Человек и природа В П Астафьев Васюткино озеро
«Человек и природа» (В.П. Астафьев «Васюткино озеро»).
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г.ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №31.
Автор учитель русского языка и литературы Сидорова Ольга Юрьевна.
2012г.
«Человек и природа» (В.П. Астафьев «Васюткино озеро»).
Процесс преподавания литературы — это особый мир, где не просто осуществляется «усвоение литературных знаний» и «формирование умений и навыков», а происходит как бы прикосновение сердец, диалог сознаний, погружение в мир друг друга-читателя и автора, учителя и ученика, что и рождает полифонию эмоционально-эстетического и интеллектуального общения. Великая русская литература требует особой культуры восприятия и культуры чтения, работы души и ума [3]. Рассмотрим структуру урока по теме. Сформулируем три цели. Обучающие: формировать внимание к тексту; развивающие: создать условия для развития у школьников рефлексивных навыков; воспитательные: вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей, воспитывать навыки сопротивления трудностям жизни.
Природа — не только источник жизни.
Она и воспитатель души.
В.П. Астафьева
I. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме.
Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. Китайский мыслитель Лу Синь считал: «Пути не открываются перед теми, кто не борется» [4]. Но не только самообладание помогло герою. Что же ещё? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.
– Ребята, сформулируйте проблемные вопросы сегодняшнего урока. Природа-друг или враг? Какие уроки даёт природа герою и читателю?
II. Чтение наизусть начала рассказа под звуки природы «Пение птиц». «Это озеро не отыщешь на карте» Природа в произведении это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначальна мудра, она учит человека на ошибках, проводит испытания, прощает, помогает в выборе пути.
Ш.Обращение к эпиграфу урока. В.П. Астафьев писал: «Природа — не только источник жизни. Она и воспитатель души» [1]. Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только смелости и силы, но и многих практических знаний и умений.
1. Природа — друг и учитель. «Тот, кто правильно указывает на мои ошибки,- мой учитель; тот кто правильно отмечает мои верные поступки, -мой друг» Сюнь-цзы [4]. Задание: Какие ловушки устраивает природа? Чтение наизусть отрывок «Паук и его жертва».
– Чему учится Васютка, проходя через испытания? Какие подсказки даёт природа мальчику? Можно ли назвать Васютку жертвой тайги?
Итак, природа в рассказе многогранна: она, как змей искуситель, соблазняет, запутывает следы, но в то же время даёт подсказки, оставляет знаки. В книге Пауло Коэльо «Алхимик» сказано: «Ты найдёшь туда путь по тем знакам, которыми Господь отмечает путь каждого в этом мире. Надо только суметь прочесть то, что написано для тебя».
2. Природа — открытая книга. « Природа-это книга, которую надо прочитать и правильно понять» М. Налбандян. Книга не только даёт знания, но и учит пер
·еоценке ценностей: Васютка по достоинству оценил мудрость деда, переданные ему навыки отца, заботу и любовь матери.
3. Природа – мать, кормилица. «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит» [1]. Природа, как вторая наша мать, помогает Васютке, выводит его из тайги, ведь она по сути своей гуманна и милостива.
Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по- настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого. Человек, оказавшийся в безысходной ситуации, невольно, на уровне подсознания, обращается за помощью не только к матери, но и Богу.
4. Природа — величественный храм. Васютка, оставшись один на один с природой, начинает разговаривать с ней, ищет поддержки, замечает малейшие изменения, чувствует её состояние. Да красота природы подобна великолепию храма. Чтение наизусть стихотворения Ш. Бодлера «Природа — некий храм, где от живых колонн»
Итак, природа научила Васютку ценить близких, не поддаваться соблазнам и гордыне, помогла увидеть красоту окружающего мира.
5. Природа-зеркало души. Умение через природу понимать и видеть человека пришло к В.П. Астафьеву постепенно через великую русскую литературу. М.М. Пришвин в «Кладовой солнца» говорил о «зеркале» природы, в котором отражается человек: «Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там как в зеркале, увидишь — весь-то человек, большой, прекрасныйиз-за твоей спины наклонился и тоже смотрит в заводь, как в зеркало» [2]. Васюткино озеро – это отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой.
IV.Рефлексия.
–Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях? Природа — мудрый наставник, учитель, друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звёзды, месяц-предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим хозяином природы (значение имени Васютка — властелин) Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.
V. Задание на дом. Сочинение «Случай, который помог мне узнать себя».
Источник
Законы тайги (Васюткино озеро)
Рассказ В. Астафьева “Васюткино озеро” во многом автобиографичен и повествует о детских годах писателя. История подростка, вынужденного жить в тайге целых 5 дней, раскрывает характер и силу духа еще совсем юного мальчика. Какие законы тайги (“Васюткино озеро”) нужно знать, чтобы выжить в суровых климатических условиях?
Краткое содержание
Когда 13-летний мальчик Васютка отправился с отцом ловить рыбу, он даже не подозревал, какие события ждут его впереди. Отправившись в тайгу за кедровыми орехами, мальчик сбился с пути и потерялся. Все дело в том, что он погнался за глухарем и позабыл про зарубки, которые могли его вывести к знакомым местам. Ему пришлось одному скитаться по тайге 5 суток, пока он не вышел к реке и не повстречал рыбаков. Скитаясь по тайге, он наткнулся на озеро, где было много рыбы белых пород. Позже он привел туда бригаду отца, и рыбы оказалось столько много, что рыбаки решили перейти с речного лова на озерный. А озеро так и стали называть “Васюткиным”.
Законы тайги
В тайге Васютке помогли выжить несколько законов, которые обязательно должен знать человек, который отправляется в неизвестную местность. Во-первых, необходимо взять с собой продовольствие и спички. С помощью спичек можно развести костер, около которого можно согреться. Также огонь может привлечь внимание людей и отогнать диких зверей.
Важно делать засечки на деревьях, именно они помогают заблудившимся путникам вернуться домой. Когда Васютка отвлекся и забыл про эти зарубки, тогда он и сбился с пути. Если у путника есть ружье, патроны нужно расходовать очень осторожно. Они могут понадобиться, чтобы застрелить дичь или отогнать дикого зверя.
Когда Васютка вышел к озеру, то очень удивился, что там обитает белая рыба, ведь ее обычное место обитания – реки. Васютка сделал вывод, что озеро проточное и имеет выход в Енисей.
Характер Васютки
Васютка – 13-летний мальчик, который за 10 дней до окончания каникул отправляется с отцом Григорием Шадриным и его командной ловить рыбу. Мальчик оказался очень трудолюбивым, он с удовольствием помогал рыбакам. Одним из его любимых занятий было собирание кедровых орешков. Мальчик очень любит природу: он разговаривает с белками и птицами.
У Васютки пытливый ум. Он внимательно слушает рассказы рыбаков и запоминает важные детали. Когда он осознал, что заблудился, то сначала начал паниковать и расплакался. Однако потом собрался, понимая, что главное – не поддаваться панике. Васютке пригодились его знания природы и любовь к ней, поэтому он выбрался целым и невредимым из этой опасной ситуации.
Источник
Урок по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро": "Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты"
Дидактическая цель – создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий и метода проектной деятельности.
Цели по содержанию:
Образовательная – познакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева, с жанром “робинзонады” в русской литературе; способствовать формированию литературоведческих понятий: “средства создания образа”, “антитеза”, “образ-символ”, “нравственно-эстетический идеал”.
Развивающая – создать условия для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, работать в над литературоведческими понятиями с помощью интерактивной доски.
Воспитательная – способствовать воспитанию у школьников интереса к литературным традициям в русской литературе; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле.
Тип учебного занятия – заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева “Васюткино озеро” в форме эвристической беседы с использованием интерактивной доски. Урок проводится в 5-м классе по программе А.Г.Кутузова перед изучением зарубежной литературы, романа Д.Дефо “Приключения Робинзона Крузо”.
Методы обучения: эвристический, частично-поисковый, исследовательский.
Форма обучения: фронтальная, групповая.
Средства обучения: тексты произведений, интерактивная доска, проекционное оборудование, компьютер.
- Портрет В.П.Астафьева
- Текст рассказа “Васюткино озеро”
- Видеофильм “Таинственный лес”
- Презентация “В.П.Астафьев”
- Презентация в Smart Notebook File “Васюткино озеро”
- Васюткина карта
- Рисунки учащихся
Ход урока
I. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме
Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.
- Она величественна и похожа на океан.
- Она щедра и сурова.
- Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
- Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
- Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.
Действительно, это тайга. Посмотрите видеофильм “Таинственный лес” и подумайте: “Что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)
Вторая часть “ребуса”:
- Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
- Он беззащитный и в то же время сильный.
- Он сын и одновременно хозяин.
- Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
- Он совершает ошибку и исправляет ее.
Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”.
Какое противоречие возникает из сказанного? Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. (Вспомним жизненную ситуацию: несколько лет назад в конце июля в Слободском районе погиб 14-летний подросток. Он заблудился в тайге. Он умер не от голода, нет! Он поддался страху, панике, который сковал его и лишил сил, то есть возможности выжить. Он провел в тайге всего сутки и погиб от переохлаждения.)
Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.
— Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”
Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.
— Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока.
- Природа – друг или враг?
- Спасение Васютки – чудо или закономерность?
- Какие уроки дает природа герою и читателю?
Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: “Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты” (Слайд 1-й)
- В.П.Астафьев – писатель со сложной, но интересной судьбой. Гибель родителей, детский дом, война, душевные раны – все это было в его жизни. Но было и другое — то, что давало ощущение радости и полноты жизни. Это — творчество и целительная сила природы, которая сопровождала его на протяжении всей жизни. Мальчиком Виктор Петрович рыбачил на озере, но кончилось детство, и он оказался в детдоме. Но ему хотелось рассказать об озере, “открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать …каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть”. И это озеро стало для писателя своеобразной путеводной звездой, он открыл его для читателя, чтобы каждый из нас, как и главный герой, через озеро смог понять себя, приобрести жизненную мудрость и стать добрее. (Чтение наизусть начала рассказа)
- Природа в произведении это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути.
- Природа – открытая книга (слайды 4-5-й)
“Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять” (М.Налбандян)
Почему тайга стала для Васютки открытой книгой? Что помогло ему познать законы природы?
Тест: а) мудрые слова деда;
б) опыт отца;
в) знания, полученные в школе?
А сейчас посмотрим, как вы внимательно читали рассказ и знаете ли вы ответы на вопросы, которые спрятаны в мудрой книге природы?
Книга не только дает знания, но и учит переоценке ценностей: Васютка по достоинству оценил мудрость деда и те навыки, которые передал ему отец, заботу и любовь матери.
(Стр. 126, 131, 132)
- Природа – зеркало души (Слайд 8-й)
Умение через природу понимать и видеть человека пришло к В.П.Астафьеву постепенно. Ведь его учителем была не только природа, но и великая русская литература. М.М.Пришвин в “Кладовой солнца” так говорил о “зеркале” природы, в котором отражается человек: “ Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь – весь-то человек, большой, прекрасный…из-за твоей спины наклонился и тоже смотрит в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со своей природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звездочки”.
Задание: работа в группах
- Васюткино озеро – “озеро надежды”?
- Почему озеро называется Васюткино? Только ли потому, что его нашел наш герой?
- Почему отражение в Енисее удивило Васютку?
Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.
Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь — любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине.
Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?
Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.
Попытаемся отразить наши размышления в виде синквейна или стихотворения собственного сочинения.
Синквейн (пятистишие) – свободная поэтическая форма, состоящая из 5 строф:
- Имя существительное, определяющее тему.
- 2 прилагательных – описание темы.
- 3 глагола(деепричастия) – название действий.
- 4 слова: фраза – отношение к теме.
- Образ – метафора, суть, смысл, синоним темы. (Слайды 9-10)
Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения. Вам предлагается написать сочинение-размышление на одну из тем нашего урока: “В чем тайна Васюткина озера?”, “Зарубки на сердце”. Ответ на эти вопросы каждый даст индивидуально в форме сочинения – размышления. Помогут вам в работе тезисы 11-го слайда:
- Древние считали, что родник, озеро, источник — глаз Божий на земле.
- Природа посылает Васютке озеро-загадку.
- Озеро — отражение души Васютки.
- Тайга-матушка, Енисей-батюшка, озеро.
Заключительное слово учителя
Зарубки на сердце
Уроки мужества, уроки доброты
Ты в сердце сохранишь навеки,
И озеро, как символ чистоты,
Тебе откроется, пусть на изломе лета.
Увидишь в струях чистого ручья
Природы первозданной отраженье,
И собственная грешная душа
Почувствует истоки очищенья.
Вольется в сердце неба синева,
И звезд на небе тихое мерцание,
И щебет птиц, и росная трава —
Источник
Законы тайги Васюткино озеро – сочинение по рассказу
Рассказ В. Астафьева “Васюткино озеро” во многом автобиографичен и повествует о детских годах писателя. История подростка, вынужденного жить в тайге целых 5 дней, раскрывает характер и силу духа еще совсем юного мальчика. Какие законы тайги (“Васюткино озеро”) нужно знать, чтобы выжить в суровых климатических условиях?
Краткое содержание
Когда 13-летний мальчик Васютка отправился с отцом ловить рыбу, он даже не подозревал, какие события ждут его впереди. Отправившись в тайгу за кедровыми орехами, мальчик сбился с пути и потерялся. Все дело в том, что он погнался за глухарем и позабыл про зарубки, которые могли его вывести к знакомым местам. Ему пришлось одному скитаться по тайге 5 суток, пока он не вышел к реке и не повстречал рыбаков. Скитаясь по тайге, он наткнулся на озеро, где было много рыбы белых пород. Позже он привел туда бригаду отца, и рыбы оказалось столько много, что рыбаки решили перейти с речного лова на озерный. А озеро так и стали называть “Васюткиным”.
Законы тайги
В тайге Васютке помогли выжить несколько законов, которые обязательно должен знать человек, который отправляется в неизвестную местность. Во-первых, необходимо взять с собой продовольствие и спички. С помощью спичек можно развести костер, около которого можно согреться. Также огонь может привлечь внимание людей и отогнать диких зверей.
Важно делать засечки на деревьях, именно они помогают заблудившимся путникам вернуться домой. Когда Васютка отвлекся и забыл про эти зарубки, тогда он и сбился с пути. Если у путника есть ружье, патроны нужно расходовать очень осторожно. Они могут понадобиться, чтобы застрелить дичь или отогнать дикого зверя.
Когда Васютка вышел к озеру, то очень удивился, что там обитает белая рыба, ведь ее обычное место обитания – реки. Васютка сделал вывод, что озеро проточное и имеет выход в Енисей.
Характер Васютки
Васютка – 13-летний мальчик, который за 10 дней до окончания каникул отправляется с отцом Григорием Шадриным и его командной ловить рыбу. Мальчик оказался очень трудолюбивым, он с удовольствием помогал рыбакам. Одним из его любимых занятий было собирание кедровых орешков. Мальчик очень любит природу: он разговаривает с белками и птицами.
У Васютки пытливый ум. Он внимательно слушает рассказы рыбаков и запоминает важные детали. Когда он осознал, что заблудился, то сначала начал паниковать и расплакался. Однако потом собрался, понимая, что главное – не поддаваться панике. Васютке пригодились его знания природы и любовь к ней, поэтому он выбрался целым и невредимым из этой опасной ситуации.
Данная статья поможет школьникам написать сочинение “Законы тайги из рассказа “Васюткино озеро”. Здесь показаны черты характера главного героя, которые помогли ему выжить, а также описываются законы, которые должен знать каждый путник .
Источник