Чем пользуются при изучении природы

"Методы изучения природы". Урок в 5-м классе природоведения

Цель: создать условия для усвоения учащимися сущности методов наблюдения , эксперимента и измерения при изучении природы, их использования в практической деятельности.

Оборудование: Аквариум, линейка, термометр, весы, стаканчики с водой, глиной речным песком , древесные опилки , кнопки и магнит.

1. Организационный момент, распределение учащихся по группам.

Слово учителя: Мы много с вами говорим, что природу надо любить Мы любим полноводные реки и тихие озера, бескрайние леса нашего родного края, безбрежные морские просторы, высокие горы и красивые долины. Но мало только говорить о любви, но и уметь изучать природу и нужно приложить все силы, чтоб была она еще краше и богаче на радость людям

Метода изучения природы

  1. Наблюдение
  2. Эксперимент
  3. Измерение

Чтобы понять чем эти изучения отличаются друг от друга мы выполним задания по группам и самостоятельно определим как какая группа изучили природу.

Задание 1 группе: Подойти к аквариуму и изучите как плавают рыбки, как они едят. Расскажите про их внешний вид

Задание 2 группе: Перед вами стаканы с водой, глина и речной песок.; деревянные опилки, кнопки и магнит. Глину и песок растворите в воде. С помощью магнита попробуйте кнопки очистить от опилок.

Что вы увидели и что получили? Какие свойства этих веществ вы изучили?

Задание 3 группе: Вам даны измерительная линейка, термометр весы. Каждый ученик группы измеряет свой вес, рост и температуру.

После работы в малых группах проводится коллективное обсуждение результатов. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

  • Какие органы чувств использует человек, наблюдая за животными ( 90 % -зрение, 8-9 % слух, 1-2 остальные органы чувств)
  • Как мы назовем этот метод познания природы?
  • Что можно узнать с помощью наблюдения?
  • Можно ли увиденное и сделанное назвать методом наблюдения?
  • Чем отличается наблюдение от данного метода работы с
  • Как назовем этот метод познания природы?

Слова учителя Эксперимент ( опыт) — это воспроизведение в лабораторных условиях того или иного природного явления. Эксперимент – наиболее сложный метод познания природы, и осуществляется он по определенному плану. Демонстрируется план опыта:

  1. Определить цель.
  2. Выдвинуть предположение , гипотезу.
  3. Составить план проведения опыта, эксперимента.
  4. Подобрать оборудование
  5. провести опыт, эксперимент, наблюдение.
  6. Сделать записи, рисунки.
  7. Записать свои наблюдения и сделать выводы.
  8. Объяснить наблюдение на основе теоретических знаний.
  9. Обдумать возможное применение полученных знаний на практике.
  • Можно ли это изучение назвать экспериментом?
  • Как делают измерения?
  • Нужен ли этот метод для изучения природы?

Затем коллективно обсуждается . для чего нужно изучать природу

  1. наблюдать за жизнью животных , узнать о их повадках;
  2. путем эксперимента человек, изучает возможные свойства неживой и способности живой природы;
  3. путем измерения люди могут узнать вес, рост, температуру, пульс животных и людей, объем, длину, высоту, ширину предметов и т. д.
  4. благодаря изучению природы, человек должен начать беречь и любить ее
  5. Записать в тетрадь
    1. Методы изучения природы.
    2. Цели изучения природы

    3. Закрепление темы :

    1. Какие методы были применены автором этих строк для изучения природы.
    • За 1 час муравьи берут в « плен» на 0, 4 га леса вокруг муравейника 2 тыс. гусениц?
    • Лен цветет голубыми цветочками только до обеда;
    • Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12. м
    • Грязный снег быстрее тает, чем чистый.

    Природа прекрасна, многообразна., величава, богата и нами любима.

    Наблюдайте, измеряйте и экспериментируйте.

    Но никогда не навредите природе!

    Домашнее задание: прочитать текст учебника, по желанию провести наблюдение за домашним животным

    Источник

    

    Естествознание: методы изучения природы

    Люди с древнейших времен стремились к изучению и объяснению объектов и явлений окружающего их мира и использовали для этого различные методы изучения природы. 5 класс средней школы — это тот возраст, когда пытливость ребенка сочетается с серьезностью юного исследователя.

    Наука о природе

    Естествознание — это особенная область человеческой деятельности. Целью ее является приобретение новых сведений об окружающем мире и накопление знаний.

    Что значит изучать природу?

    Изучать природу — это значит изучать все, рядом с чем мы живем, все, что нас окружает: растения, птиц, животных, человека, погоду, климат, землю, небо, космос, воду, почву, города, страны.

    В каком классе начинают познавать методы изучения природы?

    Метод — это весь спектр систематизированных мероприятий, необходимых для достижения желаемого результата.

    Познавать окружающий мир малыши начинают с рождения (тянут в рот незнакомые предметы, ощупывают, облизывают, кусают), в детском садике ведутся занятия по познанию мира. В начальной школе уже немного затрагиваются методы изучения природы. 5 класс — это начало более серьезного, более детального, более научного изучения естественных наук.

    Природоведение: методы изучения природы

    На протяжении всей истории человечества люди изучали то, что их окружает, и в процессе этого делали удивительные, неожиданные открытия.

    Науки, изучающие природу, объединяет слово «естествознание». Слово это раскладывается на две основы: «естество» и «знание». В современное естествознание входят следующие области научного знания:

    • физика;
    • химия;
    • география;
    • астрономия;
    • экология;
    • геология;
    • астрофизика;
    • биология.

    Методы изучения природы:

    • наблюдение;
    • эксперименты и опыты;
    • измерение.

    Наблюдение

    Основным самым простым и доступным, а потому наиболее распространенным методом изучения природы является наблюдение. В нем человеку помогают все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание.

    Наблюдение может быть прямым и косвенным. В первом случае за поведением объекта наблюдают непосредственно, во втором информация суммируется на основании физических признаков закончившихся действий.

    При помощи наблюдения можно изучить типичное поведение какого-либо вида животного в естественных для него условиях или влияние определенных погодных условий на рост, цветение или плодоношение определенного вида растения, кроме того, можно изучить расположение и движение небесных тел и космических объектов.

    В стародавние времена обобщение и сопоставление наблюдений складывалось в так называемые приметы:

    • Жаворонки прилетают к теплу.
    • Кот на полу спит — жди тепла.
    • Облака плывут высоко — ожидается хорошая погода.
    • Увидел воробья, барахтающегося в песке — скоро соберется дождь.
    • Березы перед дождливым летом дают много сока.
    • Высоко летящие гуси — к половодью.
    • Золотистый или розовый закат — к ясной погоде.
    • Накануне непогоды кровососущие насекомые наедаются вдоволь, муравьи поглубже прячут коконы с детьми и запечатывают выходы из муравейника, гаснут светляки, а стрекозы хаотично мечутся, сбившись в стайки.
    • Деревья и другие растения накануне грозы крепче пахнут.
    • Лягушки громко квакают к ясной и жаркой погоде.

    Чтобы сделать полезный вывод из прямых или косвенных наблюдений, нужно добросовестно обработать и тщательно проанализировать полученные данные.

    Обработка и анализ —это обобщение, объяснение, суммирование, сопоставление и сравнение наблюдаемых явлений и фактов. Сначала производится анализ отдельных наблюдений (изменение количества выпавших осадков, температуры, давления, облачности, скорости ветра, качества), после этого их результаты обобщаются и сравниваются.

    При наблюдении часто используются увеличительные приборы: лупа, микроскоп, бинокль, телескоп.

    Эксперименты и опыты

    Для подтверждения научных фактов часто требуются определенные условия, причем не всегда получается дождаться этих условий естественным путем, и тогда на помощь нам приходит научный эксперимент, в ходе которого требуемые условия воспроизводятся искусственно.

    Итак, эксперименты (или опыты) проводятся учеными в лабораторных условиях. В ходе такого рода исследований экспериментатор сам воспроизводит различные условия или же природные явления. Например, с помощью такого способа исследования можно выяснить, что происходит с предметом в процессе нагревания или, наоборот, охлаждения или замораживания.

    Измерения

    И в ходе наблюдений, и во время экспериментов, исследователям приходится проводить различного рода измерения. Измеряют температуру, влажность, давление, скорость, продолжительность, силу, площадь, емкость, мощность, объем, массу. Измерения производят при помощи специальных инструментов. Это:

    • термометр;
    • весы;
    • телескоп;
    • микроскоп;
    • флюгер;
    • гигрометр;
    • барометр;
    • вольтметр;
    • амперметр;
    • силомер;
    • метеоспутник;
    • тонометр;
    • лактометр;
    • глюкометр;
    • облакометр;
    • метеозонд;
    • рулетка;
    • нивелир;
    • компас;
    • транспортир;
    • линейка;
    • портновский метр;
    • мерный цилиндр;
    • мензурка;
    • секундомер;
    • часы;
    • ростомер.

    Кстати, измерениями занимается особая отрасль науки — метрология.

    Подведение итогов наблюдений, экспериментов и опытов

    Когда обработка наблюдений, экспериментов или опытов закончена, их результаты фиксируют в виде:

    • текстов;
    • таблиц;
    • схем;
    • графиков;
    • диаграмм.

    В отчете записывают цель и задачи, средства и методы, перечисляют всех участников исследований, фиксируют данные об условиях, далее — полученные результаты с подробным описанием и подтверждением фактическими данными.

    Различия методов

    Основным различием наблюдения и эксперимента является то, что первый метод описывает явление, а второй объясняет его.

    Итак, мы познакомились с несколькими методами изучения природы: наблюдением, экспериментом и измерением.

    Источник

    Оборудование и приборы для изучения природы

    Сейчас трудно представить, чтобы человек исследовал природу только с помощью собственных органов чувств. Во время проведения наблюдений, измерений и экспериментов используется разнообразное оборудование — приборы и устройства. Они помогают человеку не только в научных исследованиях, но и в повседневной жизни.

    Изучая различные темы, ты сможешь ознакомиться со многими подобными устройствами. О некоторых из приборов ты уже знаешь с начальной школы.

    Увеличительные приборы

    Возможности органов чувств человека ограничены. Ведь если рассматривать листок растения невооруженным глазом, то можно заметить жилки листа, но не разглядеть на его поверхности волоски. На звездном небе видна Луна, на которой без увеличительных приборов можно увидеть только темные и светлые участки поверхности. Однако чтобы выяснить, что они собой представляют, требуется специальное оборудование.

    Итак, чтобы расширить свои возможности вести наблюдение за природой, человек создал различные увеличительные приборы. К ним относятся бинокль, лупа, телескоп, микроскоп.

    1 — бинокль, 2 — лупа, 3 — телескоп, 4 — микроскоп

    С помощью микроскопа изучают тела наименьших размеров. Лупа увеличивает изображение тел природы в несколько раз, а мощный микроскоп — в сотни тысяч раз. Телескоп дает возможность рассматривать небесные тела, которые находятся на очень больших расстояниях от человека. Так, с помощью телескопа рассматривают Луну, звезды и их скопления.

    Измерительные приборы

    К измерительным приборам относятся весы, часы, секундомер, термометр, линейка и другие. С начальной школы ты уже знаешь, что такие приборы имеют шкалу с определенной ценой деления. Ее следует обязательно учитывать, выполняя измерения. Например, рассмотри линейку, которой ты пользуешься на уроках, и выясни цену деления на ней.

    1 — термометр, 2 — линейка, 3 — секундомер

    Для измерения массы тел используют весы. Рассмотри рисунок и ты увидишь, насколько они бывают разные.

    Линейные размеры тел — длину, высоту, ширину — измеряют линейкой и угольником или метром или рулеткой.

    Температуру воздуха, тела человека, воды измеряют термометрами. Цена деления на них обычно равна 1 °С (один градус Цельсия).

    Измерить время помогают такие измерительные приборы, как часы и секундомер. Часами измеряют время в часах, минутах, секундах.

    Лабораторное оборудование и работа с ним

    Лабораторное оборудование используют для проведения опытов по физике, химии, биологии.

    Внимательно рассмотри рисунок.

    На нем изображено лабораторное химическое оборудование, а именно: мерный цилиндр, мерный стакан, колба, химический стакан, пробирка, воронка, стеклянная палочка, фарфоровая чашка, лабораторный штатив. Как видишь, преобладает среди этого стеклянное оборудование. Поэтому по правилам безопасности следует работать с ним осторожно, внимательно, не сильно нагревать, ставить на привычное для него место, например пробирку — в штатив для пробирок. Таким оборудованием удобно пользоваться при проведении химических, физических и биологических опытов.

    Мерный цилиндр или мерный стакан имеют деления, поэтому ими отмеряют нужный объем жидкости. Химические стаканы, колбы, пробирки делений не имеют. Их используют для хранения жидкостей, приготовления растворов веществ в воде, выполнения опытов с веществами. Пипетками набирают небольшие объемы жидкости. Назначение воронки — наливать жидкость аккуратно без разбрызгивания. Стеклянной палочкой перемешивают вещества в сосуде. В фарфоровой чашке осуществляют выпаривания жидкости из растворов.

    Помни! При работе с любыми приборами или устройствами нужно соблюдать правила пользования ими и правила безопасности. Поэтому внимательно слушай объяснения учителя, как правильно пользоваться оборудованием.

    Итоги

    Для изучения живой и неживой природы используют различные приборы и устройства, лабораторное оборудование.

    К увеличительным приборам относятся лупа, бинокль, микроскоп, телескоп.

    Массу измеряют с помощью весов, время — с помощью часов и секундомера, а температуру — термометром.

    Для определения линейных размеров тел используют линейки, угольники, метры, рулетки.

    Лабораторное оборудование используют для проведения опытов по физике, химии, биологии.

    Источник

    Методы изучения природы

    Для познания природных явлений большое значение имеет метод, которым пользуются учёные. Основными методами изучения естественных наук являются: наблюдение, эксперимент, измерение, о которых и пойдёт речь в нашем уроке.

    Метод наблюдения является одним из самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо желание, терпение, и умение.

    Французский энтомолог Жан Анри Фабр пользовался этим методом при изучении окружающих организмов, в частности насекомых.

    Фабра часто замечали на природе, когда он неподвижно сидел и что-то рассматривал. Многим это занятие казалось странным. Проходящие мимо не могли понять, чем на самом деле занимался этот человек.

    Однако, то, чем занимался Фабр, внесло большой вклад в науку. Его работы были не только оригинальны, но ещё и соответствовали высочайшим стандартам. Наблюдение за окружающими организмами на первый взгляд кажется простой работой. Иногда для того, чтобы понять те или иные явления, необходимы годы.

    Например, некоторые исследования Фабра длились десятилетиями. Он изучал поведение жуков скарабеев почти 40 лет.

    Жан Фабр писал о жуках, о гусеницах бабочек, о кузнечиках, однако его наибольшие симпатии были на стороне ос. Разгадывание их нравов стало делом жизни Фабра.

    Благодаря своей наблюдательности он стал одним из лучших в мире знатоков насекомых.

    Свои открытия Фабр описал в книгах, которыми и сегодня восхищаются учёные и любители природы разных стран.

    Методом наблюдения пользуются не только биологи, но и учёные самых разных специальностей.

    Зажжём свечу и понаблюдаем за пламенем, изучим его строение. Мы видим, что оно неоднородно по цвету. Пламя имеет три зоны.

    Тёмная зона находится в нижней части пламени. Это самая холодная зона по сравнению с другими. Тёмную зону окаймляет самая яркая часть пламени. Температура здесь выше, чем в темной зоне. Наиболее высокая температура в верхней части пламени.

    Чтобы убедиться, что различные зоны пламени имеют разную температуру, можно провести такой опыт. Поместим лучинку в пламя так, чтобы она пересекала все три зоны. Лучинка сильнее обуглилась там, где попала в зоны с ярким и менее ярким пламенем. Значит, пламя там более горячее. Средняя часть пламени не самая горячая. Такое же строение пламени не только у свечи, но и у других горящих предметов.

    Методом наблюдения пользуются при изучении физических явлений в атмосфере (газовой оболочке, окружающей нашу планету) и гидросфере (водной оболочке Земли).

    Учёными ведутся наблюдения за землетрясениями, лавинами и другими природными явлениями.

    Издавна основным методом астрономических исследований было визуальное наблюдение за небесными телами. Основным инструментом при этом является оптический телескоп.

    В телескоп можно наблюдать за различными небесными телами: планетами, кометами, звёздами.

    Все звёзды Вселенной имеют разный диаметр. И даже наше Солнце не самая огромная звезда, впрочем, и не маленькая.

    Наблюдение за астероидами позволит подготовить и осуществить план по предотвращению столкновения. Известна масса случаев падения метеоритов на землю.

    На территории ЮАР есть кратер Вредефорт, который оставил на память посетивший планету метеорит. Недалеко от места его падения сейчас находится город Вредефорт. Кратер занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Падение объектов размером в десятки километров может причинить общемировой ущерб, вплоть до гибели человечества.

    Защита от астероидов включает в себя ряд методов, с помощью которых можно изменить траекторию околоземных объектов и предотвратить столкновение.

    С помощью наблюдения человек накапливает информацию об окружающем мире, приводит её в систему и ищет в этой информации какие-то закономерности.

    Ещё один метод изучения естественных наук — эксперимент.

    Слово «эксперимент» имеет латинское происхождение и на русский язык переводится как «опыт», «проба».

    Немецкий биолог Густав Крамер экспериментально установил, что перелётные птицы во время своих путешествий ориентируются по солнцу и звёздам.

    Отловленных перелётных птиц Крамер посадил в клетку, стоявшую под открытым небом, и с наступлением прохладных осенних дней установил за ними постоянное наблюдение. Как только наступила пора перелётов, птицы стали вести себя беспокойно. Они безостановочно перепархивали в клетке с места на место, но при этом сохраняли определённое направление. В ненастную погоду такого предпочтительного направления не было, но стоило показаться солнцу, как птицы (а это были дневные мигранты) возобновляли попытки лететь в направлении своих обычных миграций.

    Крамеру удалось убедительно доказать роль солнца и биологических часов в ориентации птиц.

    Если солнце закрыть от птиц непрозрачным экраном и с помощью зеркала направить на них солнечные лучи с другой стороны, то менялось и направление полёта.

    С помощью опытов изучают поведение животных. Все вы видели, как маленькие утята следуют за мамой уткой, куда бы она ни шла.

    Эта связь между мамой уткой и утёнком осуществляется в момент насиживания и вылупления птенца.

    Такая связь называется запечатлением. Самка во время насиживания яиц издаёт характерное кряканье, а утята, находящиеся в яйце, запечатляются на этот звук. Когда утята вылупятся, они бегут на голос, где бы ни находилась крякающая мать.

    Утята запечатляются не только на голос, но и на образ (внешность) матери.

    Однако если в момент вылупления утки не оказывается рядом, утята могут запечатлиться с любым движущимся предметом. Это было доказано экспериментально.

    Выведенных из яиц утят помещали вблизи модели утки. Искусственную утку перемещали по кругу. Увидев её, утята начинали следовать за ней.

    Запечатление может произойти и с человеком. Если утята первым увидят его, они будут реагировать на него, как на свою мать, и всюду за ним следовать.

    Немецкий этолог Карл фон Фpишем изучал способность медоносных пчёл различать цвета.

    Приманку (сладкий нектар) помещали на квадрат определённого цвета, и вскоре насекомые садились на него и без приманки, безошибочно находя среди квадратов других цветов, даже если их меняли местами.

    Проводя эти опыты, учёный обнаружил, что достаточно одной пчелы «разведчицы», которая появится на цветном блюдечке с сиропом, выставленном на открытом воздухе, чтобы вскоре после её возвращения в улей к этому блюдечку прилетело множество пчёл.

    Этот опыт привёл к открытию у пчёл своеобразного языка — «языка танцев», с помощью которого пчёлы передают друг другу важную информацию.

    Очень часто при изучении природы применяют метод измерения. При помощи весов, к примеру, можно определить массу тела.

    Методом измерения было установлено, что лягушки впитывают воду через кожу. Древесную лягушку взвесили на весах и установили, что её вес равняется 95 граммам. После этого лягушку обернули мокрой тряпкой, и через час она весила уже 152 грамма.

    Ни одна амфибия не пьёт воды обыкновенным способом, а всасывает её исключительно через кожу. Вот почему для них необходима близость воды или сырость.

    Метод измерения также применяют для того, чтобы узнать, например, численность животных.

    Учитывают общее количество и плотность зверей или птиц, рыб, имеющихся на конкретной территории.

    Объектом учёта могут быть сами животные (учёт по встречам), норы и хатки. А также следы животных, заметные на снегу, а в определённых условиях и по чернотропу.

    Численность птиц определяют весной по их голосам и гнездовьям.

    Для постановки эксперимента часто необходимо специальное оборудование.

    Физики при изучении электрических цепей применяют приборы для измерения напряжения, силы тока и электрического сопротивления.

    Географы использую компасы — устройства, которые облегчают ориентирование на местности. С помощью компаса можно точно определить стороны света. В центре компаса располагается намагниченная стрелка (синий цвет которой показывает на север, а красный — на юг).

    По окружности — циферблат с обозначенными сторонами горизонта. Сбоку — арретир. Это приспособление необходимое для закрепления подвижности стрелки.

    Чтобы определить по компасу стороны горизонта, нужно отпустить арретир и установить компас горизонтально, как можно дальше от магнитов и металлических предметов, далее дождаться, пока указательная стрелка остановится и покажет сторону света. Синяя стрелка укажет на север, красная — на юг, слева будет запад, а справа — восток.

    Химики в своих исследованиях также используют специальное оборудование. Простейшее из них — это, например, уже знакомый вам нагревательный прибор спиртовка и различная химическая посуда, в которой проводят и изучают превращения веществ, то есть химические реакции.

    В биологии широко используются оптические приборы, которые позволяют во много раз увеличить изображение наблюдаемого объекта (увеличительное стекло, лупа) и микроскопы, позволяющие увидеть объекты, размеры которых лежат за пределами разрешающей способности глаза.

    Источник

    Чем пользуются при изучении природы

    1. Перечислите основные методы изучения природы.
    К основным относят – наблюдение, эксперимент, измерение.

    2. Чем различаются наблюдение и эксперимент?

    Разница в задачах. Эксперимент используют для того, чтобы воспроизвести какое-то явление в каких-то особых условиях. И произвести исследование, какие изменения будут происходить. Наблюдение же – это просто действие слежения. При этом не выполняется никаких других действий.

    3. Какие увеличительные приборы вы знаете? Что в них общего?

    Это лупа, телескоп, бинокль и микроскоп. Общее то, что функция у всех одинаковая – увеличивать. У всех есть линзы, но у каждого их строение разное.

    4. Ученые каких специальностей используют для своих наблюдений телескоп? А кто пользуется лупой?

    Телескопом пользуются астрономы. Лупу используют ботаники или зоологи.

    5. Приведите примеры наблюдений, которые вы проводили, изучая природу в начальной школе.

    Мы наблюдали за ростом бобов(записывали поэтапно дома их рост, а потом, когда он вырастал приносили его в класс. Также наблюдали за ростом растений в классе

    6. Вспомните, какие опыты вы проводили в начальной школе на уроках «Окружающего мира».

    Проводили опыты с листочками, рассматривали засохшие листочки и т.д.

    7. Какие измерения проводят при изучении природы?

    Измеряют размеры и массу тел, их температуру, скорость движения, время протекания определённых явлений. Для этого используют измерительные приборы: линейку, весы, термометр, секундомер и часы. Чтобы биологам определить численность животных в том или ином месте, они подсчитывают, сколько раз встретились животные, их следы, норы или гнёзда на определённом участке. Численность птиц определяют весной по их голосам.

    8. Назовите известные вам измерительные приборы. Что можно измерить при помощи секундомера? А с помощью весов?

    1. секундомер, весы, термометр
    секундомер — время, весы — масса тела
    2. длина — метры, масса — килограммы, температура — градусы Цельсия, время — секунды, скорость — метры в секунду

    9. Какие единицы измерения из правого столбика соответствуют величинам, приведенным в левом столбике?

    Длина градус Цельсия (°С)
    Масса метр в секунду (м/с)
    Температура секунда (с)
    Время килограмм (кг)
    Скорость метр (м)

    Длина — метр (м)
    Масса — килограмм (кг)
    Температура — градус Цельсия (°С)
    Время — секунда (с)
    Скорость — метр в секунду (м/с)

    Источник

    Читайте:  Заказать доставку воды в Лыткарино