Экологические группы птиц таблица 7 класс биология экологическая группа

Урок биологии по теме "Многообразие птиц. Экологические группы птиц". 7-й класс

Цели урока: расширить представления учащихся о многообразии птиц; показать приспособленность птиц разных видов выживать в сходных местах обитания; отметить разнообразное значение птиц в природе, обосновать необходимость их охраны, воспитывать положительное отношение к знаниям, развивать умение работать в паре.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация урока, карточки-задания для пар, индивидуальные листы для изучения нового материала, диск голоса птиц.

Основное содержание

1. Актуализация ранее полученных знаний.

  1. Назовите черты приспособленности птиц к полёту. (Слайд 1)
  2. Чем выводковые птенцы отличаются от гнездовых? Приведите примеры. (Слайд 2)
  3. По каким признакам различают оседлых, кочующих и перелётных птиц? (Слайд 3)
  4. Какое значение в жизни птиц играют различные типы гнёзд? (Слайд 4)

2. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя с параллельным заполнением схемы на индивидуальных листах.

Птицы – самый многочисленный класс наземных позвоночных. Он насчитывает около 8600 современных видов. Их объединяют в три надотряда: Пингвины, Страусовые, Типичные птицы. (Слайд 5)

При работе со схемой учащиеся используют текст § 49 и иллюстрации к нему. Учитель демонстрирует слайды презентации и даёт комментарий каждому:

А) Пингвины: крылья узкие, короткие, ластообразные; ноги прикреплены к заднему концу туловища, между пальцами перепонки; скелет тяжёлый, оперение плотное, на крыльях чешуевидное. (Императорский, Адели, антарктический, золотоволосый; всего один отряд и 16 видов). (Слайд 6)

Б) Страусовые: крылья слабые, нет киля, ноги длинные и сильные, быстро бегают, голова на длинной шее, что помогает обзору. (Африканский страус, нанду, эму, казуары, киви). (Слайд 7)

В) Типичные птицы: 24 отряда (большинство современных птиц); хорошо выражены признаки приспособленности к полёту. Распространены по всему земному шару. В России 18 отрядов и 720 видов. (Слайд 8)

Многообразие птиц

Задание 1 – заполните схему

2. Экологические группы птиц. Заполнение схемы 2.

Типичные птицы принадлежат к различным экологическим группам.

Задание 2 – заполните схему

А) По местам обитания: птицы леса, водоплавающие, открытых пространств, побережий водоёмов и болот. При этом принимается во внимание не только строение, но и поведение.
Б) По местам гнездования: кроногнёздные, кустарниковые, наземногнездящиеся, дуплогнёздники, норники.
В) По типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные, падалееды.

3. Заполнить таблицу. (Слайд 9-12)

А) Птицы леса: укороченные закруглённые крылья, длинные хвосты.
Б) Птицы открытых пространств: сильные ноги, длинная шея, выводковые птенцы.
В) Водоплавающие: лодкообразное тело, перепонки на лапах, хорошо развита копчиковая железа.
Г) Птицы побережий водоёмов и болот: длинные тонкие ноги и шея, большой клюв, морские образуют птичьи базары.

Задание 3 – заполните таблицу

Приспособленность экологических групп птиц к местам обитания

4. Рассказ учителя о растительноядных, насекомоядных, хищных птицах. (Слайд 13)

3. Закрепление полученных знаний.

1. Работа по карточкам в парах.

А) Дайте характеристику надотряда по рисунку страуса.
Б) Где живут пингвины, и каковы их особенности?
В) Каково значение особенностей строения серой цапли?
Г) Почему чирки не намокают и не замерзают?
Д) Назовите основные черты сходства большого и малого пёстрого дятла, чем их объяснить?

2. Минитест. (проверка Слайд 14)

  1. Клюв массивный, приспособленный для долбления древесины.
  2. Крепкий загнутый клюв, острые когти.
  3. Язык длинный и липкий.
  4. Полёт очень медленный и бесшумный.
  5. Оперение короткое, жёсткое, яркоокрашенное.
  6. Оперение рыхлое, мягкое, крылья закруглённые.
  7. Ноги короткие, хорошо приспособленные для лазания по деревьям.
  8. Полёт быстрый, прямой, маломаневренный. Тип развития гнездовой.
  9. Глаза направлены вперёд, а не по бокам.
  10. Пища – грызуны и мелкие птицы.
  1. Телосложение плотное, шея короткая, ноги сильные, приспособленные для ходьбы, разгребания земли.
  2. Клюв крепкий, крючковатый, когти острые и кривые.
  3. Гнездится на земле.
  4. Полёт парящий на большой высоте.
  5. Полёт с частыми взмахами крыльев и планированием, взлетает с шумом.
  6. Весной характерно токование.
  7. Питается животной пищей.
  8. Ночует высоко на деревьях, зимой зарывается в снег. Тип развития выводковый.
  9. Тип развития гнездовой.
  10. Питается лесными ягодами, почками берёзы, насекомыми.

4. Домашнее задание. Изучить § 49, заполнить таблицу 4. Найти дополнительную информацию о различных экологических группах птиц.

Задание 4 – заполните таблицу

Приспособленность строения клюва к способу питания птиц

Читайте:  Чарушин Евгений Иванович Краткая биография и творчество

5. Рефлексия. (Слайд 15)

В апреле птичьи стаи снова
В наш край богатый прилетят.
И будут в крепях камышовых
Плескаться выводки утят.

Источник



Экологические группы птиц по приспособленности к различным средам обитания

Птицы приспособлены к различным средам обитания, чем обусловлено возникновение среди них экологических групп (Табл. 1).

Каждая группа привязана к своим местам обитания, использует свойственные им корма и имеет определенные приспособления к их добыванию.

Экологические группы птиц

Места обитания Представители Особенности экологической группы
Птицы леса Синица, пищуха, поползень Маленькие ноги, голова средних размеров. Отсутствие шеи. Глаза находятся по бокам. Тонкий клюв. Цеп­кие и острые коготки, длин­ные пальцы. Жесткие перья хвоста. Перелетные и кочующие
Дятлы Долотовидный клюв. Длинный, тонкий и жесткий язык. Цепкие пальцы (два вперед, два назад). Перья хвоста жесткие и упру­гие. Питаются личинками насе­комых, зимой — семенами хвойных растений. Оседлые и кочующие
Рябчик, тетерев, глухарь, куропатка Много времени проводят на зем­ле. Сильные ноги, вооруженные крупными когтя­ми, которые помогают раз­гребать лесную подстилку. Сильный, загнутый вниз клюв помогает раскусывать плоды и побеги растений. Крылья короткие и широкие. Оседлые
Клест Клюв предназначен для вынимания семян из ши­шек хвойных деревьев. Оседлые
Птицы открытых воздушных пространств Ласточка, стриж, козодой Длинные и узкие крылья, хвост с выемкой — руль при полете. Клюв небольшой, большая ротовая воронка из щетинковидных перьев в уг­лах рта. Ноги короткие, плотно прижаты к телу при полете. Питаются в воздухе насекомыми. Имеют очень сильные крылья и очень легкие кости как приспособление к миграции. Перелетные.
Птицы степей и пустынь Дрофа, страус, стрепет, журавль Всеядные. Гнездятся на земле. Слабо развита копчи­ковая железа. Длинные ноги, шея и клюв. Перелетные
Птицы открытых участков водоемов Утки, гуси, лебеди, чомга Хорошо плавают, многие ны­ряют. Тело уплощенное, ноги сдвинуты далеко назад, с пе­репонками на пальцах. Оперение густое, хорошо развита копчиковая железа. Клюв уп­лощенный, с роговыми зубчи­ками по краям. Перелетные
Птицы побережий, водоемов и болот Цапля, аист, кулики, фламинго Тонкие ноги с перепонками. Длинные шея и клюв, который сжат с боков. Питание водными животными. Гнездятся на берегу или редко на деревь­ях. Перелетные
Птицы водоемов Чайка, кайра, водорез, тупик, баклан Питаются рыбой. Мощный клюв для ловли рыбы с воздуха и под водой. Оседлые. Образуют колонии.
Хищные птицы Орел, соколы, гриф, ястреб, коршун, сова Отличное зрение, мощные крылья, острые за­гнутые когти и крючковатый клюв. Многие хищные птицы могут долго парить в потоках воздуха. Оседлые

Значение в природе

Птицы истребляют насекомых и мышевидных грызунов (сусликов, полевок, хомяков, крыс и др.). Некоторые птицы способствуют распространению растений (восстановление сибирской сосны связано с кедровками, питающимися кедровыми орешками; сойки способствуют расселению дуба; свиристели, дрозды, рябчики и др. разносят семена многих растений).

Велика роль птиц в цепях питания, поскольку они представляют конечные звенья многих цепей питания. Большое значение имеют птицы в распространении плодов и семян.

Значение в жизни человека

Положительное

В хозяйственной деятельности человека значение птиц в основном положительное: они истребляют грызунов, насекомых-вредителей, семена сорных растений, что можно рассматривать как биологическую защиту полей и садов.

Птицы разносят инфекционные болезни: грипп, энцефалит, сальмонеллез, распространяют клещей, блох.

Человек занимается птицеводством, разводя домашнюю птицу, а также декоративных и певчих птиц. Многие виды диких птиц служат объектами спортивной и промысловой охоты.

Одомашненные птицы (куры, утки, индейки, цесарки) издавна используются для получения мяса, яиц, пуха, пера и других ценных продуктов и промышленного сырья.

Отрицательное

Немногие виды птиц могут приносить и определенный ущерб: расклевывают плоды, выклевывая в поисках насекомых семена растений.

Птицы могут быть распространителями возбудителей болезни. Установлена роль птиц в циркуляции ряда вирусных заболеваний: орнитозов, гриппа, энцефалитов и др.

В Красную книгу занесено 80 видов птиц.

3.4.8. Класс Млекопитающие(Mammalia)

Высший класс наземных позвоночных животных. В настоящее время известно около до 5500 современных видов млекопитающих, среди которых — и вид Человек Разумный (Homo sapiens sapiens). Общее же число видов млекопитающих, включая вымерших, превышает 20000 видов.

Читайте:  7 мест для вес лого отдыха с детьми в Подмосковье

Млекопитающие появились еще в самом конце пермского периода палеозойской эры (230 млн. л.н.), ведут свое происхождение от древних примитивных палеозойских рептилий. Плацентарные млекопитающие уже существовали в меловом периоде мезозойской эры (не ранее 136 млн. л.н. и не позднее 66 млн. л.н.).

Согласно современным представлениям, млекопитающие произошли от Синапсид из группы Цинодонтов, выделившись в конце триаса (Oligokyphus один из предполагаемых представителей жил в позднем триасе и ранней юре) (рис. 3.172).

Рис. 3.172. Oligokyphus

Общая характеристика класса

1) Живорождение (кроме представителей подкласса Первозвери, у которых детеныши появляются из яиц)

2) Теплокровность (исключение – грызун Голый землекоп) (рис. 3.172)

Рис. 3.172. Голый землекоп

3) Появление шерсти, развитие потовых и сальных желёз.

4) Разделение позвоночника на 5 отделов (шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой).

5) Наличие диафрагмы, подкожной мускулатуры.

6) Высокий уровень развития нервной системы, который обеспечивает гибкое реагирование на воздействия со стороны внешней среды.

7) Сильное развитие переднего мозга, переход к нему функций основного зрительного центра и центра управления сложными формами поведения.

8) Наружный ушной проход и ушная раковина, в среднем ухе — 3 слуховые косточки.

9) Альвеолярное строение легких;

10) Полное разделение кругов кровообращения, наличие 4-х камерного сердца и одной (левой) дуги аорты;

11) Безъядерные эритроциты.

12) Дифференцировка зубов на резцы, клыки, коренные, сидящие в ячейках (альвеолах) челюстей.

Ароморфозы млекопитающих

— вскармливание детеныша молоком;

— прогрессивное развитие нервной системы — коры больших полуша­рий головного мозга (центр высшей нервной деятельности);

— развитие плода в теле матери, живорождение;

— полное разделение кругов кровообращения, 4-х камерное серд­це, левая дуга аорты, безъядерные эритроциты;

Источник

Экологические группы птиц

Птицы, относящиеся к разным семействам и видам, под влиянием окружающей среды выработали схожие признаки. В таблице описаны особенности экологических групп по месту обитания.

Водно-воздушные птицы

Рис. 1. Водно-воздушные птицы.

Таблица «Экологические группы птиц»

Группа

Описание

Морфология

Питание

Лесные – сова, дятел, глухари, дрозд, кукушка.

Хищные, насекомоядные, растительноядные, всеядные птицы. Обитают во всех ярусах леса – на деревьях, кустарниках, в травах.

– Небольшой размер тела;

– короткие широкие крылья;

– короткий острый клюв;

Семена, ягоды, орехи, шишки, гусеницы, мелкие грызуны, ящерицы.

Открытых воздушных пространств – ласточка, стриж, мухоловка.

Активны в воздухе. Питаются на лету. Гнездятся в лесу, парках, в городе.

– развитые грудные мышцы;

– удлинённые крылья и хвост;

– небольшой, широко раскрывающийся клюв.

Водоплавающие – утки, лебеди, гуси.

Питание и гнездование связано с пресными водоёмами – реками, озёрами, прудами. Гнездятся на суше. Хорошо ныряют и плавают.

– Широкое туловище с облегающим оперением;

– широко расставленные ноги;

– толстый подкожный жир;

– копчиковые железы обильно выделяют водоотталкивающий секрет;

– плоский клюв с цедильным аппаратом (поперечными пластинками).

Черви, моллюски, водоросли, рачки.

Водно-воздушные – крачки, чайки, баклан, чомга, пеликан, альбатрос.

Связаны с водой, но большую часть жизни проводят в воздухе. Хорошо летают. Могут находиться на волнах, но плохо плавают. Ныряют с воздуха.

– Широкий размах крыльев;

– плотное обтекаемое тело;

– короткие или отсутствующие перепонки;

– мощный вытянутый клюв, иногда загнут вниз.

Рыба, рачки, крабы, моллюски.

Степные и пустынные – страусы, журавль-красавка, дрофа.

Летающие и нелетающие птицы. Быстро бегают, имеют отменное зрение и слух. Летающие птицы преодолевают большие расстояния. Гнездятся на земле в примитивных гнёздах. Некоторые виды являются падальщиками и хищниками.

– сильные длинные ноги;

Птицы болот и прибрежий – аист, цапля, кулик, фламинго.

Питаются на заболоченной местности. Хорошо летают. Гнездятся на суше.

– Тело плотное, смещено вниз;

– длинные ноги без перепонок;

– вытянутый острый клюв или клюв-цедилка;

Земноводные, рачки, рыба.

Луговые и полевые – чибис, трясогузка, коростель, перепела, дубровник, полевой жаворонок, ястреб, луговой лунь.

Небольшие или средние птицы. Гнездятся на земле. Встречаются хищные птицы с загнутым клювом, отличным зрением, быстрым полётом.

– крупное вытянутое туловище;

– короткие и широкие крылья;

– вытянутый и короткий клюв;

Насекомые, ящерицы, мелкие грызуны, семена, ягоды.

Коростель

Рис. 2. Коростель.

Пингвины активны под водой и выделяются в отдельную группу ныряльщиков. Имеют вытянутое тело со смещённым вниз центром тяжести, острый клюв. Не умеют летать. Питаются рыбой.

Читайте:  Когда будет международный день птиц

По месту гнездования

Выделяют пять групп:

  • кроногнёздные– на деревьях (иволга);
  • кустарниковые– на кустарниках (малиновка);
  • наземные– на земле (овсянка);
  • дуплогнёздные– в дуплах (пищуха);
  • норники– под землёй (береговые ласточки).

Гнёзда береговых ласточек

Рис. 3. Гнёзда береговых ласточек.

Некоторые виды, (кайра, козодой, сова) откладывают яйца на голые скалы или в дупла без постройки гнёзд.

Что мы узнали?

Из статьи 7 класса биологии мы узнали об основных экологических группах по месту обитания и гнездования. Группы птиц в зависимости от условий обитания имеют схожие признаки, помогающие им выживать (маскировка в траве, водоотталкивающая смазка в воде, отличное зрение на открытых пространствах).

Тест по теме

  • Лесные
  • Водоплавающие
  • Степные и пустынные
  • Луговые и полевые

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 472.

  • Все
  • Литература
  • Русский язык
  • Чтение
  • География
  • Окружающий мир
  • Физика
  • Английский язык
  • Биология
  • Геометрия
  • Алгебра
  • Математика
  • Обществознание
  • Химия
  • Информатика
  • История России
  • История

Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.

Содержание

  1. По месту обитания
  2. По месту гнездования
  3. Что мы узнали?

Бонус

  1. 1. Дарья Лысенко 598
  2. 2. alt=»Регина Чистова» width=»32″ height=»32″/>Регина Чистова 216
  3. 3. Иван Кашинов 101
  4. 4. alt=»Игорь Проскуренко» width=»32″ height=»32″/>Игорь Проскуренко 90
  5. 5. alt=»Раиль Исмагилов» width=»32″ height=»32″/>Раиль Исмагилов 72
  6. 6. Ирина ЯблоковаИрина Яблокова 71
  7. 7. Влад Чиж 59
  8. 8. alt=»Алексей Макаренко» width=»32″ height=»32″/>Алексей Макаренко 55
  9. 9. alt=»Капитан Немо» width=»32″ height=»32″/>Капитан Немо 53
  10. 10. Дмитрий Замай 50
  1. 1. alt=»Игорь Проскуренко» width=»32″ height=»32″/>Игорь Проскуренко 24,651
  2. 2. Кристина 1Кристина Волосочева 19,120
  3. 3. EkaterinaEkaterina 18,721
  4. 4. Юлия Бронникова 18,580
  5. 5. Darth VaderDarth Vader 17,856
  6. 6. Алина СайбельАлина Сайбель 16,787
  7. 7. Мария НиколаевнаМария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса СамодуроваЛариса Самодурова 15,735
  9. 9. LizaLiza 15,165
  10. 10. Дмитрий ПрошинTorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник

Экологические группы птиц таблица 7 класс биология экологическая группа

Задание 1. Заполните схему.

Класс Птицы

Систематическая группа

Страусовые

Систематическая группа

Пингвины

Систематическая группа

Типичные птицы

Признаки:

крупные, не умеют летать, крылья редуцированы, контурные перья рассучены

Признаки:

крылья — ласты, короткий хвост

Признаки:

летающие, длинные хвосты, яркий окрас

Представители:

стаус, эму, казуары

Представители:

пингвин

Представители:

синицы, пищухи, тетерева и мн.др.

Задание 2. Заполните схему.

Экологические группы птиц

По местам обитания:

птицы открытых пространств, водоплавающие, птицы побережий, водоемов и болот

По местам гнездования:

корники, дуплогнездники, наземногнездующиеся, кустарниковые, кроногнездные

По типу питания:

растительноядные, зерноядные, насекомоядные, хищные, всеядные, падалееды

Задание 3. Заполните таблицу.

Приспособленность птиц к местам обитания
Экологическая группа Виды Образ жизни и приспособления к месту обитания
Птицы леса дятлы, рябчики, тетерева, глухари

живут в лесах;

укороченные крылья, длинные хвосты, тонкие заостраенные клювы

Птицы открытых пространств дрофа, страусы

обитают в степях,лугах, пустынях;

сильные ноги, длинная шея

Водоплавающие птицы утки, гуси, лебеди хорошо плавают, уплощенное тело
Птицы побережий, водоемов и болот аисты, цапли, чайка, тупики длинные тонкие ноги, большой клюв, питаются рыбами, насекомыми, лягушками

Задание 4. Заполните таблицу.

Приспособленность птиц к типу питания
Экологическая группа Виды Особенности строения клюва
Хищные совы, сороколупы крючкообразный загнутый клюв, очень острый
Растительноядные ласточки, стрижи небольшой и заостренный
Насекомоядные касатка, ласточка небольшой, как у растительноядных

Задание 5. Сделайте кормовой столик в укромном месте парка или сада. Регулярно подкармливайте птиц, этим вы спасете многих из них от гибели в зимнее время.

Источник