Дмитрий Быков Я совершенно не собираюсь строить свою жизнь исходя из попыток разных организаций меня убивать
Если я был бы птицей дмитрий
Помнишь, нас учили быть птицами
03 December 2018 @ 12:00 am
История одной песни.
Нет, всё-таки прав был классик, когда говорил, что не дано нам предугадать, как отзовётся наше слово. Особенно, если воплощено оно в стихах.
Стихи, они ведь и правда как дети: ты можешь родить их, «воспитать», но над их дальнейшей судьбой ты почти не властен. Уходя в большой мир, они начинают жить своей жизнью, и жизнь эта порой откалывает причудливые коленца.
Небо… Крылья… Полёт… Эти образы были близки мне с детства. Увлёкшись поэзией, я включил их в свой творческий инструментарий. В конце 1988 года у меня появилось стихотворение «Помнишь, нас учили быть птицами». Тогда я и представить не мог, какая занятная судьба ему уготована.
Впервые оно увидело свет приблизительно через год, в октябре 1989-го, в моей первой стихотворной подборке на страницах журнала «Парус». Был в советские времена такой популярный молодёжный ежемесячник.
Издавался он в Минске, но распространялся по всему СССР и имел огромную читательскую аудиторию. Например, номер, в котором публиковались мои стихи, был издан тиражом. 1 миллион экземпляров. Кто-нибудь может сейчас вообразить себе такие тиражи? (Кстати, в «Парусе» тогда работали многие, известные сегодня в Беларуси писатели и публицисты. К примеру, Александр Класковский, только-только закончивший журфак БГУ. Или Миша Володин, с которым мы вскоре сдружились в студии авторской песни «Аллея АП».)
Позже стихотворение было опубликовано ещё и в газете «Знамя юности», тоже очень популярной — а главное, прогрессивной — в то время, и в литературном журнале «Идиот», удостоенном, кстати, малой Букеровской премии, как «лучший русскоязычный журнал ближнего зарубежья».
Но в народ «Птицы» ушли не из журналов и газет — хотя многие люди рассказывали мне, что прочли их именно там — а из скромного методического пособия для учителей старших классов, где кроме прочего давались рекомендации по проведению выпускных. Кто-то из составителей, наверное, увидел мою публикацию в «Парусе», и ему приглянулись «Птицы». Не знаю, что уж такого школьного в них он узрел — наверное, слово «учили» — но только стих мой был рекомендован для включения в программы выпускных вечеров. После чего тысячи школ по всему СССР — а затем и экс-СССР — ежегодно читали «Птиц», провожая во взрослую жизнь своих выпускников.
Было бы странно, если бы при таком охвате рано или поздно кто-нибудь не попробовал переложить стих на музыку. За эти годы я переслушал десятки таких проб, как профессиональных, так и любительских. Некоторые исполнители поступали нечестно, выдавая слова за свои — но их быстро одёргивали сами слушатели. Помню, скандальчик на одном из сайтов, где некий малый лет 16-ти утверждал, будто это он автор «Птиц». В ответ на что комментаторы — явно не забывшие публикацию в «Парусе» — язвительно спрашивали, сколько же ему лет было в конце 80-х.
В 2007 году я услышал версию московской рок-группы «Ключевая». Мелодию к ней написал Пётр Каминский, а спел лидер группы Максим Аншуков. Мне она понравилась, и я оставил на их сайте одобрительный отзыв. Через неделю ребята вышли со мной на связь и спросили авторское добро на исполнение песни. Под названием «Помнишь» она вошла в их альбом «Ноты в воздух».
Но не только «Ключевая» держала «Птиц» в своём репертуаре. Многие группы и исполнители, независимо друг от друга, сочиняли к ним музыку и пели на концертах — «Обаяние невовлечённости», «Форрест Гамп», Мила Скорнякова и другие.
В декабре 2012 года «ВКонтакте» со мной связалась известная рок-певица Ольга Кормухина. «Дмитрий, мне понравились ваши стихи. Вы не против сотрудничества? — поинтересовалась она. — Друзья прислали мне песню — «Помнишь, нас учили быть птицами» — и я сразу услышала в ней потенциальный хит. Мой муж Алексей Белов, лидер группы «Парк Горького», уверена, сделает бомбу!»
Работа над новой версией длилась несколько месяцев, а её гранд-премьера состоялась в мае 2014 года — на Красной площади в Москве.
Источник
Если я был бы птицей дмитрий
Какая кокетливая весна выдалась в этом году. Идёшь по улице и жмуришься от яркого солнца, предвкушая, как скоро твоя спина перестанет быть сухой. Срочно расстёгиваешься, но пронизывающий ветер только этого и ждал! Они поспорили с солнцем, кто из них двоих сможет достать тебя первым.
О, десять копеек! Мелочь, а приятно. Вспомнились слова моего друга, который всюду подбирает монетки, независимо от их номинала. Объясняет это тем, что, если он перестанет за ними наклоняться, то их у него никогда и не будет.
Собственно, к нему на студию я и держу путь. Через несколько часов там появится Дима Птицами, чтобы записать своё стихотворение. Это один из молодых и подающих огромные надежды поэтов из Днепропетровска, у которого я собираюсь украсть несколько минут жизни для интервью.
С чем бы ты ещё хотел связать свою жизнь помимо поэзии?
Моя мечта – озвучивать фильмы и мультики. Если такое каким-то образом произойдёт, то будет очень круто, и так я проработаю до конца своей жизни.
Поэтому ты решил не просто публиковать свои стихи в виде текстов, а делать из них треки?
Да нет, всё само собой вышло. У меня была учительница по украинскому языку, с которой мы ездили на конкурсы выразительного чтения. Спустя много лет я начал сам писать стихи и на первом выступлении читал их без музыки. А друг сказал, чтобы я попробовал подложить звук, и пошло-поехало. Записал свой первый альбом «Вспоминай» в 2011 году, он был очень «ванильным». И эти «сопли» разлетелись по сети, как какая-то инфекция (улыбается).
Ты переслушиваешь свои записи?
Нет, мои записи мне всегда кажутся убогими. Это пошло ещё лет с 17, когда я начал читать рэп. Папа закачал мои треки себе на телефон и слушал. При мне! Очень хорошо помню, как мы лежим с ним на даче, и папа включает этот рэп, я прошу выключить, а он увеличивает громкость. Я бы не стал слушать свои стихи на «повторе» и не знаю, зачем люди это делают. Хотя чужие слушаю.
Ты читаешь стихи под свою музыку?
Ну, она заимствованная, я просто взял попользоваться (смеётся). Есть такой парень Антон, который написал музыку для трёх моих стихотворений. И недавно он говорит: «Димон, представь, что ты вышел на большой уровень, много людей ходят на твои выступления, и тут приезжает какой-нибудь “интертеймент” и подаёт на тебя в суд»…
Тебе до сих пор никто ничего не предъявил?
Да кому это надо? Знаете, сколько таких Дим Птицами читает свои стишули? Пока не ловят, а там посмотрим. Если что, скажу, что это не я, меня с кем-то спутали, и возьму себе другой псевдоним (смеётся).
Какой?
Что-нибудь намного лучше, чем Дима Птицами. Мой материал разлетелся под этим именем, и я подумал, что не стану ничего менять. Но если бы была такая возможность три-четыре года назад, то поменял бы.
Другие поэты обращаются к тебе за рецензиями на их произведения?
Типа: «Скажи, что ты думаешь о моих стихах»? Да, постоянно какие-то люди пишут. Не понимаю, что им это даст, ведь ничего не изменится от того, что я скажу «хорошо». А, если скажешь, что произведение плохое, человек обидится, напишет «да сам ты говно» – так обычно и происходит. Поэтому в какой-то момент я просто перестал читать то, что присылают. Людей не хочется обижать, но тратить своё время на такие вещи, особенно, когда их много, не нужно.
Дима приехал со своими друзьями и по совместительству организаторами выступления в Брянске – Настей и Викой. Поэт выглядел слегка потрёпанным, с герпесом под носом и фотоаппаратом «Зенит» на шее. Позже Дима расскажет, что фотография – это его второе увлечение после стихов. А пока он оказался не слишком-то доволен всем происходящим.
«Это я такой страшный буду стихотворение на видео читать? – вопил Птицами. – Настя, почему ты меня не предупредила?! Я хоть бы оделся понарядней, а то в чём спал, в том и пришёл».
Можешь описать себя пятью словами?
Ленивая задница, неуверенный, ребёнок, ещё раз ленивая задница, потому что моей лени просто нет границ, читатель и раздаватель.
А доверчивым тебя можно назвать?
Да, я очень доверчивый человек! Это плохо, я знаю, но ничего не могу поделать. Жизнь меня ничему не учит.
Что ты предпринимал, чтобы победить свою лень?
Я в блокнотике писал себе задания и вычёркивал их! А то, что не вычеркнул, переносил на следующий день. Но меня не хватает надолго. Каждый раз хочется заводить новый блокнотик.
Ты выбираешь бумажные книги или их электронный вариант?
Конечно, бумажные. Но, когда у меня не было денег, а читать хотелось, то очень помог планшет. С него я прочёл всего Паланика и Буковски. А сейчас в турах мне надарили много книг, и я понимаю, что всё-таки круче читать «бумагу». Да и вообще не умею пользоваться всеми этими электронными штуками.
Получается, лучший подарок для тебя – это книга?
Да. Когда дарят книгу, то вместе с тем дарят целый мир. Ты видишь только название и понимаешь, что тебя ждёт какая-то история и новая вселенная. Но я рад любой милости, например, открыточке. Короче всё, что с душой, то ништяк.
Дима был настроен несколько скептически. А может, просто делал вид. Но такие суетливые фразы, как «Час мы с Вами сидеть не собираемся», «Давайте быстренько отстреляемся» и «Я не знаю, как вести себя на интервью» сделали своё тёмное дело – я окончательно и бесповоротно свыклась с мыслью, что передо мной абсолютный мудак. Какое всё-таки странное это первое впечатление и как хорошо, что есть ещё второе и даже третье…
Заметила у тебя на руке татуировку.
Это наклейка (смеётся). На самом деле, у меня есть татуировки, но я не скажу, что они значат.
Я и не собиралась об этом спрашивать.
Это хорошо. Моя первая татуировка была неким бунтарским жестом.
Для родителей что ли?
Для родителей и для всех, кто меня этим попрекал. Но для родителей в первую очередь, потому что они относятся негативно к татуировкам, и я сделал её, скорее, против их желания. А потом мне просто понравилось – после первой не можешь остановиться. Я не особо люблю показывать свои татуировки, но для меня они значат определённые вещи.
Значения татуировок ты скрываешь, значение псевдонима «Птицами» тоже не разглашаешь ни в одном интервью. К чему такая скрытность?
Понимаете, словами ведь не всё можно объяснить. Вот я покажу какой-нибудь рисунок, например, кита и скажу, что это кит. Но я же не смогу передать словами то, что чувствую, глядя на него. В конце концов, вы так и не поймёте, что он значит, а я не смогу объяснить. Поэтому не вижу смысла показывать свои татуировки – это личные вещи. По поводу «Птицами». О том, как произошёл этот псевдоним, знают несколько человек, а другим просто не хочу разглашать. Тайн-то немного, я могу ответить на любой вопрос. Кроме «Почему “Птицами”?».
Ты до сих пор преподаёшь?
Нет, я больше не хочу преподавать, это абсолютно неблагодарный труд. Мне жалко людей, которые работают в школах. Я работал в основном частным образом, типа репетитором английского языка. Родители сейчас очень тугие, трудно донести до них, что нужно помогать ребёнку, проверять домашнее задание и контролировать его выполнение. Потому что, если этого не делать, ребёнок постоянно приходит не готовым на занятие. Последний раз я преподавал в Харькове, когда жил там, и из восьми детей был всего один, который всё делал сам, потому что ему нравилось заниматься. Иногда дети и нагрубить могли. Тогда мне хотелось долбануть их головой об стол! Есть просто неуправляемые школьники, особенно в 10-11 классах. Притом, мой заработок был небольшой, и я подумал, что лучше пойду продавать кеды в магазине, чем преподавать.
И куда же ты пошёл?
Читать стихи (смеётся).
О своих детях и семье ещё не задумываешься?
Таких мыслей нет. Мне кажется, что, прежде чем заводить детей, жизнь надо вдохнуть целиком, а семья тебя ограничивает, приземляет, останавливает в одной точке. Обычно так. Ну, вот как я поеду в тур, если у меня будет ребёнок? Что я своей женщине скажу?
Неужели у тебя такие длинные туры?
Около месяца, но это не длинный. Осенью я планирую сделать большой тур по России, так он месяца на два затянется. Но на самом деле, это всё отговорки. Просто не хочу пока иметь свою семью. Я немножко пожил семейной жизнью и мне это не очень понравилось.
Когда ты едешь в туры, то обычно задерживаешься в городах на несколько дней?
Нет, я останавливаюсь только там, где мне хочется. Вот еду, например, в Ростов и знаю, что ждёт меня Мишка, который скажет: «Димон, давай затопим баню!». И я понимаю, что не смогу приехать, выступить и уехать, потому что это не красиво. Да и Мишка хороший, с ним приятно проводить время. В общем, везде, где заводятся дружественные связи, я стараюсь остановиться на два-три дня. А где нет смысла тратить время, то уезжаю на следующий день после выступления. Поэтому по Беларуси у меня каждый день выступления – там я никого не знаю, только в Минске есть несколько знакомых. А тут приезжаешь в Брянск, и тебе варят борщ, представляете! Да мне его в последний раз бывшая девушка три года назад варила. И борщ без мяса!
Ты вегетарианец?
Да, почти полгода уже. В этом плане, наверное, на меня повлиял Димка Олейник (Молодой поэт тоже родом из Днепропетровска. – N.P.). Бывало, зайдём мы с ним в «Макдональдс», я говорю: «Два чизбургера», сижу, ем, а он начинает рассказывать про коров, которых зарезали. Ещё я очень люблю сладкое, но мне его нельзя много есть. Однажды я сказал маме: «А давай не будем месяц есть сахар» и вдруг почему-то ляпнул: «И мясо!». Вот так мы с ней договорились и месяц ели только рыбу. А потом я посмотрел пару фильмов на тему вегетарианства, прочёл книгу Джонатана Сафрана Фоера «Мясо» и подумал, что не надо кушать животных. Со временем я и рыбу перестал есть, но мне сложно отказаться от сыра. А ещё пообещал бабушке, что не буду больше пить и только в туре понял, как тяжело не набухаться с ребятами (смеётся). Но от алкоголя я отказался всего пару месяцев назад.
…В итоге мы, сами того не замечая, проговорили почти полтора часа. За это время произошла настоящая трансформация Димы Птицами. Из закрытого и надменного гения-раздолбая он превратился в простого парня с окраины, которого, казалось, знаешь всю жизнь. Но на «вы» ко мне обращаться так и не перестал.
Источник
Дмитрий ГАЛИЦКИЙ
Дмитрий Львович ГАЛИЦКИЙ (род. 4 января, 1956, Тюменская область, РСФСР, СССР) – советский / российский музыкант, аранжировщик, композитор, исполнитель. Один из участников «золотого» состава ВИА «Синяя птица».
Вырос в творческой семье: отец – режиссёр массовых представлений, мать – оперная певица. Позже семья переехала в Калугу.
С детских лет с огромным интересом обучался игре на фортепиано в музыкальной школе, что явилось следствием безмерной любви к классической музыке.
С 14-ти лет периодически работал в калужских ресторанах в качестве клавишника. Далее – учёба в музыкальном училище по классу фагота и работа в ансамбле «Калужанка» (позже переименован в «Орион»).
В августе 1978 года получает приглашение в ВИА «Синяя птица», где и работает в качестве клавишника, солиста, аранжировщика и композитора до 1988 года.
Автор нескольких песен ансамбля – «Листопад», «Кафе на Моховой», «Мальчик с одуванчиками» и других. В качестве солиста записал песни «Твой сон», «Ушло наше лето», «Листопад», «В зоопарке», «Наедине с собой» и другие.
В 1988-90 гг. работает в ансамбле Вячеслава Малежика «Саквояж» в качестве клавишника, солиста и аранжировщика (первая песня, которую он ему аранжировал, – «Провинциалка»).
В 1989 году в качестве вокалиста группы «Саквояж» записывает магнитоальбом с песнями «Фантазия», «Феодосия», «Медовый месяц» и др.
С 1990 года – работа со Светланой Лазаревой в качестве композитора, аранжировщика и руководителя аккомпанирующего состава. Записан диск «Давай поженимся».
В 1991 году выпускает магнитоальбом с песнями «Дым твоей сигареты», Прости», «Голуби», также сюда вошли некоторые вещи из предыдущего альбома в новых аранжировках.
С 1993 по 1997 гг. работа с Валерием Ободзинским. В качестве композитора были написаны несколько песен на диске «Колдовские ночи», сделана аранжировка песен диска «Дни бегут».
В 1994 году был выпущен сольный диск «Любовный роман».
В 1996-97 годах – работа в «ДДТ» в качестве клавишника. Участие в записи диска «Любовь». Далее работа с Евгением Осиным и сольная работа.
В настоящее время, как экс-солист ВИА «Синяя птица», является лидером собственной группы, ведёт активную творческую жизнь и гастрольную деятельность.
– Дмитрий, вы согласны, что ВИА «Синяя птица» красиво умерла в 1991-м, с уходом последнего из могикан – Сергея Дроздова, чей голос был визитной карточкой всенародно любимого коллектива?
– Безусловно! «Синяя птица» – это детище братьев Болотных, Сергея Дроздова и, может быть, еще пары-тройки музыкантов, работавших в «Синей птице» более 10 лет. К сожалению, нет уже с нами Дрозда. Еще раньше ушел из жизни Левкин. Без них никогда бы не взял на себя смелость называться ВИА «Синяя птица». Поэтому на афишах мы всегда пишем: «Синяя птица» Дмитрия Галицкого». Это то же самое, как если бы в кино или в литературе сказали: по мотивам такого-то произведения. На это я имею право: «Синяя птица» – часть моей жизни.
– Дмитрий Галицкий – это неотъемлемая часть истории «Синей птицы». Как-то в одном из самых, наверное, подробных интервью Сергей Дроздов сказал о вас: «Галицкий очень много сделал для «Синей птицы»! Он аранжировал, много солировал и писал. «Твой сон», например, или «Листопад» – очень красивые песни…» А почему вы не собрались вместе, когда интерес к такой музыке начал возрождаться?
– Мне хотелось этого, и мы говорили с Сергеем, но как-то все откладывали… В итоге так и не случилось.
– Сейчас в вашей ностальгической «Синей птице» Галицкого» вы исполняете только старые вещи или и новые песни показываете зрителю?
– Конечно, основной репертуар – наши хиты 70-х и 80-х. Но без новых песен не обходится ни один концерт. Я сейчас пишу вторую сольную пластинку и, конечно, проверяю песни на наших поклонниках.
(По материалам официального сайта «СИНЯЯ ПТИЦА Д. ГАЛИЦКОГО» и KR40.RU)
- Фантазия
- В гости к Грину (Феодосия) (Л. Федин)
- Медовый месяц
- Волна
- Горизонт (с ВИА «Синяя птица», 1986)
- Кафе на Моховой (с ВИА «Синяя птица», 1986) (С. Огарков)
- В зоопарке (с ВИА «Синяя птица», 1983) (В. Малежик)
- Прости (В. Малежик)
- Возьми меня, ветер крылатый
- Я свободен всю субботу…
- Одни теряют, другие находят
- Music non-stop
- Дым твоей сигареты
- Дарите ветер
- Наш день (1991) (С. Огарков)
- Феодосия (1991) (Л. Федин)
- Не вспугни голубей моих
- Не держи на сердце камень (Л. Поливода)
- Исповедь
Музыка: Д. Галицкий, кроме – (7) – муз. В. Малежик, (18) – муз. Л. Поливода
Записи 1983, 1986, 1989-92 гг.
Размер архива: 109,3 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 36 сек.
Источник
Дмитрий Быков: Я совершенно не собираюсь строить свою жизнь, исходя из попыток разных организаций меня убивать
Ну и, конечно, я должен поблагодарить всех, кто написал мне всякие добрые слова в связи с расследованием «Инсайдера». Благодарю Доброхотова и Грозева, которые проделали, на мой взгляд, колоссальную работу. Работу, которую сам я не проделал бы никогда. И спасибо всем, кто написал всякие добрые слова.
Я не собираюсь уделять этой истории какое-либо внимание. Причина происходящего, мне кажется, проста. Я думаю, шли по Координационному совету, по списку. Если посмотреть на этот совет, видно, что судьбы его участников как-то сложились не очень радостно. Более того: многие тяжело заболели — разумеется, от излишеств.
В принципе, я не очень люблю и не очень привык ощущать себя жертвой. В этом, пожалуй, мое абсолютное согласие с известной цитаты Бродского: «Делайте всё, чтобы не ассоциировать себя с жертвой». Но как-то у меня особенно и не было в жизни таких поводов.
Я не хочу сказать, что рассматриваю себя как триумфатора, как конкистадора в панцире железном. Но как-то большую часть своих обстоятельств я мог рассматривать как такую борьбу с обстоятельствами, в которой обстоятельства далеко не всегда побеждали. А иногда и мне случалось как-то что-то с ними сделать. Поэтому рассматривать себя как жертву, тем более недоотравленную, я совершенно не собираюсь и уделять много внимания этому не буду.
То есть я строю свою жизненную стратегию, не исходя из этого. У меня есть другие поводы для тревог, беспокойств, надежд. Другие планы — прежде всего литературные. Я как-то всё-таки ассоциирую себя более с литературой. Мне бы хотелось, чтобы меня знали более как литератора, нежели как персонажа политических дискуссий или скандалов, с этим связанных.
Конечно, некоторые люди тут же вылезли с разговорами о том, что вся моя литературная слава как раз основана на пиаре такого рода. Но это настолько глупо и настолько не соответствует действительности! Как раз наоборот: мне кажется, литературная слава, какая есть (как говорил Окуджава, слава — вещь посмертная; назовем это известностью), как раз и привлекла ко мне некоторое внимание. Всем лучшим во мне я обязан этой скромной способности немного запоминаться.
Это приятно, это любопытно. Но я совершенно не собираюсь строить свою жизнь, исходя из попыток разных организаций меня убивать. А что убить могут кого угодно, так, я думаю, для нас ничего нового в этом нет. Потому что российская власть не знает никаких сдерживающих факторов. У нее отсутствуют сдерживающие центры. Она такая интересная метафизическая загадка.
Источник