие витрины, забыв о главной цели посещения. Поэтому при входе в музей надо быстро пронестись мимо сувениров, отвлекая внимание ребенка чем-нибудь Очень Крутым на другой стороне коридора.
Но у сувениров есть полезная черта — они закрепляют память о походе в музей (а также о вещах, которые ребенок там узнал). Так что после музея подойти к сувенирам можно. Надо лишь дипломатично привести ребенка к мысли, что сувенир ему нужен не вот этот огромный, а вот этот симпатичный, который помещается в карман.
Ну а теперь — о том, куда можно сходить в Москве.
Океанариум на Чистых прудах
http://aquatis.ru/oceanarium/
Чистопрудный бульвар 14, стр. 3
Вообще-то лучший музей природы — это сама природа. А в городе это обычно Зоопарк. Но в "Океанариуме" гораздо приятнее. Небольшой, но очень впечатляющий музей, где в прозрачных аквариумах бродят огромные камчатские крабы, плавают морские коньки, светящиеся медузы и меняющие цвет осьминоги, кровожадные пираньи и загадочные наутилусы, а также другие необычные обитатели морских глубин.
Аптекарский огород
www.hortus.ru/
Проспект Мира, дом 26, строение 1
Мы уже рассказывали про Фестиваль орхидей, который проходил в этом филиале Ботанического сада МГУ. Но помимо орхидей, в Пальмовой и Субтропической оранжереях сада можно посмотреть множество других живых растений, которые обитают в тропиках и субтропиках — например, всяческие кактусы.
Мне лично больше нравятся самые первые залы, где собрана самая первая жизнь — все эти радиолярии, кораллы, раковины древних моллюсков. Но детям, понятное дело, скорее подавай динозавров в два этажа! Поэтому, если вы идете с детьми в Палеонтологический, рекомендую "ошибиться входом" — и после лестницы из гардероба пойти не направо (куда показывает стрелка), а налево (откуда выходят люди). Так вы сразу попадете в последний зал, где обитают самые огромные монстры.
Основная экспозиция с чучелами скучновата. Но регулярно бывают интересные выставки в новом корпусе. Одна из последних, которая запомнилась — следы разных зверей, включая их какашки. В новом корпусе есть маленький инсектарий — там живут палочники, гигантские тараканы, тропические бабочки. и растения, которые питаются насекомыми. А 12 февраля на выставке "Хищники" обещают живых хищников (хорьков) и общение с их хозяевами. У нас в "Летидоре" был отдельный фоторепортажпро этот музей.
Биологический музей им. Тимирязева
http://www.gbmt.ru/
ул. Малая Грузинская, 15
Возможно, основная экспозиция музея будет слишком "академична" для маленьких детей, хотя и здесь есть много ярких экспонатов. А еще в биологическом музее проводят разные познавательные игры. Например, проводились игры "Один день в каменном веке", интерактивное занятие “Растения-лилипуты” или семейная игра "Биологический лабиринт".
Если вы знаете еще какие-нибудь московские музеи природы, которые мы пропустили — рассказывайте в комментариях!
Источник
Музей природы в детском саду
Музейная педагогика – популярное направление образовательной деятельности. На страницах журналов описан опыт создания разнообразных музеев и специальных музейно – образовательных программ для детей дошкольного возраста. Интересен опыт петербургских педагогов и сотрудников Русского музея, разработавших программу для дошкольников «Здравствуй, музей!»
Можем ли мы, педагоги малых городов, приблизить дошколят к музейным ценностям?В нашем городе Междуреченске есть для этого определенные условия: городской краеведческий музей, школьные музеи боевой славы, истории города, национальной культуры, выставочный зал, где экспонируются работы местных художников. Все это открыто для посещения малышами. Так же в детских садах создаются мини-музеи, фольклорные избы и уголки русского быта.
В нашем детском саду создан музей природы. Целесообразно ли создание такого музея в детском саду? Ведь детей привлекает все движущееся, цветущее, яркое, а не застывшие экспонаты природы. Пятилетний опыт работы в музее показал, что создание такого музея не только возможно,но и необходимо по ряду объективных причин:
• Использование экспонатов музея помогает выйти за круг явлений, доступных ребенку для непосредственного наблюдения, и показать то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо ребенку. Важная особенность экспонатов – их статичность, дающая возможность подробно рассмотреть их, описать, установить между ними содержательные связи.
• Учитываются особенности детской субкультуры – стремление к коллекционированию. Ни для кого не секрет, что дети собирают и хранят как сокровища всевозможные, ненужные, по мнению взрослых,вещи: фантики, вкладыши, кэпсы, и прочие предметы. Дети с радостью откликнулись на предложение собирать коллекции для музея.
• Расширилось образовательное пространство детского сада, позволяющее разнообразить детскую деятельность, что в конечном итоге дает высокий личностный развивающий эффект.
• Экспозиции музея помогают формировать в течение всего года (т. к. у нас слишком короткое лето, благоприятное для наблюдений за живой природой) не только конкретные представления об объектах природы, но и знания о взаимосвязях живых организмов в экосистемах, обобщенные представления о явлениях природы, которые позволяют детям в дальнейшем ориентироваться в новых фактах в других условиях.
Какого же оформление и предметно – развивающая среда нашего музея?
В помещении музеярасположены несколько экспозиций:
1. Экспозиция экосистем «Кто где живет? Что где растет?» расположена на стенах музеяи состоит из нескольких панно:
Панно «Лес, тайга» — это природная зона нашего края. Здесь можно увидеть разные породы деревьев, кустарников, трав.Множество разных обитателей уживается на одной территории: волки, медведи, белки, разные птицы и насекомые.
Панно «Африканская саванна»привлекает внимание детей скоплением крупных животных: антилоп, полосатых зебр, жирафов, носорогов. А вот огромный баобаб с раскидистыми ветвями. В рощице пальм живут обезьяны.
Панно «Зеленый лужок». Дети узнают, что луг – это сообщество травянистых растений, которые любят свет, тепло, влагу. В это сообщество входят множество разных насекомых, мелких животных, наземных птиц. На свежую травку луга выходят пастись и домашние животные.
Панно «Пустыня». Глаза ребенка как бы скользят мимо,им не на чем остановиться:огромное желтое пространство и на нем малочисленные животные: змея, черепаха, ящерица. «Почему здесь пусто?» — это вопрос для поиска, размышления, исследований.
Панно «Море». Оно радует детей простором, чистотой, голубизной «воды».В морях живет много интересных животных: киты, дельфины, осьминоги, морские звезды, много разной рыбы. На дне и в толще воды растут водоросли, кораллы.
Все панно изготовлены из подручных материалов, ярких кусочков ткани, бросового материала, животные – из пластмассы.
2. Экспозиция «Природа нашего края»представлена различными коллекциями:
Семена дикорастущих и культурных растений
Гербарии травянистых растений и древесных пород
Спилы различных деревьев с хорошо заметными годичными кольцами
Разнообразные камни, полезные ископаемые
Чудеса природы (необычной формы овощи, фрукты, причудливой формы трутовики, ветки деревьев)
Коллекция засушенных букетов, злаков и тд.
Особым вниманием детей пользуется чудесный старый пень. Он вызывает много вопросов и ответов, предположений и открытий. На нем можно посидеть, потрогать гладкий спил, погладить мощные ветвистые корни.
Акватерритория – любимое место детей в пространстве музея. У стены устроена горка из камней, по которой, сбегая вниз, журчит веселый ручеек. Он впадает в небольшое озерце, на дне которого в прозрачной воде видны камешки разной формы и цвета, модели животных живущих в воде. Детей завораживает бег хрустальной воды по камням, они по долгу разглядывают озерце, воображая загадочную жизнь на его дне.
3. Экспозиция природосозидательной деятельности детей нашего детского сада. Она оформлена в фотоальбомах, видеофильмах, результатах исследовательской,проектной деятельности детей: стенгазетах (например «Как мы посадили рябинку», самоизданных книгах («Жалобная книга природы вокруг нашего города», «Сад непрерывного цветения» и др., лучших подделок из природного материала.
Как в любом музее для учета экспонатов у нас имеется инвентарная книга, в которой записываются номер экспоната, дата его появления, фамилия и имя человека принёсшего, подарившего его. Для того, чтобы экспонатами музея в качестве наглядного, обучающего средства могли пользоваться все педагоги, составлены тематические каталоги, в которых дается краткая информация о музейном предмете, его особенностях и вариантах использования в работе с детьми.
Однако, самое основное при создании подобного музея заключается не в его оснащении, а в развивающем взаимодействии педагога с детьми в музее природы.Технология нашего взаимодействия с детьми представлена в трех моделях:
• Учебная образно-игровая модель. Ее цель состоит в развитии логичности и творчества у детей через социально- ролевые отношения, позволяющие ребенку вступать во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Познавательная деятельность принимает игровую окраску за счет постановки учебной цели в художественном образе. Интеграция художественных образов сказок, мифов, стихотворений с природным окружением позволяют детям прочно усваивать знания и обеспечивает эмоциональный комфорт участникам деятельности.Основные методы этой модели: чудесное «превращение» в объект природы, общение с Принцессой музея, лесные сказочные герои в гостях у детей, создание сказочной ситуации из природных объектов и вымышленных персонажей.
• Коммуникативно-диалоговая модель. Цель данной модели познавательной деятельности заключается в развитии у детей самостоятельности и активной позиции в процессе познания природы на основе включения в разнообразные по содержанию диалоги и коммуникации.
Основные методы этой модели: решение проблемных ситуаций, вопросы-задания, вопросы, прогнозирующие путь изучения ребенком отдельных объектов, символические игры, словесные игры, игры – воображения.
• Поисково – исследовательская модель. Ее цель – актуализация субъектной позиции ребенка в познавательной деятельности, актуализация знаний, умений, навыков ребенка, их практическое применение во взаимодействии с окружающей природой. Стимулирование потребностей ребенка в самореализации, самовыражении, реализация принципа сотрудничества детей и взрослых. Основной метод этой модели — метод проектов. На базе музея прошла разработка и презентация таких проектов, как «Путешествие зернышка», «Лекарственные травы Кузбасса в аптеке Неболейки», «Мой папа – шахтер»
Логика использования данных моделей основывается на том, что ребенок познает мир посредством образов, и игровые способы облегчают ему процесс усвоения знаний, поэтому он вначале включается в учебно-игровую деятельность. Затем в коммуникативно-диалоговую деятельность, так как уже приобрел способы и опыт познания явлений природы и ее художественные образы и способен на этой основе вступать в коммуникации с педагогом и детьми. На заключительном этапе организуется поисково-исследовательская деятельность, в которой ребенок становится в позицию разрешения ситуаций, отражающих законы природы на уровне проектирования, осмысления и выражения собственных суждений.
Педагогами детского сада составлена музейно-образовательная программа «Распахни окно в мир природы» и разработан методический комплект, включающий в себя сценарии экскурсий и описание различных тематических выставок в музее природы, описание проектной деятельности детей, конспекты занятий «В гостях у принцессы Кукурузы», «Мы – морские обитатели», «Лесное чудо» и пр.
Мини-музей музыкальных инструментов в детском саду Всевозможные музеи – неотъемлемая часть развивающей предметно-пространственной среды детского сада. В музыкальном зале, например, можно.
«Весёлый день рождения в детском саду». Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.
Фотоотчет «Красота зимней природы в нашем детском саду» Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не.
Мини-музей «Чудеса из дерева» в детском саду «Велика наша Россия И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах На весь мир молва идет». Цель: продолжать знакомить детей со свойствами.
Музейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группе Музейная педагогика в детском саду Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Творчески мыслящий педагог.
Мини-музей «Коми изба» в детском саду Чувство патриотизма начинает формироваться с самого рождения. Любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание.
Мини — музей в детском саду (из опыта работы). Здравствуйте, дорогие коллеги. Музейная педагогика и мини-музеи прочно вошли в жизнь дошкольных учреждений. Цель музейной педагогики: создание.
Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями в соответствии с ФГОС ДО Мини-музей — это результат общения и совместной работы детей и их родителей. Тема музейной педагогики остается актуальной, так как решается.
Мини-музей в детском саду, посвященный Победе в Великой Отечественной Войне К празднованию Дня Победы мы решили сделать в группе мини-музей. Обратились к родителям воспитанников и сотрудникам детского сада с просьбой.
Экскурсия в музей краеведения в детском саду Цель экскурсии Дать детям элементарные знания о крае, в котором они живут. Познакомить детей с жизнью, бытом, обычаями и традициями казаков.
Источник
Рекомендации родителям при посещении музея "В музей природы вместе с ребенком"
консультация
Приобщение ребенка к тайнам природы воспитывает у него познавательный интерес к ней, учит ориентироваться в разнообразном мире природы, развивает мышление, обогащает его словарный запас, пробуждает эстетические чувства, развивает его творчество, хорошо готовит ребенка к школе.
Одним из средств развития у дошкольников интереса к природе является посещение природоведческих музеев. В Москве имеются замечательные природоведческие музеи — Дарвиновский музей, Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева, которые рассчитаны на посещение родителей с детьми любого возраста, в том числе и дошкольного.
Каждый из родителей хочет видеть своего ребенка образованным и культурным, хорошо разбирающимся в литературе, искусстве и живописи. Опираясь на опыт впечатлений, которые дети получают в музее, они начинают лучше ориентироваться в мире красоты и добра, что является гарантом повышения их общего культурного уровня.
Посещение природоведческих музеев дает возможность знакомить детей не только с природой нашей местности, но и позволяет осуществлять знакомство с разнообразными природными уголками всей планеты Земля, а также помогает воспитывать интерес и любовь к родному краю. Музей знакомит детей с чучелами животных и средой их обитания, с близкими и далекими природными зонами. Ценностью музеев является и то, что здесь же дети могут познакомиться с картинами художников-анималистов. Выставки в них организуются таким образом, чтобы каждый посетитель мог почувствовать жизнь природы, ее величие и мудрость.
В этих музеях проводится большая просветительная работа с детьми и взрослыми: это экскурсии и лекции, практические занятия и занимательные биологические игры. Там созданы условия для отдыха — диваны и кресла, имеются игровые места для детей. Здесь можно приобрести справочную литературу, путеводители, книги — пособия и иллюстративный материал, а также мелкий игровой материал, в память о посещении музея.
Посещение музея — событие в жизни ребенка и семьи, которое доставляет удовольствие всем: взрослым и детям, оказывая эмоциональное воздействие на них. Важно, чтобы этот поход в музей оставил след в душе ребенка, поэтому к посещению следует подготовиться.
Ребенку нужно рассказать о том, что его поведут не в простой в музей, а музей природы, в котором собран интересный и разнообразный материал из жизни животных и растений. При этом хорошо захватить с собой фотоаппарат, чтобы запечатлеть интересные моменты экскурсии: на фоне экспонатов музея и путешествуя по его залам. В музее, купив входной билет, отдайте его ребенку, чтобы он предъявил его на входе. Во время рассматривания экспонатов желательно разговаривать спокойно, не мешая другим людям. Не следует бегать по залам музея (напомни ребенку, что бегают на улице или в спортивном зале) и трогать экспонаты руками. Мы не должны мешать другим людям. В музее работают экскурсоводы, они проводят экскурсии и знакомят посетителей с экспонатами и экспозициями. Старшим дошкольникам полезно рассказать и об увлекательной деятельности коллекционеров-собирателей, которые этому посвящают всю свою жизнь.
Следует иметь ввиду, что в музеях большие залы и довольно много интересного, поэтому целесообразно заранее продумать или с ориентироваться на месте, что и в каком объеме показать ребенку. Дети быстро устают, поэтому они не могут получать сразу большой объем информации. С детьми трех—пяти лет желательно осмотр проводить до 30 минут, со старшими дошкольниками можно путешествовать по залам музея до 1 часа в том случае, если они заинтересованы и не проявляют усталости.
А так как в музее собраны богатые и разнообразные экспозиции, которые невозможно осмотреть сразу, то целесообразно и желательно организовывать посещения музея неоднократно.
Процесс вхождения ребенка в мир искусства индивидуален. Первые впечатления — самые сильные и глубокие, поэтому так необходимо тщательно подготовиться к первой экскурсии в музей. От нас, взрослых, зависит, захочет ли ребенок еще раз пойти в музей.
Первое посещение не должно быть длительным и утомительным для ребенка. Оно должно оставить у него впечатление праздника и чувство приобщения к прекрасному. Нельзя торопить ребенка, пусть он внимательнее посмотрит те экспонаты, которые больше заинтересовали его. Эмоциональный контакт-пауза, раздумье малыша важнее слов. В развитии культуры художественного видения важна прежде всего пауза всматривания, созерцания, сопереживания, а затем уже увлекательный краткий рассказ об экспонате или самом музее. При рассматривании необходимо вовлекать ребенка в диалог, побуждать его к общению и пробуждать устойчивый интерес, потребность поделиться своими чувствами и знаниями с друзьями и взрослыми.
Так, например, в Дарвиновском музее для первого раза достаточно посмотреть экспозицию первого зала и кинофильм о природе, который демонстрируется тут же. В музее ребенок может поиграть и отдохнуть. Для этого на втором этаже на коврике имеются большие кубики (игровые модули). Можно предложить ребенку поиграть с ними, захватив для этого носочки. А для закрепления впечатлений от посещения музея и для дальнейшего поддержания интереса хорошо бы купить ребенку фигурки животных, которые продаются в киоске музея. В дальнейшем путешествовать по залам музея желательно по буклетам, которые можно приобрести при входе в музей, находя экспонаты в зале и отвечая на вопросы буклетов.
Приобщать детей к музею можно, начиная с трехлетнего возраста. Однако при этом следует помнить, что маленький ребенок быстро утомляется и поэтому не следует перенасыщать его впечатлениями. Ребенок четырех-пяти лет уже осознает себя в мире окружающих его людей и явлений, у него развита эмоционально-познавательная активность, способность к сопереживанию и жажда деятельности. Рассматривая картины, иллюстрации, пособия, дети уже способны непосредственно выражать к ним свое отношение. В 5 — 7 лет у ребенка совершенствуются процессы узнавания, сравнения (анализа и синтеза). Специалисты называют этот период «золотым веком» детского самовыражения. Старшие дошкольники способны воспринимать и оценивать реальное и воображаемое. Свои впечатления дети высказывают, опираясь на собственные чувства и личный опыт. Спешат поделиться открытиями со сверстниками и взрослыми. Пытаются создать свой мир красоты, участвуют в выставке своего творчества, в сборе коллекций.
После посещения музея, для развития ребенка, желательно с ним вспомнить и «прожить» впечатления, полученные от экскурсии, так как в это время как бы усваивается то, что ребенка впечатлило, то, что он запомнил. Помочь ему прожить свои впечатления можно в игре, в рассказе, в просмотре фотографий, сделанных в музее, в рассматривании буклетов, книг, в рисовании и т.д. Все дети с удовольствием рисуют и лепят, выполняют аппликацию. Они живо откликаются на красоту, стремятся к прекрасному, их увлекает творчество. Поэтому ребенку целесообразно предложить изобразить в рисунке то, что ему запомнилось больше всего в залах музея, при этом записав его рассказ об увиденном. Рисунок хорошо показать воспитателем и детям в детском саду, а также поделиться своими впечатлениями с друзьями.
Дома вместе с ребенком хорошо бы начать собирать какую-ни- будь коллекцию, например, камней, марок о животных или растениях, организовать игру в зоопарк и т.д.
Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы же взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты и природы.
Посещение музея должно стать праздником для всей семьи.
До новой встречи!
Коллекционирование в семье. Рекомендации родителям
Одним из условий успешного развития ребенка является создание красивого и уютного интерьера в семье, удобного для детской деятельности и пробуждающего эстетические чувства.
После посещения природоведческого музея вместе с ребенком хорошо бы начать собирать какие-либо коллекции у себя дома. Для этого необходимо выделить в комнате небольшое пространство, «уголок», полочку. Важно, чтобы там у ребенка была возможность хранить личные вещи, «предметы красоты», материалы для рисования, лепки, аппликации. Все это будет стимулировать эстетические интересы и творческую деятельность детей.
«В мире животных», «Живая природа» (сериал) «Путешествие натуралиста», «Дог-шоу»
Источник