Человек и природа В П Астафьев Васюткино озеро

«Человек и природа» (В.П. Астафьев «Васюткино озеро»).

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г.ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №31.
Автор учитель русского языка и литературы Сидорова Ольга Юрьевна.
2012г.

«Человек и природа» (В.П. Астафьев «Васюткино озеро»).

Процесс преподавания литературы — это особый мир, где не просто осуществляется «усвоение литературных знаний» и «формирование умений и навыков», а происходит как бы прикосновение сердец, диалог сознаний, погружение в мир друг друга-читателя и автора, учителя и ученика, что и рождает полифонию эмоционально-эстетического и интеллектуального общения. Великая русская литература требует особой культуры восприятия и культуры чтения, работы души и ума [3]. Рассмотрим структуру урока по теме. Сформулируем три цели. Обучающие: формировать внимание к тексту; развивающие: создать условия для развития у школьников рефлексивных навыков; воспитательные: вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей, воспитывать навыки сопротивления трудностям жизни.
Природа — не только источник жизни.
Она и воспитатель души.
В.П. Астафьева
I. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме.
Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. Китайский мыслитель Лу Синь считал: «Пути не открываются перед теми, кто не борется» [4]. Но не только самообладание помогло герою. Что же ещё? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.
– Ребята, сформулируйте проблемные вопросы сегодняшнего урока. Природа-друг или враг? Какие уроки даёт природа герою и читателю?
II. Чтение наизусть начала рассказа под звуки природы «Пение птиц». «Это озеро не отыщешь на карте» Природа в произведении это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначальна мудра, она учит человека на ошибках, проводит испытания, прощает, помогает в выборе пути.
Ш.Обращение к эпиграфу урока. В.П. Астафьев писал: «Природа — не только источник жизни. Она и воспитатель души» [1]. Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только смелости и силы, но и многих практических знаний и умений.
1. Природа — друг и учитель. «Тот, кто правильно указывает на мои ошибки,- мой учитель; тот кто правильно отмечает мои верные поступки, -мой друг» Сюнь-цзы [4]. Задание: Какие ловушки устраивает природа? Чтение наизусть отрывок «Паук и его жертва».
– Чему учится Васютка, проходя через испытания? Какие подсказки даёт природа мальчику? Можно ли назвать Васютку жертвой тайги?
Итак, природа в рассказе многогранна: она, как змей искуситель, соблазняет, запутывает следы, но в то же время даёт подсказки, оставляет знаки. В книге Пауло Коэльо «Алхимик» сказано: «Ты найдёшь туда путь по тем знакам, которыми Господь отмечает путь каждого в этом мире. Надо только суметь прочесть то, что написано для тебя».
2. Природа — открытая книга. « Природа-это книга, которую надо прочитать и правильно понять» М. Налбандян. Книга не только даёт знания, но и учит пер
·еоценке ценностей: Васютка по достоинству оценил мудрость деда, переданные ему навыки отца, заботу и любовь матери.
3. Природа – мать, кормилица. «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит» [1]. Природа, как вторая наша мать, помогает Васютке, выводит его из тайги, ведь она по сути своей гуманна и милостива.
Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по- настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого. Человек, оказавшийся в безысходной ситуации, невольно, на уровне подсознания, обращается за помощью не только к матери, но и Богу.
4. Природа — величественный храм. Васютка, оставшись один на один с природой, начинает разговаривать с ней, ищет поддержки, замечает малейшие изменения, чувствует её состояние. Да красота природы подобна великолепию храма. Чтение наизусть стихотворения Ш. Бодлера «Природа — некий храм, где от живых колонн»
Итак, природа научила Васютку ценить близких, не поддаваться соблазнам и гордыне, помогла увидеть красоту окружающего мира.
5. Природа-зеркало души. Умение через природу понимать и видеть человека пришло к В.П. Астафьеву постепенно через великую русскую литературу. М.М. Пришвин в «Кладовой солнца» говорил о «зеркале» природы, в котором отражается человек: «Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там как в зеркале, увидишь — весь-то человек, большой, прекрасныйиз-за твоей спины наклонился и тоже смотрит в заводь, как в зеркало» [2]. Васюткино озеро – это отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой.
IV.Рефлексия.
–Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях? Природа — мудрый наставник, учитель, друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звёзды, месяц-предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим хозяином природы (значение имени Васютка — властелин) Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.
V. Задание на дом. Сочинение «Случай, который помог мне узнать себя».

Читайте:  Насекомые как способ уничтожения тли и кто ещ ест паразита Эффективные правила борьбы

Источник

Законы тайги (Васюткино озеро)

Рассказ В. Астафьева “Васюткино озеро” во многом автобиографичен и повествует о детских годах писателя. История подростка, вынужденного жить в тайге целых 5 дней, раскрывает характер и силу духа еще совсем юного мальчика. Какие законы тайги (“Васюткино озеро”) нужно знать, чтобы выжить в суровых климатических условиях?

Краткое содержание

Когда 13-летний мальчик Васютка отправился с отцом ловить рыбу, он даже не подозревал, какие события ждут его впереди. Отправившись в тайгу за кедровыми орехами, мальчик сбился с пути и потерялся. Все дело в том, что он погнался за глухарем и позабыл про зарубки, которые могли его вывести к знакомым местам. Ему пришлось одному скитаться по тайге 5 суток, пока он не вышел к реке и не повстречал рыбаков. Скитаясь по тайге, он наткнулся на озеро, где было много рыбы белых пород. Позже он привел туда бригаду отца, и рыбы оказалось столько много, что рыбаки решили перейти с речного лова на озерный. А озеро так и стали называть “Васюткиным”.

Законы тайги

В тайге Васютке помогли выжить несколько законов, которые обязательно должен знать человек, который отправляется в неизвестную местность. Во-первых, необходимо взять с собой продовольствие и спички. С помощью спичек можно развести костер, около которого можно согреться. Также огонь может привлечь внимание людей и отогнать диких зверей.

Важно делать засечки на деревьях, именно они помогают заблудившимся путникам вернуться домой. Когда Васютка отвлекся и забыл про эти зарубки, тогда он и сбился с пути. Если у путника есть ружье, патроны нужно расходовать очень осторожно. Они могут понадобиться, чтобы застрелить дичь или отогнать дикого зверя.

Когда Васютка вышел к озеру, то очень удивился, что там обитает белая рыба, ведь ее обычное место обитания – реки. Васютка сделал вывод, что озеро проточное и имеет выход в Енисей.

Характер Васютки

Васютка – 13-летний мальчик, который за 10 дней до окончания каникул отправляется с отцом Григорием Шадриным и его командной ловить рыбу. Мальчик оказался очень трудолюбивым, он с удовольствием помогал рыбакам. Одним из его любимых занятий было собирание кедровых орешков. Мальчик очень любит природу: он разговаривает с белками и птицами.

У Васютки пытливый ум. Он внимательно слушает рассказы рыбаков и запоминает важные детали. Когда он осознал, что заблудился, то сначала начал паниковать и расплакался. Однако потом собрался, понимая, что главное – не поддаваться панике. Васютке пригодились его знания природы и любовь к ней, поэтому он выбрался целым и невредимым из этой опасной ситуации.

Источник

Урок по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро": "Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты"

Дидактическая цель – создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий и метода проектной деятельности.

Цели по содержанию:

Образовательная – познакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева, с жанром “робинзонады” в русской литературе; способствовать формированию литературоведческих понятий: “средства создания образа”, “антитеза”, “образ-символ”, “нравственно-эстетический идеал”.

Развивающая – создать условия для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, работать в над литературоведческими понятиями с помощью интерактивной доски.

Воспитательная – способствовать воспитанию у школьников интереса к литературным традициям в русской литературе; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле.

Тип учебного занятия – заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева “Васюткино озеро” в форме эвристической беседы с использованием интерактивной доски. Урок проводится в 5-м классе по программе А.Г.Кутузова перед изучением зарубежной литературы, романа Д.Дефо “Приключения Робинзона Крузо”.

Методы обучения: эвристический, частично-поисковый, исследовательский.

Форма обучения: фронтальная, групповая.

Средства обучения: тексты произведений, интерактивная доска, проекционное оборудование, компьютер.

  1. Портрет В.П.Астафьева
  2. Текст рассказа “Васюткино озеро”
  3. Видеофильм “Таинственный лес”
  4. Презентация “В.П.Астафьев”
  5. Презентация в Smart Notebook File “Васюткино озеро”
  6. Васюткина карта
  7. Рисунки учащихся

Ход урока

I. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.

  • Она величественна и похожа на океан.
  • Она щедра и сурова.
  • Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
  • Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
  • Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

Действительно, это тайга. Посмотрите видеофильм “Таинственный лес” и подумайте: “Что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

Вторая часть “ребуса”:

  • Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
  • Он беззащитный и в то же время сильный.
  • Он сын и одновременно хозяин.
  • Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
  • Он совершает ошибку и исправляет ее.
Читайте:  Живопись золотого века в средней ИталииX Бесподобный Рафаэль Санти

Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”.

Какое противоречие возникает из сказанного? Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. (Вспомним жизненную ситуацию: несколько лет назад в конце июля в Слободском районе погиб 14-летний подросток. Он заблудился в тайге. Он умер не от голода, нет! Он поддался страху, панике, который сковал его и лишил сил, то есть возможности выжить. Он провел в тайге всего сутки и погиб от переохлаждения.)

Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.

— Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”

Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

— Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока.

  • Природа – друг или враг?
  • Спасение Васютки – чудо или закономерность?
  • Какие уроки дает природа герою и читателю?

Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: “Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты” (Слайд 1-й)

  1. В.П.Астафьев – писатель со сложной, но интересной судьбой. Гибель родителей, детский дом, война, душевные раны – все это было в его жизни. Но было и другое — то, что давало ощущение радости и полноты жизни. Это — творчество и целительная сила природы, которая сопровождала его на протяжении всей жизни. Мальчиком Виктор Петрович рыбачил на озере, но кончилось детство, и он оказался в детдоме. Но ему хотелось рассказать об озере, “открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать …каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть”. И это озеро стало для писателя своеобразной путеводной звездой, он открыл его для читателя, чтобы каждый из нас, как и главный герой, через озеро смог понять себя, приобрести жизненную мудрость и стать добрее. (Чтение наизусть начала рассказа)
  2. Природа в произведении это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути.
  3. Природа – открытая книга (слайды 4-5-й)

“Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять” (М.Налбандян)

Почему тайга стала для Васютки открытой книгой? Что помогло ему познать законы природы?

Тест: а) мудрые слова деда;

б) опыт отца;

в) знания, полученные в школе?

А сейчас посмотрим, как вы внимательно читали рассказ и знаете ли вы ответы на вопросы, которые спрятаны в мудрой книге природы?

Книга не только дает знания, но и учит переоценке ценностей: Васютка по достоинству оценил мудрость деда и те навыки, которые передал ему отец, заботу и любовь матери.

(Стр. 126, 131, 132)

  1. Природа – зеркало души (Слайд 8-й)

Умение через природу понимать и видеть человека пришло к В.П.Астафьеву постепенно. Ведь его учителем была не только природа, но и великая русская литература. М.М.Пришвин в “Кладовой солнца” так говорил о “зеркале” природы, в котором отражается человек: “ Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь – весь-то человек, большой, прекрасный…из-за твоей спины наклонился и тоже смотрит в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со своей природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звездочки”.

Задание: работа в группах

  • Васюткино озеро – “озеро надежды”?
  • Почему озеро называется Васюткино? Только ли потому, что его нашел наш герой?
  • Почему отражение в Енисее удивило Васютку?

Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь — любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине.

Читайте:  Прут это живая природа

Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?

Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

Попытаемся отразить наши размышления в виде синквейна или стихотворения собственного сочинения.

Синквейн (пятистишие) – свободная поэтическая форма, состоящая из 5 строф:

  1. Имя существительное, определяющее тему.
  2. 2 прилагательных – описание темы.
  3. 3 глагола(деепричастия) – название действий.
  4. 4 слова: фраза – отношение к теме.
  5. Образ – метафора, суть, смысл, синоним темы. (Слайды 9-10)

Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения. Вам предлагается написать сочинение-размышление на одну из тем нашего урока: “В чем тайна Васюткина озера?”, “Зарубки на сердце”. Ответ на эти вопросы каждый даст индивидуально в форме сочинения – размышления. Помогут вам в работе тезисы 11-го слайда:

  • Древние считали, что родник, озеро, источник — глаз Божий на земле.
  • Природа посылает Васютке озеро-загадку.
  • Озеро — отражение души Васютки.
  • Тайга-матушка, Енисей-батюшка, озеро.

Заключительное слово учителя

Зарубки на сердце

Уроки мужества, уроки доброты
Ты в сердце сохранишь навеки,
И озеро, как символ чистоты,
Тебе откроется, пусть на изломе лета.
Увидишь в струях чистого ручья
Природы первозданной отраженье,
И собственная грешная душа
Почувствует истоки очищенья.
Вольется в сердце неба синева,
И звезд на небе тихое мерцание,
И щебет птиц, и росная трава —

Источник



Законы тайги Васюткино озеро – сочинение по рассказу

Рассказ В. Астафьева “Васюткино озеро” во многом автобиографичен и повествует о детских годах писателя. История подростка, вынужденного жить в тайге целых 5 дней, раскрывает характер и силу духа еще совсем юного мальчика. Какие законы тайги (“Васюткино озеро”) нужно знать, чтобы выжить в суровых климатических условиях?

Краткое содержание

Когда 13-летний мальчик Васютка отправился с отцом ловить рыбу, он даже не подозревал, какие события ждут его впереди. Отправившись в тайгу за кедровыми орехами, мальчик сбился с пути и потерялся. Все дело в том, что он погнался за глухарем и позабыл про зарубки, которые могли его вывести к знакомым местам. Ему пришлось одному скитаться по тайге 5 суток, пока он не вышел к реке и не повстречал рыбаков. Скитаясь по тайге, он наткнулся на озеро, где было много рыбы белых пород. Позже он привел туда бригаду отца, и рыбы оказалось столько много, что рыбаки решили перейти с речного лова на озерный. А озеро так и стали называть “Васюткиным”.

Законы тайги

В тайге Васютке помогли выжить несколько законов, которые обязательно должен знать человек, который отправляется в неизвестную местность. Во-первых, необходимо взять с собой продовольствие и спички. С помощью спичек можно развести костер, около которого можно согреться. Также огонь может привлечь внимание людей и отогнать диких зверей.

Важно делать засечки на деревьях, именно они помогают заблудившимся путникам вернуться домой. Когда Васютка отвлекся и забыл про эти зарубки, тогда он и сбился с пути. Если у путника есть ружье, патроны нужно расходовать очень осторожно. Они могут понадобиться, чтобы застрелить дичь или отогнать дикого зверя.

Когда Васютка вышел к озеру, то очень удивился, что там обитает белая рыба, ведь ее обычное место обитания – реки. Васютка сделал вывод, что озеро проточное и имеет выход в Енисей.

Характер Васютки

Васютка – 13-летний мальчик, который за 10 дней до окончания каникул отправляется с отцом Григорием Шадриным и его командной ловить рыбу. Мальчик оказался очень трудолюбивым, он с удовольствием помогал рыбакам. Одним из его любимых занятий было собирание кедровых орешков. Мальчик очень любит природу: он разговаривает с белками и птицами.

У Васютки пытливый ум. Он внимательно слушает рассказы рыбаков и запоминает важные детали. Когда он осознал, что заблудился, то сначала начал паниковать и расплакался. Однако потом собрался, понимая, что главное – не поддаваться панике. Васютке пригодились его знания природы и любовь к ней, поэтому он выбрался целым и невредимым из этой опасной ситуации.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение “Законы тайги из рассказа “Васюткино озеро”. Здесь показаны черты характера главного героя, которые помогли ему выжить, а также описываются законы, которые должен знать каждый путник .

Источник