Экологические условия возникновения человечества

Вопрос 23.Природные предпосылки возникновения социума и человека. Антропосоциогенез: это одновременное возникновение человека и общества как единый процесс.

Антропогенез — это процесс формирования человека от антропоида (исходного предкового вида) к человеку разумному.

Видимым результатом антропосоциогенеза является трудовая деятельность.

Качества, необходимые для возникновения субъекта деятельности?

Во-первых, у него должна была возникнуть способность к формированию идеальных образов объектов и образов действий с объектами, то есть способность мыслить

Во-вторых, он должен был иметь органы, с помощью которых можно осуществлять трудовую деятельность.

В-третьих, у него должна была появиться способность передавать каким-либо образом свои мысли, знания другим, ибо труд по необходимости являются коллективной формой активности.

Теории и гипотезы возникновения человека: симиальная, космическая, теософская, теологическая и др.

Симиальная теория антропосоциогенеза утверждает, что человек произошёл от древних антропоидов — общих предков человека и человекообразных обезьян, что стало результатом реализации возможностей, созданной длительной эволюцией живого.

Предпосылки формирования человека

Природные предпосылки:

• стадная форма обитания антропоидов, как предшественницу человеческой общины;

• определённая телесная организация предков человека, позволившую им путём перехода к прямохождению освободить одну пару конечностей от функции передвижения и приспособить её к выполнению трудовых функций;

• развитая нервная система предлюдей, сложный по структуре головной мозг, развитие первой сигнальной системы;

• особые географические и климатические условия.

Когда приспособительные возможности организма были исчерпаны, дальнейшее развитие способов взаимодействия со средой могло осуществляться только путем внесения изменений в среду. Но это выходит за пределы биологической формы движения материи и, следовательно, возможно только под воздействием качественно новых факторов — факторов социогенеза.

Социальные предпосылки:.

1. Трудовая деятельность. Благодаря ей человек выделился из природы, трансформируя постепенно действие биологических факторов эволюции. Появились настолько развитые животные, что они оказались в состоянии догадаться не выбросить палку, камень и т. п., случайно применённые в качестве средств усиления собственных органов, а использовать эти предметы в типичных ситуациях и впредь.

2. Возникновение языка и речи. Применение простейших орудий естественным образом привело к необходимости разработки определённых форм закрепления и передачи накопленного опыта, то есть к возникновению языка и речи. Язык — это социальное средство хранения и передачи информации. Речь — это специфически человеческий способ коммуникации.

Наряду с этим так же объективно развивался процесс ослабления механизмов инстинктивной регуляции поведения, что снижало непосредственную приспособленность к среде обитания. Эти две группы обстоятельств создали объективную потребность в возникновении третьей предпосылки.

3. Жизнь в обществе. Всё большая степень сплочения стада обеспечивала повышение эффективности борьбы его членов за существование. Возрастающая сплочённость требовала и создавала возможность развития средств общения, прежде всего членораздельной речи

Таким образом, важнейшей чертой антропосоциогенеза является его комплексный характер,то есть единое и системное действие биологии, трудовой активности и социальности.

Вопрос 24.Язык, коллективность и труд – как факторы социоантропогенеза. 1) Труд как совместная деятельность людей по производству орудий труда, а не простому использованию подручных средств; передача орудий и способов их изготовления по наследству. Только человек способен изготавливать орудия с помощью других, ранее изготовленных орудий. Процесс изготовления включает в себя момент творчества как создания нового (творческая активность – специфически человеческая черта).

2) Речь как социальная предпосылка появления сознания. Все животные обладают средствами обмена информацией. Язык же – это не первая, а вторая сигнальная система (сигнал сигналов). Только язык может воспроизводить ситуации прошлого и прогнозировать будущее. Общение же животных ограничено контекстом ситуации. Язык – это сложная система материальных знаков.

Неправильно задавать вопрос: что возникло раньше – труд, язык, общество, человек, сознание? Психика, орудийная деятельность, сигнальная деятельность совершенствовались во взаимодействии, что стимулировалось необходимостью выжить, найти свою экологическую нишу.

3) Еще одна необходимая предпосылка происхождения сознания – это совершенствование социальной организации сообществ, общения, ибо сознание – это всегда со-знание, совместное знание, т.е. оно носит общественный характер. Отношения начинали регулироваться запретами (табу), формировавшимися традициями, обрядами и т.п. Развивались ремесла, земледелие, торговля, усложнялись общественные отношения. Общественные отношения выступают в форме норм, правил поведения и они поощряют одни действия и запрещают другие – опасные для жизни человека и общества. Сознание дифференцируется на такие формы общественного сознания как религия, мораль, искусство, позже – философия, наука, политика, право.

Вопрос 25. Духовная жизнь общества. Уровни и формы общественного сознания. Духовность представляет собой сверхчувственную, сверхрациональную реальность, в которой специфически трансцендентным образом отражается мир, космос, душа, идеальное, их внутренняя и внешняя гармония.

Духовная жизнь общества – это философская категория, в которой отражается реальный процесс жизнедеятельности людей, связанный с производством духовных ценностей в ходе духовного общения людей, направленного, в конечном счете, на удовлетворение ими духовных потребностей.

В содержательном отношении в духовную жизнь общества входят духовное производство, духовное общение и духовные потребности.

а) Духовное производство – это особого рода деятельность людей, направленная на познание явлений природы и общества, на создание частных, общих и всеобщих представлений, идей, теорий о мире. б) Духовное общение – это процесс коммуникативных связей между людьми в системе образования и воспитания, в системе производства и воспроизводства и передачи информации (радио, печать, телевидение, кино, театр и другие зрелищные мероприятия)

в) Духовные потребности – есть не что иное как мотивы человеческой деятельности, побуждающие к духовному процессу и творчеству, детерминируемые, в конечном счете, интересами людей. Таким образом, духовная ж изнь общества – это жизнедеятельность людей, связанная с удовлетворением духовных потребностей в процессе их производства и общения. Ее ядром и составной частью является общественное сознание. Общественное сознание есть особая, внутри себя организованная субъективно – социальная реальность, отражающая в себе объективно – всеобщие и универсальные взаимозависимости и механизмы социокультурной деятельности людей,

Выделяют следующие формы общественного сознания: Политическое сознание, правовое сознание, нравственное сознание, эстетическое сознание, религиозное и атеистическое сознание, естественно-научное сознание, экономическое сознание, экологическое сознание.

Обыденный уровень — совокупность знаний, обслуживающих каждодневные потребности людей. Отличается поверхностью, ненаучностью, консерватизмом, преимущественно основывается на традициях. Его главным компонентом является здравый смысл. Довольствуется фактами, бессистемно вырабатывается всеми людьми.

Теоретический уровень — система знаний, формируемая профессионалами. Для него характерна доказательность, динамичность изменений, стремление постичь сущность явлений. Часть теоретических знаний носит научный характер, где работает строгая система понятий, категорий, законов и осуществляется проверка положений на практике. Со временем ряд теоретических знаний в упрощенном виде переходит в обыденное сознание.

Вопрос 26. Теория отражения и классификация форм отражения в природе и обществе. Отражение — всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Основой и признаком отражения являются взаимодействие материальных систем и возникающие в ходе его адекватные внешним изменения (отпечаток, след и т.п.). Отражение связано с передачей вещества и энергии. Но главное состоит в воспроизведении одним явлением структурных особенностей другого (отображаемого) объекта.

Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи. Выделяется три основных уровня: отражение в неживой природе, на биологическом уровне и социальное.

Формы в неживой природе: механическая, физическая, химическая

В живой : биологическая (раздражимость, чувствительность), психическая (восприятие, представление), усл рефлекс, сознательная форма – высшая форма социального отражения дейтсв-ти

Источник

Экологические условия возникновения человечества

Интеллектуальное развитие человека и новые научные открытия не приближают человечество к разгадке тайны его появления на планете Земля. Чем больше люди узнают об окружающем их мире, тем больше теорий появления разумной жизни на Земле возникает.

Теория творения или креационизм

Как ни странно, но с развитием новых технологий теория творения или креационизм стали ближе и понятнее человеку, чем естественный отбор. Сделав некоторые корректировки с учетом новых научных понятий, люди готовы согласится, что они – творение Бога, который является Высшим разумом и единым Творцом.

Читайте:  Состав и цвет акварельных и гуашевых красок

Люди соглашаются, что даже вне пределов слепой веры, которая не требует доказательств, может существовать всесильный Творец, знание и опыт которого дает ему возможность в считанные дни сотворить мир, подобный нашему.

О таком творении мира у народов, населяющих Землю существует достаточно легенд и верований. На ней основываются три монотеистические религии: иудаизм, христианство и ислам. Все это дает повод задуматься о небезосновательном существовании этой теории.

Существует теория прогрессивного креационизма, сторонники которой считают, что Бог мог сотворить Землю и все на ней живущее за шесть дней, так как каждый день мог длиться миллион лет. Суть остается та же: люди – божественные творения, созданные по его образу и подобию.

Теистический эволюционизм совмещает в себе креационизм и теорию эволюции Дарвина. Сторонники теории не противятся мысли, что Вселенную создал Бог, но делал он это вполне технично, используя научные знания, и оставил, созданную им систему, развиваться самостоятельно под влиянием естественного отбора. Таким образом, и сама теория Дарвина становится инструментом Бога.

Теория вмешательства

Теория вмешательства ставит на место Бога представителей других более развитых, по сравнению с землянами, внеземных цивилизаций. Они либо умышленно посетили Землю, чтобы оставить на ней свой генетический материал, либо случайно оказались в этом районе Вселенной и вынуждены были задержаться на Земле. Есть версия, что люди ими были созданы из подручного материала, коим были приматы, для каких-то своих целей, например, для тяжелой физической работы по добыче полезных ископаемых.

Бурное развитие генной инженерии, которое наблюдается в последнее время, дает повод для новых фантазий. В новой версии люди – своеобразные овечки Долли, выведенные искусственным путем, с применением ДНК инопланетян.

Археологические экспедиции постоянно находят во всех уголках планеты доказательства посещения Земли инопланетными экспедициями. Это рисунки и сказания либо о богах, спустившихся с неба, либо о неземных созданиях, помогавших людям освоить элементарные знания, необходимые для жизни в условиях постоянной угрозы со стороны дикой природы.

Все больше сторонников приобретает версия, что жизнь людей на Земле прописана программой, где известен каждый шаг любого индивидуума.

Человек как продукт Вселенной

Человек как продукт Вселенной – это довольно специфическая теория, основанная как на древних верованиях о божественности духа человека, так и на новых гипотезах существования единого информационного поля.

По этой теории, жизнь человека связана со Вселенной и сам человек является продуктом Вселенной. Он связан с ней энергетически и духовно, поэтому наши заветные мечты материализуются. Мысли, имея материализацию в виде энергетических волн, уходят во Вселенную в единый информационный центр. После «обработки» они возвращаются на Землю и материализуются. Есть вариант, что все, что нам приходит в голову, уже случилось и существует в другой реальности.

Поэтому эта теория не отрицает существования всех остальных теорий, которые являются как бы частью одного плана, но существуют в разных временных отрезках.

Теория о существовании параллельных миров

Теория о существовании параллельных миров близка к предыдущему умозаключению. Исследователи утверждают, что во Вселенной существует множество параллельных миров, как минимум три, жизнь в которых развивается по параллельным сценариям. Человек может или же существует во всех этих мирах одновременно. Но течение его жизни имеет свои варианты из-за однажды принятого определенного решения. Выходит, что человек существует вечно, просто переходит из одной временной реальности в другую.

Цикличность развития

Цикличность развития тоже говорит, о том, что человечество не исчезает бесследно и не возникает из пустоты. Согласно этой теории, цивилизации на Земле были всегда и некуда не девались. Они просто проходят определенные этапы своего развития, вплоть до высотехничных и саморазрушаются, а затем вновь повторяют пройденный цикл. Все найденные артефакты, которые часть ученых склонны относить к появлению на Земле внеземных цивилизаций, эти ученые относят именно к обитателям Земли, ушедшим далеко вперед в своем развитии.

Большинство свидетельств существования высокоразвитых цивилизаций каждый раз уничтожает Апокалипсис.

Виртуальность земной жизни

Виртуальность земной жизни – самая новая теория о человеке, которая обязана своим появлением компьютерным технологиям. Согласно ей, все мы — продукт чей-то фантазии, которая воплотилась в компьютерную игру с определенным сценарием и вымышленными игроками. Все игроки делятся на касты с определенными навыками, для выполнения определенных задач. Они могут добавляться или исчезать с игрового поля, согласно фантазии разработчика. Также он может для дальнейшего развития игры добавить новый функционал (новые знания) и новые орудия труда.

Экологические условия возникновения человечества

Одним из важнейших результатов действия природных факторов на человека как биологический вид на протяжении истории человечества является экологическая дифференциация населения земного шара, подразделяющая его на адаптивные типы.

Адаптивный тип представляет собой норму биологической реакции на преобладающие условия обитания, обусловливающую наилучшую приспособленность к окружающей среде. Различают: адаптивный тип умеренного пояса, арктический адаптивный тип, тропический адаптивный тип, горный адаптивный тип.

Большая часть населения умеренного пояса проживает в промышленно развитых странах с большой долей городского населения. Изучение биологических механизмов адаптации у них затруднено.

Арктическому типу свойственны сильное развитие костно-мышечного аппарата, большие размеры грудной клетки, высокий уровень гемоглобина, большое пространство, занимаемое костным мозгом, повышенная способность окислять жиры, устойчивые процессы обмена в условиях переохлаждения. Имеют особенности процессы терморегуляции. У местных жителей сильно падает температура тела, но обмен веществ почти не меняется, а у пришлого населения температура кожи не падает, но появляется сильная дрожь, гак как усиливается обмен веществ и увеличивается потеря тепла через кожу.

Тропический регион отличается экстремальными количествами тепла и влаги, поэтому тропический адаптивный тип формировался под влиянием жаркого климата, рациона с низким содержанием животного белка, большого разнообразия экологических условий от района к району. Здесь наблюдается наибольшее разнообразие групп населения в расовом, этническом и экономическом отношениях. Именно здесь живут самые низкорослые и самые высокорослые племена. К характерным признакам тропического типа относятся удлиненная форма тела, сниженная мышечная масса, уменьшенный объем грудной клетки, большое количество потовых желез, низкий обмен веществ и т.д.

В высокогорье низкое атмосферное давление, холод, однообразие пищи. У горного адаптивного типа повышен основной обмен, увеличено количество эритроцитов, количество гемоглобина, расширена грудная клетка.

В любом случае в различных зонах земного шара формировались человеческие популяции, генофонды которых соответствуют местным условиям лучше, чем генофонд вида в целом. Наличие различных адаптивных типов свидетельствует о значительной экологической изменчивости человека, которая послужила причиной всесветного распространения людей.

Источник

Природа предпосылка возникновения и развития человека

В социальной философии в настоящее время преобладает идея о сущностном единстве природы и общества, как в историческом, так и в функциональном планах. В функциональном плане развивается мысль о природе как «живой» системе кругооборота веществ, в которую включено человеческое общество, в историческом плане общество понимается как высшая социальная форма развития самой материи, а человеческая история как порождение и продолжение истории природы. «Историю можно рассматривать с двух сторон: ее можно разделить на историю природы и на историю людей, — писал Маркс. — Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обуславливают друг друга» [3, 5].

В соответствии с научными данными природа рассматривается, прежде всего, как предпосылка появления человека и общества. Наука доказала, что человеку не случайно присущи общие с животными биологические признаки. К ним относятся генетическая программа наследования, физиологический и анатомо-морфологический механизм удовлетворения естественных потребностей организма и его приспособления к внешней среде на основе нервно-психологической деятельности и др. Однако человеку присущи и специфические биологические признаки, отсутствующие у животных. Среди них Ф. Энгельс выделил: прямохождение, особое строение руки, механизм связок, невысокий темп роста и биологического созревания человеческого организма, подвижность инстинктов, «исследовательский» рефлекс. Современный российский философ К.Х. Момджян помимо перечисленных отличительных признаков приводит следующий: «в ситуациях, которые называют пограничными, когда невозможно сохранять и факт, и качество жизни, человек способен предпочесть качество факту, т.е. добровольно отказаться от жизни, которая не соответствует его представлениям о достойном человека существовании» [4, 91]. Известно, что эти признаки закреплялись у человека не только под влиянием естественного отбора, но, прежде всего, благодаря орудийно-коммуникативной деятельности, т.е. в процессе антропосоциогенеза.

Читайте:  Северное сияние и суровая красота рассказываем о красивых местах Русского севера

Вопрос о причинах и процессе возникновения Homo sapiens как биологического вида, о случайности или закономерности его появления волновал лучшие умы человечества. В.И. Вернадский подчёркивал, что жизнь — явление в мировой эволюции неслучайное. Тейяр де Шарден полагал, что эволюция в природе обнаруживает закон рекуррентности, согласно которому мир развивается путем усложнения, в процессе которого появляется сознание.

В своей работе «Социальная философия. Деятельностный подход к анализу человека, общества, истории» К.Х. Момджян говорит, что рассуждения о закономерностях развития мира в целом возможны только в том случае, если «доказано, что законосообразны все его подсистемы — включая социальную реальность, которую творят люди, обладающие субстанциально свободной волей» [4, 114]. Объективность законов общественного развития будет рассмотрена нами на примере закона народонаселения, связанного как со способом производства в обществе, так и с природными факторами.

Пожалуй, одним из первых «законы» народонаселения попытался установить английский экономист, епископ Мальтус. Он утверждал, что при отсутствии контроля над рождаемостью население удваивается каждые двадцать пять лет, т.е. возрастает в геометрической прогрессии, тогда как средства существования не могут, видимо, возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии, и поэтому при неконтролируемом росте населения последствием указанной диспропорции будет нищета в различных ее формах.

В данной концепции Мальтуса содержится, по крайней мере, два ошибочных тезиса. Первый состоит в том, что нищету и безработицу он пытался приписать слишком высокой плодовитости, а не экономическому строю. Второй заключается в том, что эта высокая плодовитость обязана действию абстрактного, естественного закона размножения.

Кроме вышеприведенных возражений, укажем еще одно. Статистика показывает, что, во-первых, неверны сами расчеты Мальтуса. С 5500 г. до нашей эры и до 1650 г. население удваивалось приблизительно каждую тысячу лет. За следующие двести лет оно тоже удвоилось; затем оно удвоилось за сорок пять лет между 1930 и 1975 годами. Ожидалось, что оно возрастет примерно с четырех до семи миллиардов человек. К концу 2011 года население планеты достигло семи миллиардов. В то же время потребности человека в ресурсах окружающей среды возрастают также экспоненциально.

История человечества доказывает далее, что рост населения не является абсолютно самостоятельным биологическим процессом, независимым от общественных условий. Численность людей, составляющих общество, напротив, зависит от степени развития производства, от экономических отношений, жилищно-бытовых условий, уровня благосостояния, развития здравоохранения и т.д. Рост населения подчиняется определённым закономерностям общественного развития и регулируется демографической политикой государства.

Итак, воспроизводство населения нельзя рассматривать изолированно от закономерностей способа производства, тем не менее не следует впадать и в вульгаризацию, т.е. сводить законы воспроизводства населения только к экономическим законам. «В борьбе с материалистическим пониманием истории немарксистские концепции, в том числе и органическая, не признавали действие одного фактора, определяющего ход исторического развития» [2, 218]. Более того, О.С. Волгин отмечает, что одной из главных черт русской религиозной философии является то, что «само бытие в целом воспринимается как органическое, а не вещное» [1, 18]. Иными словами, демографический процесс нельзя отождествлять с экономическим. Ф. Энгельс указывает, что определяющим моментом, в конечном счете, является производство и воспроизводство непосредственной жизни, которое состоит из производства средств к жизни и производства самого человека (деторождение). Рождаемость и смертность, составляющие содержание воспроизводства населения, находятся под воздействием биологических закономерностей, разумеется, опосредованных развитием производительных сил, влиянием общественного прогресса, находящего свое выражение в индустриальном развитии, росте культуры, достижениях медицины, развитии самого человека. Энгельс утверждал диалектическое единство общества и природы.

Законы общества, хоть и вторичны по своему происхождению, но значительно сложнее природных как по структуре, так и по способу проявления. Поэтому общественное развитие нельзя объяснить известными закономерностями развития природы, хотя такие попытки предпринимались неоднократно. Общество, будучи частью природы, развивается и «функционирует согласно и всеобщим законам развития мира, и законам общественным» [5, 162].

Природные же условия, включающие в себя многообразие предметов, явлений и процессов живой и неживой природы, служат естественной (географической) основой материального производства и развития общества. Законы природы, проявляющиеся в процессе обмена веществом и энергией между обществом и природой, являются основой деятельности человека, как биосоциального существа.

Влияние человека на природу не исчерпывается целесообразным изменением ее явлений и процессов. От того насколько общество способно учитывать в своих целях две стороны природопользования — социальную потребность в экономико-производительном освоении природы и потребность ее сохранения в качестве непосредственного условия существования, зависит, приведет ли процесс природопользования к деградации природы или это будет рационально организованный и гармоничный процесс удовлетворения всего комплекса.

До сих пор мы рассматривали природу в широком смысле этого слова: как совокупность материальных процессов и явлений, включающих в себя и общество как часть единого целого. Такое широкое толкование понятия «природа» приводит к отождествлению понятий «природа» и «материя». Так материя — это философская категория для обозначений объективной реальности, сущность природы. Доктор философских наук, профессор Ю. К. Плетников предлагает три различных понятия: естественнонаучное — «природная среда», социальное — «сфера деятельности человека» и естественно-социальное — «географическая среда». В отличие от «социосферы», которая в принципе не имеет естественных границ, «географическая среда» противостоит обществу как та часть природы, где общество живет и развивается. Словом, «географическая среда» — это «очеловеченная природа», вовлеченная в процесс общественного производства. Именно через общественное производство происходит влияние географической среды на развитие общества.

Различают три исторических этапа взаимодействия общества и природы: первый — допромышленный, когда общественное воздействие на природу еще крайне незначительно и носит по преимуществу приспособительный характер. Второй — промышленный, когда общественное производство освобождает человека от непосредственной зависимости от природы; здесь природа рассматривается как нечто неподвижное и непостоянное. Взаимодействие между обществом и природой понимается только как внешнее: общество — субъект, природа — объект. И, наконец, третий этап характеризуется тем, что нецелесообразное изменение природы, сопутствующее сознательной деятельности человека, приобретает глобальный масштаб, а интенсивность этого процесса говорит о том, что деятельность человека превращается в фактор планетарной значимости.

Итак, исторически взаимодействуя с природой, человек вносит в нее такие изменения, которые затем сами сказываются на развитии общества, как это наблюдается сегодня, когда ученые говорят об «экологическом кризисе». Мы являемся горестными свидетелями истощения флоры и фауны, природных ископаемых, наблюдаем повышение теплового и шумового фона планеты, возрастание химических и радиоактивных мутагенов, связанное с загрязнением окружающей среды. Все это указывает на остроту современной экологической ситуации и заставляет обсуждать этот вопрос на самых представительных уровнях. В гуманистической перспективе стремление к благополучию не должно ориентироваться только на повышение жизненного уровня, на достижение все более обильных и более совершенных материальных благ. Это — идеал потребительского общества, не имеющий ничего общего с гуманистической перспективой.

Гуманистическое общество, кроме высокого жизненного уровня и быстрого роста нематериальных благ, ориентируется на коллективную удовлетворенность окружающей средой, как социальной, так и географической. Все это и заставляет передовое человечество искать оптимальные пути выхода из нынешней экологической ситуации. Человечество не впервые сталкивается с экологическим кризисом. Они уже не однажды наблюдались на нашей планете, и некоторые из них положительно воздействовали на развитие органического мира. Так, глобальный экологический кризис, вызванный ледниковым периодом, сыграл важную роль в развитии первобытного человека. Способность к общественному коллективному труду и возникшая на основе этого социальная организация привели в дальнейшем к тому, что через определенные периоды стали возникать экологические кризисы антропогенного характера, т.е. создаваемые деятельностью людей. В связи с этим отдельные мыслители уже тогда выступали против хищнического отношения к природе, предупреждали, что природа «мстит» человеку за такое отношение, но широкая общественность и политические деятели в различных странах лишь недавно осмыслили эти предупреждения.

Читайте:  Объекты природы в турции

Научно-техническая революция сделала проблему взаимодействия и взаимовлияния природы и общества глобальной. Благодаря ей понятие беспредельности окружающей среды сменяется понятием ограниченности ее отдельных элементов. Люди во всех странах начинают понимать, что технологию нужно строить с оглядкой на природу, учитывая факт ее воздействия на здоровье людей. Все это говорит о том, что в наше время формируется новое экологическое мышление, и в формировании его огромная роль принадлежит философии с ее опытом анализа взаимоотношений природы и общества. К.Х. Момджян отмечает, что на современном этапе взаимодействия природы и общества проблемы единства и системной целостности мира интересны прежде всего ученым, для которых субстанциальный взгляд на мир является важным методологическим ориентиром.

Сегодня люди работают в космосе, под водой, и их жизненной необходимостью становится осмысление и приспособление к природным процессам в глобальном масштабе, что требует не только практических, но и новых теоретических решений. В частности, расширение содержания географической среды ведет в теории к появлению новых терминов, характеризующих новые аспекты взаимодействия общества и природы. Естествоиспытатели предпочитают говорить о «биотехносфере» и «ноосфере». Новый этап взаимодействия природы и общества призван приспособить индустриальные процессы к естественным и создать на этой основе новый круговорот веществ и энергии в системе «общество — природа».

Другими словами, в современном мире экономические, биологические, социальные и др. процессы переплелись настолько тесно, что возникла потребность рассматривать современное производство как сложную эколого-экономическую систему. Поэтому ставится задача познавать природу и общество как нечто целое, неделимое, комплексно управлять стихийными процессами природы, сориентировать их себе на пользу, естественно вписавшись в ее жизнь. Это значит, что и орудия человеческой деятельности, ее технические средства и научные методы должны претерпевать соответствующие изменения. Речь идет, в частности, о безотходной технологии, замкнутых производственных циклах, повторной переработке сырья, рекультивации земель, очистных установках, о переходе от механической технологии к такой, которая моделировала бы биологические системы.

Итак, мы рассмотрели некоторые актуальные проблемы диалектического взаимодействия общества и природы. Это позволяет сделать краткие выводы: естественно-географические факторы составляют непосредственную основу существования общества и оказывают влияние на его развитие, включаясь в производственные циклы.

Опираясь на вышеизложенное, проанализируем общество, используя природные характеристики его «первичных элементов». Человек — природное существо, но при этом его природность как бы выносится за скобки социальной жизнедеятельности. Развитие науки показало, что биологические признаки человека — это и предпосылка, и условие человеческого общественного бытия. В дискуссиях о биосоциальной природе человека часто подчеркивается доминантность социальной природы человека. В результате чего возникло представление о первостепенности социального и вторичности биологического в природе человека. Человек целостен, и все его грани одинаково необходимы. Он живет в мире материальных вещей, созданных его руками. Основой же всего является природный субстрат, к которому приложен труд, разум, воля человека. Таким образом, исходное вещество как природное сохраняется, меняя лишь свой внешний облик и форму. Природность всегда стационарна и неизменна. Природность оставляет отпечаток на всех сферах и элементах общества. Отсюда общество в основе своей — образование природное.

Рецензенты:

Михайлова Р.В., д.фил.н., профессор кафедры общеобразовательных дисциплин ФГБОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия», г. Чебоксары;

Петрова Г.Д., д.фил.н., профессор кафедры коммуникационных технологий и менеджмента ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары.

Источник



Природа предпосылка возникновения и развития человека

Природа и общество всегда находились в единстве, в котором они останутся до тех пор, пока будут существовать Земля и Человек. И в этом взаимодействии природы и общества окружающая природная среда как необходимая естественная предпосылка и основа человеческой истории в целом никогда не оставалась только лишь пассивной стороной, испытывающей постоянное воздействие со стороны общества. Она всегда оказывала и продолжает оказывать существенное влияние на все стороны человеческой деятельности, на сам процесс общественной жизни, на социальный прогресс вообще, замедляя или ускоряя его, причем его роль в разных регионах и в разные исторические эпохи была различна.

Так, на заре развития человеческой цивилизации, когда люди довольствовались преимущественно присвоением готовых продуктов, общество находилось в абсолютной зависимости от внешней среды. Подобно стаду животных, первобытные люди после истощения пищевых ресурсов в одном месте перемещались в другое, где было достаточно природных средств для существования. Иначе говоря, истощение природных ресурсов, деградация природы вели к определенным социальным изменениям — миграции населения.

В дальнейшем, по мере развития производительных сил, зависимость общества от природы постоянно уменьшалась, человек все больше выходил из-под власти ее стихийных сил. Но эта независимость человека от природы оказалась иллюзорной, поскольку интенсивное воздействие на окружающую среду ведет к резкому ухудшению условий его существования, т.е. экологическому дискомфорту. Более того, нарастание экологических опасностей ставит под вопрос само существование земной цивилизации, сохранение обитаемости планеты Земля. Все это свидетельствует о том, что в процессе обособления человека от природы зависимость его от нее не ослабевала, а наоборот, возрастала. Социальный прогресс имел место в истории лишь в силу того, что постоянно воспроизводилась экологическая среда.

60. Исторический характер взаимодействия человека и природы. Понятие "ноосферы".

Исторические типы взаимодействия природы и человека (общества).

1) Органическое взаимодействие. Человек еще не выделен из природной среды. Адаптация к среде, использование доступных и распространенных природных материалов и богатств (собирательство, рыболовство, охота).

2) Механическое взаимодействие. Овладение природой. Выделение из природы (разделение труда, ремесло, земледелие, животноводство, умственный труд).

3) Промышленное взаимодействие. Подчинение и противопоставление природе. Природа как мастерская.

4) Научно-техническое взаимодействие. Природа как сырьевой придаток цивилизации.

5) Перспективное взаимодействие. Коэволюция природы и общества. Природа как храм.

Среда обитания человека не только общество, но и природа. Влияние на человека природных явлений.

Природные предпосылки и факторы здоровья. Влияние на человека природных явлений. Природа лечит человека: общение с животными, растениями. Горы, лес, море, вода, воздух. Солнечная активность, атмосферное давление, температурные перепады, геомагнитные поля, солнечная радиация, космические процессы. Человек окружен потоками космической энергии. Моральная и эстетическая ценность природы. Природа и общество взаимовключают друг друга, оказывают друг на друга позитивное (а иногда и негативное) воздействие. Человек, общественные процессы протекают на Земле в условиях геосферы. Геосфера как зона (оболочка) жизни. Геосфера— часть природы, составляющая необходимый жизненный фактор человека, заключающийся в атмосферной, наземной и водной сферах его обитания.

Географическая среда — естественный фактор жизни.

Живая природа сост. биосферу земли (растительный и животный мир), сущ. которой необходимо для жизни чел. и общества. Повышается степень воздействия человека на природу (в связи с развитием науки, техники). Биосфера под воздействием человека становиться ноосферой.

Источник