Экологическое воспитание младших школьников в группе продл нного дня

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня

В настоящее время экологическое образование и воспитание в начальной школе становится всё более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание – проблема актуальная. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на Земле, которая определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления. Одна из причин такого положения – экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. В нашей стране разнообразная флора и фауна. В руках человека красота и богатство родной земли. Стремление извлечь сиюминутную выгоду, не думая об ущербе, наносимом природе и обществу, крайняя заниженность нравственных ценностей и многое другое указывает на низкую экологическую культуру взаимоотношения с окружающей средой.

Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Младший школьный возраст – этап формирования этих основ. Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя, воспитателя; выполнения предложенных правил поведения и обращения с представителями животного и растительного мира; эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т. д. ; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.

Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей система работы в начальной школе должна сочетаться с работой семьи в этом направлении. Ведь именно в семье закладываются основы гуманного отношения к природе. Семья даёт первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности в природе.

Ведущей тенденцией занятий в группе продлённого дня является интеграция. Она предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности (наблюдение, исследование, беседа, игра, экологические викторины и др.). Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.

Работа по экологическому воспитанию учащихся младших классов в группе продлённого дня предполагает решение ряда задач:

— расширение экологических знаний;

— повышение экологической культуры;

— развитие потребностей гармоничного общения с природой;

— обогащение кругозора детей;

— развитие наблюдения, внимания, памяти, мышления;

— развитие чувства сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира;

— привитие бережного отношения и любви к природе.

Для решения названных задач я спланировала занятия в группе продлённого дня по экологическому воспитанию, объединённые в цикл «Зелёная неделя».

Цикл занятий в ГПД «Зелёная неделя»

Экологические беседы

Экологические чтения

Экологические игры

^ Цикл занятий «Зелёная неделя»делится на пять разделов:

1-й– «Экологические беседы». Беседы расширяют экологические знания, формируют бережное отношение к природе. Во время бесед дети знакомятся с фактами исчезновения растений и животных, обсуждают истории правильного и неправильного поведения в природе, приобщаются к миру природы, к пониманию её ценности в жизни каждого человека, к пониманию своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме.

^ 2-й– «Экологические чтения». Это получение дополнительной информации экологического характера из художественных произведений В. Бианки, М. Пришвина, Л. Н. Толстого, С. Есенина, А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, В. Чаплиной и других. Для поэтов природа является источником вдохновения. Через стихотворение дети видят красоту природы. Рассказы и сказки учат бережному отношению к окружающему миру, развивают познавательный интерес к животным нашего края.

^ 3-й– «Экологические игры». Игра – важная форма экологического воспитания. Играя,ученики приобретают разнообразный опыт взаимодействия с природой: играя, они выполняют вполне конкретную природоохранную работу; играя, они усваивают правила поведения в окружающей среде; играя, они становятся добрыми, чуткими, отзывчивыми на чужую беду. Игра обогащает личный опыт учеников примерами позитивного взаимодействия с окружающей их средой. Игра интересна, увлекательна. Она насыщена образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти. Существует большое разнообразие игр экологического характера (игры-путешествия, познавательные игры, творческие игры, викторины и т. д.).

^ 4-й– «Час творчества». Большой эмоциональный всплеск дают занятия, на которых дети рисуют или что-то мастерят. На этих занятиях они учатся видеть и изображать красоту природы. Школьники включаются в творческую деятельность, результатом которой бывают их собственные рисунки, аппликации, коллективные работы.

^ 5-й– «Загадки природы». Расширению кругозора, развитию наблюдательности, мышления, сообразительности способствуют загадки. Существует множество народных и авторских загадок о живой и неживой природе, о временах года и явлениях природы. Также младшие школьники с большим удовольствием и с творческим подходом принимают участие в сочинении своих собственных загадок на экологическую тему.

Кроме этого необходимо помнить, что одним из важнейших условий формирования экологической культуры являются непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями природы. Большой и разнообразный материал для наблюдений дают прогулки. Ученики знакомятся с тем, что находится около школы и в соседнем парке, учатся наблюдать за природой.

Помимо традиционных форм экологического воспитания младших школьников в настоящее время получают широкое распространение такие инновационные формы, как природоохранные акции.

Снабжение учеников системой форм и методов воздействия на ребёнка, соответствующей возрастным особенностям младших школьников, комплексный подход к воспитательному процессу, организация взаимодействия ребёнка с окружающей средой, воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности школьника – условия, при которых экологическое воспитание обеспечит эффективное развитие экологической культуры личности.

^ План занятий цикла «Зелёная неделя» в 1 классе

Понедельник – «Экологические беседы»

Вторник – «Экологические чтения»

Среда –«Экологические игры»

Четверг –«Творческие занятия»

Пятница –«Загадки природы»

Беседа-диалог «Сентябринка в гостях у ребят».

В. Чаплина «Дружба».

Познавательная игра «Живая природа».

Рисуем «Мир красоты».

«Чудеса природы».

«Забота о животных».

Осень в творчестве А. С. Пушкина.

Игра-путешествие «По страницам Красной книги».

Коллективная работа – рисунок «Книга осени».

«Мы – друзья природы».

М. Пришвин «Хромка».

Почемучкина игра «Неизвестное об известном».

Коллективная работа – аппликация «Листопад в ладошках».

«Явления природы».

Беседа-диалог «Сбережём зелёную ель».

Г. Скребицкий «Кот Иванович».

Игра-путешествие «По лесным тропам».

Конкурс работ «Вальс снежинок».

«Времена года».

Познавательная беседа «В гостях у Лесовичка».

Зима в творчестве Сергея Есенина.

Игра-путешествие «Жуки приглашают в гости».

Конкурс рисунков «Зимний лес».

«Лесные загадки».

Познавательная беседа «Весёлый мир насекомых».

В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

Познавательная игра «Лукошко грибника».

Акция «Помогите птицам!» (изготовление кормушек).

«Подземное царство грибов».

«Природа и человек».

Л. Н. Толстой «Птичка».

Познавательная игра «Пернатые друзья».

Коллективная работа – аппликация «Скворцы прилетели».

«Экологическое ассорти».

«Таинственный мир подводного царства».

Весна в творчестве Ф. Тютчева.

Игра-путешествие «Щука, карп, пескарь и сом нас зовут в свой водоём».

Коллективная поделка «Аквариум».

«На кого похожа рыбка?».

«Краса Земли – цветы!».

Н. Сладков «Тень».

Познавательная игра «А знаете ли, вы…»

Акция «Моя школа – цветущий сад» (посадка цветов на школьных клумбах).

Творческая работа «Сочиняем загадки о Земле и её обитателях».

^ Беседа – диалог «Краса Земли – цветы».

Цели: расширять знания младших школьников о цветах, воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, развивать воображение, память, внимание, познавательные способности учащихся, расширять кругозор.

— Ребята, вы любите цветы?Что вам больше нравится: любоваться ими, дарить или рисовать цветы?

— Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Цветы всегда были любимы людьми. Даря их друг другу,они выражали свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение. Цветы всегда вдохновляли художников, поэтов, музыкантов. Давайте и мы ближе познакомимся с цветами, полюбуемся ими и, может быть, сами станем чуточку добрее, мудрее, красивее.

— Ребята, вы хорошо знаете цветы? А вот сейчас мы и проверим.

Есть одна игра для вас —

Я прочту стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте.

В траве густой, зелёной, он выглядит нарядно.

Но с пашен, как сорняк, он выгнан беспощадно.

Головка голубенькая, и длинный стебелёк.

Ну, кто ж его не знает? Ведь это … (василёк)

Золотая середина и лучи кругом,

Это, может быть,картина: солнце в небе голубом?

Нет, не солнце на бумажке,

На лугу цветок … (ромашка)

На солнечной опушке в траве стоит она.

Лиловенькие ушки тихонько подняла.

И тут поможет вам смекалка.

Все зовут цветок … (фиалка)

Подрастёт – нарядится в беленькое платьице.

Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.

А пока стоит одетый в жёлтый сарафанчик.

Все зовут его, ребята, просто … (одуванчик)

Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя.

Алыми … (гвоздиками)

Нам каждому весенняя природа дорога.

Ручьями распускаются холодные снега.

От снега очищаются и хвоя, и валежник,

И первый появляется в проталине … (подснежник)

(демонстрация иллюстраций цветов)

— Русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками, Морозом и Ветром, решила не пускать на Землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело Землю и открыло дорогу Весне. Поэтому подснежник считают первым цветком, встречающим весну.

Рассмотрите картину и скажите, почему этот цветок называют подснежником? Он первым появляется из-под снега. Подснежники. Этим именем часто называют все растения цветущие рано весной. Но настоящие подснежники растут в горных районах и встречаются редко. Они очень нежные и красивые.

Многие первоцветы – лекарственные растения. Собирая первоцветы, как лекарственные травы, человек часто вырывает их с корнем, нанося вред растениям, вытаптывает места их произрастания. Весной и летом вы иногда бываете в лесу, в поле, на лугу. Там растут красивые цветы. Люди собирают большие букеты первоцветов, ландышей, фиалок, колокольчиков (демонстрация иллюстраций цветов). А знаете ли вы, что многие из цветов всё реже и реже встречаются в природе? Сорвавший красивый цветок человек, наверное, не думает, что бессмысленно погубил еще одно растение исчезающего вида. И не знает, что на нашей планете в опасности уже 25 тысяч видов растений. Если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время – их надо беречь!

Читайте:  Какие природные зоны есть на Земле Карта список характеристика и фото

— Не рвите цветы, не рвите —

Пусть будет нарядной земля,

А вместо букетов дарите

И ромашковые поля!

«Сказка о ромашках».

— А сейчас я предлагаю вам перенестись на 100 лет вперёд и послушать, какая печальная история произошла с девочкой Машей и мальчиком Мишей.

Однажды в саду около дома они увидели какой-то неизвестный цветок, похожий на солнце с белыми лучиками. Никто не мог объяснить происхождение удивительного цветка. Подумали даже, что семечко его прилетело из Космоса на летающей тарелке. И только старенькая бабушка, которой было почти 100 лет, вспомнила, что этот цветок называется ромашкой. Когда-то на Земле были огромные поляны, сплошь покрытые ромашками. Цветы были очень красивы, и люди рвали их, делая пышные букеты. А ромашек становилось всё меньше и меньше. Потом они исчезли совсем. Чудом сохранившаяся одна ромашка и вызвала такое удивление у людей.

Вот, что может случиться, если мы не будем беречь полевые цветы. Очень многие растения исчезают с лица Земли, в первую очередь с красивыми цветками. Давайте беречь родную природу! Тогда не придётся заносить в Красную книгу всё новые и новые растения.

— Ребята, а помните ли вы, что такое Красная книга? Это книга, в которой перечислены растения и животные, охраняемые государством и которые должны беречь и вы. «Красной» книгу назвали потому, что красный цвет – цвет опасности и тревоги за всё живое на Земле, будь то огромное животное или маленький цветок. В этой книге есть редкие и охраняемые растения нашей страны. Только в Подмосковье более 300 видов исчезающих растений. С каждым годом скудеют краски наших пригородных лесов, лугов, прудов и речек. Уже редко встретишь на тенистых лесных полянах прекрасный персиколистный колокольчик. Бесполезно, вероятно, искать в сосновом бору легендарную сон-траву. А в тихих заводях рек уже не растёт белоснежная кувшинка. Цветы исчезают, и мы, теряя их, теряем красоту.

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понятно было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное «стой!»,

Нам казалось всё мало, всё мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обречённо глядел василёк,

Безнадёжно гвоздики глядели…

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у цветов

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди плачут

И росу роняют на песок.

Давайте подведём итог нашей беседы:

— Какие цветы вы знаете?

— Какие цветы растут на школьной клумбе, у вашего дома?

— Назовите цветы, которые занесены в Красную книгу.

— Что нужно делать, чтобы сохранить исчезающие цветы, чтобы каждую весну и каждое лето они радовали нас своим пёстрым хороводом?

— Расскажите стихотворения о цветах, которые вы знаете, спойте песню о цветах.

1. Александров Б., «О чём рассказывали цветы». М., 1996г.

2.«Внеклассные мероприятия», Вако, М. ,2007г.

3. Домбек С. О., Лебедева Н. В. «Классные классные дела в начальной школе». Сфера, М., 2007г.

4. Плешаков А. А. «Зелёные страницы». Просвещение, М. ,2005г.

Консультация «Агрессия младших школьников» В последнее время родители стали чаще обращаться за консультацией «Ребенок агрессивен, что делать?». И действительно, возраст проявления.

Опыт работы «Патриотическое воспитание младших школьников» «Воспитание чувства любви к Родине начинается с того времени, как ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир. » В. Сухомлинский.

Консультация «Экологическое воспитание младших дошкольников» Экологическое воспитание младших дошкольников является очень актуальной темой в настоящее время. Это период закладывания фундамента представлений.

Правовые технологии воспитания младших школьников На основе общего представления о социально-правовых явлениях и путемвоздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы правосознания.

Презентация «Экологическое воспитание младших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности» Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты: • разнообразные циклы наблюдений в повседневной.

Развитие продуктивного мышления младших школьников в условиях группы продленного дня. МБОУ «Магистральнинская средняя общеобразовательная школа №22» Развитие продуктивного мышления младших школьников в условиях группы продленного.

Стихи для младших школьников. «Декабрь» Декабрь Ясным, нежным, снежным днем К нам пришел декабрь. Тосковали мы о нем, Хмурился ноябрь, А декабрь снежком укрыл Крыши и забор,.

Экологическое воспитание младших дошкольников в детском саду и дома Ранний возраст самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире и привитие любви.

Экологическое воспитание младших дошкольников Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении следует с момента прихода детей в ясельную или первую младшую. Главным обстоятельством.

Экологическое воспитание младших дошкольников средствами детской литературы Экологическое воспитание младших дошкольников средствами детской литературы (фольклорная сказка «Теремок» и ее литературные обработки)[/h3].

Источник

Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня (ГПД). Как организовать прогулки со школьниками.
статья по теме

— обеспечивать двигательную активность детей на воздух.

Процесс воспитания, направленный на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, создаёт предпосылки социальной адаптации ребёнка. На прогулке проводятся запланированные в группе беседы. Обычно это короткие беседы по подобранной специально иллюстрации, интересной статье, рассказу в газете. Правильно построенная беседа создаёт возможность не только дать детям определённые знания или закрепить их, но и развивает мышление, т.е. учит производить анализ, сравнение, обобщение, организовывает внимание.

Прогулка – это одна из форм отдыха воспитанников в группе продленного дня. Выделяют разнообразные виды прогулок, что дает педагогу возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и правилами, которым необходимо следовать. Прогулка может прерываться остановками для кратковременного, спокойного отдыха или же, наоборот, быть насыщенной подвижными играми и развлечениями.

Виды прогулок и их организация в ГПД:

1 Прогулка-наблюдение за

• сезонными изменениями в природе;

• особенностями растительного мира;

• жизнью домашних и диких животных;

2 прогулка-задача, направленная на решение какой-нибудь практической

задачи. Например, предлагается определить:

3 прогулка-поиск, во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать:

• природный материал для гербария, коллекции и т.д.

4 прогулка-поход на

5 прогулка-фантазия должна представить возможность:

• изготовить поделку из природного материала;

• сплести венок, корзину;

• составить букет из листьев, цветов, веток;

• придумать рассказ, составить описание.

6 прогулка-экскурсия, ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи.

Познакомить и показать:

• различные предметы и объекты;

• редкие цветы, деревья, кустарники;

• заметить «следы» хорошего или плохого поведения человека.

предусматривает закрепление знаний и умений

• по правилам дорожного движения;

• по технике безопасности;

• по трудовым навыкам;

• по культуре поведения.

8 комбинированная прогулка проводится в сочетании с

Прогулка проводится ежедневно после обеда и до самоподготовки. Ее продолжительность — 1,5 часа. поведения, воспитанности к осознанию и усвоению простых норм нравственности.

Примерные беседы на прогулках:

Тема: «Этические нормы общения» беседы: «Кто он-воспитанный человек?», «Что такое здоровый образ жизни?».

Тема: «Основы этикета» беседы: «Что такое этикет?», «Добрый день здравствуйте!».

Тема: «Нормы отношений с окружающими» беседы: «Мы-друзья природы», «Эмоции и здоровье». Беседа по теме: «Правила поведения на природе».

Краткая формулировка правил поведения на природе:

1 Нельзя ломать ветви деревьев и кустарников.

2 Не повреждай кору деревьев.

3 Не рви цветов на лугу. Пусть красивые растения и цветы остаются в природе.

4 Съедобные ягоды собирай так, чтобы не повреждать веточек.

5 Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.

6 Не разоряй птичьи гнёзда.

7 Не шуми в лесу и в парке.

В заключение ещё раз об этапах проведения прогулки.

— Подготовку к прогулке начинать с анализа ранее проведенных прогулок, с тем, чтобы намеченная прогулка не походила на предшествующую.

— Определить цель и вид прогулки, наметить маршрут. Если маршрут не знаком, внимательно изучить его, во избежание каких-либо неожиданностей.

— Зная силы и возрастные возможности детей, установить время прогулки, расстояние, места временного отдыха, объекты наблюдения. В расчёт брать время года, погоду, особенности местности.

— Наметить виды деятельности детей, определить, какие черты личности, характера, поведения будут формироваться, и корректироваться, какие взгляды и мысли будут переданы детям во время прогулки.

Прогулку нужно начинать с сообщения по технике безопасности, если есть необходимость, дать поручения отдельным воспитанникам, распределить обязанности. Затем наблюдаем за одеванием и организованным выходом из школы, напомнить группе о правилах поведения на улице и сообщить маршрут. Назначив из числа детей направляющих и замыкающих, выбрать место среди детей с таким расчётом, чтобы было удобно наблюдать за ними, и в любой момент можно было бы приостановить движение.

При движении по маршруту проводить индивидуальные или групповые беседы с детьми. Делать остановки для того, чтобы обратить внимание группы на тот или иной объект. Если требуется ответить на вопросы детей, так же делать периодические остановки. Общение со всеми детьми обязательно по всем вопросам. Любой вопрос воспитанника требует ответа, всякое слово – внимания. Раз отмахнулся, другой раз не ответил, а потом уже и не подойдут, не захотят поделиться. При планировании учитывать, что прогулки проводятся регулярно. Поэтому они должны быть разнообразны, использовать различные виды, вносить элементы новизны.

Во время прогулок проходит развитие эмоционально-волевой сферы (через игру), развивается воображение с переходом в действие развития мыслительной деятельности, познание отдельных предметов через трудовые навыки (составление буклетов лекарственных растений, сбор листьев) и т.д.

Работа направлена на оздоровительные мероприятия, на отношения между детьми, на развитие и коррекцию поведения. Необходимо развивать доверительные отношения друг к другу и взрослым. Используя хорошую погоду, нужно проводить профилактические мероприятия по обучению здоровому образу жизни. Чем больше дети на воздухе, тем больше двигаются, бегают, играют в подвижные игры, тем больше развивается опорно-двигательный аппарат.

Читайте:  Как стать магом в реальной жизни

Список литературы

1 Игры и развлечения в группах продлённого дня. Г. П. Богданов. – М.:

2 Продлённый день в школе. – М.: Просвещение, 1984

3 Газман О. С. Проблема формирования личности школьника в игре. Педагогика и

Источник

Методические рекомендации по организации прогулок в режиме продленного дня

Нажмите, чтобы узнать подробности

В режиме продленного дня занятиям детей на воздухе ежедневно отводится 2 часа. В практике работы групп продленного дня воспитатели нередко допускают большую ошибку, считая, что прогулки – это неуправляемый, свободный отдых детей на воздухе, когда каждый может выбирать себе занятие сам, а задача воспитателя – обеспечивать надзор и профилактику травматизма. Иные воспитатели полагают, что прогулки, как главное средство борьбы с гиподинамией имеют только оздоровительной значение, и поэтому организуют лишь игры в мяч, спортивные эстафеты и т.д.

Прогулка – это педагогически организованная форма активного отдыха детей. Она решает задачи восстановления умственной работоспособности, расширения кругозора детей, развитие их познавательных интересов, воспитание нравственных взаимоотношений, дисциплины в коллективе. Действительно, оздоровительная задача прогулки является ведущей, определяющей, но реализуется она в сочетании с разнообразными проявлениями познавательной, художественной, общественно-политической деятельности школьников в различных играх, в общении детей, в их творчестве.

Система прогулок в режиме продленного дня.

Прогулка – это занятие на воздухе, то есть за пределами школьного помещения, в тесном общении с природой, с людьми, друг с другом и воспитателем в иной, более естественной обстановке. Именно на прогулке создается уникальная по своим воспитательным возможностям ситуация реальной связи личности ребенка с жизнью в различных ее проявлениях. Прогулка независимо от ее вида имеет определенную методическую структуру.

1. Организационный момент. Он включает одевание детей (воспитатель должен проследить, чтобы дети оделись по сезону и в соответствии с деятельностью на прогулке), инструктаж о времени и цели прогулки, о правилах поведения и технике безопасности, о распределении конкретных поручений. Такую вступительную беседу-инструктаж лучше проводить во дворе школы.

2. Движение по намеченному маршруту и выполнение предусмотренных заданий, организованное наблюдение, беседа воспитателя по теме прогулки.

3. Краткое подведение итогов прогулки.

4. Раздевание детей.

Если цель и содержание прогулки требует организации игр, следует заранее позаботиться о площадке. Можно использовать спортивную площадку. Для проведения прогулок, также необходим инвентарь: санки, лыжи, мячи, скакалки и т.д.

За основу типологии прогулок нужно взять ту ведущую деятельность, с помощью которой в данной прогулке решаются основные оздоровительные, воспитательные, образовательные и развивающие задачи.

Прогулка – наблюдение.

Ее основное содержание чаще всего связано с целенаправленными наблюдениями школьников за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного и животного мира. Место ее проведения – школьный сад, ближайший сквер, парк, зеленая зона недалеко от школы. Уже по дороге воспитатель обращает внимание детей на то, какие деревья и кустарники встречаются по пути, какие птицы остаются зимовать. Эта прогулка может включать элементы игры. Например, можно провести конкурс: «Кто самый наблюдательный?». Воспитатель предлагает каждому ученику за пять минут заменить вокруг и запомнить, как можно больше видов деревьев, кустарников, цветов. Конкурс можно усложнить заданием: «Кто лучше расскажет о названных деревьях и кустарниках?».

Во время этой прогулки может быть организовано наблюдение не только за явлениями природы, но и за трудом людей.

Прогулка – практикум.

Такие прогулки используются для отработки, закрепления жизненно необходимых навыков, например следования определенным правилам культуры поведения, правилам уличного движения.

Во время прогулки воспитатель создает специальную педагогическую ситуацию, в которой школьники должны действовать в соответствии с правилами, организует контроль, анализирует и оценивает действия детей. Например, дети учатся переходить улицу с оживленным движением транспорта, определяют самую удобную дорогу к школе.

Прогулка – задание.

Содержание этой прогулки определяется задачами общественной жизни группы продленного дня. Младшие школьники получают задание. Выполнение задания – занимает иногда две-три прогулки. Деятельность школьников в ходе таких прогулок станет основой подготовки к школьному празднику. Примерные варианты путевок заданий могут быть следующие. «Узнать и побывать», «Улицы, переулки, площади вокруг нашей школы. Почему они так названы?». Достопримечательности в районе нашей школы (исторические, культурные, производственные). Сделать рисунки, фотографии. Задание для прогулки может быть дано и в зашифрованном письме или «секретном» пакете от вымышленного героя, персонажа известной сказки. Например план прогулки «Операция «Клад»». Она обеспечивает двигательную активность детей на воздухе, развивает наблюдательность, умение ориентироваться на местности, воспитывает чувство коллективизма, товарищества.

Готовясь к прогулке, воспитатель определяет маршрут игры-поиска, находит места для промежуточных заданий на этапах, готовит красочный конверт с письмом, пакеты с заданиями и сам «клад»- набор книжек из серии «Мои первые книжки», «Читаем сами».

Перед началом прогулки дети собираются в школьном дворе. Воспитатель объявляет, что получено письмо от Буратино. Дети читают его:

«Дорогие ребята! Я узнал, что в группе продленного дня вы дружно и весело живете,

Хорошо учитесь. Любите читать, рисовать, отгадывать загадки. Вот и я решил сделать вам подарок. Но найдете вы его сами. И так, объявляю операцию под названием «Клад Буратино». Встаньте спиной к школе. Перед собой вы увидите забор. В ближнем левом углу около забора вы найдете записку, из которой вы узнаете следующее задание. Желаю удачи! Пусть вам поможет дружба».

Ваш друг Буратино.

По маршруту поиска в «тайниках» разложены пакеты с заданиями. Некоторые из них могут быть зашифрованы ребусами или цифрами. Примерные варианты заданий.

«Сделайте 10 шагов вправо, повернитесь налево, пройдите 40 шагов. Здесь увидите металлический предмет на букву «Т», в нем -дальнейший путь движения». Справка от школы вниз ведут ступеньки. Спуститесь по ним. Увидите несколько деревьев. Найдите среди них тополь. Встав лицом к школе, отсчитайте от нее 25 шагов и ищите серый камень, похожий на черепаху. Под ним – пакет», «На спортивной площадке вас ждет пятиклассник Максим. Кто правильнее и быстрее отгадает его загадки, получит следующий пакет». Посмотрите, не отстал ли кто-то из ребят на маршруте «Теперь идите в восточную часть двора. Подумайте, как узнать, где находится восток», «вот вы у цели! Молодцы! Аккуратно достаньте из углубления, прикрытого листьями, подарок. Пусть он поможет вам жить весело и интересно. Буратино»

Прогулка – экскурсия.

Ее назначение — познакомить младших школьников с историей своего края (района, поселка), расширить представления о видах производительного труда взрослых. Такие задачи решают, например, прогулки-экскурсии к мемориальной доске или памятнику. Можно совершать прогулку на стройку.

Прогулка – творчество.

Основная задача этого вида прогулок – вызвать у детей эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность. Наибольшая творческая активность младших школьников возникает в общении с природой. Этому способствует высокохудожественный рассказ воспитателя о наблюдаемых явлениях природы, чтение стихов.

Во время такой прогулки дети могут делать зарисовки с натуры, составлять композиции из цветных камней, букеты из осенних листьев, лепить из снега забавные скульптуры. Общение с природой может вылиться в коллективное сочинение сказки. По такой прогулке полезно провести в классе выставку осенних букетов. Конкурс на лучший рисунок или даже «Праздник творчества».

Прогулка – развлечение.

Забывать об этом виде прогулок, лишать младших школьников возможности повеселиться, позабавиться, попеть, пошутить, было бы педагогически неверно. Во время такой прогулки нужно организовывать массовые подвижные игры, веселые состязания, хороводы. Ритмические музыкальные игры. Разгадывание занимательных задач, шарад, показ фокусов во время дождя под навесом.

Проведение прогулок требует тщательной подготовки воспитателя. Очень важно, чтобы воспитатель не жалел времени и усилий для привлечения к сотрудничеству родителей.

Только педагогически осмысленная система прогулок может стать органической частью целостного учебно-воспитательного процесса в режиме продленного дня. Наряду с системой уроков, самостоятельной учебной работой, творческими занятиями она определяет многообразные отношения младших школьников к окружающему миру, к людям, к самим себе.

Источник



Виды прогулок в ГПД

Прогулка — это активный отдых на воздухе в тесном общении с природой, людьми на улице, друг с другом и с воспитателем в иной, более естественной обстановке, что дает возможность воздействовать на формирование у ребенка общей культуры, социальное и личностное развитие, наблюдая за ним во внешкольной обстановке.

Умеренные физические нагрузки, которые получают дети во время прогулки, повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и поэтому являются важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний. При этом активизируются буквально все физиологические механизмы защиты иммунитета. Все это эффективно лишь тогда, когда ставится задача укрепления здоровья и обеспечения гармоничного развития ребенка при соблюдении некоторых условий:

• движения должны быть разнообразны по форме и характеру;

• физические нагрузки должны даваться с учетом растущего организма;

• занятия должны быть эмоционально насыщенными, что можно достичь в первую очередь применением подвижных игр.

Чтобы после занятий в классном помещении прогулка давала детям ощущение свободы, но вместе с тем воспитатель имел возможность держать ситуацию под контролем, стоит ввести в обиход «законы прогулки», например:

• «закон сигнала» — придумать такой сигнал, услышав который дети должны оставить свои занятия и бежать на место сбора;

• «закон круга» — яркий атрибут, поднятый воспитателем вверх, означает «встать в круг возле меня». Круг необходим, когда понадобится в ходе прогулки рассказать что-то инте

ресное, дать краткий инструктаж перед игрой или подвести итог прогулки;

• «закон разведки» требует выйти из школы и вернуться в нее тихо, как разведчики, не нарушая школьной тишины.

За основу типологии прогулок берут ту ведущую деятельность, в рамках которой в данной прогулке решаются основные оздоровительные, воспитательные и развивающие задачи.

Прогулка-игра

Дети гуляют на школьном дворе. Но для проведения игр нужна площадка. Можно использовать типовую спортивную площадку школы, но лучше для групп, а тем более классов продленного дня в начальной школе, найти специальную игровую площадку с навесом или беседкой от дождя, качелями, спортивными снарядами, подходящими младшим школьникам по росту, полосой препятствий (разнообразные опоры, многоярусные конструкции, на которых можно висеть, раскачиваться, с которых можно спрыгивать). Для проведения прогулок также необходим инвентарь: санки, лыжи, мячи, скакалки и др.

Читайте:  Синие и голубые тюльпаны 31 фото бывают ли они в природе Как покрасить тюльпаны в синий цвет

Прогулка вне территории школы

Один из вариантов — прогулка по определенному маршруту. Он прокладывается по пересеченной местности, в жилом массиве и за его пределами. Полезно совершать прогулку с детьми около необычных объектов, которые оставляют в памяти яркие воспоминания. В целях изучения микрорайона можно составить разные по продолжительности маршруты. Расстояния, преодолеваемые на прогулке, могут быть значительными. Для учащихся начальной школы рекомендована следующая протяженность маршрутов:

• для первоклассников — 2—2,5 км;

• для второклассников и третьеклассников — до 4 км ;

• для четвероклассников — более 4 км .

Прогулка-наблюдение

Основное содержание такой прогулки, чаще всего, связано с целенаправленными наблюдениями младших школьников за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного мира, жизнью домашних и диких животных, трудом и отдыхом людей. Местом ее проведения могут быть школьный сад, ближайший сквер, парк, зеленая зона недалеко от школы.

Темы прогулок-наблюдений:

• «Птицы, что рядом с нами живут».

• «Удивительное — рядом» (о растениях).

• «Кто в парке живет, что в парке растет?»

По дороге воспитатель просит детей обратить внимание на то, какие деревья и кустарники растут вдоль улицы, какие птицы зимуют в городе. Прогулка может включать элементы игры, например конкурс «Кто самый наблюдательный?». Воспитатель предлагает за 5 минут (время засекает по часам) каждому ученику заметить вокруг и запомнить как можно больше видов деревьев, кустарников, цветов. Конкурс усложняется заданием: кто лучше расскажет о каком-то дереве, кто вспомнит произведения о деревьях и кустарниках.

Объектом наблюдения детей полезно делать обыденные явления, на которые они часто не умеют реагировать. Обратите внимание детей на снег. Какой он? (Мокрый, тяжелый, скрипучий от мороза, грязный, сверкающий на солнце.) От чего это зависит? Такие наблюдения позволяют детям лучше чувствовать природу, понимать закономерности ее изменений.

Наблюдение за трудом людей заставляет детей задуматься о важности повседневного труда, о работе своих родителей.

Прогулка-задание

Содержание прогулки-задания определяется задачами общественной жизни школы или планами клубной работы группы продленного дня. Задание школьники получают в виде письма от сказочных героев, старших школьников. Они могут быть адресованы всей группе или каждой микрогруппе отдельно. Выполнять задания иногда приходится в течение двух-трех прогулок.

Варианты заданий:

• «Улицы, переулки вокруг нашей школы — почему они так названы?»

• «Достопримечательности в районе нашей школы (исторические, культурные, производственные). Узнать и подготовить рассказ».

• «Определить виды деревьев и кустарников зеленой зоны нашего микрорайона. Начертить план, собрать гербарий, рассказать о любимом зеленом уголке».

• «Подготовить фотовыставку «Любимый город» («Любимый район»),

• «Опасные зоны микрорайона. Узнать и подготовить рассказ».

Разновидностью прогулки-задания является прогулка-задача, направленная на решение какой-нибудь практической задачи. Например, предлагается определить расстояние, величину предмета, высоту предмета, его цвет, направление и скорость ветра.

Прогулка-поиск

Во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать лекарственные травы, семена деревьев, природный материал для гербария, коллекции и т. д. При этом, прежде чем дети пойдут искать, они должны разгадать загадку или найти в предложенном тексте название того, что должны искать. По окончании дети могут придумывать интересные истории о своих находках, названия для них, составлять гербарии в виде картины, панно, букетов.

Как вариант, можно воспитателю заранее спрятать на территории, где будет проходить прогулка, какие-то предметы. Во время прогулки дети должны их найти, пользуясь маршрутным листом, на котором представлен план территории с отметкой, где находится предмет.

Пример прогулки-поиска «Операция "клад"». Эта игра может иметь множество вариантов и меняться в зависимости от реальных условий и творчества воспитателя.

Первое — подготовка к прогулке:

• определение маршрута игры-поиска;

• предварительное изучение мест и объектов промежуточных заданий на этапах;

• подготовка оборудования: красочного конверта с письмом от кота Матроскина и Шарика, пакетов с заданиями на этапах (эти пакеты заранее прячут на маршруте поиска), «клада» — набора карандашей, фломастеров, альбомов и пакета с конфетами.

Проведение прогулки: дети собираются на школьном дворе, на постоянном месте сбора, разделяются на микрогруппы. Воспитатель объявляет, что получено необычное письмо из Простоквашино от кота Матроскина и Шарика:

«Дорогие ребята! К нам в Простоквашино пришло письмо из вашей школы. Из него мы узнали, что в вашей группе продленного дня ребята дружные, веселые, вы любите читать, решать задачи, рисовать. Вот мы и решили сделать вам подарок. Но найти вы его должны сами.

Объявляем начало операции под кодовым названием «клад»!

Встаньте спиной к школе. Справа вы увидите клумбу. В ближнем правом углу клумбы, поддеревом, вы найдете записку, из которой узнаете следующее задание.

Желаем удачи! Пусть вам поможет дружба!

Ваши друзья — кот Матроскин и Шарик».

По маршруту поиска в тайниках разложены пакеты с заданиями.

Задание 1. Сделайте 20 шагов вправо, заверните за угол школы, пройдите вдоль стены, поверните направо. Здесь спрятан пакет. В нем план дальнейшего движения.

Задание 2. Справа от нашей школы дорожка к школе № 1. Пройдите по ней. У забора увидите большое дерево. Отсчитайте от него вправо 30 шагов и ищите коробку из-под конфет. В ней пакет.

Задание 3. Не удивляйтесь, что в пакете номер телефона библиотеки школы. Чтобы узнать свой дальний маршрут, нужно позвонить библиотекарю.

Задание 4. Его дает библиотекарь.

А) Молодцы! Вы не только правильно набрали номер телефона библиотеки, но и не забыли поздороваться, представились и вежливо объяснили свою просьбу. Быстро на детскую площадку во дворе на ул. Полярников, в домике для игр вы найдете следующий пакет.

Б) Ваш маршрут удлиняется, и все потому, что вы очень спешили и были недостаточно вежливы с человеком, который вас ждал на вахте. Вот ваше задание: идите к скамейке на игровой площадке в парке им. Бабушкина, встаньте к ней спиной, сделайте от этого места 15 шагов вперед, поверните налево, пройдите вдоль стены, на углу найдете пакет с новым заданием.

Задание 5. На мостике у речки в парке вас ждет шестиклассник Ваня. Кто быстрее отгадает его загадки, получит следующий пакет. Посмотрите, не отстал ли кто-либо из ребят на маршруте?

Задание 6. А сейчас быстрым шагом в восточную часть парка. Подумайте, как узнать, где находится восток. Посмотрите внимательно на деревья, траву, вспомните, в какие окошки школы утром заглядывает солнце. Примените свои знания, полученные на уроках по курсу «Окружающий мир».

Задание 7. Воспитатель читает: «Вот вы у цели! Молодцы! Внимательно осмотрите площадку. Найдите углубление, прикрытое листьями. Достаньте наш подарок. Кот Матроскин и Шарик». Дети находят пакет с набором карандашей, фломастеров, альбомов и сладостей.

Подведение итогов прогулки. Командиры сдают рапорт микрогрупп о прохождении маршрута, о причинах успеха и неудач на отдельных этапах.

Прогулка-развлечение дает возможность повеселиться, позабавиться, попеть, пошутить. Зимой это веселое катание с ледяной горки, штурм снежной крепости, изготовление фигурок из снега, забавные состязания «Скоморошьи потешки», «Петушиные бои». Во время дождя прогулка проходит под навесом. В это время можно решать занимательные задачи, разгадывать шарады, показывать фокусы, проводить малоподвижные игры, например «Пустое место», «Достань кольцо».

Прогулка-фантазия предоставляет детям возможность:

• изготовить поделку из природного материала;

• сплести венок, корзину;

• составить букет из листьев, цветов, веток;

• придумать сказку, стихотворение, рассказ.

Определяющая задача этого вида прогулок — вызвать у детей

эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность. Наибольшая творческая активность младших школьников возникает в общении с природой.

Во время прогулки дети делают зарисовки с натуры, представляя себя настоящими художниками, мастерят поделки из природного материала, составляют композиции из цветных камней, букеты из осенних листьев, рисуют цветными мелками на асфальте, лепят из снега забавные скульптуры. Если на игровой площадке есть песочница, дети могут мастерить из него крепости, замки. Весной, когда появляются лужи и бегут ручейки, дети строят флотилии и пускают кораблики.

В конце прогулки для формирования регулятивных универсальных учебных действий объявляется конкурс на лучшее описание выполненной композиции, коллективно сочиняют сказки, организуют выставки осенних букетов, конкурсы на лучшие рисунок, поделку.

Темы прогулок-фантазий:

• «Есть в осени первоначальной. »

Прогулка-показ дает возможность формировать у детей умения анализировать, сравнивать, делать выводы, предположения. Для этого используются местные достопримечательности, различные предметы и объекты, редкие цветы, деревья, кустарники. Воспитатель заранее продумывает проблемные вопросы, на которые дети должны будут найти ответ в процессе такой прогулки.

Прогулка-практикум закрепляет знания Правил дорожного движения, умение ориентироваться, трудовые навыки детей.

• «Правила поведения в природе».

• «Правила поведения в транспорте».

• «Культура поведения на улице».

Такие прогулки используют для отработки, закрепления жизненно необходимых навыков, например следования определенным правилам культуры поведения, правилам уличного движения, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях (при пожаре, наводнении, отравлении различными веществами, террористическом акте).

Во время прогулки воспитателем создается ситуация, в которой школьники должны действовать в соответствии с правилами, организуется самоанализ детьми своих действий. Подобные прогулки помогают детям понять целесообразность поведения людей в различных ситуациях, помогают избавляться от страхов, тревожности.

Спортивные игры во время прогулки

Во время прогулки дети играют в спортивные игры: хоккей, футбол, баскетбол, волейбол, проводятся веселые эстафеты («Линейная эстафета с бегом», «Встречная эстафета», «Бег с ведением мяча», «Слалом с мячом»), прыгают со скакалками, катаются на санках, лыжах и коньках.

При проведении физических упражнений, подвижных, народных и спортивных игр нужно придерживаться правила постепенного повышения физической нагрузки и снижения ее в конце занятий. В заключительной части можно использовать ходьбу с различными движениями рук и игры малой интенсивности.

Оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями и подвижными играми, помимо других условий, во многом зависит от правильного дозирования нагрузки. Следует внимательно следить за проявлением внешних признаков утомления учащихся.

Источник