Деятельность человека отличается от активности животного тем что она
Отличия деятельности человека от активности животных
Способности — соответствие психических особенностей личности требованиям, предъявляемым к ней конкретным видом деятельности. То есть, это психическое свойство личности, отражающее проявление таких ее особенностей, которые позволяют успешно выполнять различные виды деятельности.
Виды способностей:
Природные (психомоторика, восприятие, память, внимание)
Социальные (общие и специальные)
Специальные — применяемые в конкретной деятельности.
Общие — используемые во всех сферах деятельности человека.
Уровни способностей:
Задатки — это врожденные особенности психики, позволяющие личности эффективно выполнять конкретную деятельность.
Склонность представляет собой стремление личности к определенной деятельности.
Одаренность — способность личности достичь высоких результатов в конкретной сфере деятельности;
Талант — способность достичь выдающихся результатов в одной из сфер деятельности личности;
Гениальность — способность достичь выдающихся результатов в конкретной области человеческой деятельности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. В чем отличие категорий «личность» и «индивид»? Когда человек становится личностью?
2. Какое место занимает направленность личности в структуре личности?
3. Охарактеризуйте понятие «Я-концепция».
4. Раскройте иерархию потребностей человека.
5. Охарактеризуйте эмоциональные состояния человека.
6. Опишите волевой акт.
7. Какие основания положены в теорию темперамента?
8. Приведите примеры типологии характера.
9. Чем склонности отличаются от задатков?
1. Деятельность и ее компоненты.
2. Структура деятельности и навыки.
3. Виды деятельности.
4. Общение: функции и виды.
5. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения.
1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ
Живая материя отличается от неживой подвижностью и активностью. Существуют различные формы активности. Чем развитее живое существо, тем разнообразнее и богаче формы его активности.
Активность человека содержит особую форму, отличающую его от животного мира, называемую деятельностью.
Деятельность —специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Деятельность человека | Активность животных |
1. Носит продуктивный, творческий, созидательный характер. | Имеет потребительскую основу: ничего нового в сравнении с тем, что дано природой, не создает. |
2. Связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются человекам в качестве инструментов, предметов удовлетворения потребностей или средств собственного развития. | Орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют. |
3. Преобразует человека самого, его способности, потребности, условия жизни. | Практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни. |
4. Реализация деятельности в разных формах и средствах является продуктом истории. | Активность животных — результат их биологической эволюции. |
5. С рождения человеку не дана, ее необходимо формировать. | Изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере созревания организма. |
Поведение не тождественно активности, и не тождественно деятельности. Оно не всегда целенаправлено, не создает определенный продукт, носит пассивный характер, спонтанно, хаотично.
Источник
Деятельность человека и животного. Структура индивидуальной деятельности человека
1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных носит потребительскую основу, в результате она ничего не производит и не создает.
2. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных ничего не меняет.
3. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им в качестве инструментов, предметов удовлетворения потребностей. Для животных орудия и средства не существуют.
4. Человеческая деятельность продукт исторический. Активность выступает как результат биологической эволюции.
5. Предметная деятельность людей не дана с рождения, ее необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. Активность животных генотипически обусловлена.
6. Деятельность человека направляется познавательной потребностью, активность – инстинктивно биологическая.
7. В процессе деятельности опыт передается через социальные средства общения. В активности — наследственно закрепленная программа.
8. Человек изготавливает орудия труда с помощи других орудий труда. У животных – начальные зачатки орудийного труда.
Каждая конкретная деятельность имеет своюиндивидуальную структуру,уточняющую общую структуру, присущую любой деятельности. В последнюю входят: общая цель деятельности, ее мотивы (как побуждения), отдельные действия, и, в том числе, навыки (способы достижения общей цели), и психические акты в них включенные, и результаты деятельности.Цель — это мысленный результат деятельности (т.е. то, ради чего действует человек), а мотив — это побудительная сила действия (т.е. то, почему действует человек). Так, например, при выполнении конкретного задания (изготовления какого-либо инструмента) цель — это самостоятельное изготовление этого инструмента, а мотив — это овладение приемами и способами работы, которые входят в состав конкретной изучаемой профессии.
Потребность и активность человека.
Потребность — это побуждение к проявлению жизнедеятельности и активности всех живых существ.
Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик, а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.
Потребности — основной источник активности в познавательной и практической деятельности человека. Удовлетворяя свои потребности, человеческое существо должен найти для этого наилучшие пути и средства в сложной социальной ситуации, он должен уметь ставить перед собой и решать теоретические и практические задачи. Учитывая это человеческое мышление — биосоциопсихологичний процесс, призванный обеспечивать поиск необходимых средств и способов удовлетворения потребностей, которые возникли. Но не только мышление, но и человеческая воля побуждаются теми или иными потребностями. С помощью волевых усилий, целеустремленности, настойчивости человек преодолевает трудности, препятствия, возникающие на пути реализации потребностей. Потребности становятся основными причинами определенных психологических состояний, переживаний, чувств человека. В зависимости от того, как удовлетворены или недовольны потребности, человек испытывает радость или, наоборот, — испытывает многочисленных или редких психических стрессов, испытывает психологический дискомфорт, горе, гнев, подавленность деятельности и т.п..
Как уже отмечалось, потребности человека многочисленны и разнообразны по своей природе, однако каждой личности присуща определенная система потребностей, в структуре которой есть доминирующие и подчиненные им потребности. При этом доминирующие (преобладающие) могут подавлять, оттеснять все остальные и определять основное направление поведения и жизнедеятельности. Так, человек, который постоянно требует успеха, все свои поступки и действия подчиняет этому. Иногда для нее важен успех сам по себе, без учета средств, средств и способов его достижения, морально-этической ценности. Такой жизненной необходимости могут иногда подчиняться потребности в познании, общении, труде, нередко проявляется в жизни отдельных индивидов, социальных групп, политических партий. Другой пример: поведение человека, чьи мысли и поступки обусловлены потребностью в социальной справедливости, ее реальном достижении. Такой человек, скорее всего, вести таким образом, что потребности в личном успехе, социальной безопасности и другие будут второстепенное значение.
При совместной производственной деятельности важно, чтобы в поведении человека определяющими становились такие общественные потребности, как потребности в труде, общении, общественной деятельности. Ведущей потребностью человека должна стать потребность в труде как жизненно важной и необходимой деятельности, концентрирует все духовные и физические силы человека. Эта потребность хоть и есть практически у каждого индивида, но еще не стала доминирующей, не превратилась для многих людей на стержень их жизненного кредо.
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 1642 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Специфика человеческой деятельности. Деятельность человека, ее отличие от жизнедеятельности животных
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.
Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы.
Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в той или иной степени приложенными руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ничего подобного: ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа.
Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.
Породив и продолжая совершенствовать предметы потребления, человек кроме способностей развивает свои потребности. Оказавшись связанными с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.
Деятельность человека принципиально отличается от активности животных и в другом отношении. Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений. Это — потребности в познании (научном и художественном), творчестве, в нравственном самосовершенствовании и другие.
Формы и способы организации человеческой деятельности также отличаются от активности животных. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных, — умениями и навыками, приобретенными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения. Уже с раннего детства ребенка специально обучают по-человечески пользоваться предметами домашнего обихода (вилка, ложка, одежда, стул, стол, мыло, зубная щетка, карандаш, бумага и т.п.), различными инструментами, которые преобразуют заданные от природы движения конечностей. Они начинают подчиняться логике предметов, с которыми человек имеет дело. Возникает предметная деятельность, которая отличается от естественной активности животных.
Система движений, совершаемых животными, обусловлена анатомо-физиологическим устройством организма. С предметами человеческой материальной культуры (книга, карандаш, ложка и т.п.) животные обращаются гак, как если бы они были обычными природными предметами, без учета их культурного назначения и способа употребления людьми. У человека сами движения рук и ног преобразуются, подчиняясь правилам культуры использования соответствующих предметов, т.е. становятся искусственными, более совершенными и социально обусловленными.
Животные только потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив, больше создает, чем потребляет. Если бы его деятельность, так же как и активность животных, носила в основном потребительский характер, то нескольким десяткам поколений людей не удалось бы за исторически сравнительно короткий срок достигнуть такого прогресса, создать грандиозный мир духовной и материальной культуры. Все это — благодаря деятельностному характеру человеческой активности.
Итак, главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему:
1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.
2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.
3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.
4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.
5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.
Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно («куда поведет»), деятельность организована; поведение хаотично, деятельность систематична.
Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.
Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека — на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это — производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами).
В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).
Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало чьего-либо расположения.
Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности — создаваемый материальный продукт.
Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.
Операцией называют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.
В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.
Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план. Иногда действие, ранее включенное в состав деятельности, может выделиться из нее и приобрести самостоятельный статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой деятельности.
С возрастом по мере развития человека происходит изменение мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрессивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным).
Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные практическим выполнением деятельности.
Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении каких-либо затруднений в деятельности, при ее восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход — экстериоризация: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми.
Источник
Деятельность человека отличается от активности животного тем что она
Способности — соответствие психических особенностей личности требованиям, предъявляемым к ней конкретным видом деятельности. То есть, это психическое свойство личности, отражающее проявление таких ее особенностей, которые позволяют успешно выполнять различные виды деятельности.
Виды способностей:
Природные (психомоторика, восприятие, память, внимание)
Социальные (общие и специальные)
Специальные — применяемые в конкретной деятельности.
Общие — используемые во всех сферах деятельности человека.
Уровни способностей:
Задатки — это врожденные особенности психики, позволяющие личности эффективно выполнять конкретную деятельность.
Склонность представляет собой стремление личности к определенной деятельности.
Одаренность — способность личности достичь высоких результатов в конкретной сфере деятельности;
Талант — способность достичь выдающихся результатов в одной из сфер деятельности личности;
Гениальность — способность достичь выдающихся результатов в конкретной области человеческой деятельности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. В чем отличие категорий «личность» и «индивид»? Когда человек становится личностью?
2. Какое место занимает направленность личности в структуре личности?
3. Охарактеризуйте понятие «Я-концепция».
4. Раскройте иерархию потребностей человека.
5. Охарактеризуйте эмоциональные состояния человека.
6. Опишите волевой акт.
7. Какие основания положены в теорию темперамента?
8. Приведите примеры типологии характера.
9. Чем склонности отличаются от задатков?
1. Деятельность и ее компоненты.
2. Структура деятельности и навыки.
3. Виды деятельности.
4. Общение: функции и виды.
5. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения.
1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ
Живая материя отличается от неживой подвижностью и активностью. Существуют различные формы активности. Чем развитее живое существо, тем разнообразнее и богаче формы его активности.
Активность человека содержит особую форму, отличающую его от животного мира, называемую деятельностью.
Деятельность —специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Деятельность человека | Активность животных |
1. Носит продуктивный, творческий, созидательный характер. | Имеет потребительскую основу: ничего нового в сравнении с тем, что дано природой, не создает. |
2. Связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются человекам в качестве инструментов, предметов удовлетворения потребностей или средств собственного развития. | Орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют. |
3. Преобразует человека самого, его способности, потребности, условия жизни. | Практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни. |
4. Реализация деятельности в разных формах и средствах является продуктом истории. | Активность животных — результат их биологической эволюции. |
5. С рождения человеку не дана, ее необходимо формировать. | Изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере созревания организма. |
Поведение не тождественно активности, и не тождественно деятельности. Оно не всегда целенаправлено, не создает определенный продукт, носит пассивный характер, спонтанно, хаотично.
Источник