Как строительство дорог влияет на природу отрицательно

Мероприятия по охране природы при строительстве автомобильной дороги в Ишимбайском районе Республики Башкортостан

В данной статье рассматривалось влияние автомобильных дорог на окружающую природную среду, а также проведение природоохранных мероприятий по охране природы при строительстве автомобильной дороги в Ишимбайском районе РБ. Осуществление предложенных природоохранных мероприятий будет способствовать уменьшению отрицательного воздействия автомобильной дороги на окружающую среду, рациональному использованию земель и природных ресурсов, экономичному расходованию материальных и энергетических ресурсов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации [1].

При проектировании природоохранных мероприятий нужно руководствоваться Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды», который определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации [2].

Повреждая или разрушая естественные элементы ландшафта, а, следовательно, нарушая равновесие в природе, строительство автомобильных дорог отрицательно сказывается на состоянии естественного ландшафта. В качестве примеров подобного вмешательства в природу могут служить нарушение режимов движения грунтовых вод, ухудшение микроклимата [3]. При строительстве автомобильной дороги происходит нарушение земель главным образом за счет устройства насыпи, выемок, кюветов, устройства труб и примыканий.

Автомобильные дороги оказывают существенное влияние на окружающую среду. Наиболее значительными факторами воздействия при строительстве автомобильной дороги Стерлитамак — Белорецк — Магнитогорск на участке км 77,0 — км 97,0 в Ишимбайском районе Республики Башкортостан являются:

  • ущерб, наносимый производством строительно-монтажных работ прилегающим земельным угодьям;
  • загрязнение атмосферы при работе дорожных машин.

В процессе эксплуатации дороги наиболее острое влияние оказывают:

  • загрязнение воздуха и прилегающих почв выбросами, образующимися при движении автомобилей;
  • шумовое воздействие в населенном пункте;
  • эрозия почв в результате изменения естественного стока поверхностных вод в зоне дороги [6].

Проектируемая автомобильная дорога на участке км 77,0 — 97,0 в Ишимбайском районе Республики Башкортостан проходит по территории государственного лесного фонда. Поэтому для смягчения отрицательного влияния на лесные массивы в процессе строительства необходимо соблюдать следующие требования: ширина полосы вырубки, корчевки пней и кустарников не должна превышать параметров, установленных проектом; за пределами границ отвода леса не следует устраивать стоянки дорожно-строительных машин и автотранспорта; реализация деловой древесины должна быть выполнена в установленном порядке; не допускается складирование и сжигание срезанного кустарника и выкорчеванных пней у границ леса и полосы отвода, что влечет за собой создание благоприятных условий для развития и распространения болезней лесов, повреждения огнем деревьев и кустарниковой растительности, а также загрязнение атмосферного воздуха продуктами сгорания.

Перечень рекомендуемых мероприятий по приведению придорожной полосы в состояние, обеспечивающее оптимальные условия движения, экологическое благополучие населения и защиту окружающей среды, должен включать в себя:

  • определение необходимости специальных почвенных обследований для выявления деградированных земель, их консервацию или включение в полосу отвода автомобильной дороги, рекомендации по их использованию (устройство лесополос, полос для аварийной остановки автомобилей и т.п.);
  • организацию пересечения автомобильной дороги людьми и животными, при необходимости ограничение доступа к дороге с прилегающих территорий, вынос из полосы отвода сооружений и препятствий, влияющих на безопасность движения, снос строений;
  • установление защитных зон, в том числе ограничение застройки для обеспечения экологического благополучия населения, безопасности движения, нормальной эксплуатации дороги с учетом возможности дальнейшего развития автомобильной дороги;
  • рекомендации по рекультивации временно занимаемых земель и неиспользуемых участков существующей дороги.

Воздействия на растительный и животный мир могут быть прямыми (механические, повреждения, уничтожение, отравление производственными отходами, отработавшими газами транспортных средств или строительных машин, влияние шума и т.п.) или косвенными, которые обусловлены изменением среды обитания. Основным методом защиты животных является максимальное сохранение природного ландшафта и исключение по возможности непосредственных воздействий на среду их обитания. Места сосредоточения и пути движения животных, указанные местными органами охраны природы (для промысловых животных — местными управлениями охотничьего хозяйства), должны быть зафиксированы на ситуационных схемах [3].

В целях сохранения существующего растительного и животного мира проектом предусмотрено:

  • при трассировании дороги исключено пересечение ценных природных комплексов, прежде всего заповедников, нарушение установившихся мест обитания и путей миграции животных;
  • при разработке мероприятий по повышению безопасности движения не использованы материалы, вещества, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на растительный и животный мир;
  • разработаны мероприятия по предотвращению появления животных на дороге, и связанных с этим, происшествий: оборудование дорог ограждениями, катафотами, отпугивающими животных, создание специальных путей для перехода дорог животными;
  • для технического и декоративного озеленения дороги использованы породы растений, характерные для данной ландшафтной зоны, не представляющие особую ценность.

При проведении водоохранных мероприятий: исключено использование агрессивных к воде материалов; строительная площадка размещена вне предела водоохранной зоны; не предусмотрено размещение стоянок автомобилей, остановок маршрутных транспортных средств, кемпингов, смотровых ям и эстакад, а также стационарных станций технического обслуживания, автомоек и заправочных станций.

Для предохранения придорожной полосы от размыва дождевыми и талыми водами в проекте предусмотрена система водоотвода, которая включает в себя кюветы, сбросы и водопропускные трубы. В открытые кюветы допускается слив только условно чистых технологических вод. Откосы земляного полотна укрепляются засевом многолетних трав. У водопропускных труб предусмотрено укрепление русел и откосов монолитным бетоном. Предусмотренная проектом система поверхностного водоотвода и укрепления позволяет предотвратить водную эрозию почв, возможную при бессистемном водоотводе. Временно занимаемые земли рекультивированы под прилегающие угодья, согласно техническим условиям землепользователей. Контроль за соблюдением Закона об охране природной среды обязаны осуществлять руководители всех строительных подразделений, ведущих на объекте работы.

В районе прохождения автомобильной дороги и проведения строительных работ происходят карстовые процессы, которые выразились в образовании карстовых воронок. Поэтому для обеспечения устойчивости дорожной конструкции на закарстованной территории рекомендуется проводить засыпку карстовых воронок в пределах зоны влияния дороги и следует избегать концентрации поверхностного стока, приводящего к активизации карстовых процессов.

При выборе направления трассы, назначении конструктивных элементов автомобильной дороги учтены степень воздействия дороги на окружающую среду, сочетание дороги с ландшафтом, отданы предпочтения решениям, оказывающим минимальное воздействие на окружающую среду, рациональному использованию земель и природных ресурсов, экономичному расходованию материальных и энергетических ресурсов. При строительстве учтена ценность занимаемых земель, сохранение ценных природных ландшафтов. Принятые проектом показатели плана и профиля дороги обеспечивают равномерную скорость движения автомобиля в оптимальном режиме работы двигателя, что позволит уменьшить количество вредных выбросов в составе выхлопных газов [4,5].

При выполнении работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог следует рассматривать следующие направления охраны природной среды и рационального расходования природных ресурсов:

  • уменьшение объема использования в сооружениях природных ресурсов;
  • сохранение плодородного слоя почвы на землях, отводимых для временного и разового использования, рекультивации нарушенных земель, восстановление нарушенных условий обитания и воспроизводства всех животных и рыб;
  • предотвращение недопустимого загрязнения поверхности земли, водоемов, атмосферы отходами, побочными продуктами и технологическими воздействиями (пыль, отработавшие газы двигателей, продукты испарения летучих веществ и другие газы, твердые выбросы, противогололедные, обеспыливающие и другие химические вещества, шум, вибрация и др.); недопущение превышения установленных предельно допустимых уровней загрязнения и воздействия;
  • предотвращение возможности возникновения по причине выполнения работ отрицательных гео- и гидродинамических явлений, изменяющих природные условия (эрозия, осушение, заболачивание, оползни, осыпи и т.п., а также изменение гидрологического и биологического режимов естественных водоемов;
  • предупреждение непосредственного уничтожения, повреждения или ухудшения условия существования людей, животных, растительности вследствие выполнения работ (изменение ландшафтов, расчленение угодий, засыпка русел рек, заливов, стариц, нарушение сложившихся связей, путей перемещения и т.п.);
  • предупреждение эстетического ущерба вследствие резкого изменения визуально воспринимаемых ландшафтов, внедрения в них чужеродных элементов, а также вследствие уничтожения или изменения флоры объектов индивидуального зрительного восприятия (отдельные постройки, старинные сооружения, геологические образования, крупные деревья или их группы и т.п.).
Читайте:  Русский Север в творчестве известных художников

Реализация намеченных в проекте мероприятий будет способствовать минимизации отрицательного воздействия дороги на окружающую среду, рациональному использованию земель и природных ресурсов, экономичному расходованию материальных и энергетических ресурсов.

Источник



Строительство дорог убивает животный мир

Человечество развиваясь: увеличиваясь в численности и совершенствуясь технологически, — постоянно усиливает свое воздействие на биосферу Земли. Если человек не ведет прямое преследование представителей фауны посредством охоты и рыбной ловли, он сооружает плотины, возводит мосты, строит железные и автомобильные дороги, заводы, пароходы и города.

Антропогенная трансформация природных ландшафтов неизбежно ведет к увеличению количества животных, не выдерживающих конкуренции, вынужденных оставлять привычные места обитания, менять маршруты миграции, а часто и погибающих вследствие прямого или косвенного воздействия со стороны человека.

Неестественный отбор

Антропогенная элиминация (гибель животных) возможна в результате промысла, цель которого использовать трофеи в качестве пищи. Но часто гибель происходит случайно. От поражения током у линий электропередачи. От проглатывания пластмассы и запутывания в брошенных рыболовных сетях. От отравления отходами производства, хозяйственными нечистотами, разлитыми нефтепродуктами и химикатами, использующимися в сельском хозяйстве. На дорогах, при столкновении с транспортом.

Первый анализ влияния дорог на животный мир, появился в статье «Плата за автомобиль» (The Toll of the Automobile), опубликованной в 1925 году в американском журнале «Science» («Наука»). Уже тогда автор статьи выражал опасения, что число убитых автомобилями животных очень велико, что может повлиять на выживание отдельных видов. Преодолимость дороги для животных в основном зависит от её ширины и интенсивности движения. При движении двух тысяч автомобилей в сутки благополучно переходят дорогу лишь 20 % животных, при шести тысячах автомобилей в сутки дорога становится непреодолимой.

Для обеспечения безопасного перехода животных через железные и автомобильные дороги за рубежом строятся специальные сооружения: ландшафтные мосты, экодуки, проходы для крупных и средних животных под насыпью дороги, модифицированные водопропускные трубы, эстакады и мосты. В России строительство таких переходов до недавнего времени практически не велось, и основным способом предотвращения ДТП с животными считалась установка предупреждающих знаков 1.27 «Дикие животные». Эффективность такой меры, к сожалению, не высока, ведь звери знаков не читают и могут появиться вне пределов действия предупреждений. Особенно велика опасность наезда на животных во время их миграции.

Феномен миграции в животном мире остается до конца не изученным современной наукой. Природа миграций, которая заставляет животное двинуться в путь, не разгадана. Кто-то говорит о своеобразных внутренних часах и ориентации на магнитное поле планеты, кто-то – о влиянии Солнца и Луны. Есть теории, ссылающиеся на звезды и созвездия, на химию воздуха и воды, на биохимические процессы в организме и выплеск гормонов. Наверняка можно сказать, что миграции фауны носят ярко выраженный адаптивный характер и ими управляют инстинкты.

Нужно понимать, что инстинкт не даст животному отказаться от передвижения по определенному маршруту, поэтому, при строительстве дорог, ответственность за безопасность их обитателей человек должен взять на себя.

Статистика ДТП с животными

Согласно российскому законодательству за гибель животных на дороге для водителей предусмотрена финансовая ответственность. Приказ Минприроды России от 8 декабря 2011 г. N 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам» регламентирует порядок определения такого ущерба. Суммы варьируются от 100 рублей за гибель крота, хомяка или суслика; 200 рублей за лисицу и волка; 1000 рублей за гуся или зайца; до 40 000 рублей за рысь или косулю, 60 000 рублей за пятнистого оленя или медведя, 80 000 рублей за лося или овцебыка и 180 000 рублей за гибрид зубра с бизоном или домашним скотом. Если на автодороге не было соответствующего знака, автовладельца от ответственности никто не освободит.

В России в большей части случаев о гибели животных под колесами никто не знает. Американский журнал «Границы экологии и окружающей среды» (Frontiers in Ecology and the Environment) опубликовал исследование, согласно которому каждый год в Европе на дорогах погибает около 194 млн птиц и 29 млн млекопитающих. Для сравнения, в Министерстве лесного хозяйства РФ за 9 месяцев 2019 года зафиксировано 56 ДТП с участием диких животных: 43 случая с участием лосей, 5 — с участием кабанов, 2 случая с участием медведей, одно ДТП с рысью. Вероятно, те случаи, когда пострадала техника или люди.

По оценкам зарубежных специалистов, число наездов на животных в общем количестве ДТП составляет от 2-х до 4-х%, при этом в авариях с животными погибают 2-3 человека на 100 столкновений, и 20-25 получают ранения.

Данные, собранные в России из разных региональных источников, показывают, что только в Московской области серьезные ДТП с участием диких животных происходят в среднем каждые два-три дня. Такая же статистика характерна для Ленинградской, Смоленской и Волгоградской областей. Согласно предупреждению Минприроды Тверской области, большинство случаев ДТП с дикими животными происходит вечером, с 23:00 до 2:00, и утром, с 5:00 до 9:00 часов. Они выбегают на дорогу стремительно, и избежать столкновения порой бывает невозможно.

Решение есть

Сотрудники Министерстве лесного хозяйства рекомендуют https://progorod43.ru/news/67463 водителям в зоне действия знака «Дикие животные» снизить скорость до 60-80 километров в час. Если животное вышло на проезжую часть, рекомендуется остановить транспортное средство и включить световую сигнализацию, чтобы предупредить других водителей. Объезжать животное не нужно, поскольку его поведение может быть непредсказуемым.

Конечно же, лучший вариант – предотвратить возможную встречу водителя с животным. В 2020 году в России был принят ГОСТ, согласно которому должны строиться ландшафтные переходы и экодуки. По осуществлению мероприятий, необходимых для предотвращения ДТП с участием животных Россия сильно отстала от развитых стран. Движение в этом направлении началось, и это радует. Но необходимо проведение комплексных исследований, отражающих, с одной стороны, реальную статистику случаев таких ДТП, крупных и мелких; с другой стороны, места на автомобильных трассах, где ДТП происходит с определенной повторяемостью. Определить пути миграции животных, создать единую карту таких перемещений. Чтобы затем начать планомерно проводить на соответствующих участках предупредительные работы: реконструкцию дорожного полотна и сооружение безопасных переходов для животных.

Также необходимо разработать ряд иных мер, закрепленных на законодательном уровне, которые направлены на решение этой проблемы в масштабах нашей страны, а возможно и на международном уровне. Для природы нет границ.

Источник

ПРОБЛЕМА ПОД НОГАМИ: КАК ДОРОГИ ВРЕДЯТ ПРИРОДЕ И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ

ПРОБЛЕМА-ПОД-НОГАМИ-КАК-ДОРОГИ-ВРЕДЯТ-ПРИРОДЕ-И-ЧТО-С-ЭТИМ-ДЕЛАТЬ-min

Современные автомобили с каждым годом становятся все дружелюбнее к окружающей среде. Использование электродвигателя, прицел на экономичность и применение «зеленых» материалов в создании транспортных средств – это тренды последних лет. Но за модными веяниями скрывается малозаметный, но очень важный факт: огромный вред природе наносит сама инфраструктура автомобильного транспорта – дороги. О проблемах дорог и методах их решения уже сегодня задумываются серьезные исследователи, а Департамент транспорта США издает целые многостраничные исследования о том, какой вред они наносят окружающей среде.

Читайте:  Заказать доставку воды в Лыткарино

Начиная со старта строительства, дороги наносят ущерб экосистеме – они разделяют естественные ареалы обитания животных, изменяют рельеф и перекраивают карту перемещения воздушных потоков, формировавшуюся естественным образом тысячи лет. После завершения строительства, когда на новую дорогу выезжают первые автомобили, она и вовсе превращается в постоянных источник загрязнения почвы, подземных вод и воздуха. Выхлопные газы и технические жидкости автомобилей, частицы изношенных шин и дорожного покрытия вместе с дождевой водой и пылью попадают в землю. В выхлопных газах содержатся более 200 токсичных веществ , в том числе оксид углерода, диоксиды азота и серы, сажа, альдегиды, соединения свинца и другие тяжелые металлы.

ПРОБЛЕМА ПОД НОГАМИ КАК ДОРОГИ ВРЕДЯТ ПРИРОДЕ И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ (1)-min

Автомобиль в современных мегаполисах часто находится в более комфортных условиях, чем человек. Особенно это заметно в странах, где инфраструктура основана на индивидуальных авто – например, США.

В больших городах влияние дорог еще сильнее – в них увеличивается температура воздуха, снижается ультрафиолетовая радиация до 30 %, уменьшается видимость, увеличивается облачность и объемы осадков, изменяется циркуляция воздуха. В некоторых местах, где проблема влияния дорог на температуру воздуха стоит наиболее остро, уже придумывают способы сократить урон – например, в Лос-Анджелесе тестируется проект покраски улиц в белый цвет . Предположительно такие меры позволят снизить температуру в городе на 7 и более градусов по Цельсию за счет того, что белый цвет гораздо лучше отражает солнечные лучи, чем черный – традиционный для дорожного покрытия. Интересно, что даже такое небольшое переосмысление привычного подхода к строительству инфраструктуры может приносить ощутимую материальную выгоду – авторы проекта подсчитали, что благодаря перекраске дорог можно будет сэкономить порядка 100 миллионов долларов в год на использовании кондиционеров.

ПРОБЛЕМА ПОД НОГАМИ КАК ДОРОГИ ВРЕДЯТ ПРИРОДЕ И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ (2)-min

Еще один хорошо знакомый горожанам аспект «дорожной проблемы» – это сезонное обслуживание покрытия автомагистралей. Зимой дороги в холодных регионах посыпают солью, и это вредит не только автомобилям, которые подвергаются коррозии гораздо быстрее, чем обычно. В воду и почву попадают ионы натрия и хлора, которые негативно влияют на выживание животных и микроорганизмов. Соль с дорог попадает и в питьевую воду. В самой автомобильной стране – США – на каждого жителя приходится 70 килограмм дорожной соли, из-за этого в некоторых регионах норма содержания ионов натрия и хлора превышена в 2-3 раза.

ПРОБЛЕМА ПОД НОГАМИ КАК ДОРОГИ ВРЕДЯТ ПРИРОДЕ И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ (3)-min

От использования соли даже вечнозеленые растения становятся рыжими.

Это только прямое воздействие, которое несложно отследить и оценить его ущерб. А ведь от качества дорог зависит расход топлива, износ транспорта и многие другие косвенные факторы, которые в конечном итоге накапливают вредное воздействие, как снежный ком. Даже электромобили, призванные «озеленить» транспортную сферу, сегодня получают энергию в основном от электростанций, работающих на ископаемом топливе.

В самой идее автомобильных дорог как сплошного покрытия, по которому перемещается транспортное средство, заложено множество скрытых и явных проблем. Работая в связке с автомобилем – одним из самых вредных для природы транспортных средств – классическая асфальтированная дорога незаметно, но постоянно загрязняет окружающую среду. Для уменьшения вреда необходимо в корне пересмотреть концепцию транспортной инфраструктуры, и у SkyWay есть готовое решение.

С самого начала жизненного цикла струнной инфраструктуры разработчики позаботились о том, чтобы она наносила как можно меньше урона экосистеме. Землеотвод при закладке опор минимальный, сами дороги располагаются на втором уровне и не занимают плодородные участки земли. Подвижной состав струнного транспорта может работать на чистом электричестве – инженерами предусмотрена установка в опоры специальных солнечных панелей и ветрогенераторов. Струнные рельсы не требуют постоянного ремонта и не создают препятствий для диких животных. Вся транспортная система спроектирована так, чтобы как можно меньше вмешиваться в естественную природную среду, и при этом обеспечивать максимальный комфорт и производительность.

Источник

Влияние строительства на природу



Сфера строительства относится к одной из важнейших областей современной жизни человека. Кроме возведения жилых домов, предоставляющих жилье для огромного количества людей, сюда входит создание инфраструктуры населенных пунктов, прокладка коммуникаций различного рода, увеличение числа объектов промышленности, сельского хозяйства и военного назначения, гидромелиоративных и гидротехнических сооружений и др. Строительство и связанная с ним деятельность непосредственно влияют на окружающую экологию, причем влияние это имеет резко отрицательный характер.

Влияния строительства на окружающую среду

Предупреждение отрицательных последствий строительства

Похожие статьи

Проблемы экологии и природопользования в строительной.

Для дальнейшего снижения влияния строительства на окружающую среду необходимо объединить оба подхода — использовать более чистые источники энергии и одновременно повышать энергоэффективность [3].

Обеспечение экологической безопасности строительства

Ключевые слова: экологическая безопасность, строительство, проектирование, качество окружающей среды,экологические нормативы качества.

На этапе строительства наиболее существенными негативными влияниями на окружающую среду являются

Экологические проблемы промышленности строительных.

окружающая среда, удельный выброс, валовый выброс, вещество, оксид азота, оксид марганца, промышленное предприятие.

Воздействие нефтегазовой промышленности на атмосферу. Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, земная поверхность.

Основные источники загрязнения окружающей среды.

Прямое воздействие на окружающую среду судостроения, которое касается строительства, технического обслуживания и ремонта судов, представляет собой серьезную проблему для отрасли. Кроме того, не неся непосредственно ответственность за воздействие на.

Экологическая экспертиза ветроэнергетической установки

В данной работе проведен анализ экологических аспектов влияния ВЭУ на окружающую среду. Подробно описаны негативные факторы, влияющие на окружающую среду при строительстве и эксплуатации ветроэнергетических установок.

Виды негативного воздействия на окружающую среду.

К источникам воздействия на окружающую природную среду на данном этапе работ относятся

Влияние на почвенный покров зоны строительства и прилегающих территорий в результате принятых технологических схем приводит

Влияние экологических свойств городских территорий на.

Библиографическое описание: Черепанов К. А. Влияние экологических свойств городских территорий на формирование городской среды [Текст]

И в том, и в другом случае подразумевается создание инженерной защиты антропогенной среды города от опасных.

Анализ влияния факторов внешней среды на развитие.

— установление норм охраны окружающей среды. К рыночному механизму регулирования относятся следующие инструменты [1]

Политические факторы как факторы внешней среды в значительной степени оказывают влияние на эффективность строительных организаций.

«Зеленые» стандарты в строительстве | Статья в журнале.

Новые подходы к проектированию, производству и управлению, получившие название «зелёное строительство» предполагают снижение влияния зданий на протяжении всего жизненного цикла на окружающую среду и здоровье человека, что достигается за счёт

Источник

Мероприятия по охране природы при строительстве автомобильной дороги в Ишимбайском районе Республики Башкортостан

В данной статье рассматривалось влияние автомобильных дорог на окружающую природную среду, а также проведение природоохранных мероприятий по охране природы при строительстве автомобильной дороги в Ишимбайском районе РБ. Осуществление предложенных природоохранных мероприятий будет способствовать уменьшению отрицательного воздействия автомобильной дороги на окружающую среду, рациональному использованию земель и природных ресурсов, экономичному расходованию материальных и энергетических ресурсов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации [1].

При проектировании природоохранных мероприятий нужно руководствоваться Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды», который определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации [2].

Читайте:  Чем питается карась где он живет и как выглядит

Повреждая или разрушая естественные элементы ландшафта, а, следовательно, нарушая равновесие в природе, строительство автомобильных дорог отрицательно сказывается на состоянии естественного ландшафта. В качестве примеров подобного вмешательства в природу могут служить нарушение режимов движения грунтовых вод, ухудшение микроклимата [3]. При строительстве автомобильной дороги происходит нарушение земель главным образом за счет устройства насыпи, выемок, кюветов, устройства труб и примыканий.

Автомобильные дороги оказывают существенное влияние на окружающую среду. Наиболее значительными факторами воздействия при строительстве автомобильной дороги Стерлитамак — Белорецк — Магнитогорск на участке км 77,0 — км 97,0 в Ишимбайском районе Республики Башкортостан являются:

  • ущерб, наносимый производством строительно-монтажных работ прилегающим земельным угодьям;
  • загрязнение атмосферы при работе дорожных машин.

В процессе эксплуатации дороги наиболее острое влияние оказывают:

  • загрязнение воздуха и прилегающих почв выбросами, образующимися при движении автомобилей;
  • шумовое воздействие в населенном пункте;
  • эрозия почв в результате изменения естественного стока поверхностных вод в зоне дороги [6].

Проектируемая автомобильная дорога на участке км 77,0 — 97,0 в Ишимбайском районе Республики Башкортостан проходит по территории государственного лесного фонда. Поэтому для смягчения отрицательного влияния на лесные массивы в процессе строительства необходимо соблюдать следующие требования: ширина полосы вырубки, корчевки пней и кустарников не должна превышать параметров, установленных проектом; за пределами границ отвода леса не следует устраивать стоянки дорожно-строительных машин и автотранспорта; реализация деловой древесины должна быть выполнена в установленном порядке; не допускается складирование и сжигание срезанного кустарника и выкорчеванных пней у границ леса и полосы отвода, что влечет за собой создание благоприятных условий для развития и распространения болезней лесов, повреждения огнем деревьев и кустарниковой растительности, а также загрязнение атмосферного воздуха продуктами сгорания.

Перечень рекомендуемых мероприятий по приведению придорожной полосы в состояние, обеспечивающее оптимальные условия движения, экологическое благополучие населения и защиту окружающей среды, должен включать в себя:

  • определение необходимости специальных почвенных обследований для выявления деградированных земель, их консервацию или включение в полосу отвода автомобильной дороги, рекомендации по их использованию (устройство лесополос, полос для аварийной остановки автомобилей и т.п.);
  • организацию пересечения автомобильной дороги людьми и животными, при необходимости ограничение доступа к дороге с прилегающих территорий, вынос из полосы отвода сооружений и препятствий, влияющих на безопасность движения, снос строений;
  • установление защитных зон, в том числе ограничение застройки для обеспечения экологического благополучия населения, безопасности движения, нормальной эксплуатации дороги с учетом возможности дальнейшего развития автомобильной дороги;
  • рекомендации по рекультивации временно занимаемых земель и неиспользуемых участков существующей дороги.

Воздействия на растительный и животный мир могут быть прямыми (механические, повреждения, уничтожение, отравление производственными отходами, отработавшими газами транспортных средств или строительных машин, влияние шума и т.п.) или косвенными, которые обусловлены изменением среды обитания. Основным методом защиты животных является максимальное сохранение природного ландшафта и исключение по возможности непосредственных воздействий на среду их обитания. Места сосредоточения и пути движения животных, указанные местными органами охраны природы (для промысловых животных — местными управлениями охотничьего хозяйства), должны быть зафиксированы на ситуационных схемах [3].

В целях сохранения существующего растительного и животного мира проектом предусмотрено:

  • при трассировании дороги исключено пересечение ценных природных комплексов, прежде всего заповедников, нарушение установившихся мест обитания и путей миграции животных;
  • при разработке мероприятий по повышению безопасности движения не использованы материалы, вещества, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на растительный и животный мир;
  • разработаны мероприятия по предотвращению появления животных на дороге, и связанных с этим, происшествий: оборудование дорог ограждениями, катафотами, отпугивающими животных, создание специальных путей для перехода дорог животными;
  • для технического и декоративного озеленения дороги использованы породы растений, характерные для данной ландшафтной зоны, не представляющие особую ценность.

При проведении водоохранных мероприятий: исключено использование агрессивных к воде материалов; строительная площадка размещена вне предела водоохранной зоны; не предусмотрено размещение стоянок автомобилей, остановок маршрутных транспортных средств, кемпингов, смотровых ям и эстакад, а также стационарных станций технического обслуживания, автомоек и заправочных станций.

Для предохранения придорожной полосы от размыва дождевыми и талыми водами в проекте предусмотрена система водоотвода, которая включает в себя кюветы, сбросы и водопропускные трубы. В открытые кюветы допускается слив только условно чистых технологических вод. Откосы земляного полотна укрепляются засевом многолетних трав. У водопропускных труб предусмотрено укрепление русел и откосов монолитным бетоном. Предусмотренная проектом система поверхностного водоотвода и укрепления позволяет предотвратить водную эрозию почв, возможную при бессистемном водоотводе. Временно занимаемые земли рекультивированы под прилегающие угодья, согласно техническим условиям землепользователей. Контроль за соблюдением Закона об охране природной среды обязаны осуществлять руководители всех строительных подразделений, ведущих на объекте работы.

В районе прохождения автомобильной дороги и проведения строительных работ происходят карстовые процессы, которые выразились в образовании карстовых воронок. Поэтому для обеспечения устойчивости дорожной конструкции на закарстованной территории рекомендуется проводить засыпку карстовых воронок в пределах зоны влияния дороги и следует избегать концентрации поверхностного стока, приводящего к активизации карстовых процессов.

При выборе направления трассы, назначении конструктивных элементов автомобильной дороги учтены степень воздействия дороги на окружающую среду, сочетание дороги с ландшафтом, отданы предпочтения решениям, оказывающим минимальное воздействие на окружающую среду, рациональному использованию земель и природных ресурсов, экономичному расходованию материальных и энергетических ресурсов. При строительстве учтена ценность занимаемых земель, сохранение ценных природных ландшафтов. Принятые проектом показатели плана и профиля дороги обеспечивают равномерную скорость движения автомобиля в оптимальном режиме работы двигателя, что позволит уменьшить количество вредных выбросов в составе выхлопных газов [4,5].

При выполнении работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог следует рассматривать следующие направления охраны природной среды и рационального расходования природных ресурсов:

  • уменьшение объема использования в сооружениях природных ресурсов;
  • сохранение плодородного слоя почвы на землях, отводимых для временного и разового использования, рекультивации нарушенных земель, восстановление нарушенных условий обитания и воспроизводства всех животных и рыб;
  • предотвращение недопустимого загрязнения поверхности земли, водоемов, атмосферы отходами, побочными продуктами и технологическими воздействиями (пыль, отработавшие газы двигателей, продукты испарения летучих веществ и другие газы, твердые выбросы, противогололедные, обеспыливающие и другие химические вещества, шум, вибрация и др.); недопущение превышения установленных предельно допустимых уровней загрязнения и воздействия;
  • предотвращение возможности возникновения по причине выполнения работ отрицательных гео- и гидродинамических явлений, изменяющих природные условия (эрозия, осушение, заболачивание, оползни, осыпи и т.п., а также изменение гидрологического и биологического режимов естественных водоемов;
  • предупреждение непосредственного уничтожения, повреждения или ухудшения условия существования людей, животных, растительности вследствие выполнения работ (изменение ландшафтов, расчленение угодий, засыпка русел рек, заливов, стариц, нарушение сложившихся связей, путей перемещения и т.п.);
  • предупреждение эстетического ущерба вследствие резкого изменения визуально воспринимаемых ландшафтов, внедрения в них чужеродных элементов, а также вследствие уничтожения или изменения флоры объектов индивидуального зрительного восприятия (отдельные постройки, старинные сооружения, геологические образования, крупные деревья или их группы и т.п.).

Реализация намеченных в проекте мероприятий будет способствовать минимизации отрицательного воздействия дороги на окружающую среду, рациональному использованию земель и природных ресурсов, экономичному расходованию материальных и энергетических ресурсов.

Источник