Истинный бог это природа

Простота Божественной природы, согласно учению святого Григория Паламы

Основной сущностью Бога является простота. Если сущность Бога не проста, а представляет собой соединение различных элементов, тогда составляющие этого соединения должны предшествовать Богу. Но такой Бог не может быть Создателем сотворенного мира, это не истинный Бог, являющийся Началом сущего. Начало сущего, Бог, должно быть не сложным, а простым. Он не только прост, но “прост в простоте Своей и един в единстве Своем». Таким образом, не выходя за рамки Своей простоты, вся эта “частичная нечастичность (соединенная без слияния и различаемая без разделения) присутствует во всем и в каждом из существ”. “Бог, – говорит святой Григорий Палама, – не есть большое Тело, которое из-за своих неизмеримых размеров не может вместиться в небольшое пространство, пресущая Сущность Бога – бестелесна”. Вот почему Он “вездесущен и есть прежде всего и у всех и во всех и выше всего”. А если кто-то и представит что-то меньшее, то и в то воображаемое меньшее Он может Весь вместиться.

Человек – сущность не простая, а сложная. И это связано не с тем, что он есть соединение плоти и духа и состоит из великого множества элементов и органов, а с тем, что он имеет много потребностей, является “лигандом” (сущность, связанная с неким центром, зависимая от него). Его существование и содержание нуждается во многих вещах, которые не зависят от него самого, т.е. находятся вне его. Поэтому мы, люди, нуждаемся в стольких чувствах, чтобы вступать в контакт со всем тварным, чтобы познать его, воспринять и извлечь из него выгоду.

Но и Бог – не простая сущность, не какое-то недифференцированное вещество или чистая энергия, как воспринимал Его Аристотель и в каком-то смысле схоластическое богословие. Эта философская концепция простоты чужда библейской и святоотеческой традиции. Бог прост, потому что Он “апросдеис” – самодостаточен, т.е. потому что Он обладает всем и нет у Него необходимости в чем-то дополнительном. Мы видим и в Новом Завете, что простой – это целостный, противостоящий злу или двоедушию.

Бог прост, несмотря на то, что Триедин. Он прост, несмотря на то, что разнится в веществе и энергии. Он прост, несмотря на Свою доступность и недоступность. Можно даже сказать, что Бог прост, потому что Он Триедин и потому что различается в энергии: “Одна сущность – сверхсущая Сущность – и одна энергия есть Бог: Отец, Сын и Святой Дух”. Он еще прост, потому что Он может быть как доступным, так и недоступным: “Бог множится, оставаясь единым, и делится, оставаясь неделимым <…> везде пребывая нераздельно и надсущностной силой не разлучаясь со Своим единством”.

В конце концов, Бог прост, потому что Он всесилен, бесстрастен и самодостаточен. Самое всемогущее, отмечает святой Григорий Палама, является самым простым, самое всесильное есть самое простое. У Него нет необходимости в увеличении и уменьшении или приобретении чего-либо недостающего – Он самоисполнен. “Бог, – пишет святой, – по природе Своей прост, не подвержен изменениям через увеличение и уменьшение, прибавление и отъятие . Таким образом, будучи Всесильной, Божественная сущность проста по сравнению со всем тварным”. И блаженный Симеон Новый Богослов пишет: «Бог есть причина всей тварности, это Свет и Жизнь одновременно, Дух и Слово, Уста и Молвь”. И человек обладает сущностью в душе, уме и разуме, даже если она разделена в силу своих физических потребностей на пять частей. Все эти чувства сходятся в уме, который и есть их ведущая сила: “Ум видит, и ум слышит”.

Бог есть Свет. “Отец есть свет, Сын – свет и Дух Святой – свет; три – един свет, простый, несложный, безвременный, соприсносущный, равночестный, равнославный”, – отмечает святой Симеон. И святой Григорий Палама пишет, что этот Божественный свет не только един в различии и в единстве различается, а есть Божественная и объединяющая сила обожения. И как таковая сила, возвышает она и поднимает тех, кто соответствующе участвуют (всегда в их личном восприятии) в Божественности и простоте Отца. Несмотря на Божью сущность, остающуюся непостижимой и простой, как замечает Палама, Его энергии состоят из различных сущностей. Хотя эти сущности есть Его создание и есть у них начало, Божественные энергии весьма разнообразны и являются нетварными. Они имеют своим началом Всемогущего и Самодостаточного Бога и Владыки всего. К тому же, мы видим, что в природе простой белый свет содержит весь спектр цветов.

В то время как простота соотносится с всемогуществом и целостностью, сложное рассматривается как результат слабости и недостатка. Когда что-то не может существовать и поддерживаться самостоятельно, неизбежно прибегает к сложному. Святой Палама пишет: “Ибо если что-то может существовать не от себя, тогда оно стяжает от всего тварного – по отдельности и в целом – свое бытие, в своем былом положении вынуждено принимать столкновение, чтобы в бытность зарождения стать частью единого целого”. Бог существует как Сущность в Себе – Сверхсущность – и обладает всем, не владея ничем и вне части чего-то. Тварные существа не бытуют как существа в себе, а как части чего-то и как владельцы. В Боге бытие принадлежит Ему Самому. Тварные существа зависят от своих нужд.

Часть 2

Простоте присуща истина. Дидим Александрийский отмечает: “Истина дополняет простоту”. Божественная истина проста и абсолютна, в то время как человеческая – сложна и относительна. Чем больше кто-то подступается к Божественной истине, тем больше приближается к Божественной простоте. Простота эта не есть скудость или наивность, а есть богатство и мудрость, самодостаточность и полнота. Простота является отсутствием любого недостатка, всякой страсти, всякого лишения, а также отсутствием потребности во всякого рода дополнениях.

Наконец, простота Бога связана с бесстрастностью. Конечно, Божественная бесстрастность не имеет никакого отношения к избавлению от страстей, как это происходит в случае с человеческой бесстрастностью. Бог бесстрастен, потому что не претерпевает страданий. Он дает, ничего не получая. “Сущность Бога, – пишет святой Григорий, – является только в виде энергии (из энергии познается бытие сущности), но Он не властен над ней, потому что не ощущает ее”. В отличие от человека, который не только действует, но и переживает сущее.

Таким образом, человеческий разум обладает способностью верить, которую приобретает через некоторый опыт или учение, а значит, через страстность. И совершенствование человека, подобное обожествлению, является результатом не энергии, а страстности. Этого не может происходить с Богом. Он не приобретает мудрость со страстью, потому что в Нем содержится сущее. Сверхсущность Божия остается неизменной, а через свои энергии она проявляет себя. Это относится не только к Отцу, но и к Сыну и Святому Духу.

Бог по природе своей прост. Но простота не есть природа Бога. Простота, как отмечает Палама, нетварна, не будучи природой Бога. Простота есть “одна из Его творческих энергий”. Это означает, что она сопричастна, не нарушая при этом непричастную Божественную Сверхсущность. Через свое участие в простоте Бога ангелы и души опрощаются.

Противники святого Григория Паламы, утверждающие, что он оскорбляет простоту Бога, опираются не только на его учение о различии сущности и энергии, но и на прямые ссылки на более чем одно Божество. Они не постыдились прибегнуть к фальсификации текстов, чтобы обосновать свои претензии к нему. Так, в опубликованной под именем Димитрия Кидониса работе монаха Нифона Соискателя встречается текст Григория Паламы, где обнаруживается следующий отрывок: “Бог познается в Трех Ипостасях (нетварные Лица сливаются воедино) – в Его Сверхсущностной природе, несозерцаемости, непостижимости, непричастности совершенства. Несмотря на другие, называемые святыми божества – будь то одно, два или целые множества”.

Однако точный отрывок в тексте Паламы открыто отвергает существование других Божественных начал. Святой пишет: “Бог познается в Трех Ипостасях (нетварные Лица сливаются воедино) – в Его Сверхсущностной природе, несозерцаемости, непостижимости, непричастности совершенства. Несмотря на другие называемые святыми божества – будь то одно, два или целые множества… Все это, однако, является совершенствованием в выражении, в силе и энергии одного единого Божества…”

Абсолютно простым является только Бог, так как Он и есть источник разнородной простоты. Простые тварности, такие как ангелы или души людей, не совсем просты по своей природе. Их простота является вторичной и относительной. Они происходят и называются простыми через свою причастность к Божественной простоте и в сравнении с другими материальными телами. Вот почему иногда они представлены просто, а иногда нет, в зависимости от их положения, их страстей и произошедших с ними преобразований под влиянием этих страстей. Но Бог не прост “в сравнении” или “причастности”, а Сам по себе и как Тот, Кто передает простоту, является “соразмерным, несмотря на Свою Сущность – Он передает разнородную простоту”.

Читайте:  Презентация по окружающему миру Природа старшая группа

Простота у святого Григория Паламы, как и в целом в традиции Церкви, не имеет только богословский смысл. Само спасение человека достигается путем его перехода к простоте. Грех, в который впал человек после отступления от Божественной воли, исцеляется лишь восстановлением его единства, что в конечном итоге является его полным вознесением к Божественной простоте. Этот замысел, осуществленный Христом в его воплощении, призывает каждого христианина к соблюдению Божеских заповедей.

Христос есть Новый Адам, новая тварность. Поэтому Слово Божье, принимая в Свою ипостасность составную человеческую природу, возложила на природу человеческую способность вести всю тварность в единство Божественной простоты. Таким образом, человек “как обоснование всего” и “результат Божьего создания – тварности” являет собой единую составную психосоматическую природу, пользуясь уникальной привилегией среди других тварностей – объединить именем Божием весь существующий мир.

Часть 3

Вся исихастская традиция, которую так защищал святой Григорий Палама, характеризуется направленностью к антропологическому и космологическому единству и простоте в своей богословской основе. Человек как создание “по образу и подобию” Бога представляет собой саму Божественную простоту. Но это, как и любое другое Божественное свойство, поддерживается и совершенствуется в людях только с их причастностью к Божественной энергии и жизни. Человек, несмотря на свою сложную сущность, слышит призыв к Божественной жизни и Божественной простоте.

Это предоставляет человеку возможность обожения и спасения всего мира, благодаря милости Бога и подвижничеству человека. Первично человеческий ум, вознесшийся к “первому Разуму”, обретает согласно своей восприимчивости “обручения будущих благ”. Таким образом, он преобразуется сам и через себя преобразовывает “приобщенное к Божественному тело, страждущего в духе будущего века от поглощения плотью”. Такое преобразование имеет не теоретический, а эмпирический (практический) характер. Оно не происходит в обычном зримом порядке, а совершается через “сверхчувствительное восприятие”. “Осязание будущих благ” переживается человеком духовно. Это переживание возносится над любым другим плотским чувством.

У отделенного от Бога человека наблюдается нарастающий разлад как в личной, так и в общественной жизни. Пребывая в таком положении, он не в состоянии совершенствоваться как личность, как человек, а следовательно, приблизиться в полной мере к Божественной простоте, которая содержится в нем самом. Так как Бог прост и несложен, Он хочет, чтобы и души, которые приближаются к Нему, были просты и чисты. Такой подход начинается с приобретения и восстановления ума в сердце, которое, по мысли святителя Григория Паламы, есть “вместилище разума”.

Когда человек живет преходящим, тогда и разум его становится плотским. Но когда ум возвращается в сердце и поднимается к Богу, тогда плоть возвышается вместе с ним, преобразовывается, становится домом Божьим. Исихастская жизнь со своей умной молитвой всячески заботится о возвращении ума в сердце. Это достигается за счет присутствия Божественной благодати, которая делает человека хозяином своей жизни. Таким образом, эта благодать может далее направлять все его существование к Богу, исполняя главнейшую и величайшую из всех заповедь: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею”.

Плоть не является преградой на пути человека к богоподобной простоте. Наоборот, тело предлагается в качестве «пространства» для пребывания Божественной простоты. Это подтверждает опыт исихазма. Повторяя слова Блаженного Иоанна Синайского, Палама пишет: “Исихаст есть бестелесная в теле ограниченная плоть”. Этот трудный и парадоксальный замысел единит человека и готовит его к обожествлению. Вот почему вся исихастская жизнь направлена на единение человека, сплоченность рассеянного ума, накопление этого бестелесного разума в теле, сосредоточение всей сущности человеческой внутри тела – в сердце. Эту цель преследует и Иисусова молитва. Как простой Бог, в своем желании открыть Себя человеку, произносит обычно всего лишь одно предложение, так и человек, ищущий объединяющую простоту, обращается к Богу с Иисусовой молитвой.

Господь Бог наш – Бог-Ревнитель. Он хочет человека не разделенного, Он хочет обрести его целого. И только когда объединится раздробленный и разделенный в грехе и страстях человек, только тогда он сможет предстать перед Творцом и отозваться на Его заповеди. Только когда человек сосредотачивается в себе и в Боге, он становится “одним духом во Господе”. Он связан Божьим Словом, в непостижимой простоте Которого, как говорит святой Максим Исповедник, становится частью единого, возвышаясь тем самым над всякого рода разделением. Таким образом, единение по сути становится синонимом простоты. Человек объединяется, охватывает всю тварность и дарует ее вместе с собой Богу, раскрывая тем самым полноту и образ Божьего творения.

Сердце – место встречи человека с Богом. В книге Откровения Христос стоит у двери и стучит. Если кто услышит Его голос и отворит дверь, Он войдет к нему и будет вечерять с ним. Когда верующий действительно объединяется с Христом, то он приобретает, как пишет апостол Павел, “ум Христов”, или, как отмечает святой Григорий Палама, Христос занимает место “предводителя” человека.

Правда Божья нераздельно делится и неделима в раздельности. И духовный смысл истины является человеку через Божественное озарение, когда ум свободен от всякого рода страстей. Таким образом, человек выходит из разрушения и разделения и причащается Божественного единства и простоты. Завершение этого причащения зависит от будущего века, когда Бог, соединившись с каждым обожествленным, будет иметь одноприродную с ним энергию.

Это характеризует Церковь как Тело Христово и причастие обожения. Церковь едина. И единство Церкви как универсальность и целостность отождествляется с истиной и простотой. Как отмечает святой Григорий Палама: “Церковь Христова есть истина, а все противное ей никогда не пребывает в Церкви Христовой”. Истина, как и простота, не распадается и не уделяется в Причастии. Истинным является “??” – единое, в то время как “ложь разнообразна”. Но простота как несотворенная энергия Божьей истины вся обретается в тварности. И через человека, находящегося на границе материального и духовного мира, все указывает на путь к простому единству, к Божественной целостности.

Источник: Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Источник



Природа создана Богом и свидетельствует о Боге

Природа создана Богом и свидетельствует о Боге

Природа создана Богом и говорит о Боге. В очередной главе нашей рубрики «Отвечаем скептикам» мы поговорим о том, как природа и окружающий мир подталкивают нас к познанию Бога. Хотя этот факт обычно и не связывают с понятием веры, Библия ясно говорит нам о том, что это один из главных путей, как Господь показывает нам Себя. Но сперва резюмируем прошлый урок…

Резюме: Всегда ли существовала Вселенная?

Каждую неделю мы начинаем нашу рубрику с краткого обзора материала предыдущей части. Надеемся, что эти обзоры помогают вам укоренять знания в голове, связывая один слой с другим, так что вы всегда бодрствуете и находитесь в готовности (Притчи 8:34) и можете достойно ответить на вызов в вере.

Некоторые атеисты заявляли, что им не нужен Бог, потому что Вселенная бесконечно стара. Мы говорили им, что Бог существовал всегда, а они отвечали, что всегда существовала Вселенная; таким образом, мы были квиты! Но так было до тех пор, пока наука не доказала, что Вселенная имеет некое начало. Другими словами, она совсем не так бесконечно стара, как они утверждают!

До начала бытия не существовало ничего: ни материи, ни энергии, ни пространства, ни даже времени. Возраст Вселенной, таким образом, логически указывает на наличие факта создания (слово, используемое многими учеными) и даже на наличие Творца.

Происхождение же Бога не нуждается в комментариях, так как Он никогда не появлялся на свет; Он просто вечен и находится вне времени.

К тайнам космоса — откуда он (космос), и, в первую очередь, почему он существует — лучше всего подходить с пониманием того, что он был создан намеренно.

Библия — книга Слова. Природа — книга дела. Диология.

Священное Писание: книга Слова
Природа: книга Дела

Скептики часто заявляют, что наука опровергает Библию, и что любой разумный, образованный человек должен относиться к Писанию с недоверием. Что нам ответить на это? Я отвечаю так: «Вы знаете, что верующие имеют в виду, когда говорят о двух книгах Бога?» И тут же объясняю им, что книга Слова — это Писания, а книга ДелаПрирода. (Такая теория может быть в новинку для многих моих читателей. Тем не менее я упорно продвигаю и развиваю эту идею. В конце концов, я уверен, оно будет стоить того!)

Под «природой» мы обычно подразумеваем окружающий мир, не пострадавший от деятельности человека, хотя в то же время, люди лишь занимают свою нишу в этом огромном мире. Природа – это нечто неизмеримо большее, чем восходы и закаты, прогулки по лесу или документальные фильмы о чудесах нашей планеты. Земля — это лишь крохотная часть известного нам мира, который состоит из бесчисленного количества планет, звезд и галактик. Астрофизики позволили нам выглянуть за пределы нашей планеты и узнать, что находится за миллионы световых лет от нас.

Читайте:  Интернет магазин товаров для животных ЗооОптТорг

Псалмопевец подтверждает: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.»… И несколькими стихами позже: «Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.».. (Псалом 18:2,8). Первая часть этого прекрасного гимна говорит о природе, вторая — о Писании, а третья- о нашем ответе на Его откровения к нам.

Тем не менее очень многим христианам кажется, что Бог говорит с ними только в Библии. «Конечно, Библия является нашим молитвословом, книгой по истории, книгой о науке и т.д. Она говорит нам не только о том, как нам должно жить, но и о том, как стар мир вокруг нас». Основным слабым местом их точки зрения является то, что она идет вразрез с такими отрывками, как Псалом 18:2, 8:4 и Римлянам 1:20, где утверждается, что Бог обращается к нам, в каком-то смысле, и через природу.

На самом деле есть и другие способы, которыми Господь говорит или уже говорил с нами (прямо или косвенно), например, через историю народа Израиля, личность Иисуса Христа, совесть и через тех людей, кто дает нам мудрый совет.

Бог говорит через природу или природа говорит

Этот подзаголовок можно перефразировать как «наука показывает», ведь наука есть не что иное, как систематическое изучение природы. Поскольку Бог говорит нам, что Он открывает нам истину посредством природы, нам не следует в этом сомневаться или бояться того, что однажды научные открытия упразднят пользу и великую силу Писания. Скорее, разумный христианин должен приветствовать открытия науки — даже притом, что некоторые теории впоследствии пересматриваются или отвергаются, наука в целом является благородным делом и должна восприниматься как мощный союзник в вере. «Слава Божия – облекать тайною дело, а слава царей – исследовать дело» (Притчи 25:2, а пример показан в 3 Царств 4:29-34).

Еще в начале 17-го века церковь колебалась в принятии истины о том, что земля вращается вокруг солнца, основываясь на утверждении из Писания: «Вселенная тверда, не подвигнется» (Псалом 93:1). Тем не менее по мере появления доказательств, священники в конечном итоге дали зеленый свет теории Галилея – того, кого они держали под домашним арестом за публикацию этой истины! Так или иначе, это были абсолютно лишние прения между людьми, и что главное, весьма нелепые. Библия не научный труд, и познания древних о Вселенной никогда не представлялись как непреложная истина; более того, многие из них были случайными. Библия является учебником по астрономии не больше, чем учебник по астрономии является средством укрепления наших отношений с Богом!

Следствия

Каковы следствия моей теории «дилогии?»
Их несколько, и это весьма важные вещи.

  1. Поскольку Бог открывает нам через природу истину, Он не собирается обманывать нас в том, что относится к ней.
    Я встречал христиан, которые отвергают существование динозавров, поскольку они не упоминаются в Писании. Когда я спрашиваю их об останках и окаменелостях, они отвечают: «Бог позволил дьяволу положить эти кости в землю, чтобы ожесточить сердца сомневающихся». Но помилуйте, это явно не соответствует характеру библейского Бога!
  2. Две Божьи книги являются взаимодополняющими, а не противоречат друг другу.
    Большинство «противоречий» между Библией и наукой легко исчезают, как только мы начинаем понимать сущность и назначение каждой из «книг». Эта взаимодополняемость не означает, что Библия предоставляет основные научные знания, а ученые лишь добавляют к ним дополнительные данные. Это означает, что каждая из «книг» раскрывает для нас принципиально разные аспекты реальности. Библия — книга об отношениях, справедливости и милосердии. Она показывает нам нежное сердце нашего Бога. Наука же — книга эмпирического исследования. Она показывает нам Его величие, мудрость и силу.
  3. Вселенная, вероятно, действительно так стара, как нам это кажется.
    Некоторые люди продвигают так называемую «омфалическую» гипотезу (от греческого «omphalos» — «пупок»). Был ли у Адама пупок? Если да, рассуждают они, он был создан с появлением возраста, в то время как на самом деле ему было всего несколько секунд. Так же и с Вселенной: научные исследования говорят о миллиардах лет возраста, но на самом деле, говорят они, ей всего только 6000 лет, и они утверждают, что имеют в своем распоряжении доказательства. Тем не менее такая теория не выдерживает критики по двум причинам. Во-первых, если и есть научные доказательства того, что Земля молода, то следуя омфалической теории, мы бы никогда об этом не узнали, учитывая появление возраста. Во-вторых, что более важно, это превращает Бога в лжеца, в то время как в действительности им является сатана (Откровение 12:9).

Легкомыслие или недостаток скромности?

Давайте спросим себя: а какое лично у меня отношение к познанию Божьей истины? Ценю ли я книгу Слова, но не книгу Дела? Или наоборот? Противопоставляю ли я Писания природе, находя между ними «противоречия», которых в действительности нет и в помине? Может быть я разменялся на кучу мелких аргументов, которые позволяют мне почувствовать себя лучше в том, чтобы не задумываться над фактами?

Английский философ и историк Фрэнсис Бэкон (1605) уже оставил нам хорошо сформулированный ответ (жаль, что не я это написал!):

«Пусть никто не думает и не утверждает в суетном легкомыслии или из-за недостатка скромности, что человек может глубоко познать или досконально постичь книгу Божьего слова и книгу Божьего дела, богословие или естествознание; пусть лучше стремится к бесконечному прогрессу или совершенствованию в том и другом».

Перевод: Антон Мельник

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Источник

Сообщество «Клуб интеллектуалов»

Ася Дитpиx # написала комментарий 14 января 2018, 14:11 Вот это поворот! А хто-о-о ?!
Свой Че # написал комментарий 14 января 2018, 15:05 Природа есть наш Бог( Святой Дух)

Абдулбасир Магомедов # написал комментарий 14 января 2018, 15:26 «. Принимая Бога как истину Толстой отвергал слепую веру, считая что она должна быть согласована с разумом, который Бог дал человеку. «

Vladimir DrPoruchik # написал комментарий 14 января 2018, 15:39 . является ли Природа Богом, не есть ли Бог Природой.

Валерий Н. # написал комментарий 14 января 2018, 15:45 Этому противоречит глава 10 Бхагавад Гиты, в которой Кришна говорит, что он находится во всех существах, во всем. И в то же время НЕ находится. Это КАЖУЩЕЕСЯ противоречие. Легко объяснимо. Кришна действительно находится во всем существах и вещах, но эта частичка Кришны не подвержена влиянию материального мира. Частичка Кришны не смешивается с тем, в чем она находится. И находится эта частичка не внутри, а вне материальных тел.

Источник

III. СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА БОГА

"Бог – это существо, вечноживущее, свободное от каких-либо ограниченийвремени или пространства. В Своём существовании (или сущности) Он отличаетсяот нас и от всего остального творения, и, следовательно, непознаваем полностью"

A. Сущность Бога: невидимый, личностный, живой Дух

Бог есть Дух

Иоанна 4:24: “ Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться вдухе и истине”.

“Бог – бесконечный и совершенный Дух, в Котором всё находит свойисточник, свою поддержку и конец” (Стронг, 52)

a. “Дух” – это не атрибут, а субстанция

1) Не состоит из физической материи

Луки 24:39Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам;

осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как

видите у Меня”.

“Называя Бога духовным существом, я имею в виду, что Оннематериален, Его сущность чиста, утончённа, проста: в Нём нетделения на тело и душу, на органы или части” (T.Ватсон).

2) Недоступен для прямого восприятия человеческими чувствами

Грудем: “Бог существует как Некто, не состоящий из материи, не

имеющий ни частей, ни измерений, Его невозможно различить

нашими телесными органами чувств, и Его существование более

совершенно, чем любой другой вид существования” (188).

b. Необъятность

3 Царств 8:27: “Небо и небо небес не вмещают Тебя” (ср. Деян. 17:24-28)

1) Если Бог есть дух, и Бог бесконечен, тогда Он необъятно огромен

2) Бог безграничен в пространственном измерении

ПРИМЕЧАНИЕ: Необъятность можно отличить от вездесущности:

c. Вечность

Псалом 89:3 – “. и от века и до века Ты – Бог”

Римлянам 14:25 – “. по повелению вечного Бога. ”

* Бог бесконечен во времени

1) Первая точка зрения: Бог вечен вне времени

a) Ее придерживались различные философы и богословы: Пифагор, Плотин, Платон, Августин, Фома Аквинский, Шлейермахер,Чарльз Ходж

b) Бог – причина и создатель времени – не имея ни начала, ни конца, независимый ни от какого течения времени.

c) Бог живёт вне времени, Его существование не связано с последовательностью событий

Читайте:  Нарисовать рисунок о законе природы

d) Боэций: “Вечность – это полное обладание сразу всей вечной жизнью”.

e) Конечно, время для Бога – объективная реальность, и Бог знает различие между прошлым, настоящим и будущим.

f) Но Бог видит прошлое и будущее так же ясно, как и настоящее, потому что Сам существует вне времени.

“. С точки зрения Бога, любой самый продолжительный период времени воспринимается как нечто, только что происшедшее. А любой очень краткий период времени (такой, как один день) воспринимается Богом так, словно он длится вечно: в Его сознании он никогда не перестает быть «нынешним»” (Grudem,172).

· Если Бог находится вне времени, должен ли Он также быть иполностью неизменным?

· Может ли вневременное существо быть личностью? Говорить,радоваться, скорбеть, иметь личные отношения с другимисуществами, реагировать на что-либо?

· Как Иисус мог жить на земле во времени и при том бытьвечным Логосом на небесах вне времени? И так ли это было?

2) Вторая точка зрения: Бог вечен во времени

a) Точка зрения Джона Файнберга (Feinberg), Роберта Реймонда (Reymond), и сторонников открытого теизма

b) Бог всегда был и всегда будет

c) Но Бог существует во времени

d) Последовательность событий так же характерна для Бога, как идля людей

e) Бог знает Свои мысли до, во время и после последовательности

i) Утверждения Библии, говорящие об участии Бога в последовательности событий.

ii) Последовательность в мыслях Бога:

“Если содержание Божьего сознания всегда включает всё, что Он знает, и если Он знает всё, что вневременное существо может знать, не будет ли это значить, что у Бога всегда одна и та же мысль, а именно, что Он всегда думает обо всём сразу, и что в Его мыслях никогда не происходит никакого движения?” (Feinberg, 429).

“Если все члены Троицы в равной мере всеведущи (что действительно так), и если в сознательных размышлениях любого из Них невозможна последовательность, то все Трое всегда имеют ту же мысль, которую Они всегда думают, причем эта мысль в точности такая же, как и у двух других

членов. Но каким образом тогда возможно общение?” (Feinberg, 430).

2. Бог есть невидимый дух – 1 Тим. 1:17; 6:16

a. Мы никогда не сможем видеть сущность Бога.

b. Как тогда объяснить тексты, где сказано, что люди видели Бога?

1) Быт. 32:30; Исх. 3:1-6; 24:9-11; 33:11; Ис. 6:1-5; Дан. 3:25; 7:13-14

2) Сравните с Иоанна 1:18a

3) Объяснения: Христофания (явления предвоплощённого Христа);видели Божью славу; образы/символы в видениях.

4) Файнберг: “Эти тексты говорят о том. что хотя по сущности Богесть Дух, это не мешает Ему являть Своё присутствие с помощьюнекоего физического феномена, через который Его присутствиестановится заметно тем, кто видит или слышит этот феномен. И этоне так уж удивительно, поскольку Бог, Творец материи и духа,конечно же, способен предоставить материю, необходимую для

проявления Своего присутствия” (Feinberg, NoOneLikeHim, 220).

c. Если Бог невидим, как мы можем и должны представлять себе Его? (Заповеди)

3. 3. Бог есть невидимый, личностный Дух

Личностный – т.е обладающий строением и свойствами личности.

a. СамосознаниеИсх. 3:14

Исход 3:14 – “Бог сказал Моисею: «Я есмь Сущий»” (буквально «Я естьтот, кто Я есть». – Перев.)

b. РазумРим. 11:33

Знание: восприятие фактов

Понимание: осознание смысла фактов

Мудрость: применение знания и понимания

Римлянам 11:33-34 – “О, бездна богатства и премудрости и веденияБожия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо ктопознал ум Господень? Или кто был советником Ему?”

1) Мудрость в творении

Псалом 103:24 – “Как многочисленны дела Твои, Господи! Всё

соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих”.

2) Мудрость в плане спасения

1 Коринфянам 1:24-25 – “для самих же призванных, Иудеев и

Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что

немудрое Божие премудреечеловеков, и немощное Божие сильнее

c. Самоопределение (целенаправленная личность) – Еф. 3:11

Ефесянам 3:11 – “по предвечному определению, которое Он исполнил во

Христе Иисусе, Господе нашем”

d. Эмоции[1] – 1 Иоан. 4:7; Еф. 4:30

1 Иоанна 4:7 – “Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что

любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога”.

Ефесянам 4:30 – “И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы

запечатлены в день искупления”.

4. Бог есть невидимый, личностный, живой Дух

а. Он Сам – источник жизни, и ничто вне Его.

b. Он – единственное самосуществующее существо.

с. Он обладает разумом, чувствами и волей.

d. Сама Его сущность подразумевает существование. Ему не обязательно

нужно хотеть этого.

1 Фессалоникийцам 1:9 – “Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели

мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу

живому и истинному”

Иоанна 5:26 – “Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал

иметь жизнь в Самом Себе”.

B. Святость – качество или природа Бога?

Святость: отделённость Бога

a.Этимологически, по-видимому, основная идея “святости” – отсечение,отделение.

Некоторые связывают его с ассирийским словом, означающим чистоту,безупречность; большинство же современных ученых склонны считать,что основная идея – это отсечение или отделение. Этимология не даетоднозначного ответа, но идея отделения лучше всего подходит кразличным значениям, в которых употребляется слово ‘святость’” (J.C.Lambert, ISBE, 3:1403).

1) Ветхий Завет: «святость» (qodeŝ)

a) В культуре древнего Ближнего Востока: зачастую божественное противопоставляется человеческому

b) Это слово в форме существительного "несет в себе главную идею о том, что характеризует Божью природу или действия и отличается от обычного и мирского " (NIDOTTE 3:879)

c) Лев. 10:10 – "чтобы вы могли отличать священное отнесвященного и нечистое от чистого "

2) Новый Завет: «святой» (hagios/hagiazō)

a) "качество, присущее предметам и людям, которые могутприближаться к Богу" (BAGD, 9)

b) Отец свят (Иоан. 17:11)

c) Сын свят (Мар. 1:24; Лук. 1:35)

d) Дух свят (повсюду в Писании, особенно в Рим. 1:4)

b. Два оттенка смысла святости:

1) Святость в смысле Божьего величия

a) Бог отделён от всего творения и превосходит всё, и это необязательно касается только нравственных вопросов.

Исаия 57:15 – “Ибо так говорит Высокий и Превознесённый, вечно Живущий,– Святой имя Его: «Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смирённых и оживлять сердца сокрушённых»”.

b) Согласно Библии, идея “отделённости”, или “божественности”, или “неприступности”, или даже “инаковости”, вполне очевидна в Ветхом Завете.

Многие богословы признают, что главный аспект впонятии святости – не нравственная чистота, абожественность, непохожесть.

c) “Святость – это те самоочевидные качества Бога, которыевыделяют Его среди других существ. Этот термин со временемстал неразрывно связываться с Божеством (Ис. 5:16, cр. 19, 24).Таким образом, говорить о святости Бога значит говорить о Егобожественности. Именно святость отличает Бога от всеготворения (Иез. 40:25, 26). Это качество отделяет Его от людей (1Цар. 2:2), от ангелов (Иов. 15:15) и других так называемыхбожеств (Исх. 15:11). Богабсолютноуникален” (Roy Beacham,“The Purification Ritual: A Preliminary Study,” Unpublished paper,Grace Seminary, 1985, с. 22-23).

2) Святость в смысле нравственной чистоты

a) Бог нравственно отделен от всего и превосходит все по чистоте.

b) В отношении к Яхве в Ветхом Завете этот термин имеет более богатый смысл, чем в отношении к языческим божествам.

Псалом 88:36 – “Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду?”

c) Впоследствии понятие святости стало ассоциироваться с соответствием людей Божьим требованиям.

d) В конечном счёте, святость стала обозначать отделение от нравственной нечистоты, то есть, нравственную чистоту.

1 Петра 1:15-16: “. но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте

святы во всех поступках. Ибо написано: «Будьте святы, потому что Я свят»”.

e) Следовательно, многие богословы признают, что святость применительно к Богу не означает нравственную чистоту в дополнение к ‘божественности’, непохожести. “Святость – это особое качество Бога, характеризующее Его как уникальное существо и отделяющее Его от всего тварного и мирского; это качество применимо как к бытию, так и к характеру Господа. … Его бытие характеризуется несказанным величием. … Его характер – бесконечной чистотой” (G.Vos, BiblicalTheology, 267).

3) Как Его величественная святость (не нравственная), так и Его чистаясвятость (нравственная) отражена в Пс. 98.

a) Величественная святость – ст. 1-5

b) Чистая святость – ст. 6-9

с. Вывод: Таким образом, Божью святость лучше рассматривать отдельно от Егопрочих атрибутов.

“Воспринимая Божью святость в таком ключе, нетрудно увидеть, что этоне отдельное свойство в ряду других свойств, а нечто всеобъемлющее,что относится ко всем характеристикам и проявлениям Бога, равносвятого как в Своей благости и благодати, так и в своей праведности игневе” (G. Vos, BiblicalTheology, 267).

Источник