Использование технологии семантических полей в развитии связной речи дошкольников

Использование технологии семантических полей в развитии связной речи дошкольников

Использование технологии семантических полей в развитии связной речи дошкольников

Сема — это знак, обозначение смысла.

Речь является основным системообразующим фактором процесса познания. Посредством вербализации приобретаемый опыт структурируется в единое смысловое пространство. Это семантическое поле принимает, классифицирует и отправляет в коммуникативный мир осознанную и обозначенную словом информацию.Осмысление исследуемого предмета или явления проходит три этапа :

1. восприятие и согласование невербальных и вербальных ощущений в процессе апробации представления анализа события и высказывания о нем;

2. интериоризация и семантизация комплексного образа, созданного по следам опытных сведений, т. е. оречевление события в сказуемых, несущих информацию о суммарных свойствах познаваемого объекта (о сущности, признаках и действиях);

3. экстеоризация осознанного смысла средствами фонетических, морфологических и синтаксических конструкций внешней речи.

Психолингвистика (К. Ф. Седов, И. Н. Горелов) и логопедия

(З. А. Репина, Т. В. Васильева) представляют семантическое поле как комплекс ассоциаций, возникающих вокруг слова. Ключевое слово называют ядерным, а ассоциации – реактивными словами. Включение педагога в процесс построения и функционирования семантических полей открывает колоссальные возможности для коррекции недостатков и развития речевых способностей детей, в том числе и в развитии связной речи.

В структуру семантическогополя входят два слоя: смыслонаполняющий (I) и формообразующий (II, взаимоотно

шения которых можно определить как отношения,хозяина и слуги,

Смыслонаполняющий слой семантического поля можно структурировать в виде последовательно сменяющих друг друга концентрических окружностей.

Наполнение определенного слова содержанием проис

ходит сначала в пяти пространствах внешней речи:

1 – коренной смысл или суть понятия;

2 — родственный смысл (образование однокоренных слов, изме

нение по числам, временам)

3 – противоположный смысл (образование антонимов)

4 – близкий смысл (создание синонимов, образных выражений)

5 – смежный смысл (словоизменение по типу согласования)

Освоение содержания слова заканчивается во внутренней речи:

6 – обобщенный смысл (конкретное понятие в значениях слов)

7 – осознанный смысл (осмысленное понятие в информационном поле личности).

Формообразующий слой (план выражения) включает в себя три категории слов, создаваемых от корней с помощью приставок,суффиксов и окончаний:

1 предметные (существительные, местоимения)

2 действенные (глаголы, деепричастия)

3 признаковые (прилагательные, наречия, причастия).

Концентры с 1 по 4 существуют на уровне парадигм (система форм одного и того же слова). Концентр 5 занимает уровень синтагм (словосочетания и предложения). В пространс

тве 6 и 7 концентров морфологические категории интегрируются в предикативный союз, не имеющий четких грамматических очертаний. Пример –закономерность формирования разных уровней общения ребенка:

Самоощущаемость (сущность) – родные (семья, родственники) – неродные (чужие, незнакомые, враги) – близкие (друзья, соседи, знакомые, одногрупники по д. саду) – ситуативные встречи с разными людьми (горожане, сограждане, иностранцы).

Какой бы понятийный блок мы не заполняли (морфологический, синтаксический, грамматический строй или связное высказывание) нам предстоит раскручивать родственные противоположные, близкие, смежные связи. По такому же пути ребенок продвигается в осмыслении познаваемого объекта или явления и формирует связное высказывание о нем.

1 Ребенок (молча рассматривает солнце, играет с ним ладошками и глазами, затем просит объяснений. Это что? Солнце? Солнце… солнце!

2 Солнце – солнышко. Ой,два солнца: солнышок и солнище! А вот реснички солнышкины…. Как – как? Солнечные? Солнечные – молничные….

3 А не солнышко – это темно? Когда день – солнышко, а когда ночь – луна.

4 (Дома глядя на горящую лампочку и ее отражение в зеркале) Ой, и тут солнышко, и тут! Лампа – солнышко. А где мое маленькое солнышко мама? Ну какое, какое? Фонарик же!

5 Помнишь, мне солнышко глаза жмурило? А потом его туча съела! А оно опять выродилось на небе и укатилось вниз. Еще за дерево спряталось.

6 Замолчал потом взял карандаши и стал рисовать солнце.

Любой вид работы по развитию речи, в том числе и по развитию связной речи у детей следует проводить на общетема

тической основе, т. е. в структуре семантического поля как целостного, системно заполняемого познавательного пространства Принцип семантической организации речи необходимо использо

вать при решении речеразвивающих задач на занятиях разного типа, в специально организованной и свободной деятельности детей, т. е. в различных коммуникативных и познавательных ситуациях.

Для примера предлагаю конспект занятия по развитию связной речи семантическое поле слова,Рыба, который вы можете использовать в своей работе.

Так же представляю вашему вниманию систему лексико – грамматических игр, которые способствуют приобрете

нию детьми умений и навыков по созданию семантических полей.

1. Игры с ядерными словами

Задача ядерных игр – согласование звучащей формы слова с его содержанием и закрепление их совместного образа. Новое слово требует всесторонней апробации его содержания через проживание естественных или смодулированных ситуаций. Знакомые слова предпологают уточнение или углубление его смысла.Сюда входят игры :

— поиск истоков словообразования (подберезовик – под березой, земляника – к земле никнет);

— наполнение смыслом звукового состава слова в соответствии с его содержанием (по ассоциациям детей). В слове жук звук [ж] жужжит при взлете, [у] – гудит в полете, [к] – хлопок крыльев, жук сел на ветку.

Повторы с обыгрыванием

— игры с кулачками. Дети должны,бросить, слово в кулачок, отпустить в любом направлении, опять,поймать, в кулачок, поднести кулачок со словом к ушку, одновременно проговаривая данное слово.

— формирование телесности слова. Дети произносят строку из слов, в то же время проводя мелом линию на доске.

— закручивание слова по спирали, изображаемой рукой.

— отработка рисунка слова с,ударным молоточком,

— деление слова на слоги с ним же.

2. Игры с однокоренными словами (это родные слова).

Задача однокоренных игр – поиск корневого смысла и добавочных значений путем изменения формы слова с помощью приставок, суффиксов и окончаний. Словообразование разных частей речи идет по соответствующим вопросам и символам. Т. е. обрабатывается формообразующий слой семантического поля (1- сущ., слова – предметы, 2 – глаголы, слова-действия, 3- прлагат., слова-признаки) Схема 1.

3. Игры со словами – антонимами (слова наоборот).

Задачи антонимических игр – осознание смысла и оттенков значений через противопоставлений; привлечение внимания к звуковому составу и структуре противоположных слов.Сюда входят игры:

Ощущение противопоставлений — противоречий на разных категориальных формах. Схема 2.

— ,Федот, да не тот,

-, Я вижу не, …. а наоборот,

— ,Третий (четвертый, пятый) лишний,

Игры – мостики (подбор промежуточных слов для посте

Пенного перехода от одного антипода к другому : жара – тепло- холод.

4. Игры со словами – синонимами (разные слова об одном и том же).

Задача синонимичных игр – поиск общности значений в лексемах, различных формах.Сюда входят игры:

Игры с образными выражениями

— определение переносного значения слов (руки – это ветви деревьев)

— придумывание сравнений (руки – лапы, вилы, крылья).

Игры с загадками, пословицами, поговорками.

— отгадывание загадок, синонимичных слову – отгадке

— подбор разных высказываний об одном и том же (пословицы)

— истолкование своими словами фраз, пословиц, поговорок.

Игры на звуковые связи слов

-, Братья – путаники, Подмена значений слов, близких по звучанию (дом- дым, вошел- вышел).

5. Игры с ситуативными словами (связанные слова)

Задача ситуативных игр – состыковка отдельных слов, выражаю

щих относительно законченную мысль, в виде словосочетаний и предложений.

— ,Дополнялки, Подбор эпитетов, действий, признаков к предло

Жженному слову. Схема 3.

— загадки с перечислением предметов, свойств или действий (серый, зубастый, злой – волк)

Читайте:  Лекарственные растения Коми края

— ,Цепочки слов, (кошка лакает молоко. Молоко дает корова. Корова пасется на лугу и т. д.)

— ,Посиделки – повязалки, Раскрутка сюжета по одному слову или группе слов, составление рассказа.

— ,Сочинение, Придумывание общего сюжета на основе слов из смежных (трамвай – автобус, далеких (трамвай – лес, противопо

Ложных (день – ночь) семантических полей.

6. Игры с мыслеобразными словами

Задачи мыслеобразных игр – мысленный подбор слов, формули

ровка ответов, составление рассказов.

Особенности организации игр:

— учить детей находить мысль в любых предметах и действиях окружающего мира, используя наблюдения, вопросы и опору на схемы. Схема 4.

— поэтапно переводить слова и фразы во внутреннюю речь: громко – норма – тихо – шепот – про себя с внутренним прогова

— создать условия для речевого уединения: дети беседуют сами с собой

— предоставлять место и время для самостоятельного речевого творчества детей.

Т. о. вы увидели усложнение лексико – грамматических игр, которые способствуют приобретению детьми умений и навыков по созданию семантических полей. Работа началась со слов, далее работа с предложениями и пришли к составлению рассказов.

Наличие семантического поля позволяет ребенку более быстро производить отбор слов в процессе общения. Но ребенок не способен сразу смоделировать объемное семантическое поле. Формирование семантических полей слов идет постепенно. Сначала моделируется небольшое поле, связанное с определенными ситуациями, затем оно расширяется.

Организация семантических полей и лексических систем включает задания по формированию словообразования и словоизменения, закрепление их в словосочетаниях, предложе

ниях и связной речи. В результате такой работы ребенок запоминает большее количество новых слов. При этом происхо

дит систематизация значений слов и между словами возникают ассоциативно связи. Все это создает основу для развития речи детей естественным путем, как в онтогенезе.

Предлагаю конспект занятия по развитию речи,Рыба, с использованием семантических полей.

1. формирование и расширение семантического поля слова,рыба, и развитие валентности слова;

2. развитие зрительного восприятия детей на основе упражне

ний на различение, соотнесение и узнавание. Развитие фонематического слуха и восприятия, развитие слуховой памяти;

3. воспитание у детей умения выслушивать до конца товарища, не перебивая его.

Ход занятия:

Работа с ядерным словом. Словоизменение. Падежные конструкции. Развитие зрительного восприятия.

Педагог: я загадала слово. Какое – вы узнаете, выполнив задание и ответив на мои вопросы. (см. фото). Кто нарисован на картинке.

Дети: на картинке нарисована рыба.

Педагог: кого нет во втором аквариуме? (см. фото).

Дети: во втором аквариуме нет рыбы.

Педагог: кому мы нашли пару? (см. фото).

Дети: мы нашли пару рыбе.

Педагог: кого мы увидели сквозь волны? (см. фото).

Дети: мы увидели сквозь волны рыбу.

Педагог: о ком мы будем сегодня говорить? (см. фото).

Дети: мы будем говорить о рыбе.

Педагог: кого или что можно назвать рыбой?

Дети: есть рыбы, которые плавают в воде.

Развитие фонематического слуха.

Педагог: ребята, перед вами лежат листы голубого картона и фигурки рыбок. Представьте, что картон – это аквариум. Давайте поселим в аквариум столько рыбок,сколько слов со звуком Р вы услышите: рак, вода, волна, ракушка, галька, водоросли, чайка. (услышав слова со звуком Р, дети кладут на картон рыбку). Сколько рыбок у вас в аквариуме?

Педагог: почему только три?

Дети: потому что мы услышали только три слова со звуком Р.

Образование родственных слов.

Педагог: а как мы называем маленькую рыбу?

Педагог: назовите рыбу ласково. А как мы назовем большую рыбу?

У воды росла рябина,

А река текла, рябила.

Педагог: как называется суп из рыбы?

Дети: рыбный суп.

Педагог: а жир рыбы какой?

Далее можно использовать картинки – подсказки.

Педагог: как называют человека, который ловит рыбу?

Дети: рыбак, рыболов.

Педагог: куда ранним утром пошел рыболов?

Дети: на рыбалку.

Педагог: какой крючок нужен для ловли рыбы?

Педагог: что делает на рыбалке рыболов?

Педагог: мы придумали много слов – родственников. А без какого короткого слова не было бы всех этих слов?

Дети: всех этих слов не было бы без слова,рыба,

Называние слов, обозначающих действие предмета.

Педагог: что рыбы делают в воде?

Дети: рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвяться, играют, прячутся, дышат, питаются, размножаются и т. д.

Гимнастика для глаз.

Дети,рисуют, глазами волну на стене сначала в одну сторону,затем в другую:

Рыбки весело резвяться,

В чистой, тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся (частое моргание глазами)

То зароются в песке.

Динамическая пауза: игра,Море волнуется раз,

Педагог: а теперь поиграем в другую игру. Я буду говорить, что делать, а вы поступайте наоборот. Руки вверх! Поднять вверх правую, левую руку! Похлопали в ладоши! Встали! Сели! И т. д.

Называние слов признаков предмета. Слова,наоборот,

Педагог: мы делали все наоборот, а теперь будем придумывать слова наоборот. Во всех этих словах должны быть звуки Р и РЬ. Итак, начали – рыба уродливая, страшная.

Педагог: рыба крошечная.

Дети: огромная, громадная.

Дети: быстрая, стремительная.

Педагог: тихая, спокойная.

Дети: игривая, резвая, шустрая.

Педагог: какие мы называли слова?

Дети: мы называли слова – признаки предметов.

Согласование прилагательного с существительным. Работа над фразой.

Педагог: рыбы, которые живут в аквариуме, называются…

Педагог: в реке живут какие рыбы?

Педагог: а в озере?

Педагог: а в море?

Работа над многозначностью слова.

Педагог: все рыбы очень разные, но у всех у них есть одинаковые части тела. Что есть у всех рыб?

Дети: у всех рыб есть тело, голова, жабры, плавники, чешуя, хвост.

Педагог: а зачем рыбам нужны жабры, плавники, хвост?

Дети: последовательно отвечают на вопросы.

Педагог: но хвост есть не только у рыб (показ схемы Е. дети выясняют, что хвост есть не только у рыб, но и у лисы, у самолета, у девочки, у птички, у кометы).

Словесные логические задачки.

Педагог: мы сегодня хорошо потрудились на занятии. Но ведь,как известно, ,Без труда не выловить и рыбку из пруда, как вы понимаете эти слова? (дети рассуждают, о чем эта пословица). Какие еще пословицы и поговорки вы знаете?

Педагог знакомит детей с незнакомыми выражениями: ,Биться, как рыба об лед, ,Ни рыба, ни мясо, ,Как рыба в воде, ,Рыбак рыбака видит издалека, ,Нем как рыба,

Развитие связной речи.

Педагог: интересно, а что было бы, если бы рыбы заговорили? Что они смогли бы рассказать? Давайте вспомним все, что мы сегодня узнали о рыбах и составим рассказ о них.

Играем и занимаемся с блоками Дьенеша.Играем и занимаемся с блоками Дьенеша. В нашем детском саду накоплен положительный опыт работы по развитию интеллектуально-творческих способностей детей средствами математики.

Развитие речиРазвитие речи Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку.

Источник

Характеристики, типы и примеры семантического поля

семантическое поле состоит из группы слов, имеющих одинаковое значение и являющихся частью другой лексической категории. Примером может быть: красный, желтый, синий, голубоватый, зеленоватый, красноватый, цветной, белый, красный (семантическое поле цветов).

Одно и то же слово относится к нескольким семантическим полям. Например, слова «женщина», «девушка», «девушка», «дева», «дева») относятся к «женскому» семантическому полю. Но относятся только к семантическому полю «юная» девушка и девчонка, а к девизу относятся к «неженатым».

Читайте:  Воздействие комнатных цветов на человека меланхолика

Семантическое поле больше связано с понятиями. Матрица женщина, девушка, девушка, леди, старая дева, будет:

Значения +/- выражают семантические поля. Например, в «женское» семантическое поле входят (в дополнение к ним): корова, кобыла, принцесса, королева, сестра, золовка, жена, подруга, танцор, учитель .

  • 1 Концепция
    • 1.1 Постоянное развитие
    • 1.2 Суперпозиция
    • 1.3 Лексикон Пробелы
    • 1.4 Другой статус
    • 2.1 Открыть
    • 2.2 Закрыто
    • 2.3 Выпускники
    • 2.4 Ассоциативный
    • 3.1 Семантическое поле цветов
    • 3.2 Семантическое поле животных

    концепция

    Понятие семантического поля относится к системе взаимосвязанных сетей, которые составляют словарный запас или лексику языка. Каждое слово окружено сетью ассоциаций, которые связаны с другими терминами.

    А те, которые взаимосвязаны, могут принадлежать к одному семантическому полю, например: дом, крыша, пол, стена и т. Д..

    Во многих случаях можно наблюдать совпадение семантических полей. Таким образом, в качестве примера, поле крыши и стены может быть совмещено с покраской или ремонтом. Таким образом, семантическое поле группирует разные слова из идеи или значения.

    Теперь элементы этого набора могут принадлежать к разным лексическим категориям. Среди прочего, они могут относиться к произведениям или людям (существительные), действиям или состояниям (глаголы), а также качествам или характеристикам (прилагательные).

    Например, изучение (глагол) и учитель (существительное) являются частью семантического поля слова школа (существительное).

    С другой стороны, понятие лексического поля связано с понятием ассоциативного поля. Последнее относится к совокупности всех значений, связанных с определенным языковым знаком. Это поле имеет бесконечное расширение, так как оно постоянно растет из-за появления новых значений.

    Характеристики семантического поля

    Постоянное развитие

    В семантическом поле ассоциации, которые могут быть установлены между элементами этой великой мозаики, бесконечны. Концептуальные отношения постоянно растут благодаря устойчивому развитию.

    Каждый день появляются новые значения и идеи из науки, спорта и политики, а также из других областей знаний..

    Язык является отражением человеческой деятельности, поэтому это нормально, что их прогресс переводится сети слов все более взаимосвязаны.

    Это усиливается феноменом глобализации, который связывает разные языки. Среди прочего, сотрудничество между культурами приводит к новым словам для общих идей.

    суперпозиция

    Семантическое поле имеет свою сферу существования в том, как различные слова языка организованы в уме.

    Слова в семантическом поле организованы в соответствии с очень широким числом значений. К ним относятся цвет, вкус, животные, одежда, напитки или события.

    С другой стороны, слово может принадлежать более чем одному семантическому полю. Например, в испанском языке слой существительного принадлежит области слова dress (одежда) и структуре (уровни, биология).

    Лексические пробелы

    Во всех языках существуют ситуации, в которых есть пустые пробелы или пробелы в семантическом поле. Например, в английском языке одно слово используется для обозначения двоюродного брата и двоюродного брата (двоюродного брата).

    С другой стороны, есть другие пары, чтобы различать пол слов, связанных с родством: мать / отец, сестра / брат, тетя / дядя.

    Это также может быть проиллюстрировано — на испанской стороне — словом «свинья». Этот термин используется как для животного, так и для пищи. Однако в английском языке существует различие между свиньями (свинья, животное) и свининой (свинина, еда).

    Другой статус

    В семантическом поле не все семантические элементы обязательно имеют одинаковый статус. Например, слова синий, красный, желтый. зеленый. черный, фиолетовый, индиго, королевский синий, аквамарин и голубой принадлежат к цветному полю.

    Тем не менее, первые чаще используются. Они считаются менее заметными членами семантического поля, и обычно их легче выучить и запомнить. Фактически, дети сначала изучают синий термин, а не индиго, королевский синий или аквамарин.

    Часто менее маркированное слово состоит из одной морфемы (например, синего), в отличие от наиболее отмеченных слов (синего короля).

    На самом деле, наименее отмеченный член не может быть описан с использованием имени другого члена. Итак, вы можете сказать, что Cian — это синий цвет. Но обратное неосуществимо (* Голубой — это тип голубого).

    Кроме того, менее отмеченные элементы, как правило, используются чаще, чем более отмеченные термины. Например, синее слово встречается в разговоре и письме гораздо чаще, чем аква или синий король.

    тип

    открытый

    В открытые семантические поля включены те, чье количество слов бесконечно или неопределенно. Примером этого могут быть виды пищи (макароны, тамале, фаст-фуд, салаты, пирожные, супы, рагу, жареная пища . ).

    закрыто

    В очень специфических случаях число слов, которые могут принадлежать определенному семантическому полю, конечно. Так обстоит дело с днями недели, знаками зодиака или морями мира..

    постепенный

    В некоторых случаях слова, составляющие семантическое поле, охватываются двумя крайностями. Это относится ко всему диапазону слов, которые находятся между большим и маленьким или между плохим и хорошим (например, средний или обычный, соответственно).

    ассоциативный

    Семантическое поле может состоять из слов, связанных с понятием. Это критерий, используемый идеологическими словарями, очень популярный в 19 веке и значительная часть XX в..

    Таким образом, идея или концепция связаны с рядом более широких терминов (категорий, общих идей) или более конкретных. Так, например, слова занавес и декоратор принадлежат одному семантическому полю по ассоциации.

    примеров

    Ниже приведены некоторые примеры семантического поля. Следует отметить, что списки не являются полными. Это потому, что система отношений между словами обширна и сложна в большинстве случаев.

    Источник

    Семантическое поле «растения» в русском языке

    Титульный лист Семантическое поле "растения" в русском языке

    Введение
    Глава I. Семантическое поле «растения» в структурном и семасиологическом аспектах
    §1. Семантическое поле «растения» как объект изучения
    §2. Состав семантического поля «растения» в русском языке
    §3. Проблема имени поля
    §4. Парцеллирование поля «растения»
    §5. Место субполей «деревья» и «цветы» в семантическом поле «растения»
    §6. Место субполей «деревья» и «цветы» в русской языковой картине мира
    §7. Структурирование субполей «деревья» и «цветы»
    §8. Парадигматические и эпидигматические связи субполей «деревья» и «цветы»
    §9. Денотативная природа лексического значения слов субполей «деревья» и «цветы»
    Выводы по 1 главе
    Глава II. Слова субполей «деревья» и «цветы» как фрагмент русской языковой картины мира
    §1. Место названий растений в языковой картине мира
    §2. Своеобразие естественной номинации растений и языковая картина мира
    §3. Понятие внутренней формы слова и мотивированности
    §4. Немотивированность — характерное свойство слов субполя «деревья»
    §5. Мотивированность названий цветов как одно из проявлений языковой картины мира
    §6. Ассоциативный эксперимент, ассоциативное поле слова и ЯКМ
    §7. Признаковая часть ассоциативных полей слов-названий растений и «Словарь эпитетов русского литературного языка»
    §8. Слова субполей «деревья» и «цветы» в сопоставительном русско-шведском ассоциативном эксперименте
    §9. Агнонимы в семантическом поле «растения»
    §10. Слова субполей «деревья» и «цветы» в «Частотном словаре русского языка» и в компетенции молодых носителей русского языка
    §11. Слова-названия деревьев и цветов и языковая компетенция современной молодежи (по материалам эксперимента)
    Выводы по II главе
    Заключение
    Библиография
    Приложения
    Введение
    В научной парадигме современной лингвистики абсолютизация системного подхода к изучению языка стала невозможной: такой подход обогатился и существенно изменился под влиянием антропоцентрических ориентаций языкознания. Проблема семантического (лексико-семантического) поля, давно привлекавшая внимание многих исследователей (Ю.Н.Караулова, А.М.Кузнецова, Э.В.Кузнецовой, А.М.Васильева и др.) «оптимальным образом соответствует на современном этапе развития лингвистической теории и методологии задачам освещения объекта изучения в его универсальных и в его идиоэтнических, конкретно-языковых характеристиках» [Павлов 1998: 32].
    Ю.Н.Караулов считает, что не единичное, отдельно взятое слово имеет выход на языковую картину мира, но лишь слово в составе семантического поля [Караулов 1976: 269]. Таким образом открывается возможность соединить системно-ориентированный подход к полю как фрагменту лексико-семантической системы языка с антропоцентрическими аспектами анализа поля как фрагмента лексикона -русской языковой личности и русской языковой картины мира.
    «Каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия и организации (=концептуализации) мира. Выражаемые в нем значения складываются в некую единую систему взглядов, своего рода коллективную философию, которая навязывается в качестве обязательного всем носителям языка» [Апресян 1995а: 350]. Одним из направлений исследования репрезентированной в языке наивной картины мира является изучение «специфических коннотаций неспецифических концептов» [Там же], к которым вполне может быть отнесен такой класс примарной лексики, как названия растений, прежде всего деревьев и цветов.
    Хотя теория поля и в лексикологии, и в грамматике (А.В.Бондарко и школа функциональной грамматики) хорошо разработана, «полевая структура лексики полностью не описана ни в одном языке. Какое-то представление о ней дают идеографические словари» [Богданов 1998: 25]. В этих словарях тематическая область “растительный мир” (или с иным названием) выделяется регулярно, однако лингвистического описания

    флокс, черный тюльпан, шиповника, эдельвейс, эдельвейса 1. Всего 39 лексем, т.е. 25% общего числа разных реакций. Это почти полный список названий цветов, полученных в нашем эксперименте.
    РСС: цветок — гвоздика, ландыш, подснежник, подсолнечник, примула, ромашка, сирень, табак — 8 слов (т.е. 1/6 часть статьи дескриптора).
    В статьях дерево гипонимы также хорошо представлены, но их значительно меньше, в РАС всего 21 (т.е.

    1/9 общего числа) — дуб 38, береза 17, баобаб 6, лииа 4, тополь 4, сосна, яблоня 3, клён, пальма 2, абрикосовое, банана, бук, вишня, груша, ель, зеленый дуб, калина, лимонное, осина, сирень, ясень.
    РСС: дерево — берёза, дуб, ель, клён, липа, орех, осина, ракитник, тополь = 9 слов (т.е.

    1/20 часть статьи дескриптора).
    7.2. Имя поля должно обладать полеобразующей силой. Форма множественного числа и форма единственного числа в равной степени вызывают в нашем сознании гипонимы. Однако, как нам кажется, имя поля в форме множественного числа закрыто для партитивов.
    Ю.Н.Караулов предлагает различать родовидовые связи, имеющие десиг-нативнуто направленность (типа животное — волк, лиса, корова, собака
    М.В.Никитин посвятил этому малоизученному типу отношений большой раздел монографии. Он считает, что эти связи «следует поставить вровень с ро-
    1 В составе поля «растения» количественно гипонимы преобладают над партитивами, а потому в дальнейшем мы сохраняем традиционную форму множественного числа для имён субполей: «деревья» и «цветы». Однако возможен, по нашему мнению, и вариант единственного числа или даже вариант «дерево/деревья», «цветок/цветы».

    Источник

    

    Тема № 7 методики резидуального этапа восстановления речи при различных формах афазии

    одах восстановительного обучения при разных формах афазии, сформировать практические умения планирования и проведения занятий с больными .

    Оборудование: аудио- и видеозаписи, дидактический материал, конспекты занятий, карточки программированного контроля.

    Основные понятия: задачи восстановительного обучения, этапы восстановительного обучения, приемы восстановительного обучения, экспрессивный и импрессивный аграмматизм, дефекты внутреннего программирования, грамматическое структурирование, прием зрительно-слуховой имитации, система зрительных образов предметов.

    Время: 8 часов.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ

    Основные задачи и методы восстановительного обучения при динамической афазии.

    Основные задачи и методы восстановительного обучения при эфферентной моторной афазии.

    Основные задачи и методы восстановительного обучения при афферентной моторной афазии.

    Основные задачи и методы восстановительного обучения при акустико-гностической афазии.

    Основные задачи и методы восстановительного обучения при акустико-мнестической и амнестической афазии.

    Основные задачи и методы восстановительного обучения при семантической афазии.

    Восстановительное обучение при комплексных афазиях.

    ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    Изучите работу: Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. М., 1991, С. 149-161. Перечислите основные направления восстановления речи при комплексных афазиях.

    Изучив рекомендуемую литературу, подберите практический материал для восстановления глагольного словаря, структуры связного высказывания.

    Подберите и продемонстрируйте примеры зрительно-слуховой имитации различных звуков.

    Подберите практический материал для восстановления фонематических процессов. Сформулируйте инструкции к заданиям.

    Подберите практический материал для восстановления номинативного словаря.

    Подберите практический материал для восстановления понимания и использования предложно-падежных конструкций. Сформулируйте инструкции к заданиям.

    Подберите практический материал для восстановления понимания логико-грамматических конструкций. Сформулируйте инструкции к заданиям.

    Структурируйте семантические поля слов: растение, лошадь, море, дождь, тарелка, бежать, спать, покупать, читать.

    Составьте конспекты занятий с больными с разными формами афазии.

    Чем отличаются задачи восстановительного обучения при первом и втором вариантах динамической афазии?

    На какие сохранные звенья опираются в процессе восстановительного обучения при динамической афазии?

    Как осуществляется восстановление экспрессивной речи при динамической афазии?

    Как восстанавливают вторично нарушенное понимание при динамической афазии?

    Перечислите основные приемы восстановления письменной речи при динамической афазии.

    Каковы задачи восстановительного обучения при эфферентной моторной афазии?

    На какие сохранные звенья опираются в процессе восстановительного обучения при эфферентной моторной афазии?

    Перечислите основные приемы восстановления ритмико-слоговой схемы слова.

    Перечислите основные приемы восстановления функции выбора нужных глаголов.

    С какой целью в процессе восстановительного обучения при эфферентной моторной афазии используют пословицы, поговорки, фразы с жестким контекстом?

    Перечислите основные приемы восстановления понимания при эфферентной моторной афазии.

    Перечислите основные приемы восстановления письменной речи при эфферентной моторной афазии.

    Перечислите основные приемы восстановления глагольного словаря при поражении передней речевой зоны.

    Выделите общие направления восстановительного обучения при динамической и эфферентной моторной афазии.

    Каковы задачи восстановительного обучения при афферентной моторной афазии?

    На какие сохранные звенья опираются в процессе восстановительного обучения при афферентной моторной афазии?

    Перечислите основные приемы восстановления произносительной стороны речи при афферентной моторной афазии.

    Охарактеризуйте прием зрительно-слуховой имитации.

    Перечислите основные приемы восстановления повествовательной речи при афферентной моторной афазии.

    Каковы приемы восстановления понимания при афферентной моторной афазии?

    Перечислите основные приемы восстановления письменной речи при афферентной моторной афазии.

    Каковы задачи восстановительного обучения при сенсорной афазии?

    На какие сохранные звенья опираются в процессе восстановительного обучения при акустико-гностической афазии?

    Опишите методику восстановления фонематических процессов при акустико-гностической афазии.

    Перечислите основные приемы преодоления экспрессивного аграмматизма при сенсорной афазии.

    Перечислите основные приемы восстановления письменной речи при акустико-гностической афазии.

    Каковы задачи восстановительного обучения при акустико-мнестической и амнестической афазии?

    На какие сохранные звенья опираются в процессе восстановительного обучения при акустико-мнестической и амнестической афазии?

    Перечислите основные приемы восстановления слухо-речевой памяти.

    Какие приемы используются для восстановления системы зрительных представлений о предмете?

    Перечислите основные приемы восстановления письменной речи при акустико-мнестической афазии.

    Выделите общие направления восстановительного обучения при сенсорной и акустико-мнестической афазии.

    Каковы задачи восстановительного обучения при семантической афазии?

    На какие сохранные звенья опираются в процессе восстановительного обучения при семантической афазии?

    Перечислите основные приемы восстановления системы признаков предметов при семантической афазии.

    Какие приемы используются для преодоления пространственной апрактогнозии при семантической афазии?

    Охарактеризуйте систему методов преодоления импрессивного аграмматизма.

    Раскройте основные приемы восстановления номинативного словаря при поражении задних речевых зон.

    Каковы основные приемы преодоления аграмматизмов при поражении задних речевых зон?

    Опишите основные направления восстановления речи при комплексной моторной и эфферентно-динамической моторной афазии.

    Перечислите основные направления восстановления речи при комплексной сенсомоторной и комплексной акустико-мнестической и семантической афазии.

    Выделите основные направления восстановления речи при сочетании моторной афазии с псевдобульбарной дизартрией.

    Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. М., С. 417-437.

    Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. М., 1991, С. 74-161.

    Источник