Дидактическая познавательно развивающая игра Природа и человек

Картотека дидактических игр подготовительная группа

Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

Ход игры. «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Ребенок отвечает и передает мяч или предмет рядом стоящему ребенку, и так по всему кругу. После завершения круга воспитатель задает новый вопрос: «Что создано природой?» Игра повторяется по новому кругу; ребенок, не сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает и назовет слово, то снова принимается в игру.

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное. (Далеко – близко, верхний – нижний и т. д.)

Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте растения, название которых начинается со звука «А», «К»,…». Кто больше назовет, тот и выиграл.

«Назови три предмета».

Цель: упражнять детей в классификации предметов.

Ход игры. Какие предметы можно назвать одним словом: цветы, птицы и т. д.

«Цветы!» – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек».

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его должен дополнить, чтобы получилось слово, например: ма – ма, кни – га. Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.

«Скажи по-другому».

Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы (игра также выполняет роль релаксационной паузы).

Ход игры. Дети удобно устраиваются на полянке, травке, успокаиваются и закрывают глаза.

Задание. Представить себе отдых на поляне. Звучат голоса птиц, пахнет травами и цветами, по небу плывут облака. Нужно выбрать облако на небе и сказать, на что оно похоже, рассказать о нем.

. «Найди листок, как на дереве».

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.

Ход игры. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали.

Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.

Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

Ход игры. Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, потому что…», «Дети надели панамы потому что…», «Идет сильный снег потому, что наступила…»

Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Ход игры. Воспитатель называет разные части суток или действия детей. А дети должны ответить одним словом: «Завтракаем», «Умываемся», назвать, когда это бывает.

Цель: развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Если я назову предмет, который летает, вы поднимаете руку или ловите мяч. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фишкой».

«Кто больше знает?».

Цель: развивать память, находчивость, сообразительность.

Ход игры. Воспитатель, держа в руке стакан, спрашивает, для чего он может быть использован. Кто больше назовет действий, тот и выиграл.

Цель: уточнить представление о форме предметов.

Ход игры. Воспитатель поднимает рисунок круга, а дети должны назвать как можно больше предметов такой же формы.

«Отгадайте, что за растение».

Цель: описать предмет и узнать его по описанию.

Ход игры. Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

Цель: учить сравнивать предметы; находить в них признаки различия; сходства, узнавать предметы по описанию.

Ход игры. Например: один ребенок загадывает, а другие дети должны отгадать: «Ползли два жука. Один красненький с черными точками, другой черненький…»

«Что это за птица?».

Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.

Ход игры. Воспитатель в мешочек складывает овощи и фрукты. Ребенок должен на ощупь определить, что у него в руке, и загадать загадку об этом, чтобы дети могли отгадать, что в руках у ведущего.

Цель: учить правильно составлять предложения с заданным количеством слов.

Ход игры. Дать детям опорные слова: осень, листопад, дождь, снежинки. Попросить придумать предложения из 3–5 слов. Ребенок, первым составивший предложение, получает фишку.

Цель игры – формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен

заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.

Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном:

Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном».

Жучка будку (булку) не доела. Неохота, Надоело.

Забодал меня котел (козел), на него я очень зол.

«Шутка». Цель игры – ребенок должен заметить как можно больше небылиц.

У нас в переулке есть дом с чудесами,

Сходите, взгляните – увидите сами:

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Цель: развитие слухового внимания.

Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма.

Описание: Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью или ширмой.

Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно?» и узнаем, кто самый внимательный.

Нужно в полной тишине в течение некоторого времени (засекаю его я) внимательно слушать, что происходит за дверью (ширмой). По окончании данного времени (1—2 минуты) необходимо назвать как можно больше услышанных звуков.

Чтобы каждому была дана возможность сказать, надо называть услышанные звуки в порядке своей очереди.

Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков».

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание. Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего:

один хлопок — принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны); два хлопка — позу «лягушки»

(присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка — возобновить ходьбу.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру «Слушай хлопки!».

Все играющие должны будут идти по кругу друг за другом и внимательно слушать мои команды.

Когда я хлопну в ладоши один раз, все должны остановиться и принять позу «аиста» (показ позы).

Если я хлопну в ладоши два раза, все должны остановиться и принять позу «лягушки» (показ).

1. Лимоны кислые, а сахар…

2. Собака лает, а кошка…

3. Ночью темно, а днем….

4. Трава зеленая, а небо…

5. Зимой холодно, а летом….

6. Ты ешь ртом, а слушаешь…

7. Утром мы завтракаем, а днем…

8. Птица летает, а змея…

9. Лодка плывет, а машина…

10.Ты смотришь глазами, а дышишь…

11 .У человека две ноги, а у собаки…

12.Птицы живут в гнездах, а люди…

13.Зимой идет снег, а осенью…

14.Из шерсти вяжут, а из ткани…

15.Балерина танцует, а пианист…

16.Дрова пилят, а гвозди…

17.Певец поет, а строитель…

  • Дать представление о громком и тихом звуке, шепоте, шуршании, скрипе, писке, звоне, шелесте и др.
  • Научить слышать разные шумы, прислушиваться.

Описать любой предмет или игрушку.

Вопросы: какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? и т.д.

Усложнение: рассказать сказку или историю об этом предмете.

Например: «яблоко». Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь идет о волшебном яблоке?

Расскажи эти сказки.

Цель: формирование моторно-двигательного внимания, развитие скорости движений.

Оборудование:заранее обозначенные кружки для каждого ребенка.

Описание: Каждый ребенок по команде взрослого меняет свой кружок, свое место — разбегается

«по новым местам», оказываясь в новом кружке.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «По новым местам».

Каждый из вас должен встать в кружок-домик. Когда я скажу: «На прогулку!»,

все за мной друг за другом начнут «гулять». Но когда я скажу: «По новым местам!»,

все должны найти себе новый кружок-домик. Кто займет новый домик последним — считается проигравшим.

Приготовить 15 различных предметов.

Например: чашка, тарелка, сумка, хлеб, сахар, полотенце, вилка, ложка, носовой платок,

Источник

Дидактическая игра «Природа и человек»

Цель игры: Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Игровые правила. Отвечать можно только после того, как поймал мяч. Назвавший предмет, бросает мяч другому участнику.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход, ударяет мячом о пол, ловит его, а затем бросает водящему.

Ход игры: Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знания о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек.

«Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов детей он задает новый вопрос: «Что создано природой?»

В ходе игры воспитатель проводит с детьми небольшую беседу о том, что человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям, и в то же время бережно относится к природе: охраняют леса от пожаров, очищают пруды, озера и реки, охраняют животных и птиц.

Дидактическая игра «Вершки-корешки»

Цель игры: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Игровые действия. Разыгрывание фантов.

Ход игры: Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что — корешками: «Съедобный корень овоща называть вершками, а съедобный плод на стебле — вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки», «Помидор!» — «Вершки». «Лук!» — «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Читайте:  Свадьба на природе совет

Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 2403 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Дидактическая игра «Человек и природа»

ПРАВИЛО: поднимать подходящую эмблему вверх только после показа воспитателем карточки.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с изображением предметов природы( щука, ель, гриб и т.д.), рукотворных предметов (кисть, мяч, топор и т.д.), эмблемы по количеству детей (человечек- создано человеком, елочка- предмет природы).

ХОД ИГРЫ: ведущий поднимает карточку, дети быстро показывают нужную эмблему. Ведущий оценивает правильность выполнения задания. Фишку получает тот, кто первым правильно поднял эмблему. Выигрывает тот, у кого наибольшее количество фишек.

Д И Д А К Т И Ч Е С К А Я И Г Р А

Н А Й Д И П А Р У

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: собрать предметы в пару по сходству.

ИГРОВОЕ ДЕЙСТВИЕ: поиск своей пары.

ПРАВИЛО: искать пару можно только после сигнала.

ОБОРУДОВАНИЕ: парные карточки с изображением насекомых, фруктов, овощей, ягод.

ХОД ИГРЫ: детей делим на две подгруппы, раздаем карточки. По сигналу каждый ищет свою пару, т.е. ищет ребенка, у которого точно такое же изображение на карточке. Правильность выбора проверяют «волшебные ворота»(воспитатель и ребенок, или двое детей). Пара называет предмет, его признаки, при правильно выполненном задании ворота открываются, ворота закрываются (поднятые руки опускаются), если пара выполнила задание неправильно. При повторении игры дети меняются карточками.

Д И Д А К Т И Ч Е С К А Я И Г Р А

ЧТО В КОРЗИНКУ ВОЗЬМЕМ ?

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: закрепить у детей знания о том, что есть грибы съедобные и ядовитые, уточнить их названия , научить различать их по внешнему виду.

ИГРОВОЕ ДЕЙСТВИЕ: искать съедобные грибы.

ПРАВИЛО: собирать в корзинку ( ведерко) только съедобные грибы. Брать по одной карточке, после того, как карточка помещена в корзину ( ведерко), идти за другой.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов, корзина ( ведерко ).

ХОД ИГРЫ: карточки раскладываются в разных местах группы. По сигналу дети ищут грибы и приносят в корзину ( ведерко ), за правильно выполненное задание ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее количество фишек.

Д И Д А К Т И Ч ЕС К А Я И Г Р А

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: закрепить названия цветов и места их произрастания, развивать зрительное внимание, память.

ИГРОВОЕ ДЕЙСТВИЕ: искать заданные карточки

ПРАВИЛО: отвечает ребенок, выбранный с помощью считалки.

ОБОРУДОВАНИЕ: три большие картинки с изображением садовых цветов в вазе, полевых цветов в кувшине, первоцветов в корзине, маленькие карточки с изображениями цветов, бабочки.

ХОД ИГРЫ: выставляется одна большая картинка с изображением, например, первоцветов и прикрепленной на один из цветков бабочкой. « На наш прекрасный букет прилетела бабочка, назовите цветок, на котором она сидит, вспомните , где растут эти цветы, когда появляются, почему называются первоцветами (полевые, садовые).

Другие дети проверяют правильность ответов. За правильный ответ ребенок получает фишку, за дополнение – фишка.

Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Д И Д А К Т И Ч Е С К А Я И Г Р А

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: упражнять в назывании потомства животных; совершенствовать умение быстро активизировать знания, развивать внимание, память, ассоциативное мышление.

ИГРОВОЕ ДЕЙСТВИЕ: составлять пары « мама- малыш»

ПРАВИЛО: детеныша животного называет ребенок, получивший фишку.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с изображением взрослых животных, карточки с изображением детенышей.

ХОД ИГРЫ: дети встают в круг- руки с раскрытыми ладонями за спиной. Водящий ходит за кругом и по команде воспитателя «стоп», кладет фишку в ладонь оказавшемуся рядом с ним игрока. Воспитатель показывает карточку с изображением животного, ребенок называет его малыша и находит изображение на карточке, выполнив задание, он передает фишку другому игроку; ответив неправильно, выходит из круга и отдает фишку водящему.

Д И Д А К Т И Ч Е С К А Я И Г Р А

ПОМОГИ БУРАТИНО РАЗОБРАТЬ ЛЕСНЫЕ НАХОДКИ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: напомнить детям внешний вид некоторых даров леса. Научить детей выражать свои знания словами. Развивать способность к анализу, сравнению, обобщению, умозаключениям. Формировать осознанное отношение к правилам поведения в природе.

ИГРОВОЕ ДЕЙСТВИЕ: поиск емкости для конкретного предмета, изображенного на карточке.

ПРАВИЛО: обосновать свой выбор.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с изображением грибов, цветов, орехов и других даров леса, модели мешка, банки, вазы, кастрюли.

ХОД ИГРЫ: Буратино принес из леса много разных предметов природы и не знает, во что положить их, давайте поможем Буратино разобраться. Ребенок рассматривает карточку, называет изображение и рассказывает, куда и почему он поместит этот предмет. За каждое правильно выполненное задание ребенок получает фишку. Выигрывает тот, укого фишек больше.

Д И Д А К Т И Ч Е С К А Я И Г Р А

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: называть изображения на карточке, находить и называть не принадлежащий данному ряду предмет природы.

ИГРОВОЕ ДЕЙСТВИЕ: поиск лишнего предмета.

ПРАВИЛО: ребенок рассказывает только по своей карточке.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с изображением нескольких предметов природы, один из которых не подходит к данному ряду.

ХОД ИГРЫ: дети получают по одной карточке, рассматривают, называют все предметы и определяют, какой из них лишний. Правильно выполнивший , задание получает фишку и новую карточку. Выигрывает тот, у кого наибольшее количество фишек.

Д И Д А К Т И Ч Е С К А Я И Г Р А

К КОМУ В ГОСТИ ПОПАДЕМ?

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: узнавать на чертеже объекты природы.

ИГРОВОЕ ДЕЙСТВИЕ: поиск нужной дорожки.

ОБОРУДОВАНИЕ: карта-план, схемы дорожек.

ХОД ИГРЫ: дети получают маленькие карточки-схемы с изображениями объектов природы, сравнивают изображения с изображениями на карте-плане и определяют к кому она ведет. Выигрывает тот, кто первым нашел правильный путь и назвал животное , к которому он привел.

Д И Д А К Т И Ч Е С К А Я И Г Р А

ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ?

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: определить по картинкам очередность происходящего.

ИГРОВОЕ ДЕЙСТВИЕ: поиск своей группы.

ПРАВИЛО: искать карточки по сигналу.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки, например, растение на разной степени развития: от семечки до плода, дерево в разное время года, состояние снеговика…

1 ВАРИАНТ: ребенок выбирает для себя объект, отбирает все соответствующие карточки и раскладывает так, чтобы соблюсти последовательность.

2 ВАРИАНТ: детей делим на группы, даем карточку из серии, по сигналу группа объединяется и становится, соблюдая последовательность. Выигрывает та группа, которая собралась быстро и безошибочно определила последовательность.

Д И Д А К Т И Ч Е С К А Я И Г Р А

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: закрепить умение узнавать животное на основе анализа его силуэта, отражающего особенности внешнего вида.

ИГРОВОЕ ДЕЙСТВИЕ: распознавание предметов природы по силуэтам.

ПРАВИЛО: задание считается выполненным, если ребенок узнал животное по силуэту.

ОБОРУДОВАНИЕ: Незнайка-кукла, карточки с изображениями силуэтов животных, птиц.

ХОД ИГРЫ: Незнайке нравится урок рисования. Он с удовольствием рисует; старается изо всех сил, да только изображения какие-то странные, похожи на кляксы. Помогите, ребята, разобраться, кто же изображен на рисунках.

Ребенок выбирает карточку, называет животное, объясняет, по каким признакам узнал.

Д И Д А К Т И Ч Е С К А Я И Г Р А

КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: учить определять признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей.

ИГРОВОЕ ДЕЙСТВИЕ: выбирать то, что соответствует данному времени года.

ПРАВИЛО: дети одной группы помогают друг другу в подборе картинок.

ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные картинки, карточки белая — зима, зеленая — весна, красная — лето, желтая — осень.

ХОД ИГРЫ: дети разделены на четыре группки, каждая из которых подбирает сюжетные картинки заданного времени года и помещает их в соответствующий сектор. Выигрывает та группа, которая безошибочно выполнит задание.

Д И Д А К Т И Ч Е С К А Я И Г Р А

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: различать семена овощей, фруктов, ягод в изображениях, подбирать пару по принадлежности.

ИГРОВОЕ ДЕЙСТВИЕ: создать пару плод и его семена.

ПРАВИЛО: начинать поиск пары по сигналу.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с изображением овощей, фруктов, ягод; карточки с изображением семян овощей, фруктов, ягод.

1 ВАРИАНТ: две подгруппы детей разбирают карточки, по сигналу ищут пары плод — семена. Выигрывает та пара, которая быстрее других объединилась и правильно назвала плод( овощ, фрукт, ягоду) и из какого семечка его можно вырастить (арбуз из арбузного и т.д.).

2 ВАРИАНТ: играют 2-4 ребенка. Водящий раздает карточки с изображением, например, семян поровну, сам же поднимает карточки с изображениями плодов поочередно. Ребенок, у которого карточка с семенами показанного плода, называет его и закрывает этой карточкой изображение семян. Выигрывает тот ребенок, у которого быстрее чем у других будут закрыты все карточки .

Источник

Дидактическая познавательно-развивающая игра «Природа и человек»

Предпосылки: обогащение предметно- развивающей среды и пополнение уголка поисково – познавательной деятельности.

Вид: учебно –методического пособия: дидактическая познавательно-развивающая игра.

Предназначено: для детей 5-7 лет.

Цель: формировать интерес ребенка к окружающему миру, любви к родной природе, защищать и беречь ее, развивать эмоционально — положительное содержательное общение, способствовать формированию социально- личностного и познавательно- речевого развития ребенка.

Исходя из целей были сформулированы следующие задачи:

— формирование ценностных ориентаций, представлений об окружающей природе, о культуре поведения в природе;

— уточнять и обогащать знания о природных явлениях и объектах, расширение кругозора, знаний об окружающих мире, развитие воображения, фантазии, развитие речевой деятельности;

— учить устанавливать взаимосвязи в природе, развивать логическое мышление, внимание, речь детей;

— развитие эмоциональной отзывчивости к окружающей природе, передавать эмоциональное состояние, настроение;

— воспитание доброжелательного отношения к окружающей природе, побуждение детей к активному проявлению доброты, заботы, любви и защиты;

Тема «Природа и человек» никогда не потеряет своей актуальности. Все понимают, что воспитывать чувство любви к природе у ребенка необходимо с раннего детства, только тогда он сможет стать ее защитником.

Дидактические игры – универсальное средство формирования интереса к окружающему миру. Они неизменно вызывают интерес, развивают внимание, воображение, память.

Игровой материал поможет вызвать у детей живой интерес к природе, сформировать потребность в бережном отношении к ней, побудить к системным наблюдениям.

Играя, дети усваивают необходимые знания и впечатления, при этом возникает желание узнать больше, наблюдать, сравнивать, делать умозаключения, находить взаимосвязи в природе.

Дидактический игровой материал о природе формирует в ребенке наблюдательность, любознательность, умение вчувствоваться во внутренний мир живого объекта. После игр дети становятся более внимательными к окружающей природе, контролируют поведение, стараются помочь природе и защитить ее.

Читайте:  16 Плато Бермамыт Карчаево Черкессия

Логические задачи, которые сформулированы в дидактических играх, учат дошкольников устанавливать взаимосвязи в природе, они развивают логическое мышление, внимание, расширяют кругозор ребенка, его знания об окружающем мире. Важно, чтобы дети выделяли и причину и следствие, не путали их последовательность, что дает возможность осознания взаимозависимостей природных явлений.

Дидактические игры развивают творческий потенциал, воображение, фантазию, помогают трансформировать их содержание, включая впечатления от личных наблюдений в природе, направляют внимание на определенные признаки объекта в обыденной жизни.

Ценность дидактической познавательно- развивающей игры – состоит в том, что материал о природе, о природных явлениях и объектах, раскрывается в доступной и увлекательной форме и направлен на развитие познавательной, поисковой, исследовательской, эмоционально-личностной сферы.

Познавательные интересы, расширение круга знаний и представлений дают детям глубже постигать явления окружающей действительности, их связи, взаимоотношения, взаимозависимости.

Изготовление дидактической познавательно- развивающей игры. Для этого нам понадобились различные картинки о природе и природных объектах и явлениях из журналов, книг, открыток и т. д.

Играть можно в течение всего дня, во всех видах деятельности.

Виды деятельности: игровая, коррекционная, развлекательная, учебная, коммуникативная.

— внесение игры на НОД, в самостоятельную деятельность детей;

— по используемому материалу; по вариантам;

— создание игровой мотивации;

Возможные формы работы: игры, игровые ситуации, задания,

совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная

— участие одного ребенка, подгруппы, всей группы детей;

-использование игры в различных видах игр, методах и формах при

работе с детьми;

Описание дидактической познавательно- развивающей игры

«Природа и человек»:

Игра имеет несколько вариантов.

Вариант № 1- «Весной, летом, осенью, зимой»— представлена в виде

четырех больших картинки с изображением времен года- зимы, весны,

лета, осени и маленьких карточек, на которых нарисованы сезонные

изменения в неживой и живой природе- закреплять знания детей, учить

Вариант № 2 – «Волшебные снежинки» — представлена игра в виде

картинок с изображением времен года и маленьких карточек с

нарисованными природными явлениями и объектами, обозначающими

различные состояния воды: река, снежинка, лед, туча, снегопад, дождь,

пар, лужа и т. д. — устанавливать причинно- следственные связи.

Вариант № 3 – «Запутанные картинки»— карточки с изображением

природных объектов и явлений, которые составляют приметы и признаки.

Все они перепутаны и изображены вразброс. — находить и закреплять

приметы и признаки природы, развивать логическое мышление, связную

Вариант № 4 – «Народные признаки и приметы»игра представлена в виде карточек и картинок с изображением живых объектов природы и явлений природы, а также с изображением фрагментов природных признаков и примет времен года – закреплять знания о природных явлениях и объектах, о сезонных изменениях, расширять кругозор.

Дидактическая игра «Природа и человек»

Вариант № 1 «Весной, летом, осенью, зимой».

Цель: уточнять знания детей о временах года, о сезонных изменениях,

происходящих в природе в разные временные отрезки, учить

классифицировать по этому признаку, развивать память, внимание,

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям четыре предметных картинки, на которых

изображены времена года и дает детям задание – подобрать к ним

карточки с нарисованными сезонными изменениями.

Всем играющим воспитатель раздает по четыре квадрата разного цвета,

каждый цвет обозначает определенное время года, например – желтый-

осень, белый или голубой – зима, зеленый – весна, красный – лето.

Воспитатель показывает детям картинку с временем года, а дети

должны подобрать карточку с сезонным явлением – например-

воспитатель показывает картинку осени, дети выбирают карточки с

изображением листопада, отлета птиц, дождя, сбор грибов и т. д и кладут

их на желтый квадрат. За быстрый и правильный ответ ребенок получает

фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Можно провести с детьми и другие задания в этой игре:

— устроить выставку картин «Зима – лето», «Весна- осень»— отобрать

картинки и рассказать, почему ты отобрал эти картинки;

— не называя картинку, рассказать так, чтобы все поняли, какое время

года на ней нарисовано.

Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание (быстро «устроит» выставку и хорошо расскажет).

Дидактическая игра «Природа и человек».

Вариант № 2 «Волшебные снежинки».

Цель: закрепить знания о временах года, о природных явлениях,

формировать у детей представления о различных состояниях воды в

разные времена года, развивать внимание, быстроту мышления,

Ход игры.

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На

карточках изображены различные состояния воды: водопад, лед, пар,

туча, дождь, снегопад, река, лужа, роса, снежинка, капля и т. д.Во время движения по кругу дети произносят следующие слова:

Вот и лето наступило,

Солнце ярче засветило,

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются

нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Игра

Стужа, вьюга, холода.

Где снежинку нам искать?

Вновь дети останавливаются, выбирают нужные картинки и объясняют

Усложнение игры: лежат четыре обруча, в них картинки с

изображением времен года. Дети должны разнести свои карточки по

обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать

нескольким временам года.

Также эту игру можно использовать как игру – лото, разложив, свои

карточки в соответствии с заданием.

Дидактическая игра «Природа и человек»

Вариант № 3 «Запутанные картинки».

Цель: развивать знания детей о природных объектах и явлениях, учить

составлять сезонные приметы и признаки, совпадающие с рисунками,

учить устанавливать причинно – следственные связи, расширять

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям карточки с изображением природных

объектов и явлений, обозначающих фрагмент какой приметы или

признака. Они все перепутаны и не соответствуют смыслу приметы.

Воспитатель называет детям правильную примету – дети находят

среди картинок – фрагментов, подходящий по смыслу, так чтобы

примета совпала. В конце игры дети должны рассказать почему они

выбрали именно эту картинку, какая примета получилась и правильная

ли она.Например: примета- птицы сидят на земле- тепло будет. Выигрывает тот ребенок, который первым и правильно составит примету и сможет объяснить и доказать свой ответ.

Дидактическая игра «Природа и человек».

Вариант № 4 – «Народные приметы».

Цель: учить детей составлять приметы и признаки сезонов, определять самостоятельно приметы времен года, обогащать кругозор детей, учить делать выводы, закреплять знания о сезонных изменениях в природе, развивать связную речь.

Ход игры.

Воспитатель показывает детям картинки с изображением природных объектов и явлений и предлагает детям вспомнить знакомую примету, или придумать свою, глядя на картинку, чтобы соответствовала изображению.Например: на картинке – изображен месяц со звездами- можно составить следующую примету- ясный круторогий месяц – к морозу, звезды мигают – к холоду.

Или воспитатель предлагает парные картинки с изображенными приметами и просит рассмотреть их и рассказать, что увидели, как они думают, какая примета может получится.Например: на парных карточках изображены ворона- от нее стрелочка к другой карточке- тающие сосульки- можно составить примету – если вороны сидят на земле – к оттепели. Можно предложить детям картинки по определенной теме. Дети смотрят на предложенные картинки и угадывают – какая примета подходит и соответствует больше всего.Например: примета – апрель с водой – май с травой. В конце игры дети рассказывают, почему сделали такой выбор и почему составили именно эту примету. Побеждает тот, ребенок, кто быстрее и правильно составит примету.

Играя в дидактическую познавательно- развивающую игру

«Природа и человек» — у детей формируются представления о том, что

природа бывает живая и неживая, способствуют развитию логического

мышления и нравственного – эстетического отношения к природе.

Познавательный материал игры помогает использовать знания о

нравственных нормах и правилах отношения человека к природе,

создавать условия для применения детьми природоведческих знаний, для

проявления гуманных чувств к природе, развивать у детей интерес к

предметам и явлениям природы.

Дидактическая познавательно-развивающая игра «Природа и человек»

Дидактическая игра для детей старшего возраста «Живая природа»Дидактическая игра для детей старшего возраста «Живая природа» Дидактическая игра для детей старшего возраста «Живая природа» Цель игры: Обогащать знания детей об окружающем мире, учить называть объекты.

Дидактическая развивающая игра для детей 3–6 лет «Тактильные мешочки»Дидактическая развивающая игра для детей 3–6 лет «Тактильные мешочки» В современном мире вопрос о развитии у детей моторики стоит очень остро и актуально. Почему важно для детей развитие мелкой моторики рук?.

Дидактическая познавательно-развивающая игра «Наши природные помощники — солнце, ветер, вода»Дидактическая познавательно-развивающая игра «Наши природные помощники — солнце, ветер, вода» Хочу предложить вашему вниманию, сделанное своими руками пособие: дидактическую познавательную игру «Наши природные помощники- солнце,.

Дидактическая развивающая игра «Кот, гуляющий по забору» с мастер-классомДидактическая развивающая игра «Кот, гуляющий по забору» с мастер-классом Актуальность. В нашем быту много интересных предметов, которые привлекают внимание детей: пробки, крышки, пуговки, пластмассовые бутылочки,.

Дидактическая развивающая игра «Волшебная доска»Дидактическая развивающая игра «Волшебная доска» Дидактическая развивающая игра «Волшебная доска» В этом году ко мне в группу пришли маленькие воспитанники, и я решила сделать для них.

Дидактическая развивающая многофункциональная игра «Домик»Дидактическая развивающая многофункциональная игра «Домик» Цель игры: — развитие мелкой моторики, внимания, речи; — развитие пространственного воображения, познавательных интересов, логического мышления.

План-конспект урока по обществознанию «Человек, общество, природа» Тема: Человек, общество, природа Тип урока: Изучение нового материала Цели урока: Образовательные 1. Изучить тему «Человек, общество, природа».

Проектная деятельность в средней группе «Человек и природа» Дата: 23.10 – 27.10.2017 г. Тема: Человек и природа — «Уж осень проходит, спешит к нам зима» Содержание работы: Цель проекта: Обобщение.

Развивающая дидактическая игра «Волшебный круг»Развивающая дидактическая игра «Волшебный круг» Презентация авторской развивающей игры Ф. И. О. автора: Чумак Алена Сергеевна Наименование ДОУ: «Д/С «Настенька» Название игры: «Волшебный.

Развивающая дидактическая игра «Наша Армия» ко Дню Защитника ОтечестваРазвивающая дидактическая игра «Наша Армия» ко Дню Защитника Отечества Предлагаю вашему вниманию авторскую дидактическую игру, изготовленную из деревянных прищепок и использованием синельной проволоки ко Дню.

Источник



Дидактические игры «Природа и человек. Наоборот. Назови растение с нужным звуком» в подготовительной группе

Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

Ход игры. «Что сделано человеком – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Ребенок отвечает и передает мяч или предмет рядом стоящему ребенку, и так по всему кругу.После завершения круга воспитатель задает новый вопрос: «Что создано природой Игра повторяется по новому кругу; ребенок, не сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает и назовет слово, то снова принимается в игру.

К 2. «Наоборот».

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное. (Далеко – близко, верхний – нижний и т. д.)

К 3. «Назови растение с нужным звуком».

Читайте:  Детские рисунки зимы 1 и 2 класс рисунки на тему зима рисунки ковша Большой медведицы поэтапно

Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры.Воспитатель говорит: «Придумайте растения, название которых начинается со звука «А», «К»…». Кто больше назовет, тот и выиграл.

К 4. «Назови три предмета».

Цель: упражнять детей в классификации предметов.

Ход игры.Какие предметы можно назвать одним словом: цветы, птицы и т. д.

«Цветы!» – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку.Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек».

К 5. «Добавь слог».

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его должен дополнить, чтобы получилось слово,например: ма – ма, кни – га. Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.

К 6. «Скажи по-другому».

Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

К 7. «Мое облако».

Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы (игра также выполняет роль релаксационной паузы).

Ход игры. Дети удобно устраиваются на полянке, травке, успокаиваются и закрывают глаза.

Задание. Представить себе отдых на поляне. Звучат голоса птиц, пахнет травами и цветами, по небу плывут облака. Нужно выбрать облако на небе и сказать, на что оно похоже, рассказать о нем.

К 8. «Найди листок, как на дереве».

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.

Ход игры. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле.Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали.

Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.

К 9. «Закончи предложение».

Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

Ход игры.Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, потому что…», «Дети надели панамы потому что…», «Идет сильный снег потому, что наступила…»

К 10. «Не ошибись».

Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Ход игры. Воспитатель называет разные части суток или действия детей.А дети должны ответить одним словом: «Завтракаем», «Умываемся», назвать, когда это бывает.

К 11. «Летает – не летает».

Цель: развивать слуховое внимание.

Ход игры.Воспитатель говорит детям: «Если я назову предмет, который летает, вы поднимаете руку или ловите мяч. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фишкой».

К 12. «Кто больше знает?».

Цель: развивать память, находчивость, сообразительность.

Ход игры. Воспитатель, держа в руке стакан, спрашивает, для чего он может быть использован. Кто больше назовет действий, тот и выиграл.

К 13. «Найди предмет той же формы».

Цель: уточнить представление о форме предметов.

Ход игры. Воспитатель поднимает рисунок круга, а дети должны назвать как можно больше предметов такой же формы.

К 14. «Отгадайте, что за растение».

Цель: описать предмет и узнать его по описанию.

Ход игры. Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

К 15. «Похож – не похож».

Цель: учить сравнивать предметы; находить в них признаки различия; сходства, узнавать предметы по описанию.

Ход игры.Например: один ребенок загадывает,а другие дети должны отгадать: «Ползли два жука. Один красненький с черными точками, другой черненький…»

К 16. «Что это за птица?».

Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Ход игры. Воспитатель назначает водящего, который изображает повадки птицы или описывает характерные признаки ее, другие дети должны отгадать.

К 17. «Угадай, что в мешочке».

Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.

Ход игры. Воспитатель в мешочек складывает овощи и фрукты. Ребенок должен на ощупь определить, что у него в руке, и загадать загадку об этом, чтобы дети могли отгадать, что в руках у ведущего.

К 18. «Придумай сам».

Цель: учить правильно составлять предложения с заданным количеством слов.

Ход игры.Дать детям опорные слова: осень, листопад, дождь, снежинки. Попросить придумать предложения из 3–5 слов. Ребенок, первым составивший предложение, получает фишку.

К 19. «Отгадай-ка!».

Цель: развивать умение описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.

Ход игры. По сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает предмет следующему и т. д.

К 20. «Вершки и корешки».

Цель: упражнять в классификации овощей (что в них съедобно – корень или плоды на стебле).

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что корешками. Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно.

К 21. «Лесник».

Цель: напомнить и закрепить представление о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников, о составных частях (ствол, листья, плоды и семена).

Ход игры. Выбирается один «лесник», остальные дети – его помощники. Они пришли помочь ему собирать семена, для новых посадок. «Лесник»говорит: «На моем участке растет много … (берез, кленов, тополей, давайте наберем семян».

Он может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику». Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.

К 22. с мячом «Бывает – не бывает».

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Иней летом… (не бывает).

Снег зимой… (бывает).

Мороз летом… (не бывает).

Капель летом… (не бывает).

К 23. «Что это такое?».

Цель: развивать логическое мышление, память, смекалку.

Ход игры. Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети продолжают.Например: Яйцо – овальное, белое, крупное, сверху твердое, питательное, можно встретить в магазине, съедобное, из него вылупляются птенцы.

К 24 «Узнай, чей лист».

Цель: учить узнавать растения по листу.

Ход игры. На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников, показать детям, предложить узнать, с какого дерева, и найти доказательство (сходство) с неопавшими листьями, имеющими разнообразную форму.

К 25 «Расскажи без слов».

Цели: закреплять представления детей об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.

Ход игры. Дети в кругу, воспитатель предлагает им изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.

Показать, что стало холодно. Дети ежатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы.

Показать, что идет холодный дождь. Открывают зонтики, поднимают воротники.

К 26 «Найдите, что опишу».

Цель: развивать умение искать растение по описанию.

Ход игры. Педагог описывает растение, называя его самые характерные признаки. Кто первым определит растение, получает фишку.

К 27 «Отгадываем загадки».

Цель: расширять запас существительных в активном словаре.

Ход игры. Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки о насекомых. Отгадавший ребенок сам загадывает загадку. За отгадывание и загадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. Дети могут сами придумать свою загадку.

К 28 «Когда это бывает?».

Цель: уточнить и углубить знания о временах года.

Ход игры. Воспитатель называет времена года и отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает в это время, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение и передает фишку третьему.

К 29 «Что вокруг нас?».

Цель: научить делить дву- и трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова.

Ход игры. На прогулке дети отыскивают вокруг себя то, что имеет в названии одну часть (мяч, мак, шар, дом, сад, две части (забор, кусты, цветы, песок, трава, три части (качели, веранда, береза, машина). За каждый ответ ребенок получает фишку, по их количеству определяется победитель.

К 30 «Скажи, что ты слышишь».

Цели: учить употреблять в ответах полные предложения; развивать фразовую речь.

Ход игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (шум дождя, сигналы машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить полным предложением. Выигрывает тот, кто больше назовет услышанных звуков.

К 31 «Кто же я?».

Цель: указать названное растение.

Ход игры. Воспитатель быстро указывает пальцем на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение, получает очко.

«Игры с волшебником Наоборот». Конспект открытого занятия в подготовительной группе (ТРИЗ) Цель: Познакомить с приемом разрешения противоречий «наоборот» Задачи: Активизировать словарный запас путем использования антонимов; развивать.

Дидактическая игра для старших дошкольников «Найди картинку с нужным звуком»Дидактическая игра для старших дошкольников «Найди картинку с нужным звуком» Цель: Развитие фонематического слуха,памяти,внимания. Задачи: Закрепить навыки чёткого различения и произношения заданного звука в словах;.

Дидактические игры «Подбери признак. Назови ласково» Игра «Подбери признак» Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным. Ход игры: Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает.

Дидактические игры на тему «Природа. Животные. Птицы. Цветы» Найди листочек. Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них.

Дидактические игры по математике «Составление геометрических фигур. Найди и назови» Дидактические игры по математике Составление геометрических фигур Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола,.

Дидактические игры по экологии для детей раннего возраста (1–3 года). Природа. Животные. Птицы. Овощи. Фрукты 1 Найди листочек. Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развивать речь детей; воспитывать у.

Конспект беседы «Природа и человек» для детей подготовительной к школе группы Цели: Закрепить знания о приметах лета, о лесе, как сообществе растений, животных и насекомых. Научить детей отличать природные объекты.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Природа и человек» Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Природа и человек» Цель: познакомить детей с опасностями, которые могут ожидать.

Конспект занятия по познавательному развитию «Природа и человек» в подготовительной группе МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №16 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ.

ООД по ознакомлению с миром природы в старшей группе Тема «Человек и природа» Конспект занятия «Человек и природа» Программное содержание: Формировать представления детей о том, как человек использует факторы природной.

Источник