Интродукция растений и все что с ней

Основные этапы интродукции растений

Способы и средства интродукции зависят от экологии растений, условий района интродукции и соответствующих уровню развития теории методов и средств эксперимента.

Выделяют четыре этапа интродукции растений: предварительное изучение и выбор исходного материала; мобилизация исходного материала; освоение растений при интродукции; подведение итогов интродукции.

Первый этап. Предварительное изучение и выбор исходного материала для интродукции.Подбор растений в процессе интродукционного поиска можно проводить следующими методами предварительной оценки успешности интродукции:

Метод климатических аналогов предложил немецкий лесовод Генрих Майр. Представляет собой изучение всего комплекса климатических условий на родине растения и поиск климата аналогичного в зоне интродукции. Перенос растений в тождественные климатические и экологические условия. Майр не признавал способности растений к акклиматизации. Он предлагает таблицы параллельных климатических зон для лесных областей северного полушария.

Однако установить полную аналогию климатических условий невозможно. Зоны-аналоги слишком широкие и амплитуды колебания разных климатических показателей очень велики. Однако решить задачу, заключающуюся в обогащении ассортимента высокопродуктивными, хозяйственно-ценными экзотами, методом аналогов не представляется возможным. Объясняется это тем, что из аналогичных по экологическим условиям природных зон (фитоклиматических аналогов) можно привлечь лишь виды, мало отличающиеся от видов природной флоры района исследований по устойчивости, габитусу, продуктивности, декоративности и другим качествам.

Майр сам видел недостатки своей теории, но, в то же время люди мало знали об отношении растений к климату. Таблицы были уже достижением. Чтобы интродукция проводилась успешно, Майр считал, что нужно соблюсти следующие инструкции:

А) Для оценки климатических условий необходимо использовать метеорологические данные. Если это невозможно, то провести сравнение климатов по культурным растениям, типичным для данного района.

Б) Древесные породы из прохладного климата при переносе в более теплый подвергаются опасности от воздействия поздних весенних заморозков. Древесные породы из теплого климата в более холодный – от рано наступающих осеннее-зимних морозов.

В) Древесные растения, которые легко выносят пересадку, но семена у них дорогие, лучше сеять или сажать в разводочные грядки, потом пересаживать на постоянное место.

Г) Экзоты лучше сажать большими группами в чистых культурах.

Д) Если иноземные породы сажают для улучшения местных насаждений, то их брать среди быстрорастущих.

Е) Интродуцированные породы подвергаются тщательному уходу, защите о вредителей и болезней, ведь они дорогие.

Майр изучал климаты Европы, Северной Америки и Азии, нашел аналогичные климаты, разделил территорию на зоны, где основные климатические показатели изменил в больших пределах.

Жизнь показала, что часто успешная интродукция растений достигается даже при отсутствии аналогии между климатическими условиями района первоначального обитания и района освоения в культуре. Однако если экспериментатор не располагает другими данными выбора объектов интродукции и предварительной оценки ее перспективности, то сходство или различие комплекса природных условий обитания и района интродукции должно быть принято во внимание. Наличие аналогии значительно повышает вероятность успеха в работе.

Метод сравнительного изучения палеоареалов и современных ареалов растений. Метод разработал известный советский ботаник Е. В. Вульф (1933). Основан на том, что современный ареал вида во многом зависит от первичного ареала и истории развития вида, и это облегчает решение многих задач при интродукции растений. За время существования вида ареал его изменяется под влиянием различных причин – изменение климата, экологические условия. Особенно это заметно на таких растениях, ареал которых в настоящее время разорван. Этот метод ограничивает возможности выбора интродуцента, т. к. основывается на малой приспособляемости растений.

Метод эколого-исторического изучения флоры профессора М. В. Культиасова (1953). Этот метод опирается на то положение, что в растительном организме приспособление разных органов может идти различными путями. Приспособление растения может затрагивать одни органы и не касаться в то же время других. Жизненная форма растения – приспособление направленного характера. При выборе материала для интродукции необходимо подбирать жизненные формы, отвечающие условиям нового ареала. Экологический потенциал растений не исчерпывается природными условиями его современного обитания. Реакция растений на новую среду – это отражение всей истории их эволюции. Поэтому данные по истории флоры и отдельных ее элементов могут принести пользу при предварительной оценке перспективности растений для интродукции. Это дает возможность предвидеть исход или результат эксперимента.

Метод флорогенетический. А. М. Кормилицын предложил метод «генетического родства флор как основы подбора древесных растений для их интродукции». К сожалению, ученым не было предложено четко разработанных критериев установления степени родства флор для определения перспективности вида и рекомендаций по подбору видов внутри флористических источников, что затрудняет его практическое применение.

Метод родовых комплексов (Русанов 1971)занимает по своей значимости особое положение. Он предусматривает проведение опыта по испытанию и оценке в конкретном районе максимального набора видов и форм изучаемого рода. Реализация метода родовых комплексов зависит от природных условий места проведения опыта. Изучается реакция видов на новые равные для всех условия. Природные условия ограничивают возможность вовлечения в опыт полного набора видов, которые составляют род. Например, в средней полосе европейской части России нельзя сосредоточить полный комплекс рода дуб, т. к. род включает вечнозеленые, теплолюбивые формы дуба. Или нельзя проводить такие исследования с магнолиями, хотя некоторые листопадные магнолии в эту зону интродуцированы. Интродукция этим методом позволяет раскрыть филогению рода, оценить в биологическом и хозяйственном отношении отдельные виды и их группы, определить их потенциальные возможности для селекции.

Каждый из этих методов имеет свои достоинства и ограничения. В зависимости от обстоятельств, все или элементы метода используются в работе интродукции растений. Применение этих методов в комплексе дают предпосылки для прогноза по успешности интродукции. Определяются ориентировочные границы наиболее успешной интродукции интересующей нас природной дендрофлоры в тот или иной заданный район.

Перечисленные методы предварительной оценки успешности интродукции получили дальнейшее развитие и обоснование метода комплексного эколого-флорогенетического прогнозирования результативности интродукции и акклиматизации растений. Впервые этот метод изложил В. П. Малеев (1929).

При анализе дендрофлоры Дальнего Востока, Закавказья, Крыма и Средней Азии с целью интродукции этот метод дал положительные результаты. Этой работой занимался НИИЛГиС отдел интродукции.

1. Оценка климатических условий. При этом учитываются все наиболее важные характеристики – сезонный ритм погодных условий, экстремальные значения температуры, количество, продолжительность и распределение тепла, влаги в течении вегетационного периода, морозов, условия освещения и некоторые другие показатели.

В процессе работы составляются лесорастительные схемы природных районов, районов интродукции и выделяют зоны интродукции растений, идентирующие схемы-аналогии и определяющие примерные границы искусственных ареалов древесных пород в новых районах. Эти схемы имеют обобщающий характер.

2. Эколого-фитоценотический анализ природных и культурных географических ареалов интродуцентов. При таком анализе определяют сходство микроклимата, почвенно-грунтовых условий, рельефа и других экологических факторов, изучают видовой состав, структуру и сложение лесных фитоценозов, учитывают генетическую связь и сложение типов леса.

На основании эколого-фитоценотического анализа проводится натурное экспедиционное обследование лесов и выявляют сходные эколого-фитоценотические факторы. Эти факторы определяют границы оптимального развития определенных видов древесных пород, экологические и фитоценотические ареалы. Ареал характеризует максимальную продуктивность, качество и устойчивость экзотов.

3. Анализ общности дендрофлоры на родовом уровне развития дендрофлоры. Общность дендрофлоры следует оценивать раздельно по биоморфам: деревья, кустарники и т. д.

Геолого-исторический анализ дендрофлоры включает определение возраста ареала, его геологическую историю, изменения природно-климатических условий в прошлом, направление миграции и особенности развития дендрофлоры под влиянием геолого-исторических изменений.

В результате анализа по историческому происхождению дендрофлора делится на три группы видов растений:

А) Коренные виды, не претерпевших существенного изменения с третичного периода.

Б) Производные, выходцы из третичной дендрофлоры под влиянием изменившихся природно-климатических условий.

В) Внедрившиеся виды на данную территорию из других флористических областей.

Виды растений, относящиеся к различным группам, являются неравноценными и при интродукции ведут себя по-разному. Реликтовые виды древесных пород Южного Приморья успешно произрастают на юго-западе Украины – в Закарпатье; на севере и востоке Белоруссии они заметно снижают продуктивность. В Прибалтике и на северо-западе европейской части России эти виды требуют специальных дополнительных мер по повышению их зимостойкости.

Таким образом, уже в ходе подбора древесных пород для интродукции, осуществляемого путем обследования природных лесов в натуре, интродукционные исследования заключают в себе элементы будущего стационарного испытания древесных растений.

Читайте:  Как называется высокое растение с красными цветами

Большое значение для интродукции имеют генетические особенности природных лесов различных районов.

Один из генетических факторов естественной акклиматизации растений – мутационная изменчивость, гибридные формы, увеличение плоидности, т. к. полиплоидность увеличивает наследственную пластичность видов, в частности, в приспособлении к неблагоприятным факторам среды.

Полиплоидия является как бы реакцией вида на новые неблагоприятные условия. Низкие температуры и другие неблагоприятные условия климата способствуют появлению и распространению полиплоидов, вследствие чего полиплоидные формы встречаются чаще в северных областях, чем в южных. На возникновение полиплоидии имеют влияние не только климатические, но и другие внешние условия обитания, например почвенные. Увеличение числа хромосом вызывает изменения не только морфологического. Но, как видно, и физиологического характера. Целый ряд авторов отмечает, что естественные полиплоиды сходны с полиплоидными формами, полученными экспериментальным путем не только морфологически, но и физиологически.

Полиплоидия растений и возможность искусственного получения полиплоидов открывает большие возможности для акклиматизации. Полиплоидные формы, если они имеются среди намеченных для акклиматизации видов, всегда будут лучше себя чувствовать в новых условиях, чем диплоиды.

Отбирая материал по тому или иному методу, интродуктор предоставляет растению самому приспосабливаться к новым условиям, т.е. применяет методы пассивной акклиматизации и только следит за тем, чтобы выбор исходного материала и района, откуда он берет его, не находился в слишком большом противоречии с условиями нового района, которые должны в большей или меньшей степени отвечать естественным требованиям растения.

Конструирование искусственных лесных ценозов из экзотических древесных растений очень трудно осуществить без детальных исследований особенностей формирования лесов из экзотов на родине. При создании культур экзотических древесных растений использование выявленных генетических особенностей обеспечивает более высокую степень их адаптации в ценозах.

Весьма важным моментом являются изучение и анализ опыта интродукции деревьев и кустарников, накопленного ботаническими садами, лесными научно-исследовательскими институтами, дендропарками. Особое внимание уделяется изучению лесных культур экзотов.

Ботанические сады накапливают ценные результаты и значительный опыт по интродукционному испытанию многих видов древесных растений в коллекциях. Это имеет большое значение для подтверждения прогноза перспективности интродукции предварительно подобранного исходного материала.

Испытываемые растения находятся в отрыве от привычной для них лесной среды, в изоляции от исходных популяций. Процесс приспособления древесных растений к новым условиям в ценозах и в изоляции от них протекает по-разному. Поэтому данные, которые характеризуют состояние адаптации видов древесных пород в коллекциях, требуют соответствующей корректировки [3, 16].

Второй этап интродукции. Мобилизация исходного материала для интродукции.Мобилизация исходного материала является переходом от теоретического этапа интродукции интродукционного поиска, к последующему этапу – первичному интродукционному испытанию (освоению растений).

На втором этапе интродукции теоретические методы интродукции растений сочетаются с агротехническими приемами.

Исходным материалом для первичного интродукционного испытания являются: семена, части вегетативных органов растений, или сами саженцы растения.

Идеальным методом мобилизации исходного материала для естественных таксонов является сбор семян в природных условиях самим интродуктором. Сбор проводят с наиболее подходящих экземпляров, которые растут в той части ареала, почвенно-климатические условия которой наиболее полно соответствуют условиям пункта интродукции. Это можно осуществить только во время экспедиции. Но это, даже с привлечением местных коллекторов, трудно осуществимо по целому ряду причин.

В основном мобилизация исходного материала в виде семян происходит в форме обмена между пунктами интродукции. Это более доступно и поэтому это стало распространено в наши дни. Создана специальная корреспондентская сеть для обмена.

Данному методу мобилизации традиционно предшествует предварительный обмен Списками семян (Delectus, Indexseminum). Их формируют, выпускают и рассылают ежегодно. Часто в Списки включаются реально имеющиеся семена, собранные в течение года, а сами Списки выпускаются уже после окончания формирования обменного фонда семян. Такие Списки обычно невелики по объему, есть гарантия получения свежих семян, но сами перечни семян в известной мере случайны и зависят от особенностей года. Такого рода Списки выпускаются для семян, собранных как в естественных условиях, так и в интродукционных пунктах. Реже выпускаются весьма объемные Списки, в которые включаются практически все семеносящие виды и формы, культивируемые в данном пункте интродукции. Однако семеношение многих интродуцентов достаточно нерегулярное, и в обменном фонде часть семян, указанных в Списках, отсутствует вообще, а часть представлена семенами сбора прошлых лет, зачастую потерявшими всхожесть. Иногда выпускаются, как правило, небольшие по объему, тематические Списки, в которых предлагаются семена какого-то таксона или группы растений, культивируемых в интродукционном пункте, обменный фонд которых формируется до или после выпуска Списков.

Семена, полученные по таким спискам, как правило, хорошего качества, но и сам перечень растений представляет интерес для отдельных специалистов из немногих интродукционных пунктов.

Существенным недостатком метода мобилизации исходного материала в виде семян, собранных с культивируемых в интродукционных пунктах растений, является их гибридогенность. Значительная плотность насаждений, обычно близкородственных, способствует гибридизации и, как следствие этого, во всех пунктах интродукции можно встретить гибридные растения, выращенные из таких семян, лишь внешне похожие на те или иные виды.

Для целей интродукции в ряде случаев предпочтительно использовать семена, собранные с культивируемых растений, т. е. с тех особей, которые уже растут вне связей с естественной средой обитания.

Собранный мобилизованный исходный материал, в любой форме и вне зависимости от дальнейших действий, подлежит обязательной регистрации в интродукционном журнале (данные о происхождении и качестве этого материала). Время и техника сбора, упаковка, средства транспортировки и методы проведения карантинных мер должны выбираться, по возможности, с учетом биологических особенностей растений. При перемещении семян и посадочного материала должна быть четко налажена карантинная служба. Карантинный досмотр должен осуществлять надлежащий контроль как на местах заготовки, так и в районах поступления посадочного материала интродуцентов.

Освоение растений.При освоении растений (повышение стойкости акклиматизируемых растений)методы интродукции можно разделить на две группы:

— методы, не влияющие на аппарат наследственности, которые включают отбор стойких и продуктивных форм на всех этапах работы (на основе фенотипической изменчивости);

— методы, влияющие на генетическую структуру растительного организма (связанные с воздействием на генетическую основу растительного организма).

Подведение итогов интродукциии процесса акклиматизации растений большое значение имеет хорошо организованная система фенологических наблюдений. Необходимы установление единообразия фенологических наблюдений, системы накопления и обработки данных, а также разработка программ обобщения с использованием счетно-вычислительных машин.

Интродукция растений – в значительной мере проблема географическая. Возможности сравнительного, параллельного испытания древесных растений открывают широкие перспективы для научных обобщений и позволяют значительно ускорить выделение рекомендуемых растений с установлением района их хозяйственного использования.

Фенологические наблюдения начинают при освоении растений. В результате наблюдений устанавливают основные характеристики интродуцентов. Разработанные методики фенологических наблюдений приемлемы для всех интродукционных пунктов. Результаты фенологических наблюдений представляют научную ценность, если они проводятся регулярно и достаточно длительное время. Практика показала целесообразность использования специальных журналов фенологических наблюдений, которые могут быть разнообразными по форме. Для удобства оперативного пользования результатами фенологических наблюдений их желательно проводить в отношении предварительно сгруппированных, одновозрастных растений. Несмотря на кажущуюся простоту, методически правильные фенологические наблюдения довольно сложны в исполнении и, как правило, редко где проводятся в необходимом объеме [16].

Источник



Интродуцированные растения – применение

Интродуцированные растения – применение

Интродукция растений – это работа людей, направленная на введение новейших видов либо сортов дикорастущих растений в культуру путем выращивания их за чертой естественного произрастания, либо продвижения имеющихся сортов в другие районы. Однако при этом люди работают не со всем видом растения, а с некоторыми его представителями. Интродуцированные растения носят название интродуценты либо экзоты.

Древесные растения также могут подвергаться интродукции при помощи распределения семян, черенков либо самих молоденьких растений. Самым действенным стал семенной метод выращивания таких растений. Так новые древесные растения смогут лучше привыкнуть к новым условиям своего произрастания.

В лесном хозяйстве главной является интродукция таких растений, образующих лес, которые смогут обеспечивать увеличение лесной производительности и уменьшение времени на выращивание качественной древесины.

Перенос растений из привычной среды произрастания в другой район заставляет их адаптироваться к иным условиям.

Условия для выполнения интродукции

Условиями для выполнения интродукции растений являются: климатические и почвенные условия, свет, стадии и циклы их вырастания.

Хорошая пластичность дает возможность растениям привыкнуть к иным условиям климата и иному виду почвы. Когда климат и почва в новом месте произрастания имеет большие различия с родными для интродуцированного растения климатом и почвой, то человек ухаживает за таким растением либо меняет его природу.

Читайте:  Гидрокотила белоголовая или щитолистник Hydrocotyle leucocephala

Влиять на эти растения нужно, обязательно учитывая стадии их развития. Большое влияние на растения имеет свет. Каждая стадия развития растения и та порода, к которой оно относится, влияют на количество необходимого света.

Менять природу растения возможно, воздействуя химическим и физическим способом на семена, ростки либо сеянцы. Обработка семян веществами, предназначенными для лучшего роста, перед посевом повышает их всхожесть, увеличивает рост и морозоустойчивость сеянцев. Когда семена обрабатывают ультразвуковыми волнами либо звуком, то сеянцы будут более устойчивы к морозам.

Виды интродукции древесных растений

Есть несколько видов интродукции древесных растений:

  1. Интродукция древесной породы из области его естественного произрастания в сами культуры. Тикая интродукция дает возможность внедрить большой объем новых древесных пород при малых затратах денег и работы. Но часто этот процесс оканчивается неудачей.
  2. Интродукция, перед применением которой изучают поведение породы в посевных грядках либо питомниках. Она более надежна, хотя и бывают условия, возникшие случайно, которые снижают либо повышают приживаемость растений. А еще, когда происходит процесс пересадки (например, из питомника), то растение может повредиться и плохо приживаться. Известны случаи, когда растения, которые интродуцировали, прекрасно растут и переносят морозы, а когда их пересаживают – растут медленнее и плохо переносят морозы. К примеру, на юге Красноярского края монгольский дуб, которому двенадцать лет, имеет высоту от трех до четырех метров в посевах, а после пересаживания он плохо переносит мороз и имеет высоту до полуметра.
  3. Интродукция при помощи ступенчатого продвижения растений за чертой естественного произрастания. Данный метод применяют для разных древесных пород. Он позволил аккуратно и медленно перенести на север и восток мелколистный вяз, ясенелистный клен, грецкий орех и многие другие породы деревьев. Но этот способ очень долгий, ведь плоды у древесных растений вырастают только через двадцать-сорок лет, после чего будет возможно собрать их семена и посеять их в более северных условиях.
  4. Интродукция, которая сопровождается селекционным отбором, произведенным однократно (одно поколение). Может длиться несколько десятков лет.
  5. Интродукция, которая сопровождается особым влиянием на древесные породы в начальной стадии их развития, чтобы придать им нужные свойства (устойчивость к засухе и морозу). В таком случае, когда происходит подготовка семян к высеиванию, то обеспечивают для них условия, принимая во внимание их наследственность, а потом перед тем, как они начнут произрастать, обычные условия устраняют и семена уже растут при холодной либо влажной погоде. А иногда семена подсушивают в течение небольшого времени на открытом воздухе, тем самым расшатывая наследственность растений. Развиваясь далее, такие растения лучше привыкают к имеющимся условиям.
  6. Интродукция, при которой применяют гибридизацию, используют, когда порода дерева либо кустарника не вводится в культуру в имеющихся условиях природы. Так получают новые породы тополей, орехов, лиственниц, ив, дубов, обладающий большой устойчивостью к морозам и засухе, быстрым ростом и высококачественными плодами и древесиной.

Все подвергшиеся интродуцированию породы и новейшие сорта ценных древесных и кустарниковых пород, что быстро растут, перед тем, как подвергнуться выращиванию, должны пройти государственное испытание сортов для предупреждения засорения лесных пород деревьями и кустарниками, не представляющими ценности.

Донорная местность для интродуцирования растений

Донорной местностью для интродуцирования растений стали:

  1. Северная Америка (ее восток) дает областям России с холодным климатом возможность выращивать болотный дуб, заостренную магнолии, американский бук, лириоденрон и многие другие.
  2. Северная Америка (ее запад) дает возможность вырастить в России такие лесообразовательные растения, как гигантская туя, великая пихта, миловидная пихта, скрученная сосна.
  3. Восточная часть Азии дает возможность выращивания в России некоторых растений как декоративных, исключая лиственниц, которые также высоко продуктивны, как и европейские.

Где проводят интродукцию растений древесных пород

Сейчас интродукцию используют довольно широко. Ранее она имела характер стихийности, но с середины двадцатого столетия накапливался и обобщался опыт, полученный на практике, поэтому теперь интродукция носит научный характер.

Дендрарий имени Р. И. Шредера, который относится к Московской сельскохозяйственной академии во главе с его основателем Р. И. Шредером выполнил большую работу по интродуцированию растений и распространению их по всей России. Сейчас у нас интродуцирование растений делают двести научно-производственных заведений. К ним относятся ботанические сады, дендрарии, лесные станции, плодово-ягодные станции.

За их работай следит совет ботанических садов, относящийся к Главному ботаническому саду, находящемуся в Москве. Интродуцирование лесообразовательных растений курирует научно-исследовательский институт генетики леса и его селекции, расположенный в Воронеже.

Больше всего экзотов применяется в целях озеленения. В городах интродуцентов около пятисот видов. Почти во всей России в зеленых насаждениях преобладают именно экзоты, из-за того, что в городе они показали себя как более декоративные, стойкие к морозам, долговечные по сравнению с местными растениями. А бывает и так, что местная флора не имеет аналогов для интродуцентов. К примеру, местная флора центрального региона России не имеет древесных лиан.

Интродукция лесообразователей помогает дополнить охранные мероприятия для растений в естественных местах произрастания, так как нельзя обеспечить сохранность всего генетического разнообразия видов растений во время переноса отдельных растений в ботанические сады.

Биологические и экологические знания, возможности интродукции и полезных качеств растений, которые есть в дикой природе, позволяют правильно применять имеющиеся ресурсы, понимать причины редкости видов, подлежащих охране, разрабатывать эффективные методы их сохранения.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: интродукция растений возможна даже при различиях в условиях их произрастания и интродукции. Интродуцированные деревья и кустарники лучше приживаются, когда такие условия не имеют больших различий. Более устойчивыми к морозам являются те интродуцированные лесообразовательные растения, которые имеют такой же вегетационный период, как на родном месте произрастания. Работы по интродукции древесных растений проводят в ботанических садах, дендрариях и иных научно-исследовательских учреждениях.

Источник

Интродукция растений
В. П. Викторов, 2013

Настоящее учебное пособие содержит сведения об особенностях морфологического строения цветковых растений и биологии их размножения. Приведена всесторонняя характеристика некоторых декоративных растений, используемых в зеленом строительстве, особое внимание уделено вопросам их размножения и выращивания в культуре. Пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профиль «Биология». Оно написано в соответствии с действующими программами дисциплины «Интродукция растений», «Экологические основы ландшафтного дизайна», входящей в модуль «Ландшафтный дизайн». В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Интродукция растений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

И. М. Ващенко, заведующий кафедрой основ сельского хозяйства МПГУ, д-р биол. наук, профессор

А. И. Никишов, заведующий кафедрой методики преподавания биологии МПГУ, канд. пед. наук, профессор

© В. П. Викторов, Е. В. Черняева, 2013

© Издательство «Прометей», 2013

Интродукция растений (от лат. introductio — введение) означает введение растений в культуру. Интродукция растений возникла, когда человек перешел от простого собирательства к земледелию — выращиванию растений. Все современное разнообразие культурных растений — результат проведения на протяжении тысячелетий интродукции дикорастущих растений. Несмотря на длительную историю, интродукцию растений не рассматривают как самостоятельную науку. Она расположилась на границе ботанических и прикладных сельскохозяйственных наук, испытывая в известной мере влияние искусства. В настоящее время значение интродукции растений возрастает в связи с проблемой сохранения биоразнообразия и использования большого числа видов растений в разных сферах деятельности человека, в том числе при проведении работ по ландшафтному дизайну.

Интродукция растений имеет специфические понятия и термины (объект интродукции, место интродукции, интродукционный поиск, интродукционные испытания и другое).

Объекты интродукции растений в зависимости от цели подразделяют по разным критериям:

— систематический. Объектами интродукции обычно являются высшие растения (водоросли крайне редко). Среди споровых растений чаще всего объектами интродукции выступают папоротники. Наиболее активно при интродукции используются цветковые растения;

— жизненные формы (малолетники (однолетники, двулетники) и многолетники; древесные и травянистые);

— эколого-фитоценотический (лесные, луговые, водные и другие);

— флористический (за основу берут флористические области и провинции);

— функциональный (пищевые, лекарственные, технические, декоративные и другие).

Интродукцию проводят в несколько этапов: интродукционный поиск, первичное и вторичное интродукционные испытания, подведение итогов.

Читайте:  Культурные растения названия роза

При проведении интродукции растений используют разные методы (метод фитоклиматических аналогов Майера, метод агроклиматических аналогов Селянинова, метод потенциальных ареалов Гуда, метод флорогенетического анализа Малеева и его модификация, предложенная Кормилициным, метод эколого-исторического анализа сложившихся флор Культиасова, метод родовых комплексов Русанова) и методики (методики определения степени адаптации интродуцентов и другие).

Одним из ведущих методов интродукции является эколого-фитоценотический (базирующийся на эколого-историческом подходе), разработанный сотрудниками Главного Ботанического сада РАН им. Цицина М. В. Культиасовым и Н. В. Трулевич, основанный на переносе интродуцентов из природы в модельный фитоценоз, состоящий из главных структурообразующих видов той или иной флористической области. В модельном фитоценозе должны быть представлены структурные единицы фитоценоза — ярусы, а все ценотические сочетания растений должны представлять собой объемную композицию, изменяющуюся в возрастном, сезонном, пространственном аспектах. Таким образом, интродуцируемые виды помещаются в свойственную их природным местообитаниям ценотическую среду. Особенно ценен этот метод интродукции тем, что позволяет разработать приемы выращивания в соответствующих условиях редких, исчезающих видов, требующих особых условий культивирования. Введение таких видов в культуру с последующей реинтродукцией в природные местообитания также является распространенной стратегией сохранения биоразнообразия и спасения ценных видов.

В качестве места интродукции могут выступать ботанические сады, дендропарки, лесные и селекционные питомники и другие учреждения. Оно характеризуются определенными условиями и определяет возможность культивирования в условиях открытого (под открытым небом) или закрытого (конструкции с регулируемыми параметрами искусственного климата, обычно температурой и влажностью) грунта, а также пристановочной культуры (выращивание в кадках, вазах, контейнерах, цветочных горшках под открытым небом только в теплое время года).

При проведении работ по интродукции очень важно иметь хорошие знания морфологии и биологии растений, поэтому в настоящем пособии первая часть посвящена морфологической терминологии.

Третья часть пособия содержит конкретные сведения по интродукции отдельных видов растений.

Источник

ИСТОРИЯ ИНТРОДУКЦИИ РАСТЕНИЙ

1. Древний мир. Начало интродукции растений — пере­ход от собирательства к выращиванию растений – «неолетическая революция». Интродукция возникла стихийно на ранних этапах развития человеческого общества, почти одновременно с переходом человека к оседлому образу жизни и возделыванию пищевых и технич. растений поблизости от своего жилья.

Современное разнообразие культивируемых расте­ний — результат осуществлявшейся на протяжении тысячелетий интродукции растений, то есть их введения в культуру. Очень важны для понимания современного разнообразия культурных видов, сортов, форм начальные и очень продолжительные этапы освоения человеком природных богатств – от 30000 лет назад до 12500 лет назад – ошеломляющее богатство растительной пищи. В разных культурно-географических общностях люди пользовались разными пищевыми растениями, вели отбор.

2. Второй период – начало развития производительных сил – 12500-3500 лет назад – на базе возникших земледельческих и скотоводческих общностей.

3. Третий период быстрого развития человечества – 3500-1500 лет назад – развитие крупных мировых цивилизаций: Европейско-Переднеазиатской, Восточноазиатской, Центральноевразиатской (Великая степь), Мексикано-центральноамериканской, Андийской.

В раскопках, датируемых разным возрастом, находят семена и остатки плодов:

12500 лет назад – начало земледелия в странах Ближнего Востока и прилегающих районов С.Африки – примитивные пшеница, ячмень, бобовые.

12000 лет назад – начало земледелия в Южной Азии (СЗ Таиланд) — бобовые – вика, горох, арековая пальма, азиатская фасоль, огурец, бутылочная тыква.

10000 лет назад – начало земледелия в Китае на иной основе – однолетние зерновые злаки, просо, чумиза (Setaria italica).

7500 лет назад – начало земледелия в Мексикано-Центральноамер. центре – маис (кукуруза), фасоль, настоящие тыквы.

5500 лет назад – начало земледелия в Южной Аравии, В.Африке (Судан, Эфиопия, Йемен), Тропической Африке (бассейны Нигера и Конго)

Центры происхождения культурных растений по Н.И. Вавилову – это те этнические историко-географические общности, где велся продолжительный отбор из большого разнообразия генетического материала:

1. Южноазиатский тропический,

Закономерности, которые выделил Н.И. Вавилов:

1) Сохранение наибольшего разнообразия генов в центрах происхождения культурных растений.

2) В генетических центрах сосредоточены важные доминантные гены, определяющие устойчивость к болезням и вредителям, высокое качество продукции и др.;

3) На окраинах ареалов высокоразвитого земледелия сосредоточены носители рецессивных генов, определяющих многочисленные ценные в селекционном отношении признаки;

4) Следует различать первичные и вторичные культурные растений. Возникновение вторичных культурных растений связано с сорняками первичной культуры. Рожь изначально была сорняком в посевах пшеницы. Пшеница – первичная культура, рожь – вторичная.

5) Первичными очагами культурных растений были горные районы.

Подавляющее большинство культурных растений интродуцировано из др. р-нов и континентов: напр., картофель, тыква, фасоль, кукуруза, подсолнечник и др. растения были завезены в Европу, а затем и в Россию из Америки.

Примеры интродукции растений в древности:

— походы древних егип­тян в страну Пунт (современная Эфиопия), из кото­рых, помимо прочего, привозились и растения, ко­торые затем выращивались в дворцовых и храмовых садах Египта;

— создание знаменитых вися­чих садов вавилонской царицы Семирамиды, осно­ву которых составили горные растения с Армянско­го нагорья, родины царицы;

2. Начало интродукции растений на Руси.

Начиная с XI в. интродукция растений осуществлялась преимущественно в монастырских садах: Валаамский (XIV в.), Коневецкий (XIV в.), Муромский (XIV в.), Александро-Свирский (XV в.), Соловецкий (XV в.) и др.

Работы по интродукции растений значительное развитие получили в XVI и в последующие века, в период великих географических открытий. В это время в Европу интродуцируются из Америки картофель и кукуруза, подсолнечник, перец стручковый, томат, табак и др.

XVIII век – Петровская Русь — начало планомерной интродукции растений в связи с активным градостроительством. По указу Петра-I в Петербурге был создан «Аптекарский огород», в задачу которого входило освоение новых полезных растений из других стран во флоре России. В последующие годы ведущую роль по интродукции принимают на себя ботанические сады Петербурга и Москвы, а на юге страны — Никитский ботанический сад в Крыму.

Интродукционный поток был направлен и из Евразии в Америку:

В Центр. и Юж. Америку сахарный тростник попал из Юж. Азии через Канарские о-ва.

В Сев. Америке уже в 17 в. культивировались привезённые из Европы слива, яблоня, груша, конский каштан и др.

Интродукция растений долгое время пребывала в качестве составной части различных сель­скохозяйственных наук.

2. Оформление Интродукции растений в самостоятельную науку. вторая половина XIX в. В конце XIX в. технический прогресс способствует интродукции из Америки гевеи и какао, из Австралии — эвкалиптов, из южной Европы и северной Африки — пробкового дуба и лавра благородного, из Восточной Азии — чая, цитрусовых и бамбуков.

В 1854 г. в Париже было создано общество, а в 1857 г. в Москве основан комитет по акклиматизации растений.

Теоретическое осмысление интродукции растений – признак выделения интродукции как самостоятельной научной области знания.

Теория «Интродукция растений» впервые была обоснована в 1855 Альфонсом Декандолем.Он писал так: «Земледелие…возникло в древности в трех больших областях…, между которыми не происходило никакого сообщения. Это Китай, ЮЗ Азия (вместе с Египтом) и Тропическая Америка…Я указываю лишь на то, что великие цивилизации, основанные на земледелии, возникли в этих трех странах независимо».

Теория инродукции растений была развита и углублена Н. И.Вавиловым на основе созданной им теории «Центров происхождения культурных растений» (1926).

Н. И. Вавилов вместо чисто эмпирич. приёмов “проб и ошибок” предложил прогнозировать реальный успех И. р. путём [путем] сопоставления всей суммы природных условий родины интродуцента с таковыми же р-на интродукции.

Вавилов выделил 7 центров происхождения культурных растений: Ю.Азиатский тропический, В.Азиатский, ЮЗ.Азиатский, Средиземноморский, Абиссинско-Южноаравийский, Мексиканский, Андийский

В первичных центрах сосредоточен основной генофонд диких сородичей и древнейших форм культурных растений — носителей генов, ценных в селекционном отношении.

Во вторичных географических центрах многих культурных растений (вследствие мутаций и гибридизации) часто сосредоточены носители новых признаков, перспективных для селекции (урожайность, высокое качество продукции, скороспелость и др.). В результате вмешательства человека растения из этих центров переселялись в новые области, расширялся ареал того или другого вида.

Таким образом, от диких видов, которые часто представляют ценность и сами по себе, произошли современные культурные пшеница, ячмень, рожь, овёс, кукуруза, соя, хлопчатник, подсолнечник и др.

Источник