Как быстро научить ребенка определять падежи

Как быстро научить ребенка определять падежи

Падежи — тема сложная. Она часто вызывает трудности у детей. В этой статье я расскажу, как научить ребенка определять падежи.

Как объяснить падежи?

1. Берем любое слово. Например, слово дом . И составляем с ним словосочетания, изменяя вопросы. Но пока не говорим, что изменяем слово по падежам.

2. Спрашиваем, что изменилось в написании имен существительных. Окончание. А окончание — это часть слова, которая служит для связи слов в предложении . Дальше можно рассказать, что все имена существительные (изучение падежей начинается с изменения по падежам им. сущ.) разбили на 6 больших групп. Они называются падежи. В каждой группе есть свои вопросы, на которые отвечают слова.

Как выучить падежи?

Часто родители говорят, что ребенок не может выучить падежи. Давайте различать два момента: не может выучить падежи и не умеет их определять.
Есть темы, которые нужно учить, как таблицу умножения. Названия падежей и вопросы к ним нужно учить наизусть. Для этого нужно запомнить всего лишь 18 слов. Не много, правда?

Некоторым ребятам сложно запомнить последовательность падежей. Им в помощь составили небольшие фразы. Первая буква в каждом слове совпадает с первой буквой падежа.

Как определять падежи?

А вот определить падеж слова детям сложно. Для того, чтобы определить падеж, нужно:
— выписать словосочетание с им. сущ.
— задать падежный вопрос
— определить падеж

И здесь одна важная деталь. Какой вопрос вы зададите в словосочетании "вышел из дома"? Любой русский человек спросит "откуда? ". А в данном случае нужно спросить "из чего? ".

Мы должны задать падежный вопрос. Если ребенок говорит, что нужно спросить "откуда", я отвечаю, что это правильно, но такого падежного вопроса нет. И прошу подобрать падежный вопрос .

Почему детям сложно определить падеж?

Есть несколько причин.
1. Ребенок не выучил падежи и вопросы к ним.
2. Ребенок не может найти слово, от которого надо задать вопрос, т. е. не может найти словосочетание.
3. Ребенок не может подобрать правильный вопрос.

Источник



Распространённые предложения со словом — ПРИРОДА

1.Примеры распространённых предложений, в которых слово — природа — является ПОДЛЕЖАЩИМ.

Ответы к заданию 1.

2.Примеры распространённых предложений, в которых слова — природа — является второстепенным членом — ДОПОЛНЕНИЕМ.

Ответы к заданию 2.

1.ПРИМЕРЫ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, В КОТОРЫХ СЛОВО — ПРИРОДА — ЯВЛЯЕТСЯ ПОДЛЕЖАЩИМ

Информация о главных членах предложения

Подлежащее – главный член предложения, который

· отвечает на вопросы именительного падежа – кто? что?

· выражается именем существительным (или местоимением) в именительном падеже

Сказуемое – главный член предложения, который

· отвечает на вопросы что делать? что сделать? (что делает? что сделает? что делают? что сделают? и др.)

Задание 1. Выпишите из предложений сказуемые. Будьте внимательны: в предложении могут быть 2 сказуемых.

Ответы оформите так:

Записи делайте в тетради и проверьте Ваши ответы. Ответы к заданию 1 смотрите ниже.

1)Весной природа оживает.

2)Весной природа пробуждается.

3)В августе природа отдыхает от жаркого лета.

4)Природа влияет на душу человека.

5)Природа даёт силы человеку.

6)Природа создаёт хорошее настроение.

7)Природа постоянно меняется.

8)Человека окружает величественная природа.

9)Природа радует нас.

10)Природа радует наше сердце.

11)Природа украшает мир.

12)Людей окружает удивительная природа Земли.

13)Природа нуждается в нашей защите.

14)Природа нуждается в нашей помощи.

15)Природа вызывает у нас восторг, удивление, радость, а иногда и печаль.

16)Наша русская природа трогает и волнует душу каждого человека.

17)Природа дарит людям радость, спокойствие, здоровье.

18)Наша русская природа красива, скромна и проста.

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЮ 1.

16)трогает и волнует

18) красива, скромна и проста

2.ПРИМЕРЫ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, В КОТОРЫХ СЛОВО — ПРИРОДА — ЯВЛЯЕТСЯ ВТОРОСТЕПЕННЫМ ЧЛЕНОМ — ДОПОЛНЕНИЕМ

ИНФОРМАЦИЯ О ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Информация о дополнении

Дополнение — это второстепенный член предложения, который

· отвечает на вопросы косвенных падежей (все падежи, кроме именительного)

· выражается именем существительным или местоимением в косвенных падежах

Читайте:  Дуновение ветра звуки природы

· подчёркивается — _ _ _ _ _ _ _.

Информация о косвенных падежах (кроме именительного)

винительный падеж — кого? что?

родительный падеж — кого? чего?

дательный падеж — кому? чему?

творительный падеж — кем? чем?

предложный падеж — о ком? о чем?

Информация об обстоятельстве

Обстоятельство – второстепенный член предложения, который

· отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как?

· выражается чаще всего наречиями или именами существительными с предлогами

· подчёркивается _ . _ . _ . _

Информация об определении

Определение – второстепенный член предложения, который

· отвечает на вопросы какой? чей?

· выражается именами прилагательными

· подчёркивается волнистой линией

Обратите внимание!

В русском языке существуют случаи, когда к второстепенному члену предложения можно задать не один, а два вопроса.

Например, если Вы задаёте вопрос: распускаются (на чем?) на берёзе предл.п., то это будет дополнение _ _ _ _ _ _ _.

Если Вы задаёте вопрос: распускаются (где?) на берёзе предл.п., то это будет обстоятельство _ . _ . _ . _

Задание 2.В каком падеже употребляется в предложениях слово ПРИРОДА? Ответы оформите так:

1)происходят (где?) в природе предл.п.

Советуем сначала найти слово, от которого задаём вопрос к слову ПРИРОДА. Так Вы потренируетесь в нахождении словосочетаний. Это умение пригодится Вам в старших классах.

1)Какие сезонные изменения происходят в природе?

2)Писатели рассказывают о родной природе.

3)Человек любуется природой.

4)На картине художник изобразил природу.

5)Художник любил среднерусскую природу и изобразил начало весны.

6)Красота природы восхищает людей.

7)Красота природы влияет на душу человека.

8)Ребёнок познаёт природу своего края.

9)Человек познаёт тайны природы.

10)Человек разгадывает тайны природы.

11)Человек любуется природой.

12)Человек любуется окружающей его природой.

13)Человек радуется природе.

14)Ребёнок интересуется природой.

15)Человек иногда губит природу.

16)Впечатления от родной природы запоминаются надолго.

17)Малыш познает многоликий мир природы.

18)Этот наблюдательный, внимательный человек любит природу, познаёт её, радуется каждой встрече с природой.

19)В.Бианки, М.М.Пришвин, К.Г.Паустовский писали книги о природе.

20)Часто ли вы бываете на природе?

22)А.С.Пушкин, А.Фет, Ф.Тютчев открыли чудесный мир природы.

23)Учёные наблюдают за природой.

24)Природой мы наслаждаемся весной, летом, осенью и зимой.

25)Экологи помогают природе.

26)Человек без природы не выживет.

27)Учёные думают о помощи природе.

28)Взрослые и школьники охраняют природу.

29)Художники, композиторы и поэты показывают красоту родной природы.

30)Человек учится у природы.

31)Человек познаёт законы природы.

32)А.С.Пушкин относился к природе трепетно.

33)Человек часто обращается к природе.

34)У каждого человека есть любимый уголок природы.

35)Человечество тратит большие средства на сохранение природы.

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЮ 2.

1)происходят (в чем?) в природе предл. п. (дополнение)

происходят (где?) в природе предл. п. (обстоятельство)

2)рассказывают (о чем?) о природе предл.п.

3)любуется (чем?) природой твор.п.

4)изобразил (что?) природу вин.п.

5)любил (что?) природу вин.п.

6)красота (чего?) природы род.п.

7)красота (чего?) природы род.п.

8)познаёт (что?) природу вин.п.

9)тайны (чего?) природы род.п.

10) тайны (чего?) природы род.п.

11)любуется (чем?) природой твор.п.

12)любуется (чем?) природой твор.п.

13)радуется (чему?) природе дат.п.

14)интересуется (чем?) природой твор.п.

15) губит (что?) природу вин.п.

16)впечатления (от чего?) от природы род.п.

17)мир (чего?) природы род.п.

18)любит (что?) природу вин.п.

встрече (с чем?) с природой твор.п.

19) книги (о чем?) о природе предл.п.

20)бываете (на чем? где?)на природе предл.п.

21) мир (чего?) природы род.п.

22)наблюдают (за чем?) за природой твор.п.

23) наслаждаемся (чем?) природой твор.п.

24)помогают (чему?) природе дат.п.

25) не выживет (без чего?) без природы род.п.

26)о помощи (кому?) природе дат.п.

27)охраняют (что?) природу вин.п.

28)красоту (чего?) природы род.п.

29)учится (у чего?) у природы род.п.

30)законы (чего?) природы род.п.

31)относился (к чему?) к природе дат.п.

32)обращается (к чему?) к природе дат.п.

34)уголок (чего?) природы род.п.

35)на сохранение (чего?) природы род.п.

Дорогие ребята! Желаем Вам грамматических успехов в умении правильно

· задавать вопросы от слова к слову

· определять главные и второстепенные члены предложения и их подчёркивать

Надеемся, что Ваш языковедческий кругозор об использовании в предложениях слова ПРИРОДА расширится.

Источник

Как определить падеж у существительного? Определить род, число, падеж существительных

Еще в начальных классах школьников обучают тому, как определить падеж у существительного. К сожалению, далеко не сразу всем это удается. Необходимо владеть достаточно большим объемом информации, чтобы выполнить это задание без труда.

Читайте:  Конспект наблюдения за объект природы в возрастной группе

Существительное как часть речи

Каждый из нас знаком с именем существительным. Мы, не задумываясь, используем его ежедневно в нашей речи. А теперь представим, что этой части речи больше нет. Попробуйте рассказать о каком-либо событии без его помощи. Вряд ли это удастся сделать, поскольку им.сущ. дает название всем предметам и явлениям, которые есть в нашей жизни. Все, что мы видим вокруг и о чем рассказываем, не обходится без него. А потому основной его функцией считается номинативная, то есть давать наименования всем предметам.

Называя друг друга по имени, мы тоже не обходимся без существительного. Владея родным языком в совершенстве, мы правильно ставим эту часть речи в необходимую форму. Определить с научной точки зрения, какой падеж и число употреблены в слове, мы попытаемся в нашей статье.

Склонение

Прежде чем узнать, как определить падеж у существительного, необходимо разобраться в том, что такое склонение. Само по себе это слово имеет значение «изменение». То есть склонять – это значит менять им.сущ. по числам и падежам.

В русском языке выделяют несколько типов склонения.

К первому относят слова, которые оканчиваются на –а или –я. Они обязательно должны быть в форме мужского или женского рода. Например: машина, дядя, картина, природа.

Слова во втором склонении имеют другие критерии. Такие существительные имеют окончания -о, -е или нулевое и относятся к среднему и мужскому родам. Например: постановление, агрегат, волокно.

Если перед нами слово в женском роде, имеющее на конце мягкий знак (соответственно, нулевое окончание), то его относят к третьему склонению. Например: дочь, вещь, речь, ночь.

Каждая из групп имеет свою систему окончаний. Именно их необходимо помнить, получая задание: «Определи падеж и склонение существительных».

От категории рода зависит верное определение склонения, и, как следствие, его падежных форм.

В русском языке выделяют три его вида. Перед тем как мы узнаем, как правильно определить падеж существительных, нужно узнать и эту информацию.

К мужскому роду относят слова, которые сочетаются с личным местоимением «он»: катер, начальник, результат.

Средний род определяют по слову «оно». К нему относятся большинство абстрактных и неодушевленных понятий: восприятие, счастье, благополучие.

К женскому, соответственно, относятся такие слова, которые сочетаются со словом «она»: любовь, фотография, жизнь.

Для того чтобы определить род, необходимо учитывать, с каким личным местоимением согласуется нужное имя существительное.

Падеж

Теперь самое время узнать, как определить падеж имен существительных. Для этого нужно знать, на какие вопросы отвечает каждый из них.

Начальной формой слов этой части речи всегда является именительный падеж. Он выполняет в предложении функцию главного члена – подлежащего.

Перед тем как определить падеж у существительного, задают вопрос. В им.п. – «кто?», «что?». Например: ваза, цветок.

Далее идет родительный. К нему можно подставить вспомогательное слово «нет» и вопрос «кого?» или «что?». Например: вазы, цветка.

Дательный падеж требует слово «дать» («кому?», «чему»?). Например: вазе, цветку.

Очень часто с именительным путают винительный падеж. Он отвечает на вопросы «кого?» или «что?». Также к нему добавляют вспомогательную форму «видеть» либо «винить». Например: вазу, цветок.

Творительный требует вопросов «кем?» или «чем? Сочетается он со словом «восхищаться». Например: вазой, цветком.

И последний, предложный: «о ком?» или «о чем?». К нему в помощь добавляют слова «думать» либо «говорить».

Теперь мы знаем, как определить падеж имен существительных. Для этой несложной задачи потребуется лишь корректно подобрать вопрос к необходимому слову.

Особенности именительного и винительного

При всей, казалось бы, простоте определения падежа иногда все же возникают вопросы. Все это происходит потому, что некоторые формы могут совпадать. Такое абсолютное сходство между словами называют омонимами.

Читайте:  Детское любопытство и раннее развитие ребенка

К примеру, очень часто совпадают формы им. и вин. падежей. Для того чтобы их разграничить, нам необходимо внимательно изучить контекст.

Сравним два предложения:

  1. На поляне росло красивое дерево.
  2. Подойдя к поляне, мы увидели красивое дерево.

Формы слова абсолютно совпадают.

Возникает вопрос о том, как определить винительный падеж существительного. Для этого мы должны проследить за синтаксической ролью этого слова. В первом предложении слово «дерево» является подлежащим, согласуясь со сказуемым «росло». Оно самостоятельно выполняет действие, поэтому мы легко определим, что его падеж – именительный.

Источник

ВПР по русскому языку за 4 класс 2019 года под редакцией Л. Ю. Комиссаровой — Вариант №8

2) Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нем однородные сказуемые.

3) Выпиши из текста выделенное предложение.

  1. Подчеркни главные члены.
  2. Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является

VPR-rus-4-klass-2017-8-variant-1

4) Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

Ожил, досуг, звонишь, километр.

5) В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.

Природа оживает после зимнего сна.

Прочитай текст и выполни задания 6 — 16.

(1) В шесть лет я совершенно не знал, кем стану, когда вырасту. (2) Все профессии казались мне интересными.

(3) Но однажды по телевизору я увидел чемпионат Европы по боксу и сразу же решил стать боксёром. (4) После соревнований показали, как спортсмены тренируются. (5) Чтобы развивать силу удара, они били большую тяжёлую кожаную «грушу». (6) Конечно же, я загорелся и попросил родителей купить мне такую «грушу» для тренировок. (7) Но папа сказал, что в семье денег на боксёрскую «грушу» нет.

(8) Мама достала из шкафа коричневого медведя и предложила использовать его в качестве боксёрской «груши». (9) Это была моя старая детская игрушка. (10) У мишки были разные глаза: один жёлтый, ещё фабричный, а другой — белый, из пуговицы, которую пришили вместо потерявшегося. (11) Они смотрели на меня весело и доверчиво. (12) И тут я вдруг вспомнил, как играл и засыпал вместе со своим плюшевым другом. (13) И теперь я должен бить его, чтобы развивать силу удара? (14) Сердце моё сжалось… (15) Я подумал и решил, что никогда не стану боксёром, а пойду учиться на врача, который лечит зверей.

(По В. Драгунскому)

6) Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

7) Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

8) Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.

VPR-rus-4-klass-2017-8-variant-2

9) Как ты понимаешь значение слова «шкаф» из предложения 8? Запиши свое объяснение.

10) Замени слово «интересные» (предложение 2) близким по значению словом. Запиши это слово.

11) В предложении 2 найди слово, состав которого соответствует схеме: корень+суффикс+окончание. Выпиши это слово, обозначь его части.

12) Выпиши из предложения 5 все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

13) Выпиши из предложения 8 все формы имен прилагательных с именем существительным, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

14) Выпиши из предложения 11 все местоимения. Укажи лицо и число одного из них (на выбор)

15) Выпиши из предложения 1 все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи спряжение, время, лицо (если есть), число, род (если есть) одной из форм глагола (на выбор)

16) Представь, что тебе нужно позвонить домой после уроков, а твой мобильный телефон разрядился, и зарядка от него осталась дома. Вежливо попроси одноклассника (одноклассницу), у которого (которой) есть с собой зарядка, одолжить её тебе на время. Запиши свою просьбу.

Источник