Итоговая контрольная работа по истории древнего мира 5 класс
Итоговая контрольная работа по истории древнего мира 5 класс
Контрольная работа выполнена в виде теста по форме единого государственного экзамена. Состоит из трех частей — тестовой, заданий с кратким ответом, заданий повышенной сложности с полным ответом. Тест в 4 вариантах. Задания охватывают весь курс истории древнего мира за 5 класс. УМК на который опоралась при составлении заданий Михайловский
Работа авторская. Имеются ответы на задания
Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по истории древнего мира 5 класс »
Из какого металла люди первоначально изготовляли орудия труда:
Как называется река, протекающая по территории Египта?
От кого защищала Северный Китай Великая китайская стена
А) от ассирийцев
В) от филистимлян
Царь города Троя
Где находится Спарта
А) в долине реки Эврот в Лаконии
Б) не севере Греции
Кто сплотил греческие государства для борьбы с Македонией
Кто такие патриции
А) потомки древних жителей Рима
В) потомки греческих колонистов Италии
Б) потомки племени этрусков
Г) переселенцы из других территорий
Народный трибун, выступивший в защиту земледельцев Италии
А) Тиберий Гракх
Чего хотели заговорщики, убившие Цезаря
А) установить империю
В) восстановить республику
Б) восстановить царскую власть
Г) установить тиранию
. — коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущих хозяйство
. — «власть народа», или народовластие
. – году до н.э. был основан Рим
. – это было 1м металлом
Археологические находки и исследования ученых позволили в общих чертах восстановить историю происхождения человека и развития первобытного общества.
Вспомните, когда человек выделился из мира животных? Что этому способствовало? Какие основные этапы прошло первобытное общество в своем развитии? Каковы источники наших знаний об этом периоде?
В долине реки Нил находилось могущественное Египетское государство. В междуречье Тигра и Евфрата была расположена страна мудрецов Вавилония и воинственная Ассирия, на восточном побережье Средиземноморья возникла страна мореходов — Финикия, на Иранском плоскогорье — Персия. Более обособленно развивались культуры Древнего Китая и Индии.
Расскажите об одной из этих стран. Укажите наиболее важные события в ее истории. Составьте последовательный план своего рассказа.
Когда в отсутствии Филиппа в Македонию прибыли послы персидского царя, Александр покорил их тем, что расспрашивал о протяженности дорог, о способах путешествия в глубь Персии, о самом царе — каков он в борьбе с врагами, а также о том, каковы силы и могущество персов, что послы немало удивились и пришли к выводу, что способности Филиппа меркнут перед величием замыслов этого мальчика.
Почему послы персидского царя сделали такой вывод? Оправдался ли он? Какими качествами обладал Александр Македонский? Как осуществлялись в дальнейшем его замыслы?
Самым любимым зрелищем римлян были гладиаторские бои, и Юлии Цезаре был устроен такой бой, в котором выступало 320 пар гладиаторов. Кровавые бои рабов вызывали дикий восторг римских рабовладельцев.
К какому периоду римской истории относятся эти события? Расскажите, как проходили гладиаторские бои в Риме. Сравните зрелища в Риме и Греции. В чем их различия?
Источник
Итоговый тест с ответами по истории для 5 класса
20. Когда началось восстание рабов под предводительством Спартака:
а) 313 г н.э.
б) 74 г до н.э. +
в) 509 г до н.э.
21. Кто в республиканском Риме имел право накладывать «вето» (запрет) на решение сената:
а) народные трибуны +
б) консулы
в) императоры
22. Как называется правление, не ограниченное ни другой властью, ни законами:
а) республика
б) диктатура +
в) демократия
23. Горы занимали большую часть территории:
а) Египта
б) Двуречья
в) Греции +
24. Как называется река, протекающая по территории Египта:
а) Тигр
б) Нил +
в) Евфрат
25. Объясните смысл древнегреческого выражения “лаконичная речь”:
а) речь таинственная, со скрытым смыслом, понятная лишь посвященным
б) речь красивая, яркая, многословная
в) речь краткая, ясная, чёткая +
26. Материал для письма, применявшийся в Древнем Египте:
а) пергамент
б) папирус +
в) бумага
27. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу:
а) гарпун +
б) лук
в) рубило
28. Что называется религией:
а) наука о сотворении мира
б) наука о появлении человека
в) вера человека в сверхъестественные существа +
29. Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда:
а) медь +
б) железо
в) бронза
30. В каком человеческом коллективе появилось имущественное неравенство:
а) в человеческом стаде
б) в соседской общине +
в) в родовой общине
Источник
Проверочные и контрольные работы по истории Древнего мира 5 класс Авторы: Крючкова Издательство/год: Просвещение
По данным опросов учащихся средних школ, у пятиклассников одним из любимых школьных предметов становится история Древнего мира. Подробные описания событий, случившихся много веков и даже тысячелетий назад, интересны и напоминают сказки, захватывающие приключенческие произведения. Чтобы интерес не прошел в дальнейшем, когда исторический материал будет не так нов и разнообразен, следует закрепить его. В том числе — хорошими оценками по дисциплине, высокими результатами. Снижать планку многим некомфортно, да и привычка регулярной системной работы станет отличным навыком на будущее. Оптимальная технология — преобразовать подготовку в самоподготовку с использованием качественных учебных материалов и решебников к ним. Занимаясь с ГДЗ, пятиклассники научатся: — планировать работу; — осуществлять контроль и находить слабые стороны, корректировать проблемы; — грамотно записывать полученные результаты.
В числе полезных, интересных контролирующих материалов называют проверочные и контрольные работы по истории Древнего мира 5 класс, составленные Крючковой Е. А. Тесты и другие задания, предлагаемые в книге, имеют различный уровень сложности, а значит, по ним можно эффективно планировать и проводить занятия, повышая требования к знаниям.
Ответы Проверочные и контрольные работы по истории Древнего мира 5 класс Крючкова
Глава 1. Первобытные собиратели и охотники
Проверочная работа
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы
Проверочная работа
Глава 3. Счёт лет в истории
Итоговая контрольная работа по темам — Жизнь первобытных людей; Счёт лет в истории
Проверочная работа
Глава 4. Древний Египет
Итоговая контрольная работа к главе Древний Египет
Проверочная работа №1
Проверочная работа №2
Проверочная работа №3
Глава 5. Западная Азия в древности
Итоговая контрольная работа к главе Западная Азия в древности
Проверочная работа №1
Проверочная работа №2
Глава 6. Индия и Китай в древности
Итоговая контрольная работа к главе Индия и Китай в древности
Итоговая контрольная работа по теме Древний Восток
Проверочная работа №1
Проверочная работа №2
Глава 7. Древнейшая Греция
Итоговая контрольная работа к главе Древнейшая Греция
Проверочная работа №1
Проверочная работа №2
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
Итоговая контрольная работа к главе Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
Проверочная работа №1
Проверочная работа №2
Проверочная работа №3
Глава 9. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии
Итоговая контрольная работа к главе Возвышение Афин в V веке до н. э.
Проверочная работа №1
Проверочная работа №2
Проверочная работа №3
Глава 10. Македонские завоевания в IV веке до н.э
Итоговая контрольная работа к главе Македонские завоевания в IV веке до н.э
Итоговая контрольная работа по теме Древняя Греция
Проверочная работа №1
Проверочная работа №2
Глава 11. Рим. От его возникновения до установления господства над Италией
Итоговая контрольная работа к главе Рим. От его возникновения до установления господства над Италией
Проверочная работа №1
Проверочная работа №2
Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья
Итоговая контрольная работа к главе Рим — сильнейшая держава Средиземноморья
Проверочная работа №1
Проверочная работа №2
Глава 13. Гражданские войны в Риме
Итоговая контрольная работа к главе Гражданские войны в Риме
Проверочная работа №1
Проверочная работа №2
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры
Итоговая контрольная работа к главе Римская империя в первые века нашей эры
Проверочная работа №1
Проверочная работа №2
Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи
Источник
Итоговый тест по Истории Древнего мира для 5 класса
Итоговый тест по Истории Древнего мира для 5 класса с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 27 заданий.
Вариант 1
A1. По данным археологов, люди появились на Земле
1) более 2 млн лет назад
2) 40 тысяч лет назад
3) 10 тысяч лет назад
4) в 4 тысячелетии до н. э.
А2. Укажите причину появления религиозных верований
1) правители государств придумали религию для укрепления своей власти
2) людям нравилось придумывать загадочные истории
3) человек узнал причины всех природных явлений
4) люди боялись природных явлений
А3. В соседской общине в отличие от родовой
1) люди были равны между собой
2) люди вели совместное хозяйство
3) лучшие земли доставались старейшинам и вождям
4) существовало разделение труда между женщинами и мужчинами
А4. Земледелие и скотоводство сыграли в жизни людей огромную роль, потому что
1) заставили людей приручить кошку и собаку
2) привели к появлению религиозных верований
3) позволили человеку меньше зависеть от природы
4) позволили людям полностью отказаться от охоты и собирательства
A5. Какое государство располагалось в Западной Азии?
1) Италия
2) Египет
3) Ассирия
4) Индия
А6. Укажите имя правителя, о котором идет речь.
Выступил его величество во главе войска своего, указывая каждому путь, и шагала лошадь за лошадью… Выступили из города Газы в доблести, мощи и истине, дабы уничтожить того жалкого врага, и расширить пределы Египта, как повелел царю отец его Амон-Ра, победоносный.
1) Тутмос
2) Кир Великий
3) Хаммурапи
4) Ашшурбанапал
А7. В Древнем Египте и Междуречье бог Солнца был одним из главных богов, потому что
1) земледелие было главным занятием жителей этих стран
2) в Египте и Междуречье было мало солнечных дней
3) жители этих стран не умели добывать огонь
4) жители этих стран любили загорать
А8. Среди финикийцев было много грамотных людей, потому что в этой стране
1) был принят закон об обязательном образовании
2) религиозные верования были запрещены
3) существовало простое письмо
4) люди писали иероглифами
А9. В Италии, как и в Греции
1) полноводные, судоходные реки
2) много полезных ископаемых
3) высокие, обрывистые горы
4) обширные пастбища
A10. К истории странствований Одиссея относится крылатое выражение
1) между Сциллой и Харибдой
2) авгиевы конюшни
3) валтасаров пир
4) нить Ариадны
A11. Причиной создания законов Солона стало недовольство демоса
1) роспуском ареопага
2) поражением в Троянской войне
3) отменой законов Драконта
4) существованием долгового рабства
А12. Какую работу в Афинском государстве поручали рабам?
1) расписывать вазы
2) быть гребцами на триере
3) рыть оросительные каналы
4) подносить топливо к печи
А13. На должности судей, смотрителей рынка в Афинах назначали
1) по жребию
2) голосованием
3) чужеземцев
4) по знатности происхождения
А14. Прочтите отрывок из документа и укажите дату событий, о которых идет речь.
На десятом году после этой битвы персы снова явились в Элладу с огромным войском с целью поработить ее. Когда над головою всех повисла великая опасность, лакедемоняне, опираясь на превосходство своих сил, стали во главе общеэллинского ополчения, а афиняне, при наступлении персов, решили покинуть свой город, собрали свое имущество, сели на корабли и таким образом сделались морским народом.
1) 1200 г. до н. э.
2) 480 г. до н. э.
3) 338 г. до н. э.
4) 218 Г. до н. э.
А15. В чем отличие древнегреческого театра от современного?
1) в современном театре играют актеры
2) в древнегреческом театре играли только мужчины
3) посещение древнегреческого театра было бесплатным
4) в древнегреческом театре постановки шли с раннего утра до полной темноты
А16. Во II в. до н. э. Рим установил господство над
1) Индией
2) Средиземноморьем
3) Парфией
4) Египтом
A17. В IV в. до н. э. в Римском государстве, в отличие от Афинского
1) платили за службу
2) сенат обладал большой властью
3) установилась неограниченная власть императоров
4) верховная власть принадлежала Народному собранию
А18. Согласно закону Тиберия Гракха
1) вся земля становилась собственностью государства
2) рабы платили владельцу за пользование землей
3) запрещалось использовать труд рабов в сельском хозяйстве
4) излишки земли богачей передавались беднякам без права их продажи
А19. Гражданские войны в Риме — это войны между
1) жителями государства
2) гражданами и рабами
3) ареопагом и стратегом
4) Римом и Карфагеном
А20. Рассказы об Иисусе Христе привлекали людей обещанием
1) скорого конца света
2) сделать всех богатыми в земной жизни
3) установлением на земле царства добра и справедливости
4) перевоплощением после смерти и возвращением назад в теле другого существа
А21. Место для новой столицы император Константин выбрал
1) в Палестине
2) в дельте Нила
3) на берегу пролива Босфор
4) на севере Италии, в городе Равенна
А22. На Марсовом поле проходили
1) гладиаторские бои
2) народные собрания
3) гонки колесниц
4) военные смотры
B1. Установите соответствие между орудием труда или оружием и занятиями людей. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.
ОРУДИЕ ТРУДА, ОРУЖИЕ
А) плуг
Б) гарпун
В) гончарный круг
ЗАНЯТИЯ
1) рыболовство
2) ремесло
3) собирательство
4) земледелие
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
В2. Какие события относятся к истории Греции и Рима? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.
1) восстание Спартака
2) появление первой монеты
3) разделение людей на касты
4) назначение Перикла стратегом
5) создание библиотеки глиняных книг
В3. Расположите в правильной последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) взятие Трои
Б) захват Ниневии
В) битва при Каннах
Г) взятие Рима готами
В4. Прочтите отрывок из мифа и напишите имена людей, о которых в нем идет речь.
В раю было много красивых цветов и деревьев со вкусными плодами. Там обитали животные и птицы, но человеку было скучно жить одному. И вот однажды, когда человек спал, Бог вынул у него ребро и сделал из него женщину. Стала она женой человека, и жили они в раю как малые дети, не зная, что хорошо и что плохо.
В5. Установите соответствие между понятием и определением. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.
ПОНЯТИЕ
А) колоны
Б) преторианцы
В) гладиаторы
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1) победители Олимпийских игр
2) личная стража римского императора
3) земледельцы, арендовавшие землю на несколько лет
4) специально подготовленные и обученные рабы-воины, выступавшие на публике
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Вариант 2
A1. Прародиной человечества является
1) Азия
2) Австралия
3) Европа
4) Восточная Африка
А2. Религиозные верования появились, потому что
1) появилась письменность
2) древнейшие люди научились рисовать на стенах пещер
3) главными занятиями людей стали земледелие и скотоводство
4) люди не могли понять причины многих природных явлений
А3. В соседской общине в отличие от родовой
1) жили кровные родственники
2) люди изготавливали орудия труда
3) общинники совместно добывали пищу
4) общинники делились на знатных и незнатных
А4. Изобретение плуга привело к
1) увеличению урожаев
2) исчезновению скотоводства
3) исчезновению зависимости человека от природы
4) распространению земледелия только на мягких землях
А5. На юге Азии располагалась
1) Индия
2) Греция
3) Персия
4) Финикия
А6. Прочтите отрывок из документа и определите имя правителя, написавшего о себе эти слова.
Я — заботливый, покорный великим богам… могучий царь… вынудивший к послушанию четыре страны света, любимец богини Иштар. Чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове, чтобы в Вавилоне… судить суд страны, выносить решения страны и притесненному оказать справедливость, я начертал свои драгоценные слова на своем памятнике и установил перед своим, царя справедливости, изображением.
1) Тутмос
2) Кир Великий
3) Хаммурапи
4) Ашшурбанапал
А7. Труд земледельцев на Древнем Востоке был очень тяжелым, т. к.
1) все земледельцы были рабами
2) в этих странах отсутствовали полноводные реки
3) религия запрещала заниматься сельским хозяйством
4) в этих странах было мало пригодных для земледелия полей
А8. Утверждение царевича Гаутамы о том, что сначала он был обезьяной, затем слоном, торговцем и только потом царевичем, свидетельствует
1) о долголетии индийцев
2) о вере индийцев в переселение душ
3) о возникновении государства в Индии
4) о разнообразии животного мира Индии
А9. В Италии в отличие от Греции
1) был теплый климат
2) росли виноград и оливы
3) было много плодородных земель
4) отсутствовали полезные ископаемые
A10. К истории Троянской войны относится крылатое выражение
1) яблоко раздора
2) жребий брошен
3) иерихонская труба
4) запретный плод сладок
A11. Причиной создания законов Солона было
1) восстание демоса
2) стихийное бедствие
3) начало Троянской войны
4) знакомство Солона с Хаммурапи
А12. Какую работу в гончарных мастерских поручали рабам?
1) беседовать с покупателем
2) покрывать вазы росписью
3) придавать форму сосуду
4) месить глину
А13. В работе Афинского Народного собрания участвовали
1) переселенцы
2) граждане
3) женщины
4) рабы
А14. Прочтите отрывок из документа и укажите имя человека, о котором идет речь.
Когда он создавал Афину и Зевса, перед ним не было земного оригинала, которым он мог воспользоваться. Но в его душе жил тот прообраз красоты, который и воплощен им в материи.
1) Фидий
2) Эсхил
3) Гомер
4) Геродот
А15. В чем состояло значение Греко-персидских войн?
1) ослабло влияние Афин и Спарты
2) Афины превратились в великую морскую державу
3) персы захватили в свои руки всю торговлю в Эгейском море
4) в честь победы греков над персами открылись первые Олимпийские игры
А16. В VI в. до н. э. Рим установил господство над
1) Италией
2) Средиземноморьем
3) Грецией
4) Египтом
A17. В I в. н. э. в Римском государстве, в отличие от Афинского
1) к участию в Народном собрании допускались только граждане
2) существовала республиканская форма правления
3) власть принадлежала императорам
4) консулы обладали правом вето
А18. Согласно закону Тиберия Гракха
1) у знати изымались все земли
2) земледельцы прикреплялись к земле
3) рабы, занятые в сельском хозяйстве, получали свободу
4) излишки земли, изъятые у богачей, передавались беднякам бесплатно
А19. Согласно христианскому учению, Царство Божие наступит для тех, кто
1) страдал и был унижен
2) веровал в римских богов
3) имел в земной жизни огромные богатства
4) воевал с врагами Римской империи
А20. Античностью называют
1) государство
2) историю Древнего мира
3) римскую богиню плодородия
4) историю и культуру Греции и Рима
А21. Западная Римская империя пала в результате
1) нашествия варваров
2) заговора республиканцев
3) поражения Рима в войне с Карфагеном
4) восстания рабов под предводительством Спартака
А22. Римский Форум предназначался для
1) гладиаторских боев
3) гонок колесниц
2) народных собраний
4) военных смотров
В1. Установите соответствие между орудием труда или оружием и занятиями людей. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.
ОРУДИЕ ТРУДА, ОРУЖИЕ
А) мотыга
Б) копье
В) ткацкий станок
ЗАНЯТИЯ
1) рыболовство
2) ремесло
3) охота
4) земледелие
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
В2. Какие события относятся к истории стран Древнего Востока? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.
1) создание театра
2) военные походы Тутмоса
3) создание бумаги и шелка
4) установление демократии
5) основание Ольвии и Херсонеса
В3. Расположите в правильной последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) правление Хеопса
Б) правление Перикла
В) правление Хаммурапи
Г) правление Октавиана Августа
В4. Прочтите отрывок из мифа и напишите имя человека, о котором идет речь.
Люди совершали дурные поступки и даже преступления. Множилось зло на земле. Решил тогда Бог устроить потоп и уничтожить все живое. Пожалел Бог только доброго и богобоязненного человека. По велению Бога этот человек построил особый корабль, на который вошли его жена и дети и по паре всякой живой твари. Все люди погибли, кроме тех, кто был на этом на корабле.
В5. Установите соответствие между именем бога и его характеристикой. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) владыка царства мертвых
Б) бог войны
В) бог грома и молний
ИМЯ БОГА
1) Осирис
2) Зевс
3) Марс
4) Геракл
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответы на итоговый тест по Истории Древнего мира для 5 класса
Вариант 1
А1-2
А2-4
А3-3
А4-3
А5-3
А6-1
А7-1
А8-3
А9-2
А10-1
А11-4
А12-4
А13-1
А14-2
А15-2
А16-2
А17-2
А18-4
А19-1
А20-3
А21-3
А22-4
В1. А4 Б1 В2
В2. 14
В3. АБВГ
В4. Адам и Ева
В5. А3 Б2 В4
Вариант 2
А1-4
А2-4
А3-4
А4-1
А5-1
А6-3
А7-4
А8-2
А9-3
А10-1
А11-1
А12-4
А13-2
А14-1
А15-2
А16-1
А17-3
А18-4
А19-1
А20-4
А21-1
А22-2
В1. А4 Б3 В2
В2. 23
В3. АВБГ
В4. Ной
В5. А1 Б3 В2
Источник
История Древнего мира. 5-й класс.Контрольно-обобщающий урок за I четверть
Образовательная: систематизация и контроль качества знаний учащихся.
Воспитательная: воспитывать чувство уважения к труду.
Развивающая: развивать умение работать с иллюстрациями, самостоятельно составлять рассказ, формулировать несложные выводы.
Оборудование: атласы, тесты.
1. Организационный момент.
2. Объявление темы.
Заканчивается 1 четверть. Мы изучали жизнь первобытных людей, жизнь жителей Египта и Древнего Двуречья: их внешность, занятия, отношения между людьми. Получили новые знания.
А сегодня у вас будет контрольная работа и каждый из вас проверит свои знания, решив задания своего варианта. Работать будем по 2 вариантам. Успеха вам.
Фамилия, имя ___________________________
1. Когда на Земле появились первые люди?
а) около 2 млн. лет назад; б) около 10 млн. лет назад; в) около 100 млн. лет назад.
2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?
а) гарпун; б) лук; в) рубило.
3. Первое домашнее животное, прирученное человеком:
а) корова б) лошадь в) собака.
4. Какое занятие первобытных людей возникло примерно в одно время с земледелием?
а) скотоводство б) охота в) обработка металлов.
5. Выберите причину появления религии:
а) неумение человеком объяснять явления природы
б) боязнь человека перед стихией природы
в) желание человека отличаться от животных
6. Египет был объединён
а) царём Южного Египта 2 тысячи лет до н. э. б) царём Северного Египта 3 тысячи лет до н. э. в) царём Южного Египта 3 тысячи лет до н. э.
7. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.
1) Для _______________ полей египтяне строили каналы и земляные насыпи по берегам Нила .
2) Древнеегипетские ювелиры делали украшения из золота, горшечники — глиняную посуду, _________________ — изделия из шкур животных
3) Египтяне верили, что от злых духов и бед их защищают особые предметы — _____________.
8. Рассказывая о роли Нила в жизни египтян, мы обязательно используем слова. Найдите и укажите номер понятия, лишнего в этом перечне.
1) оазис 2) разлив 3) ил 4) мягкая, жирная почва долины реки
9. В гроте во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 948. Из них лошади — 2, медведя — 2, горного козла — 767, леопарда — 1. Определите главное занятие обитателей грота?
10. Охота и собирательство стали основой для других занятий.
11. Объясните следующие понятия
Присваивающее хозяйство — ______________________
12. Материал для письменности в Древнем Двуречье:
а) иероглифы б) папирус в) глиняные таблички
13. Установите соответствие между жителем Древнего Египта и его описанием.
Египтянин | Описание |
A) фараон | 1) на коленях у него лежат листки для записи, в руке тростинка для письма, он очень нужен фараону и вельможам |
Б) писец | 2) дом его построен из глины, покрыт крышей из пальмовых листьев, он платит налоги фараону и боится прогневить знатных людей |
B) простой египтянин | 3) на голове его двойная корона, все трепещут перед ним и преклоняются |
Ответ: А__; Б__; В___.
14. Напишите города в:
а) Египте _______________ б) Двуречье ________________
15. Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?
16. Работа с текстом. Весть, которую принесли соседи, была радостной. Когда удавалось убить мамонта, всем надолго хватало мяса, и не нужно было целыми днями ходить по холодной воде и лазить среди колючих кустов, разыскивая съедобные коренья.
…Когда из кустов появилась горбатая спина рыжего мамонта, люди рассыпались цепью. Задымился костер, и едва костер разгорелся, охотники разобрали пылающие головни и двинулись на зверя. Нужно было заставить животное пойти к горам. Там, в узком месте, находилась давно приготовленная ловчая яма, прикрытая стволами деревьев и зелеными кустами дерна.
Вначале мамонт не обращал внимания на людей. Потом их крики и дым ему надоели. Медленно переставляя толстые ноги и обрывая траву, он пошел вдоль реки. Охотники забежали сбоку и, размахивая головнями, направили его к ловчей яме. Вблизи ямы один из охотников метнул в мамонта копье. Оно ударило в основание хобота. Мамонт заревел. Просвистело еще несколько копий. С грузным топотом, забыв об опасности, могучее животное бросилось вперед. Толстый хобот взвился над длинными бивнями, и зверь, подмяв тонкие стволы, рухнул в яму.
Загонщики издали ликующий крик. Один из охотников длинной жердью с подвязанным на конце острым кремнем рассек шею животного. Охотники такими же топорами надрубили могучий хобот. Мамонт упал. Еще один охотник бесстрашно вскочил на него и вспорол мохнатое, вздымающееся в судорожном дыхании брюхо…
Задание. Используя знания, полученные на уроках истории, напишите, почему охота на мамонта была опасной?
Фамилия, имя ________________________
1. Выберите главную причину появления неравенства среди людей.
а) распад родовой общины б) изменение орудий труда в) появление государства.
2. Что позволило первобытному человеку пережить ледниковый период?
а) собирательство б) изобретение металлических орудий труда в) овладение огнем.
3. Несколько родовых общин, живших в одной местности:
а) человеческое стадо б)племя в) соседская община.
4. Первое орудие труда первобытного человека:
а) мотыга б) заостренный камень в) плуг.
5. Когда появился человек на Земле?
а) 2 млн. лет назад б) 100 тыс. лет назад в) 10 тыс. лет назад.
6. Древнейшие столицей Египта был город
а) Александрия б) Вавилон в) Мемфис
7. Рассказывая об орошении полей в Древнем Египте, мы используем слова.
Найдите и кажите номер понятия, лишнего в этом перечне.
а) каналы б) земляные насыпи в) шадуфы г) амулеты
8. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.
а) Египтом называлась страна, расположенная от ______________ Нила до Средиземного моря.
б) всесильного владыку Египта называли ____________
в) дом простого египтянина был построен из ______________, покрыт крышей из пальмовых листьев.
9. Около 6 тысяч лет назад люди заметили, что некоторые камни не раскалываются от удара. Попадая в огонь, они смягчаются и застывая, приобретают новую форму.
Какой новый материал для изготовления орудий труда обнаружили люди?
10. В схватке с крупными животными копьё было могучим оружием. Однако, в конце ледникового времени мамонты вымерли. Люди стали чаще охотиться на мелких и быстро бегающих животных. Необходимо было новое оружие. Какое?
11. Объясните следующие понятия:
12. Установите соответствие между жителем Древнего Египта и его описанием.
Египтянин | Описание |
А) царь Южного Египта | 1) его труд кормит не только его семью, но и писцов, фараона, стражников, он отдаёт в казну часть урожая и скота |
Б) земледелец | 2) строгий и надменный, он надзирает за работами, следит за уплатой налогов |
В) писец | 3) увенчанный белой короной, похожей на высокий шлем, он властвует над страной, расположенной выше по течению Нила |
Ответ: А__; Б__; В___.
13. В каких странах протекали эти реки?
а) Нил _____________ б) Тигр ______________
14. К какому государству относится каждое из этих слов?
а) пирамида __________ б) клинопись __________
в) пурпурные ткани ________________ г) водяные часы ________________
15. Что общего и различного в занятиях жителей Египта и Финикии?
16. Работа с текстом.
… Весть, которую принесли соседи, была радостной. Когда удавалось убить мамонта, всем надолго хватало мяса, и не нужно было целыми днями ходить по холодной воде и лазить среди колючих кустов, разыскивая съедобные коренья.
…Когда из кустов появилась горбатая спина рыжего мамонта, люди рассыпались цепью. Задымился костер, и едва костер разгорелся, охотники разобрали пылающие головни и двинулись на зверя. Нужно было заставить животное пойти к горам. Там, в узком месте, находилась давно приготовленная ловчая яма, прикрытая стволами деревьев и зелеными кустами дерна.
Вначале мамонт не обращал внимания на людей. Потом их крики и дым ему надоели. Медленно переставляя толстые ноги и обрывая траву, он пошел вдоль реки. Охотники забежали сбоку и, размахивая головнями, направили его к ловчей яме. Вблизи ямы один из охотников метнул в мамонта копье. Оно ударило в основание хобота. Мамонт заревел. Просвистело еще несколько копий. С грузным топотом, забыв об опасности, могучее животное бросилось вперед. Толстый хобот взвился над длинными бивнями, и зверь, подмяв тонкие стволы, рухнул в яму.
Загонщики издали ликующий крик. Один из охотников длинной жердью с подвязанным на конце острым кремнем рассек шею животного. Охотники такими же топорами надрубили могучий хобот. Мамонт упал. Еще один охотник бесстрашно вскочил на него и вспорол мохнатое, вздымающееся в судорожном дыхании брюхо…
Задание. Охота на мамонта была опасной, и, тем не менее, очень привлекательной. Почему? Ответьте словами текста.
Ответы к заданию 14
1 вариант. “Мамонт – могучее животное, и людям было очень трудно с ним справиться, имея лишь дубины, каменные топоры, ножи, копья с каменными наконечниками”
2 вариант. “Когда удавалось убить мамонта, всем надолго хватало мяса, и не нужно было целыми днями ходить по холодной воде и лазить среди колючих кустов, разыскивая съедобные коренья”.
Список использованной литературы и Интернет-источников
1. Всеобщая история: Учебное электронное издание. История Древнего мира. М.: ООО “Кордис & Медиа”, 2004 г.
2. Мультимедийное учебное пособие нового образца. История 5 класс. ЗАО “Просвещение — МЕДИА”, 2002 г.
3. Учебник. А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая “История Древнего мира”. 5 класс. — М.: “Просвещение”, 2007 г.
4. Школьная энциклопедия. История Древнего мира. М.: “ОЛМА-ПРЕСС Образование”, 2003 г.
Источник