Что такое экологическое отношение к природе

Нам здесь жить: как меняются отношения человека и природы

Мы живем на очень тесной планете, где все взаимосвязано. Человек только сейчас начинает осознавать свою ответственность за ее будущее. Экологическая повестка с каждым годом звучит все громче, и к голосам немногочисленных активистов присоединяются правительства, корпорации и школьники из разных стран. «Зеленые» технологии и экологическое сознание становятся частью нашей повседневной жизни.

Мы пользуемся ресурсами планеты так, как будто они нам принадлежат

В 20 веке объем мирового производства увеличился в 20 раз. Во многом благодаря этому выросло благосостояние и качество жизни людей. Например, показатели детской смертности в мире снизились вдвое с 1990 года до настоящего времени, а средняя ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 59 до 73 лет за последние 50 лет.

Сейчас на планете живет 7,6 млрд человек, что составляют лишь 0,01% от веса всех живых существ. Однако человечество уже привело к гибели 83% всех диких млекопитающих и половины всех растений, отмечают аналитики Всемирного экономического форума (ВЭФ) в докладе о природных рисках за 2020 год. Существующий экономический цикл — модели производства и потребления, землепользование и урбанизация, торговля, промышленность — требует радикального пересмотра в отношении влияния человека на природу.

Человечество потребляет на 50% больше природных ресурсов, чем планета способна восполнить. Если эта тенденция сохранится, то через 30 лет нам понадобится три такие планеты, как Земля, чтобы удовлетворить все потребности.

Сейчас мы оказались в ситуации, когда становится ясным: если мы будем продолжать производить и потреблять в том же темпе, у будущего поколения мало шансов на выживание на этой планете.

Климатические изменения в цифрах:

  • 150 млрд руб.составляет ежегодный ущерб России от таяния вечной мерзлоты. Общие потери мировой экономики оцениваются от 24,8 до 66,9 трлн долларов.
  • 82 страны из 193 государств уже имеют стимулы, способствующие инвестициям в возобновляемые источники энергии, экологически чистое производство, энергоэффективность и борьбу с загрязнением окружающей среды.
  • $5,3 трлннедосчиталась мировая экономика в 2017 году из-за преждевременной смерти людей, связанной с загрязнением воздуха.
  • $8 млрддостигают ежедневные потери в мировой экономике от загрязнения воздуха при сжигании ископаемого топлива.

Воздействие человека на природу уже невозможно откатить назад

Средняя температура на планете увеличились на 0,9 градуса с 1880 года, более двух третей роста произошло за последние 50 лет. Главным источником антропогенного влияния на климат являются выбросы в атмосферу парниковых газов, в частности диоксида углерода. Температура мирового океана стала выше, тают вечные снега и льды. Все чаще происходят экстремальные природные явления — засухи, наводнения, ураганы и пожары. Они ведут к разрушению инфраструктуры, голоду, нехватке чистой воды.

Меняется среда обитания диких животных — в результате таяния льдов в Гималаях сократилась популяция снежных барсов, из-за повышения температуры мирового океана гибнут кораллы, а следом и живые организмы, которые ими питаются. Миллион видов животных и растений сегодня находится под угрозой вымирания. Исчезают целые ледники — в августе 2019 года в Исландии официально похоронили ледник Окйокуль. По данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), в ближайшие несколько десятилетий ледяного покрова в Арктике почти не останется.

Если не принять никаких мер по смягчению последствий изменения климата, температура может увеличиться на 5 градусов к 2100 году. Мировому сообществу необходимо вести активную экологическую политику, чтобы этот сценарий не был реализован. Соблюдение Парижского соглашения может дать шанс планете, при этом значительно повлияет на национальные экономики.

Однако пока тенденция неутешительна: после Парижского соглашения 2016 года выбросы СО2 в атмосферу побили новые рекорды как в 2018, так и в 2019 году. Как показывает динамика 20 века, единственное, что на короткий период сокращает объем выбросов, — это экономические кризисы, эпидемии, войны. Так, сокращение выбросов было установлено во время Первой и Второй мировой войны, Великой депрессии 1930-х годов, энергетического кризиса 1970-х годов. Последний раз выбросы сократились во время мирового экономического кризис 2008-2009 годах. Но в каждом из таких периодов, как только ситуация возвращалась к норме, кривая продолжала бежать наверх. Именно такой процесс мы наблюдаем в 2020 году. Распространение вируса COVID-19 привело к сокращению глобальной экономической активности и уменьшению выбросов парниковых газов.

Поколение Z — уже не просто наша совесть, но и активный участник перемен

На Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2019 году, одном из важнейших международных событий, впервые звучат выступления подростков. Это не случайно: именно они начинают понимать и определять новый мир, в котором мы будем жить через несколько лет. Имя юной шведской активистки Греты Тунберг становится буквально синонимом экологических протестов 2019-2020 годов.

По данным исследований Bloomberg, поколение Z, родившееся в период с 2001 года по сегодняшний день, составляет треть мирового населения. Если миллениалов отличал образ жизни «здесь и сейчас», то поколение Z заботится о своем будущем. Их отношение к себе и окружающему миру более практично. Будущее волнует их во всех аспектах, в том числе и экологических — что будет происходить с природой и климатом, если существующая экономическая и политическая тенденция сохранится.

Эко-номика

Мировая экономика начинает медленно поворачиваться в сторону экологической повестки и превращаться в эко-номику. Пока непонятно, сколько необходимые изменения будут стоить и сколько денег и ресурсов мы потеряем в будущем, если не предпримем что-то прямо сейчас. Но уже сейчас внимательное отношение к окружающей среде становится актуальным вопросом для многих корпораций. А «зеленая» экономика может стать лидирующей отраслью предстоящего десятилетия, куда будут притягиваться инвестиции, рождаться стартапы и происходить главные технологические открытия.

Зеленая экономика в цифрах:

  • $1 млрдвыделит Джордж Сорос на создание всемирного университета, который будет бороться с авторитарными правительствами и с изменением климата. Миллиардер назвал эти проблемы близнецами, которые угрожают выживанию нашей цивилизации.
  • $30 экономической выгоды может принести каждый $1, потраченный на восстановление деградировавших лесов.
  • 16,7 рабочих местпотенциально создает $1 млн инвестиций в «зеленую» энергетику (против 5,3 рабочих мест при вложении той же суммы в энергопроекты на ископаемом топливе).
  • Более $180 млрддостигает общая стоимость «зеленых» облигаций, выпущенных в мире за январь—сентябрь 2019 года — больше, чем за весь 2018 год. Выручка от размещения таких бумаг идет на экологические проекты.

Проснулся — убери свою планету

Рост населения планеты вкупе с растущим уровнем благосостояния создает одну из главных проблем современности — рост объема производимых нами отходов. Зачастую мы не видим путь, который проделывает пластиковая бутылка после того, как мы выкинули ее в контейнер. Поэтому нам кажется, что она просто исчезает бесследно. Но это не так. Количество свалок, особенно в развивающихся странах, постоянно растет. И в России это насущная проблема.

Один из самых распространенных и опасных видов отходов — это пластик. Около 8% добываемой нефти идет на его производство. А жизнь пластиковой упаковки с среднем — одна минута после покупки товара, после чего она разлагается до 1000 лет.

В среднем человек производит около 1 кг мусора в день, а ежегодно на планете образуется до 2 млрд тонн отходов. Треть всех отходов производит 16% населения из стран с высоким уровнем жизни. А по прогнозам ежегодный объем отходов в мире вырастет еще на 70%.

В России ежегодно производится около 70 млн тонн отходов в год. На переработку идет только 3%, остальное отправляется на свалки, многие из которых несанкционированны. Только в 2019 году в России началась «мусорная реформа», которая должна сделать более прозрачной и цивилизованной сферу обращения с отходами.

Государственные программы, инвестиции в «зеленые» технологии и локальные эко-проекты станут эффективными, когда появится осознание ответственности каждого человека за свое будущее. Нельзя перекладывать ее только на политиков, бизнесменов или активистов. Начинать надо с себя.

Источник



ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Важной подсистемой экологической культуры является отношение к природе. Психологи (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев В.Н.Мясищев, С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин и др.) рассматривают категорию отношения в аспекте личности как ее проявление. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, практических действиях, деятельности.

Значимой характеристикой отношения является его осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями. Психологи отмечают сложный характер связей междузнаниями и эмоциями: отношение не может зародиться только на основе знания — к нему должны подключиться личностный смысл, понимание, осознание объективности происходящего.

Обстоятельное психологическое исследование В.А.Ясвина, посвященное проблеме формирования субъективного отношения к природе на основе единения с ней, показало, что сложившийся

культурно-исторический опыт человечества способствует проявле­нию такого отношения к природе, которое не может обеспечить ее сохранение, устойчивое сосуществование на планете сообщества людей и природы. В современном обществе преобладает прагма­тизм — природу рассматривают лишь с позиций пользы и вреда, человек противопоставляет себя другим живым существам, считает себя «выше, значительнее» их. Именно такое отношение мешает установить этические нормы поведения в природе, взаимодействие с ней по этим нормам. Необходим поиск психолого-педагогических механизмов коррекции сложившегося отношения к природе.

Исследованием установлено, что новым типом отношения к природе должно стать субъектно-этическое отношение, которое характеризуется личностной установкой на партнерское (с позиции этических норм) взаимодействие с живыми существами. Про­блема формирования такого отношения может быть с успехом решена в процессе экологического образования, если его методология предусматривает не объективный взгляд на природу (как на окружающую среду), а субъективный — как на ценность, как на одухотворенный личностью «мир природы». Важнейшим компонентом такого отношения является поступок. Формирование субъектно-этического отношения к природе обеспечивается системой психологических механизмов, которые оказывают воздействие на перцептивно-эмоциональную, когнитивную и практическую сферу личности.

В исследовании представлены характеристики субъективного отношения к природе на разных этапах онтогенеза личности (дошкольный, школьный, юношеский, взрослый), на основе которого строится психолого-педагогическая коррекция. Нельзя полностью согласиться с автором по поводу его рекомендаций для работы с дошкольниками, которые предусматривают нейтрализацию взглядов прагматического взгляда на природу и использование антропоморфизма (очеловечивания природы). Нейтрализация взгляда на природу с позиций «пользы и вреда» необходима — с дошкольниками в лес надо идти не за грибами-ягодами, а за пре­красными впечатлениями, среди которых иногда бывают и «вкусные впечатления» в виде грибов-ягод. Антропоморфизм как механизм приобщения детей к природе нежелателен — они и так его получают в достаточном количестве через сказки. Использование антропоморфизма тормозит развитие начал экологического сознания у детей, противоречит когнитивному и практическому подходу в формировании субъектно-этического отношения к природе — практическое взаимодействие ребенка с живыми существами будет этическим (гуманным) только в том случае, если оно строится на основе учета их жизненно важных потребностей понимания самоценности и хрупкости жизни. Такой подход представлен в ряде педагогических исследований, посвященных непосредственно фор-

мированию у дошкольников отношения к природе (Чэнь Цзюнь-Тянь, В.Г.Фокина, 3.П.Плохий В.Д. Сыч, И. А. Комарова, М. К. Ибраимова и др.). Исследованиями выявлен ряд общезначимых фактов.

• Отношение к природе поддается формированию: у дошкольников отношение не носит обобщенный характер — это отношение к тем конкретным объектам и явлениям, которые входят в пространство их жизнедеятельности.

• Личностное (субъективное) отношение к природе у ребенка
появляется на основе интереса к явлениям, объектам, событиям,
процессам и происшествиям, с которыми знакомит его воспитатель, т. е. на основе знаний.

• Формирование отношения и его проявление всегда связаны с
деятельностью — трудовой, игровой, изобразительной, конструктивной, деятельностью наблюдения.

• Первоосновой возникновения у ребенка отношения к природе служит непосредственный контакт с самой природой, пребывание в ней, его визуальное или практическое взаимодействие с живыми существами.

Читайте:  Как приготовить картошку на костре

• Отношение к объектам и явлениям природы у дошкольника появляется только на основе эмоций — чувственные впечатления рождают личностные переживания, которые и преобразуются в отношение.

• Формирование отношения к природе, появление у ребенка эмоционального интереса к ней сопряжено с поиском специальных педагогических приемов (как отдельных, так и комплекса), вызывающих у него личностные переживания.

• Отношение к природе может носить разные оттенки — бережное, заботливое, познавательное, эстетическое, ответственное, осознанно-правильное, экономно-бережное и др., характер формируемого отношения зависит от педагогической цели и технологии ее достижения.

Остановимся на некоторых позициях.

Значение знаний о природе для становления положительной отношения к ней отмечают абсолютно все исследователи. Имеется немало работ, предмет которых — отбор содержания и систематизация знаний, их проверка на доступность дошкольникам, влияние этих знаний на их развитие (Н.Ф.Виноградова, И.А.Хайдурова, Е.Ф.Терентьева, Н.Н.Кондратьева, Г.В.Кирикэ, Т.А.Маркова, Т.А.Федорова, Д.Ф.Петяева и многие другие). Косвенным результатом работы с детьми становится появление у них заинтересованного отношения к объектам, которые были в центре познавательной деятельности. Особо показательным в этом плане является исследование Н. Н. Кондратьевой: дошкольники усваивали систему знаний о живом организме — итогом стало понимание самоценности

жизни, недопустимости, нанесения какого-либо вреда живому существу. Исследователь отмечает: именно знания о живом организме, его целостности, связи со средой обитания оказали влияние на формирование у детей бережного, заботливого отношения к растениям и животным, к сохранению среды их жизни.

Знания о природе влияют на становление сознательного отношения: под влиянием обучения дети начинают понимать причинные связи и зависимости в природе, начинают учитывать их в своей деятельности, поведении. Убедительно это показано в исследовании И А. Комаровой.

Авторы разных работ отмечают, что появляющееся у детей хорошее отношение к природному окружению — это результат специальной организации педагогического процесса. В одних случаях эффект достигается включением детей в практическую деятельность (трудовую, поисковую, изобразительную), в других — подключением дополнительного материала (чтение литературных произведений, демонстрация картин, просмотр телепередач и пр.), в третьих, взаимодействием, общением с живыми существами (особенно животными). В.Д.Сыч подчеркивает, что у дошкольников развить эстетические чувства и сформировать эстетическое отношение к природе средствами телевидения можно, но все же не исключаются экскурсии в природу, живое общение дошкольников с природой, восприятие ее натуральной красоты. Исследова­ние Н.С.Изотовой, которая занималась со слепыми дошкольниками -формировала у них представления о живой и неживой природе, убеждает в этом: дети чувствительны к живому, необходимо только педагогическое руководство в организации общения.

З.П. Плохий обращает внимание на правильное поведение взрослых: их отношение к растениям, животным, среде их обитания, доброжелательная атмосфера, исходящая от них, становятся факторами воспитания в детях положительного отношения к природе. Большое значение имеет игра (ведущая деятельность дошколь­ного периода); она вызывает положительные эмоции — ребенку радостно, и он готов воспринимать и усваивать все, что она несет в себе. С игрой ребенок: быстро включается в любую деятельность, вникает в ее содержание, запоминает разные сведения, правила и легко их выполняет. Исследование И.А.Комаровой убедительно доказывает: посредством игровых обучающих ситуаций даже у средних дошкольников формируется осознанное отношение к растениям — они понимают, что они живые, хрупкие и с ними надо осторожно обращаться, что им требуются определенные условия; легко включаются в уход за ними.

Все детские психологи обращают внимание на значение эмоций в развитии детей. А. В. Запорожец подчеркивает: в нравственном воспитании имеют значение движущие мотивы поведения, поэтому необходимо, чтобы нравственные представления были понятны детям и вызывали положительный эмоциональный отклик на их обязанности.

Отношение к природе имеет разные оттенки, что связано с направленностью воспитательно-образовательного процесса, личностными особенностями ребенка. В последние годы произошло осознание постулата, что ресурсы природы не бесконечны, что расходуются они подчас расточительно, что побудило педагогов к поиску такого экологического содержания, которое помогло бы уже в дошкольном возрасте воспитывать у детей экономно-бережное отношение к предметам, материалам, природным ресурсам, Бережно относиться к растениям, животным — это понятно: там самоценна жизнь. Бережно относится к предметам, имуществу это другое, ведь они включены в категории неживого. Более традиционным является подход с позиций вложенного труда: вещи предлагают детям беречь потому, что затрачен труд, а к труду надо относиться с уважением. Исследование П. О. Абдулвагабовой, проведенное с детьми средней группы, демонстрирует именно

Иной — эколого-экономический — подход к данному вопросу представлен в исследовании Т. А. Федоровой, в котором экономно-бережное отношение к предметам быта, электроэнергии, отходам (различным упаковкам) было стержнем формируемой у старших дошкольников культуры взаимодействия с природой. Исследование показало, что уже в дошкольном возрасте можно начать закладывать первые основы природопользования, включать детей в доступные ресурсосберегающие виды деятельности, вырабатывать у них экологически правильное поведение в быту.

В самом деле, цепочка живое дерево — древесинаизготовление детского стулановый стул в детском саду — сломанный, а затем починенный стул — неспиленное живое дерево убедительнее цепочки древесина — изготовление стула — новый стул в детском саду — сломанный и затем починенный стул, в которой не берется в расчет исходный материал как ресурс живой природы. В последние годымногие практики, которые занимаются экологическим воспитанием дошкольников, проводят мероприятия по сбережению чистой белой бумаги, воды, приобщают детей к экономному ее расходованию. Это перспективное направление экологического образования.

Итак, формирование положительного отношения дошкольников к природе – это важное направление экологического воспитания оно отражает результат всей эколого-педагогической работы с детьми, является конечным ее продуктом и показателем. Каким может быть это отношение?

Экологическому подходу (а именно он нас интересует) более других отвечает характеристика отношения
как осознанно-правильного. При этом под «правильным» понимается такое отношение, которое сложилось на знании конкретных экологических

зависимостей между любым живым организмом и сре­дой его обитания. Без учета потребностей конкретного растения, животного невозможно правильное, а значит, гуманное взаимо­действие с ним. Под «осознанным» подразумевается то, что ребе­нок владеет пониманием экологических зависимостей на вербаль­ном уровне: он может сам сказать, пояснить (при хорошем развитии речи), почему надо так поступать, или (при недостаточном развитии речи) понимает слова взрослого, который ему объясняет, просит, запрещает. При этом имеется в виду, что эмоциональ­ней аспект отношения присутствует в нем как обязательный, так как он обеспечивал весь процесс его формирования.

1. Что такое экосистема? Какие объективные трудности существуют в
познании экосистемы

2. Возможно ли у дошкольников формировать представления об экосистемах? Какие исследования проведены на эту тему?

3. Что такое отношение к природе? Какова психологическая сущность

4. Какими исследованиями доказано, что у дошкольников можно развить экологически грамотное отношение к природе? При каких условиях оно развивается?

5. Что важнее: представления о природе или отношение к ней?

6. Можно ли отношение к природе рассматривать в аспекте экологической культуры?

Источник

Экологическое воспитание: цели, мнения, реализуемые программы

Человек + природа = единство – уравнение с одним правильным и вечным для всех времен ответом. Доказать же истинность решения помогает экологическое воспитание. Выясним, что это такое, почему загадочная дисциплина столь необходима миру и как она реализуется в России.

«Экологическое воспитание – формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе», – толкует экологический словарь. Иными, не отягченными научной терминологией словами: экологически образованный человек понимает, что природа – такое же живое существо, как и он сам. Силы ее велики, но не безграничны.

Природа вокруг неразрывно связана с природой человеческой, духовной

Вот почему так важно воспитывать в детях бережное отношение к окружающему миру: это во многом формирует личность (к слову, такого мнения в вопросе экологического воспитания дошкольников придерживаются и разработчики Федерального государственного образовательного стандарта).

«Одним из важных направлений в развитии и воспитании гражданского сознания у молодежи должно стать экологическое образование, формирование ответственности за чистоту родного края, нетерпимости к проявлениям невежества и бескультурья по отношению к природе», – отметила министр образования и науки Российской Федерации О. Ю. Васильева на конференции, посвященной Году экологии в 2017 году.

С бескультурья по отношению к природе начинается бескультурье по отношению к миру в целом

Вообразим ситуацию: трехлетний малыш идет по улице с мамой, доедает печенье и бросает веселую цветную обертку на землю. Все мы не раз становились свидетелями подобных картин, но равнодушно проходили мимо с мыслью: «кто-нибудь уберет, не критично» (хорошо, если такая мысль и минимум тревоги в принципе возникали).

Заглянем в ближайшее будущее: малыш становится взрослым, изменяется внешне, обретает статус полноправного гражданина своей страны. Гражданина с душой потребителя.

«Страшно утрированно, брошенный ребенком фантик ничего не значит, нет гарантии, что из-за этого чадо всю жизнь будет воспринимать мир с позиции “взять как можно больше и ничего не делать”», – скажете вы. Мелочи. Но весь наш огромный (и пока еще дарящий людям жизнь) мир складывается из мелочей.

Планете нужны созидатели, деятели, нужны люди с высоким уровнем исполнительности и ответственности. О какой ответственности может идти речь, если почти с младенческих лет мы приучаемся к потреблению? К тому, что нужно успеть взять как можно больше, а взамен дать как можно меньше.

Сложно переоценить значимость экологического воспитания в вопросе воспитания настоящего человека: с природой мы сталкиваемся в самом раннем детстве, именно она (а также отношение к ней) – первый учитель, первые составляющие нашего характера и личности.

Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда

Антуан де Сент-Экзюпери

Это высказывание из сборника очерков «Планета людей» раскрывает следующую причину важности экологического воспитания: мы – неотъемлемая часть Земли. То, что происходит с экологией планеты, происходит и с нами, ее жителями. И если мы хотим сохранить жизнь (свою, страны, планеты), нужно воспитывать в себе стремление беречь экологию.

О надвигающейся экологической катастрофе сказано много, а принято во внимание общественностью мало. Нас, как правило, больше заботят цены на продукты, растущие налоги, и заботят вполне справедливо, но о глобальном, о дающем нам эти продукты – природе – вспоминают в последнюю очередь.

К слову, семейные разговоры и заботы перенимают дети (а значит, перенимают и систему ценностей, в которых экологическая культура заперта на последней ступени). Дети – есть будущее. Получается, что забывая об экологическом воспитании в настоящем, мы способствуем его забвению в будущем.

«Человечество погибнет не от атомной бомбы или бесконечных войн, эпидемий. Оно похоронит себя под горами своих собственных отходов и мусора», – сказал Нильс Бор, лауреат Нобелевской премии по физике. Страшное пророчество. И только от нас зависит, исполнятся эти слова или нет.

От идей к делам

На практике экологическое воспитание в России осуществляется с переменным успехом. Пристальное внимание ему уделяют в детских садах, а вот в школах (особенно в находящихся не в центральном регионе) не так скрупулезно следят за экологической культурой воспитанников.

Выпускница старшей школы во Владимирской области Таисия Анохина рассказывает: «В старших классах мы участвовали в научно-практических конференциях, посвященных экологии. Но дальше докладов и слов дело не заходило. У младших – первоклассников брата с сестрой – об экологии я встречала пару заданий в учебнике «Окружающий мир», и все. Дети редко задумываются о природе, например, черного дыма с заводских труб. Есть он, и пусть. Экологическому воспитанию, на мой взгляд, должны уделять внимание родители. Ребенок все берет из семьи».

Читайте:  Природа создала человека а человек ее губит

А вот как комментирует ситуацию с экологическим образованием Александра Викторовна Субботина, воспитатель первой категории подразделения «Детство» ГБОУ школы № 2129 г. Москвы: «В программе дошкольного образования экологическое воспитание прописано обязательным пунктом. Мы проводим специальные занятия в рамках проекта «Экологическая тропинка»: во время прогулок рассказываем детям о разных растениях, о том, как устроен окружающий мир. В детском саду всегда происходит первая социализация ребенка. Бережное отношение к экологии – тоже часть социализации, потому что природа – неотъемлемая часть жизни, общества. Почему экологическое воспитание особенно важно в дошкольном возрасте? Мой ответ не будет открытием: в дошкольном возрасте закладываются основы – тот фундамент, от которого отталкивается личность, растет и развивается человек».

В программах высшего образования специальность «экология» появилась относительно недавно, но к настоящему времени набрала большую популярность. Своим мнением об экологическом воспитании (в школах, в частности), его важности делится Елизавета Сергеева, студентка направления «экология и природопользование» географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова: «В школе у нас было 2-3 урока на тему экологии нашей планеты. Это крайне мало, потому что школьники не до конца осознают весь масштаб экологической проблемы, не понимают, что наступит через 20-30 лет, если потребительское отношение к природе не изменится. Это возможное катастрофическое будущее нельзя замалчивать. Экологом я решила стать в 10-м классе, в 11-м окончательно убедилась в своем решении. В экологии есть много вещей, которые меня тревожат: например, переработка мусора. Отходы сбрасываются в океан, иногда просто организуются свалки около населенных пунктов и городов. Но ведь бумагу и пластик, например, можно перерабатывать. Зачем загрязнения? Понятно, что такую политику в отношении устранения отходов ведут не все страны мира. Но многие уже нашли полезный способ утилизации мусора».

Журналист и мама восьмиклассницы из престижной школы «Летово» Галина Ахсахалян говорит: «Нашей дочери Оле 13 лет. В школе № 1, где Оля училась раньше, было только краеведение. Но на уроках вопросы экологии затрагивались: например, когда дети писали о водоемах нашего края. Оля написала стихотворение про речку Серую и выиграла с ним в Боковских чтениях, номинация «За лучшее стихотворение об экологии». В школе «Летово», где Оля учится сейчас, есть кружок «Экология» для 7-9-х классов. На мой взгляд, это очень важная тема. Дети должны понимать, что ресурсы природы не безграничны, что Земля — наш общий дом, в котором надо быть рачительным хозяином. Но. Начинать надо с общего воспитания и культуры. И начинать буквально с детского сада, с семьи, где пример родителей у ребенка перед глазами, а в школе закреплять эти знания и навыки. Когда мы учились в школе, никаких уроков экологии не было, но мы понимали, что нельзя мусорить, оставлять непотушенный костер, ломать деревья, портить все вокруг себя. Сейчас, когда мы ходим в походы, оставляем место стоянки чище, чем было до нас. Это воспитано с детства, и это душеполезное дело. Чтобы не разгребать стихийные свалки, надо не создавать их. А вообще, это необъятная тема, может быть, наши дети найдут способы переработки отходов и новые источники энергии, не губительные для природы».

Справедливости ради стоит отметить: молодое поколение стараются воспитать в духе неравнодушия к судьбе природы (старания не всегда достигают цели, но они есть, и это важно). Подтверждение тому – огромное количество кружков, школ и объединений соответствующей направленности. Необходимо только желание со стороны потенциальных активистов.

Ежегодно в столице России проводится международный форум «Экология». Поддержку мероприятию оказывают Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды, Министерство природных ресурсов и экологии РФ. На форум приезжают всевозможные экологическое организации, общественные объединения, волнующиеся за будущее страны и планеты.

Участники форума из различных регионов посещают выставки новейших экологических технологий, увозят с собой разработанные перспективы и планы по борьбе с загрязнениями.

В рамках Российского движения школьников действует направление «ЭкоЛидеры». Юные борцы за охрану окружающей среды устраивают выезды-субботники, проводят конкурсы и тематические акции.

При факультете почвоведения МГУ им. М. В. Ломоносова работает кружок юных почвоведов-экологов, а под крылом зоологического музея университета существует кружок юных натуралистов.

Российское экологическое образование находится на переломной стадии: есть сдвиги в положительную сторону, но они должны становиться мощнее. Экологии все чаще нужен человек, нужна его помощь: именно поэтому к проблемам экологического воспитания привлекают особое внимание. Человек + природа = единство. От перестановки мест слагаемых сумма не изменится.

Источник

Экологическая этика: человек и природа

В последнее время в системе отношений, регулируемых моралью, особое место стало занимать Отношение человека к природе В этих условиях перед этикой встала задача расширения традиционного предметного поля морали за счет включения в него природы как Равноправного субъекта, Что вызвало к жизни становление новой отрасли этического знания Экологической этики. Будучи по своей сути Нормативной, Экологической этика Проявляет себя как Ситуативная, например, в конкретных ситуациях личного или производственно-экономического отношения человека к природе. Одновременно она затрагивает и отдельные стороны Профессиональной, в частности, биомедицинской этики. Новый тип экологической ментальности New Enviromental Paradigm – расширяет диапазон господствующих моральных принципов до отношения человека к природе, вырабатывает нравственные нормы его поведения как в «человеческих», так и в «нечеловеческих» ситуациях. Это еще в большей степени делает человека Человеком, в полной мере реализующим свою родовую сущность: человеком, способным, отрешившись от собственного Антропоэгоизма, проявлять Любовь и Уважение к Иному, Ответственность перед Иным.

В долгой истории отношения человека к природе прослеживаются две противоположные нравственно-этические традиции: «традиция управления» и «традиция сотрудничества».

Нравственные основы «традиции управления» состоят в признании человека управляющим Вверенной ему природой, несущим ответственность За все свои действия и их последствия. При этом ответственность, в свою очередь, предполагает бережное и заботливое отношение к природе. Вместе с тем очевиден Антропоцентрический характер этой традиции: ответственность человека следует не из учения о человеке как о «части» природы, а из провозглашения особой миссии, особого назначения человека. Поэтому на практике «управление» и вытекающее из него «господство» легко перерождаются в «Деспотизм», предполагающий право на произвол человека в отношении к другим живым существам..

Начало «традиции управления» в западноевропейской культуре положило античноХристианское высокомерие» по отношению к живым существам – «Не-людям». Но все больший вес идеи безоглядного «пользования природой» И установления Господства над всем живым на Земле приобретают в Новое время. Тогда же начинается Внутреннее перерождение этой традиции, состоящее в переходе от сохранения, улучшения, вдумчивого преобразования природы к ее радикальной переделке Согласно заранее сконструированным проектам. Начиная с Нового времени «традиция управления» поступательно эволюционировала в направлении «Деспотически-утилитаристского» отношения к природе, которое сегодня называется «Деспотическим антропоцентризмом».

Параллельно деградирующей «традиции управления» в отношении к природе развивалась другая традиция – «традиция сотрудничества».

Нравственные основы «традиции сотрудничества» предполагают, что человек призван совершенствовать Природный мир и раскрывать его нереализованные возможности, которые не могут выявиться и раскрыться сами по себе, без творческого содействия человека. В основе этой традиции лежит Неутилитарное И неинструментальное Отношение к миру, благодаря которому преодолевается жестокое отношение «традиции управления» к «не-людям», а также неравноправие человека и природы, ведущее к нравственному оправданию господства над ней. «Освобождение природы» или «освобождение животных» от физического и морального подавления сторонники «традиции сотрудничества» считают необходимыми составляющими экологической гармонизации и нравственного обновления самого человека, так как «сотрудничество» предполагает Взаимность И нравственную основу.

В современных терминах такой подход называется «коэволюцией», Что обозначает Процесс совместного развития биосферы и человеческого общества. Концепция коэволюции природы и общества предполагает Оптимальное соотношение Интересов человечества и всей остальной биосферы, Взаимно скоординированное развитие человека и природы, При котором совершенствование природы нуждается в тщательной работе человека с ее возможностями. Коренное изменение морально-эстетической оценки природы, соответствующее коэволюции общества и природы, состоит в том, чтобы Видеть в природе Ценность культуры. Гуманизм человека должен в той же мере проявляться в отношении к природе, как и в межчеловеческих отношениях.

Новое отношение к природе реализуется в процессе становления Экологической этики, которая предполагает формирование нового типа морального сознания – энвайронментального сознания, синтезирующего глобальное видение мира с подлинно гуманистическими ценностями. В основе формирования Экоэтики лежит переход от «старого» принципа регуляции отношений человека и природы – Антропоцентризма, который, считая Человека единственным и высшим критерием в шкале ценностей, высокомерно ставил его в центр и над Природой, к новому, Не-антропоцентристскому подходу. Не-антропоцентристские концепции выдвигают как высшую ступень в шкале ценностей не человека, а гармоничное и равноправное сообщество людей и всех других живых и неживых компонентов природы. В не-антропоцентристской парадигме, в зависимости от приоритетов ценностей, выделяется ряд направлений:

· Моралисты, включающие в систему этической регуляции только лишь чувствующих животных, составили направление Пассиоцентризма (сентиецизма).

· Сторонники соблюдения прав всего живого (биоса) на основе признания Жизни как высшей ценности называют себя Биоцентристами.

· Экоцентризм, или «глубокая экология» предполагает холистическое (целостное) признание приоритета природы в рамках отношений «человек-природа».

Отношения человека и природы в их историческом развитии и структурном срезе схематично могут быть представлены следующим образом:

отношение человека к природе
традиция управления традиция сотрудничества
антропоцентрический подход не-антропоцентрический 
подход

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ КОНЦЕПЦИЯ КОЭВОЛЮЦИИ

Утилитаризм господство деспотизм ЭКОЦЕНТРИЗМ БИОЦЕНТРИЗМ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БИОЭТИКА

Предмет Экологической (энвайронментальной) этики – это, прежде всего, Отношение Человека к Природе, предполагающее, в то же время, и его Отношение к самому себе:Противопоставление себя окружающей среде или включение в нее. Экологическая этика – это не этика отдельной личности или даже общества, основанная на экологических императивах культуры. Это – Универсальная этика человеческой деятельности. Ее ценностно-мировоззренческой основой Выступают отка з от «эгоцентризма» и признание существования «благорасположенных» к человеку природных сил. Их «одухотворение» делает возможным Нравственно-человеческое отношение к природе.

Нравственный смысл экологической этики, как считает один из ее основоположников Альдо Леопольд, – формирование нравственных ценностей и критериев вокруг двух стержней: чувства времени, перешагивающего рубеж одного человеческого поколения и предполагающего заботу о природных условиях существования будущих поколений, и Чувства любви и сострадания к природе.

1. Обращенность в будущее базируется на ряде специфических моральных принципов, норм и ценностей, Которые должны лежать в основе наших обязательств перед будущими поколениями, имеющими право на достойную жизнь. Это, в частности:

· Принцип хронологической объективности, Который запрещает игнорировать интересы индивидуумов из-за их временного, пространственного или идеологического отдаления;

· Понятие «долг перед потомками», Предписывающее: действие, совершаемое в соответствии с моральным долгом, является наиболее ценностным из всех возможных действий;.

· Нормы–императивы диалога с будущим, включающие в себя:

Необходимость отказа от любых действий, которые могут подорвать возможность существования будущих поколений;

Приоритет ответственности перед потомками при принятии решений, касающихся здоровья человека и состояния природной среды;

Недопустимость ущерб интересам будущих поколений в интересах ныне живущих людей.

2. Любовь к природе Выступает как Внутренний отклик души человека на красоту, гармонию природы в целом – то, что остается за пределами научного познания. Такая любовь возможна, если человек не одержим жаждой самоутверждения, покорения природы, получения от нее максимальной прибыли, а стремится Понять природу вплоть до взаимопроникновения с ней. Для «любви к природе» Необходимо, чтобы «не-человеческий субъект» Признавался источником любви, равным субъекту человеческому. Проблема в том, что такая любовь должна быть взаимна, а в нынешней ситуации конфликтных взаимоотношений человека и природы у нас слишком мало оснований рассчитывать на это. Поэтому предварительным условием того, чтобы Любовно-творческое отношение к природе Стало реальностью, выступает совершенствование самого человека как нравственной личности.

Читайте:  Окружающий мир 2 класс 1 часть И про воду стр 52 8211 55

Основная задача экологической этики В этой связи – создание ясных и четко выраженных Моральных ценностей. При этом Фундаментальной проблемой становится вопрос: должны ли принципы экоэтики основываться на признании Независимости и внутренней Самоценности Природных целостностей, или их ценность определяется в зависимости от человека и его потребностей?

Антропоцентризм считает, что каждый биологический вид должен оцениваться только с позиции его целесообразности или полезности для человека (утилитаризм). Не-антропоцентрическая точка зрения исходит из многомерности мира, каждый объект которого неповторим и представляет собой определенную ценность – безотносительно от его пользы для человека. Поэтому человек не вправе решать с позиции пользы и целесообразности вопрос о ценности или праве на жизнь того или иного биологического вида. Он должен не допускать потерь в биоразнообразии, заботясь о сохранении всех видов и объектов природы.

К сожалению, признание «внутренней ценности» природных систем На сегодняшний день не стало еще необходимым и достаточным условием отношения человека к природе. Но исключительно Человеко-центристские цели Не могут и дальше оставаться основанием экологической политики человечества. Только Ценность природных систем, определяемая на основе широкого «человеческого» подхода (включающего эстетические, моральные, экологические и другие факторы), может быть основанием современного «нравственно-понимающего» отношения к природе, которое, в свою очередь, требует коренного пересмотра традиционных этических Принципов и Императивов и формирования новых.

Основные принципы и императивы современной экологической этики Включают в себя:

1. Принцип Экологизации морали, Требующий:

— детерминации отношения людей к природным объектам не материально-экономическими, правовыми или административными предписаниями, а Нравственными Нормами и принципами;

Экологизации «традиционных» моральных норм и принципов, в частности, долг и совесть по отношению к природе уже сегодня приобретают форму «экологического долга» и «экологической совести»;

— появления новых моральных ценностей, исключающих «старые» принципы Полезности и целесообразности;

— образования единой Нравственно-экологической ответственности, Сфера действия которой должна быть расширена от производственно-профессиональных требований до бытового природопользования;

— постепенной, сложной и длительной перестройки морального сознания, которой должны способствовать нравственно-экологическое воспитание и просвещение.

2. «Экологический императив» – принцип, предъявляющий объективные требования, «повеления» Людям, ответственным за использование достижений научно-технического прогресса.

Он предполагает: необходимость учитывать уязвимость природной среды, не допускать превышения ее «пределов прочности», вникать в суть свойственных ей сложных взаимных связей, не вступать в противоречие с природными закономерностями, чтобы не вызвать необратимых процессов.

5. Принцип «благоговения перед жизнью» есть принцип личности, которая может реализовать себя только в индивидуальном выборе на основе формулы А. Швейцера: «Я – жизнь, которая хочет жить… среди жизни, которая хочет жить».

Этот принцип требует «относиться с благоговением к каждому живому существу и уважать его как собственную жизнь… Сохранять жизнь, двигать ее вперед, доводить развивающуюся жизнь до высшей ступени – значит … делать добро; уничтожать жизнь, мешать жизни, подавлять развивающуюся жизнь – значит… делать зло. Это необходимый, абсолютный, основной принцип морали… Следовательно, этика благоговения перед жизнью заключает в себе все, что можно обозначать как любовь, самопожертвование, сострадание, соучастие в радости и стремлении… Поистине, нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред». При таком подходе подлинно нравственный человек испытывает побуждение выказывать равное благоговение как по отношению к собственной воле и жизни, так и по отношению к любой другой. Только такое отношение может стать основой Равноправного диалога человека с природой.

4. Принцип субъект-субъектных отношений человека и природы, вытесняющий традиционные отношения, в которых природа выступает как Объект, Принципиально иными, необходимыми для установления такого диалога. Этико-методологическим основанием данного принципа выступает ориентация на Общение человека с миром природных явлений как с Иным субъектом, Независимо от того, существует или нет в действительности этот Иной сознательный субъект и верит ли человек в реальность его существования. Принятие «нравственной субъектности» Соприродного и сверхприродного Иного позволяет поставить ряд вопросов:

· нельзя ли предложить этому «нравосубъектному» Иному определенную систему правил взаимоотношений с человеком, и будет ли Оно руководствоваться ими?

· вправе ли человек ожидать от Нравосубъектного Иного (биосферы, техносферы, космосферы и т. д.) гуманного отношения к себе, если сам перенесет на Него действие принципа гуманизма? Будет ли Оно «соблюдать» требование «Не навреди человеку!» – по крайней мере, в ответ на его действия, не вредящие ей?

· гуманно ли По отношению к Человеку Применять принцип гуманизма к соприродному или сверхприродному Иному? Не будет ли возвышение ценности преобразуемых природных систем до уровня ценности человеческой жизни означать низведение последней до их уровня?

· если Оно не будет приносить людям зла в ответ на их гуманное отношение, имеет ли вообще смысл выдвигать Иному те или иные нравственные требования?

· в связи с этим правомерно ли ставить вопрос о «нравственное воспитании» и совершенствование не только «человеческого», но и Иного, природного мира?

Свобода и морально-экологическая ответственность человека в его взаимодействии с природой определяются степенью познания им социоприродных закономерностей и возможного овладения и «манипулирования» ими. Понятие экологической свободы предполагает возможность, способность и моральную готовность личности действовать в и по отношению к природной среде своего обитания в соответствии с мерой собственной экологической культуры. Таким образом, экологическая свобода определяется Морально-экологической ответственностью, которую можно рассматривать как Осознание человеком необходимости экологической деятельности, ориентированной на учет принципа коэволюции общества и природы и дальнейшую гармонизацию их взаимодействия. В таком понимании морально-экологическая ответственность выступает и как мера Исторической ответственности, ибо она характеризует принятие решений, реализация которых имеет кардинальное значение для исторического процесса в целом. Одной из форм морально-экологической ответственности является Долг людей перед природой, который И. Кант рассматривал как косвенный долг человека перед самим собой и перед другими людьми.

Морально-экологическая ответственность базируется на следующих Принципиальных постулатах:

– необходим переход от «модели преобладания» к «модели сосуществования» человека и природы, предполагающий установление устойчивого равновесия между нашим современным существованием и экосистемным прошлым;

– новая концепция охраны окружающей среды должна включать в себя защиту среды обитания и «братьев наших меньших» не столько Для Человека, сколько От человека;

– необходимо научиться управлять «животным», которое находится внутри нас, для чего мы должны развивать в себе такие качества как самоограничение, ответственность, честность, справедливость; укреплять веру в такие ценности, как любовь, альтруизм, взаимопомощь, права человека и права Иного живого;

– следует стремиться сглаживать конфликты и примирять экономику и производство с экологией, оценивая и то, и другое моральными критериями.

Источник

Что такое экологическое отношение к природе

Никита Моисеев 20 мая, 2020
Человек, вне зависимости от его желания, непрерывно взаимодействует с природой. Неважно, живешь ты в глухой деревне или в мегаполисе, — экологические проблемы касаются всех. Но если человек сам не осознал важности сохранения природы, сколько бы мы ни говорили об этом и какие бы примеры ни приводили, он всё равно не станет нас слушать. Осознавать наличие проблемы — это не значит решать её. Мало кто будет спорить с тем, что человечество оказывает сильное негативное влияние на окружающую среду. Но далеко не все предпримут какие-либо действия.

Связь человека и природы

Экологическое сознание — это та форма сознания, когда человек отождествляет себя с окружающей природой и признаёт как свое влияние на неё, так и влияние природы на человека. Это означает, что люди с экологическим сознанием знают об экологических проблемах, их причинах, способах решения и стремятся их исправить всеми силами.

Звучит это довольно просто, но сознание — это штука, которая формируется и развивается очень долго. Отличным примером может послужить осознание неприемлемости расизма: у человечества на это ушли столетия, но до сих пор далеко не все индивиды готовы мириться с «непохожими на них» людьми.

Возникновение желания развить в себе определённые качества — это первый шаг к цели. С изменением сознания то же самое: если тебе интересна тема защиты экологии, значит, ты или уже обладаешь экологическим сознанием, или на пути к его формированию. Для того чтобы дать толчок в этом направлении, попробуй разобраться в сути окружающих тебя вещей — откуда они берутся или как производятся. Так ты сможешь понять, как сильно влияет природа на твою жизнь и как влияют на природу люди в целом.

Экологическое сознание — развитое сознание

Знание закономерностей природы позволяет увидеть наш мир в совершенно новом свете. Качественно изменить понимание жизни и её смысла тяжело — для этого воздействия извне мало. Также нужно желание человека стремиться к чему-то новому.

С философской точки зрения экологическое сознание — это намного более развитая форма сознания по сравнению с остальными. Для его формирования индивид должен осмыслить такую человеческую ценность, как свобода. Под свободой всегда понималась возможность самому делать выбор, при этом не нарушая свободы остальных.

Эта базовая ценность и является одной из основ формирования экологического сознания. Если человек может сам решать, что плохо, а что хорошо, и при этом не покушаться на права других людей, он сможет понять истинный смысл сохранения природы.

Ценность природы

Сейчас существует множество подходов к сохранению природы. Одни люди делают это потому, что их заставляют. Например, во многих странах на законодательном уровне существуют ограничения для производства товаров и услуг. Нормы права могут указывать, где можно построить завод, а где нет, когда можно рубить лес и в каком количестве и так далее.

Другие же видят в сохранении природы отличную рекламу. Ты наверняка слышал, как очередная звезда пожертвовала деньги на сохранение какого-либо вымирающего вида и тому подобное. Часто деньги на пиар такого события превышают само пожертвование.

Некоторые видят в сохранении природы практический смысл. Ведь раз мы живём на Земле, то нам о ней и заботиться. Всех пугают озоновые дыры или глобальное потепление, потому что они могут привести к гибели большого количества людей. Политики выступают с речами о том, что природу нужно сохранять, иначе нашим внукам ничего не достанется, и всё в том же духе.

Такие подходы являются лишь полумерами и никак не отражают экологическое сознание. Если мода на сохранение природы уйдет, то сколько звёзд перестанет жертвовать деньги и сколько людей вообще будет о ней вспоминать? Человек с экологическим сознанием не ищет выгоды в сохранении природы.

Развитие экологического сознания

В развитии экологического сознания участвуют все сферы жизни. Нужно понять, что изменения личностного сознания недостаточно — необходимо изменить сознание общественное. В наше время на это оказывает влияние интеграция науки в общество.

Сейчас образование доступно как никогда, а информацию относительно любой темы можно легко найти в интернете. Главное — это заинтересованность. Наука как раз и позволяет взглянуть на мир трезво и открывает многие его тайны. Но одной науки недостаточно. Защита природы должна стать нормой, а не популизмом. Общественное экологическое сознание закончит формироваться только тогда, когда о вреде экологии будет стыдно даже говорить.

Источник