Как правильно рисовать несуществующего животного

Несуществующее животное расскажет о вашей личности

Alfa

Среди множества психологических методик исследования личности особое место занимает проективная методика «Несуществующее животное». Это объясняется тем, что ее интерпретация дает обширную информацию о личности при затрате минимального количества времени на выполнение задания. Тест не только простой, но и очень интересный, доступен как взрослым, так и детям.

Животное, которого не существует

Автор Arne Olav

  • 1 Представьте себя в роли психолога
    • 1.1 Расположение рисунка на бумаге.
    • 1.2 Основная часть рисунка.
    • 1.3 Нижняя часть рисунка.
    • 1.4 Дополнительные детали рисунка.
    • 1.5 Контур рисунка.
    • 1.6 Название рисунка.

    Представьте себя в роли психолога

    Тест создан отечественным психологом М. З. Дукаревич, исходя из особенностей психомоторной связи. Когда человек рисует, то лист бумаги в это время является особой моделью пространства, в котором с помощью движений доминантной (у большинства людей правой) руки фиксируется отношение к этому пространству, следуя словам И. М. Сеченова о том, что любая мысль заканчивается движением.

    Главной целью методики является общее исследование личности, на основе которого психолог выдвигает гипотезу о некоторых ее особенностях, ни в коем случае не делая однозначных выводов о человеке без комплексной диагностики.

    Тест «Несуществующее животное» начинается простой инструкцией: «Возьмите лист бумаги, простой карандаш и нарисуйте несуществующие животное, такое, которого на самом деле нет, и никогда не было на планете. Назовите его несуществующим именем».

    Время на выполнение рисунка не ограничивается. Иногда люди отказываются выполнять тест, объясняя свой отказ неумением рисовать. В таком случае важно объяснить, что психолог не оценивает художественные способности, что тест несет более глубокий психологический смысл, чем просто умение красиво рисовать.

    Методика «Несуществующее животное» проста в исполнении, ведь нарисовать необычное несуществующее животное не только просто, но и увлекательно. Но ее интерпретация требует глубоких знаний психологии человека. Если вы желаете получить качественный достоверный результат после того, как выполните тест, воспользуйтесь основными правилами его интерпретации:

    Расположение рисунка на бумаге.

    Примеры рисунков придуманных животных

    В норме рисунок расположен в средней части листа, который находится в вертикальном положении. Если рисунок расположен в верхней части листа, это говорит о высокой самооценке и недовольством своей роли в обществе, где человек чувствует недостаток признания. Чем ниже расположен рисунок на бумаге, тем ниже его уровень самооценки. Такой человек неуверен в себе, его не волнует признание социальный статус.

    Основная часть рисунка.

    • Голова смотрит вправо – человек деятельный и решительный, доводит дела до конца, реализует свои планы.
    • Голова смотрит влево – человек склонен к самоанализу и рефлексии. Он больше думает, чем делает, вместо конкретных действий предпочитает глубокие размышления о них.
    • Голова «смотрит» вперед, на рисующего – свидетельство эгоцентризма. Если на голове присутствуют органы чувств – глаза, уши, рот, то это говорит о важности информации, о зависимости от чужого мнения.
    • Открытый рот и язык, но без губ могут означать высокую вербальную активность, и даже болтливость. Наличие губ говорит о чувственности. Открытый рот без губ и языка говорит о склонности к тревогам и страхам, о недоверии. У детей и подростков можно увидеть зачеркнутый рот круглой формы, что свидетельствует о боязни и тревоге.
    • Наличие зубов говорит о вербальной агрессии, которая используется как защита в виде грубого ответа на порицание или осуждение.
    • Важную роль имеют глаза. Они являются символом страха, если человек четко прорисовывает радужку. Наличие ресниц говорит о демонстративности личности, о желании обратить на себя чужое внимание своей красотой и манерами, а у мужчин является показателем женственных черт характера.
    • Следует обратить внимание на размер головы: если она нарисована непропорционально телу, то человек ценит интеллект и рациональность.
    • Рога, когти, иглы на коже животного говорят об агрессии, защитной либо спонтанной. Перья на теле животного являются показателем демонстративности и самолюбования. Шерсть или грива говорят о сексуальности и желании подчеркнуть свой пол.

    Нижняя часть рисунка.

    • Ноги (лапы) животного оцениваются по размерам относительно туловища животного. Если ноги большие и крупные, то это свидетельствует о рациональности, обдуманности в принятии решений, о формировании планов и четких структур перед совершением действия. Маленькие короткие ноги говорят об импульсивности и легкомыслии в принятии решений. Особенно эти качества можно подчеркнуть, если ноги совсем отсутствуют на рисунке.
    • Стоит обратить внимание на характер соединения ног с туловищем. Если соединение нечеткое и недостаточное, то человек сам по себе довольно небрежный, невнимательный, недостаточно контролирует свои суждения.
    • Направление ног в одну сторону и их однотипность говорят о конформности, стереотипности и банальности суждений. Разнообразность формы говорит об обратном: человек склонен к оригинальности и самобытности.

    Дополнительные детали рисунка.

    Это крылья, перья, бантики, еще одни ноги или лапы, кудри, цветы и различные другие украшающие детали. Все эти особенности говорят о уверенности в себе, о высоком уровне энергии, которую человек умеет распределять в разные сферы деятельности. Иногда это выливается в притеснении других людей, о делании концентрировать внимание только на своей личности. Это может быть человек, увлеченный своей профессией, стремящийся к самореализации.

    Наличие хвоста говорит об отношении к собственным решениям и действием, к продуктам своей деятельности. Хвост, направленный вправо – отношение к действиям, поведению. Хвост, направленный влево – отношение к мыслям и возможностям. Направленность хвоста вверх или вниз говорит о восприятии человеком этого отношения: вверх – позитивное, вниз – негативное.

    Контур рисунка.

    Неизвестный науке зверь

    Автор Arne Olav

    Анализируется наличие панцирей, выступов, затемнений, прорисовки четких линий. Эти детали свидетельствуют о стремлении защититься от других людей. Если присутствуют острые углы – это агрессивная защита, если есть затемнения – есть тревога и страх, если линия двойная – есть подозрительность и ощущение опасности.

    Можно условно разделить животных на:

    • угрожающих,
    • угрожаемых
    • и нейтральных (соответственно, похожих на льва, зайца или собаку).

    Выбор типа животного говорит об отношении к собственной личности, к своему «Я». Человек выбирает тот типа животного, с которым себя идентифицирует. Если животное «очеловеченное», в одежде, с двумя лапами, прямостоящее, с руками вместо лап, то это говорит об инфантильности и незрелости эмоциональной сферы автора.

    Источник

    

    Тест «Несуществующее животное»: интерпретация и анализ рисунка

    Тест «Несуществующее животное» широко применяется в психологических исследованиях, так как из всех рисуночных тестов он наиболее информативен. Тест направлен на исследование психомоторных связей и особенностей психики. Исследования применяются среди старших дошкольников и взрослых. В статье мы расскажем все про тест «Несуществующее животное», поделимся с вами вариантами интерпретации рисунка, а также покажем подробный анализ.

    Тест «Несуществующее животное»

    Тест «Несуществующее животное»: описание

    Разработкой этого тест занимался психолог М.З. Дукаревич. Тест относится к проективным методикам, это значит, что не надо использовать стимульный или наглядный материал. Человеку дают задание нарисовать несуществующее животное. Все остальное время в работе он использует только карандаши, бумагу и свою фантазию. Расшифровать рисунок вы можете и самостоятельно, но лучше довериться специалисту. Интерпретация рисунка поможет вам узнать:

    • Насколько высокая самооценка;
    • Какой уровень имеет умственное развитие;
    • Есть ли чувство тревоги у обследуемого, и на каком оно уровне;
    • Имеется ли агрессия и депрессивность у человека;
    • Какова открытость человека к общению с окружающими;
    • Насколько творческая личность.

    Основной и главной целью этой методики является понятие внутреннего состояния человека. Сам тест довольно просто сделать, так как для этого не нужно какое-то специальное оборудование. Всего лишь карандаш и бумага.

    Надо понимать, что точный вывод после прохождения одного теста ждать не стоит. Ведь тестирование лишь предполагает состояние пациента. А заключительный вывод о психическом состоянии может сделать только психолог и только после использования других методик, кроме этой.

    Тест «Несуществующее животное»

    Инструкция

    Для теста нам понадобятся:

    • бумага А4
    • цветные карандаши

    Испытуемому предлагается лист бумаги А4 в той плоскости, в которой он захочет рисовать. Ему надо лишь нарисовать животное, которого не существует в природе.

    Когда испытуемым заканчивает рисовать несуществующее животное, ему задают ряд вопросов.

    Примерный перечень вопросов:
    • Где живет это животное?
    • Что оно кушает?
    • С кем оно живет?
    • Как оно себя ведет при опасности, например, при нападении на него?
    • Есть ли у него друзья и враги? Кто они?
    • Что ему нужно для полного счастья?

    Получите бесплатный анализ рисунка дерева от нашего эксперта Татьяны Кузнецовой

    Сфера: Графология. Психодиагностика.

    Татьяна Кузнецова, графолог
    ✍️Прочту тебя по почерку
    💥Бью «в точку»
    ⭐️Предписываю предназначение

    Интерпретации теста

    Типы животных

    Время поговорить о типах животных, которых рисуют чаще всего.

    • Первый тип – это существующее животное, например, кошка или собака. Для пяти – шестилетнего ребенка это является нормой, но для подростка и взрослого, это говорит все-таки о скудности воображения.
    • Второй тип – это изображение вымершего животного, реально существовавшего. Примером могут быть динозавры.
    • Третий тип – это животное, которое существует в нашей культуре, но в реальной жизни не существовало. Например, различного рода русалки, гномы, единорог и многое другое. Это говорит о скудности воображения у взрослых, но для 8-9-летнего ребенка это нормально.
    • Четвертый тип животных, которых тоже часто рисуют, это так называемые составные животные. Например, берется голова крокодила, а ноги зайца, так называемый крокозай. Это изображение скорее свойственно рационалистом, чем творческим личностям.
    • Пятый тип животных – это животные, которые состоят из различных механических частей. Такое животное чаще всего изображают люди с нестандартным мышлением и вообще подходу к жизни. Пресловутое и сложное изображение животного, которое выглядит настолько целостно, что мы не можем даже сравнить его ни с одним животным по сходству в нашем мире. Это говорит о действительной творческой натуре.

    Расположение рисунка на листе

    Одним из основных важных критериев является расположение рисунка на листе:

    • в норме рисунок должен располагаться в центре листа вертикально расположенного;
    • если рисунок располагается ближе к верхнему краю листа, это говорит о завышенной самооценке, о недовольстве своим положением в обществе и к стремлению к самоутверждению;
    • ближе к нижнему краю листа – это обратная тенденция, которая говорит про заниженную самооценку, нерешительность, неуверенность в себе.

    Голова или ее заменяющие

    Вторым важным показателем является центральная смысловая часть фигуры – это голова или ее заменяющие.

    Рот

    Характер линии

    Это следующий важный критерий. На него следует обратить особое внимание, потому что он отражает степень тревожности человека.

    Наталия Холоденко – психолог мотивационный спикер, женщина, которая создает себя сама!

    Наталия Холоденко прошла путь к успеху – от психолога до основателя и руководителя Международного центра психологии Наталии Холоденко.

    Сейчас Наталия – востребованный психолог, кандидат философских наук, популярный педагог, тренер личностного роста и телеведущая. Наталия Холоденко более 18 лет консультирует, организовывает семинары и обучает других, чтобы сделать их жизнь счастливее и успешнее с помощью психологии.

    В видео представлен практический телекласс «Несуществующее животное», который Наталия ведет вместе со своей коллегой Екатериной Бабенко.

    На этом телеклассе идет разбор на примерах такой проективной методики, как тест «Несуществующее животное». В видео вы узнаете:

    • Основные структурные элементы животного;
    • Какие бывают разновидности этих элементов;
    • Как проанализировать свои рисунки и рисунки других людей.

    «Несуществующее животное» – интересная техника. Вы просто просите ребенка нарисовать несуществующее животное (не сказочное, не мифическое, не из мультфильма), которого раньше никто не видел. С помощью этого ребенок расскажет о себе много интересного. Например, мой ребенок рисовал. Вот интересный хвост с заметными шипами – признак агрессии, желания от кого-то защититься. Зубы также указывают на словесную агрессию (грубые слова). Это поверхностно. Попробуйте, это интересно.

    Екатерина

    Когда делаешь диплом, и решаешь пройти методику, которую использовала для исследований.
    В общем, это несуществующее животное. Собственно, узнала, что я активно стремлюсь реализовать все свои планы (правда это для меня не новая информация), я ценю в себе и в других людях интеллект, эрудицию, также у меня преобладание рационального над эмоциональным при принятии решения. Имеется у меня творческое начало, уверенность в своих действиях, а также неимоверное количество страха и тревоги, даже резкая тревожность (конечно, у меня ещё экзамены впереди и защита диплома), усталость. Также есть агрессия (но не в критическом количестве). Да и демонстративности у меня тоже есть немного (в основном выражается в демонстрации своих умственных способностей, эрудиции). И к какому выводу можно прийти? Я обычный, замученный, иногда выпендривающийся человек.

    Кристина

    Впервые я столкнулась с психологией в 10 лет.

    Тогда мы с шахматным клубом поехали в другой город на соревнования. Это было веселое приключение: куча детей, жизнь в общаге, роллтон с колбасой из еды и один сопровождающий тренер, которому 24 года (тренеров было больше, но по факту заботами о детях грузили одного-двух).

    Так вот этот преподаватель одно время увлекался курсами психологии и решил попробовать на нас всякие тесты. Например, один из довольно известных, который дают в школе – нарисовать “Несуществующее животное”. Мы старательно рисовали всяких зверей, а потом разбирали что какие черты значат.

    Мне так понравилось это знание, что я попросила интерпретацию теста переписать к себе в тетрадку и ходила потом довольная, думая, что буду знать о людях все. Вот такое заблуждение детства.

    Со временем мое отношение к тестам поменялось. Мне кажется, они нужны, чтобы выделить пограничные расстройства или определить психические отклонения.

    Заключение

    Тест «Несуществующее животное» довольно популярный. Но кроме этой проективной методики есть и другие. Предлагаем прочитать нашу статью и испробовать другие методики «Проективные рисуночные методики для характеристики взрослых»

    Источник

    Психологический тест: несуществующее животное

    Тест «Несуществующее животное» некогда был построен на теории психомоторной связи. Для того, чтобы зарегистрировать состояние психики испытуемого, используется исследование моторики, в частности, это касается моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения и/или рисунка.

    Несуществующее животное

    Методика

    И.М.Сеченов в свое время говорил, что любое представление, возникающее в психике человека, заканчивается движением.

    Если реальное движение по той или иной причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц накапливается определенное количество энергии, необходимое для осуществления ответного движения: представление — мысль. Например, мысли, образы и представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в мышцах ног и рук. В случае ответа на страх это вполне необходимая и оправданная реакция, так как человек может спасаться бегством или защищаться с помощью рук – наносить удар, заслоняться от противника.

    Тенденция движения имеет направление в пространстве: приближение, удаление, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства, с его помощью можно зафиксировать отношение к пространству, то есть возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики.

    Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху, связана с будущим периодом и действенностью. Левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона, соответствующая доминантной правой руке, — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

    Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

    По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных методик. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест является ориентировочным, поэтому как единственный метод исследования обычно не используется, требуя объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

    Инструкция к тесту:
    Сейчас Вам необходимо будет придумать, а в последующем и нарисовать некое несуществующее животное, при этом дав ему несуществующее название. Не думайте о красоте рисунка. При обработке данных имеет значение лишь смысл, вложенный в рисунок, а не его художественные особенности.

    Анализ теста и интерпретация результатов

    Положение рисунка на листе

    В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

    Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

    Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

    Центральная часть фигуры (голова или замещающая ее деталь)

    Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется — осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих тенденций.

    Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно.)

    Положение «анфас», то есть голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

    На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза. Значение детали «уши» — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения.

    Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

    Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратите внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

    Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

    На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога — защита, агрессия. Трактовка идет в сочетании с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья — тенденция к самоукрашению, самооправданию, демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

    Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда — постамент)

    Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
    а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирования суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
    б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

    Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

    Части, поднимающиеся над уровнем фигуры

    Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек — кудрей; цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа — крылья или щупальца и т.д.) Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

    Хвосты

    Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности.

    Положительная и отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратите внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

    Контуры фигуры

    Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии, контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена.

    Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, то есть против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

    Общая энергия

    Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном, несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание.

    То же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, «водит карандашом по бумаге», не нажимая на него. Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратите внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (то есть к чему привязана тревога).

    Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

    Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошек). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.

    Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, — свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

    Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекообразной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

    Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

    Обратите внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного — рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

    Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

    Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегемот», «мухожер» и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетус» и т.п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие»), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

    Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклетамиешиния» и т.п.).

    Источник

    Как правильно рисовать несуществующего животного

    Alfa

    Среди множества психологических методик исследования личности особое место занимает проективная методика «Несуществующее животное». Это объясняется тем, что ее интерпретация дает обширную информацию о личности при затрате минимального количества времени на выполнение задания. Тест не только простой, но и очень интересный, доступен как взрослым, так и детям.

    Животное, которого не существует

    Автор Arne Olav

    • 1 Представьте себя в роли психолога
      • 1.1 Расположение рисунка на бумаге.
      • 1.2 Основная часть рисунка.
      • 1.3 Нижняя часть рисунка.
      • 1.4 Дополнительные детали рисунка.
      • 1.5 Контур рисунка.
      • 1.6 Название рисунка.

      Представьте себя в роли психолога

      Тест создан отечественным психологом М. З. Дукаревич, исходя из особенностей психомоторной связи. Когда человек рисует, то лист бумаги в это время является особой моделью пространства, в котором с помощью движений доминантной (у большинства людей правой) руки фиксируется отношение к этому пространству, следуя словам И. М. Сеченова о том, что любая мысль заканчивается движением.

      Главной целью методики является общее исследование личности, на основе которого психолог выдвигает гипотезу о некоторых ее особенностях, ни в коем случае не делая однозначных выводов о человеке без комплексной диагностики.

      Тест «Несуществующее животное» начинается простой инструкцией: «Возьмите лист бумаги, простой карандаш и нарисуйте несуществующие животное, такое, которого на самом деле нет, и никогда не было на планете. Назовите его несуществующим именем».

      Время на выполнение рисунка не ограничивается. Иногда люди отказываются выполнять тест, объясняя свой отказ неумением рисовать. В таком случае важно объяснить, что психолог не оценивает художественные способности, что тест несет более глубокий психологический смысл, чем просто умение красиво рисовать.

      Методика «Несуществующее животное» проста в исполнении, ведь нарисовать необычное несуществующее животное не только просто, но и увлекательно. Но ее интерпретация требует глубоких знаний психологии человека. Если вы желаете получить качественный достоверный результат после того, как выполните тест, воспользуйтесь основными правилами его интерпретации:

      Расположение рисунка на бумаге.

      Примеры рисунков придуманных животных

      В норме рисунок расположен в средней части листа, который находится в вертикальном положении. Если рисунок расположен в верхней части листа, это говорит о высокой самооценке и недовольством своей роли в обществе, где человек чувствует недостаток признания. Чем ниже расположен рисунок на бумаге, тем ниже его уровень самооценки. Такой человек неуверен в себе, его не волнует признание социальный статус.

      Основная часть рисунка.

      • Голова смотрит вправо – человек деятельный и решительный, доводит дела до конца, реализует свои планы.
      • Голова смотрит влево – человек склонен к самоанализу и рефлексии. Он больше думает, чем делает, вместо конкретных действий предпочитает глубокие размышления о них.
      • Голова «смотрит» вперед, на рисующего – свидетельство эгоцентризма. Если на голове присутствуют органы чувств – глаза, уши, рот, то это говорит о важности информации, о зависимости от чужого мнения.
      • Открытый рот и язык, но без губ могут означать высокую вербальную активность, и даже болтливость. Наличие губ говорит о чувственности. Открытый рот без губ и языка говорит о склонности к тревогам и страхам, о недоверии. У детей и подростков можно увидеть зачеркнутый рот круглой формы, что свидетельствует о боязни и тревоге.
      • Наличие зубов говорит о вербальной агрессии, которая используется как защита в виде грубого ответа на порицание или осуждение.
      • Важную роль имеют глаза. Они являются символом страха, если человек четко прорисовывает радужку. Наличие ресниц говорит о демонстративности личности, о желании обратить на себя чужое внимание своей красотой и манерами, а у мужчин является показателем женственных черт характера.
      • Следует обратить внимание на размер головы: если она нарисована непропорционально телу, то человек ценит интеллект и рациональность.
      • Рога, когти, иглы на коже животного говорят об агрессии, защитной либо спонтанной. Перья на теле животного являются показателем демонстративности и самолюбования. Шерсть или грива говорят о сексуальности и желании подчеркнуть свой пол.

      Нижняя часть рисунка.

      • Ноги (лапы) животного оцениваются по размерам относительно туловища животного. Если ноги большие и крупные, то это свидетельствует о рациональности, обдуманности в принятии решений, о формировании планов и четких структур перед совершением действия. Маленькие короткие ноги говорят об импульсивности и легкомыслии в принятии решений. Особенно эти качества можно подчеркнуть, если ноги совсем отсутствуют на рисунке.
      • Стоит обратить внимание на характер соединения ног с туловищем. Если соединение нечеткое и недостаточное, то человек сам по себе довольно небрежный, невнимательный, недостаточно контролирует свои суждения.
      • Направление ног в одну сторону и их однотипность говорят о конформности, стереотипности и банальности суждений. Разнообразность формы говорит об обратном: человек склонен к оригинальности и самобытности.

      Дополнительные детали рисунка.

      Это крылья, перья, бантики, еще одни ноги или лапы, кудри, цветы и различные другие украшающие детали. Все эти особенности говорят о уверенности в себе, о высоком уровне энергии, которую человек умеет распределять в разные сферы деятельности. Иногда это выливается в притеснении других людей, о делании концентрировать внимание только на своей личности. Это может быть человек, увлеченный своей профессией, стремящийся к самореализации.

      Наличие хвоста говорит об отношении к собственным решениям и действием, к продуктам своей деятельности. Хвост, направленный вправо – отношение к действиям, поведению. Хвост, направленный влево – отношение к мыслям и возможностям. Направленность хвоста вверх или вниз говорит о восприятии человеком этого отношения: вверх – позитивное, вниз – негативное.

      Контур рисунка.

      Неизвестный науке зверь

      Автор Arne Olav

      Анализируется наличие панцирей, выступов, затемнений, прорисовки четких линий. Эти детали свидетельствуют о стремлении защититься от других людей. Если присутствуют острые углы – это агрессивная защита, если есть затемнения – есть тревога и страх, если линия двойная – есть подозрительность и ощущение опасности.

      Можно условно разделить животных на:

      • угрожающих,
      • угрожаемых
      • и нейтральных (соответственно, похожих на льва, зайца или собаку).

      Выбор типа животного говорит об отношении к собственной личности, к своему «Я». Человек выбирает тот типа животного, с которым себя идентифицирует. Если животное «очеловеченное», в одежде, с двумя лапами, прямостоящее, с руками вместо лап, то это говорит об инфантильности и незрелости эмоциональной сферы автора.

      Источник

      Читайте:  Течка у собак признаки и симптомы