Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами природы

Доклад из опыта работы по теме "Воспитание эстетических чувств у дошкольников через пейзажную живопись"

«Эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием».

«. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечный разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине».

Рисование имеет огромное значение для эстетического воспитания и развития ребёнка. Создание изображения требует целого ряда навыков и умений, оно базируется на образах восприятия и представлений. В процессе рисования у ребёнка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием учат видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи.

Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись не только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество.

Специалисты по эстетическому воспитанию считают, что эстетика природы является основой для формирования соответствующего отношения к ней. Воздействуя на эмоции ребёнка своими качествами (совершенством формы, разнообразным изменчивым колоритом) природа вызывает эстетические чувства. Это способствует появлению и проявлению отношения к объектам и явлениям природы. Природа пробуждает любознательность ребёнка, воздействует на его органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Ребёнок познаёт красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.

Свою работу по обучению детей пейзажной живописи, я начала со средней группы. Диагностическое обследование детей по изобразительной деятельности показало, что у них имеются определённые проблемы. Дети в группе имеют нарушения зрения: косоглазие, миопия, астигматизм, гиперметропия. У них понижена острота зрения, поэтому они не могут видеть достоверно окружающий мир, у многих нарушено цветовое восприятие. Некоторые не могут правильно оценить глубину пространства, объём предмета, так как нет бинокулярного зрения. Дети плохо ориентируются на микро — и макроплоскости.

Учитывая это, я поставила перед собой следующие задачи:

1) Развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности:

  • создавать ситуации для созерцания красивых видов и объектов природы;
  • показывать детям красоту всех периодов суток, отдельных явлений и состояний природы: ветра, дождя, неба в разных погодных и сезонных явлениях.

2) Учить ребёнка самостоятельно определять замысел в пейзажном рисунке и сохранять его на протяжении всей работы:

  • развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины.

3) Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий по рисованию.

Я заметила, что ознакомление детей с природой через изобразительную деятельность обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно-эстетические чувства, вызывает стремление беречь и охранять природу, ухаживать за растениями и животными. Процесс познания осуществляю в ходе повседневного восприятия детьми объектов и явлений природы во время организуемых мною систематических наблюдений.

На прогулках обращаю внимание, что колорит каждого времени года разный. Например, колорит осенней природы отличается от зимнего, в котором преобладают холодные цвета, для весеннего характерны прозрачные голубые, зелёные цвета, а для летнего – солнечные, яркие, тёплые цвета и оттенки.

Придаю большое значение художественному слову в эстетическом воспитании детей, так как литература развивает эстетический вкус дошкольников, эстетическое восприятие, учит находить подлинную красоту в повседневной жизни. Учитывая сформированные у детей представления, заостряю их внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в стихотворении, а художник, иллюстрируя текст, стремится нарисовать то, о чём сказал поэт. Когда знакомлю детей с небольшим произведением, в котором описан знакомый образ или несложная картина природы, то одновременно демонстрирую яркую иллюстрацию к нему. Такое комплексное воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов способствует развитию у детей эстетического восприятия.

В работе с дошкольниками я каждодневно убеждаюсь, что они очень любят сказки, рассказы, стихи. Свою работу планирую с учётом возрастных особенностей детей, подбираю произведения, соответствующие программе воспитания, доступные по содержанию и исполнению. Наши дети – слушатели, а не читатели. Поэтому, эстетическое воздействие на них художественного произведения во многом зависит от того, как доносит его педагог.

Я собрала и оформила подборку художественного слова: стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок по временам года. Материал для этого подбираю доступный и понятный детям по тематике, содержанию, языку. Считаю, что информация, заложенная в поэтических строчках, формирует в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы.

Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка. Вот наступила осень. В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные листья. Дети с удовольствием собирали, рассматривали их, стремились обратить внимание воспитателя и родителей на их красоту. Здесь было важно поддержать интерес ребят. Вместе с детьми играли с собранными листьями («Найди такой же по цвету и форме»), предлагала составить из листьев композиции (например, осенний лес, где листья изображали деревья). Старалась давать детям возможность пофантазировать, что можно сделать из этого материала. При этом мы не наклеивали картинки, а просто раскладывали и смотрели со всеми детьми, кто что придумал.

Свою работу старалась построить так, чтобы изменения в природе, произошедшие с приходом зимы, также находили отражение в детском творчестве (рисунке). Обращала внимание на снег, как он покрывает дома, кусты, деревья. Тёмные стволы деревьев в сочетании с белым снегом создавали образ зимнего пейзажа, который дети самостоятельно изображали при рисовании на темы «На деревья, на лужок тихо падает снежок», «Дремлет лес под сказку сна».

Предлагала детям для рассматривания репродукции картины И.Шишкина «Зимний лес». Обращая внимание на снежные шапки на деревьях, кустах, снежный покров на земле, читала стихотворение:

«Зимний лес, что шапкой
Принакрылся чудной.
И заснул под нею
Крепко, непробудно».

Восприятие художественного образа в картине И.Шишкина и слушание стихов помогают детям передать зимний пейзаж, используя для этого краски – гуашь, которые дают возможность крупными мазками «принакрыть» «шапкой чудной» зимний лес. Когда все рисунки расположили на доску, они образовали общую картину. Дети с интересом рассматривали их и находили новые детали: «Вот там я вижу следы на снегу, наверное, зайчик пробегал», «А вот под этим деревом, наверное, в берлоге спит медведь», «А здесь большие следы, это волк пробегал».

Предлагала и другие варианты картин зимней природы, которые дети изображали после чтения мною стихотворения И.Сурикова:

«Белый снег пушистый в воздухе кружится,
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою всё его одело».

Я спрашивала детей, как можно нарисовать зиму, после чего они сами выбирали сюжет и рисовали. Зимняя тематика для дошкольников интересна тем, что включает также образы новогодних персонажей: Снеговика, Деда Мороза, Снегурочки, зверушек, которые пришли на новогодний праздник в лес.

Картины весенней природы особенно эмоционально воспринимаются детьми, так как после долгой зимы все радуются солнечным, тёплым дням, ярким лучам, первым цветам, прилёту птиц. Поэтому содержание детских рисунков наполняется светлыми красками, дети рисуют ручейки, цветы.

В отличии от холодного, зимнего колорита весенний и летний наполнены богатой цветовой гаммой, на красоту которой я обращаю внимание детей. Например, увидев ромашки с нежными белыми лепестками, дети ещё лучше изобразят эти цвета, услышав стихотворение М. Познанской:

«На лугу, у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке –
Белый, с жёлтеньким глазком.
Я цветы сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит: «Не тронь!»

В этом стихотворении выражена любовь поэта к первым летним цветам. Читая стихи, я интонацией голоса выражаю эмоциональное отношение к этому образу. В конце учебного года организую экспозицию детских 2пейзажей» для того, чтобы ребята увидели все времена года, которые они изобразили в рисунках. Такой просмотр даёт им возможность вновь побывать в осеннем или зимнем лесу, полюбоваться картинами весенней природы. Считаю, что рассматривание работ полезно также тем, что каждый ребёнок на выставке находит свои рисунки и может сравнить результаты собственного творчества, увидеть, чему он научился. С другой стороны, дети испытывают радость от возможного общения в новой для них ситуации («Мы пришли на выставку, смотрим наши картины», «Мы, как художники, сами их нарисовали»).

Когда дети перешли в старшую группу, я стала больше использовать не только иллюстрации к тексту, но и репродукции с картин, помогающие осмыслить литературное произведение, его выразительные и изобразительные средства. Рисование красками я чередую с рисованием цветными карандашами и другими художественными материалами. Это необходимо для развития мелкой моторики, координации движений руки, что благоприятно влияет на изображение детьми многообразия предметного мира. Экспериментирование с различными материалами (красками, фломастерами, цветными мелками, углём) даёт возможность создавать новые образы, находить новые изобразительно- выразительные средства в рисунке.

При рисовании осени я предлагала детям предварительно протонировать лист бумаги. Дети сами выбирали соответствующий фон, на котором должны выделяться краски. Перед рисованием я обращала внимание детей на то, что вначале надо нарисовать землю, деревья, а потом уже осенние листья. Во время рисования напоминала детям, чтобы они брали краски разных цветов, тогда действительно деревья будут в ярком осеннем наряде. Дети любовались своими картинами золотой осени.

Поощряю самостоятельное рассматривание детьми картин, иллюстраций, наблюдение явлений и объектов природы, а также показ детьми друг другу некоторых приёмов изображения. Среди методов использую индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребёнку, учитываю его индивидуальные и возрастные особенности.

Очень важно не допускать зрительного утомления. Наши дети, имеющие нарушения зрения, требуют особого подхода, хотя цветовосприятие у них не нарушено. У двоих детей (Вани и Димы) диагноз – астигматизм (левый глаз 1,0, а правый — 0,2 «ленивый глаз»). Чтобы поднять остроту зрения, мальчики носят постоянно окклюзию на здоровый глаз. У Гали оперированное косоглазие, страдают глазомерные функции. У Насти – спазм аккомодации, глаза находятся в постоянном напряжении. Часто провожу с детьми упражнения на общее расслабление («Мороженое», «Волшебный сон»), использую упражнение «близко-далеко».

Особенности изобразительной деятельности заключаются в том, что для её осуществления важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его. На эту особенность изобразительной деятельности указывали и художники, и психологи- исследователи детского рисунка. Ещё Микеланжело говорил: «Циркуль в глазах, не в руке, ибо руки работают, а глаз оценивает». Исследователи В.И. Кириенко, А.Г.Ковалёв, Н.П. Сакулина подчёркивают необходимость развития глаз и рук, координированности их движений.

Зрительный контроль за процессом изображения осуществляю на основе имеющегося у ребёнка представлений о предмете, явлении. Направляя взором действия рук при создании рисунка, он всё время сверяет создаваемое с представлением того, что должно получиться. Поэтому очень важно создать у детей отчётливое представление о том, что предстоит им изображать.

При восприятии произведений искусства я не стремлюсь к массовому охвату детей. Кратковременный, но доверительный разговор с 2-3 детьми иногда может оказаться гораздо эффективнее, чем беседа со всей группой. Общение с прекрасным не терпит суеты и фронтальных форм работы.

Специальные занятия по ознакомлению с живописью включаю в другие виды занятий: ознакомление с окружающим миром (природные явления), развитие речи, ознакомление с художественной литературой. Темы занятий планирую так, чтобы их содержание и тематика совпадали с последующими занятиями по изобразительной деятельности. В этом случае специальные занятия по живописи помогают детям обогатить содержание и выразительные средства своих работ по рисованию. Например, рисование на тему «Зима» провожу после занятия по рассматриванию произведения И.А.Попова «Первый снег».

Особое место в работе по эстетическому развитию дошкольников отвожу свободной самостоятельной деятельности. Для этого я создала в группе соответствующие условия. Рабочих мест хватает на всех детей. В основном, после полдника или ужина на столы выкладываю изобразительные материалы, имеющиеся в группе. Дети выбирают их самостоятельно и рисуют. Чтобы у них не потерялся интерес к рисованию, я периодически демонстрирую новые интересные приёмы работы с уже известными им материалами, а также и некоторые нетрадиционные технологии (рисование пальчиками, ладошкой, углём, на сырой бумаге, на сырой ткани, ниткографию). Положительно оцениваю инициативу детей, независимо от полученного им результата. Заинтересованно, уважительно и деликатно отношусь к детскому творчеству.

Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают большее количество образов или используют более разнообразные средства выразительности (Настя, Кристина). Рисуя пейзаж, ребята стремятся к отражению лишь характерных, на их взгляд, признаков и особенностей. Например, рисуя ель, дети в средней группе передавали лишь главные признаки дерева: ствол и ветки. В старшей группе они стремятся уже выделить старые и молодые ели, большие и маленькие, разные оттенки зелёного цвета в окраске хвои веток, разное строение и окраску ствола. Происходит индивидуализация в деталях (стала встречаться чаще в детских рисунках).

Чтобы эффективно решить задачи по воспитанию эстетических чувств через пейзажный рисунок, я выступила на родительском собрании с сообщением «Как прекрасен этот мир, посмотри!» о пользе наблюдений отдельных явлений и состояний природы и дала рекомендации. Многие родители прислушались к моим советам и в результате пришли к выводу, что воспитание

детей через общение с живой природой – это великолепное условие, где ребёнок получает эмоциональную отдушину, знания, а главное, у него развивается эмоциональная отзывчивость к окружающей действительности.

В свободное время родители вместе с детьми стараются чаще бывать на природе. Они наблюдают не только за сезонными изменениями в природе, но и стали замечать некоторые особенности («Видели дерево, похожее на Бабу Ягу», «А звёзды на небе переливаются разноцветными огоньками», «Луна мне улыбалась»).

Для родителей была оформлена рубрика статей с полезными советами и рекомендациями «На заметку родителям», «Интересно и полезно», «Рабочее место юного художника». Родители вместе с детьми стали чаще посещать выставки в городской Картинной галерее, в городской детской Картинной галерее.

Работа по воспитанию эстетических чувств у детей при рисовании пейзажей будет продолжаться. Надеюсь, что успехи её будут заметны, если активными помощниками в этом будут мамы и папы моих воспитанников.

Наблюдения показали, что такая системная ежедневная работа побуждает детей к активной продуктивной деятельности: они с удовольствием рисуют, создают коллажи по временам года. Дети свободнее владеют пространственным ориентиром, поэтому композиция чаще стала иметь многоплановый характер, предметы располагаются «ближе — дальше». Ребята научились работать разными материалами, в разной технике. Дошкольники стали проявлять волевое усилие, целеустремлённость, заинтересованность, так как хотят выполнить работы на новом качественном уровне. В октябре 2006 года принимали вместе с детьми участие в городской выставке «Я – педагог и художник». Работы детей украшают интерьеры группы и разные помещения образовательного учреждения.

Перейдя в подготовительную группу, дети сами стали интересоваться пейзажем, как жанром живописи, его видах и особенностях. Дошкольники уже ознакомились с такими видами пейзажа, как сельский, городской, архитектурный, морской, горный, космический. Это даёт возможность расширить решение задач по развитию эстетических чувств дошкольников. Продолжаю развивать композиционные умения (размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяжённости), совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков).

Таким образом, можно сделать вывод, что эстетические чувства закладываются день за днём с дошкольного возраста, а воспитание их через пейзажную живопись способствует более глубокому познанию реальной действительности природы, на котором базируется и детское творчество.

Знакомство детей с пейзажной живописью способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.

Доклад хочется закончить словами В.А.Сухомлинского: «Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

Источник



Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами природы

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста постепенно постигают мир,в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств; развивается умение эстетически воспринимать красоту природы.

Древняя мудрость гласит: «Мышление начинается с удивления». Мир природы – вечный источник детского разума. Именно там, в явлениях природы, множество проблем, вопросов, пусть даже открытых людьми, но вновь и вновь открываемых детьми в процессе учения. Одна из целей экскурсий – приобщение детей к тем радостям, которыми так богато проникновение в чудесные тайны природы. Задача воспитателя – вместе с детьми постичь истинную красоту, которая не всегда яркая, громкая, напротив, часто тихая, спокойная, скромная и неброская, по-новому взглянуть на осенний лист, маленький затерявшийся цветок в траве, крылышки ночной бабочки, почувствовать особое очарование в красоте природы. Например, говоря о насекомых, следует отметить, что они изумительно совершенное и прекрасное образование в природе, с которым никто и ничто не может соперничать по богатству красок и форм. Красота здесь многолика. Она проявляется в виде силы, ловкости, легкости, быстроты, грации, мощи. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, гармонию звуков, надо подключать к познанию как чувство, так и абстрактивно-логическое мышление. Пробуждению эстетической чуткости детей способствуют привлечение их к наблюдению над природой, специальные эстетико-познавательные задачи и упражнения, ряд проблемных ситуаций. Это побуждает детей воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые и выразительные. Например, можно предложить прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката, найти на пустыре самое красивое растение и т. п. Если эти и другие разнообразные задания предлагать на занятиях постоянно, то они, быть может, помогут детям услышать «музыку» лугов и лесов, подивиться движению облаков, полюбоваться травами, насекомыми, птицами – одним словом, пристально всмотреться в жизнь. Среди эстетико-познавательныхзаданий и наблюдений выделим лишь некоторые из них: «Полюбуйся, весна наступает», «Звонкий колокольчик синицы», «Слушаем звон капели», «Радуемся первым грачам и скворцам», «Здравствуй, разноцветная природа», «Черемуховые метели», «Веселая полянка». Такие задания-наблюдения могут быть использованы непосредственно на занятиях и экскурсиях, а также до и после него. Любование красотой природы – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращая его в активное стремление к плодотворной деятельности. Мало учить воспринимать прекрасное и доброе, надо постараться подвести детей к тому, чтобы они могли не только любоваться красотой, но и беречь и охранять ее, а на доброту не только откликаться, но и самим творить добро.

Читайте:  Конкуренция в биологии 8212 характеристика виды и примеры

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано.Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов.Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать своими руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Большая роль в эстетическом воспитании дошкольников средствами природы принадлежит педагогическому коллективу детского сада. Перед ними должна стоять задача — последовательно, систематически, целенаправленно развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.

На территории нашего детского сада имеются «поляны сказок», сделанные из пластиковых бутылок, баллонов и природного материала по технике рециклинг руками воспитателей и родителей.Это из запечатленных художественных произведений:

«Колобок» «Три поросенка»

«Царевна лягушка» «Божьи коровки»

и др., благодаря которым дети учатся видеть красоту природы в сочетании с искусственно созданной руками человека.

Если взрослые сами искренне любят природу и бережно относятся к ней, они смогут передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, настроению и делам взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание.

Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный — ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой — ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка — все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить — сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание — это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка — запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К. Д. Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». Развивать наблюдательность у детей — вот задача, которая встает перед воспитателями.

Одна из трудоёмких и сложных форм обучения – это экскурсия. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.).Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование: навыков наблюдения и наблюдательности как таковой сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.) мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности) воображения и творческих способностей. При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера. Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т. е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.

Преимущества экскурсий-занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.

Воспитатель обращает внимание дошкольников на то, что в лесу много деревьев, кустарников, травянистых растений. Вместе с воспитателемони находят знакомые деревья: ель, сосну, березу, осину; узнают, что в жаркую погоду в лесу прохладно, потому что от деревьев падает тень. На экскурсиях в лес детей учат различать деревья и кустарники по расположению и толщине ветвей, окраске и поверхности коры, форме и величине листьев, наличию плодов и семян и др.

Для сравнения разных пород деревьев (березы и липы, березы и клена, ели и сосны и др.)можно предложить игры типа: «Угадай, какое это дерево?», «От какого дерева эта ветка?», «С чьей ветки детки?». Детальное рассматривание и описание деревьев помогает подвести дошкольниковк их элементарной группировке: хвойные и лиственные.

В лесу детям можно предложить найти доказательство полезности птиц (посмотреть кору деревьев, поискать гнездо лесной птицы, подумать и сказать, как и чем она кормит птенцов). Во время экскурсий в лесу ребята учатся слушать пение птиц и узнавать их по голосам (соловей, кукушка, певчий дрозд и др.).

В теплое время года дошкольникимогут также наблюдать за насекомыми: любоваться бабочками, следить за стремительным полетом стрекоз, ползанием жуков. Воспитательпоказывает детям жуков: жужелицу, бронзовку, божью коровку и др. Они учатся различать бабочек, жуков по названию, размеру, окраске. Рассматривают пчел и шмелей, ползающих по цветам, отыскивают в траве кузнечиков, наблюдают, как они прыгают. Изучая насекомых, дети знакомятся с их ролью в природе (опыляют растения, участвуют в цепи питания).

Кто хоть раз выходил на природу, тот знает, сколько бесценных находок ожидает внимательного путешественника на каждом шагу. Камешки, шишки, желуди, перышки, палочки замысловатой формы, опавшие листья и веточки, деревяшки, грибы-трутовики, кусочки мха, собирать и засушивать растения. Все это хочется унести с собой. Если добавить сюда пластилин, цветную бумагу, маленькие кусочки ткани и клей, то получится замечательный набор для приготовления поделок из природных материалов.

Что из этого можно сделать? Да все что угодно! Птичек, лесную полянку, человечков, зверюшек. Малышам интересно просто приклеивать сухие листья на бумагу. Чем старше становится ребенок, тем более сложные гербарии он может собирать. Можно, например,собрать гербарий: деревья и кустарники нашего леса, растения болотистых мест, мои любимые растения, лекарственные травы.

Кроме того, приклеивая на бумагу засушенные для гербария листья, цветы и мох, можно сделать удивительной красоты панно или поздравительную открытку (флористика).

Сделать зверюшек из камней. Вместо того чтобы тайком их выкидывать, предложить малышу превратить собранные камешки в забавных зверюшек. Для этого нужно их хорошо вымыть с мылом и высушить. Разложить находки на столе и пофантазировать вместе, какой камень подойдет для какого животного. Например, из множества мелких камушков можно сделать гусеницу, из гладкого круглого камня мордочку медведя, тигра или свиньи, а из овального божью коровку.

Наблюдая за природой, его явлениями, дети начинают замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Теперь они внимательней присматриваются к явлениям природы, видят их красоту.

Так постепенно в процессе работы, я стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развиваю детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней. Уже виден результат работы. Многие дети, я замечаю, не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом смысле не подобающе.

Ахметова А. К. воспитатель

КГКП «Детский сад села Курчум»

Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм» Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Через родную.

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов совсем маленького человечка, с его первых слов, с поступков. Ни что иное, как.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Использование пайеток в нетрадиционной технике аппликации Конспект непосредственно образовательной деятельности: «Волшебное превращение пайеток» Воспитатель ГБОУ ОДОД № 582 Общеразвивающего вида.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности Актуальность Как часто мы получаем информацию из средств массовой информации о деградации общества, о падении нравственности у молодёжи.

Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности «Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности» Проблема. У каждого ребенка творчество.

Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста средствами театральной деятельности Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через театральную деятельность. I/ Базовые национальные ценности и основные.

Влияние народных промыслов («Дымка») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Получить в детстве начало эстетического воспитания -значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения.

Воспитание любознательности средствами природы Воспитание любознательности средствами природы. Влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с.

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами природы Гармоничное развитие ребёнка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди.

Источник

Эстетическое воспитание детей средствами природы

Эстетическое воспитание средствами природы Подготовила: студентка 3 курса Шаерман Е. В. группа БУ – 31z

Природа – источник ощущения прекрасного. Начальной школой воспитания эстетических чувств, ощущением прекрасного является сама природа. Чувствовать природу человек начинает с колыбели. Важнейшая задача – ввести ребенка в природу, научить видеть, понимать и чувствовать ее красоту. Сделать это – значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, ее эстетической, интеллектуальной и моральной сфер. Человек, ощущающий прекрасное в природе, удивляется ее совершенству, испытывает стремление разгадать ее тайны.

Эстетическое отношение к природе делает человека лучше и в нравственном отношении, так как человек, наделенный чувством прекрасного, стремиться жить по законам красоты. Кто отдаляется от природы, тот лишается не только многих знаний, но и ощущений прекрасного, наполняющих жизнь счастьем. Очень важно обращать внимание ребенка на прекрасное в природе.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний.

Умение видеть природу — первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой. В системе морально-нравственного воспитания — воспитание любви к природе у дошкольников, должно занимать одно из основных направлений. Художественный труд может использоваться в дополнении к классическим дисциплинам, гармонично дополняя их, он влияет и на развитие духовно-нравственной сферы и на развитие интеллектуальных способностей. Важно, что развитие представлений о национальных и художественных традициях, о природе, о труде и быте формируется совместно с художественным образом. Это единство позволяет развивать пространственное, колористическое, наглядно-образное мышление, самостоятельность, творческое воображение, укрепляет волю, стимулирует воспитание любви к природе.

Через развитие творческих возможностей, наблюдательности и стимуляции исследовательского опыта у дошкольников формируется любовь к природе. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, тестопластика, пластилинография, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников. Природа открывает большие возможности для развития любви. А знакомство с декоративно-прикладным искусством, и ремёслами народных мастеров, наиболее полно раскрывает богатство и разнообразие культурных традиций, что также развивает любовь к природе. Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.

Эстетическое воспитание легче осваивать, если вокруг много гармонии, есть чувство сопричастности к красоте. У дошкольников очень сильна природная любознательность, в процессе активного поиска, ребёнок расширяет рамки представлений о мире, познаёт пространственные и временные отношения, учится понимать причинно-следственные связи. Художественный труд, народный промысел и декоративно-прикладное искусство помогают развивать прилежность, аккуратность, наблюдательность, они побуждают познавательно-исследовательскую активность, стимулируют развитие мышления, воображения, речевых навыков, внимания.

Групповые занятия в основном результат уже воспринятой информации ребенком. Поэтому воспитателю, как наставнику, следует показать ребенку особенности поведения воробьев, галок, голубей, научить описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, рассказать ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т.п. Устройте кормушку на окне, и пусть ребята подкармливают птиц зимой. Прекрасно, если они смогут узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится ближе, когда мы видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость, его отношение к другим птицам, к нам самим. Так же нужно обратить внимание на небо, ведь оно чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно.

Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу. Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть города и селения, расположенные на берегах морей. Само собой разумеется, что ребенок должен научиться «видеть» окружающих домашних животных, уметь различать их. Главная задача в эстетическом развитии средствами природы — это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней». Наиболее эффективная последовательность работы: -непосредственное восприятие природы, -организованное наблюдение над природой во время прогулок и экскурсий. -сочетание метода наблюдения с методом активных действий во время работы на опытном участке.

В настоящее время, когда с такой осторожностью поставлен вопрос об охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами природы должно знать подобающее место в системе эстетического воспитания.Многое в связи с этим зависит от воспитателя, от его знаний, от его увлеченности. У детей раннего возраста наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами. Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие — разводить рыб, ухаживать за голубями. Поэтому, в работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми дошкольного возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого возраста. Задача педагога состоит в том, чтобы направить появившийся интерес в правильное русло, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный, эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, и с кинокамерой. Такой вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.

Читайте:  Последствия взрыва в чернобыле для природы

В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и особенности этого восприятия (эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами. Способность создавать или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений называется эстетическим восприятием. Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности, обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей. Старшие дошкольники, как правило, не могут верно оценивать картину виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления. Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.

Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми — значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сочувствовать ему и стремиться помочь. Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности, побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности разнообразны — можно завести аквариум или «звериную лечебницу». Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека. Домашние животные — большая помощь в воспитании личных положительных качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с этими животными. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство долга и т.п.

Мы отвечаем за живое — и за животное и за растение — перед природой, перед обществом, перед собственной совестью. Воспитание любви к природе у дошкольников, основанное на принципах единства воздействия на чувства, опыт, сознание, поведение – основа гармоничного и целостного развития личности ребёнка. Любое педагогическое воздействие, должно вызывать положительный эмоциональный отклик, формировать осознанность, расширять представления об устройстве и явлениях мира.

На протяжении дошкольного возраста у детей формируют знания о смене дня и ночи, о типичных погодных явлениях, характерных для местного края: наличие теплых и холодных дней, пасмурной и солнечной погоды, типичных атмосферных явлений — дождь, снегопад, ветер, изморозь, иней, гроза и т. д. Дошкольники учатся распознавать состояние погоды и определять ее соответствующим термином-словом. Постепенно дети начинают соотносить состояние погоды с тем или иным временем года, устанавливать причины сезонных изменений. У детей формируются представления об агрегатном состоянии воды и его зависимости от температуры воздуха: жидкая вода может быть твердой (лед, снег, иней); в морозную погоду снег рассыпается, скрипит под ногами — из него невозможно что-либо лепить; в теплую начинает подтаивать, становиться влажным, пластичным — из него можно лепить различные фигуры. В детском саду воспитанников знакомят с такими объектами неживой природы, как песок, глина. С этими природными материалами дети любят играть. Однако для развития игровой деятельности важно иметь четкие представления об их свойствах. Сухой песок сыплется, через него свободно проходит вода, а если его увлажнить, он становится пластичным, и тогда из него можно строить, лепить. Глина не пропускает воду, сухая рассыпается, а влажная может приобретать любую форму. Дети знакомятся с почвой, с ее обработкой, подготовкой к выращиванию растений. У ребят формируют представления и о некоторых космических телах: о Луне, звездах, Солнце. Дети узнают, что Солнце является источником света и тепла на Земле. Система знаний о неживой природе лежит в основе понимания взаимосвязей между живой и неживой природой.

В дошкольном возрасте необходимо учить детей различать и называть наиболее типичные, часто встречающиеся в данной местности деревья, кустарники, травянистые растения. Воспитатель отбирает наиболее яркоцветущие в разные времена года растения местного края и показывает их детям. На огороде он предлагает понаблюдать за ростом и развитием овощных культур, в цветнике — полюбоваться декоративными растениями, расцветающими в разные периоды — от весны до осени. Бывая с детьми в поле, педагог организовывает наблюдения за выращиванием хлебных культур. В лесу можно показать ребятам деревья и кустарники, ягоды и грибы. А на лугу — познакомить с цветущими травянистыми растениями. Воспитанников детского сада знакомят и с комнатными растениями, учат узнавать, различать и называть наиболее яркие, часто встречающиеся из них. В дошкольном возрасте детям доступны знания о потребностях растений: для жизни, роста и развития растения нуждаются в свете, тепле, влаге, почвенном питании. Ребята учатся различать части растений (лист, стебель, корень, цветок, бутон, семя, плод), узнают о функциях некоторых из них, например, корень забирает из земли влагу и питательные вещества.

Детей знакомят с различными способами ухода за комнатными растениями, а также растениями огорода и цветника. Ребята узнают, что все растения необходимо поливать, очищать от пыли, подкармливать, пропалывать, кроме того, нужно рыхлить для них почву. У них формируются знания о месте роста растений (в огороде, цветнике, парке, на лугу, в лесу). На протяжении дошкольного возраста у детей формируют представления об изменениях состояния растений в разные сезоны: пробуждение, быстрый рост и развитие весной и летом, созревание плодов и семян летом и осенью, состояние покоя зимой. Необходимо добиться того, чтобы дети понимали сущность состояния известных им деревьев, кустарников, трав в тот или иной сезон и могли объяснять причины этого состояния. Очень важно дать воспитанникам элементарные знания об охране растений.

Детей дошкольного возраста знакомят с наиболее часто встречающимися представителями млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, рыб, земноводных и насекомых. Им рассказывают о домашних животных и диких зверях родного края. Постепенно дети узнают и о жизни наиболее типичных животных других зон. Воспитатель знакомит их с птицами — зимующими и перелетными, живущими вблизи человека (хорошо, если за ними можно наблюдать круглый год) и, если есть такая возможность, учит ребят ухаживать за домашними птицами или за теми, которые содержатся в уголке природы. У дошкольников формируются представления о пресмыкающихся и земноводных. Знания о рыбах и их повадках хорошо формируются в процессе наблюдений и ухода за аквариумными рыбками. Наблюдая за животными, ухаживая за ними, дети получают знания об их внешнем виде, поведении, приспособлении к условиям окружающей среды, в том числе к сезонным изменениям в природе.

Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если приучить детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка развевается художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном. Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств.

Посильный «добрый» и «умный» труд, труд, нередко связанный с игрой, — именно та необходимая деятельность ребенка-дошкольника (помимо собственно игры), которая отвечает его возрастным особенностям. Систематическое включение трудовой деятельности ребенка в процесс его воспитания в семье и детском саду неизмеримо повышает самоценность периода дошкольного детства, а также уровень подготовки к школе и, в конце концов, к взрослой жизни. Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера. Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Поэтому уже в группах раннего возраста создаются условия для повседневного общения детей с природой, организуются уголки природы, где дети имеют возможность наблюдать рыб, птиц, растения, видеть заботу воспитателя о них, получают первые элементарные трудовые навыки.

Список литературы. Буре Р. С., Година Г. Н., «Учите детей трудиться», Москва, «Просвещение», 1983 г. Буре Р. С. «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду», Москва, «Просвещение», 1987 г. Вересов Н., «Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников», // «Дошкольное воспитание», 1995 г. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой», Москва, «Просвещение», 1993 г. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»., Москва, «Просвещение», 1978 г. Градобоева Т. «Создание экологической тропы и методики работы с ней». // «Дошкольное воспитание», № 1, 1993 г. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. «Природа: объект или субъект отношений личности», Москва, «Школа здоровья», 1995 г., т. 1,2. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. «Методики диагностики и коррекции в экологическом воспитании», Москва, 1995г. Дмитриев Ю.Д. , Пожарицкая Н. М., «Твоя Красная книга.», Москва, «Молодая гвардия», 1986 г. Жуковская Р. Н. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детского сада»/Под ред. Козловой С. А., Москва, «Просвещение», 1985 г. Кавтарадзе Д. Н. «Природа: от охраны к заботе?» // «Знание –сила», 1993 г., №3. Лихачев Б.Т. «Экология личности» , // «Педагогика», №2, 1993 г. Нечаева В. Г. «Воспитание дошкольника в труде», Москва, «Просвещение», 1983 г.

Источник

Консультация для родителей «Природа – важный фактор формирования эстетического восприятия детей дошкольного возраста»

Эстетическое восприятие — это формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.

В настоящее время эстетическое воспитание понимается в широком плане, т.е. наряду с искусством в него включаются эстетическое воспитание средствами действительности и всеми формами жизнедеятельности человека.

Многообразие жизни рождает и многообразие видов и жанров искусства. Дети дошкольного возраста знакомятся с графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, литературой и музыкой, каждое из которых имеет свои жанры.

Дети также усваивают и основные эстетические понятия, отражающие наиболее существенные эстетические стороны и особенности окружающего мира. Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и умений применять их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои чувства.

Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы — этого самого естественного источника красоты. Природа — не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа — источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства». Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских композиторов С.В.Рахманинова, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие.

Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа — источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники — всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.

В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а также расширению умственного кругозора.

Умение видеть природу — первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

Основная эстетическая категория — это категория прекрасного. В ней выражается оценка не только эстетическая, но и нравственная. Знание о красивом формируется с раннего детства через предметы быта, которые окружают детей, игрушки, произведения искусства. Постепенно к старшему дошкольному возрасту дети овладевают понятием прекрасного и его к явлениям природы, жизни, в оценке деятельности людей и их поступков. Дети начинают понимать, какие поступки оцениваются как прекрасные, какие как безобразные. Они узнают, что прекрасен трудящийся человек, а лодырь безобразен. Дети познают красоту условий труда, а красота продуктов труда учит бережному к ним отношению. Через произведения искусства: стихи, песни, музыку, изобразительное искусство — дети закрепляют знание о прекрасном и овладевают эстетической оценкой: красиво, прекрасно или некрасиво, уродливо, безобразно. Особое значение имеет ознакомление детей с произведениями народного искусства.

Знания о различных видах искусства детям сообщают уже с раннего детства. Декоративная игрушка, картинка, музыка, книги входят в жизнь ребенка очень рано. Старшим дошкольникам сообщаются знания не только о видах, и о жанрах изобразительного, литературного, музыкального искусства. Содержание знаний об изобразительном искусстве включает знания о книжной иллюстрации, эстампе, живописи, скульптуре, аппликации, декоративно-прикладном народном искусстве, пейзаже, натюрмортах, портрете и т.д. У детей формируют знания о различных выразительных средствах искусства (в скульптуре, например, материал, поза, жест, движения и т.п.).

На протяжении дошкольного возраста формируются также знания о музыке: вокальной и инструментальной, разнообразии ее тематики, жанре, структуре отдельных произведений, средствах музыкальной выразительности, различных музыкальных инструментах. Дети знакомятся с народными песнями и танцами, хороводами, произведениями классической и современной музыки.

В содержание эстетического воспитания входит и формирование у детей элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети приобретают знания о стихах, рассказах, фольклоре: поговорках, загадках, былинах, учатся понимать выразительные средства литературных произведений (реалистических, сказочных, лирических, героических, юмористических и т.д.).

Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с именами известных русских писателей, художников, композиторов, иллюстраторов детских книг.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребенок радуется, видя зеленую траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.

Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.

Первые восприятия остры и неожиданны для ребенка. А все новое удивляет, вызывает интерес. У ребенка возникают вопросы, с которыми он обращается к взрослым. Будет ли развиваться любознательность ребенка, будут ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого.

Большая роль в эстетическом воспитании дошкольников средствами природы принадлежит педагогическому коллективу детского сада. Перед ними должна стоять задача — последовательно, систематически, целенаправленно развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.

Наиболее эффективная последовательность работы:

-непосредственное восприятие природы,

-организованное наблюдение над природой во время прогулок и экскурсий.

Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный — ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой — ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка — все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить — сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание — это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка — запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». Развивать наблюдательность у детей — вот задача, которая встает перед воспитателями.

Читайте:  Человек как часть природы и общества доклад

Средствами развития личности ребенка являются педагогические технологии, которые включают в себя такие показатели как:

— развитие любознательности – основы познавательной активности дошкольника;

— развитие способности самостоятельно решать творческие и другие задачи;

— развитие творческого воображения;

— развитие коммуникабельности – способности общаться с взрослыми и сверстниками;

Успешно используется новый подход к ребенку в организации педагогического процесса: личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволяет каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Главная задача — вовлечение каждого ребенка в активную, познавательную, игровую эмоционально окрашенную деятельность, в ходе которой он самостоятельно (при опосредованной помощи взрослого) добывает знания, использует их в игре, продуктивной деятельности, чтобы кому-то помочь или за кого-то порадоваться, проявляет определенные коммуникативные умения, анализирует продукт деятельности; старший дошкольник рефлектирует.

Организация работы проходит по трем взаимосвязанным этапам:

пробуждение ребенка к активности;

поиск смысла происходящих изменений или открытии в знакомом — незнакомого, в обычном — необычного;

проживание отношения к познаваемому объекту в продуктивной деятельности.

Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению, а приобщению детей к систематической и творческой деятельности. Для этого используется в работе с детьми интегрированный подход, что позволяет соединить всю воспитательно – образовательную работу в единое целое (связь с другими видами деятельности).

Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые превращаются в знания.

Ребенок должен получить первоначальные знания о природе, отражающие действительность, которые затем лягут в основу формирования у него материалистического мировоззрения. Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. «Смотреть» и «видеть» не одно и то же. Умение «видеть» не дается от рождения, оно постепенно воспитывается. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребенок одновременно развивает свое мышление и речь. «Если хотите научить ребенка логически мыслить – ведите его в природу», – советовал известный русский педагог К.Д. Ушинский.

Основное средство познания природы – наблюдение . Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка.

Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически.

Природа — один из важных факторов эстетического развития личности. Сложный мир общественных явлений в их эстетическом выражении также оказывает существенное влияние на формирование эстетических воззрений детей.

Общение с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного. Если взрослые научат ребенка любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, – у ребенка разовьется чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубине, познает окружающий мир.

1.Ковалев, А.Г. Воспитание чувств. М., 1971.

2. Буре Р. С. «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду», Москва, «Просвещение», 1987 г.

3. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»., Москва, «Просвещение», 1978 г.

4.Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой», Москва, «Просвещение», 1993 г.

5. Саморукова П. Г. «Как знакомить дошкольников с природой», Москва, «Просвещение», 1983 г.

6.Лихачев Б.Т. «Экология личности» , // «Педагогика», №2, 1993 г.

7. Жуковская Р. Н. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детского сада»/Под ред. Козловой С. А., Москва, «Просвещение», 1985 г.

Источник

Эстетическое воспитание школьников посредством рисования пейзажа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллова Л.С., Лебединская В.В.

Рассмотрены такие понятия как: «эстетическое воспитание», «система эстетического воспитания», «живопись», «пейзаж». Определена роль рисования пейзажа в системе эстетического воспитания школьников на уроках по изобразительному искусству.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириллова Л.С., Лебединская В.В.

Текст научной работы на тему «Эстетическое воспитание школьников посредством рисования пейзажа»

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

15. Moosmuller, Alois. Die Schwierigkeit mit dem Kulturbegriff in der Inter-kulturellen Kommunikation // R. Alsheimer et al. (Eds.). Lokale Kulturen in einer globalisierenden Welt. Perspektiven auf interkulturelle Spannungsfelder. — Munster, New York, 2000. — S. 15-31.

16. Levine, Deem R., M.B. Adelman. Cross-Cultural Communication. -Englewood Cliffs, 1993.

17. Roth, Juliana. Interkulturelle Kommunikation als universitares Lehrfach. Zu einem neuen Munchner Studiengang // K. Roth (Ed.), Mit der Differenz leben. -Munster, 1996. — S. 253-290.

18. Roth, Juliana. Blickwechsel. Beitrage zur Kommunikation zwischen den Kulturen. — Munster, New York, 2003.

19. Samovar, Larry A., R.E. Porter. Communication between Cultures. -Belmont, 1991.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РИСОВАНИЯ ПЕЙЗАЖА

© Кириллова Л.С.*, Лебединская В.В.*

Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь

Рассмотрены такие понятия как: «эстетическое воспитание», «система эстетического воспитания», «живопись», «пейзаж». Определена роль рисования пейзажа в системе эстетического воспитания школьников на уроках по изобразительному искусству.

В последнее десятилетие значительно возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования духовно-практического отношения к действительности, средству умственного и нравственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой и духовно богатой личности [1].

По мнению многих научных деятелей в области педагогики и психологии (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский) формировать личность и эстетическую культуру нужно в наиболее благоприятном для этого возрасте, а именно в школьном. Чувство красоты окружающих людей, вещей, природы создает в ребенке особые эмоционально-

* Старший преподаватель кафедры Общей педагогики, дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук.

* Старший преподаватель кафедры Изобразительного искусства.

психические состояния, обостряет у него любознательность, возбуждает непосредственный интерес к жизни, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

В последние годы в общественной и культурной жизни общества очень сильно стало проявляться влияние массовой культуры, следовательно, в сознании людей стали стираться границы между массовым искусством и искусством настоящим. В настоящее время людям все труднее становится ориентироваться в быстро сменяющих друг друга культурных явлениях, очень сложно среди всего разнообразия, которое предлагает современная массовая потребительская культура выделить главное, ключевое [2]. Особенно тяжело это удается в школьном возрасте. В этой ситуации преподавателю необходимо помогать сформировать ученикам правильное представление об окружающем их мире, о культурной жизни современной эпохи, раскрыть во всем своем богатстве систему вечных ценностей и традиций.

Научить видеть прекрасное вокруг себя и в окружающем мире, призвана система эстетического воспитания. Для того, чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменским была выделена следующая ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника» [3].

Но у всякой системы есть основа, на которую она опирается. В системе эстетического воспитания таковой основой можно считать искусство: музыку, живопись, скульптуру, архитектуру, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества.

В научной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

В книге «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н. Шацкой имеется такая формулировка: «. педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности — в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства» [4].

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что формировать в детях эстетическое отношение к действительности наиболее эффективно в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Независимо от своей важности собственно в искусстве, рисование имеет огромное педагогическое значение. Будучи школьной дисциплиной, оно является основой для развития у школьников эстетического, художественного вкусов, знакомит их с природой, приучает всматриваться в ее формы и явления. Поэтому, в каждой общеобразовательной школе, рисование должно занимать достойное место в ряду учебных предметов. Уроки рисования следует начинать рано, едва ребенок вступает в школьный возраст и разными средствами, среди которых особое место принадлежит художественно-творческой деятельности. Одной из них является изобразительная. Она привлекает внимание учащихся и содержит в себе большие возможности для их всестороннего развития. Особое значение принадлежит изображению природы, так как она оказывает наиболее сильное влияние на психологическое, нравственное и эстетическое развитие школьников.

Окружающая природа издавна волновала человека, восхищала своей красотой, величием, помогала в его нелегкой жизни, защищала и укрывала от врагов. Изображение объектов пейзажа встречается еще в древности на украшениях стен гробниц и дворцов Древнего Востока. Многие сюжеты картин художников эпохи Возрождения Томмазо Мазаччо, Джотто ди Бондоне, Рафаэля Санти, Тициана Вечеллио, Эль Греко и других включают пейзажи или построены на его фоне. Свое историческое развитие пейзажная живопись, направленная главным образом на живописное исполнение, берет со времен работы таких художников как Тициан Вечеллио, Тинторетто Якобо Робусти и Паоло Веронезе [6].

Живопись — как вид изобразительного искусства, отражает предметы и явления реальной жизни посредством наложения красок на поверхность холста или бумаги. Важнейшая функция живописи — «учить видеть», воспитание глубокого уважения к земному, предметному, реальному лицу как таковому, формирование умения ценить и бережно любоваться самой материальной сутью этого мира. Живопись характеризуется различными жанрами: портрет, натюрморт, жанровая картинка и пейзаж [7].

Пейзажная живопись имеет важное педагогическое значение, так как она оказывает наиболее сильное влияние на психологическое, нравственное и эстетическое развитие школьников. Дискуссии и содержание педагогических программ по изобразительному искусству широко охватывает научно-педагогические проблемы, но практически не затрагивает возможных решений по эстетическому воспитанию школьников посредством рисования пейзажа.

Пейзаж — это отображение картины природы с целью показа взаимодействия между миром природы и миром человеческих чувств и настроений. Пейзаж — самый эмоциональный жанр живописи [8].

Пейзажная живопись учит видеть по-настоящему природу, понимать её красоту, раскрывать не только её позитивную сторону, но и использовать ассоциативные связи человека с природой.

Живописные произведения помогают увидеть этот мир глазами людей минувших времен. Сегодня понятие пейзаж мы прилагаем ко всякому виду местности, изображенному художником. Но представления о пейзаже как особом живописном жанре появилось всего несколько столетий тому назад. Рождению пейзажа предшествовало формирование представлений о природе в мифах. Поэтому на примере изображения пейзажа можно наиболее, понятно для школьников объяснить основные законы композиции и развить их композиционные умения.

Природа является наиболее универсальным и понятным средством изображения для школьников, потому что они видят, изучают и наблюдают ее с первых дней своей жизни. Не случайно, даже великие художники, такие как И.И. Шишкин, И.И. Левитан, А.А. Иванов подчеркивали важность пленэрной живописи, которая позволяет раскрепощаться, лучше видеть и писать цвета, проявляя творчество в работе.

Главным в рисовании пейзажа является выполнение набросков и зарисовок. Широко использовали наброски и зарисовки в своем творчестве и великие пейзажисты И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, Ф.А. Васильев, И.И. Левитан, В.Д. Поленов. Они постоянно применяли наброски в процессе создания того или иного художественного произведения. Наброски служили им средством изучения деталей картины, для поиска композиции будущего пейзажа. Нередко пейзажный набросок, как и в других видах композиции, являлся начальным, исходным моментом большой композиции.

Прежде всего, перед выполнением наброска школьнику нужно выбрать сюжет, а для этого необходимо иметь такое же развитое художественное чувство меры, как и при составлении красок, при выборе композиции и вообще при рисовании с натуры.

Стоит отметить, что натурную постановку для пейзажа, в отличие от натюрморта, сделать невозможно. Поэтому работа над композицией пейзажа существенно отличается от работы над композицией натюрморта, ее можно разделить на следующие этапы:

— выбор темы и поиск способа ее выражения;

— сбор материала (выполнение зарисовок с натуры);

— выполнение эскиза на основе натурных зарисовок;

— выполнение пейзажа по сделанным эскизам и в соответствии с темой [9].

Перечисленные этапы определяют не только последовательность работы, но и технику и материал. Например, поиск темы и средств выражения, сбор материала выполняются обычно графическими средствами. Выполнение окончательного эскиза происходит обычно в том материале, которым вы намерены работать над пейзажем на последнем этапе.

Рассмотрим подробнее каждый этап. На первом этапе осуществляется выбор темы — самый ответственный и сложный шаг. Тема должна отвечать целому ряду требований:

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

— быть связанной с жизненным опытом автора;

— опираться на ее хорошее зрительное представление автором;

— быть интересной автору и зрителю.

Тема может быть навеяна реальным пейзажем, произведением искусства (литературным произведением, музыкой, картиной и т.п.).

На втором этапе происходят сбор материала, наблюдения, анализ и выполнение быстрых набросков и зарисовок различных элементов пейзажа. Если мы хотим выполнить графический пейзаж на основе натурных наблюдений-зарисовок, то можно ограничиться зарисовками объектов и выбранного мотива с разных точек зрения. Если же мы решили создать живописное произведение, нам надо выполнить не только черно-белые наброски: необходимы небольшие цветные этюды природного мотива, выполненные в разное время суток и с разных точек зрения.

На третьем этапе выполняется серия эскизов, наиболее удачный из которых и станет прообразом картины. На этом этапе мы должны определить формат, количество элементов в композиции, общий тон и колорит, способы организации пространства и выявить композиционный центр.

Итак, на четвертом этапе выполняется с помощью выбранных материалов, средств и формы собственно пейзаж.

Таким образом, работая над пейзажем, педагог воспитывает в школьнике понимание и ощущение прекрасного, стремление активно создавать его и воплощать в действительность, расширяет познание учащихся, формирует мир их чувств, развивает и утверждает гуманистическое, человечное отношение к людям, к жизни, к природе.

1. Кириллова Л.С. Теоретические подходы к организации учебной деятельности будущих специалистов социальной работы // Гуманизация образования. — 2009. — № 3. — С. 37-41.

2. Белоцерковец Н.И. К вопросу об образовании подрастающего поколения в условиях поликультурного региона [текст] // Наука и современность -2014: сборник материалов XXVIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. — Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. — С. 81-84.

3. Неменский В.Н. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания / В.Н. Неменский. — М.: Просвещение, 2006. — 213 с.

4. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. -М.: Советская педагогика, 1976. — С. 22.

5. Беляев А.А., Новиков Л.И., Толстых В.И. Эстетика. Словарь. — М.: Политиздат, 1989. — 448 с.

6. Ильенков Э.В. Об эстетической природе / Э.В. Ильенков // Сборник вопросы эстетики. — М.: Просвещение, 1964. — С. 46-92.

7. Пилипенко В.Н. Пейзажная живопись / В.Н. Пилипенко. — СПб.: «Художник России», 1994. — 132 с.

8. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа: учебное пособие для студ. вузов / Н.П. Бесчастнов. — М.: ВЛАДОС, 2005. — 254 с.

9. Врублевская Н. Как рисовать пейзаж / Н. Врублевская. — М.: Астрель: АСТ, 2009. — 54 с.

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

Рассматриваются аспекты компетентностного подхода, содержание современного иноязычного процесса обучения в вузе, уточняется определение понятия « компетенция», дается характеристика основным компетенциям языкового образования.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, иноязычная, коммуникативная, культурно-языковая компетенции.

Глобальные экономические, геополитические и социокультурные изменения современного мира определяют модернизацию системы высшего образования, содержание которой направлено на подготовку компетентных и конкурентоспособных специалистов, обладающих профессиональными знаниями, навыками и умениями, готовых к решению поставленных задач в условиях полилингвальной и кросскультурной коммуникации во всех смыслах ее понимания. Решая проблему иноязычной подготовки студентов в контексте Болонской Декларации, необходимо в рамках дисциплин, связанных с изучением иностранных языков, развивать академическую и социальную мобильность будущих специалистов, способствовать расширению общенаучного и образовательного потенциала студента и формированию его полилингвальной личности.

Исходя из современных реалий, специалисту нужно не только владеть иностранным языком, но и решать поставленные задачи в полилингвальном пространстве межкультурной и профессиональной коммуникации. Владение иноязычной компетенцией стало обязательным критерием любой квалифицированной профессиональной деятельности. Прагматический подход в языковом образовании определяет и выбор языковой образовательной модели. В зависимости от целей обучения существуют следующие языковые модели обучения:

* Доцент кафедры Иностранных языков по техническим направлениям, кандидат педагогических наук.

Источник