Даю 55 балловВопрос 1 1 Выберите верные суждения p

даю 55 балловВопрос 1
1. Выберите верные суждения.

Варианты ответов
1. Человек – это биологическое и социальное существо.
2. Человек приспосабливается к природе исключительно благодаря своим биологическим свойствам.
3. Социальные свойства человека связаны с его жизнью в обществе.
4. Прямохождение и большой головной мозг относят к социальным свойствам человека.
5. Способность к труду сближает человека с другими представителями животного мира.
Вопрос 2
2. Выберите верные суждения.

Варианты ответов
1. . Социальные и биологические свойства человека существуют в единстве.
2. Человек не связан с природой.
3. Социальные качества даны человеку от рождения.
4. Человек, в отличие от животных, обладает сознанием и членораздельной речью.
5. И человек, и животное имеют потребности.
Вопрос 3
3. Выберите верные суждения.

Варианты ответов
1. Индивид – это отдельный человек с его неповторимыми биологическими и социальными свойствами.
2. Личность – это человек, способный на самостоятельные и ответственные поступки.
3. Особенности человека отражает понятие «индивидуальность».
4. Биологические инстинкты свойственны только животным и не присущи человеку.
5. Возраст детства продолжается до 25 лет.
Вопрос 4
4. Выберите верные суждения.

Варианты ответов
1. Личность – это единство социальных качеств человека.
2. Деятельность человека изменяет мир.
3. По своим социальным качествам люди не отличаются друг от друга.
4. Древнейший человек, как и животные, создавал орудия труда.
5. Человек и представители животного мира являются биологическими существами.
Вопрос 5
5. Выберите вырные суждения.

Варианты ответов
1. Потребность – это нужда в определенных благах.
2. Человек и животные имеют потребности.
3. Все потребности человека биологически обусловлены.
4. Человек удовлетворяет свои потребности только теми благами, которые созданы природой.
5. Потребность человека в труде является врожденной.
Вопрос 6
6. Выберите верные суждения.

Варианты ответов
1. Потребности человека в пище, воде, отдыхе относятся к духовным.
2. Человек рождается без потребностей и приобретает их по мере взросления.
3. Социальные потребности человека зависят от его положения в обществе.
4. Потребности человека можно формировать.
5. Пример биологической потребности человека – потребность в самореализации.
Вопрос 7
7. Выберите верные суждения.

Варианты ответов
1. Люди имеют одинаковые способности.
2. Человек использует свои способности для самореализации.
3. Способности разделяют на материальные и духовные.
4. Способности человека проявляются и развиваются в деятельности.
5. Способности – это индивидуальные особенности людей, от наличия или отсутствия которых зависит успех человека в каком-либо деле.
Вопрос 8
8. Выберите верные суждения.

Варианты ответов
1. Талант – это высокий уровень развития способностей.
2. Труд- это индивидуальные особенности личности, от которых зависит успех в определенной деятельности.
3. Способности бывают общие и специальные.
4. Успех человека в каком-либо деле зависит только от его врожденных качеств.
5. Человек может развивать свои способности.
Вопрос 9
9. Выберите верные суждения.

Варианты ответов
1. Человек определяет цели деятельности.
2. Деятельность – это особая форма активности, присущая только человеку.
3. То, на что направлена деятельность человека, принято называть средствами деятельности.
4. Игра не относится к видам деятельности.
5.Трудовая деятельность направлена на создание полезных благ или оказание услуг.
Вопрос 10
10. Выберите верные суждения.

Варианты ответов
1. Труд, учение, общение и игра – важнейшие виды деятельности.
2. Целью деятельности называют воображаемый, заранее обдуманный результат, к которому стремится человек.
3. Деятельность не имеет мотивов.
4. Тот, кто осуществляет деятельность, может быть назван объектом деятельности.
5. Субъект деятельности – это все, на что направлена деятельность человека.

Источник

Адаптация человека к окружающей среде. Механизмы адаптации человека к окружающей среде

Физиологическая адаптация подразумевает постепенное приспособление организма к изменяющимся условиям окружающей среды, например, жаре или холоду. Это происходит, поскольку каждое живое существо в значительной степени зависит от окружающих условий. А чтобы организм мог полноценно функционировать, ему необходимо восстанавливать равновесие между протекающими процессами. Изменение условий вносит в них дисбаланс, что может привести к проблемам со здоровьем. Это и привело к появлению физиологической адаптации, которая является единственным способом регулирования внутренних процессов организма под воздействием различных факторов, оказывающих на него раздражающий эффект.

Еще Чарльз Дарвин был заинтересован механизмами физиологической адаптации. Работа Волтеар Бредфорда Кеннона позволила открыть, каким именно образом работает симпато-адреналовая система при сильном стрессе. Также в изучении механизма адаптации ученым помогли работы Павлова и его учеников, которые смогли доказать общность внутренних нарушений у живых организмов при долгом воздействии раздражителей.

Фактически, физиологическую адаптацию можно считать синонимом гомеостаза — способности организмов сохранять постоянство внутренней среды.

Физиологическая адаптация в примерах

Человек способен приспособиться практически ко всему. В качестве примера можно привести световую адаптацию — находясь длительное время на ярком свету, глаза снижают чувствительность к источникам света, тогда как если долго пробыть в темноте, то эффект будет обратным.

Наибольшую роль в исследовании механизма адаптации человека сыграли эксперименты с высотой. Подъем на большую высоту вызывает комплексные изменения, однако наиболее заметной становится гипоксия с пониженным барометрическим давлением. Постепенно начинает проявляться головокружение, одышка, различные зрительные и слуховые нарушения, обычные для больных высотной болезнью. Однако, из-за физиологической адаптации, данные симптомы постепенно идут на спад.

Человек адаптируется к таким условиям:

  • сначала увеличивается количество эритроцитов (до 8 млн на 1 мм);
  • отмечается улучшение работы гемоглобина — он лучше связывает кислород;
  • становится сильнее вентиляция легких;
  • намечаются общие улучшения нервной системы и сердца.

Изменения затрагивают абсолютно все, начиная от субклеточного уровня, закачивая целостным организмом.

Физиологическая адаптация человека может быть натренирована. В этом случае она протекает гораздо быстрее.

К примеру, закаливание позволяет организму быстрее приспосабливаться к световым и температурным раздражителям. Фактически, при регулярном и длительном воздействии экстремальных раздражителей, можно раздвинуть возможностей человеческого организма.

Живой организм представляет собой чрезвычайно сложную систему, которая функционирует как единое целое, приспосабливаясь к постоянно меняющейся внешней среде и изменяя ее в результате своей деятельности.

Приспособления, которые выработались в организме в процессе эволюции в от­вет на воздействия внешней среды, или вырабатываются в процессе жизни каждого индивидуума, называются адаптациями. «Способность к приспособлению являет­ся, вероятно, наиболее отличительной чертой жизни»,

— писал канадский физио­лог, лауреат Нобелевской премии Г. Селье.

Эта способность неразрывно связана с другой физиологической закономерно­стью — способностью организма сохранять постоянство внутренней среды, т.е. гомеостаз. В единстве и гармонии двух этих принципов существования живых ор­ганизмов и лежит основа развития и безопасности человека (рис. 5.3).

Все адаптации делятся на фенотипические (индивидуальные),

развивающиеся в течение онтогенеза каждого индивидуума, и
генотипические,
или
наследуемые.
Кроме того, выделяют адаптации:

происходящие с затратой энергии за счет перестройки деятельности органов и систем при сохранении гомеостаза организма; например, при возникнове­нии экстремальной ситуации человек перестраивает свою деятельность так, чтобы сохранить жизнь и здоровье в этих условиях;

Основные принципы безопасного существования организма

, которые протекают по принципу
подчинения
организма условиям среды (например, смена окраски шерсти у зайцев в зимний период года; принятие правил того сообщества, в которое человек попадает) или
избегания
их (залегание медведя в берлогу на зимнюю спячку; отъезд человека из зоны ЧС, где идут спаса­тельные работы). Человек, в отличие от животных, кроме биологических механиз­мов может использовать социальные достижения для адаптации, такие как одежду, кондиционеры, транспорт, защитные приспособления и т.д. В процессе эволюции это привело к уменьшению функциональных биологических резервов адаптации, что потребовало развития социальных средств повышения безопасности существо­вания человека (рис. 5.4).

В процессе индивидуальной адаптации выделяются два этапа: срочный и долго­временный.

Особенностью срочного

этапа адаптации является то, что организм использует для приспособления имеющиеся в его распоряжении ресурсы, и поэтому сообразно действию фактора внешней среды формируется ответ, обусловленный напряжением функций всех органов и систем. Такое функционирование на пределе физиологиче­ских возможностей представляет прямую опасность для организма, поскольку высо­ка вероятность возникновения срыва. С другой стороны, срочная адаптация не обе­спечивает реализацию всех потенциальных адаптивных возможностей организма, а только включает «оперативные», имеющиеся в данный период, возможности.

Долговременный этап адаптации развивается постепенно в процессе длитель­ного, хронического воздействия на организм нагрузок или факторов среды. Повы­шение интенсивности функционирования структур является первым шагом, запу­скающим долговременную адаптацию. В основе долговременной адаптации лежит образование новых структур (например, увеличение количества клеток) или увели­чение размеров уже имеющихся структур. Эти новые структуры могут в дальней­шем обеспечить выполнение возросших задач. Так, например, адаптация мышечной системы к повышенным нагрузкам выражается в увеличении мышечной массы. Но­вые структуры формируются по следующей схеме. Усиление работы органа (сердца, скелетных мышц, легких и т.д.) мобилизует синтез нуклеиновых кислот и белков в работающих клетках благодаря экспрессии гена, ответственного за синтез того или иного конкретного белка. Это приводит к наработке РНК или увеличению скорости ее транскрипции на структурных генах ДНК. Увеличение количества информацион­ной РНК вызывает рост количества рибосом, в которых и происходит синтез белко­вых молекул. В результате масса работающей структуры нарастает и увеличиваются ее функциональные возможности. Возникшие новые структуры называются систем­ным структурным следом (ССС) (рис. 5.5).

Читайте:  Лекция 1 Понятие и система экологического права

Процесс адаптации связан с формированием общего адаптационного синдрома (ОАС), описанного канадским физиологом Г. Селье. «Общий адаптационный син­дром — это комплекс реакций, возникающий в целостном организме под действием различных повреждающих факторов и обеспечивающий приспособление организма к данным условиям» (Г. Селье. «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами», 1936). Общий адаптационный синдром — неспецифическая реакция ор­ганизма на самые разнообразные сильнодействующие факторы, в том числе и на факторы среды. Интенсивность ОАС зависит от силы действующего фактора. Об­щий адаптационный сидром нередко обозначают как стресс-реакцию. Стресс

(англ.
stress
— напряжение) У. Кэннон (1927) определил как физиологические реакции, возникающие в организме человека и животных под действием стимула, несущего угрозу, — стрессора. Стрессоры могут быть разной природы: физические, химические, биологические, психические;

Этапы формирования срочной и долговременной

адаптации (по Ф. 3. Меерсону)

СССР — системный структурный след; Г Ф — генетический аппарат – функция

однако реакция организма, независимо от этого, протекает по одному сценарию.

Проявления стресса (триада Селье) заключаются в следующем: 1) увеличение массы надпочечников; 2) инволюция (обратное развитие) вилочковой железы (тиму­са) и лимфатических узлов; 3) появление кровоточащих язв в желудке и двенадцати­перстной кишке.

Общий адаптационный синдром в своем развитии проходит ряд стадий. Первая из них — реакция тревоги (alarm reaction); вторая — стадия резистентности (устой­чивости); третья — стадия восстановления (если раздражитель прекращает свое действие) или истощения (если стрессор значительной силы или действует в тече­ние продолжительного времени), после которой организм, как правило, погибает.

Во время стресса в качестве наиболее ранней реакции происходит активация симпатической нервной системы (системы стресса), которая вызывает усиление деятельности сердца, повышение кровяного давления, повышение обмена веществ во всех органах и системах, т.е. адаптационно-трофический эффект (по JI. А. Ор- бели); стимуляцию выброса в кровь из мозговой зоны надпочечников катехолами­нов, к которым относятся такие гормоны, как адреналин и норадреналин (рис. 5.6). Под влиянием катехоламинов идет распад гликогена в печени и в крови повышается концентрация глюкозы. Кроме того, адреналин является сильным липолитическим фактором, стимулирующим распад жира с образованием свободных жирных кис­лот и энергии. Основной же эффект катехоламинов состоит в мобилизации энерге­тических и структурных резервов организма, что обеспечивает активацию нервной (психической) и мышечной деятельности. Параллельно активируется гипоталамо-,

Механизм формирования стресса

(общего адаптационного синдрома— ОАС)

гипофизарно-надпочечниковая система и в кровь секретируются огромные количе­ства глюкокортикоидов (важнейший из них у человека — кортизол). Один из основ­ных эффектов кортизола состоит в том, что он повышает уровень сахара в крови, причем делает он это за счет стимуляции глюконеогенеза — синтеза глюкозы из неуглеводных источников, в частности из аминокислот. Концентрация глюкокорти­коидов в крови во время стресса может вырасти в десятки раз. Совокупность этих нейрогормональных перестроек в организме в условиях стресса обеспечивает ор­ганы питательным и энергетическим материалом, что необходимо для активации деятельности человека в стрессовой ситуации.

Стрессовая реакция, если завершается восстановлением, повышает устойчи­вость организма к самым разнообразным факторам и, с одной стороны, является положительной, поскольку лежит в основе закаливания, тренировок; с другой сторо­ны, нередко после перенесенного стресса, если вовремя не оказана психологическая помощь, развивается так называемое посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), которое является тяжелой болезнью.

В организме для уменьшения воздействия стрессирующих факторов существу­ют и антистрессовые системы, которые включают следующие внутренние и внеш­ние компоненты:

— образование эндогенных морфиноподобных веществ (опиатов), вызывающих уменьшение боли, улучшение настроения, повышение порога чувствительно­сти;

— наличие антиоксидантных систем, нейтрализующих недоокисленные продук­ты обмена веществ, которые укрепляют клеточные мембраны (витамины Е, С, ферменты и т.д.);

— активация парасимпатической нервной системы за счет умеренной физической нагрузки, глубокого диафрагмального дыхания, медитаций, мышечной и пси­хической релаксации (расслабления), аутотренинга;

— рациональное питание с повышенным содержанием овощей и фруктов, обла­дающих антиоксидантными свойствами;

— в трудных ситуациях, когда естественные антистрессовые системы не справля­ются, используется фармакотерапия (прием седативных препаратов).

Таким образом, в любых ситуациях жизнедеятельности в организме устанавли­вается баланс между стрессовыми и антистрессовыми механизмами, благодаря чему сохраняется жизнь в экстремальных ситуациях и формируются срочные или долго­временные адаптивные реакции к внешним воздействиям. Это помогает человеку повышать свой уровень защищенности (безопасности) в любой новой ситуации, а также при действии различных факторов, угрожающих жизни и здоровью.

Психофизиологическая адаптация — как человек приспосабливается к обществу

Данный тип адаптации отличается от прочих тем, что процесс здесь двусторонний. Внешняя среда влияет на человека, однако и его личность привносит в общество свой вклад с учетом различных психологических особенностей.

Всего есть три типа такой адаптации:

  1. Внутренняя. Внешние обстоятельства заставляют человека сменить свои убеждения, происходит отказ от неактуальных привычек, одновременно с этим появляются новые черты характера. Также может измениться система ценностей.
  2. Внешняя. Корректируется поведенческая реакция, однако личность не затрагивается и остается прежней.
  3. Смешанная. Происходит частичная смена взглядов и изменение поведения, в соответствии с внешними обстоятельствами.

Данный процесс адаптации, как правило, сопровождает человека с самого рождения. Каждый новый этап жизни требует проявления адаптивности — способности приспособления к меняющимся обстоятельствам.

При этом процесс далеко не всегда безболезненный. Если он затягивается, могут возникнуть различные расстройства сна, раздражительность и навязчивые состояния.

Источник

Человек и природа — примеры связи и значение природы для людей

Несмотря на все достижения науки и техники человек до сих пор находится в зависимости от природы. При этом и люди оказывают на природу огромное влияние.

Как природа влияет на человека?

Природа предоставляет человеку те ресурсы, которые необходимы ему для жизни. Самыми важными из них являются свежий воздух, чистая вода, солнечный свет и пища. Без этих благ природы человек в принципе не может жить.

Но по мере развития нашей цивилизации люди стали добывать и другие ресурсы, которые нужны нам для комфортной жизни. Сначала человек освоил некоторые строительные материалы (дерево, мрамор, гранит), а также самые распространенные металлы (медь, бронзу, железо, золото, серебро). В дальнейшем список добываемых материалов расширился, стали использоваться алюминий, титан, никель, вольфрам, уран. Первым ископаемым топливом, освоенным человеком, можно считать уголь. В XIX в. вместо него стали применять нефть (точнее говоря, топливо, получаемое из нефти), а в XX в. пришел черед природного газа. Также природа дает нам возможность получать электричество, не сжигая природные ресурсы. Надо лишь использовать энергию рек и приливов, солнечного света и ветра.

Однако природа может и негативно воздействовать на человека. Периодически происходят природные катаклизмы, жертвами которых становится множество людей. Это извержения вулканов, землетрясения, ураганы, наводнения. Существуют и другие бедствия, которые напрямую не убивают людей, но косвенно приводят к большим потерям. Например, сильная засуха провоцирует неурожай, что в свою очередь может привести к голоду в бедных странах.

Порою природное бедствие связано с воздействием на человека живой природы. В качестве примера можно привести крупные эпидемии или нашествия саранчи.

Как человек влияет на природу?

Человек отличается от других обитателей Земли тем, что он не только приспосабливается к природе, но и сам способен преобразовывать ее под свои нужды. Ещё в глубокой древности люди начали распахивать землю, строить первые поселения и вырубать леса, тем самым меняя природный ландшафт. На сегодняшний день возможности человека возросли – он строит целые города, прокладывает шоссе и железные дороги. Более того, ему удалось даже изменить географию планеты – построив Суэцкий канал, человек отделил Африку от Евразии, а воды Красного и Средиземного моря соединил. Аналогично и Панамский канал разделил Северную и Южную Америку.

Деятельность человека приводит к вымиранию других животных. Классический пример – это мамонт, истребленный ещё первобытными людьми. С развитием цивилизации растет и скорость исчезновения биологических видов.

В последние два века человек стал влиять и на глобальный климат на планете. С ростом промышленности увеличились выбросы в атмосферу углекислого газа, что в свою очередь приводит к глобальному потеплению. С последние десятилетия сильно сократилась площадь льдов в Арктике, расширилась территория пустынь. В свою очередь эти изменения влияют на живую природу. Например, таяние льдов приводит к сокращению ареала распространения белых медведей, и поэтому их численность сокращается.

Человек осознает негативные последствия своей деятельности и пытается как-то компенсировать их. Создаются специальные заповедники, на территории которых сохраняются вымирающие виды. Для предотвращения глобального потепления устанавливаются ограничения на выбросы углекислого газа. В последние годы идет всестороннее ужесточение экологического законодательства.

Подведение итогов

Человек и природа сильно влияют друг на друга. Люди должны осознавать, что урон, нанесенный природе, в конечном итоге приводит к негативным последствиям и для самого человека.

Читайте:  Средства против комаров на природе

Источник

Философское понимание природы.

Выражение «дикая природа» означает, что к этой части природной среды ещё не прикоснулась рука деятельности человека, не ступала его нога.

Выделившись когда-то из природного («дикого») мира, человек волею своей судьбы оказался быть обречённым на присутствие и существование в нём.

И.Гёте так писал об этом: «Окружённые и охваченные ею, мы не можем ни выйти из неё, ни глубже в неё проникнуть. Непрошенная, нежданная, захватывает она нас в вихрь своей пляски и несётся с нами, пока, утомлённые, мы не выпадаем из рук её». Все люди, подчёркивал немецкий мыслитель, находятся внутри её, а она пребывает в каждом из нас.

Известный немецкий философ Л.Фейербах писал: «Мы живём, действуем и существуем в природе, она есть то, что охватывает человека; она есть то, через отнятие чего у человека отнимается и его бытие; она есть то, благодаря чему он существует, от чего он зависит во всех своих действиях, в каждом своём шаге».

Понятие природы традиционно присутствует в истории философской мысли.

Античная философия Платонрассматривал природу как мать-кормилицу, причину возникновения человека. Естественная гармония природы вызывала у него восхищение и желание подражать ей. Человек и природа мыслились как единое, гармонически взаимосвязанное целое. Идеалом общества было стремление жить в согласии с природой, познать её, использовать её в качестве объекта наблюдения;
Философия Средних веков религиозно-философское восприятие природы как реальности, созданной в ходе творческого божественного акта. Природа и сам человек рассматривались как творения Божьи. Человек, как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделённый бессмертной душой, начинает противопоставляться «низкой» греховной природе. Природа и человек противопоставляются, человек возвеличивается над природой. Падает и не поощряется интерес к изучению материального мира;
Философия эпохи Возрождения появляются идеи бесконечности природы. Природа рассматривается как источник красоты, радости, вдохновения и противопоставляется разрушающей, порочной цивилизации. Раздаются призывы вернуться назад, к природе, к «золотому веку» человечества, подражать совершенству природы;
Философия Нового времени утверждается научное понимание природы и в ряде наук (астрономия, механика, математика) формулируются её законы. Формируется новый тип взаимоотношения человека и природы. Его центральная идея – человек должен покорить природу, овладеть ею, стать господином. В науке главной задачей становится познание тайн и законов природы;
Немецкая классическая философия всё более утверждается идея развития, единства и многообразия природы (И.Кант, И.Гёте), идея единства человека и природы (Ч.Дарвин и др.)
Современная философия — опирается на современное естествознание, считая его своим традиционным, последовательным и надёжным союзником. Взгляд на природу как средство достижения каких-либо человеческих целей сохранялся до середины XXв. И лишь в конце века стала очевидной задача немедленно поиска разумного баланса в отношениях человека и природы, и философского осмысления взаимоотношений между ними.

2. Проблема жизни, её конечности и бесконечности в условиях Земли.

В целях познания природной среды как сложной динамической системы, с которой человек непосредственно соприкасается и взаимодействует, наука использует следующие понятия:

Географическая среда это растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли, та часть природы, которая оказалась вовлечённой в хозяйственную деятельность человека и активно используется им в своих целях. Она оказывает существенное влияние на самые различные стороны жизни общества и, прежде всего, на развитие материального производства. Она либо стимулирует развитие общества (наличие естественных коммуникаций в виде рек, морей), либо сковывает его (пустынные территории, труднопреодолимые горные массивы). Влияние конкретной географической среды на историческое развитие конкретного народа неоспоримо. Климат Древнего Египта в большей мере благоприятствовал первоначальному развитию там общественной жизни, чем климат Скандинавии, ибо требовал меньших затрат труда на изготовление жилищ и одежды, производство продуктов;
Окружающая среда это более широкое понятие, чем географическая среда. Оно включает в себя, помимо поверхности Земли и её недр, также часть Солнечной системы, попадаемой или могущей попасть в сферу деятельности человека. В структуре окружающей среды выделяют две составляющие: естественную и искусственную среду обитания. Под естественной средой обитания подразумевают неживую и живую части природы – геосферу и биосферу;
Биосфера это сфера действия всего живого,(«оболочка Земли, наполненная жизнью»), целостный взаимосвязанный организм, который охватывает надводный и подводный растительный и животный мир. Биосфера зародилась примерно 3-4 млрд. лет назад и представляет собой процессы, связанные с существованием белковых тел, носителей жизни как уникального явления Космоса. Компоненты биосферы: — литосфера ( с греч. – каменная оболочка) – верхняя твёрдая оболочка земного шара, в которую входит земная кора и верхняя часть мантии (расплавленного слоя внутри Земли): — создаёт твёрдую основу поверхности; — содержит в себе полезные ископаемые; — имеет особый органический слой – почву, создающую условия для жизни растительных организмов; — атмосфера – газопаровая оболочка вокруг Земли: — защищает Землю от влияния открытого Космоса; — предотвращает перегрев и переохлаждение Земли, создаёт благоприятный температурный режим; — содержит азот (около 80%) – вещество, которое входит в состав почти всех живых организмов, и кислород (около 20%) – вещество необходимое для дыхания и при соединении с водородом превращающееся в воду; — гидросфера – водная оболочка Земли. Вода покрывает около 70% земной поверхности: — благодаря ей осуществляется круговорот воды в природе, что способствует нормальному развитию и жизни растительных и животных организмов; — вода является составной частью растительных и животных организмов (80% организма человека составляет вода); — вода является средой обитания подводных растений и животных и рыб; — существует версия, что жизнь первоначально зародилась в воде и только затем перешла на сушу. Жизнь – это специфический способ бытия материального мира, существование органических тел на Земле. Для всего живого характерны следующие процессы:обмен веществ с окружающей средой, рост и размножение; наследственность; борьба организмов между собой; естественный отбор наиболее приспособленных к существованию; способность создавать порядок из хаоса. Большой вклад в изучение биосферы внесли Ж.Ламарк, Ч.Дарвин, А.И.Опарин, В.И.Вернадский и другие учёные. Жизнь – это постоянное обновление окружающего мира посредством неизбежной смерти, ухода в небытие. Смерть в природе уступает дорогу новой жизни, и тем самым она как бы «оправдывает» себя, своё право на существование.
Искусственная среда обитания «вторая природа» — всё то, что создано самим человеком: самые разнообразные предметы, а также выведенные в результате селекции и одомашнивания животные и растения. Это уже есть «очеловеченная» природа, которая существует по социальным законам. Одним из важнейших элементов «второй природы» является техносфера, которая включает многочисленные и разнообразные орудия труда, технику и машины, здания и др. С развитием общества роль данной среды для человека возрастает. Однако динамика роста объёмов искусственной среды обитания, её влияния на окружающую природу настораживают. Объём техномассы (всего созданного человеком за год) уже на порядок превышает биомассу (вес всех живых организмов);
«Ноосфера» «сфера разума» — термин был введён в оборот в XXв. (Э.Леруа, П.Тейяр де Шарден, В.И.Вернадский). Под ней понимается качественно новое состояние биосферы, результат деятельности человека, плод его знаний и труда. Она – закономерная ступень в развитии биосферы. Она постепенно превращает окружающий человека Космос в объект управляемого развития и открывает новые перспективы для существования человечества. На этом этапе потребности общества должны быть соизмеримы с возможностями гео — и биосферы. Биосфера и цивилизация должны представлять собой не разнородные и противоречивые части, а составляющие единого целого, одного организма, дополняющие и помогающие друг другу.

Природа и общество.

Несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, человечество является составной частью и продолжением эволюции природы. С нею общество неразрывно связано, и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, прежде всего – без окружающей человека среды.

Влияние природной среды на жизнь общества особенно наглядно выражено в сфере производства. Всё материальное производство, позволившее человеку выделиться из природы, базируется исключительно на том, что даёт природа. Полезные ископаемые, источники энергии, продукты труда – всё это взято человеком из природы.

В процессе производства природа используется человеком как предмет труда, объект его преобразовательной деятельности в интересах общества. Природные богатства служат естественной основой материального производства и жизни общества. Выйдя из природы, человечество уже не в состоянии существовать без продуктов труда, полученных в результате материального производства.

Поэтому природа – это естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует, и существовать не может. Даже в космосе, на космических орбитальных станциях, люди пользуются переработанными благами природы. В свою очередь, природа и космос в целом вполне могут существовать без человека, обходиться без его присутствия и деятельности. Так происходило многие миллиарды лет. Осмысление такой взаимосвязи, первопричины, зависимости общества от природы – насущная необходимость.

Читайте:  Сочинение на тему любимейший уголок природы

Зависимость материально производства и жизни общества от природы накладывает определённые ограничения на деятельность человека.

В последние годы популярным в нашем лексиконе стало слово «экология». В строгом смысле слова ЭКОЛОГИЯ – это наука, которая изучает сложные взаимоотношения живых организмов со средой обитания.

Организмы – это всё живое на нашей планете, а среда обитания – это то, что их непосредственно окружает и с чем они взаимодействуют, обмениваются веществами и энергией. Экология провозглашает принцип органического единства человека и природы как двух сторон мироздания. В этой науке имеются такие отрасли, как экология человека, социальная экология, глобальная экология и др.

Социальная экология исследует отношения в системе «общество – природа» и в настоящее время является актуальным и перспективным направлением научного познания. Социальная экология изучает также экологические проблемы, т.е. негативные последствия деятельности человека в окружающей среде.

Значение природы для человека и общества: природа – это наша мать («рождающее начало»): — в древней мифологии и философии выделялись те природные стихии (вода, земля, воздух, огонь, эфир), из которых якобы произошёл и состоит мир; — породив человеческий род в ходе своей эволюции, природа присутствует в каждом из нас в качестве биологической составляющей наших сущностных сил; — разрыв с природой всегда означает для человека смерть, ибо мы можем существовать лишь внутри природы, в её лоне. «Человек живёт природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть», — К.Маркс. -человек – органическая часть природы, и этот тезис является основой современной философии и науки.
природа – источник всех потребительских благ, «питающее начало»: — пища, одежда, жильё, энергия (водная, воздушная, атомная), полезные ископаемые – всё это получено человеком из природы. В этом смысле она представляет собой гигантскую мастерскую, пространство хозяйственной деятельности человека; — природа – источник физического здоровья для людей (солнце, свежий воздух, лес, вода и т.д.); — природа оказывает существенное влияние на образ жизни людей, размещение ими своих производительных сил и разделение общественного труда, перемещение народов, темпы развития орудий труда; — истощение природных ресурсов будет означать великую проблему и трагическую ситуацию для человеческого рода, лишение возможности существования для грядущих поколений людей.
природа выступает как объект эстетического созерцания и любования, наслаждения и вдохновения: -природа – гениальный художник, грандиозный храм и дивное зрелище в одном лице; — образ природы неизменно присутствует в художественной литературе, в живописи и других видах искусства; — общение с природой облагораживает человека, развивает в нём лучшие качества – чувство красоты, нежность и милосердие, фантазию, трудолюбие, заботливость.

Природа – это исток человечества, естественное и необходимое условие его существования и развития, базисное основание общества как социокультурного организма. Она является общим Домом для человеческого рода, величайшей и непреходящей ценностью материального и духовного порядка.

Взаимоотношения между обществом и природой в рамках той или иной цивилизации имеют собственную специфику, особенности.

Собирательская (присваивающая) цивилизация: — самый ранний период в истории человечества, когда человек не столько изменял природу, сколько приспосабливался к ней, к её стихиям и капризам. Следы его деятельности были практически незаметны и носили локальный характер; — но человек уже обрёл первую власть над силами природы, сумел создать простейшие орудия труда, научился пользоваться огнём; — однако природа всё ещё воспринималась человеком как таинственная и часто враждебная сила, поэтому она была предметом обожествления и ритуального поклонения в мифологии и ранних религиях;
Аграрная (земледельческая) цивилизация: природа ещё противостояла человеку как внешняя и слепая сила; — космоцентризм требовал от человека жить в согласии и гармонии с природой. Считалось, что в этом и должна состоять подлинная мудрость человека; — но масштабы практической деятельности человека значительно расширились, появилось земледелие и скотоводство, торговля и ремесло как специальные виды занятий; — формировавшиеся научные знания увеличивали силу и уверенность человека, противопоставляли его окружающей природе как чему-то низшему, объекту практической деятельности; — в Средние века христианство уже провозгласило человека «царём» и «владыкой» на планете. Ему поручалось господствовать над рыбами и птицами, пресмыкающимися и прочими животными, которые населяют планету;
Промышленная (индустриальная) цивилизация: завершила процесс выхода человека из-под диктата Космоса, противопоставила его окружающей природе и обострила противоречия между ними. Этому способствовал дух антропоцентризма эпохи Возрождения с его идеей титанизма как якобы всесилия человека; — всё больше утверждалась претензия человека, как «венца» природы, на особость в мире и на его власть над природной средой. Титанизм развивал в человеке эгоизм и высокомерие, способствовал появлению амбициозных устремлений и проектов; — природа стала рассматриваться, прежде всего, как гигантская мастерская, а человек в ней представлял себя исключительно как умелого работника. Полагалось, что от природы не следует ждать милостей, и поэтому её надо подвергать настойчивому штурму; — формировалась психология покорения природы, а на саму природу стали смотреть лишь как на источник прибыли и практической пользы. В этой психологии проявил себя капитализм как новый способ хозяйственной деятельности человека, основанный на стремлении к получению выгоды, нередко любым путём; — в итоге сложился «системно – преобразовательный» тип природоиспользования, основанный на идеологии и психологии покорения природной среды;
Постиндустриальная цивилизация: — человек фактически противопоставил себя окружающей природе. Он оказался как бы вне и над ней, превратив её в объект насильственного и безграничного произвола и своекорыстного расчёта; — к такой ситуации привели бесконтрольное и хаотичное развитие хозяйственной деятельности, безудержная погоня за прибылью и комфортом существования, а также сама психология «пользования» природой; — произошло резкое превышение допустимой меры вмешательства человека в природу, что чревато катастрофическими последствиями; — позабыв о Боге, человек уверовал в то, что ему якобы «всё дозволено». Между человеком и природой возникло отчуждение, т.е. недоверие, вражда и пропасть; — природа со своей стороны «отомстила» человеку, преступившему рамки разумной меры. В итоге на планете разразился глобальный экологический кризис, который наряду с гонкой ядерных и иных вооружений стал самой большой опасностью и для Природы, и для самого Человека, источником тревог и мрачных умонастроений в общественном сознании. Оказалось, что за каждую победу человека над окружающей природой она «мстит» в форме тех или иных негативных последствий для своего покорителя.

Т.о., история взаимоотношений между обществом и природой свидетельствует о наличии отчётливой тенденции – нарастающей экспансии (вторжения) человека в природную среду. Человек стремится к неуклонному расширению масштабов своей деятельности и обретению тотальной (всеобъемлющей) власти над природой. Эта тенденция, если её не остановить, может принести с собой катастрофические последствия и для природы, и для человека.

Источник



Человек приспосабливается к природе исключительно

Любопытные факты о том, как природа и человек влияют друг на друга

Отношения между людьми и природой всегда были достаточно сложными — человек стремился подчинить её, использовать для своих нужд и всячески изменить. Сегодня повсюду говорят о негативных последствиях глобального потепления, но это далеко не единственный пример того, как человеческая цивилизация и природа влияют друг на друга.

1. Потепление климата способствуют насилию

Многие научные исследования в течение нескольких десятилетий последовательно предполагали, что темпы насильственных преступлений всегда растут по мере приближения к экватору, т. е. по мере того, чем более жарким становится климат. Но ни одно из этих исследований так и не смогло определить, почему это так. Есть две основные теории. Во-первых, жаркая погода причиняет людям дискомфорт и делает их раздражительными, а следовательно, более жестокими.

Во-вторых, люди в теплую погоду чаще находятся на улице и более активно взаимодействуют, т. е. возникает больше возможностей для насильственных конфликтов. Но исследователи из Vrije Universiteit Amsterdam считают, что в подобном поведении виновато не столько тепло, сколько незначительное изменение температуры в этих регионах.

Без необходимости планировать предстоящие сезоны, люди могут сосредоточиться на настоящем, не настолько заботясь о будущем. Эта «стратегия жизни одним днем» может привести к снижению самоконтроля и, таким образом, к увеличению количества актов насилия.

2. Загрязнение светом является причиной ранней весны в городах

Световое загрязнение, вызванное избытком искусственного освещением, на самом деле может быть разрушительным для природных экосистем. Со временем яркие огни в городах постепенно «обманывают» окружающие деревья и растения, которые начинают «считать», что весна наступила раньше.

В 12-летнем исследовании четырех различных видов деревьев британские ученые обнаружили, что в крупных городах, в которых много ночного освещения, деревья выбрасывали почки на неделю раньше, чем аналогичные породы в сельской местности. Это оказывает естественный мультипликационный эффект на окружающую экосистему, вызывая сбои в циклах опыления и популяции птиц и пчел.

Источник