Как природа относиться к мцыри

Роль пейзажа в поэме Лермонтова «Мцыри»

В поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» важную роль играет пейзаж.

Действие поэмы происходит в весьма необычной пейзажной обстановке, каждая пейзажная деталь экзотична. Центральный персонаж Мцыри действует на лоне природы. Все это подчеркивает принадлежность поэмы к литературному направлению романтизма.

Пейзаж помогает раскрыть умение Мцыри видеть красоту природы и искренне любоваться ею. Главный герой признается, что в момент побега из монастыря он рад «обняться с бурей». На протяжении трехдневных скитаний Мцыри обращает внимание на окружающую обстановку, отмечая мельчайшие детали.

В поэме наблюдается два вида пейзажа: природа, которую видит Мцыри во время скитаний после побега из монастыря, и природа Кавказа, которая выступает в качестве воспоминаний Мцыри о своем детстве на Родине. Та природа, которую Мцыри видит после побега, вызывает у него воспоминания о родной природе. Кроме того, о родной природе Мцыри с особой теплотой и в то же время с грустью вспоминает, находясь в монастыре.

Величественная и одновременно дикая природа Кавказа подчеркивает сильный характер горцев, которые наполнены любовью к свободе. Все явления природы в поэме представлены свободными, и этим они отличаются от Мцыри, который долгое время находился в монастыре как пленник. Возможность наблюдать за природой, которую Мцыри получил после побега из монастыря, стала одним из проявлений полученной свободы, любование природой вызвало у Мцыри много новых эмоций, которые он не мог испытывать, существуя в монастыре.

Романтический персонаж Мцыри, оказавшись одиноким и непонятым людьми, находит единство с природой. Природа отражает внутренний мир Мцыри: могучая, мощная природа Кавказа родственна страстной натуре Мцыри. Природа подчеркивает его внутреннюю силу, смелый и храбрый характер центрального персонажа.

Природа в поэме является не столько фоном действий, сколько действующим лицом, выполняющим конкретные действия. Она взаимодействует с Мцыри, являясь ему то другом, то врагом. Дружественное отношение природы к Мцыри проявляется уже в том, что она помогает ему сбежать из монастыря: пока во время грозы монахи испуганные «ниц лежали на земле», Мцыри сбежал. М.Ю. Лермонтов подчеркивает: в отличие от монахов, для которых природа полностью чужда, Мцыри чувствует к природе влечение. В эпизоде с барсом природа и враждебна Мцыри, и сливается с ним воедино, поскольку в «смертельном бою» с барсом показано, что Мцыри похож на это дикое животное. В финале скитаний Мцыри природа выступает по отношению к Мцыри враждебно, не давая ему исполнить свою мечту, касающуюся возвращения на Родину и обретения счастья. М.Ю. Лермонтов, показывая, что из друга природа постепенно превращается во врага, выражает мысль о том, что Мцыри, как бы сильно не пытался слиться с природой воедино, терпит поражение. Невозможность соединиться с природой, чуждость ей подчеркивают одиночество Мцыри, невозможность разрешить главный конфликт.

Источник



Природа в понимании Мцыри

Романтическая поэма “Мцыри”, написанная М. Ю. Лермонтовым, полна глубокого внутреннего драматизма. Красота окружающего мира здесь противопоставляется аскетическому образу жизни и быта в суровом монастыре, который главный герой поэмы Мцыри считает своей тюрьмой.

Стремясь показать свободолюбивость Мцыри, автор изначально связывает его образ с природой: “как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник”. Заключенный в сумрачных стенах монастыря, оторванный от родины, Мцыри сам себя сравнивает с “грозой оторванным листком”.

От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.

Без воли и свободы жизнь для Мцыри не имеет смысла, поэтому в одну из осенних ночей он совершает побег. Вся красота и величественность Кавказа раскрывается перед ним, наполняя его сердце легкостью. Память о родном доме и семье оживает при виде причудливых горных хребтов, пробуждая надежду на возвращение.

Вырвавшись на свободу, Мцыри наконец-то получает возможность жить полнокровной жизнью. Восторженно наблюдая за природой, юноша ощущает себя ее составной

О, я как брат
обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил…

Ощущая себя ребенком природы, Мцыри противопоставляет себя монахам и остальным людям: “Я сам, как зверь, был чужд людей”. В вольном и свободном мире, окружающем его, Мцыри видит гармонию и единение, братство – то, чего ему так не хватало “в плену”, в человеческом обществе. Бесстрашно погружается юноша в жизнь, полную опасностей и приключений, ведь когда

юность вольная сильна,
И смерть казалась не страшна!

Однако Мцыри не суждено вернуться на родину. Пока дорога была прямой, радость не покидала его, но лишь только он вступил в лес – сбился с пути, заблудился. Для того, чтобы выйти на верный путь, Мцыри не хватает достаточного знания природы, он лишен многих навыков и умений, оторван от богатства мудрости предков. Однако и здесь, доведенный до отчаяния и исступления, Мцыри отторгает возможную помощь людей, не желая разрушать интимность своих отношений с природой:

помощи людской
Я не желал… Я был чужой
Для них навек, как зверь степной.

Вступая в опасную битву с диким барсом, Мцыри еще раз убеждается, что не его судьба – быть покорным и смиренным монахом, ведь он

быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.

Во время боя Мцыри обнаруживает природную силу и ловкость, он снова сравнивает себя со зверем:

Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Казалось, что слова людей
Забыл я.

Получив смертельные раны, так и не найдя дороги на родину и выйдя к ненавистному монастырю, Мцыри понимает, что обречен на сытую, размеренную, но угнетающе несвободную жизнь среди монахов. Споря с судьбой, Мцыри отказывается от такой жизни. Он готов умереть и счастлив от сознания того, что за спиной у него -“три блаженных дня”. Недоумевающего монаха он спрашивает:

Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой,
Меж бурным сердцем и грозой.

В неудаче своей попытки Мцыри винит лежащую на нем печать, оставленную “тюрьмой”. Он прекрасно понимает причину своей гибели:

Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В тюрьме воспитанный цветок…

Не желая мириться с неволей, Мцыри хочет и смерть встретить, оставшись наедине с природой. Он просит перенести себя в сад, где

Акаций белых два куста…
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист,
И так прозрачно-золотист
Играющий на солнце лист!

Растворение в природе напоминает Мцыри возвращение на родину, в “милую страну”, и успокаивает его мятежное сердце перед смертью.

Непередаваемо музыкальны и величественны образы природы Кавказа, созданные М. Ю. Лермонтовым. Живописные картины, открывающиеся нам во время чтения, говорят о том, что автор и сам был внимательным, чутким к проявлениям красоты и глубоко любящим природу человеком.

Читайте:  Чем можно кормить домашнюю нутрию

Источник

Сочинение: Природа в поэме «Мцыри» (М. Ю. Лермонтов)

(492 слова) «Мцыри» — последняя романтическая поэма М. Ю. Лермонтова. Название сразу помогает понять читателю, о ком пойдет речь: о послушнике, ведь «Мцыри» с грузинского переводится как «неслужащий монах». Однако действия разворачиваются не в стенах монастыря, а на Кавказе. Точнее даже сказать, на фоне природы Кавказа, что позволило писателю создать атмосферу страсти и свободы, которые охватили героя.

Создать декорации было важно для писателя. Ведь произведение принадлежит к такому литературному направлению, как реализм, а значит, герой должен рваться к свободе, переживать душевное смятение и стремиться как бы в «другой мир». Поэтому писатель уделяет большое внимание описанию окружающей героя среды, которая является антиподом монастырю. Ведь именно на природе Мцыри прожил три дня, которые стали самыми яркими в его жизни. С каждым днем характер Мцыри раскрывается больше и больше, и он начинает понимать себя, свои желания и свой внутренний мир. Это происходит с помощью образов природы, созданных писателем.

Сначала герой сталкивается с прекрасной картиной мира: «пышные поля», «причудливые, как мечты» горы. Все это не может не привлекать романтическую натуру Мцыри, который мечтает вырваться из стен монастыря. Перед нами предстают природные пейзажи, в которые читатель влюбляется с первой строки. Живописные картины Кавказа завораживают героя, а главное, дарят ему надежду на обретение свободы (исторически Кавказ ассоциируется со свободой). Красота окружающего мира напоминала ему о семье, к которой он хотел вернуться. Именно это желание как раз и сподвигло его к побегу.

Однако описание спокойного и пьянящего пейзажа прерывается картиной бушующей грозы. Писатель неслучайно прибегают к контрасту. Ведь это помогает ему донести до читателя то, что Мцыри, в отличие от монахов, это природное явление не пугает, он бы хотел, наоборот, бороться с ними, бросить им вызов: «О, я как брат / Обняться с бурей был бы рад!». Именно эти слова героя дают понять, что у него «бурное» сердце. Смелость он проявляет и во время битвы с барсом. Писатель подчеркивает, что он «визжит», как зверь, что еще раз доказывает единение Мцыри с природой.

Кроме того, природа в произведении становится еще одним действующим лицом. Все, на что ни обращает свое внимание Мцыри, оживает и преображается. Растения, камни, реки приобретают человеческие черты и вступают с ним в диалог: «И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота».

Получается, что описание природы в поэме «Мцыри» помогает отразить взгляды самого героя. Мы видим, что он воспринимает пейзаж во всей его гармонии, в совокупности всех его явлений, он не акцентирует внимание на чем-то одном. Для Мцыри все естественно, прекрасно и близко его душе: и день, и ночь, и свет, и тьма, и холод, и жара, и суша со всеми её растениями, и вода с её бурными ручьями — природа в её тревоге и спокойствии. Именно это говорит о глубине его внутреннего мира.

Таким образом, природа в поэме «Мцыри» играет ключевую роль. Во-первых, описание природы подчеркивает принадлежность произведения к романтизму. Во-вторых, на фоне природы разворачиваются главные события. А также именно она дает возможность герою почувствовать ту свободу, к которой он стремился всю свою жизнь. В-третьих, с помощью окружающего мира писатель создает важнейшую для понимания произведения антитезу: природа и монастырь, жизнь дикаря и цивилизация.

Источник

Природа и ее роль в поэме Мцыри сочинение

Мцыри – романтическая поэма, написанная Лермонтовым в 1839 году – одна из последних произведении лирика. Возможно, поэтому он вложил в эту поэму всего себя, все свои переживания и одиночество. Он изобразил это во всем: на главном герое, на природе и природных явлениях. Именно поэтому, природа в этой поэме играет большую роль. Мы видим мцыри как потерявшего себя и смысл жизни. Который не может выйти за рамки не только монастыря, но и своих душевных рамок. В то время природа выглядит как олицетворение свободы и автор ищет в нем утешение. А Кавказ, в котором проходит весь сюжет, имеют важное место в жизни писателя.

С самого начала сюжета, все действия тесно связаны с природой. С самых первых строчек автор описывает ее не так реалистично, какая она есть на самом деле. Он показывает природу через линзы романтизма. Мы видим нечто прекрасное в каждом его сравнении. Изначально, пейзаж описывается как мрачный и тяжелый – жизнь вдалеке от солнечного света, в монастыре. Нигде точно не написано что герою было плохо в заточении, но сама атмосфера сжатости и тревоги доказывала обратное.

По сюжету поэмы, Мцыри исчезает темной осенней ночью. Эта картина олицетворяет мрак и пробуждает чувство тревоги. Вся тревога уходит вместе с появлением солнца. Все эти сцены сильно играют на эмоциях, и читатель очень резко все воспринимает. Здесь природа стоит не только на фоне событии, но и дополняет их. С помощью осенней ночи мы чувствуем холод и волнение, то самое чувство которое испытывал главный герой.

Главному герою все-таки удается сбежать. Как только он понял это, все вокруг перестало быть таким мрачным, каким оно казалось до побега. В песнях ручей он услышал все тайны земли и неба, о которых он не знал раньше. Вырвавшись на свободу, Мцыри почувствовал себя частью этого мира, а не мальчиком, потерявшимся на чужой земле.

Он наконец смог почувствовать свободу, смог увидеть мир с другой стороны. Ему все кажется таким добрым и невинным. Он настолько сильно очаруется красотой природы, что просто перестает принимать реальность. И однажды на него нападает дикий зверь. Но на глазах у главного персонажа он кажется лишь котенком. Это обьясняется тем, в его глазах природа за пределами монастыря настолько прекрасна и идеальна. Ведь на свободе все казалось намного лучше. Но все было наоборот – мир был опаснее чем он думал.

Через некоторое время автор передумывает позволить своему герою достичь своей главной мечты – вернуться на Родину, к которой он так сильно стремился. И уже умирая, он описывает природу такой, какая она есть, какой он ее видит. Автор этого произведения всячески старается отобразить в картине то, как связан человек с природой, ведь они не могут жить и существовать друг без друга. Этим он хотел сказать, что для человека природа – это и есть его душа, его отражение, а все природные стихии и явления – отражение внутреннего состояния и всех поступков по этому поводу.

Вариант 2

В данном произведении автор описывает жизнь мцыри, который готовится стать монахом, однако, тоска по дому одолевает его. Он вырывается на волю.

Читайте:  Средства против комаров на природе

Очутившись наконец за пределами монастыря, юноша встречается с первым природным явлением – бурей. Она олицетворяет все страхи и метания молодого человека, показывая, что даже если внешне он спокоен, внутри него ураган эмоций. Страх, волнение, радость, настороженность и предвкушение – все эти чувства одолевают мцыри в первые часы на свободе.

Однако, буря стихает. Солнечные лучи разгоняют тьму, и наступает прекрасное утро. Первая зоря вне стен монастыря. Ничто не пугает мцыри, напротив – вызывает восхищение. Конечно, не оставляют его тревожные мысли, он боится ни умереть, попасть в беду, лишь молит, чтоб не поймали его, чтоб не заточили вновь в ненавистных стенах.

Наконец, натыкается он на чудесный сад. Все восхищает главного героя. Ни один час бродит он там, рассматривая различные растенья, удивляясь их красоте. Но вот слышит он чудесный голос. Это грузинка поет песню, убаюкивая ей главного героя. В данном эпизоде природа, как и ранее, является отражением внутреннего мира персонажа. Она показывает, что сейчас, когда утро уже наступило, а за ним не бросились в погоню, он может насладиться свободой, и погода ему лишь благоволит.

Просыпается мцыри уже ночью и решает отправиться в дорогу. Путь его лежит через лес, окутанный тьмой, но преодолеть это препятствие ему не удается, и он теряет верную дорогу. Тьма, окутавшая лес, отражает внутренние метания героя. Он задумывается о правильности своего решения. Вновь взвешивает все «за» и «против», думая не повернуть ли ему назад.

После происходит схватка с рысью, животным, олицетворяющим все страхи мцыри. Одерживая победу, главный герой оказывается серьезно ранен. Но он решает не сдаваться и продолжить свой путь к свободной жизни. Однако, судьба решает сыграть с ним злую шутку, и тропинка выводит его к стенам монастыря.

Даже перед смертью мцыри просит похоронить его на воле, где растут чудесные цветы. Таким образом автор еще раз подчеркивает важность природы для главного персонажа.

Несмотря на то, что молодой человек получил тяжелые раны, умер он не совсем от этого. Тоска по свободе одолела его, отняв стремление жить.

Природа в данном произведении – отражение души мцыри, который не привык показывать свои эмоции. Благодаря пейзажам, Лермонтов позволяет лучше узнать героя, понять его мотивы.

Сочинение Природа в поэме Мцыри

Сюжет поэмы М.Ю. Лермонтова был взят из его жизни на Кавказе. Необыкновенно красивая и красочная природа Кавказа оставила неизгладимое впечатление в душе Лермонтова. Описанный автором пейзаж является самостоятельным художественным образом.

Маленький мальчик, житель горного аула, попадает в плен. Его из дома увозит русский офицер. Волею судьбы он оказывается в монастыре. Мальчик живёт там и, год за годом, привыкает к чужой для себя речи. Он даже выучил русский язык. Фактически принял православную веру, так как был окрещён. Ничего не предвещало беды или каких-либо радикальных перемен в жизни Мцыри.

Но вот в душе юноши происходит какой-то надлом. Он вспомнил свой дом. Он даже вспомнил родную речь. Он знает, что у него дома остались родные ему люди. Но понимает так же, что он обязан монахам своим спасением. Совесть молодого человека не позволяет совершить предательство и вероотступничество. Но душа его уже не знает покоя. Ему снится родной дом, отец и братья. Ему слышатся звонкие голоса сестёр. Его как будто бы кто-то зовёт в дорогу и подталкивает к побегу.

И Мцыри убежал из монастыря. Он шёл вперёд и взору его открывались прекрасные картины богатой кавказской природы. Он видел горные вершины, покрытые снегом и зелёные луга, залитые ярким солнцем. Горные расщелины, изрезанные стекающими с гор ручьями и диковинные цветы, завораживающие взгляд путника. Быстрые горные реки, мутные и холодные, стекающие с заснеженных гор. Всё это великолепие открылось взору юноши.

Совсем недолго Мцыри был на свободе. Три дня он дышал воздухом свободы. Но этого было вполне достаточно, что герой понял, что он ни за что не вернётся туда, откуда сбежал. Ему в монастыре темно и душно. Он теперь наверняка знает, что монастырь не может заменить ему родной дом. Ему тяжело смириться с жизнью в неволе. А именно так он рассматривает свою жизнь в монастыре.

Заблудившись, молодой человек не нашёл дороги к родному очагу. Обессиленный, он падает в степи без сил и сознания. Там его нашли монахи и снова вернули в монастырь. Поставленный перед выбором, Мцыри не борется за свою жизнь. Его не прельщает жизнь затворника. Свобода – вот чем грезил он, решившись на побег.

Описывая дни, проведённые героем вдали от стен монастыря, Лермонтов красочно описывает кавказскую природу. Используя литературный приём, автор хочет на примере противопоставления показать разницу между жизнью в неволе и жизнью на свободе. Восхищение, которое у Мцыри вызывает мир за пределами монастыря, относится к его стремлению жить свободной жизнью.

Роль пейзажа в поэме Мцыри

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» рассказывает историю жизни Мцыри и его неудавшейся попытки бегства из монастыря.

Герой рассказывает о том, что за три дня, которые он провел за стенами монастыря, он получил столько эмоций и впечатлений, сколько не получал за всю свою жизнь в монастыре. Он впитал в себя все, что видел кругом и нельзя не узнать в его описаниях природу Кавказа: скалы, ущелья, хребты, реки и поля, а так же богатые виноградники Грузии, ее долины и густые леса. Естественно, все это природное великолепие поразило его, потому что резко контрастировало с мрачным монастырем, в котором он привык находиться.

Природа как бы разговаривает с Мцыри: вот шелестит листва на деревьях, а вот шумит бурная горная река, издалека раздается пение птиц или кричит шакал. Природа описывается Лермонтовым, как фон для рассказа, но, тем не менее, она помогает раскрыть внутренний мир героя и показать его романтический образ. Ведь Мцыри воспринимает природу именно такой, какой она и предстает в действительности: с одной стороны она кажется ему безмятежной и спокойной, а с другой – грозной и даже суровой, когда он видит скалы, непроходимые леса или бурные потоки рек. Его не пугает дневное палящее солнце в горах Грузии или темные ночи, когда мир затихает. Он восторгается красотой летнего утра, когда видит голубое небо. И всё это заставляет думать о гармонии, которая присуща природе. А то, что герой так к этому восприимчив, доказывает его многогранность и душевную красоту.

Мцыри очень ярко и эмоционально описывает в рассказе увиденную им природу, хотя представленные картины очень даже реальны. Но его восприятие добавляет романтичности в повествование: бездна становится горящей, услышанные голоса волшебными, вал выглядит сердитым, а зелень листвы – прозрачной.

И не зря встреча главного героя с природой произвела на него неизгладимое впечатление, ведь он увидел ее во всем великолепии и ощутил радость от общения с ней. Лермонтов специально использует в описании фольклорные сравнения: стройна, как тополь, горят, как алмаз, юность вольная и другие. Мцыри понял, что мир на самом деле прекрасен и в этом смысл рассказа.

Читайте:  Шиповник Описание особенности и полезные свойства шиповника

Также читают:

Картинка к сочинению Природа и ее роль в поэме Мцыри

Популярные сегодня темы

На то, чтобы одарить «коллегу» таким прозвищем, у Толстого нашлись веские причины. И это совсем не обидное «наименование». Даже наоборот…

Фундаментальной особенностью поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» является его необычная композиция, являющейся абсолютно своеобразной и нисколько не похожей на других.

При первом взгляде на картину Василия Андреевича Тропинина, мы видим молодую девушку на сером фоне. На самом деле все его картины написаны об окружающем мире людей.

Вот и пришла весна. Дышится легко, свежий ветер и солнышко снова радуют своей улыбкой. Я им улыбаюсь в ответ, потому что мне нравится это время года.

Произведение рассказывает о том, как храбрый правитель, владеющий небольшим княжеством Новгородом-Северским, Святославович отправляется на сражение с половцами, которое состоялось в 1185 году.

Источник

Сочинение: Природа в поэме «Мцыри» (М. Ю. Лермонтов)

«Мцыри» — наиболее яркая романтическая поэма, которую М.Ю.Лермонтов написал на пике своего творческого подъёма, незадолго до гибели. Если перевести название поэмы с грузинского языка, то становится понятно, о ком будет идти речь в произведении: “мцыри” значит “неслужащий монах”. И несмотря на то, что речь в поэме действительно о неслужащем монахе, действие разворачивается вовсе не в стенах монастыря, а за его пределами, на лоне природы. Декорацией служит прекрасная, бушующая стихия; ледяные горные речушки; непроходимые леса и бескрайние степи прекрасного Кавказа, что позволяет автору не только выразить свое восхищение и любовь к природе тех мест, но и с точностью передать его настроение и душевное состояние.

Поэма “Мцыри” относится к такому литературному жанру как реализм, а это значит, что Лермонтов хотел передать читателю всю полноту и яркость душевных смятений героя. Автору нужна была атмосфера страсти и свободы, которые охватывают мцыри на воле, нужно было передать силу его стремления сбросить оковы монастыря и ринуться в так называемый “другой мир”. Поэтому писатель решает в полной мере использовать описания окружающей среды героя и усиливать эмоциональный эффект от событий в его жизни за счёт природных явлений. Также он противопоставляет дикую степь, вольный простор тихой затворнической жизни в закрытых стенах монастыря.

Автор не просто так делит свою поэму на две части, причём части эти явно не равные. Мцыри живет в монастыре несколько лет, но все эти годы могут уместиться лишь в нескольких мимолетных главах, в то время как всего три коротких дня, проведенных на свободе, занимают основную часть поэмы и такую же значительную часть в жизни самого героя. Эти три дня стали самыми яркими событиями в его жизни. Мы можем наблюдать, как герой проживает маленькую жизнь за это время, как раскрывается его характер и он больше прислушивается к себе, как начинает улавливать свои желания и понимать свой внутренний мир. Все эти изменения Лермонтов также подчеркивает при помощи природы и стихии, которые всегда сопутствуют описываемым событиям.

В первый день своего побега Мцыри видит прекрасную картину мира: «пышные поля», «причудливые, как мечты» горные склоны. Это вдохновляет героя на долгий путь, дает ему силы надеяться на лучшее. Видя эти прекрасные пейзажи, читателю невозможно не влюбиться в них, они захватывают воображение и заставляют затаить дыхание от размаха, силы и красоты. Кавказ всегда ассоциировался у русских людей со свободой, и когда мы читаем описание природы этих мест, мы начинаем понимать почему. Глубина и мощь того, что видит Мцыри, дают ему ощущение свободы — чувства, к которому он стремится всю свою жизнь. Далекие горы напоминают ему о семье, ему кажется, что где-то там его семья всё ещё ждёт его, и он таит надежду однажды вернуться в родные места, увидеть своих родных.

В ночь, когда Мцыри отваживается на побег, бушует сварочная гроза, но это совсем не пугает нашего героя. Напротив, автор тем самым еще раз подчеркивает единение души героя с природной стихией. Мы видим как контрастирует состояние Мцыри на фоне других монахов, как он бунтует, как неспокойно его сердце. Когда он говорит: «О, я как брат / Обняться с бурей был бы рад!», мы понимаем, в каком состоянии находится герой, что чувствует, как рад наконец вырваться на свободу. Далее мы поражаемся его смелости в схватке с барсом, Лермонтов, описывая их схватку пишет, что Мцыри полностью отдаётся животным инстинктам, даже “визжит” точно также, как зверь, что ещё раз подчёркивает его неделимое состояние с природой.

Можно сказать, что природа в поэме — это ещё одно действующее лицо. Герой постоянно обращается к ней, всё время обращает на неё своё внимание. И она преображается под его взглядом, становится живой, даже приобретает человеческие черты. Иногда мы видим, как природа разговаривает с ним, делает его путешествие осознаннее, поэтичнее: «И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота».

То, как происходит общение между героем и природой, помогает нам яснее понять взгляды самого героя, его внутреннее состояние. Удивительно, как ему удаётся воспринимать пейзаж во всей его полноте и совокупности, без акцента на отдельных деталях. Он смотрит на прекрасную живую картину и видит только бесконечную гармонию и полноту всех явлений. Что бы не произошло, что бы не было, этому найдется место. В этом можно уловить нотки зрелого взгляда на жизнь. Герой находит в себе способность находить естественность и красоту во всём, более того, он понимает, что он любит всё, что его окружает: и свет, и тьму, и день, и ночь, и холод, и жару, и ветер, и землю, и воду, и небо. Природа во всей своей полноте сливается с ним и открывает нам всю глубину его внутреннего мира.

Природа становится тем “ключиком”, который отпирает дверь в глубины его подсознания. Он становится неотделим от неё, его “бунтующее” сердце успокаивается и наполняется покоем и благодарностью за незабываемую жизнь, подаренную ему.

Подытоживая вышесказанное, можно отметить три ключевые роли, которые отведены природе в произведении “Мцыри”. В первую очередь, описание природных явлений и пейзажей выдает принадлежность поэмы к романтизму. Вторая роль отведена декорациям, которыми автор умело пользуется для передачи настроения героя, его внутренней борьбы и стремления к свободе. В-третьих, при помощи природы Лермонтов рисует для читателя яркие контрасты состояний, создает антитезы: природа и монастырь, жизнь дикаря и цивилизация.

Источник