Что такое нравственная ценность природы для людей

Природа как ценность

Значительным содержательным блоком является система отношений к Природе как таковой во всех ее проявлениях. Природа — дом, в котором располагается и живет человек вместе с фауной и флорой. Он черпает средства существования из природы как из источника жизни. Но человек, этот создатель культуры в доме природы, будучи носителем сознания и творцом, несет ответственность за сохранность природы, ее преумножение.

Ценностное отношение к природе предполагает осмысление человеком значимости природы: для его жизни и счастья, для здоровья и присутствия красоты в жизни, для радости восприятия и общения с представителями фауны и флоры. Для созидания продуктов и сырья, для физического и психологического комфорта, а также для ощущения себя частью природы и продуктом природы.

Располагаясь в природном пространстве, человек со временной цивилизации лишает себя непосредственного общения с природой, возведя города. Урбанизация воздвигла стену между человеком и природой. Поэтому воспитание выдвигает в качестве отдельной задачи формирование отношения к природе и потребности детей в постоянном общении с природой. Влияние такого общения носит эстетический характер (красота природного мира!), эстетический характер (уважение всего живого на земле!), философский, характер (общие законы устройства мира иллюстрируют представители флоры и фауны), правовой характер (кому принадлежат природные богатства?) и психологический характер (успокоение и утешение дает гармония природы).

Природа предстает перед человеком в своем целостном виде — когда человек выходит из города на лоно природы, но она может предстать перед человеком в виде ее отдельных элементов, например, цветы в доме, животные рядом, газон вокруг дома. Нельзя исключать и опосредованное общение с природой — через общение с произведениями искусства, через восприятие художественного текста, а также путем воссоздания картин природы в памяти и воображении детей, на рисунках и в стихах.

Выделяя человека как разумное и сильное существо, нельзя не принять мысли об ответственности человека за сохранность природы как наивысшей ценности, без которой и вне которой нет жизни человека на земле.

Формирование названной системы ценностей имеет свои внешние показатели — те личностные качества, которыми выявляет себя личность для других. Так как мера сформированности ценностных отношений различна в силу комплекса самых разнообразных факторов и бесконечного ряда индивидуальных отличий, то и качеств оказывается чрезвычайно много. Они укладываются в широкий спектр между двух полярных величин: от «индивидуализма» до «альтруизма», от «скупости» до «щедрости», от «жестокости» до «любви», от «пессимизма» до «оптимизма», от «анархии» до «пунктуальности», от «разнузданности» до «пуританства» и т.д.

Распространенной ошибкой практики воспитания является подмена отношений к ценностям современной жизни набором качеств личности: педагог направляет свое внимание на наличие у детей конкретных качеств, пытается их развить, сформировать, укрепить, не замечая, что качество личностиэто следствие существующих у личности отношений к чему-либо, и формирование желательного следствия бесперспективно. Например, нет смысла формировать дисциплинированность, если не развивать уважительного отношения к людям и себе как человеку. Не удастся добиться аккуратности, если не развивать у ребенка чувства красоты. Напрасны усилия по формированию ответственности, пока не развивается у ребенка самоуважение и достоинство. Те качества, которые мы так любим в наших детях и в людях вообще, есть не что иное, как вполне определенные отношения к какому-либо ценностному объекту мира.

Качества человека и есть не что иное, как устойчивое отношение к какому-то определенному объекту. Выявить этот объект отношения — значит найти истоки личностного качества.

Но столь же неразумным оказалось бы беспокойное желание педагога охватить педагогическим влиянием как можно большее число ценностных отношений. Иерархичность ценностей исключает надобность такого беспокойства. Формирование наивысшего по абстрагированию ценностного отношения обеспечивает развитие частного, конкретного. Формируя высшее, мы способствуем появлению низшего. Правда, обязательность такой связи решительным образом зависит от создания программы воспитания детей.

Источник

Проблема природных ценностей

Ценность природы – это оценка ее значения, качества, мотивирующая поведение человека. Природа обладает многими ценностями – своего рода «полезностями». Некоторые из них могут оцениваться экономически, в деньгах. Такие ценности называются экономическими, к ним относится хозяйственная ценность природы. Ценности, которые трудно или невозможно оценить экономическим путем, называются неэкономическими. К ним можно отнести эстетическую, экологическую, научную, религиозную и другие ценности природы, каждая из которых в той или иной степени полезна для человека.

Но есть ценность природы, которая «бесполезна» для человека и полезна только для самой природы. Такая внутренняя ценность природы основывается на том, что каждый природный объект (дерево, скала, бабочка) имеет свою собственную, самостоятельную ценность – самоценность. Это ценность, полезная не для человека, а для самой природы.

Что означает для человека признание или отрицание самоценностиприродных объектов? Имеет ли природа какую-то ценность без человека, вне «человеческого фактора», сама для себя? Следует ли признать независимость и внутреннюю самоценность природных целостностей, или их ценность определяется в зависимости от человека, его потребностей и интересов? Решение этих вопросов проходит по линии водораздела между антропоцентризмом и не-антропоцентризмом. Антропоцентризмсчитает, что каждый биологический вид должен оцениваться с позиции его целесообразности или полезности для человека. Не-антропоцентризм исходит из многомерности мира, каждый объект которого неповторим и представляет собой самоценность– безотносительно от его пользы для человека.

Самоценность– это подлинная, абсолютная, неотъемлемая внутренняя ценность природы, присущая ей изначально, ценность сама по себе и ценность природы для себя. В ее основе лежит представление, согласно которому обладающий внутренней ценностью природный объект ценен безотносительно к его использованию человеком. Внутренняя ценность существует независимо от присутствия оценивающего, его сознания, интереса или оценивания. Она заставляет человека строить свои отношения с природой «этически правильно», а не «экономически выгодно». Органические предметы, созданные природой (а не руками человека), обладают самоценностью, ибо их целью является их собственное существование. Например, дерево, которому 200 лет, воспринимаемое кем-то как дрова, обладает внутренней ценностью, так как в нем происходят органические процессы, независящие от нашей воли. Все природные объекты (бактерии, грибы, растения, животные, человек), а также экосистемы (участки дикой природы) обладают внутренней ценностью. В Декларации Земли (2000 г.) сказано: «. все живое на Земле взаимозависимо, и любая форма жизни имеет свою ценность независимо от той пользы, которую она представляет для человечества».

Современная экофилософия считает, что экосистемы должны быть признаны самостоятельными моральными субъектами, которые обладают внутренней неотъемлемой ценностью. Поэтому особое значение имеет «истинная» (подлинная) ценность природных объектов, исключающая интерес или само присутствие оценивающего. Эта ценность присуща им изначально, она заложена в процессе их естественной эволюции. Наличие внутренней ценности указывает на то, что они предназначены не для человеческого манипулирования, а для иной цели, возможно, непонятной людям: ведь само существование природы намного важнее, чем ее значение для человека. Поэтому человек не вправе решать с позиции пользы и целесообразности вопрос о ценности или праве на жизнь того или иного биологического вида. Он должен заботиться о сохранении всех видов и объектов природы, не допуская потерь в биоразнообразии.

Система ценностей, имеющих неэкономическую, неутилитаpную направленность, делает природу ориентиром, не только определяющим сущность культурно-исторического пространства, в котором пребывает человеческий мир, но и продвигающим его вперед. Предполагается, что такой подход позволяет строить отношения с природной средой в целом и ее отдельными компонентами на этических приоритетах, а не только на экономически выгодных основаниях. Такой подход предполагает признание независимого функционирования экологических систем, существования внутренних (природных) ценностей. Нынешним и будущим экологам-природопользователям придется учитыватьв своей профессиональной деятельности, что и экосистемы, и сообщества людей являются самостоятельными моральными субъектами, которые обладают собственной неотъемлемой ценностью. Исключительно человекоцентристские цели не могут оставаться единственным принципом экологической политики человечества. Только самоценность природных систем может быть основанием современного природопользования.

Проблема прав природы

Права природы – это этическая и юридическая конструкция, идея, а не факт, т.е. они не существуют сами по себе, а являются отражением морали или юридической практики человеческого сообщества. Права природы – это защищенные моралью или законом потребности, притязания и интересы природы (животных, растений, микроорганизмов, экосистем), которая рассматривается как моральный партнер.

Права природы следует рассматривать в объективном и субъективном планах. В объективном плане – это система необходимых правил поведения человека в отношении природы, в субъективном – признаваемые человеком «претензии природы» на какое-либо жизненное благо, интерес. Например, волк имеет жизненный интерес в пище, свободе, жизни. Без этих благ он не сможет существовать как вид или индивид. Поэтому он должен обладать правами на защиту этих своих жизненно важных интересов.

Права природыконкретизированные нормы справедливого отношения человека к природе, заключающегося в том, что все животные, растения, микроорганизмы, так же как и человек, имеют свои права. Эти права защищают их основные потребности и интересы: жизнь, свободу и процветание. Рассматриваются естественные, моральные, юридические права природы. Права естественные — это совокупность принципов и прав, вытекающих из природы живого, неотъемлемых от его сущности и независящих от интересов человека; к ним относятся, прежде всего, право на жизнь и свободу. Права моральные– защищаются традициями, привычками, совестью, состраданием. Права юридические— закрепленные законами возможности и свободы, принадлежащие видам и индивидам живых существ. Как правило, юридические институты узаконивают осознаваемые обществом естественные права.

На уровне видов, подвидов и популяций за живыми существами признаются на сегодняшний день права на: существование; естественную свободу в естественной среде обитания (право на дикость); необходимую для существования долю земных благ; защиту законом; отсутствие ответственности перед человеком и даже на возмещение нанесенного им ущерба и опеку (например, для видов, занесенных в Красную книгу). На уровне индивидов за живыми существами признаются права на: жизнь, естественную свободу и благополучие в естественной среде обитания (право на дикость), необходимую для жизни долю земных благ, защиту от страдания по вине человека, отсутствие ответственности перед человеком, а также на защиту законом, достоинство и опеку (например, для домашних и сельскохозяйственных животных и растений, прирученных и редких диких животных). За дикой природой признаются права: на существование, свободу от человеческого контроля и управления, возмещение ущерба, защиту законом. За неживой природой признаются права: на существование, защиту от радикального человеческого вмешательства, защиту законом, возмещение ущерба.

Источник

Экологическая этика: человек и природа

В последнее время в системе отношений, регулируемых моралью, особое место стало занимать Отношение человека к природе В этих условиях перед этикой встала задача расширения традиционного предметного поля морали за счет включения в него природы как Равноправного субъекта, Что вызвало к жизни становление новой отрасли этического знания Экологической этики. Будучи по своей сути Нормативной, Экологической этика Проявляет себя как Ситуативная, например, в конкретных ситуациях личного или производственно-экономического отношения человека к природе. Одновременно она затрагивает и отдельные стороны Профессиональной, в частности, биомедицинской этики. Новый тип экологической ментальности New Enviromental Paradigm – расширяет диапазон господствующих моральных принципов до отношения человека к природе, вырабатывает нравственные нормы его поведения как в «человеческих», так и в «нечеловеческих» ситуациях. Это еще в большей степени делает человека Человеком, в полной мере реализующим свою родовую сущность: человеком, способным, отрешившись от собственного Антропоэгоизма, проявлять Любовь и Уважение к Иному, Ответственность перед Иным.

Читайте:  Экологическое воспитание в детском саду Программа и методические рекомендации О А Соломенникова 2009

В долгой истории отношения человека к природе прослеживаются две противоположные нравственно-этические традиции: «традиция управления» и «традиция сотрудничества».

Нравственные основы «традиции управления» состоят в признании человека управляющим Вверенной ему природой, несущим ответственность За все свои действия и их последствия. При этом ответственность, в свою очередь, предполагает бережное и заботливое отношение к природе. Вместе с тем очевиден Антропоцентрический характер этой традиции: ответственность человека следует не из учения о человеке как о «части» природы, а из провозглашения особой миссии, особого назначения человека. Поэтому на практике «управление» и вытекающее из него «господство» легко перерождаются в «Деспотизм», предполагающий право на произвол человека в отношении к другим живым существам..

Начало «традиции управления» в западноевропейской культуре положило античноХристианское высокомерие» по отношению к живым существам – «Не-людям». Но все больший вес идеи безоглядного «пользования природой» И установления Господства над всем живым на Земле приобретают в Новое время. Тогда же начинается Внутреннее перерождение этой традиции, состоящее в переходе от сохранения, улучшения, вдумчивого преобразования природы к ее радикальной переделке Согласно заранее сконструированным проектам. Начиная с Нового времени «традиция управления» поступательно эволюционировала в направлении «Деспотически-утилитаристского» отношения к природе, которое сегодня называется «Деспотическим антропоцентризмом».

Параллельно деградирующей «традиции управления» в отношении к природе развивалась другая традиция – «традиция сотрудничества».

Нравственные основы «традиции сотрудничества» предполагают, что человек призван совершенствовать Природный мир и раскрывать его нереализованные возможности, которые не могут выявиться и раскрыться сами по себе, без творческого содействия человека. В основе этой традиции лежит Неутилитарное И неинструментальное Отношение к миру, благодаря которому преодолевается жестокое отношение «традиции управления» к «не-людям», а также неравноправие человека и природы, ведущее к нравственному оправданию господства над ней. «Освобождение природы» или «освобождение животных» от физического и морального подавления сторонники «традиции сотрудничества» считают необходимыми составляющими экологической гармонизации и нравственного обновления самого человека, так как «сотрудничество» предполагает Взаимность И нравственную основу.

В современных терминах такой подход называется «коэволюцией», Что обозначает Процесс совместного развития биосферы и человеческого общества. Концепция коэволюции природы и общества предполагает Оптимальное соотношение Интересов человечества и всей остальной биосферы, Взаимно скоординированное развитие человека и природы, При котором совершенствование природы нуждается в тщательной работе человека с ее возможностями. Коренное изменение морально-эстетической оценки природы, соответствующее коэволюции общества и природы, состоит в том, чтобы Видеть в природе Ценность культуры. Гуманизм человека должен в той же мере проявляться в отношении к природе, как и в межчеловеческих отношениях.

Новое отношение к природе реализуется в процессе становления Экологической этики, которая предполагает формирование нового типа морального сознания – энвайронментального сознания, синтезирующего глобальное видение мира с подлинно гуманистическими ценностями. В основе формирования Экоэтики лежит переход от «старого» принципа регуляции отношений человека и природы – Антропоцентризма, который, считая Человека единственным и высшим критерием в шкале ценностей, высокомерно ставил его в центр и над Природой, к новому, Не-антропоцентристскому подходу. Не-антропоцентристские концепции выдвигают как высшую ступень в шкале ценностей не человека, а гармоничное и равноправное сообщество людей и всех других живых и неживых компонентов природы. В не-антропоцентристской парадигме, в зависимости от приоритетов ценностей, выделяется ряд направлений:

· Моралисты, включающие в систему этической регуляции только лишь чувствующих животных, составили направление Пассиоцентризма (сентиецизма).

· Сторонники соблюдения прав всего живого (биоса) на основе признания Жизни как высшей ценности называют себя Биоцентристами.

· Экоцентризм, или «глубокая экология» предполагает холистическое (целостное) признание приоритета природы в рамках отношений «человек-природа».

Отношения человека и природы в их историческом развитии и структурном срезе схематично могут быть представлены следующим образом:

отношение человека к природе
традиция управления традиция сотрудничества
антропоцентрический подход не-антропоцентрический 
подход

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ КОНЦЕПЦИЯ КОЭВОЛЮЦИИ

Утилитаризм господство деспотизм ЭКОЦЕНТРИЗМ БИОЦЕНТРИЗМ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БИОЭТИКА

Предмет Экологической (энвайронментальной) этики – это, прежде всего, Отношение Человека к Природе, предполагающее, в то же время, и его Отношение к самому себе:Противопоставление себя окружающей среде или включение в нее. Экологическая этика – это не этика отдельной личности или даже общества, основанная на экологических императивах культуры. Это – Универсальная этика человеческой деятельности. Ее ценностно-мировоззренческой основой Выступают отка з от «эгоцентризма» и признание существования «благорасположенных» к человеку природных сил. Их «одухотворение» делает возможным Нравственно-человеческое отношение к природе.

Нравственный смысл экологической этики, как считает один из ее основоположников Альдо Леопольд, – формирование нравственных ценностей и критериев вокруг двух стержней: чувства времени, перешагивающего рубеж одного человеческого поколения и предполагающего заботу о природных условиях существования будущих поколений, и Чувства любви и сострадания к природе.

1. Обращенность в будущее базируется на ряде специфических моральных принципов, норм и ценностей, Которые должны лежать в основе наших обязательств перед будущими поколениями, имеющими право на достойную жизнь. Это, в частности:

· Принцип хронологической объективности, Который запрещает игнорировать интересы индивидуумов из-за их временного, пространственного или идеологического отдаления;

· Понятие «долг перед потомками», Предписывающее: действие, совершаемое в соответствии с моральным долгом, является наиболее ценностным из всех возможных действий;.

· Нормы–императивы диалога с будущим, включающие в себя:

Необходимость отказа от любых действий, которые могут подорвать возможность существования будущих поколений;

Приоритет ответственности перед потомками при принятии решений, касающихся здоровья человека и состояния природной среды;

Недопустимость ущерб интересам будущих поколений в интересах ныне живущих людей.

2. Любовь к природе Выступает как Внутренний отклик души человека на красоту, гармонию природы в целом – то, что остается за пределами научного познания. Такая любовь возможна, если человек не одержим жаждой самоутверждения, покорения природы, получения от нее максимальной прибыли, а стремится Понять природу вплоть до взаимопроникновения с ней. Для «любви к природе» Необходимо, чтобы «не-человеческий субъект» Признавался источником любви, равным субъекту человеческому. Проблема в том, что такая любовь должна быть взаимна, а в нынешней ситуации конфликтных взаимоотношений человека и природы у нас слишком мало оснований рассчитывать на это. Поэтому предварительным условием того, чтобы Любовно-творческое отношение к природе Стало реальностью, выступает совершенствование самого человека как нравственной личности.

Основная задача экологической этики В этой связи – создание ясных и четко выраженных Моральных ценностей. При этом Фундаментальной проблемой становится вопрос: должны ли принципы экоэтики основываться на признании Независимости и внутренней Самоценности Природных целостностей, или их ценность определяется в зависимости от человека и его потребностей?

Антропоцентризм считает, что каждый биологический вид должен оцениваться только с позиции его целесообразности или полезности для человека (утилитаризм). Не-антропоцентрическая точка зрения исходит из многомерности мира, каждый объект которого неповторим и представляет собой определенную ценность – безотносительно от его пользы для человека. Поэтому человек не вправе решать с позиции пользы и целесообразности вопрос о ценности или праве на жизнь того или иного биологического вида. Он должен не допускать потерь в биоразнообразии, заботясь о сохранении всех видов и объектов природы.

К сожалению, признание «внутренней ценности» природных систем На сегодняшний день не стало еще необходимым и достаточным условием отношения человека к природе. Но исключительно Человеко-центристские цели Не могут и дальше оставаться основанием экологической политики человечества. Только Ценность природных систем, определяемая на основе широкого «человеческого» подхода (включающего эстетические, моральные, экологические и другие факторы), может быть основанием современного «нравственно-понимающего» отношения к природе, которое, в свою очередь, требует коренного пересмотра традиционных этических Принципов и Императивов и формирования новых.

Основные принципы и императивы современной экологической этики Включают в себя:

1. Принцип Экологизации морали, Требующий:

— детерминации отношения людей к природным объектам не материально-экономическими, правовыми или административными предписаниями, а Нравственными Нормами и принципами;

Экологизации «традиционных» моральных норм и принципов, в частности, долг и совесть по отношению к природе уже сегодня приобретают форму «экологического долга» и «экологической совести»;

— появления новых моральных ценностей, исключающих «старые» принципы Полезности и целесообразности;

— образования единой Нравственно-экологической ответственности, Сфера действия которой должна быть расширена от производственно-профессиональных требований до бытового природопользования;

— постепенной, сложной и длительной перестройки морального сознания, которой должны способствовать нравственно-экологическое воспитание и просвещение.

2. «Экологический императив» – принцип, предъявляющий объективные требования, «повеления» Людям, ответственным за использование достижений научно-технического прогресса.

Он предполагает: необходимость учитывать уязвимость природной среды, не допускать превышения ее «пределов прочности», вникать в суть свойственных ей сложных взаимных связей, не вступать в противоречие с природными закономерностями, чтобы не вызвать необратимых процессов.

5. Принцип «благоговения перед жизнью» есть принцип личности, которая может реализовать себя только в индивидуальном выборе на основе формулы А. Швейцера: «Я – жизнь, которая хочет жить… среди жизни, которая хочет жить».

Этот принцип требует «относиться с благоговением к каждому живому существу и уважать его как собственную жизнь… Сохранять жизнь, двигать ее вперед, доводить развивающуюся жизнь до высшей ступени – значит … делать добро; уничтожать жизнь, мешать жизни, подавлять развивающуюся жизнь – значит… делать зло. Это необходимый, абсолютный, основной принцип морали… Следовательно, этика благоговения перед жизнью заключает в себе все, что можно обозначать как любовь, самопожертвование, сострадание, соучастие в радости и стремлении… Поистине, нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред». При таком подходе подлинно нравственный человек испытывает побуждение выказывать равное благоговение как по отношению к собственной воле и жизни, так и по отношению к любой другой. Только такое отношение может стать основой Равноправного диалога человека с природой.

4. Принцип субъект-субъектных отношений человека и природы, вытесняющий традиционные отношения, в которых природа выступает как Объект, Принципиально иными, необходимыми для установления такого диалога. Этико-методологическим основанием данного принципа выступает ориентация на Общение человека с миром природных явлений как с Иным субъектом, Независимо от того, существует или нет в действительности этот Иной сознательный субъект и верит ли человек в реальность его существования. Принятие «нравственной субъектности» Соприродного и сверхприродного Иного позволяет поставить ряд вопросов:

· нельзя ли предложить этому «нравосубъектному» Иному определенную систему правил взаимоотношений с человеком, и будет ли Оно руководствоваться ими?

· вправе ли человек ожидать от Нравосубъектного Иного (биосферы, техносферы, космосферы и т. д.) гуманного отношения к себе, если сам перенесет на Него действие принципа гуманизма? Будет ли Оно «соблюдать» требование «Не навреди человеку!» – по крайней мере, в ответ на его действия, не вредящие ей?

· гуманно ли По отношению к Человеку Применять принцип гуманизма к соприродному или сверхприродному Иному? Не будет ли возвышение ценности преобразуемых природных систем до уровня ценности человеческой жизни означать низведение последней до их уровня?

Читайте:  Памятник природы что это такое и кто обитает

· если Оно не будет приносить людям зла в ответ на их гуманное отношение, имеет ли вообще смысл выдвигать Иному те или иные нравственные требования?

· в связи с этим правомерно ли ставить вопрос о «нравственное воспитании» и совершенствование не только «человеческого», но и Иного, природного мира?

Свобода и морально-экологическая ответственность человека в его взаимодействии с природой определяются степенью познания им социоприродных закономерностей и возможного овладения и «манипулирования» ими. Понятие экологической свободы предполагает возможность, способность и моральную готовность личности действовать в и по отношению к природной среде своего обитания в соответствии с мерой собственной экологической культуры. Таким образом, экологическая свобода определяется Морально-экологической ответственностью, которую можно рассматривать как Осознание человеком необходимости экологической деятельности, ориентированной на учет принципа коэволюции общества и природы и дальнейшую гармонизацию их взаимодействия. В таком понимании морально-экологическая ответственность выступает и как мера Исторической ответственности, ибо она характеризует принятие решений, реализация которых имеет кардинальное значение для исторического процесса в целом. Одной из форм морально-экологической ответственности является Долг людей перед природой, который И. Кант рассматривал как косвенный долг человека перед самим собой и перед другими людьми.

Морально-экологическая ответственность базируется на следующих Принципиальных постулатах:

– необходим переход от «модели преобладания» к «модели сосуществования» человека и природы, предполагающий установление устойчивого равновесия между нашим современным существованием и экосистемным прошлым;

– новая концепция охраны окружающей среды должна включать в себя защиту среды обитания и «братьев наших меньших» не столько Для Человека, сколько От человека;

– необходимо научиться управлять «животным», которое находится внутри нас, для чего мы должны развивать в себе такие качества как самоограничение, ответственность, честность, справедливость; укреплять веру в такие ценности, как любовь, альтруизм, взаимопомощь, права человека и права Иного живого;

– следует стремиться сглаживать конфликты и примирять экономику и производство с экологией, оценивая и то, и другое моральными критериями.

Источник

Ценности её величества природы

Природа — это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки.

Человек – часть природы, он «вырастает» из нее и существует в ней. Природа для человека — неотъемлемая ЦЕННОСТЬ.

Сегодня 7 человек,7 амбициозных и креативных учащихся 3а класса МБОУ гимназии №3 г Грязи расскажут вам, о своём пребывании в гостях у ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВА ПРИРОДЫ. Поделятся своими впечатлениями от её

« полезностей». Принародно признаются в любви и верности ПРИРОДЕ.

Это увлекательное путешествие случилось, благодаря участию в конкурсе «Базовые национальные ценности». Номинация «ПРИРОДА»

Мы решили провести исследовательскую деятельность ,чтобы объяснить и показать роль природы в жизни и деятельности человека; раскрыть и доказать, что человек и природа – единое целое; заверить всех, что наука ЭКОЛОГИЯ — поможет взрослым и нам, детям защитить наш общий дом.

А потом была интересная совместная, кропотливая, работа над проектом «ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО ПРИРОДА». И всё ради того, чтобы дать точный ответ на вопрос: Почему нужно знать, любить и защищать природу?

Природа может быть и радостной и печальной.

Природа улыбается, когда делится своими богатствами, красотой: цветами, ягодами, грибами, пением птиц, свежим воздухом…

А печалится природа, в большинстве случаев, по вине людей, когда мы загрязняем реки, оставляем мусор за собой, охотимся на птиц, животных, излавливаем рыбу.

К такому выводу мы пришли читая энциклопедии, детские журналы, просматривая телепередачи и наблюдая за обитателями природы и за её явлениями.

Оказывается, у природы есть свои ценности или «полезности». Она щедро делится ими с любым человеком и мы не исключение.

Красота природы — ее высший и самый прекрасный дар, вызывающий у человека эстетическое наслаждение.

Посмотрите фотографии из наших личных архивов! Какие мы счастливые в единении с природой!

Мы думаем, что каждый из вас восхищался красотой природы. И также ,как и мы старался изобразить её великолепие в рисунках!

Природная историческая ценность заключена в хранящейся информации о происхождении видов живых существ.

Природа представляет собой великий естественный музей, необходимый для дальнейшего просвещения и умственного развития человека.

Природа ценна как место, позволяющее восстановить контакт с творческой силой природы, обрести экологическую мудрость, спокойствие и духовность, иметь в природе своего собеседника, доверять ей тайны, делиться переживаниями

Полистайте нашу поэтическую тетрадь. Не судите строго, ведь мы первый раз сочиняли стихи, но нам очень хотелось своими словами рассказать о природе.

Природа способствует появлению любви к Родине и патриотизма. Российский патриотизм – это, прежде всего, любовь к родной природе.

Фёдор Михайлович Достоевский сказал:

«Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин.»

Мы прослушали песни нашего родного края и заметили, что каждый район воспевает в своём гимне красоту природы. Значит жители Липецкой области настоящие патриоты!

Природа — ресурс для изысканий, полевая лаборатория, как для фундаментальных, так и прикладных научных исследований. Люди получают удовлетворение, наблюдая и изучая природу. Природа имеет ответы на вопросы, которые человек еще не сформулировал.

Мы пока ещё ученики и наши открытия не глобального масштаба. Но для нас они очень интересны.

Это удивительное чудо, наблюдать, как из разбухшей фасолинки выглядывают зеленые росточки. Это как будто интерактивное обучение где на практике видно, как растут растения.

Любовь к природе, умение наслаждаться ее дарами, забота о ней и бесконечная благодарность за все, что она создала – вот главное нравственное качество настоящего человека. М. Твен

Природа является источником нашей к ней любви, уважения, а также смирения и доброты. Этическая ценность заключается в возможности направлять на природу свою привязанность и заботу, чувствуя, таким образом, этическую ответственность за благополучие природы.

Земля добра, она даёт нам всё, самое главное – жизнь. И мы тоже должны быть добры к ней. Любить природу – значит творить добро. Какие добрые дела сделали мы?

1.Изготовили кормушки для птиц.

2.Провели акцию «Многоразовая сумку для магазина альтернатива целлофановому пакету»

Слайд №233.Работали в мастерской «Вторая жизнь бросового материала»

Ученые считают, что только оставшиеся участки дикой природы способны обеспечить экологическое равновесие на Земле.

А что думаем мы? Мы думаем, что взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности.

Мы знаем, что планета Земля находиться в опасности. На ней много больных мест.

К числу самых волнующих причин, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва.

И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей.

Что случилось с природой? За что она стала так сурова к нам, своим детям? Ответ на этот вопрос мы осветили в «Экологической притче» которую, представили на конкурсе «Русская душа»(1 место), посвящённому году Экологии в России. С уверенностью можем сказать, что причиной является производственная и другая деятельность человека; это он стал её разрушителем. Мы считаем, что наука Слайд №27

ЭКОЛОГИЯ — которая изучает условия существования живых организмов и их взаимоотношение со средой их обитания поможет взрослым и нам, детям защитить наш общий дом.

Если люди в ближайшем будущем люди не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать экологическими знаниями.

Вы думаете, что мы ещё маленькие и не сможем овладеть экологическими знаниями? Но Вы ошибаетесь! Это не так и этому есть доказательства.

Знание №1 Больше читайте, узнавайте, анализируйте и своими «маленькими» делами помогайте ПРИРОДЕ.

Мы издали «Жалобную книгу природы» для того, чтобы как можно больше людей познакомилось с проблемами природы и её обитателями. Предлагаем и Вам познакомиться с ней. Конечно, Вы понимаете, что жалобы писали мы от лица растений и животных. Но сделали это мы после того, как собрали информацию из интернета, журналов, Красной книги.

Знание №2. Знайте и соблюдайте правила поведения в природе!

ЖАЛОБЫ ОТ ПРИРОДЫ

Много жалоб накопилось,
У природы на людей.
Воды речек замутились,
Пересох в лесу ручей.

Стали чахнуть липы, клёны,
На обочинах дорог.
Чистый воздух загрязняет,
Фабрик и заводов смог.

В море гибнут кит и рыба,
Загрязняется Байкал,

И становится всё мельче,
Море дивное Арал.

Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Если только захотите,
Вы природе помогать.
Лучше правила учите,
Чтобы их не забывать!

Мы думаем памятка воспитанного, вежливого человека пригодится ВСЕМ!

Знание №3 Решение экологических проблем — это одна из главных задач всего человечества в целом, важно повышать уровень ответственности у людей, их культуру воспитания для того, чтобы мы более бережно относились к тому, что нам дала матушка-природа.

Мы не можем говорить о всём человечестве, но о не равнодушных людях нашего региона, которые пытаются решить проблемы экологии хочется рассказать. Заметки из газет и журналов тому яркое подтверждение.

А мы были участниками областного детского экологического форума. Это было очень познавательно и увлекательно. Именно здесь мы получили ещё одно знание.

Знание №4 Главный экологический девиз на все времена таков: "Живите так, чтобы следующие поколения могли с гордостью за предков сказать сердечное спасибо за чистоту окружающей среды!"

Знание №5 Обладая экологическими знаниями человек осознано вступает в добрый диалог с миром и природой вокруг. И это значит, что ему, ЧЕЛОВЕКУ, присуще экологическое сознание.

Участки природы и её обитатели являются наследием не только человека, но и всей жизни на Земле. К сожалению, люди заметили, что чистых уголков природы остается все меньше. Желание сохранить первозданную природу заставляет и ученых-экологов, и правительства разных стран задумываться о создании природоохранных зон. Для этого создаются заповедники. Они охраняют животных и растения, которым грозит вымирание, ведут деятельность по сохранению уникальных мест на планете в целом.

Мы познакомились с заповедными местами Липецкой области и страны с помощью книг и презентаций. Весной мы всем классом поедем на экскурсию в заповедник «Галичья гора».

Вывод: Любить природу — значит уважительно и бережно относится к ее дарам и обитателям.

Работая над проектом мы установили закономерность. Если мы не будем бережно относится к ценностям Её Величества Природы, то она не сможет радовать нас своей красотой, не сможет делиться мудростью, учить добру и смирению, восхищать своими тайнами. Природа медленно исчезнет, а человек погибнет.

ЗАПОМНИТЕ! Человек может существовать на земле только сохранив природу!

Любите Природу! И она подарит нам все свои «полезности», для того ,чтобы мы-люди, смогли быть СЧАСТЛИВЫМИ!

Поэтому мы будем стараться принимать посильное участие во всех акциях направленных на сохранение ценностей Природы.

О нашей любви к природе Вам расскажет Чернова Татьяна в стихотворении собственного сочинения.

Читайте:  Разбор задания 28 ЕГЭ по обществознанию

Источник



Ценность природы для человека.

В философии единого и однозначного определения человека и его природы не существует. В широком смысле, человека можно описать как существо, обладающее волей, разумом, высшими чувствами, способностями к коммуникации и труду.

§ Кант, исходя из понимания природной необходимости и нравственной свободы, разграничивает антропологию на «физиологическую» и «прагматическую». Первая исследует то, «… что делает из человека природа…», вторая — то, «… что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».

§ Синтез позиций современной биологии (человек — представитель вида Человек разумный) и марксизма («… сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивидууму. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений») приводит к пониманию человека как субъекта исторически-социально-культурной деятельности, представляющим собой единство социальной и биологической природы.

Душа и тело.

Согласно концепциям материализма человек состоит лишь из тканей, составляющих его плоть, все же абстрактные составляющие, приписываемые человеку вместе со способностью активно отражать реальность есть результат сложной организации процессов этих тканей. В эзотеризме же и многих религиях человек определяется как сущность, соединяющая в себе «тонкое» (душа, эфирное тело, монада) с «плотным» (тело) тела.

В древнеиндийской традиции человек характеризуется кратковременным, но органичным сочетанием элементов, когда душа и тело тесно взаимосвязаны в природном колесе сансары. Лишь человек может стремиться к освобождению от эмпирического существования и обрести гармонию в нирване, используя духовные практики, которые предполагают упражнения для души и тела.

Демокрит, как и многие античные мыслители, считал человека микрокосмом. Платон представлял человека как существо, раздвоенное на материальное (тело) и идеальное (душа) начала. Аристотель рассматривал душу и тело как два аспекта единой реальности.

Человеческая душа в трудах Августина становится загадкой, тайной для самого человека.

Тело в философии Нового времени рассматривается как машина, а душа отождествляется с сознанием.

Согласно многим религиозным традициям, человек есть божественное творение. В авраамических религиях приоритет отдается духовному началу:

«…человек занимает в ряду Божьих творений такое высокое место, есть как истинный гражданин двух миров — видимого и невидимого — как союз Творца с тварью, храм Божества и потому венец творения, то это единственно и собственно потому, что в его духовную природу Всевышний благоволил внедрить чувство или мысль Своего бесконечного Божества, которая положена в его дух и служит всегдашним источником, влекущим его к своему высочайшему центру»

Напротив, с точки зрения эволюционного учения, поведение человека, как и других животных, является частью его видовой характеристики, обусловлено эволюционным развитием человека как вида и имеет аналоги у близких видов. Длительный период детства необходим человеку для усвоения структурно высокоразвитым мозгом человека больших объёмов внегенетической информации, необходимых для расширенного абстрактного мышления, речи и социализации.

«Счастье- это быть с природой, видеть ее, говорить с ней» — так писал более ста лет назад Лев Николаевич Толстой. Вот только природа во времена Толстого и даже гораздо позже, когда детьми были наши бабушки и дедушки, окружала людей совсем другая, чем та, среди которой мы живем сейчас. Реки тогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную воду, леса стояли такие дремучие, что в их ветвях запутывались сказки, а в голубом небе ничто, кроме птичьих песен, не нарушало тишину.

А совсем недавно мы поняли, что всего этого: чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц — становится все меньше и меньше. Безумный 20 век принес человечеству вместе с потоком открытий и множество проблем. Среди них очень и очень важная — охрана окружающей среды.

Отдельным людям, занятым своей работой, порой трудно было заметить, как беднеет природа, как трудно было когда-то догадаться, что Земля круглая. Но те, кто постоянно связан с природой, люди, которые ее наблюдают и изучают — ученые, писатели, работники заповедников, многие другие — обнаружили, что природа нашей планеты быстро скудеет. И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, чтобы задумались и забеспокоились все люди на Земле. Еще в детстве все мы читали И. Соколова-Микитова, В. Бианки и других.

О взаимоотношениях между человеком и природой пишет с душевной болью Б. Васильев. Его роман «Не стреляйте в белых лебедей» — произведение о современной жизни, главная тема которого — извечный конфликт между силами добра и зла. Не только пробным камнем становится отношение к природе. Она становится не фоном, а словно бы действующим лицом, участвует в развитии сюжета.

Отношение к природе разделяет персонажей на два лагеря. На тех, кто понимает и любит ее, и других, жадных, жестоких. Вот Егор Полушкин — правдоискатель и поэт, теснейшими узами связанный с родной почвой, неудачник и бедолага. Это потому, что Егор живет по законам сердца и совести, воспринимая мир через благополучие, трагедию края. Он страдает душой, замечая на каждом шагу, как оторвался человек от природы, приближая ее к людям. Но, как и лермонтовский герой, он становится предметом насмешек. Помните:

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Иное дела Федор Бурьянов, для которого природа не существует сама по себе. Он лишь хочет взять у нее то, что можно, выгадать для себя, а что останется другим людям, нашим потомкам, ему безразлично.

Нас так много стало на земле, столько на ней построено городов, заводов, фабрик, столько земли распахано, что невольно человек стал теснить природу, все больше и больше нарушая ее законы. Сейчас уже люди стали сильнее природы, и перед их ружьями, бульдозерами и экскаваторами она устоять не может.

Об этом творчество прекрасного писателя Валентина Распутина. «Прощание с Матерой», другие его книги о том, что природа, земля и человек и их взаимоотношения — проблема не обычная, а глубоко нравственная, затрагивающая само существование людей как людей. Природа была и должна оставаться учителем человека и его нянькой, а не наоборот, как возомнили люди.

В этом сообщении мне бы хотелось остановиться на очень своебразном произведении Распутина «Живи и помни». Писатель показывает в повести начало весны, пробуждение природы и жизни. И на фоне такого состояния природы изображена воровская и прячущаяся судьба Андрея Гуськова и его жены Настёны. Андрей дезертир, сама природа в изображении автора собой ему укор. НО судить его трудно, да писатель и не выносит своего приговора. Однако у военного времени свои законы: его ждет безжалостный трибунал. Гуськов попадает в робинзоновские условия, прячется среди дикой природы. Между ним и его селом — Ангара, словно черта между прошлой и настоящей жизнью. Только Настена нарушает эту границу. Судьба бедной женщины трагична. Она бросается в реку. Писателю удается лучше раскрыть нравственные страдания героев через образы природы.

Ничто не может заменить нам живой, переменчивой природы, значит, пора спохватиться, по-новому, гораздо бережнее, заботливее, чем прежде, относиться к ней. Ведь мы сами тоже ее частица, несмотря на то, что отгородились от нее каменными стенами городов. И если природе становится плохо, непременно будет плохо и нам.

Эта мысль присутствует в повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо». Автор считает, что человек лишь тогда может называться так, когда в основе его нравственности лежат подлинно гуманистические идеи и начала. Истинная доброта не нуждается в громких фразах. Она проста и скромна, неотделима от других высоких свойств человеческой души. И писатель убедительно доказал это, показывая на пути Бима к хозяину и благородных тем, кто живет по законам паразитизма.

И снова, как и в других произведениях, мерилом высоты человеческого духа становится любовь к природе.

Ценность природы для человека.

В этой статье пойдет речь о двух главных составляющих нашей планеты. Это природа и человек. Если бы не существовало природы, то не было бы и предпосылок к развитию нашего мозга. Не было бы тогда той базы, с помощью которой мы творим и которая помогает нам жить. Природа – это отчасти наш дом. Также бессмысленно существование природы без человека. Она бы просто постоянно повторяла свои обороты: деревья бы росли, животные плодились и умирали, большие поедали меньших и т.д. Человек позволил ей развиваться в некоторых смыслах и обогащаться. Мы выводим новые растения, изобретаем разные удобрения и заботимся о некоторых животных.

Важно то, что природа, окружающая нас, это-то единственное, к чему мы не приложили руку при создании. Она фундамент того мира, который мы построили. Природа, как мать для ребенка. Она дала возможность выжить первым людям, дала им укрытия и еду. Именно благодаря природе, человек развивался и облагораживался. Его эволюция связана с тем, что его окружало и давало позывы к совершенствованию.

Однако, как и наши матери, природа стареет с нашим взрослением и становлением. Она переносит на своей земле многие поколения. Сейчас уже она, естественно, сильно измотана. То, во что мы превратили эту основу жизни на земле, сложно назвать настоящим природным и экологически безопасным ресурсом.

Литосфера, гидросфера и атмосфера по нашей воле отравлены химикатами и реактивами. Однако, мы не задумываемся, что все это распространяется и на плоды которые дают деревья, выросшие в этой земле и политые отравленной водой. Тем самым мы производим новый оборот. Мы выращиваем и отравляем сами себя продуктами питания и «питьевой» водой. Все нынешние заболевания связаны именно с потреблением некачественных продуктов. Еще древние люди говорили, что лекарства должны быть едой, а еда – лекарствами. Зная это, мы ничего не предпринимаем. Мы продолжаем потреблять порошковое молоко, чаи отвратительных сортов, «ядовитые» овощи и многие другие продукты, не несущие никакой пользы организму. Природа лишь возвращает нам то, чем мы ее «кормим».

Сейчас уже поздно говорить о восстановлении ее нормального состояния – слишком большой урон нанесен ей на протяжении многих веков. К тому же один здравомыслящий человек не способен в одиночку исправить взгляды всего нынешнего менталитета. Люди продолжают сорить на улицах, ради повышения своих доходов строить промышленные предприятия, которые помимо природы отравляют еще и население, проживающее неподалеку. Стоит отметить тот факт, что доказано – многие производители не потребляют свою продукцию, потому что знают, что пользы в ней отсутствует.
Практически все природные ресурсы уже исчерпаны, поэтому глупо рассчитывать, что в нынешних супермаркетах можно найти здоровую пищу. Лишь в деревнях и селах есть возможность питаться не красивыми, а полезными помидорами и яблоками. Стремление к красоте должно быть разумным иначе оно погубит нас самих так же, как и природу, которая не способна защищаться.

Цените качество, потому что его сейчас уже практически невозможно найти. Цените природу, иначе от нее скоро останется лишь неживое воспоминание.

Источник