Что такое язычество и идолопоклонство

Что такое язычество и идолопоклонство?

Слово «язычник» знакомо каждому со школьной скамьи. В учебниках по истории изображены языческие капища с коровьими черепами и суровые люди, поклоняющиеся силам природы, духам огня и воды. При этом создавалось впечатление, что времена язычества безвозвратно ушли, исчезли во мраке минувших времен. Поклонение духам не укладывалось в голове школьника, изучавшего математику и природоведение. Учителя зачастую объясняли язычество невежеством людей прошлого, отсутствием у них знаний. Так ли это? Отчего же язычество было во все времена и распространено и в наше время, несмотря на прогресс науки и технологии? Что же такое язычество?

Термин «язычество» берет свое начало от слова «язык», что означает «народ». Язычник – буквально «народник», человек, впитавший в себя традиции предков.

Во времена Ветхого Завета иудеи именовали язычниками всех, кто не знает истинного Бога, каковыми являлись все окружающие их народы. Значение термина «язычество» изменилось в христианстве и потеряло связь с какой-либо национальной принадлежностью. Это общее и относительное понятие, необходимое для отделения людей, исповедующих истинную веру Христову, от людей, не разделяющих эту веру.

Согласно православной энциклопедии, «язычество– идолопоклонство, многобожие, первобытные верования и обряды. К формам язычества относятся также суеверие, безбожие и бездуховная чувственная жизнь, хотя бы и при формальной (по крещению) принадлежности к Церкви.

Существует устойчивое мнение, что язычество – более древняя форма верования, нежели христианство. Но так ли это? Ответ на этот вопрос зависит прежде всего от того, во что человек верит. Это вопрос веры. Для атеиста, мистика, сектанта ответ, конечно же, очевиден: языческие духи древнее Истинного Бога. Для христианина это не так. Священное Писание для него – это правдивая история. Господь создал человека по своему образу и подобию. Человек в раю свободно общался с Богом и жил с гармонии с Ним. Лишь первородный грех способствовал тому, чтобы человек стал язычником. К язычеству его привели последствия первородного греха – смертность, тленность и страстность. Тленность проявлялась старением, болезнями, угасанием жизненных сил. Страстность (не греховная) проявилась зависимостью от внешних факторов окружающей среды – холода, года и т.д. Отсюда почитание бога солнца, плодородия и т.п.

Святитель Григорий Богослов говорит: «Поскольку всякая разумная тварь стремится к Богу и к первой причине, однако не может постигнуть ее, то, истаивая желанием, пускается она в новое плавание, чтоб или обратить взор на видимое и из этого сделать что-нибудь, или из красоты и благоустройства видимого познать Бога. От сего-то стали поклоняться кто солнцу, кто луне, кто множеству звезд, кто самому небу, кто стихиями и прочему. Это одно из ухищрений лукавого, который самое добро обратил во зло. Он, чтобы привлечь людей под власть свою, рассеял их по разным стремнинам и низринул в бездну смерти и погибели».

Исходя из постулата, что язычество древнее христианства, в нехристианских кругах возникла идея, что христианство вышло из язычества. Подобные идеи ранее широко применяли в своих выступлениях преподаватели научного атеизма. Однако при обращении к Священному Писанию Нового Завета становится очевидным, что христианство полностью отрицает языческие ценности. Язычество является полной противоположностью христианству: «…а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф. 6:8). Апостол Павел напоминает: «Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас» (1 Кор. 12:2). Апостол Петр говорил: «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям, пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению» (1 Пет. 4:3).

Язычество можно разделить на две основные группы – религиозное и нерелигиозное.

В религиозном язычестве представление о бытии, Боге и человеке основывается на личностном опыте познания. Человек, ищущий смысл жизни, пытающийся познать истину, пристально вглядывается в окружающий мир и пытается отыскать в нем присутствие Бога. Природа поражает человека своим величием. Такие явления, как восход солнца, появление на небе радуги, звездное небо, вызывают в человеке чувство восхищения и заставляет задуматься о Творце этой красоты.

Нерелигиозное язычество включает в себя все многообразие культов и верований, не имеющих ничего общего с христианством.

Существует множество видов язычества. Их можно объединить в четыре группы: идолопоклонство, натурализм, мистицизм и магизм.

Идолопоклонство – поклонение идолам с принесением им жертв, иногда человеческих. Натурализм – возведение в культ удовлетворения естественных потребностей человека. Мистицизм – тайные учения, в которых человек пытается не только проникнуть в тайны бытия, но и получить над ними власть. Магизм – культы колдовства и чародейства, стремление овладеть силами природы, войти в контакт с духами.

Какие же есть характерные признаки отличия христианства от язычества? Прежде всего, христианство направлено внутрь самого человека. Сердце человека устремлено вверх, к Богу. Литургия совершается в сердце человека, а ее внешние признаки лишь помогают ему сосредоточится на молитве и прийти к покаянию. Все мысли христианина – о жизни будущей, жизни во Христе. В язычестве же внешнее доминирует над внутренним. Главенствующее положение там имеют обряды, которым придается большее значение, чем внутреннему содержанию. Смысл жизни язычника – благоденствие на земле, потребность в земных благах и наслаждение ими. Язычники поклоняются силам природы и стихиям. Язычество наполнено мифами, не связанными между собой. Христианство представляет собой гармоничное учение, имеющее реальную историю, оно исторично. Историчность христианства подчеркивают многочисленные археологические находки. Также существуют глобальные различия с нравственной точки зрения. Языческие храмы нередко являлись средоточием греха и порока, о чем имеются многочисленные исторические свидетельства. В христианстве же нет и тени какого-либо греха. В языческих культах почти всегда присутствуют женские божества, христианство же – это единый и неделимый Господь.

А существует ли нечто общее между христианством и язычеством? Да, такие факты существуют. Данные сходства получили названия праоткровений. В верованиях многих народов присутствует идея о том, что на заре человечества, в начале времен, человек мог свободно, без посредников общаться с богами. Это были счастливые времена, когда общение человека с богами было непосредственным и тесным. Так же нередко можно встретить в религиях разных народов мысль о грехе как о разрыве богов с человеком. Конечно же, это не обозначается словом «грех». Произошла какая-то катастрофа, в результате которой боги отвернулись от людей, отдалили их от себя. Теперь общине приходилось избирать неких посредников между ними и богами – шаманов, колдунов и т.п. Только посредники могли донести все чаяния народа до богов. Разрыв между верховными богами и человеком оказался настолько велик, что сложилась иерархия божеств. Люди не дерзали напрямую обращаться к высшим божествам и обращались к ним посредством менее «великих» богов. Во многих культах можно встретить мысль о приходе в будущем великого пророка, спасителя, который возвратит связь между богами и человеком, и тогда возвратится возможность непосредственного богообщения. При этом исчезнет потребность в каких бы то ни было посредниках. Существуют и чисто внешние сходства во многих религиозных культах с христианством: фимиам, религиозные ходы и процессии, почитание святынь.

Такие сходства дали возможность исследователям предположить, что существуют откровения, данные свыше всем народам. Но, несмотря на некоторые сходства, между язычеством и христианством лежит бездна. В некоторых культах (например, в Индии) можно увидеть и более существенные сходства с христианством, например троичность божества. Но это не более чем поздние вставки, заимствованные из христианства.

Христианство отличается в значительной степени от всех религий и культов, когда-либо существовавших на земле. У христиан не существует никаких посредников между Богом и человеком. В молитве происходит непосредственное общение человека с Богом. Это не монолог – это диалог. Господь Сам указал человечеству путь соединения с Ним через заповеди. «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля» (Исх. 19:5). И первые же заповеди призывают человека помнить о Боге, познавать Его, служить Ему. «Я Господь, Бог твой, <…> Да не будет у тебя других Богов пред лицом Моим» (Исх. 20:2–3). Согласно православному катехизису, против первой заповеди существуют следующие грехи: безбожие, неверие, ересь, раскол, богоотступление, отчаяние, волшебство, суеверность, любовь к твари большей, чем к Богу. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь…» (Исх. 20:4–5). Грехи против второй заповеди: идолопоклонство, любостяжание, чревоугодие, гордость и лицемерие. Эти грехи и есть многочисленные пути, по которым человек убегает от Него. Но Господь ждет всех и каждого. И он примет как любящий Отец своего блудного сына, потому что Сам есть Любовь.

Что может быть выше, чем непосредственное общение человека с Богом, как это делал блаженный Августин: «Высочайший, Благостнейший, Могущественнейший, Всемогущий, Милосерднейший, и Справедливейший; самый Далекий и самый Близкий, Прекраснейший и Сильнейший, Недвижный и Непостижимый; Неизменный, Изменяющий все, вечно Юный и вечно Старый, Ты обновляешь все и старишь гордых, а они того и не ведают; вечно в действии, вечно в покое, собираешь и не нуждаешься, несешь, наполняешь и покрываешь; творишь, питаешь и совершенствуешь; ищешь, хотя у Тебя есть все… Что сказать еще, Господь мой, Жизнь моя, моя Святая Радость? И что вообще можно сказать, говоря о Тебе? Но горе тем, которые молчат о Тебе, ибо и речистые онемели». Как говорил святитель Феофан Затворник, «цель у всех христиан одна – быть в живом общении с Богом».

Идолопоклонство

Сам термин «идолопоклонство» можно понимать двояко. В буквальном смысле это поклонение идолам, кумирам – изваяниям различных божеств. Другое значение термина «идолопоклонство» подразумевает поклонение человеческим страстям, которые по своей сути и являются идолами и божествами. По словам святителя Феофана Затворника, «существо идолопоклонства в том, что твари присваиваются Божеские свойства и в силу сего чтут ее».

На заре человеческой истории человек непосредственно и свободно общался с Богом и был всецело в Его власти. После грехопадения связь человека с Богом была разорвана, что выразилось в изменении человеческой природы. Следствием первородного греха явились тленность, страстность (не греховная) и смертность. Тленность выражается в старении и в болезнях, страстность – в чувствительности человека к воздействиям окружающей среды – холод, голод, жара и т.п. Человек отдалился от Бога. Покинув рай Божий, он стремился обрести рай земной.

Читайте:  Взаимовлияние общества и природы противоречиво или нет

По словам святителя Игнатия Брянчанинова, «сатана не удовлетворился тем, что он покорил человека и с землею под власть свою, что держал его в плену, возбуждая в нем различные страсти и ими оковывая его, что служением греху привел его в служение себе. Мысль, обуявшая ангела на небе, не оставляла его и в поднебесной, куда, как в преддверие ада, он низвергнут с неба: мысль соделаться равным Богу. Он привел ее в исполнение введением на земле идолопоклонства. Род человеческий, постепенно размножаясь на земле, вместе с тем более и более переходил от удовлетворения нуждам к удовлетворению прихотей и греховных пожеланий. Несовместно с такою жизнью истинное богопознание и самопознание! Человеки, потонув в земных попечениях и наслаждениях, соделавшись исключительно плотию, потеряли самое понятие о истинном Боге».

Несмотря на богоотступничество, в человеке существует чувство богопочитания, которое стремится реализоваться. Человек, стремясь к земному раю, стал поклоняться тому, кого заботит только земное, – падшему ангелу. Необузданные человеческие желания и похоти породили огромное количество божеств. Святитель Афанасий великий говорил: «Люди, унизившись до скотского состояния страстями и сладострастием и не имея в виду ничего другого, кроме удовольствий и плотских вожделений, как сами устремились мыслью в эти бессловесным свойственные дела, так в виде бессловесных стали представлять и божество, по разнообразию страстей своих, изваяв такое множество богов».

Каждое божество изображалось в виде деревянных скульптур (истуканов) или изображений, пред которыми приносились жертвоприношения, вплоть до человеческих. «Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик, истуканом своим, ибо выплавленное им есть ложь, и нет в нем духа» (Иер. 10:14).

Как пишет святитель Игнатий Брянчанинов, «идольские храмы и самые идолы были любимым жилищем демонов. Из этих жилищ своих они издавали гласы и прорицания для обольщения злосчастного человечества. И сам человек, престав быть храмом Бога Живаго, соделался храмом и обиталищем сатаны».

Идолопоклонство захватило все человечество на многие тысячелетия. Разум уступил место инстинктам, добро – злу, любовь – ненависти. «Люди, возненавидев друг друга, завидуя друг другу, полили всю поверхность земли своею кровию в ожесточенных бранях, в которых истребились и исчезли многочисленные народы, пожатые мечом и лишенные народности невольничеством и продажею на рынках вселенной подобно скоту или бездушному товару» – восклицает тот же святитель. Пороки почитались за добродетель, страсти – за норму.

И лишь с приходом в мир Господа нашего Иисуса Христа, человек вновь получил возможность непосредственного богообщения.

Как говорилось выше, идолопоклонством также считается поклонение человеческим страстям, страстям неудержимым, разросшимся до монстров – идолов, подчинивших себе человека. Вот уж поистине бесчисленный пантеон божеств! Каждой страсти – свой божок. Отмечается странная закономерность: чем более «цивилизованным и гуманным» становится человечество, тем в большей степени увеличивается пантеон идолов, которым оно поклоняется. Идолом для человека может стать любая страсть: телесная, душевная или духовная.

Телесные страсти выражают все низшие человеческие потребности. По словам святителя Василия Великого, «телесные страсти в нас сильны, когда ум бездействен, благопокорны же, когда ум управляет и владеет телом». Преподобный Исаия Отшельник говорил: «Страсти рождаются и укрепляются от лености и праздности». Сначала человечество довольствовалось немногими потребностями. «Итак не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Мф. 6: 31–32). Затем потребности человечества начали возрастать. Когда человек сыт и одет, вспыхивают другие страсти. «Итак умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол. 3:5). Страсти насыщения, страсти плоти достигают вселенских масштабов. «Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3:19).

Душевные страсти нашли прибежище в искусстве и литературе. Истинное предназначение искусства – делать человека чище, возвышеннее. Примеров благодатного воздействия искусства на человека великое множество. Музыка, живопись и литература могут поистине возвысить человека, сделать его чище, добрее, если они устремлены к Богу и заставляют задуматься о смысле человеческой жизни. Так называемая «массовая культура» наоборот, разжигает всяческие страсти. В настоящее время ее развитие достигло своего апогея. Люди не представляют своей жизни без телевизионных сериалов, различных шоу. Низкопробная литература в виде детективов и «любовных романов» расходятся огромными тиражами. Такое чтение отучает людей думать. Данная «культура» рассчитана на серую, безликую и аморфную человеческую массу – вернее, она делает людей такой массой. Происходит страшная подмена культуры истинной на культуру массовую, и недалеки те времена, когда последняя станет нормой, вытеснив первую. «Звезд» кино, телевидения, политики именуют кумирами, их частная жизнь вызывает едва ли не больший интерес, чем их деятельность. На них равняются, им пытаются подражать. Вот уж поистине кумиры. В пестроте бессмысленных ценностей утопают слова Создателя: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь…» (Исх. 20:4–5).

Кроме телесных страстей, идолами являются различного рода философствования и лукавые мудрствования. При этом человек впадает в безмерную гордыню. По словам святителя Игнатия Брянчанинова, «науки человеческие, будучи плодом падения, удовлетворяя человека, представляя ему Божию благодать и Самого Бога ненужными, хуля, отвергая, уничтожая Святаго Духа, соделались сильнейшим орудием и средством греха и диавола для поддержания и укрепления падения». Мысль ради мысли и ради тщеславия, мысль без Бога подчиняет все своему разуму. Для человека, преуспевшего в книжной премудрости, существует мало авторитетов. Лишь собственный его ум является критерием истинности того или иного мнения. К тому же лукавый ум всегда является противником истины. Отсюда и многочисленные ереси, цель которых – исказить Святое учение лукавым мудрствованием. И Господа нашего распяли фарисеи и законники. «Величайшее злодеяние – убийство Богочеловека – совершено учеными во имя мудрости их и во имя закона их», – пишет святитель Игнатий Брянчанинов. Взор фарисеев был затуманен пеленой собственной гордыни. «…всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (Мф. 13:52).

Идолы внешние и идолы внутренние… Первые видны и осязаемы, вторые не видны внешне и скрыты глубоко от окружающих. Первым шагом к Богу является открытие для себя самого своих идолов, своих страстей. Этим мы и отличаемся от прочей твари. По словам святителя Иоанна Златоуста, «страсти, которым мы подвергаемся, делают ум пустым, и потому происходит то, что способность говорить, которой нам следовало отличаться среди прочих, мы изменяем в болтливый нрав неразумных животных». По словам преподобного Никиты Стифата, «есть три главнейших источника всех страстей: сластолюбие, сребролюбие и славолюбие». Самопознание и стремление освободиться от гнета многочисленных страстей, превращает человека из язычника в христианина. Это трудный путь, но это единственный путь в Богу.
Олег Кириллов

Источник

Ответы к тестам по истории 4 темы 57 вопросов

1. Общественный строй восточных славян, для которого характерно наличие народного собрания при выделении из общины князей и их дружины, назывался:

а) «примитивным рабовладением»;

б) «военной демократией»;

2. Язычеству не свойственно:

а) поклонение силам природы;

в) наличие множества богов;

3. Центрами образования государства Древняя Русь стали города:

а) Изборск и Белоозеро;

б) Псков и Новгород;

в) Киев и Новгород;

г) Полоцк и Киев.

4. «Уроки» и «погосты» в Киевской Руси были установлены:

а) князем Олегом;

б) князем Игорем;

в) княгиней Ольгой;

г) князем Владимиром.

5. Укажите событие, которое не относится ко времени правления Ярослава Мудрого:

а) строительство «Золотых ворот» в Киеве;

б) заключение династических браков;

в) распространение христианства;

г) заключение военного союза с печенегами.

6. Назовите князя, который перенес столицу Северо-Восточной Руси из Ростова Великого в Суздаль:

а) Юрий Долгорукий;

б) Андрей Боголюбский;

в) Всеволод III Большое Гнездо;

г) Юрий Всеволодович.

7. Укажите событие, которое произошло после похода монголь­ских войск на Русь:

а) завоевание Северного Китая;

б) завоевание Средней Азии;

в) поход в Европу;

г) завоевание Волжской Булгарии.

8. К началу XIV века, времени правления московского князя Даниила Александровича, относят:

а) первые территориальные присоединения к Московско­му княжеству других земель;

б) переход ярлыка на Великое Владимирское княжение в Москву;

в) московско-тверскую войну;

г) перенос в Москву резиденции Русского митрополита.

9. Назовите событие, относящееся к 1382 г.:

а) «Ледовое побоище» с крестоносцами;

б) карательный поход хана Тохтамыша на Русь;

в) отмена баскачества на Руси;

г) признание Тверью политического лидерства Москвы.

10. Становление крепостного права в Русском государстве началось с издания:

б) Судебника 1497 г. (Ивана III);

в) Судебника 1550 г. (Ивана IV);

г) Соборного уложения 1649 г. (царя Алексея Михайловича).

а) два основных течения в церковной жизни Русского государства конца XV – начала XVI века;

б) боярские группировки, боровшиеся за власть в начале правления Ивана IV;

в) сторонники и противники налаживания отношений с римско-католической церковью

г) сторонники и противники централизации государства.

12. К. Минин и Д. Пожарский в начале XVII века в России:

а) являлись претендентами на российский престол;

б) возглавили народное восстание против царя Василия Шуйского;

в) организовали народное ополчение для изгнания иностранных интервентов из России;

г) деятели Русской церкви, выступавшие против гражданской войны в России.

13. Разрядный приказ в середине XVII века ведал:

а) пушечным вооружением для войска;

б) определением дворян на службу;

в) контролем над церковной жизнью;

г) местным самоуправлением.

14. «Матерью полтавской виктории (победы)» Петр I называл:

а) победу русских войск под Дерптом;

б) Гангутское сражение;

Читайте:  Красота природы афоризмы цитаты высказывания

в) победу под Нарвой;

г) битву при деревне Лесной.

15. Согласно реформе местного управления в годы правления Петра I были учреждены:

16. Укажите хронологические рамки периода «дворцовых переворотов» в России:

17. Назовите неверный признак мануфактурного производства:

а) ручное производство;

б) разделение труда;

в) крупное производство;

г) машинное производство.

18. Главной причиной крестьянской войны под руководством Е. Пугачева явилось:

а) ведение Россией длительной войны с Османской империей;

б) усиление крепостного гнета в стране;

в) введение подушного налога на население;

г) проведение политики «просвещенного абсолютизма».

19. В ходе итальянской и швейцарской военных кампаний в конце XVIII века основным противником русских войск под руководством А. Суворова были войска:

г) Османской империи.

1. Термином Старцы градские в Киевской Руси называли:

а) родовых старейшин;

б) племенных вождей;

в) избираемых в систему городского самоуправления десятских, сотских, тысяцких;

г) круг близких советников при дворе князя.

2. На исторические судьбы России наиболее заметное влияние оказало (оказали):

б) политические лидеры;

в) огромное пространство, занятое страной, и многочисленный состав ее населения;

г) все указанные обстоятельства в совокупности, их комплекс.

3. Важнейшим событием в истории человечества ученые считают неолитическую революцию, под которой подразумевают период, когда человечество овладело искусством:

а) скотоводства и земледелия;

б) изготовления глиняной посуды и пряжи;

в) строительство рубленых домов, деревянных лодок;

г) верно все указанное.

4. Разделение славян на южных, восточных и западных произошло:

а) уже ко времени установления хазарской власти над жителями Приднепровья в VIII в.;

б) еще на начальном этапе Великого переселения народов (III в.);

в) лишь в XI в. после окончательного размежевания католиков и православных;

г) в эпоху господства над Русью Золотой Орды.

5. Господствующие группы населения Хазарского каганата исповедовали:

6. Город Искоростень, упоминаемый летописцем, был столицей:

7.К варяжскому конунгу Рюрику с просьбой возглавить объ-
единение нескольких племен в 862 г., по свидетельству летописца, обратились:

а) словене ильменские и кривичи;

в) поляне и древляне;

8.С середины VIII в. приднепровские славяне были вынуждены подчиняться прочно обосновавшимся в степях Прикаспия и Причерноморья:

б) черным болгарам;

9.С VI в. в степной зоне Северного Причерноморья усиливается активность тюркоязычных племен. В VII в. на смену аварам (обрам) пришли:

б) черные болгары;

в) черные клобуки (каракалпаки);

10. Славяне для зашиты от варягов построили на севере:

а) ряд крепостей и острогов;

в) крепость Орешек;

д) Изборск и Псков.

11. Отец истории Геродот и другие ученые греки называли скифами и савроматами:

а) обычно прославян;

б) разные группы ираноязычных племен;

в) монголоязычные племена;

г) многочисленные племена Кавказа и Балкан.

12. Общественное устройство, которое историки называют военной демократией, у восточных славян стало складываться:

в) в VIII – первой половине IX в.;

г) лишь в X – начале XI века.

13. Самым северным союзом славянских племен в VII–IX вв. были:

14. Первый летописный свод на Руси был составлен в … году:

15. Автор «Повести временных лет», опираясь на библейский сюжет о том, что сыновья Ноя после «великого потопа» разделили между собой землю, отдав территории, населенные славянами, под покровительство Иафета (Афетова часть), пишет, что эта территория находилась:

б) в Среднем Поднепровье;

в) между Вислой и Одером;

г) от Балтики до Черного моря.

Русь в XI–XII веках

1. «Русская правда» регулировала кровную месть следующим образом:

а) разрешала мстить лишь за особо жестокие преступления;

б) разрешала мстить только близким родичам (брат за брата);

в) запрещала любую кровную месть;

г) верно лишь а) и б;

д) верно все указанное.

2. Половцы впервые упоминаются в летописи:

а) в год смерти князя Владимира I (1015);

б) в год вокняжения Яро­слава Мудрого (1019);

г) в год смерти Ярослава Мудрого (1054);

д) в год принятия «Русской правды» (1072).

3. После усобиц между потомками Владимира I киевским князем стал Ярослав (Мудрый). Это произошло в … году:

4. Укажите, какие причины вызвали:

а) образование государства Русь;

б) территориально-политическое раздробление русских земель.

1) Расширение феодального землевладения;

2) появление частной собственности на землю;

3) ослабление роли и авторитета Киева в результате набегов кочевников;

4) стремление отдельных городов стать самостоятельными местными центрами;

5) распад родовой общины и появление соседской общины;

6) выделение племенной знати и появление общественного неравенства;

7) усиление соперничества и усобиц князей;

8) слабость экономических связей;

9) образование племенных союзов для отражения внешней опасности;

10) рост экономического могущества местных феодалов.

5. Укажите, какие даты относятся:

а) к истории Древнерусского государства;

б) периоду раздробленности русских земель.

1) 1113 г.; 7) 1136 г.;

2) 862 г.; 8) 1097 г.;

3) 1176–1212 гг.; 9) 1019–1054 гг.;

4) 945 г.; 10) 988 г.;

5) 1156 г.; 11) 1147 г.;

6) 882 г.; 12) 1157–1174 гг.

6. Укажите, какие даты относятся:

а) к княжению Андрея Боголюбского;

б) отделению Новгорода от Киева;

в) съезду князей в Любече;

г) первому упоминанию о Москве в летописи;

д) княжению Юрия Владимировича Долгорукого;

е) строительству крепости в Москве;

ж) княжению Ярослава Осмомысла;

з) объединению Волынского и Галицкого княжеств;

и) княжению Всеволода Большое Гнездо;

к) княжению Романа Мстиславича Галицкого.

7. Сребролюбивым и покровителем ростовщиков прослыл киевский князь:

в) Святополк Изяславич;

г) Олег Святославич;

д) Владимир Мономах.

8. По мнению многих ученых, первые признаки феодализации русского общества появляются:

в) накануне монгольского нашествия;

г) с принятием Судебника в 1497 г.

9. «Повесть временных лет» содержит указание, что потомками «ляхов» (то есть западных славян) были восточноевропейские племена:

а) полян и древлян;

б) радимичей и вятичей;

в) уличей и тиверцев;

г) дряговичей и полочан.

10. Сотрудничество митрополитов и московских князей началось при Иване Калите. Из Владимира в столицу московских князей митрополит переехал в … году:

11. В эпоху раздробленности в Киеве фактическая власть была:

а) у князя и бояр;

б) в руках народного вече;

г) непрочной и переходила из рук в руки;

д) у черниговских князей.

12. В период раздробленности в Киеве не прекращались усобицы до тех пор, пока:

а) власть не захватил Юрий Долгорукий;

б) к власти не пришли бояре;

в) Киев не взял с бою в 1169 г. сын Юрия Долгорукого Глеб;

г) не ввели соправительство двух князей;

д) не включили Киев в состав своих земель галицко-волынские князья.

13. Князь в Новгороде играл роль:

б) второстепенную роль военного руководителя;

в) киевского наместника;

г) номинально верховного судьи;

д) Новгородом управляло вече, и князь никакой роли не играл.

14. Распад Руси принес ряд преимуществ мелким княжествам, ибо:

а) ими легче управлять;

б) в них проще навести порядок и легче его поддерживать;

в) их военную защиту удобнее осуществлять;

г) верно все указанное;

15. Во Владимиро-Суздальской земле возникли города, связанные с именами князей-строителей:

д) все указанные.

Русские земли в XI–XII веках

1. Первое летописное упоминание о Москве связано с именем князя:

а) Ярослава Мудрого;

б) Владимира Мономаха;

в) Александра Невского;

г) Юрия Долгорукого.

2. Принятие Русью христианства произошло вследствие:

а) распространения новой веры византийскими миссионерами;

б) решения великого князя Киевского;

в) договора папой римским;

г) решения вечевых собраний в Новгороде и Пскове.

3. Андрей Боголюбский был убит боярами-заговорщиками во главе с Кучковичами в … году:

4. Русский феодализм отличался значительным своеобразием. Так на Руси не приобрела законченных форм система:

а) вассальных отношений;

б) получения феодальной ренты;

в) кабальных отношений;

г) феодального землевладения.

5. Всеволод Большое Гнездо стал княжить во Владимире с … года:

6. Знаменитое «Чтение о житии Бориса и Глеба» было написано:

а) митрополитом Иларионом;

б) монахом-летописцем Нестором;

в) монахом Иаковым;

г) игуменом Даниилом.

7. После смерти князя Всеволода Большое Гнездо его сыновья начали усобицы. В 1216 г. на Липицком поле сошлись войска:

а) Константина в союзе с новгородским князем Мстиславом Удалым;

г) верно все указанное;

д) верно лишь а) и б).

8. Имя черниговского князя Святослава Ольговича связано с Москвой, так как:

а) Москва была выделена ему в удел;

б) здесь он праздновал одну из побед со своим союзником Юрием Долгоруким;

в) его имя упоминается в первом летописном сведении о Москве;

9. Янка – сестра киевского князя Владимира Мономаха, известна тем, что:

а) переписала летописный свод, где оттенила роль своего брата;

б) основала женский монастырь;

в) открыла школу для девочек;

Ответы к тесту 1

Россия с древнейших времен до конца XVIII века

1. б) 2. г) 3. в) 4. в) 5. в) 6. а) 7. в) 8. а) 9. б) 10. б) 11. а) 12. в) 13. б)

14. г) 15. г) 16. в) 17. в) 18. б) 19. а).

Ответы к тесту 2

1. в)2. г) 3. г) 4. а) 5. в) 6. б) 7. г) 8. а) 9. б) 10. б) 11. б) 12. в) 13. б) 14. а)

Источник

Единобожие у славян не подлежит оспариванию!

Да, да, именно так. В дохристианские времена на Руси существовало мировоззрение, основанное на знании законов Вселенной, на веровании в Единого Бога и в следовании нравственным заповедям.

И это утверждаю не я, а многие и многие, ещё дореволюционные исследователи, которые, находясь в жёстких условиях примата христианской религии, и несмотря на то, что в течение многих столетий уничтожались старинные летописи, в своих трудах приходили к такому выводу.

Нашёл в Президентской библиотеке интересную книгу "Святилища и обряды языческого богослужения древних славян, по свидетельствам современным и преданиям" Срезневского И. И., изданную в 1846 году.

"Несмотря на постепенное развитие идолопоклонства и на долгое борение Славян язычников с Христианством — борение, могущее содействовать скорее усилению тех догматов, которые были ему противны, нежели тех, которые могли пробуждать в язычниках доверие к истине Христианской, — единобожие было сознаваемо Славянами язычниками в XII веке, как было сознаваемо ими в VI веке". В этом отрывке есть весьма интересный момент о том, что идолопоклонство развивалось постепенно. Да, идолопоклонство, это примитивное верование, не было изначально в мировоззрении, но, с течением времени, переходя от поколения к поколению, знания всё более примитизировались и утрачивались. И это естественный ход истории, тем более, что об идолопоклонстве мы знаем исключительно со слов иноврецев, а они априори не могли видеть истинный внутренний смысл за внешней оболочкой. Почитайте другие статьи канала, там подробно рассматривается эта тема. Например в статье "Боги славян. О чём спор?" , или в статье "Многобожие у славян?!" .

Читайте:  Городской пейзаж с настроением Создание эмоционального отклика

"Чувствуя силу природы, Славянин всюду, где замечал её, видел божество, и по её действиям, были ли они благодетельны они для него или вредны, благословлял богов или страшился их гнева. . верховный Бог представлялся родоначальником огромной семьи богов, правящим всем поднебесным. Это была настоящая семья, в которой члены были связаны узами кровного родства, семья богов и богинь, родителей и детей". Славяне считали себя сыновьями и дочерьми богов, и преклонялись перед волей богов, как ребёнок преклоняется перед волей любимых родителей. И любящие родители так же бережно и ласково воспитывают своих детей, и иногда могут и похвалить, а иногда и пожурить. А в пересказах иноверцев, не понимающих суть таких отношений, они, отношения между людьми и богами выражались как рабские преклонения перед милостью богов и устрашения перед их гневом. Почитайте, к примеру, статью "Поклонение славян силам Природы" .

"Под особым покровительством богов считались сироты и все бедные. Вот почему и часть жертвоприношений принадлежала бедным; вот почему и вообще старались помогать бедным, так что современники встречали у Славян мало нищих". Да, к сожалению в современной России эти качества милосердия стараются всячески искоренять. Но, несмотря на все потуги, милосердие живет в сердцах людей.

"Славяне верили, что боги в милости и в гневе предсказывают сами, без его молений, и различными знаменьями, земными и небесными, дают ему знать, ждать ли ему удачи, или какой беды. На небе они искали таких знамений в солнце, месяце, звёздах, кометах, метеорах; на земле во встречах с животными, в различных явлениях, в снах. Это верование досель осталось у всех Славян и в своё время было замечено современниками". Скажите, а разве это не сохранилось до настоящего времени?

"Славянин верил, что без помощи своих богов он не может ни в чём иметь успеха. Так, урожай полей, по его верованию, зависел от богини жизни Живы, и от бога света и солнца Святовида. В честь последнего, по окончании жатвы, совершалось празднество, во время которого гадали об урожае следующего года, испрашивая у него помощи". Вспоминаем современные праздники урожая.

Книга эта достаточно интересная, и не всё, описанное Срезневским однозначно. Но в ней много ценного, и автор проделал большую работу, исследовав огромное количество различных источников. И мы продолжим исследование данной книги, ибо в ней достаточно подробно описывается богослужение славян.

Источник



Славяне из источников: занятия, быт, верования, взаимоотношения с соседями

Славянские племена занимали обширную территорию в Европе и были известны всем могущественным государствам того времени. Их называли венедами, их страну Гардарикой, то есть страной городов. Действительно, на территории, заселённой славянами, насчитывалась большое количество городов, которые были основаны по берегам крупнейших европейских рек. Славянский народ был поистине могучим и сильным, он славился своим умением вести земледельческое хозяйство и торговлю. Этот народ отличался не агрессивным поведением, новые территории славяне приобретали в ходе мирной колонизации.

Названия славян в разных источниках

Первое упоминание о славянах

Римские источники (Плиний,Тацит) называли древнейших славян: венедами

Скифы — не родственные славянам племена.

1. Византийские источники называют древнейших славян:

Расселение славян и их соседей:

К восточнославянским племенам относятся:

  1. тиверцы
  2. вятичи
  3. уличи
  1. мещера
  2. меря
  3. пруссы
  4. венгры (восточные соседи)
  5. хазары
  6. византийцы
  7. днепровские болгары
  8. мурома (финно-угорские племена)

«Северный» путь восточнославянской колонизации

«Северный» путь восточнославянской колонизации вел в район: Ладожского и Ильменского озер

Южный путь восточнославянской колонизации

Южный путь восточнославянской колонизации вел в район: Прикарпатья и Среднего Приднестровья

Северо-восточный путь восточнославянской колонизации

Северо-восточный путь восточнославянской колонизации вел в район Волго-Камского междуречья

Западный путь восточнославянской колонизации

Западный путь восточнославянской колонизации вел в район Одера и Эльбы

Путь «из варяг в греки» проходил по: Днепру и соединял моря: Балтийское и Черное.

Волжский путь проходил по Волге и соединял моря: Балтийское и Каспийское

Общественный строй восточных славян, для которого харак­терно наличие народного собрания при выделении из общины князей и их дружины, назывался «военной демократией»

  • раннефеодальным
  • раннеклассовым
  • с «примитивным рабовладением»

Скандинавское название Древней Руси

Для подсечно-огневой системы земледелия восточных славян является характерным:

а) использование земли до полного истощения.

б) использование примитивных орудий труда.

в) удобрение земли золой.

Земледелие в лесостепной зоне расселения восточных славян было: залежным (переложным)

глубокая вспашка почвы не применялась.

Хозяйство славян. Главное занятие – земледелие. Территория, покрытая густыми лесами – система подсечно-огневая. Степная и лесостепная зона – переложная система. Также занимались скотоводством: разводили коров, лошадей, коз, свиней. Большую роль в жизни играли бортничество, рыболовство и охота. Развивались ремесла – кузнечное, гончарное и ювелирное.

Жили преимущественно по берегам рек и озер. Жили семьями, в домах-полуземлянках. Славяне были добродушны и гостеприимны. Они были известны как храбрые воины, вооружение составляли копья, луки и стрелы, круглые деревянные щиты, мечи и другое железное оружие было редкостью. Культ предков, уважение к родителям.

Религия, культура и боги:

Язычеству не свойственно: единобожие.

а) поклонение силам природы

в) наличие множества богов

  • Перун- Бог грома и молнии
  • Ярило-бог солнца и плодородия
  • Даждьбог-бог солнца
  • Мокошь-богиня плодородия
  • Велес-бог –покровитель скотоводства и торговли
  • Сварог-бог неба
  • Семарлг-бог ссоры и разногласия
  • Стрибог-бог ветра
  • Род и Рожаници(пращуры)- души предков
  • Мара-символ смерти и холода

Славянское язычество – религия «доосевая»

Славянское язычество относится к архаическому типу культуры.

Славяне верили в загробную жизнь. Признавалось существование разного рода «нечистой силы». Для поклонения богам славяне не строили храмов, они совершали обряды вблизи идолов, принося в жертву животных, а в особо важных случаях и людей.

Восточные славяне не пользовались следующим видом письменности:

б) пиктография (рисунки)

Родоплеменные отношения. Первоначально восточные славяне объединялись на основе кровного родства. Во главе рода стоял старейшина. Позже кровнородственную сменила соседская община – вервь. На общий совет – вече – сходились все домохозяева округи. Во время нападений иногородних племен славяне собирали народное ополчение. Отдельные общины объединялись в племена. Племена, в свою очередь – в племенные союзы.

Взаимоотношения с соседями. Продвижение славян по территории Восточной Европы и ее освоение носили характер мирной колонизации.

Влияние финно-угорских племен: заимствование названий рек, озер, селений; принятие веры в волшебников; изменение внешнего облика славян.

Влияние скифо-сарматского населения: многие иранские слова прочно вошли в речь; некоторые славянские языческие божества носили иранские имена.

Частыми были нападения тюрко-язычных кочевников-аваров на племена волынян. В 8 веке племена полян, северян, вятичей и радимичей покорили хазары, заставив их платить дань.

В первом веке нашей эры Римский писатель Плиний старший называл их скифами его же соотечественник историк Тацит считал их Венедами, древнегреческий ученый Птолемей именовал их Сарматами они верили, что их прародители есть лестные животные они покланялись своим божествам хранили свои обереги.

Также можно привести упоминания о славянах Маврикия Стратега, который называл их дружелюбными, но приносящими в жертву женщин. Прокопий Кесарийский о славянах говорил как о варварах, так как они из одежды носили только штаны. По внешнему виду он были сильными блондинами с голубыми глазами. Также приносили жертвы богам. Ибн-Фадлан отзывается о славянах как о варварах, нечистоплотных. Но в то же время у них уже была письменность, судя по его письму (это было начало 10 века)…

Разница в отзывах о привычках и обычаях славян связаны с тем что описывались разные племена. По мысли Льва Гумилева, на определенной территории в какое-то время возвышался пассионарный этнос. Он подчинял себе соседей и образовывал протогосударство, к примеру, племенные союзы на полиэтничной основе.

Само слово «варвар» тогда использовалось в другом значении, нежели сейчас. Под ним понимались люди, неверующие в бога, в которого верит человек, пишущий эту информацию. Это уже потом оно обрело другие значения, в числе которых «дикий».

Насколько я помню, слово «варвар» обозначало прежде всего человека, говорящего на непонятном цивилизованному уху языке.

К сожалению, нигде не нашла упоминания о теориях происхождения славян, как мне кажется, это существенный фактор. 1) Миграционная теория, согласно которой славяне переселились на территорию Восточно-Европейской равнины из Центральной Европы. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе.
2) Автохтонная. Считалось, что славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла территория современной Польши, часть Украины и Белоруссии.

Очень бы хотелось более подробного описания и систематизации религиозных верований различных групп славянских племен. Даже если в статье рассматриваются только восточные славяне, то нельзя, например, не упомянуть среди богов их пантеона такое важное общеславянское божество, как Мать-сыра земля.

Довольно слабо освещено взаимное влияние славян и финно-угров. Оно было по-настоящему огромным, с одной стороны, это полная или практическая полная ассимиляция десятков финно-угорских племен, а позднее — народностей, их растворение в славянах. С другой стороны, как отмечено в статье, это большой вклад финно-угров во всю славянскую культуру, язык и генетику. По этой теме есть много литературы, рекомендую труды ученых из тех регионов России, где славяне и финно-угры до сих пор соседствуют, а ученые занимаются проблемами краеведения и местной культуры, языка, этнографии и этнологии

Последние археологические исследования позволяют выдвигать версию о том, что прародителями славян были народы, населявшие южные районы Урала. «Страна городов» и древний Аркаим тому подтверждение. Европеоидные люди населяли эти земли, строили города, имели передовой хозяйственный уклад в 3 — 4 веке до нашей эры. Т.е. были современниками египетских пирамид. Куда они потом ушли?

Добавить комментарий Отменить ответ

HisterlHisterl © 2014-2021 :: Контакты :: Карта сайта :: Дворцовые перевороты :: Романовы :: Войны :: Правители :: ВОВ :: Все даты по истории ::

Источник