Изображение природы в стихотворениях Фета и Тютчева

Изображение природы в стихотворениях Фета и Тютчева

Прием образного параллелизма мы встречаем и у Фета и у Тютчева. Причем чаще всего этот прием Фет использует как бы в скрытой форме, опираясь прежде всего на ассоциативные связи, а не на открытое сопоставление природы и человеческой души. В качестве примера можно привести стихотворение “Ярким солнцем в лесу пламенеет костер. ” прежде всего это, конечно, шедевр “импрессионисткой лирики” Фета.

Ельник в стихотворении шатается, напоминая поэту “пьяных гигантов столпившихся хор”. Конечно, на самом деле ели стоят неподвижно,

В стихотворении использована “кольцевая” композиция: она начинается и заканчивается изображением горящего костра. Многие детали стихотворения символичны, и это позволяет увидеть в описании костра, угасающего днем и разгорающегося ночью, некий скрытый смысл. В самом деле, что это за костер, в свете которого оживают даже деревья, тепло которого проникает “до костей и до сердца”, отгоняя все житейские тревоги?

Не символ ли это огня творчества, который даже под гнетом будничной жизни “будет теплится скупо, лениво”

Весьма интересно используется прием образного параллелизма в другом стихотворении Фета “Шепот, робкое дыханье…”. Здесь поэт изображает любовное свидание, которое как бы переплетается с картинами ночного сада, соловьиными трелями и разгорающейся зарей. Природа в стихотворении предстает участницей жизни влюбленных, она помогает понять их чувства и придает им особую поэтичность и таинственность.

Наряду с образным параллелизмом в изображении природы Фета и Тютчева роднят и общие мотивы природных стихий. Это прежде всего описание звезд, моря и огня. В образе звездного неба для Тютчева и Фета наиболее ярко проявляются таинственное могущество природы, ее величие и сила. Поэтому у Тютчева мы читаем такие строки:

Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины… А у Фета: И хор светил, живой и дружный, Кругом раскинувшись, дрожал.

Это не единственный пример подобной переклички мотивов. Понимание природы как могучей силы, как содружества стихий мы находим и у Тютчева, и у Фета. Среди повторяющихся мотивов можно выделить разговор о море, воде. Всем известны тютчевские строки:

Как хорошо ты, о море ночное! То лучезарно, то сизо-темно…

У Фета одна из книг его стихотворении также посвящена морю. Однако для Фета вода оставалась “стихией чуждою”, тогда как у Тютчева вода является одним из любимейших мотивов. Именно в этой стихии поэт видел начало и конец мира, “темный корень мирового бытия”.

Этот мотив пронизывает почти все стихотворения Тютчева.

И наконец, наряду с общими приемами и мотивами поэтов объединяет сходное отношение к природе вообще. Для Тютчева и Фета природа – носительница высшей мудрости, гармонии и красоты. Именно к ней должен обращаться человек в трудную минуту, у нее искать вдохновения и поддержки. “Великой Матерью” называет природу Тютчев. Это же сравнение возникает и в другом его стихотворении, где поэт восклицает:

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…

В свою очередь, Фет в своем стихотворении “Учись у них – у дуба, у березы…” предлагает искать примеры для подражания в самой природе, в ее способности бесконечно возрождаться к новой жизни. Однако в изображении природу у Тютчева и Фета есть и глубокое различие. Обусловлено оно прежде всего различием поэтического темперамента этих авторов.

Тютчев – поэт-философ. Именно с его именем связано течение философского романтизма, пришедшее в Россию из германской литературы. И в своих стихах Тютчев стремится понять природу, включив ее в систему своих философских взглядов, превратив в часть своего внутреннего мира.

Может быть, этим стремлением вместить природу в рамки человеческого сознания продиктована страсть Тютчева к олицетворениям. Вспомним хотя бы известное стихотворение “Весенние воды”, где ручьи “бегут и блещут, и гласят”. Порой это стремление к “очеловечиванию” природы приводит поэта к языческим, мифологическим образам.

Так, в стихотворении “Полдень” описание дремлющей природы, истомленной зноем, завершается упоминанием бога Пана. А в стихотворении “Весенняя гроза” блистательную, радостную картину пробуждения сил природы венчают такие строки:

Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Слиясь, на землю пролила.

Однако стремление понять, осмыслить природу приводит лишь к тому, что поэт чувствует себя оторванным от нее. Поэтому во многих стихотворениях Тютчева, особенно позднего периода, так ярко звучит стремление растворится в природе, “слиться с беспредельным”. В стихотворении “Как хорошо ты, о море ночное…” мы читаем:

В этом волнении, в этом слиянье, Весь, как во сне, я потерян стою О, как охотно бы в их обаянье Всю потопил бы я душу свою…

В более раннем стихотворении “Тени сизые” это желание выступает еще более рельефно.

Так, попытка разгадать тайну природы приводит любопытного к гибели. Об этом с горечью пишет поэт в одном из своих четверостиший:

Природа – Сфинкс. И тем она вернее Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней.

К концу жизни Тютчев осознает, человек является “лишь грезою природы”. Природа видится ему “всепоглощающей и миротворной бездной”, которая внушает поэту не только страх, но едва ли не ненависть. На над ней не властен его разум, “духа мощного господство”. Так на протяжении жизни меняется образ природы в сознании и творчестве Тютчева.

Отношения природы и поэта все больше напоминают “поединок роковой”. Но ведь именно так сам Тютчев определил подлинную любовь.

Совершенно иные отношения с природой у Фета. Он не стремится “подняться” над природой, анализировать ее с позиций разума. Фет ощущает себя органичной частью природы. В его стихах передается чувственное, эмоциональное восприятие мира.

Чернышевский писал о стихах Фета, что их могла бы написать лошадь, если бы выучилась писать стихи. В самом деле, именно непосредственность впечатлений отличает творчество Фета. Он часто сравнивает себя в стихах с “первым жителем рая”, “первым иудеем на рубеже земли обетованной”.

Это самоощущение “первооткрывателя природы”, кстати, часто свойственно героям Толстого, с которым Фет был дружен. Вспомним хотя бы князя Андрея, воспринимающего березу как “дерево с белым стволом и зелеными листьями”. У Фета же в стихотворении “Весенний дождь” мы читаем:

И что-то к саду подошло, По свежи листьям барабанит.

Это “что-то”, конечно, дождь, но для Фета органичнее назвать его именно таким неопределенным местоимением. Тютчев, пожалуй, такого себе позволить бы не мог. Для Фета природа в самом деле является естественной средой жизни и творчества.

Творческий порыв приходит к нему вместе с пробуждением природы. В стихотворении “Я пришел к тебе с приветом” особенно ясно чувствуется единство тех сил, что побуждают петь птиц и творить поэта:

…Отовсюду на меня весельем веет, что не знаю сам, что буду. Петь – но только песня зреет.

“Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии!” – сказал об этом стихотворении критик Василий Боткин. Пожалуй, это высказывание можно применить и ко всей поэзии Фета.

Итак, мы рассмотрели изображение природы в творчестве таких двух крупнейших русских поэтов, как Тютчев и Фет. Будучи близки к идеологии “чистого искусства”, оба поэта сделали природу одной из центральных тем в своем творчестве. Для Тютчева и Фета природа является могущественной силой, носительницей некой высшей мудрости. В их стихах повторяются общие мотивы природных стихий: звезд, неба, моря, огня, зари и так далее.

Часто с помощью картин природы эти поэты передают состояние человеческой души. Однако для Тютчева более характерно отношение к природе с позиций разума, а для Фета – с позиций чувства. Но бесспорно то, что оба поэта являются величайшими мастерами пейзажной лирики, и их творчество стало определяющим для многих литературных течений русского серебряного века. Едва ли без Фета было бы возможно явление в русской литературе Блока и Мандельштама.

Тютчев же стал своего рода “учителем” русских символистов. Так своеобразно преломилась за столетие традиция пейзажной лирики, идущая от Жуковского и Пушкина.

Источник



Природа в творчестве Фета и Тютчева сочинение 10 класс

Тему природы редко обходит какой-либо поэт, ведь она настолько многообразна, что каждая творческая натура видит в ней что-то свое, уникальное. И, безусловно, тема природы есть в лирике Ф.А Тютчева и А.А. Фета. Даже можно сказать, что в их произведениях природа занимает особое место.

Оба этих поэта творили и жили в одну эпоху, а это значит в их произведениях есть множество одинаковых мыслей, свойственных той эпохе, но наравне с этим у них есть и не мало различий. Очень отчетливо эти различия видны в раскрытии ими темы природы. Например, Ф.А. Тютчев философски относился к этой теме. Он видел некие схожести жизни человека и природы. Стоит отметить, что Ф.А Тютчев ни раз выражал свое мнение к взаимоотношениям человека и природы. Он говорил, что человек должен строить эти отношения на равноправных началах, ведь только так можно достигнуть всеобщей гармонии и мира. Ф.А. Тютчев словно боготворит природу, он по-особенному к ней относится. В его произведениях заложена мысль о том, что всю красоту и величие природы нельзя описать посредством слов, что осознать все ее величие можно только с помощью чувств. И с этим мнением сложно не согласиться.

Читайте:  Сочинение человек и природа в лирике тютчева и фета сочинение

А.А Фет также особое место уделил теме природы в своей лирике. Его отношение к природе по-своему уникально. В его лирике нет философских рассуждений, а напротив она базируется на нечто простом и понятном. А.А. Фет не пытается понять сущность взаимоотношений человека и природы. Он просто наслаждается ею. А.А. Фет способен был в своих произведениях уловить мгновенье нечто прекрасного в процессах природы и показать это прекрасное читателю, чтобы он смог им полностью насладиться. Поэтому по большей части в лирике А.А. Фета идет описание природы, и нужно сказать, что он великолепно ее описывал. Это описание не детализировано, а обобщено, что положительно влияет на восприятие читателя образа природы. А.А. Фет также, как и Ф.А Тютчев, боготворит природу. Он также склоняется к мысли о невозможности выражения всех аспектов значимости природы словами, что только чувствами можно полноценно ее понять.

Как можно заметить эта тема по-разному раскрывается в лирике двух этих поэтов. И это очередной раз доказывает великое многообразие природы.

Природа в творчестве Фета и Тютчева

Популярные сочинения

Роман создавался в то время, когда в России возникла напряжённая обстановка в связи с предстоящими переменами: был поставлен вопрос об отмене крепостного права. Действие происходит в 1859 году.

Я учусь в самой обыкновенной школе. Куда хожу без особого желания, как и некоторые другие школьники. Ведь школа у нас темная. Учителя у нас хорошие, некоторые даже очень нравятся.

Особое место в древнерусской литературе занимает «Слово о полку Игореве», написанное неизвестным автором приблизительно в конце XII века. Историческим материалом для создания данного произведения

Источник

Темы природы в лирике Фета и Тютчева.

А. А. Фет принадлежит к числу тех русских поэтов, слава которых не была громкой ни при жизни, ни после смерти. Он писал в непоэтическую эпоху, да, кстати, и сам никогда не стремился к славе. В жизни его интересовали совсем другие проблемы: в возрасте 14 лет он был объявлен незаконнорожденным и лишен отцовской фамилии Шеншин, а заодно и наследства, и потому всю жизнь Фет-человек посвятил тому, чтобы его признали-таки дворянином. Но Фет-художник за эти годы создал удивительный мир волшебной поэзии, поэзии, за которую его неоднократно упрекала русская критика, которая никак не могла найти в лирике поэта столь необходимые для нее общественные мотивы. Действительно, А. Фет демонстративно противопоставлял себя своему времени, заявлял, что не обязан быть гражданином, жил вразрез с духом времени. А потому творчество А. Фета было заклеймено ярлыком “искусство ради искусства”. И долгое время никто не желал видеть всю красоту его творчества, в котором отразились удивительно безнадежные взгляды поэта на жизнь, ибо на вопрос о настроении его души он всегда отвечал: “Пустыня!”

Еще в 1850 году А. Фет писал: “Идеальный мир мой разрушен давно. ” Место этого мира заняла будничная жизнь. И чем больше поэт погружался в нее, тем сильнее он стремился выйти из-под ее власти в своих стихах. В последнем, самом лучшем, сборнике стихов А. Фета “Вечерние огни”, где наиболее остро отразились противоречия между Фетом-человеком и Фетом-поэтом, явственно звучит потребность вырваться на простор, напитанный воздухом поэзии:

С плеском крылий

В мир стремлений,

Это стремление напоминает знаменитое высказывание А. Фета: “Кто не в состоянии броситься с седьмого этажа вниз головой с непоколебимой верой в то, что он воспарит по воздуху, тот не лирик. ” У А. Фета вообще много эпитетов “воздушный”, “крылатый”, глаголов “летать”, “парить”, “окрылиться”.

Уход от реального мира в мир, создаваемый с помощью искусства, — характерная черта романтизма. Действительно, у Фета много общего с лириком Жуковским. Но есть и существенные различия. В идеальном лирическом мире Фета, в противоположность В. Жуковскому, нет ничего мистического, потустороннего. Извечным объектом искусства, по мнению А. Фета, является красота, которая присуща самой действительности и оттого неизбывна. “Мир во всех частях своих равно прекрасен. ” Ничему ужасному, жестокому, безобразному нет доступа в мир фетовской лирики. Отчасти, возможно, в этом ее односторонность: “воспроизведение не предмета, а только его идеала”.

Лиризм А. Фета звенит в унисон красоте. Но понятию “красота” А. Фет придает и философское значение. Поэзия ведь есть проникновение в “самую сокровенную суть мира”, чего не может, скажем, сделать наука. Художественное познание заключается в том, чтобы охватить предмет во всей его целостности, а из всех искусств наибольшие возможности для этого открывает поэзия.

Лирика А. Фета чрезвычайно подвижна. Все предметы поэт заставляет “колебаться, дрожать, трепетать”. Его поэзия полна запахов: природа и любовь насыщены “благоуханиями”, “ароматами”, “запахами трав”, “благовонных ночей”. Часто сливаются воедино зрение и слух: даль звенит, звуки песни становятся серебристым путем, голос певицы оборачивается месяцем, зарей, морем. Особое место в лирике А. Фета занимает музыка. В стихотворении “Сияла ночь. ” песня олицетворяет образ любимой женщины. Музыка — это зарождающиеся чувства, получувства, тончайшие оттенки. Стихи А. Фета необычайно мелодичны, не случайно многие из них легли в основу романсов.

У А. Фета все, изображаемое им, неясно, смутно, неопределенно. Ему не хватает слов, он сетует на неполноценность языка:

Как беден наш язык? — Хочу и не могу. —

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною.

А потому он любит противопоставлять “грубым” людским словам язык цветов, “ясно говорящее” ночное безмолвие (стихотворение “Благовонная ночь, благодатная ночь. ”). Поэзия молчания — один из излюбленных приемов Фета — передает силу чувства гораздо сильнее крика (“Я тебе ничего не скажу. ”). И при этом А. Фет достигает огромной музыкальности стиха:

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

А. Фету часто указывали на грамматические ошибки, но иногда ему самому удается одержать победу над грамматикой: в стихотворении “Шепот, робкое дыханье. ”, к примеру, нет ни одного глагола.

Хотя мир Фета во всех своих проявлениях равно прекрасен, он все же сводится к трем основным составляющим: природе, любви, музыке, которые тесно связаны между собой, переплетены и образуют единый художественный мир. Описание природы у А. Фета приобретает романтическое звучание, а одно из свойств лиризма поэта — умение озвучить немую природу.

Основу большинства любовных стихотворений А. Фета составляет узнавание дорогого женского образа:

Только встречу улыбку твою,

Или взгляд уловлю твой отрадный, —

Не тебе песнь любви я пою,

А твоей красоте ненаглядной!

Истинным предметом стихов А. Фета становится не то, что затронуло сердце в данную минуту, а те чувства влюбленности в красоту, которые вызываются при этом.

Мир Фета можно назвать миром “единства противоположностей”, гармоничного их слияния. Главным словом в лирике Афанасия Фета можно назвать слово “безумный”. Но в этом-то безумстве, в этом слиянии музыки, природы и любви и есть высшее выражение поэзии мира, отражение земной красоты в зеркале искусства:

Я тебе ничего не скажу,

Я тебя не встревожу ничуть

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.

Темы природы в лирике Фета и Тютчева.

Особой печатью гениальности отмечена и природная лирика Фета, воплощенная в таких стихотворениях, как «Я пришел к тебе с приветом», «Шепот. Робкое дыханье», «Какая грусть! Конец аллеи», «Это утро, радость эта» и других. Для Фета природа – это прежде всего храм. Храм, в котором живет любовь. Природа в лирике Фета играет роль особых роскошных декораций, на фоне которых развивается тонкое чувство любви. Природа, это еще и тот храм, в котором царит вдохновение, это место – или даже состояние души – в котором хочется забыть обо всем и молиться царящей в нем красоте.

Красота и гармония для Фета – это высшая реальность. Ф – великолепный пейзажист. Его пейзажи отлич-ся конкретностью, умением передать тончайшие изменения в природе в течение дня. Ему неинтересна статика, есть еле уловимая динамика. Это касается стих-й, посвящённых временами года. Природа у Фета необыкновенно очеловечена, она будто бы растворяется в чувстве лирика. В отличие от Тютчева, герой Ф воспринимает отн-е к природе гармонически. Ему неведомы хаос, бездна, сиротство. Напротив, красота природы вливает в душу ощущение полноты и радости бытия. 1848 –стих «Весенние мысли»; 1854 – стих «пчёлы»; 1866 – стих «Пришла, и тает всё вокруг»; 1884 – «Сад весь в цвету». В пейзажн лирике рожд=ся некая фетовская вселенная красоты (философичность): «на стоге сена ночью южной…». Образ мироздания величественен и близок человеку. В приобщении к красоте вселенной спасение для лир героя: «Измучен жизнью, коварством надежды».Явления природы у Ф детальней, конкретней, чем у предшественников. Стремится зафиксировать явления природы. В основном Ф использует естественный цвета, оттенки. Ему важно запечатлеть мгновения. Любимое время года – весна, т.е. это не статика. Любит описывать вечерний/утренний пейзаж.Умение «озвучить» даже немую природу – замечательное свойство муз лиризма Фета: в его стихах она не только блещет красотой, но и поёт ею.

Читайте:  Насекомые как способ уничтожения тли и кто ещ ест паразита Эффективные правила борьбы

Природа у Тютчева:

Тютчев — самый натурфилософский из всех русских поэтов: примерно пять шестых его творческого наследия составляют стихи, посвященные природе. Важнейшая тема, введенная поэтом в русское художественное сознание, — хаос, заключенный в глубине мироздания, жуткая, непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека («О чем ты воешь, ветр ночной. «, [1835]; «Вечер мглистый и ненастный. «, [1835]; «День и ночь», [1839 Тютчев — тайновидец природы, поэт ее роковых, мучительных состояний, перед которыми цепенеет рассудок и оживает в самом человеке «дикое, неразгаданное, ночное».

Иза за него в русской поэзии закрепились и обрели философскую значимость образы гроз, зарниц («демоны глухонемые»), ночного ветра, наконец, самой ночи — разнообразные свидетельства демонической сокровенной силы природы. Тема «дня и ночи» приобретает у Тютчева наиболее обобщенное звучание, знаменуя собой двуполярность бытия: 10 стихотворений поэта, принадлежащих к лучшим его созданиям (в том числе — «Как птичка, раннею зарею. «, «Святая ночь на небосклон взошла. «, «День вечереет, ночь близка. «), раскрывают трагическую диалектику «дня» и «ночи» в природе и в человеческой душе. Тютчева привлекает круговорот времени в сутках, тончайшие смещения и переходы от ночи ко дню и обратно, особенно поэзия вечерних сумерек («Летний вечер», [1828]; «Осенний вечер», 1830; «Тени сизые сместились. «, [1835]).

Тютчев — певец стихий в их античном понимании, то есть устойчивых составных частей природы. Стихии воды, грозы, ночи описываются им в чистом виде, не как детали окружающей обстановки, а как самостоятельные силы мироздания. Тютчевская природа — не столько пейзаж, сколько космос, в ней живут и действуют не конкретные лица (лирический герой, возлюбленная, ямщик и т.п. — как у Пушкина, Вяземского), но сверхличные силы и закономерности. «Светлость» осенних вечеров и «певучесть» морских волн, «огневая лазурь» неба и «вещая дремота» леса — это чистые проявления природы как таковой, выделенные из конкретности пейзажа и возведенные в ранг вечных сущностей, представшие не только взору, но и мысли.

Часто используется структура притчи, уподобляющая человеческую жизнь явлениям природы («Фонтан», [1836]; «Как дымный столп светлеет в вышине. «, <1848-1849>; «Как неожиданно и ярко. «, 1865).

Источник

Сочинение Природа в творчестве Фета и Тютчева

Фет и Тютчев были хорошими друзьями. Ф.А. Тютчев хорошо отзывался о таланте А.А.Фета. А Фет в Тютчеве видел свой идеал поэта. Их творчество взаимосвязано. Они любили писать о прекрасной природе. Они сходятся во мнении о матери природе и чувственно ощущают ее.
Картины с описанием природы и образом человеческой души, были важны для русской литературы. Такое описание в своем творчестве использовали многие поэты 19 века. Такие великие литераторы как Лермонтов, Тютчев, Пушкин, и Фет.

К примеру, Тютчев глубоко чувствовал происходящие изменения в природе. Творчество Ф.И.Тютчева неоднократно пересекается с творчеством Пушкина. А Фет наоборот старается писать в определенно скрытой форме, он в своем творчестве опирается на ассоциативные связи, а не на открытое сравнение природы и человеческой души.

Стоит отметить, что Фета и Тютчева связывают обоюдные пристрастия к огням ночного неба и синему бездонному морю. В своем творчестве они четко и чувственно описывают загадочную и могущественную силу природы. Для них природа является носительницей прекрасного образа. Они считали, что когда человеку становится очень трудно и одиноко, то он сможет найти поддержку и вдохновение именно в природе.

Тютчев в своем творчестве стремится понять природу, становясь частичкой природы. Стремление поэта разгадать все секреты таинственной природы, доводят великого литератора до гибели. На пике своей карьеры известного русского литератора. Он начинает видеть природу в образе всепоглощающей бездны. От видения, которой ему становится жутко и появляется ненависть к природе. Вот так вот меняется мнение одного из великих литераторов 19 века. Но так Тютчев начал понимать про подлинную любовь Фета к матери природе. Так как никогда не стремился быть одним целым с природой, он чувствовал себя всего лишь на всего органической частичкой природы. Его стихотворения наполнены эмоциональным восприятием мира. Он представляет себя первооткрывателем природы. Образ природы в лирике Фета – это храм где царит чувство вдохновения, так же она является место, где хочется забыть обо всем и наслаждаться красотой ее. Он был чудесным пейзажистом, который мог передать даже мельчайшие изменения в природе даже на протяжении дня. Изображение природы у Фета как будто растворяется в лирике. Что отличает его от Тютчева.

Тютчев был натуральным философом. У Тютчева образ природы, является не столько пейзажем, сколько космосом, так как он пишет про звезды, море и воды.

Подводя итоги, можно выделить, то, что однозначно каждый выдающийся поэт любил и чувствовал все красоты великой и могущественной природы по-своему. И поэтому пытался донести до читателя все свои чувства в своих произведениях

2 вариант

Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев жили и творили в одну и ту же эпоху, были из одного социального строя, родились в Орловской губернии в один и тот же день с разницей в 17 лет, общались часть жизни и поэтому принято их сравнивать. Их произведения имеют много общего, но и также множество различий.

Оба писателя были философами, но смотрели на жизнь по-разному. Тютчев воспринимает жизнь, как бытие, основой которого является постоянный хаос. Фет, наоборот, восторгается жизнью, но воспринимает ее очень контрастной. Для него характерно воспевание грез, фантазий и снов.

Однако, несмотря на различия в мировоззрении, отношение к природе у них было весьма схожим. Тема природы представлена в творчестве обоих авторов и занимает огромное место. Оба писателя одушевляют природу, оба показывают ее — как обладательницу огромной неведомой силы, перед которой человек должен преклоняться. Мудрость природы настолько велика и всеобъемлюща, что человек не в силах постичь ее секреты, но все время пытается через природу понять тайны бытия.

При этом у Фета в стихотворениях больше описательных моментов природы, восторженность ее красотой, любование ее пейзажами. Поэт умел поймать мгновение и вдохновенно его описать, при этом образы природы не детализированы, а обобщены.

Лирика Тютчева носит более философский характер. Он отождествляет человека с природой, берущих начало в одной точке вселенной, считает его неотделимой частью природы, а человеческую душу соотносит с ночными природными явлениями. Настаивает на их равноправии, несмотря на природную величественность. Но, и описательный характер природы, в творчестве поэта тоже присутствует при чем с точной прорисовкой всех деталей.

Оба писателя склоняются к мысли о невозможности выразить словами то, что можно понять только через чувство. И именно природа воспринимается ими как нечто невообразимое. Множество произведений как Тютчева, так и Фета, говорят о безоговорочном боготворении природы и мощи всех природных явлений.

19 век преподнес человечеству огромный подарок в лице Тютчева и Фета. Оба писателя создали ряд шедевров пейзажной лирики. Их произведения будут радовать читателей еще многих поколений.

Также читают:

Картинка к сочинению Природа в творчестве Фета и Тютчева

Популярные сегодня темы

Технический прогресс неумолимо быстрыми и большим шагами движется к тому, что в будущем человечество не будет ограничено местом жительства единственной землёй, ведь сможет бороздить бескрайние просторы космос

Эта сказка о борьбе итальянского народа за справедливость. В завуалированной форме, где люди фрукты-овощи происходят такие же события, как и у настоящих людей. Синьор Помидор немного поднялся над всеми и их же и гнобит. Да говорится «из грязи да в князи».

Читайте:  Презентация Защитим родную природу

Эта глава представляет собой воспоминания Обломова – о детстве и юности. Тут показана его семья, имение, образ жизни, которые и повлияли на формирование Ильи.

Кумир моего детства – мой дедушка. Он с самого рождения был всегда рядом со мной. Нянчил меня, когда бабушка ходила на работу и зарабатывала пенсию.

В 1884 году, родился талантливый художник — живописец Николай Петрович Крымов. Уже с малых лет Крымов испытывал тягу к рисованию. Его первым учителем стал собственный отец.

Источник

Изображение природы в стихотворениях Фета и Тютчева

Прием образного параллелизма мы встречаем и у Фета и у Тютчева. Причем чаще всего этот прием Фет использует как бы в скрытой форме, опираясь прежде всего на ассоциативные связи, а не на открытое сопоставление природы и человеческой души. В качестве примера можно привести стихотворение “Ярким солнцем в лесу пламенеет костер. ” прежде всего это, конечно, шедевр “импрессионисткой лирики” Фета.

Ельник в стихотворении шатается, напоминая поэту “пьяных гигантов столпившихся хор”. Конечно, на самом деле ели стоят неподвижно,

В стихотворении использована “кольцевая” композиция: она начинается и заканчивается изображением горящего костра. Многие детали стихотворения символичны, и это позволяет увидеть в описании костра, угасающего днем и разгорающегося ночью, некий скрытый смысл. В самом деле, что это за костер, в свете которого оживают даже деревья, тепло которого проникает “до костей и до сердца”, отгоняя все житейские тревоги?

Не символ ли это огня творчества, который даже под гнетом будничной жизни “будет теплится скупо, лениво”

Весьма интересно используется прием образного параллелизма в другом стихотворении Фета “Шепот, робкое дыханье…”. Здесь поэт изображает любовное свидание, которое как бы переплетается с картинами ночного сада, соловьиными трелями и разгорающейся зарей. Природа в стихотворении предстает участницей жизни влюбленных, она помогает понять их чувства и придает им особую поэтичность и таинственность.

Наряду с образным параллелизмом в изображении природы Фета и Тютчева роднят и общие мотивы природных стихий. Это прежде всего описание звезд, моря и огня. В образе звездного неба для Тютчева и Фета наиболее ярко проявляются таинственное могущество природы, ее величие и сила. Поэтому у Тютчева мы читаем такие строки:

Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины… А у Фета: И хор светил, живой и дружный, Кругом раскинувшись, дрожал.

Это не единственный пример подобной переклички мотивов. Понимание природы как могучей силы, как содружества стихий мы находим и у Тютчева, и у Фета. Среди повторяющихся мотивов можно выделить разговор о море, воде. Всем известны тютчевские строки:

Как хорошо ты, о море ночное! То лучезарно, то сизо-темно…

У Фета одна из книг его стихотворении также посвящена морю. Однако для Фета вода оставалась “стихией чуждою”, тогда как у Тютчева вода является одним из любимейших мотивов. Именно в этой стихии поэт видел начало и конец мира, “темный корень мирового бытия”.

Этот мотив пронизывает почти все стихотворения Тютчева.

И наконец, наряду с общими приемами и мотивами поэтов объединяет сходное отношение к природе вообще. Для Тютчева и Фета природа – носительница высшей мудрости, гармонии и красоты. Именно к ней должен обращаться человек в трудную минуту, у нее искать вдохновения и поддержки. “Великой Матерью” называет природу Тютчев. Это же сравнение возникает и в другом его стихотворении, где поэт восклицает:

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…

В свою очередь, Фет в своем стихотворении “Учись у них – у дуба, у березы…” предлагает искать примеры для подражания в самой природе, в ее способности бесконечно возрождаться к новой жизни. Однако в изображении природу у Тютчева и Фета есть и глубокое различие. Обусловлено оно прежде всего различием поэтического темперамента этих авторов.

Тютчев – поэт-философ. Именно с его именем связано течение философского романтизма, пришедшее в Россию из германской литературы. И в своих стихах Тютчев стремится понять природу, включив ее в систему своих философских взглядов, превратив в часть своего внутреннего мира.

Может быть, этим стремлением вместить природу в рамки человеческого сознания продиктована страсть Тютчева к олицетворениям. Вспомним хотя бы известное стихотворение “Весенние воды”, где ручьи “бегут и блещут, и гласят”. Порой это стремление к “очеловечиванию” природы приводит поэта к языческим, мифологическим образам.

Так, в стихотворении “Полдень” описание дремлющей природы, истомленной зноем, завершается упоминанием бога Пана. А в стихотворении “Весенняя гроза” блистательную, радостную картину пробуждения сил природы венчают такие строки:

Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Слиясь, на землю пролила.

Однако стремление понять, осмыслить природу приводит лишь к тому, что поэт чувствует себя оторванным от нее. Поэтому во многих стихотворениях Тютчева, особенно позднего периода, так ярко звучит стремление растворится в природе, “слиться с беспредельным”. В стихотворении “Как хорошо ты, о море ночное…” мы читаем:

В этом волнении, в этом слиянье, Весь, как во сне, я потерян стою О, как охотно бы в их обаянье Всю потопил бы я душу свою…

В более раннем стихотворении “Тени сизые” это желание выступает еще более рельефно.

Так, попытка разгадать тайну природы приводит любопытного к гибели. Об этом с горечью пишет поэт в одном из своих четверостиший:

Природа – Сфинкс. И тем она вернее Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней.

К концу жизни Тютчев осознает, человек является “лишь грезою природы”. Природа видится ему “всепоглощающей и миротворной бездной”, которая внушает поэту не только страх, но едва ли не ненависть. На над ней не властен его разум, “духа мощного господство”. Так на протяжении жизни меняется образ природы в сознании и творчестве Тютчева.

Отношения природы и поэта все больше напоминают “поединок роковой”. Но ведь именно так сам Тютчев определил подлинную любовь.

Совершенно иные отношения с природой у Фета. Он не стремится “подняться” над природой, анализировать ее с позиций разума. Фет ощущает себя органичной частью природы. В его стихах передается чувственное, эмоциональное восприятие мира.

Чернышевский писал о стихах Фета, что их могла бы написать лошадь, если бы выучилась писать стихи. В самом деле, именно непосредственность впечатлений отличает творчество Фета. Он часто сравнивает себя в стихах с “первым жителем рая”, “первым иудеем на рубеже земли обетованной”.

Это самоощущение “первооткрывателя природы”, кстати, часто свойственно героям Толстого, с которым Фет был дружен. Вспомним хотя бы князя Андрея, воспринимающего березу как “дерево с белым стволом и зелеными листьями”. У Фета же в стихотворении “Весенний дождь” мы читаем:

И что-то к саду подошло, По свежи листьям барабанит.

Это “что-то”, конечно, дождь, но для Фета органичнее назвать его именно таким неопределенным местоимением. Тютчев, пожалуй, такого себе позволить бы не мог. Для Фета природа в самом деле является естественной средой жизни и творчества.

Творческий порыв приходит к нему вместе с пробуждением природы. В стихотворении “Я пришел к тебе с приветом” особенно ясно чувствуется единство тех сил, что побуждают петь птиц и творить поэта:

…Отовсюду на меня весельем веет, что не знаю сам, что буду. Петь – но только песня зреет.

“Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии!” – сказал об этом стихотворении критик Василий Боткин. Пожалуй, это высказывание можно применить и ко всей поэзии Фета.

Итак, мы рассмотрели изображение природы в творчестве таких двух крупнейших русских поэтов, как Тютчев и Фет. Будучи близки к идеологии “чистого искусства”, оба поэта сделали природу одной из центральных тем в своем творчестве. Для Тютчева и Фета природа является могущественной силой, носительницей некой высшей мудрости. В их стихах повторяются общие мотивы природных стихий: звезд, неба, моря, огня, зари и так далее.

Часто с помощью картин природы эти поэты передают состояние человеческой души. Однако для Тютчева более характерно отношение к природе с позиций разума, а для Фета – с позиций чувства. Но бесспорно то, что оба поэта являются величайшими мастерами пейзажной лирики, и их творчество стало определяющим для многих литературных течений русского серебряного века. Едва ли без Фета было бы возможно явление в русской литературе Блока и Мандельштама.

Тютчев же стал своего рода “учителем” русских символистов. Так своеобразно преломилась за столетие традиция пейзажной лирики, идущая от Жуковского и Пушкина.

Источник