ФОРМЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ НАС ПРИРОДЫ И КОНСТРУКЦИЯ В ДИЗАЙНЕ

Формообразование в живой природе

В живой природе функция и форма тесно сближены и взаимообусловлены. Образование механических тканей живых организмов связано с интенсивностью роста и влиянием многих внешних факторов. Природные формы обладают гармоничной согласованностью частей це­лого, единством общей логики развития, взаимосвязью формы и структуры. Формообразова­ние в живой природе характеризуется пластической сопряженностью, постепенными пере­ходами от одной части формы к другой, развитием пластики формы по принципу взаимосвя­зи элементов структуры. Встречаются в природе и правильные геометрические формы и фи­гуры — окружности и овалы, ромбы и кубы, треугольники, квадраты и другие многоугольни­ки. Бесконечное множество сложных, удивительно красивых, легких, прочных и экономич­ных конструкций создается в результате комбинирования этих элементов. Нередко природа унифицирует конструкции, то есть строит их из элементов одной и той же формы: лепестки цветов, семена злаков, ягоды малины, ежевики, чешуйки рыб, змей, шишек, панцири живот­ных и т.д., что является примером яркого проявления ритма в животном и растительном ми­ре. Гармоничное расположение упорядоченных многообразных или одинаковых элементов формы вызывает ощущение динамики и закономерностей красоты. В современной науке при объяснении закономерностей структурного формообразования живых организмов, прояв­ляющегося как приспособительная реакция на изменения внешней среды, используется ме­тод симметрии, включающий разновидности асимметрии. Симметрия характерна для всего живого и неживого в природе: листья, цветы, травы, насекомые, кристаллы и т.д. по своей природе симметричны. Тело человека- тоже симметричная форма с вертикальной осью симметрии, проходящей через середину тела. Метод симметрии является основным теорети­ческим принципом классификации кристаллов (кристаллография). Наиболее экономичной в отношении затраты материала является конструкция, составленная из плотно сомкнутых правильных шестиугольников или шестигранников. Она очень часто встречается в природе, и наиболее замечательное явление — пчелиные соты, имеющие единственный конструктив­ный элемент — ячейку в виде шестигранной призмы. Феноменом структурной гармонии форм естественного происхождения является отношение «золотого сечения», которое наблюдается в самых раз личных природных объектах: в пропорциях растительных и животных организ­мов, в биоритмах головного мозга, в природе планетарных систем, в энергетическом взаимо­действии на уровне элементарных частиц и т.д. Формообразование в природе отражает эво­люцию развития живых организмов и корректировки их структуры для достижения идеаль­ного варианта.

Природа в своей мастерской создавала растения по всем правилам строительной техни­ки, однако по конструкции природные формы гораздо тоньше и намного совершеннее того, что умеет делать человек. Развитие формы в пространстве и во времени проходит дискретно-поступательно, фиксируя тем самым переход накопившихся количественных изменений в новое качество. В живой природе развитие формы проходит для каждого вида своим опреде­ленным путем (в своем ритме) с развитием в первую очередь несущих, а затем несомых эле­ментов (или фиксацией циклов развития — годичные кольца дерева, дугообразное развитие раковины и т.д.). Этот процесс отражается на внешнем строении формы.

В конструктивном построении крон и стволов деревьев, стеблей и соцветий, грибов, ра­ковин и пр. одной из опорных форм является конус. Устойчивость конусообразных форм выражается в форме статичного конуса, или конуса гравитации (конус основанием вниз), ее легко заметить в кроне или стволе ели, в шляпке или ножке белого гриба. Это оптимальная форма для восприятия ветровых нагрузок и действия сил тяжести. Начало развития выража­ется в форме динамического конуса, или конуса роста (конус основанием вверх), проявляет­ся в грибах бокальчик, лисичка. В природе на основании комбинаций двух одинаковых по

форме, но разных по своему началу конусов возникают различные формообразования. При­мером являются кроны многих деревьев, которые внизу начинают развиваться по принципу роста, а заканчивают по принципу конуса гравитационного — вершиной вверх. Большая прочность и устойчивость высоких сооружений, созданных природой, обусловлены рядом особенностей растений: взаимным расположением в стебле прочных и мягких тканей, спо­собностью работать как на сжатие, так и на растяжение. В стеблях злаков большую роль иг­рают его веретенообразная форма и расположенные на нем узлы, представляющие собой j особо устроенные упругие шарниры-демпферы, и не случайно сильная буря вырывает с кор­нем деревья и лишь пригибает к земле тонкий стебель злака.

В мастерской природы часто встречаются конструкции в виде сводов различных про­странственных форм (скорлупа ореха и яйца, панцири и раковины животных, гладкие листья, лепестки растений и др.). Пространственно изогнутые и тонкостенные оболочки, благодаря непрерывности и плавности формы, ее геометрии, обладают свойством равномерного рас­пределения сил по всему сечению. Идеальную по прочности форму изобрела природа для тонкой (0,3 мм) яичной скорлупы. Скорлупа состоит из 7 слоев, каждый несет свою опреде­ленную функцию. Слои не расслаиваются даже при самых резких изменениях температуры и влажности, представляя собой яркий пример совместимости материалов с различными физи­ко-механическими свойствами. Повышенную прочность яичной скорлупе придает тонкая эластичная пленка, которая превращает скорлупу в конструкцию с предварительным натя­жением. Страус придаёт яичной скорлупе не только нужную форму, но и особую структуру. Скорлупа страусиного яйца представляет собой идеальную оболочку для существования и развития живого организма,. Причем, по своему химическому составу скорлупа страусиных яиц ничем не отличается от скорлупы яиц куриных: это та же самая известь.

Напряжение клеточных оболочек, вызванное давлением жидкости в клетках (внутрикле­точным давлением), получило название тургор. Благодаря тургору растения приобретают упругость, происходит активное формообразование в природе, особенно при отсутствии в организме арматурной ткани, как у медуз, гусениц, помидоров, патиссонов.

Спираль, представленная на рис. 27, — одна из форм проявления движения, роста и раз­вития жизни. Описывая спираль, вытягиваются стебли растений, двигаясь по спирали, рас­крываются лепестки некоторых цветов, например флоксов, развертываются побеги папорот­ника. В то же время спираль является в природе и сдерживающим началом, направленным на экономию энергии и материала. Изменение формы природной конструкции в виде спирали приводит к устойчивости в пространстве и появлению дополнительной жесткости в конст­рукции. Раковины простейших одноклеточных организмов форманифер и раковины моллю­сков, закрученные в одной или разных плоскостях (турбоспирали), — это также проявление способа достижения наибольшей прочности при экономном расходовании материала. Благо­даря завитой форме такие тонкостенные конструкции выдерживают большое гидродавление при погружении на глубину.

Широкое распространение в природе имеют плоские и пространственно-изогнутые реб­ристые, сетчатые и перекрестные (решетчатые) конструкции, в которых основной материал концентрируется по линиям главных напряжений. Тонкий лист растения или прозрачное крылышко насекомого обладают достаточной механической прочностью благодаря разветв­ляющейся в них сетке жилок. Этот каркас выполняет основную — несущую — роль, тогда как другие элементы конструкции, например пленка листа или мембрана крыла, могут достигать минимального сечения.

Паутинные нити — самые тонкие линии, которые видит человек невооруженным глазом. Паутина удивительно прочна: она крепче стальной проволоки того же диаметра и настолько эластична, что не рвется, растягиваясь почти на четверть своей длины. Ловчие сети пауков представляют собой большое разнообразие висячих, плетеных сооружений, поскольку каж­дый вид этого животного строит сеть собственной формы и конструкции.

Читайте:  7 стран с самой красивой природой

Источник



X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

ФОРМЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ НАС ПРИРОДЫ И КОНСТРУКЦИЯ В ДИЗАЙНЕ

Всё больше и больше биоформы оказывают влияние на всё, создаваемое человеком, начиная от бытовой техники и медицинского оборудования до целых городов. С развитием технологий и появлением всё новых материалов возможности использовать бионические формы и экологически чистые конструкции в дизайне становятся практически безграничными.

Специфическая черта современного этапа освоения форм живой природы в дизайне состоит в том, что сегодня осваиваются не просто формальные стороны живой природы, а устанавливаются глубокие связи между законами развития живой природы и дизайна. На современном этапе дизайнерами используются не внешние формы живой природы, а только свойства и характеристики формы, являющиеся выражением функций того или иного организма, аналогичные функционально-утилитарным сторонам дизайна.

Формы и конструкции в дизайне

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Форма (forma – лат.) – это морфологическая и объемно-пространственная структурная организация объекта, которая родилась в результате содержательного преобразования материала; также это внешнее или структурное выражение какого-либо содержания, что представляет важнейшую категорию и формирует предмет творческой деятельности – литературы, искусства, архитектуры и дизайна

Слово «форма» имеет смысл образа, очертания и визуализации предмета. То есть, форма – это причина существования предмета. Если нет формы, то вещь не существует в пространстве и времени.

Понятие формы предмета – взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии.

Форма обитает как в пространстве, так и во времени восприятия и заключает в себе ценностно-ориентированную информацию.

Форма в дизайне – особая организованность предмета, которая появилась как результат деятельности дизайнера по достижению взаимосвязанного единства всех его свойств – конструкции, внешнего вида, цвета, фактуры, технологической целесообразности и пр.

Формообразование в дизайне

Образование формы сводится к тому, что в объекте проектирования выявляют и фиксируют его базовые свойства и качества, то есть определяют содержание формы, являющейся способом их существования. Сегодня всем понятно, что форма существенна, а сущность – формирована в зависимости от её содержания. Данная мысль продуктивна для того, чтобы понимать отношения между формой объекта и сущностью явления, внутренней и внешней формой объекта.

Понятие «формы» в дизайне играет очень важную роль, так как придуманная вещь приобретает право на существование только после того, как она обретает форму, и только тогда данная вещь становится значимой для человека и начинает нести определённый смысл.

Формы бывают простые и сложные. Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы – несколько геометрических фигур.

Не случайно художники и дизайнеры, подчеркивая геометрическую форму объектов, так и говорят: «Этот предмет имеет кубическую форму, этот – цилиндрическую, а тот – шарообразную и т. п.».

Это четко видно в дизайнерских стилях, например, в интерьерах. В минимализме используются простые формы – квадрат, круг, прямоугольник, а в барокко – лекальные, криволинейные формы.

У всех людей есть представление форм, а также ощущения и взаимодействия их друг с другом. Чаще всего эти взаимодействия построены на противоречивых контрастах форм, размеров, количества и плотности.

Соответственно дизайнеры начинают поиски своей формы с визуальных соотношений противоречивых форм. Большое – малое, высокое – низкое, толстое – широкое, много – мало, шероховатое – гладкое, мягкое – твердое, светлое – темное, легкое – тяжелое и др.

Современный дизайн в равной мере охватывает как эстетическую, так и функциональную сторону создания объектов материальной культуры. В предметах, созданных современными дизайнерами, природа в равной мере проявляется как в функциональной стороне произведения, отражая область применения, особенности региона, климат, так и по средствам тонких ассоциативных связей, переносящих природные образы на произведение, созданное человеком.

В современных интерьерах визуальные связи с природой тесно связанны с традицией, как и раньше это решается по средствам использования в интерьере деталей, напоминающих природные формы. К этим приемам добавились фотография, и полиграфия, которая также несет функцию связи человека с «естественной» средой обитания. В объектах дизайна значительную роль играют ассоциативные представления о «живой» природе, цвет, форма и фактура раскрывают связи с характерными для региона природными особенностями.

Трансформация и обобщение природной формы является одним из приемов, широко используемых в графическом дизайне. В графике природная форма обретает черты знака или пиктограммы, в декоративно прикладном искусстве абстрактный рисунок, объем и цветовое решение создается на базе природного опыта. Виды прикладного искусства, характерные для региона, используют простые хроматические ряды, ритмические и ясные орнаментальные построения.

Многофункциональность конструкцийвдизайне

В проектах дизайнеров форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию.

Конструкция– это основа формы, костяк, каркас, который связывает отдельные элементы и части вединое целое.

Для передачи в проекте дизайнера объемной формы необходимо представить ее внутреннее строение, то есть следует разобраться в конструкции предмета.

Закрытая конструкция – рабочие элементы спрятаны в форме. Открытая конструкция – основные элементы открыты и готовы к преображениям.

Свойства конструкции функциональность, технологичность, информативность.

Рациональное использование пространства для жилья привело к образованию минимализма, японского стиля и некоторых других, где определяющим фактором является – открытость и комфорт, не пренебрегая удобством, что сделало многие элементы – многофункциональными.

Прежде всего, это касается бытовой техники, всё больше людей выбирают не стандартный серийный выпуск, а встраиваемые модели, которые идеально вписываются в интерьер, не нарушая целостности дизайна, а так как всё взаимосвязано – техника стала более компактной, удобной и мобильной, что тоже повлияло на стиль хай-тек и лофт в частности.

Многофункциональность коснулась и освещения, чтобы сохранить пространство, занимаемое осветительными приборами – его тоже встраивают в конструкцию помещения или же в мебель.

Мягкая мебель стала более обтекаемой, заниженной и выполнять несколько функций, так например кровати, диваны и кресла имеют возможность трансформации друг в друга, а шкафы и полки – если не встроенные, то закрывают всю стену полностью, максимально используя отведённое место, которое служит не только для вещей, но и для декорирования.

Форма – это внешнее или структурное выражение какого-либо содержания, важнейшая категория и предмет творческой деятельности – литературы, искусства, архитектуры, дизайна. Форма живет в пространстве, во времени, восприятие несет в себе ценностно-ориентированную информацию

Читайте:  Природа растения и животные Омской области

Конструкция в дизайне выполняет, как правило, сразу несколько функций, обеспечивая необходимую устойчивость, жесткость и прочность изделия одновре­менно.

Дизайнеры практически всегда имеют дело с формой, которая должна быть единой, цельной и выразительной, что означает не «раздвоенность» содержания и формы, а сложность, разносторонность содержания, переплетение структуры. Относительно полноценного потому, что функциональные требования и жесткая морфология объекта всегда находятся в некотором разладе – даже если в какой-то момент художник сумел добиться идеального соответствия задуманной формы и содержания: жизнь меняется, а форма остается неизменной. Задача проектировщика – уметь снимать это противоречие, которая и есть движущая сила поиска формы предметных и пространственных структур в дизайне.

Таким образом, бионические формы проникли в нашу повседневную жизнь и ещё долгое время будут играть в ней значительную роль. Изучение природы человечеством ещё далеко не закончено, но мы уже получили у природы бесценные знания о рациональном строении и формообразовании, что, безусловно, доказывает актуальность и перспективность изучения взаимосвязи природы и дизайна во всех аспектах.

Во всем окружающем мире люди и, прежде всего, дизайнеры стремятся искать и устанавливать сходство форм. Любая форма может вызвать ассоциации с другими сходными формами, с которыми сознание человека будет устанавливать определенные соотношения и связи.

Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым.

В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение –конструкцию.

В последние годы бионика подтверждает, что большинство человеческих изобретений уже "запатентовано" природой.

В своей творческой деятельности человек постоянно, сознательно или интуитивно, обращается за помощью к живой природе

Дизайнеры подсмотрели много интересных форм в природе, на основе которых они сконструировали предметы и машины, отличающиеся красотой и целесообразностью формы.

Изучение форм живой природы питает фантазию дизайнеров, дает материал и помогает решать проблему гармонии функционального и эстетического начала, обогащая формальные средства гармонизации в поисках наиболее выразительных пропорций, ритма, симметрии, асимметрии и т. д.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Бхаскаран Л. Дизайн и время/ Лакшми Бхаскаран. [пер. с англ. И.Д. Голыбиной]. – Новое изд.– Москва: Арт-родник, 2006. – 256 с.: ил., табл. (Серия: Несерийное издание).

Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов: учебное пособие/ Н. П. Бесчастнов. Новое изд.– Москва: Владос, 2008. – 298с., 38с. ил. – (Серия «Изобразительное искусство»).

Власов В. Г.Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. Т. 3. / В.Г. Власов. 3-е изд., перераб. и доп. – Санкт- Петербург: Азбука-Классика. 2010. – 765 с.: ил. (Серия» Энциклопедии»).

Власов В. Г.Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства: учебно-методическое пособие / В.Г. Власов.4-­е изд., перераб. и доп.– Санкт- Петербург: СПбГУ, 2012. – 156 с. (Серия «Изобразительное искусство»).

Источник

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Выводы по главе 1. 20
2 Практическое применение форм окружающей природы . 22
2.1. Анализ аналогов по теме исследования. 22
2.2. Разработка собственного макета по теме исследования. 30
Выводы по главе 2. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 39
ПРИЛОЖЕНИЕ. 42

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы обуславливается прогрессирующим развитием использования форм в предметной среде, что окружает человека. Начиная с древнего мира, когда впервые стали стилизоваться природные формы в ювелирных изделиях, в мебели, в оружии, и вплоть до сегодняшних дней не ослабевает внимание дизайнеров к многообразию природных форм и к возможности их профессионального использования в мире дизайна.

Всё больше и больше биоформы оказывают влияние на всё, создаваемое человеком, начиная от бытовой техники и медицинского оборудования до целых городов. С развитием технологий и появлением всё новых материалов возможности использовать бионические формы и экологически чистые конструкции в дизайне становятся практически безграничными.

Специфическая черта современного этапа освоения форм живой природы в дизайне состоит в том, что сегодня осваиваются не просто формальные стороны живой природы, а устанавливаются глубокие связи между законами развития живой природы и дизайна. На современном этапе дизайнерами используются не внешние формы живой природы, а только свойства и характеристики формы, являющиеся выражением функций того или иного организма, аналогичные функционально-утилитарным сторонам дизайна.

Актуальность темы также связаны с её важностью и значимостью для современного времени. Изучение форм окружающей нас природы и конструкций неоспоримо, как неотъемлемая часть дизайна, как одна из основ дисциплины, которая необходима для того, чтобы успешно работать сегодня на рынке современного дизайна и продолжать также успешно работать и в будущем.

Эти размышления и объясняются актуальность выбранной нами темы курсовой работы.

Цель работы– изучить влияние форм окружающей нас природы и конструкция на дизайн.

Цель исследования объект и предмет обусловили формулирование и решение следующего ряда задач:

1. Раскрыть понятие «форма».

2. Рассмотреть многообразие форм окружающего мира.

3. Осветить процесс формообразования в дизайне.

4. Представить многофункциональность конструкций в дизайне.

5. Проанализировать аналоги по теме исследования.

6. Разработать собственный макет по теме исследования.

Объект исследования – формообразование в дизайне.

Предмет исследования – формы окружающей нас природы и конструкция в дизайне.

Методы исследования. По ходу выполнения работы использовались следующие методы: изучение научной литературы, метод анализа, синтеза, наблюдения и проектирования.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической частей и ряда сопутствующих параграфов, выводов по параграфам, заключения и списка используемой литературы. Во введении поставлены задачи и намечена цель; обоснована актуальность выбранной темы; намечены предмет и объект исследования. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы о форме и конструкции в дизайне. Во второй главе представлено практическое применение форм окружающей природы в дизайне. В заключении подводятся общие итоги исследования, формулируются выводы по проделанной работе.

Формы и конструкции в дизайне

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Форма (forma– лат.) – это морфологическая и объемно-пространственная структурная организация объекта, которая родилась в результате содержательного преобразования материала; также это внешнее или структурное выражение какого-либо содержания, что представляет важнейшую категорию и формирует предмет творческой деятельности – литературы, искусства, архитектуры и дизайна [9, c. 112].

Слово «форма» имеет смысл образа, очертания и визуализации предмета. То есть, форма – это причина существования предмета. Если нет формы, то вещь не существует в пространстве и времени (см. также прил. 1).

Понятие формы предмета – взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии.

Форма обитает как в пространстве, так и во времени восприятия и заключает в себе ценностно-ориентированную информацию [14, c. 103].

Форма в дизайне – особая организованность предмета, которая появилась как результат деятельности дизайнера по достижению взаимосвязного единства всех его свойств – конструкции, внешнего вида, цвета, фактуры, технологической целесообразности и пр.

Читайте:  Сочинение по есенину тема любви к природе

Форма в дизайне отвечает требованиям и условиям потребления, эффективному использованию возможностей производства и эстетическим требованиям (см. рис. 1).

Рис. 1. Форма в дизайне

Всё, что окружает человека, поражает разнообразием форм: величественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы самолётов и автомобилей, изящные очертания цветов, бабочек, птиц, пластика человеческого тела и др. (см. рис. 2):

Источник

Понятие форм. Многообразие форм окружающего мира. Сравнение форм

Окружающая действительность состоит из предметов, образов и явлений. Все вместе они образуют многообразие форм окружающего мира.

Понятие формы – это важная составляющая человеческого познания, которая может помочь в изучении различных направлений науки.

Форма и содержание

Еще философы древности задумывались над значением этих понятий в жизни человека, считая все предметы состоящими из формы и материи. С развитием науки изменялись все основополагающие термины, в том числе и понятие формы. В настоящее время форма, являясь философской категорией, рассматривается вместе с содержанием.

Действительно, для того чтобы описать любой предмет или явление, достаточно дать характеристику его форме и содержанию.

Содержание – это сумма составляющих рассматриваемого объекта или, говоря проще, то, что в нем содержится.

Форма – это структурная организация содержания, его единственно возможный вид существования.

Например, если рассмотреть молекулу воды – H2O, то можно увидеть, что она состоит из атомов водорода (H2) и кислорода (O2). Это ее содержание. Но все атомы в этой молекуле соединены между собой определенным образом, а именно: на два атома водорода приходится один атом кислорода. И это – единственно возможная форма существования молекулы воды.

Закон диалектики

Содержание и форма не могут существовать друг без друга, а при их взаимодействии проявляется действие второго закона диалектики «О единстве и борьбе противоположностей». Например, при соответствии формы содержанию она способствует его развитию, в противном случае она это развитие тормозит. Тогда содержание вынуждено избавиться от устаревшей формы. В этом заключается процесс развития всех явлений в природе, а основной движущей силой этого развития является взаимодействие формы и содержания.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

По форме какой-нибудь вещи можно ее узнать, представить и запомнить. При этом глаз воспринимает все признаки формы: величину и конфигурацию, цвет, фактуру и занимаемое в пространстве место. По конфигурации несложно узнать знакомый объект. Например, даже издалека можно по силуэту заметить сидящую кошку.

Все окружающие предметы и явления имеют форму, в этом и заключается многообразие форм окружающего мира, а понятие формы присутствует во всех областях жизни.

Например, форма государственного устройства – это способ политического и территориального построения государства, а форма мышления – это тот способ, который используется для выражения мысли. Особенно необходимо понимание формы в изобразительном искусстве.

Простые геометрические тела

Понятие и виды форм изучаются на уроках изобразительного искусства в школе, где учащимся объясняется связь между окружающими предметами и простыми геометрическими телами, к которым относятся шар, цилиндр, конус, куб, призма, пирамида и параллелепипед.

Например, мяч, яблоко, грейпфрут и апельсин похожи на шар, а на цилиндр похожи стволы деревьев и колонны архитектурных сооружений.

Сложные геометрические тела

В общем, все окружающие предметы простой формы напоминают одну из простых геометрических фигур. Художники так и говорят: «Данная вещь представляет собой шар».

Более сложные предметы для удобства их изображения на бумаге художники рассматривают как сумму простых геометрических фигур. К сложным объектам можно отнести, например, животных, птиц, автомобили и другие предметы. Для их изображения в данном случае требуется представить конструкцию предмета – его каркас, внутреннее устройство.

Учащихся нужно научить отображать на бумаге окружающий мир. Урок строится таким образом, чтобы ученики научились объемную форму представлять состоящей из простых форм. Например, для изображения кувшина нужно сначала представить его каркас. Не рассматривая пока носик кувшина и ручку, можно заметить, что его горлышко напоминает цилиндр, а самая широкая часть похожа на шар, который с двух сторон переходит в конусы. Набросав на бумаге каркас, можно переходить к прорисовке изгибов и наложению светотени. А для изображения растения круглой формы достаточно представить шар. В случае с кувшином очень важно накладывать тень так, как бы она накладывалась на его составляющие: на шар, цилиндр и конусы. В этом случае будет правильно передан объем предмета.

Связь форм механизмов с формами предметов природы

Если на уроке изобразительного искусства выбрана тема «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира», то учащимся нужно показать связь между конструкциями некоторых механизмов и их формой с формами предметов природы. Например, все замечали, как похож на птицу современный самолет. Но это не только красиво, но и целесообразно, так как его обтекаемая форма оказывает наименьшее сопротивление слоям атмосферы и подходит для полета лучше всего.

Сравнение форм

Среди окружающих нас вещей и в природе можно найти множество предметов, формы которых будут похожи. Например, форма самолета напоминает силуэт птицы, а формы непрерывно изменяющихся облаков напоминают формы тех предметов, на которые они становятся похожи в данный момент.

Форма в искусстве

Орнамент является самой древней изобразительной формой в искусстве. За ним следуют музыка и устное творчество, воплотившееся в мифах, сказках и фольклоре. Следующие на исторической лестнице развития искусства стоят театр и хореография, а за ними, уже в средние века, – архитектура, живопись и литература.

Технический прогресс оказал свое воздействие на все сферы жизни человечества и в частности на искусство, которое проявилось в новых формах: кино, телевидении, фотографии, а позже – граффити и боди-арте. Возникновение же 3D-видео произошло благодаря совершенствованию цифровых технологий.

Цивилизация накопила огромный художественный пласт, который является основой его духовной культуры, тогда искусство само становится формой выражения этой культуры.

Что же такое художественная форма? Это описание действительности средствами искусства.

Художественная форма имеет свои признаки и особенности:

  • Она наглядна, так как всегда представляется выразительными средствами.
  • Использует образ как средство выражения идеи.
  • Она экспрессивна.
  • Подчеркивает реальность мира или противопоставляется ей.
  • Она многообразна. Человеческая фантазия создает новые ее формы.

Виды художественных форм

Существует разделение художественной формы на внешнюю и внутреннюю:

  • Внутренняя форма произведения – это развитие его содержания.
  • Внешняя форма – это выражение художественного замысла различными средствами.

Урок об окружающем мире и его формах дает представление о многообразии, развитии и преобразовании всего живого, прививает учащимся наблюдательность и художественный вкус.

Источник