Что нужно в уголке дежурства по природе

Публикации

Дежурства — это одна из форм организации труда детей. Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.

Выделяют три вида дежурства:

— дежурство по столовой

— дежурство по занятиям

— дежурство по уголку природы.

Дежурство по столовой вводится во второй младшей группе. Перед ребенком — дежурным ставят только одно условие: помочь помощнику воспитателя накрыть на столы. Одев фартук и колпачок, ребенок раздает чашки и ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками, заранее приготовленные взрослым на раздаточном столе. Воспитатель или помощник воспитателя раскладывают индивидуальные салфетки, чтобы показать дежурному, кто присутствует. Руководя детьми, педагог опирается на интерес к процессу деятельности, создает эмоциональноположительное отношение к нему.

Основное внимание воспитатель уделяет обучению детей последовательности в работе и умению не отвлекаться от дела, а также стремится к созданию спокойной обстановки.

В средней группе дети продолжают дежурить по столовой, назначается 2 дежурных, которые полностью накрывают на стол: раздают индивидуальные салфетки, ложки, вилки, ставят хлебницы, стаканы с салфетками, чашки и тарелки, заранее приготовленные на раздаточном столе. Дежурные сами наполняют стаканы салфетками.

Дети средней группы убирают посуду после еды: каждый ребенок ставит свою тарелку на край стола, относят чашку на раздаточный стол. Убирать посуду, кроме чашек (дети сами их относят) должен взрослый!

Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, ложки и вилки складываются в определенную посуду.

Во второй половине года в средней группе вводится дежурство по занятиям (разложить кисточки, поставить баночки с клеем, постелить индивидуальные салфетки и т.д.)

Воспитатель подчеркивает, насколько тот проявляет заботу о товарищах, внимателен к ним, как относится к своим обязанностям. Он разъясняет, что работа дежурных очень нужна, что дети должны помогать взрослым в их работе, опирается на положительные примеры поведения детей в труде.

Старшая группа

  • На дежурство по столовой назначается по 2 ребёнка.
  • Дежурные заходят пораньше, моют руки, надевают фартуки, косынки или колпачки и полностью сервируют стол посудой, заранее приготовленной помощником воспитателя на раздаточном столе, в соответствии с числом детей.
  • Частично дети убирают каждый сам за собой. Каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на край стол, чашку относит на раздаточный стол. При этом важно понаблюдать, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали беспорядка. Дети не должны носить посуду в мойку.
  • Дежурные должны (с помощью помощника воспитателя) очистить тарелку для второго в блюдо для первого, составить их стопкой на край стола (после чего их убирает няня), убрать салфетницы, хлебницы, сложить ложки и вилки в определенную посуду, смести крошки. При этом дети не должны надолго задерживаться, чтобы лечь спать вместе с другими детьми.
  • Дети благодарят дежурных за оказанную помощь.
  • Дежурные должны накрывать на стол в соответствии с меню, которое должно быть им известно от воспитателя.
  • Воспитатель проверяет выполнение дежурными их работы, делает соответствующую оценку и привлекает к ней детей.
  • Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в её процессе, деловитости и самостоятельности.
  • Работа дежурных должна сочетаться с самообслуживанием детей.
  • Дежурные сами или с помощью воспитателя распределяют, кто и что будет делать.
  • Воспитатель обращается к ним как к своим помощникам, учит их выполнять задание ловко, экономными приёмами, подбадривает неумелых, одобряет инициативу и старательность.

Содержание работы дежурных по подготовке к занятиям.

Помощь может быть оказана как перед занятием, так и накануне. Перед занятием дежурные должны узнать, какие материалы будут нужны, помогают раздать необходимый материал, налить клей, принести в группу пособия для занятия. Накануне для занятия помочь вырезать геометрические фигуры, принести наглядный материал, помочь стереть пыль, расставить стульчики.

Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает ее важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела.

У детей старшего возраста имеется еще один вид дежурства – дежурство в уголке природы . Разъяснить значение этого вида дежурства можно на занятии при знакомстве с растениями и их потребностями, а так же с условиями содержания этих растений.

Когда воспитатель переходит к организации общего труда дежурных, он объединяет детей в пары. Зачастую воспитатели объединяют детей в пары по принципу «умелый с неумелым». Но это не всегда дает положительный результат. В старших группах у детей проявляется избирательной отношение друг к другу и это следует учитывать , поручая им дежурить вместе.

Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных, с тем, чтобы он не носил формального характера, а был конкретным и необходимым для коллектива. Он обращается к дежурным как к своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы. Так перед занятием воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Дежурные так быстро приготовили все необходимое, что можно сразу начинать заниматься. Спасибо вам, молодцы!». В другой раз он может обратиться к ним с вопросом: «Ну как, можно начинать занятие? Приглашайте детей на занятие». Все это повышает интерес детей к делу. Они чувствуют, что их работа нужна, а поощрение педагогом их действий укрепляет уверенность в своих силах. Воспитатель приучает и детей благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду. Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает их важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела. Этому способствуют и беседы на тему «Как мы дежурим».

Читайте:  Аргумент егэ на тему природа и человек

Время от времени воспитатель подчеркивает растущие умения детей, обсуждает с ними, что они еще могут делать; в беседе он особенно выделяет случаи проявления доброжелательного отношения к сверстникам, желания помочь помощнику воспитателю. Очень важно, чтобы и помощник воспитателя опиралась в своей работе на помощь детей, была терпелива к их неуверенным движениям и медленному темпу деятельности. Она может оказать большую помощь педагогу в обучении детей необходимым умениям.

Требования к уголку дежурства в детском саду

В уголке дежурства находятся не только стенд с индивидуальными карточками, но также фартучки и колпачки (косынки) для дежурных по столовой. Их дети надевают после того, как вымоют руки, перед выполнением трудовых действий. Поэтому следует позаботиться о таком размещении уголка, где одежда дежурных находилась бы в безопасности: подальше от игровой и художественной зон. Увлёкшись игрой, ребята могут уронить фартучки на пол, наступить на них, а рисуя — испачкать краской. Нельзя требовать от дошкольника, чтобы в процессе игры или творчества он думал о сохранности одежды дежурных.

Когда вводят дежурство в уголке природы, необходимо обеспечить дежурных средствами защиты одежды во время ухода за растениями. Для этого нужно иметь комплекты клеёнчатых фартучков с нарукавниками.

Хранить фартуки для столовой и ухода за растениями рядом нельзя. Одежду, в которой дети поливают, пересаживают, моют растения следует в уголке природы, рядом с лейками, палочками для рыхления, цветочными горшками. Доступность для детей. Уголок размещают в таком месте, чтобы дошкольники могли свободно подходить к нему, рассматривать картинки, схемы выполнения операций во время дежурств (если такие имеются). Оформление должно быть понятным детям, поэтому надпись «Дежурство по природе» или «Дежурим по занятиям» не несёт практической пользы, дети её вряд ли прочитают. Лучше обозначить каждый вид дежурства яркой и понятной картинкой: изображением посуды, растения, альбома и карандашей. Как вариант: изображением детей за обеденным столом, поливающих цветы, занятых лепкой или рисованием. В начале дежурств детей знакомят с уголком, поясняют, что означают изображения, какие обязанности выполняют дежурные по разным участкам. Эстетичность.

Содержание уголка дежурства

Главный, наиболее яркий и привлекающий внимание компонент уголка дежурства — это, конечно, стенд, на котором будет размещаться о дежурных. К стенду прилагается комплект картинок или фотографий детей, которые для лучшей сохранности желательно заламинировать прозрачной плёнкой.

Источник



МБУ детский сад № 170 «Дружба»

Previous Next Play Pause

Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде.

По содержанию труда дежурство делится на 3 составляющие:

-дежурство в столовой;

-подготовка к занятиям;

-дежурство в уголке природы.

В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды.

Содержание работы дежурных по подготовке к занятиям.

Помощь может быть оказана как перед занятием, так и накануне.

В старшем дошкольном возрасте добавляется еще один вид дежурства –дежурство в уголке природы. Разъяснить значение этого вида дежурства можно на занятии при знакомстве с растениями и их потребностями, а так же с условиями содержания этих растений.

В сентябре в рамках проекта «Комнатные растения» было запланировано занятие «Дежурство в уголке природы».

Целью занятия является уточнение и закрепление знаний детей о приемах ухода за растениями, алгоритм выполнения работы. Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца.

В ходе занятия воспитатель задает вопросы: «Как мы ухаживаем за растениями?» (дети перечисляют). «Как узнать, что растение нужно поливать?» (Земля сухая на ощупь и светлая). «Какой водой мы поливаем» (Теплой, которая стоит в лейках со вчерашнего дня). «Как нужно правильно поливать?» (Предлагает одному из детей показать , как надо поливать: носик леечки над самым горшком, поливать осторожно и аккуратно).Для растений , у которых почва влажная, воспитатель предлагает «сухой полив» (прорыхлить почву палочками для рыхления).После поливки растений воспитатель уточняет, что нужно налить воды в лейки и поставить на завтра, чтобы вода согрелась и отстоялась. «Что еще нужно для ухода за растениями, кроме леек и палочек?» (Тряпочки, миски, клеенки). «Что нужно сделать после того, как работа закончена?» (Клеенки вытереть, тряпочки прополоскать и высушить).

Поскольку для детей на первых порах оказывается сложна сама форма организации труда (забывают, что дежурные, отвлекаются, не доделывают дело до конца и т. д.).Новые приемы ухода за растениями вводятся постепенно, по мере того, как дети привыкнут дежурить. Для выработки у ребят привычки к дежурству используются разные приемы: напоминания, пример других детей, контроль и самоконтроль. Акцентировать внимание детей на изменения, происходящие с растениями, поощрять тех детей, которые больше увидели. Чтобы в процессе дежурства дети больше могли наблюдать за растениями, дежурство проводят в первой половине дня в течение 2-3 дней. Во второй половине дня лучше использовать индивидуальные поручения. Когда дети привыкнут к дежурству, воспитатель знакомит с новыми видами ухода за растениями: опрыскиванием, обрезкой сухих листьев, подкормкой.

Читайте:  Природа в сентябре календарь сентябрьских народных примет природы

Источник

Оформление уголка дежурства в детском саду: дежурим с удовольствием

Уголок дежурства в детском саду – это отличная возможность приучить ребенка к труду, воспитать в нём дисциплину и ответственность. Помимо прочего, развиваются аккуратность, уверенность в своих действиях и самостоятельность. Оформить такой полезный уголок проще простого, много времени это не займёт, тем более, что найти примеры симпатичных стендов можно в интернете. Такой стенд не менее важен, чем например, уголок природы в детском саду, который знакомит малышей с окружающим миром флоры и фауны.

Для вас немного ниже будут представлены несколько работ, но сначала разберем парочку важных аспектов.

Мы учимся дисциплине

Ярко и красочно

В чём состоят обязанности дежурного?

  • Ухаживать за уголком природы (поливать цветы);
  • Накрывать на стол в столовой;
  • Убирать игрушки.

Хорошие воспитатели стремятся превратить этот процесс в приключение, чтобы дети чувствовали себя увлеченными, а не обязанными. Здесь важно понимать, что оформление уголка дежурства играет очень большую роль: чем ярче и красочнее исполнено, тем интереснее будет ребенку.

Какая информация должна присутствовать на стенде?

Стенд – это расписание дежурств. Он представляет собой полотно со специальными объемными кармашками. Сюда раскладываются карточки для детей, каждому из которых предназначается своя картинка (впрочем, вместо мультяшных персонажей и нарисованных животных можно использовать фотографии ребятишек). Каждый кармашек должен быть подписан в соответствии с днём недели. Лучше, чтобы определенная обязанность имела свой собственный цвет и ячейки для карточек.

Виды уголков дежурства

Существуют различные виды уголков:

  • он может быть однодневным, тогда придется менять карточки по окончании каждого рабочего дня;
  • трёхдневным ;
  • на полную неделю (в зависимости от графика работы учреждения).

Количество обязанностей определяется оснащением детского сада. Цены очень разнятся, исходя из количества ячеек. Чем удобнее, тем дороже. Намного выгоднее оформить такой стенд своими руками. Для этого нам потребуются ватман, фломастеры, краски, бумага, клей, картон, ножницы, линейка, карандаши и немножко фантазии.

качели садовые своими рукамиЕсли у вас в гараже накопилась целая куча старых шин, то создание качелей из покрышек своими руками может помочь вам избавиться от ненужного хлама.

Лучшее место для отдыха – сад, а еще лучше, если в нем есть садовые качели. Как сделать их самостоятельно, читайте в этой статье.

Хотите сделать своему малышу оригинальный подарок на день рождения? Интересная идея вас ждет по https://karuselkin.ru/detskaya-ploshhadka/pesochnica-korabl-svoimi-rukami-mechta-vsex-malchishek/ ссылке.

Уголок дежурства своими руками – с чего начать?

Вам уже известно, что детский уголок должен заинтересовывать, поэтому попытайтесь узнать, какие мультипликационные герои нравятся ребятишкам – можно попросить их рассказать о своем любимом персонаже. Эта информация будет очень полезной в дальнейшем.

Чем ярче тем лучше

  1. Расчертите ватман: сверху название «Дежурим!» или «Дежурства», по краям оставьте немножко места для рисунков (если сможете, попробуйте перерисовать кумиров ваших подопечных, если нет – распечатайте и наклейте). Постарайтесь сделать так, чтобы осталось место на 3 ряда для обязанностей и по 5 ячеек для карточек против каждой. Получится что-то вроде таблицы.
  2. Из цветного картона вырежьте кармашки. Желательно использовать ассоциативные цвета (например, для дежурных по уголку природы – зеленый).
  3. Подпишите каждую ячейку соответственно дню – ПН, ВТ и т.д. Буквы должны быть большими и яркими.
  4. На месте обозначения обязанностей нарисуйте ассоциативные картинки: для уголка природы лейку, дежурному по столовой – изображение посуды, ответственному за игрушки – кубики, машинки. Фоновый цвет делайте таким же, каким и кармашки.
  5. Разукрасьте оставшееся пространство, наклейте всё, что ещё не наклеили. Оформите карточки. Карточки могут быть такими

В целом – не так уж и сложно. Разумеется, это общие советы – как будет оформлен уголок дежурства в зависит лишь от вашей фантазии и умения понимать детей.

Источник

Образовательная область по социально-коммуникативному развитию «Дежурство в уголке природы» для всех возрастных групп

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно.Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшают комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

В процессе систематического ухода за растениями воспитатель формирует у детей определенные трудовые навыки, учит внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о живых существах, укрепляя у детей интерес к природе, настойчивость в достижении результата. Планируя работу,он должен учитывать конкретные условия: уровень знаний и умений детей своей группы, особенности природного окружения.

Ранний возраст. Младшая группа.

Уход за комнатными растениями малышам еще недоступен: воспитатель делает это сам, но обязательно в присутствии детей, привлекает их внимание к своим действиям, предлагает посмотреть, как льется вода из лейки, как она впитывается в землю;некоторые дети могут и немного помочь взрослому:

Читайте:  Как отличить настоящий рубин от поддельного

подержать лейку, налить в нее воды, вытереть широкий лист влажной тряпочкой.

И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.

Оборудование: лейки, шишки, желуди, веточки, крышки, пластиковые бутылочки

Средняя группа начиная со II половины года дежурство вместе со взрослыми.

Старшая группа Дежурства в старшей группе вводятся в начале учебного года. Работа дежурных в уголке природы, где дети имеют дело с живыми организмами, является более сложной, чем другие виды дежурств.

В подготовительной к школе группедетей учат новым приемам ухода: рыхлению, опрыскиванию, разным способам очистки листьев от пыли, весной — подкормке, пересадке, размножению растений. Они должны понимать значение того или иного вида ухода за растениями.

Оборудование: фартуки, лейки, тазики, тряпочки, клеенки, палочки для рыхления, опрыскиватель, щетки; ящики и стаканчики для посадок; шишки, желуди, веточки, камушки, ракушки; крышки, пластиковые бутылочки, коробочки

В уголке природы не бывает буквального повторения одних и тех же действий, поэтому дети должны постоянно проявлять инициативу, смекалку. Комнатные растения,нуждаются в различном уходе: одни любят солнце, других, наоборот, нужно убрать в тень, одни нуждаются в обильной поливке, другие боятся излишней влаги. Все это обязывает воспитателя тщательно планировать работу детей.

Перед назначением первых дежурных по уголку природы проводится беседа: воспитатель показывает и рассказывает, в чем заключаются обязанности каждого дежурного, знакомит с содержанием шкафчика, в котором хранятся предметы, нужные для дежурных, показывает, где висят фартуки, где стоят половые щетки и т. п., объясняет, в каком порядке их нужно оставлять после дежурства.

В уголке природы каждый день дежурят несколько человек:один или двое: ухаживают за растениями (в зависимости от количества растений и навыков детей). Воспитатель наблюдает, при необходимости помогает, делают выводы. Дежурных к концу года лучше назначать, на два-три дня.

Периодически проводится уборка уголка природы с участием всей группы. При правильной организации уборка проходит спокойно и весело. Все предметы, которыми дети пользовались во время уборки, должны быть оставлены чистыми и сложены в порядка на определенные места. По окончании работы воспитатель проводит беседу с детьми о том, как проявил себя каждый участник уборки, какое значение имеет общая уборка и как дежурные должны поддерживать чистоту и. порядок в уголке.

Для успешной организации дежурства в уголке природы важно уделить внимание ознакомлению детей с предметами ухода за растениями и животными, показать и рассказать, где что лежит, висит, что для чего нужно, договориться о порядке пользования инвентарем. Дети должны правильно называть те предметы, которыми они пользуются.

Чтобы облегчить детям нахождение места хранения каждого предмета, можно наклеить соответствующие картинки.

Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие при этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и общего развития человека.

Большая роль в эстетическом воспитании дошкольников средствами природы принадлежит педагогическому коллективу детского сада. Перед ними должна стоять задача — последовательно, систематически, целенаправленно развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.

Источник

Что нужно в уголке дежурства по природе

Дежурство в уголке природы

Подготовила воспитатель: Мамутова Э. М.

Тема: Дежурство в уголке природы.

Цель: Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями.

Материал: фартуки, вода, леечки.

Связь с другими занятиями и видами деятельности: беседа о домашних животных и растениях. Индивидуальные поручения по уходу за растениями.

Ход НОД:

В уголке природы будут дежурить 2 человека. Посмотрите внимательно, в групповой комнате есть специальный шкаф для дежурных, там имеются все необходимое для работы в уголке природы.

Педагог приглашает детей посмотреть, что лежит в шкафу: «Здесь лежат фартучки, водичка, леечки и многое другое. Каждому дежурному нужно все оборудование. Сегодня дежурить буду я, а вы будете мне помогать. Внимательно следите за тем, что я буду делать и учитесь. Кто хочет мне помогать?»

Воспитатель приглашает одного из ребят.

С помощью взрослого ребенок демонстрирует действия (надевает фартук, достает леечки с водой).

Воспитатель: «Какую работу в уголке природы еще должны выполнять дежурные? (ответы детей). Нужно уметь ухаживать за комнатными растениями».

Педагог объясняет детям особенности ухода за растениями, которые имеются в уголке природы: «Комнатные растения нуждаются в разном уходе: одни любят солнце, другие наоборот, нужно убирать в тень. Одни нуждаются в обильной поливке, другие боятся излишней влаги. Одни растения нужно поливать под корень, а другим наливать воду в поддон. Нужно убирать старые засохшие листья, аккуратно рыхлить землю, протирать твердые листья влажной салфеткой».

Дети с помощью взрослого демонстрируют способы ухода за растениями.

В ходе дети познакомились с новым видом деятельности, как дежурство в уголке природы. Все с интересом наблюдали за процессом и пришли к выводу, что за комнатными растениями нужно ухаживать.

Источник