Формирование целостного образа Природы как основа мировосприятия в развитии ребенка

Как меняются отношения человека и природы

Мы живем на очень тесной планете, где все взаимосвязано. Человек только сейчас начинает осознавать свою ответственность за ее будущее. Экологическая повестка с каждым годом звучит все громче, и к голосам немногочисленных активистов присоединяются правительства, корпорации и школьники из разных стран. «Зеленые» технологии и экологическое сознание становятся частью нашей повседневной жизни.

Мы пользуемся ресурсами планеты так, как будто они нам принадлежат

В 20 веке объем мирового производства увеличился в 20 раз. Во многом благодаря этому выросло благосостояние и качество жизни людей. Например, показатели детской смертности в мире снизились вдвое с 1990 года до настоящего времени, а средняя ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 59 до 73 лет за последние 50 лет.

Сейчас на планете живет 7,6 млрд человек, что составляют лишь 0,01% от веса всех живых существ. Однако человечество уже привело к гибели 83% всех диких млекопитающих и половины всех растений, отмечают аналитики Всемирного экономического форума (ВЭФ) в докладе о природных рисках за 2020 год. Существующий экономический цикл — модели производства и потребления, землепользование и урбанизация, торговля, промышленность — требует радикального пересмотра в отношении влияния человека на природу.

Человечество потребляет на 50% больше природных ресурсов, чем планета способна восполнить. Если эта тенденция сохранится, то через 30 лет нам понадобится три такие планеты, как Земля, чтобы удовлетворить все потребности.

Сейчас мы оказались в ситуации, когда становится ясным: если мы будем продолжать производить и потреблять в том же темпе, у будущего поколения мало шансов на выживание на этой планете.

Фото:David Marcu / Unsplash

Климатические изменения в цифрах:

  • 150 млрд руб.составляет ежегодный ущерб России от таяния вечной мерзлоты. Общие потери мировой экономики оцениваются от 24,8 до 66,9 трлн долларов.
  • 82 страны из 193 государств уже имеют стимулы, способствующие инвестициям в возобновляемые источники энергии, экологически чистое производство, энергоэффективность и борьбу с загрязнением окружающей среды.
  • $5,3 трлннедосчиталась мировая экономика в 2017 году из-за преждевременной смерти людей, связанной с загрязнением воздуха.
  • $8 млрддостигают ежедневные потери в мировой экономике от загрязнения воздуха при сжигании ископаемого топлива.

Фото:Matias Delacroix / Reuters

Воздействие человека на природу уже невозможно откатить назад

Средняя температура на планете увеличились на 0,9 градуса с 1880 года, более двух третей роста произошло за последние 50 лет. Главным источником антропогенного влияния на климат являются выбросы в атмосферу парниковых газов, в частности диоксида углерода. Температура мирового океана стала выше, тают вечные снега и льды. Все чаще происходят экстремальные природные явления — засухи, наводнения, ураганы и пожары. Они ведут к разрушению инфраструктуры, голоду, нехватке чистой воды.

Меняется среда обитания диких животных — в результате таяния льдов в Гималаях сократилась популяция снежных барсов, из-за повышения температуры мирового океана гибнут кораллы, а следом и живые организмы, которые ими питаются. Миллион видов животных и растений сегодня находится под угрозой вымирания. Исчезают целые ледники — в августе 2019 года в Исландии официально похоронили ледник Окйокуль. По данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), в ближайшие несколько десятилетий ледяного покрова в Арктике почти не останется.

Если не принять никаких мер по смягчению последствий изменения климата, температура может увеличиться на 5 градусов к 2100 году. Мировому сообществу необходимо вести активную экологическую политику, чтобы этот сценарий не был реализован. Соблюдение Парижского соглашения может дать шанс планете, при этом значительно повлияет на национальные экономики.

Фото:Сергей Карпухин / Reuters

Однако пока тенденция неутешительна: после Парижского соглашения 2016 года выбросы СО2 в атмосферу побили новые рекорды как в 2018, так и в 2019 году. Как показывает динамика 20 века, единственное, что на короткий период сокращает объем выбросов, — это экономические кризисы, эпидемии, войны. Так, сокращение выбросов было установлено во время Первой и Второй мировой войны, Великой депрессии 1930-х годов, энергетического кризиса 1970-х годов. Последний раз выбросы сократились во время мирового экономического кризис 2008-2009 годах. Но в каждом из таких периодов, как только ситуация возвращалась к норме, кривая продолжала бежать наверх. Именно такой процесс мы наблюдаем в 2020 году. Распространение вируса COVID-19 привело к сокращению глобальной экономической активности и уменьшению выбросов парниковых газов.

Фото:Tomohiro Ohsumi / Getty Images

Поколение Z — уже не просто наша совесть, но и активный участник перемен

На Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2019 году, одном из важнейших международных событий, впервые звучат выступления подростков. Это не случайно: именно они начинают понимать и определять новый мир, в котором мы будем жить через несколько лет. Имя юной шведской активистки Греты Тунберг становится буквально синонимом экологических протестов 2019-2020 годов.

Фото:Kirsty Wigglesworth / AP

По данным исследований Bloomberg, поколение Z, родившееся в период с 2001 года по сегодняшний день, составляет треть мирового населения. Если миллениалов отличал образ жизни «здесь и сейчас», то поколение Z заботится о своем будущем. Их отношение к себе и окружающему миру более практично. Будущее волнует их во всех аспектах, в том числе и экологических — что будет происходить с природой и климатом, если существующая экономическая и политическая тенденция сохранится.

Эко-номика

Мировая экономика начинает медленно поворачиваться в сторону экологической повестки и превращаться в эко-номику. Пока непонятно, сколько необходимые изменения будут стоить и сколько денег и ресурсов мы потеряем в будущем, если не предпримем что-то прямо сейчас. Но уже сейчас внимательное отношение к окружающей среде становится актуальным вопросом для многих корпораций. А «зеленая» экономика может стать лидирующей отраслью предстоящего десятилетия, куда будут притягиваться инвестиции, рождаться стартапы и происходить главные технологические открытия.

Зеленая экономика в цифрах:

  • $1 млрдвыделит Джордж Сорос на создание всемирного университета, который будет бороться с авторитарными правительствами и с изменением климата. Миллиардер назвал эти проблемы близнецами, которые угрожают выживанию нашей цивилизации.
  • $30 экономической выгоды может принести каждый $1, потраченный на восстановление деградировавших лесов.
  • 16,7 рабочих местпотенциально создает $1 млн инвестиций в «зеленую» энергетику (против 5,3 рабочих мест при вложении той же суммы в энергопроекты на ископаемом топливе).
  • Более $180 млрддостигает общая стоимость «зеленых» облигаций, выпущенных в мире за январь—сентябрь 2019 года — больше, чем за весь 2018 год. Выручка от размещения таких бумаг идет на экологические проекты.

Фото:Ирина Белоносова для РБК

Проснулся — убери свою планету

Рост населения планеты вкупе с растущим уровнем благосостояния создает одну из главных проблем современности — рост объема производимых нами отходов. Зачастую мы не видим путь, который проделывает пластиковая бутылка после того, как мы выкинули ее в контейнер. Поэтому нам кажется, что она просто исчезает бесследно. Но это не так. Количество свалок, особенно в развивающихся странах, постоянно растет. И в России это насущная проблема.

Один из самых распространенных и опасных видов отходов — это пластик. Около 8% добываемой нефти идет на его производство. А жизнь пластиковой упаковки с среднем — одна минута после покупки товара, после чего она разлагается до 1000 лет.

В среднем человек производит около 1 кг мусора в день, а ежегодно на планете образуется до 2 млрд тонн отходов. Треть всех отходов производит 16% населения из стран с высоким уровнем жизни. А по прогнозам ежегодный объем отходов в мире вырастет еще на 70%.

Как планета превратилась в гигантскую свалку

В России ежегодно производится около 70 млн тонн отходов в год. На переработку идет только 3%, остальное отправляется на свалки, многие из которых несанкционированны. Только в 2019 году в России началась «мусорная реформа», которая должна сделать более прозрачной и цивилизованной сферу обращения с отходами.

Читайте:  Чудеса природы окаменелости насекомые минералы

Государственные программы, инвестиции в «зеленые» технологии и локальные эко-проекты станут эффективными, когда появится осознание ответственности каждого человека за свое будущее. Нельзя перекладывать ее только на политиков, бизнесменов или активистов. Начинать надо с себя.

Источник

Формирование целостного образа Природы как основа мировосприятия в развитии ребенка

У каждого времени свой путь, своя дорога, своя эпоха обучения и познания.
Человечество вступило в новую эпоху, эпоху чистоты, которая требует от каждого из нас чистоты мысли, образа жизни, чистоты духовной и физической. Жизнь стала другой, это появляется не только странностями погоды, состоянием здоровья, но и, прежде всего в отношениях: Человек-человек, Человек- мир. Сегодня остро встает вопрос о воспитании Нового человека через посредства побуждения его духовных, сердечных качеств, через осознание, что нет “живой и неживой природы”, а есть Единая Природа, в которой Человек-Творец — является связующим звеном, одухотворяющим все живое на Земле.
Необходимо понять, что процесс поучения детей в массовом образовании, подчиняющим задачам научно – технического процесса, давно вступило в противоречие с законами природы и привело на грань катастроф, духовного обнищания, отчуждения ребенка от окружающего мира, нарушая творческий потенциал нравственное и физическое здоровье.
Как воспитывать и развивать интерес к Таинственному Миру Природы?
Природа окружает людей на протяжении всей жизни, является элементами их норм существования и здоровья. Понимание их специфики как живых существ, восприятия красоты природы формируется под влиянием взрослых.
Ученик идет не за математиком, языковедом, биологом, а прежде всего за учителем. Во все времена учитель искал такие пути познания, которые бы работали на благо ребенка. В наше время школьники хотят учиться на демократичной основе, создавая Уроки – Общения- Сотрудничества, целостного единого мышления – образного логического, уроки Партнерства, уроки Свободного рассуждения. Ученики рассуждают так умело и нестандартно, что нам взрослым часто это не под силу. Ребенок — творец, всегда творит что- нибудь новое, никогда не повторяясь, отсюда его истинное уникальное развитие, а взрослый способствует раскрытию и развитию его внутреннего потенциала, способности к самовыражению, учит детей верить в свои силы, развивая не только эрудицию, гибкость ума, Нои умение отбирать перерабатывать и выстраивать информацию в системе знаний.
Содержание предмета биологии позволяет ребенку познавать мир Природы, себя, закономерности развития Мира, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами окружающего мира, осознать, что человек (и сам ребенок) его малая часть.
Как научить понимать закономерности развития окружающего мира, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами природы, осознавать, что человек это малая часть этого мира? Как обучить ребят на основе приемственного развития основных биологических понятий, теорий, идей?
Три основные задачи:
*Создать условия, способствующие развитию природных задатков учащихся на основе жизненного ученического опыта и склонностей к разнообразному виду деятельности.
*Способствовать формированию в физическом и духовном совершенстве.
*Формировать потребности ученика в ощущении целого Единства с природой.
Чтобы реализовать выше перечисленные задачи я использую такие педтехнологии и подходы, которые активизируют деятельность ребят, развивают познавательные навыки, логическое, образное мышление, память, духовное восприятие. Как сказал Я.А. Каменский: “Чтобы познать истину, в основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих фраз, наблюдений, свидетельств о вещах; слух необходимо соединить со зрением, а слово с деятельностью. Учитывая, что человек развивается в деятельности, охватывающей разнообразные сферы: умственную, практическую, эстетическую, эмоциональную, духовную, дающую возможность для самовыражения и развития учащихся в познании окружающего мира в сотворчестве, в сотрудничестве. Выбираю такие методы работы, которые активизируют деятельность ребят, развивают логическое, образное мышление, духовное восприятие; использую принципы закономерностей, последовательности, систематичности, рефлексии.
Основное внимание уделяю: исследовательскому, частично – поисковому методам, методу наблюдений, практической деятельности, использую элементы проблемного метода.
*Творю уроки, в которых ученики хотят сами решить проблему, потому что это трудно и интересно как в игре.
*Творю учеников — не копию свою, а творца, который может увидеть больше, чем вижу я, которые поймут глубже чем, понимаю я, которые пойдут дальше, чем пойду я.

Наиболее интересные уроки для ребят это: Уроки – практикумы.
Уроки – игры.
Уроки — семинары.
Уроки – конференции.

Ведущее место в нашем сотрудничестве уделено принципам целостности и образности. Дети видят мир благодаря образу, а не отдельным элементам, так после целостного восприятия идет размышление, развитие действий. Урок превращается в живой процесс, где знания принимаются не на веру, а с помощью практической, исследовательской деятельности и наблюдения; знания выращиваются, воплощаются в умения и навыки.
Так при изучении темы в 6 классе "Строение цветковых растений", закладывается опыт — прорастание семени. Ученики имеют возможность наблюдать, как развивается растение от момента зарождения жизни до взрослого состояния. В процессе такой работы ребенок живет вместе с растением, заботиться о нем, бережно ухаживает. Формируется образ-представление развития растения. Образно мысля, ученики создают цепочку причинно-следственных связей, закономерностей, раскрывается истина, расширяется круг знаний о новом объекте, исключается недопонимание и недоразумения сути, вырабатывается интерес и желание узнать а, что будет дальше? Узнать процессы и закономерности развития природы. Узнать новое.
С 7 класса проводится уроки-конференции , которые основываются на поисковой работе с исследовательским характером. Ребятам дается задание: исследовать значение рыб в жизнедеятельности человека. Предлагается список тем для выступления. Это могут быть следующие темы:
1.Исследовать районы, где рыба является источником первостепенного питания.
2.Выявить степень заболеваний, связанных с питанием рыб. Виды заболеваний.
3.Пищевая ценность рыб, ее значение для организма человека.
4.Хояйственная деятельность рыб. И другие.
Такая форма работы способствует направлению познавательной научной деятельности, учит правильно выбирать интересующие факты, учитывать актуальность данной проблемы, пользоваться специальной терминологией и понимать ее, развивать монологическую речь, память, позволяет самоутверждаться, как индивидуальной и уникальной личности среди одноклассников и учителя.
Накопленный багаж знаний реализуется в творческих проектах, идеях, фантазиях. Это ребусы, кроссворды, сообщения, рефераты, листовки, охранные грамоты, сочинения, стихи. В своих работах ученики выражают свое личное отношение к природе, ее красоте, заботе о ней, ее таинственности. Такие творческие процедуры на уроке приводят к развитию и совершенству учеников. Предметы и явления окружающей действительности в процессе познания перерабатываются мышлением в субъективные идеальные образы, которые после подтверждения практикой принимают форму представлений, хранятся в образах, сохраняются в памяти системы, выступают в виде абстракций, раскрывающих название предметов и явлений, их чувственно- конкретные свойства. Формируется представление об единстве и целостности Вселенной; и все это существует в сознании Человека через его мысли (мышление); над чем мы и работаем вместе с моими учениками. Стремясь к проявлению Сотворчества.

Где мысль кипит, там нет покоя
Ни зелень трав, ни шум прибоя
Мысль уникальна и проста
Мысль вдохновенна и смела
Мысль, воплощенная мечта.

Работая по данной проблеме, формирую целостные понятия прямой неразрывной зависимости между окружающей Природой и здоровьем человека. Считаю, заботиться о здоровье, значит сохранять Природу, заботиться об охране Природы значит, сохранять здоровье. Стимулирую желание моих обучающихся в потребности сохранения здоровья, подвожу их к мысли: “Здоровье- это любовь и бережное отношение к природе. Природа это не брат и не сестра, а отец и мать Человечества. Здоровье — это физическая и гигиеническая культура человека, культура человеческих отношений”.
Проживая такой процесс обучения и познания окружающего мира Природы, у ребенка появляется возможность развивать свои индивидуальные уникальные качества личности, верить в свои силы, в свое самоутверждение, как в стенах школы, так и в жизни. Только тогда из наших образовательных учреждений будут выходить относительно здоровые, одаренные ученики, способные зажечь свои духовные силы на развитие и становления прекрасного будущего.

Читайте:  Огромное влияние человека на природу

Источник

Природа как единое целое

Строгое исследование и обобщение самых различных научных фактов, накопленных людьми за многие столетия, не оставляет сомнения в том, что природа — не случайное скопление предметов, явлений, а закономерная и целостная система, в которой предметы, явления неразрывно связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга.

Поэтому ни одно явление в природе не может быть понято, если рассматривать его вне связи с другими. Каждое явление воздействует на все остальные, а вся совокупность их влияет на каждое в отдельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность предметов, явлений — это один из наиболее общих законов, господствующих в объективной действительности, и задача всякой науки — обнаруживать эту связь повсюду: в большом и в малом, в частностях и в целом.

На Земле и во вселенной всё неустанно преобразуется. Ничего нет раз навсегда застывшего. Любая картина природы, которую мы сейчас наблюдаем, в прошлом была иной, в будущем тоже станет не похожей на современную.

Природа в целом вечна и бесконечна, отдельные её тела преходящи: они возникают, развиваются и погибают, т. е. превращаются в другие предметы. Судьба горной страны — превратиться в равнину. С другой стороны, на месте равнин впоследствии могут возникать и возникают горы. Морское дно становится сушей и суша морским дном. Вспыхивают и гаснут светила, меняются очертания созвездий, распадаются и соединяются атомы, на протяжении геологических эпох неоднократно гибнут старые и возникают новые миры животных и растений. Все эти и другие изменения, происходящие во вселенной, начиная от простого механического перемещения тел и кончая изумительно сложным и тонким процессом мышления, мы называем движением материи. Движение и материя неразрывны: движение есть способ существования материи, изначально присущее ей свойство, а всякий покой и равновесие имеют только относительное значение.

Движение материи не является простым повторением однажды пройденного. Когда на месте равнины поднимутся горы, а горная страна, вследствие размыва её реками и разрушения другими агентами, затем опять принимает равнинный облик, то эта вторая равнина не копия прежней, а нечто новое, обогащённое дополнительными чертами, хотя бы уже потому, что на данном участке земная кора окажется срезанной на более глубоком уровне и сохранит при этом следы сложных структур, полученных ею в предшествующий период горообразования. Следовательно, изменение материи обладает поступательным характером, сопровождается усложнением её состава и внутренних связей, т. е. это движение есть развитие материального мира.

Особенно важная фаза развития заключается в скачке, т. е. в переходе от незначительных и скрытых количественных изменений к изменениям коренным, открытым, качественным. Пока предмет испытывает количественные изменения, он кажется нам устойчивым, постоянным, пребывающим в покое, равновесии. Нарушение постоянства, устойчивости — это проявления вещей, претерпевающих качественные изменения. Переход из одного качественного состояния в другое в процессе развития обычно совершается гораздо быстрее, чем предшествующее ему накопление количественных изменений, хотя при этом длительность скачка может быть разной: от долей секунды (взрыв атомной бомбы) до миллионов лет (орогенез). Но качественные изменения, как открыл И. В. Сталин, происходят и путём постепенного отмирания элементов старого качества и постепенного накопления элементов нового качества. Это уже другая форма скачка; примером её могут служить: развитие языков различных пародов, переход общества от социализма к коммунизму, возникновение сознания из ощущения, а последнего — из раздражимости (в общем ходе эволюции животного мира), образование многих видов организмов.

Новое качество предмета возникает как противоположность старому, как отрицание старого (горы — равнина, суша — морское дно и т. п.). Однако это не голое отрицание, так как новое всегда коренится в недрах старого и содержит в себе в переработанном виде положительные результаты предыдущего развития. Между тем, что было, и тем, что будет, всегда налицо преемственность. Так, во все времена геологической жизни Земли образование новых горных пород шло в значительной степени за счёт изменения и разрушения более древних.

Во всех явлениях и предметах природы имеются свои отрицательные и положительные стороны, своё отживающее и растущее. В столкновении противоположных тенденций, порождаемых внутренними противоречиями, и заключается причина и содержание процесса развития. Любое различие — это уже и есть противоречие. Основа развития, стало быть, лежит внутри предметов; внешние воздействия — это лишь условия развития, оказывающие на развитие ускоряющее или замедляющее влияние. Вместе с тем внутренние противоречия едины. Единство их — в том, что каждая из двух сторон противоречия предполагает обязательно наличие и другой стороны (без жизни нет смерти, без речной эрозии нет речной аккумуляции), а также в том, что со временем противоположности превращаются одна в другую (циклон — антициклон).

Если в простом процессе развития какого-нибудь явления действует только одна пара противоположностей, то в сложном таких пар может быть много и они в свою очередь вступают в противоречие между собой. Но в сложной системе всегда есть главное противоречие; его существование и развитие обусловливает существование и развитие остальных противоречий. Основное противоречие не исчезает до момента завершения сложного процесса, тогда как из противоречий, находящихся под влиянием главного, некоторые становятся острее, другие временно или частично разрешаются, третьи появляются вновь. Однако и в главном противоречии обе его стороны неравноценны, не уравновешивают друг друга, т. е. и здесь имеются стороны главная и подчинённая. На разных этапах развития господство переходит от главной стороны к подчинённой, от старого к новому. Качество вещей и явлений в основном определяется главной стороной противоречия, занимающей господствующее положение.

Многие травянистые болота в странах умеренного климата образовались вследствие зарастания озёр. Отмирание трав и связанное с этим накопление торфа постепенно настолько повышает поверхность болота, что живущие на нём растения оказываются оторванными от питания грунтовыми водами и уступают место сфагновым мхам, которые могут довольствоваться питанием за счёт атмосферной влаги. Отмирание сфагнума приводит к дальнейшему накоплению торфа, что влечёт за собой уплотнение и осушение последнего и позволяет поселиться на болоте сперва пушице, а затем и сосне. Весь этот переход от состояния озера через травяное болото к состоянию сосняка на моховом болоте осуществляется путём саморазвития, основанного на борьбе противоположных начал, путём скачкообразного перехода количественных (накопление торфа) изменений в качественные.

Таким образом, природа — единое целое, находящееся в непрестанном движении по восходящей линии (т. е. в развитии), и движение это совершается в порядке раскрытия противоречий, внутренне присущих всем предметам и взаимосвязанным их комплексам. Эти положения диалектического материализма для любой науки, в том числе и советской физической географии, служат основным, единственно надёжным методом познания природных явлений, тем более мощным, что он сам есть логическое обобщение законов природы, раскрытых наукой и практикой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник



Читайте:  Кемпинг поход или на пляже в палатках выбираем формат отдыха

Из истории представлений о природной целостности

С незапамятных времен в сознании людей укоренилось пред­ставление о целостности окружающего мира. Античные мыслите­ли воспринимали его как великий порядок, именуемый Космосом, который противостоит разрушительной стихии хаоса. Одним из первых теоретиков единого, системно организованного космоса выступил Платон (IV век до н. э.). Во II–III веках до н. э. идеи о системном устройстве мира уже прочно утвердились. Понятие "си­стема" было введено в научный обиход философами-стоиками: в Древней Греции Зеноном и Хрисиппом, в Древнем Риме – Сенекой и Марком Аврелием. Природа виделась ими как высшая мудрость, воплощенная в системно организованном единстве. Философы-сто­ики утверждали, что целое не сводимо к простой сумме слагаю­щих его частей; оно всегда качественно новое, особенное.

Однако в последующие века развитие научной мысли пошло по пути расчленения природы на ее составные части и изучения каждой из них в отдельности. Научный анализ стал превалирую­щим, затмив на время системный подход. По-видимому, такой путь развития науки был неизбежен, так как стало очевидно, что для понимания природы как целого необходимы знания о ее составля­ющих. Эволюция естествознания уподобилась так называемому герменевтическому кругу*, в котором после общего восприятия це­лого следует анализ его частей, а затем выполняется их синтез с возвращением к пониманию целого на основе данных анализа. Если так, то рано или поздно следовало ожидать возврата к системному синтезу, но на более высоком витке развития научной мысли.

* Герменевтика – учение о понимании, толковании чего-либо; использовалось до недавнего времени главным образом в гуманитарных науках, ныне получило общенаучное признание.

Вопреки господству в научных исследованиях механистичес­ких подходов философы XVII–XVIII веков – Б. Спиноза (1632–1677), Г. В. Лейбниц (1646–1716), И. Кант (1724–1804) и др., убеждали в своих трудах, что сущность сложно организованных объектов не ис­черпывается простым набором элементов. В главном она зависит от тех связей, которыми эти элементы объединяются в систему. Родона­чальник немецкой классической философии И. Кант в своем исследо­вании "Критика чистого разума" (1781) рассматривает природу как совокупность явлений, которые "находятся во всепроникающей связи друг с другом благодаря некоторому принципу причинности" и обра­зуют "динамическое целое" в пространстве и времени [18, с. 398].

К середине XIX века в науках о природе стала остро ощу­щаться нехватка знаний о сложных системах, не познаваемых пу­тем разложения на элементарные части. В географической науке одними из первых осознали это требование времени великие уче­ные-мыслители, основоположники современной географии А. Гум­больдт (1769–1859), К. Риттер (1779–1859), В. В. Докучаев (1846–1903). Каждый из них понимал, что география, распавшись на мно­жество отраслевых дисциплин, подчас никак не связанных между собой, исчезает как единая наука. Целостному природному миру предлагается неадекватное ему, раздробленное, мозаичное отраже­ние, состоящее из сведений об отдельных земных телах и явлени­ях, изолированных друг от друга. Такая расчлененная картина мира искажала его системную суть.

Пытливый исследователь, неутомимый путешественник, уче­ный-энциклопедист А. Гумбольдт на склоне лет трудился над мно­готомным сочинением "Космос". На первых же страницах труда он сформулировал свою доктрину: ". природа есть единство во множестве, соединение разнообразного через форму и смешение, есть понятие естественных вещей и естественных сил как понятие живого целого" [12, с. 2–3].

Его знаменитый современник и соотечественник, необыкно­венный эрудит К. Риттер возродил понятие система применитель­но к земной природе и географии. В своем курсе "Общее землеве­дение" [36] он активно внедряет представления о ландшафте как необходимом синтезирующем звене в физической географии.

Но, пожалуй, наиболее убедительно звучат для нас мысли В. В. Докучаева, высказанные им в 1898 г. по поводу дезинтегри­рованного состояния естествознания в конце XIX века и необходи­мости создания синтезирующей науки о природе: "Изучались, глав­ным образом, отдельные тела, – минералы, горные породы, расте­ния и животные, – и явления, отдельные стихии, – огонь (вулка­низм), вода, земля, воздух, в чем . наука и достигла . удивитель­ных результатов, но не их соотношения, не та генетическая, ве­ковечная, и всегда закономерная связь, какая существует между сила­ми, телами и явлениями, между мертвой и живой природой, между растительными, животными и минеральными царствами, с одной стороны, человеком, его бытом и даже духовным миром – с дру­гой. А между тем, именно эти соотношения, эти закономерные взаимодействия и составляют сущность познания естества, ядро истинной натурфилософии, – лучшую и высшую прелесть есте­ствознания. Они же . должны лежать в основе и всего склада человеческой жизни со включением даже мира нравственного и религиозного. " [14, с. 317–318]. В. В. Докучаев призывает изучать "всю единую, цельную и нераздельную природу, а не отрывочные ее части" [13, с. 224].

Говоря современным языком, В. В. Докучаев видел сущность познания естества, концептуальное ядро новой интеграционной науки о природе в изучении сложных, системно организованных объектов, какими являются природные и природно-антропогенные ландшафты.

Все, к чему призывал наш великий соотечественник, не было только общей фразой. Свои идеи он всегда стремился воплотить в жизнь. Наиболее ярко эта черта его научной деятельности прояви­лась в работе "Наши степи прежде и теперь" (1892), написанной в год страшного голода, постигшего Россию из-за засухи. В этом тру­де сконцентрированы основные идеи, принципы, направления со­временного ландшафтоведения. Главные среди них:

а) анализ компонентов природы как единого целого;

б) изучение не только естественной, но и антропогенной эво­люции природы;

в) исследование как природных, так и природно-хозяйственных комплексов;

г) естественноисторическое (сейчас бы мы сказали – геоэко­логическое) обоснование системы мероприятий по созданию куль­турных ландшафтов, знаменующее зарождение созидательно-кон­структивного ландшафтоведения [13].

Спустя более века после В. В. Докучаева мы убеждаемся в том, что своими трудами он на многие десятилетия вперед "зап­рограммировал" развитие ландшафтоведения как эколого-географической науки.

В дальнейшем ее укрепляли и совершенствовали многие талантливые российские естествоиспытатели XX века. Среди них: Г. Н. Высоцкий (1865–1940), Г. Ф. Морозов (1867–1920), Л. С. Берг (1876–1950), Б. Б. Полынов (1877–1952), В. Н. Сукачев (1880–1967), Л. Г. Раменский (1884–1953), Н. А. Солнцев (1902–1991), Д. Л. Ар­манд (1905–1976), В. Б. Сочава (1905–1978), Ф. Н. Мильков (1918–1996), В. С. Преображенский (1918–1998), А. Г. Исаченко (род. 1922) и другие. Все они исповедовали принцип системного единства, це­лостности природы.

В одной из работ Б. Б. Полынов пишет: "То замечательное направление в географической науке, которое определяет ее буду­щее значение как синтетического естествознания, следует назвать ландшафтным направлением. ландшафт мы должны рассматри­вать не только как эффект взаимодействия природных процессов, но и как систему, осуществляющую работу этого взаимодействия. Из этого последнего положения вытекает методологическое след­ствие о необходимости применения исторического метода в уче­нии о ландшафтах" [31, с. 474, 509]. Таким образом, перед ландшафтоведением ставилась задача изучения не только свойств лан­дшафтов, но также факторов, их обусловивших в ходе ландшафт­ной эволюции, и природных процессов, происходящих в ландшаф­тах. Иными словами, предусматривалась необходимость простран­ственно-временного анализа ландшафтов. В итоге была углублена и модифицирована известная формула В. В. Докучаева "факторы – свойства", применявшаяся им в почвенно-географических иссле­дованиях. В ландшафтоведении она приобрела иной вид: факто­ры – эволюция – свойства – процессы.

Подводя итог краткому историческому обзору, отметим, что в эпоху перехода к системному мышлению, которым было охвачено все естествознание на рубеже XIX–XX веков, география актив­но участвовала в решении общенаучных методологических про­блем. Обосновав учение о ландшафте, географы внесли достой­ный вклад в становление системной парадигмы.

Источник