Человек и природа Кто раб а кто господин

Человек и природа: Кто раб, а кто господин

Тема взаимоотношений человека и природы — одна из ключевых в философской и научной мысли. Причем разброс мнений о характере отношений «человек — природа» весьма широкий. Одни мыслители и ученые утверждали (и утверждают), что в этих отношениях человек выступает в качестве властителя, хозяина природы, а другие, наоборот, полагают, что человек находится в сильной (буквально рабской) зависимости от природы.

Так кто же прав? Кто есть раб, а кто господин? Размышляя на тему законов в своей работе «Наука закона» святитель Николай Сербский говорит, что положение человека по отношению к природе напрямую зависит от его (человека) отношения к Богу.

Создавая мир и человека, Бог поставил человека над природой, сделал его хозяином, господином природы: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28). Господствующее положение человека по отношению к природе также вытекает из следующего наставления Бога человеку: «И взял Господь Бог человека (которого создал) и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15).

Наконец, об этом же свидетельствует повеление Бога человеку наречь имена всем тварям (Быт. 2:19-20). Бог торжественно вручил первозданному Адаму право власти как «великое наставление, показывающее, что истинный Владыка тварей есть Бог, и что человек должен пользоваться даруемым ему владычеством в совершенном послушании и преданности воли Божией.<…> Ему поручено было также хранить рай (Быт. 2:15) не столько от тварей, подчиненных ему, сколько от собственного своего невоздержания», — замечает святитель Филарет Московский (Филарет (Дроздов), святитель. Толкование на книгу Бытия. М.: Русскiй Хронографъ, 2004. С. 53, 75).

Согласно библейско-святоотеческому учению, первозданный Адам получил в дар от Творца царственное достоинство (Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. СПб.: АХIОМА, 1995. С. 13-21). Священник Олег Мумриков в статье «Христианство и экологический кризис: православный взгляд на проблему» пишет: «Он (первозданный Адам — В.К.) несет ответственность перед Богом за весь Космос, является единым и в то же время духовно-материальным существом, соединяющим в себе все творение».

Увы, первые люди не оправдали высокого доверия Бога, после первого грехопадения (нарушение запрета на вкушение плодов с древа познания добра и зла) они были изгнаны за пределы рая. Это самым радикальным образом поменяло положение человека по отношению к природному миру. Люди захотели стать «как боги» (Быт. 3:5), а в результате получили проклятие земли: «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3: 17-19).

В послании Апостола Павла к римлянам мы читаем о том, что страданиям подвергся и сам человек, и всякая тварь, которая под ним находилась: «Потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:20-23).

А вот как образно описал святитель Николай Сербский жалкую судьбу изгнанного из рая человека, его превращение из хозяина в раба природы: «Изгнание из рая, или удаление человека от предстояния пред ликом Божиим, имело своим последствием то, что человек, бывший прежде властелином природы, стал рабом природы. Он, питавшийся вблизи Бога каждым словом Божиим, то есть духом и истиной, иначе говоря, духовным смыслом и значением всякой сотворенной твари, теперь стал питаться зеленью полевой, желая иногда наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи (Лк. 15:16). Но и это ему никогда не удавалось в полной мере» («Наука закона», глава VII «Истина и ее символы»).

Онтологическая взаимосвязь духовного состояния человека и состояния земной природы была показана и осмыслена в традиции святоотеческого богословия Владимиром Николаевичем Лосским (1903-1958). Согласно Божественному замыслу, высшая в иерархическом отношении часть первозданного человека — дух — должен был жить исключительно Богом, душа — духом, физическое тело — душой. Но в результате грехопадения прародителей и неправильного расположения ума, чувств и воли у современных людей «дух начинает паразитировать на душе, питаясь ценностями не Божественными <…> Душа, в свою очередь, становится паразитом тела — поднимаются страсти. И, наконец, тело становится паразитом земной вселенной, <…> и так обретает смерть» (Лосский В. Н. Очерк Мистического Богословия Восточной Церкви. Догматическое Богословие. М., 1991. С. 253).

По словам Лосского, человек ответственен за мир именно потому, что он есть то слово, тот логос, в котором мир может высказываться, и «только от нас зависит — богохульствует он или молится» (указ. соч. С. 242).

Отношения между падшим человеком и природой приобретают характер самой настоящей войны, человек хочет «покорить природу». Посылая человека в космос или перекрывая Енисей, ему кажется, что он, наконец, сумел выиграть эту войну. Но это самообман, иллюзия. Срабатывает эффект бумеранга, который в современных условиях принято называть «экологическим кризисом» и который способен принести человечеству множество неприятностей или даже уничтожить его. На это обращается внимание в Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви:»Антропогенная основа экологических проблем показывает, что мы изменяем окружающий мир в соответствии со своим внутренним миром, а потому преобразование природы должно начинаться с преображения души» (Разд. 13:5).

Святитель Николай Сербский пишет в «Науке закона» о том, что по мере того как человек отпадал от Бога, он потерю Духа пытался компенсировать приобретением контроля над материальной природой. Человек в силу образовавшейся слепоты подменил сущность (солнце Духа) формой (тени, символы материального, природного мира): «Но лишь только у прародителей после отпадения от Бога телесные помышления стали преобладать над духовными, солнце Духа для них скрылось за темными тучами, и они оказались в царстве смертных и сиюминутных символов, в царстве изменений, беспокойства и смерти. Форма заслонила сущность, явление затемнило смысл, видимое встало пред невидимым; картины заслонили Художника, за многими песнями невозможно стало услышать Поэта».

Следствием такой подмены стало полное забвение закона духовного и фанатичное увлечение законами физическими, природными: «Закон духовный был забыт, и его место в разуме человеческом заняли придуманные законы физические, или законы природы, естественные законы».

Забыв Бога, человек стал идолопоклонником, в качестве идола стала выступать природа: «Однако взоры людские всё больше уставали смотреть с арены тени, где пал Адам, вверх, на духовную сущность. И постепенно, охваченный усталостью и замешательством, замешательством от путаницы истины с символами истины, человек, наконец, в страхе стал поклоняться природе как божеству. Как только из его духовного поля зрения выпал истинный и единственный Бог, он вынужден был наполнить пустоту, и сделал это таким образом, что природу — то есть творение Божие — обожествил и стал почитать вместо Бога».

Итак, современный человек имеет безграничную веру в природу, ей он поклоняется, он ее раб. Развивая свои знания в области естественных наук, он становится жертвой самообмана: ему кажется, что он постигает истину. На самом деле он все более погружается в тень и удаляется от истины: «Но как только человек признал природу богом, он начал считать природу законодателем и признал законы природы. Истина для него была потеряна, и человек в полном замешательстве оказался в тени истины» (глава VII «Истина и ее символы»).

Признаюсь, что тема «Человек и природа» для меня является далеко не новой. И кандидатская, и докторская диссертации у меня были по экономическим проблемам охраны окружающей среды. Мною были прочитаны на русском и иностранных языках сотни книг и статей по вопросам экологии и природопользования. Но, увы, многознание пониманию проблемы не помогало, общая картина не выстраивалась. А потому, что в мысленной конструкции не было третьего и самого главного элемента — Бога.

Но все сложные и, на первый взгляд, запутанные вопросы по теме «Человек и природы» мне стали понятны лишь после того, когда я прочитал в Евангелии следующие слова: «Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17:20). Похожие слова имеются также в другом месте Нового Завета: «Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам» (Мк.11:22-24).

Златоуст

«Иоанн Златоуст», вторая половина ХУ века. Из Введенской церкви деревни Кузьмино на Княжострове (Архангельская область). Фото: Людмила Пахомова/ТАСС

Многие святые высказывались по поводу этих замечательных строк Евангелия. Вот, например, святитель Иоанн Златоуст: «Скажешь, где они сдвинули с места гору? Я скажу, что они сделали гораздо более, воскресив тысячи мертвых. Ибо не столько нужно силы, чтобы передвинуть гору, сколько — чтобы выгнать из тела смерть. Между прочим, повествуют, что святые, после них жившие и их гораздо меньшие, передвигали и горы, когда требовала того нужда. Поэтому очевидно, что и апостолы могли бы сдвинуть, если бы только нужно было, но не было тогда нужды. А, может быть, это и случилось, но нигде не упоминается, ибо не все чудеса описаны. Подивись здесь их любомудрию и силе духа: любомудрию, что не скрыли своей слабости, силе духа, потому что тех, которые не имели веры и с зерно горчичное, в короткое время Господь так возвысил, что потекли в них реки и источники веры».

А вот и фрагмент из жития преподобного отца нашего Марка Афинского (ок. 270-400), имеющий отношение к обсуждаемой нами теме:

«Потом он спросил меня:

   - Есть ли ныне среди мира некоторые святые творящие чудеса, как сказал Господь в Евангелии Своем: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17:20).

   В то время как святой произносил эти слова, гора сдвинулась со своего места приблизительно на пять тысяч локтей и приблизилась к морю. Святой Марк, приподнявшись и заметивши, что гора двигается, сказал, обратясь к ней:

   - Я тебе не приказывал сдвинуться с места, но я беседовал с братом; посему ты встань на место свое!

   Когда только он сказал это, гора действительно стала на своем месте. Увидав сие, я упал ниц от страха. Святой между тем, взяв меня за руку и поставив на ноги, сказал мне:

Читайте:  Эталоны и памятники природы

   - Разве ты не видывал таких чудес в течение дней жизни твоей?

   Тогда святой, вздохнувши, горько заплакал и сказал:

   - Горе земле, потому что христиане на ней таковыми только по имени нарицаются, а на деле не таковы!»

Впору и нам заплакать, ибо слова преподобного Марка Афинского относятся к нам с вами.

Источник

Человек-царь природы, но раб обстоятельств

Госса Светлана Начнём со своей суЧности(шутка).

Что есть «Я», а что есть не «Я»?
Я полагаю, многие в жизни задумывались о том, чем можно поступиться ради любви или сохранения отношений, а чем нельзя.
Вопрос контакта с собственной сущностью очень глубокий.
Понять его возможно в стрессовых ситуациях, граничащих со смертью.
Попытка выжить, выстоять. В борьбе.

Представьте такую ситуацию: человек живёт в своём мире, в котором скучно.
Он понимает, что ему хреново, но без посторонней помощи не обойтись. В определённый момент в жизни героя встречается интересная личность, которая учит, помогает идти правильным путём. Наш герой, назовём его Дмитрий, понимает важность процесса и настроен очень позитивно.
Но после того, как шаг за шагом включается в процесс, который на него влияет, Дима становится тревожным и замыкается в себе.
Почему так происходит? Потому что интересная личность, которая вошла в жизнь Димы, стала властвовать, подавляя мужчину собой, своим поведением, мышлением.

В этот момент человек понимает, что нарушено его личное пространство. Он близок к иллюзиям, глупостям. В такой ситуации сознание человека ищет спасательную соломинку.
А сейчас внимание! Здесь наша сущность» Я» либо проявится, либо нет.
То есть вы, смело защищаете свой мир, где сами Хозяин и постепенно приходите в норму. Сознание будет возвращать вас к неприятному уже знакомому вам состоянию. Вы в очередной раз попытаетесь проявить своё Я.
Это может продолжаться бесконечно. Небольшие победы отвоевать сущность и улучшения настроения на время.

Человек словно застревает между двумя мирами. Чего-то не хватает для полного возврата к себе и сохранения своего» Я».
А теперь ответьте мне, что для вас самое дорогое? То, что по-настоящему ВАШЕ? Личное, интимное, бесценно для вас?!

В жизни зачастую у человека нет ничего своего.
Что? Будете втирать о машине, даче, квартире и т.п.?
О своей самодостаточности? Почему же она вас не радует?
Да потому что у вас нет самого главного, своего «секретика».
Того, при одной мысли о котором, хочется жить. То, при виде чего расцветаешь.
Что-то очень интимное и безумное, бесценное. Индивидуальное.
То, к чему хочется возвращаться вновь и вновь. То, что не требует объяснения, потому что понимаешь, как оно очень важно.

Фото моего города. Склоны Замковой горы. Спасибо автору.

© Copyright: Госса Светлана, 2017
Свидетельство о публикации №217120902111 Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении Другие произведения автора Госса Светлана Человек-царь природы, но раб обстоятельств
________________________________________

Интересные рассуждения автора.

Однако, то, что мы не цари природы, а её убийцы — понятно уже многим, но к сожалению, ещё не всем. А вот то, что мы рабы обстоятельств — сущая правда. Рабство это, зависит от многих причин, но главная из них, пожалуй, качество Власти в стране. Поэтому и трудно сохранять своё «Я». А жить хочется потому, что Жизнь прекрасна.

Источник

ЧЕЛОВЕК – «ГОСПОДИН ПРИРОДЫ» (ВОЗРОЖДЕНИЕ)

В отличие от средневековья, философия эпохи Возрождения превратила живого человека в предмет культа, поклонения. В это время утверждался антропоцентризм как специфический тип философского мировоззрения, осуществлялся переход от религиозного к светскому пониманию человека. Возродилась гуманистическая ориентация философии, заложенная в античности. В Италии сформировался гуманизм как мощное идейное течение, представленное в философии и литературе. Этот гуманизм носил оптимистический характер, поскольку нес в себе веру в силы и возможности человека. В данную эпоху человек рассматривался как творец (кузнец) самого себя и своей судьбы, господин природы. Философия эпохи Возрождения с ее духом титанизма (богоборчества) утверждала идею всемогущества и всесилия человека, которому якобы все дано и все доступно. Для иллюстрации этой идеи будет вполне уместным привести слова античного поэта Софокла: «В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего». В это историческое время человек как бы поставил себя на одну ступень с Богом, провозгласил себя человекобогом. Решая вопрос таким образом, эпоха Возрождения с ее духом антропоцентризма не только возвысила человека над остальным живым миром, по и посеяла в нем зерна безмерной гордыни и безграничного индивидуализма.

ЧЕЛОВЕК – «СУЩЕСТВО РАЗУМНОЕ» (НОВОЕ ВРЕМЯ)

В философии Нового времени человек исследовался с позиций механизма как философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и внешний мир, тоже есть механизм, сложная машина. Эта машина является порождением природы, плодом ее длительной эволюции. Главное качество в человеке — это его разумность. Призвание человека состоит в том, чтобы изменять мир с помощью силы знания. Такое рационалистическое восприятие человека наиболее полно было представлено, в частности, в творчестве французских просветителей XVIII в. (Вольтер, К.Гельвеций, Д.Дидро и др.). Новое время продолжало творить культ человека. Полагалось, что и все общество должно быть переустроено таким образом, чтобы в нем полностью смогли бы раскрыться все задатки и способности людей. Рационалистическая антропология как бы подталкивала человека к революционному преобразованию мира общественных отношений и даже к насилию над историей.

Обращение к истории философской мысли показывает, что тема человека является, во-первых, непреходящей. Во-вторых, она осмысливается с различных мировоззренческих позиций, обусловленных конкретно-историческими и иными причинами. В-третьих, в истории философии неизменными являются вопросы о сущности и природе человека, смысле его существования. По сути история антропологии — это история осмысления процесса выделения человека из внешнего мира (античность), противопоставления ему (Возрождение) и, наконец, — слияния с ним, обретения всеединства (русская религиозная философия и иные учения).

Человек — особое существо, явление природы, бладающее, с однойстороны, биологическим началом (приближающим его к высшим мле-копитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубо-кому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.

Таким образом, человек — это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и дажене достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).

Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.

Понятие личности, ее сущность, структура, социальные роли. Личность и общество

Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

Одна из главных тайн человека — тайна человеческой личности. Философы считают личность высшей ступенью эволюции человека как духовно-телесного существа. В трудах философов личность предстает со стороны своего телесно-духовного единства, целостности и непротиворечивости. Существенными признаками личности философы называют склонность и стремление к общению (коммуникации) и общности (социа-лизации). Личность предстает в трудах мыслителей устремленной к миру и другим людям.

В философии определились следующие черты личности:

способность к "трансцендированию", т.е. выходу за собственные пределы; способность отказаться, "освободиться" от своего Я, чтобы открыться "другому";

· способность понимания другого, принятие его позиции, точки зрения. Понять — значит простить. Личность всегда склонна не к осуждению, а к прощению другого. Личность пытается найти вину в себе, а не в другом;

· способность взять на себя ответственность за судьбу "другого", разделить с ним его огорчения, радости и заботы;

· способность к самоотдаче, бескорыстному великодушию.

Биологический подход ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Социокультурная теория объясняет особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми. Социокультурный подход объясняет специфически человеческое психическое (ду-ховное) развитие человека как продукт развития общества, всей истории развития человечества. Согласно этому направлению все богатство развития человеческой психики обусловлено присвоением (усвоением) человеком общественно-исторического опыта.

Природа личности сложна, в ней неразрывно связаны биологическая и социальная основы. Существующие точки зрения на природу и базовые факторы развития личности отличаются друг от друга акцентированием различных сторон (биологической, социальной, деятельностной и т. д.), которые разрабатываются как основа личностного развития человека. Многочисленные теории скорее дополняют друг друга, раскрывают многогранность личности при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности — ее социальное качество. Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен. Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх — Я")

Ид ("Оно") — источник энергии, направленный на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия "Оно" побуждает нас к сексу, а также осуществлять

такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей. Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи. Суперэго — это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом. Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины. Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности: — один — внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно " живущий " для самой личности; — второй — деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком. Внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом конкретном случае эта связь оказывается неоднозначной. Одним ее полюсом является соответствие, " совпадение " актов сознания и поведения, другим — наоборот, их совершенное несоответствие друг другу, противостояние. Для социологии наиболее значительным является осмысление перехода, превращение в структуре личности факта, момент, ситуацию деятельности. Этот процесс охватывает обе разновидности личностных структур, и именно его следует считать "ядром" личности как системы.

Читайте:  Самые красивые места Краснодарского края на море и в горах

Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Индивид — это всегда один из многих, и он всегда безличен. В этом смысле понятия "индивид" и "личность" являются противоположными как по объему, так и по содержанию. В понятии "индивида" не фиксируется каких-либо особенных или единичных свойств человека, поэтому по содержанию оно яв-ляется очень бедным, зато по объему оно в такой же степени богато, ибо каждый человек — индивид. Так, сказав "бедные люди" или "богатые люди", мы уже выделили определенные группы людей, отделив их от других групп. И чем больше мы будем конкретизировать понятие, тем оно будет меньше" по объему и богаче по содержанию. В конце концов, путем персонификации индивида, отдельного человека, мы придем к единственному, индивидуальному представителю человеческого рода. В этом плане предельно персонифицированный индивид и есть личность. Личность- это понятие весьма богатое по содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. То, что делает человека личностью, — это, конечно, его социальная индивидуальность, совокупность характерных для человека социальных качеств, его социальная самобытность. В понятие "личность" обычно не включают природно-индивидуальные характеристики индивида. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность — это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов. Так, в общей психологии под личностью обычно подразумевается некоторое интегрирующее начало, связывающее воедино раз-личные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую устойчивость. Исходный момент социологических исследований личности состоит в анализе не индивидуальных особенностей человека, а тех социальных функций (ролей), которые человек выполняет. Эти роли определяются социальной структурой общества, различными социальными группами, в которые включен индивид. Проблема личности в философии — это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Деятельность человека является той основой, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается "вещью в себе". Сам человек может думать о себе что угодно, строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле. Другими словами, социально-деятельностная сущность человека прежде всего лежит в основе социализации индивида, в процессе которой и происходит формирование личности. Социализация — это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осу-ществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Поскольку социализация носит динамический характер, то личность — это всегда процесс, это постоянное становление. Личность, застывшая в своем формировании, в своих устрем-лениях, — это уже деградирующая личность Лишение индивида общения и возможности выбора, извест-ной свободы действий также отрицательно сказывается на раз-витии личности и ее самочувствии. Чело-век, полностью подчиненный чужой воле и лишенный (посред-ством внушения, идеологического оболванивания, пропаганды и т.д.) собственного мировоззрения, собственных мыслей и взглядов, — это уже не личность. Так же, как трудно назвать личностью индивида, лишенного разума и рассудка по каким-то другим причинам. Такие люди, у которых отсутствуют сво-бода действий, воля или разум, не могут быть ответственными (без свободы нет ответственности) и не должны отвечать за со-деянное, ибо это не ими обусловленные и потому, по существу, не их поступки. Вот почему их нельзя судить или осуждать. Мы подошли к очень важной характеристике личности — ее нравственно-духовной сущности и обусловленных ею поступ-ков. В содержание личности и ее оценку в качестве важнейшего компонента включается направленность ее сознания, лич-ностные ориентации, обусловленные уровнем ее сознания, ми- ровоззрением, нравственностью и ответственностью. Безус-ловно, социальная среда оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности. Но не в меньшей степени личностные ориентации и поведение обусловлены и внутрен-ним, духовным миром человека. Не случайно говорят, что каж-дый сам кузнец своей судьбы и счастья. Чем ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные и волевые качества, чем больше его жизненные ориентации совпадают с общечеловеческими ценностями, чем в большей степени он положительно влияет на развитие и утверждение этих ценностей, тем ярче и значительней сама личность. В этом плане она характеризуется со стороны силы ее духа, свободы, творчества и добра. С этой стороны личность возвышается над своей природной основой и в известном смысле даже преодолевает ее, оставляя свой след и плоды своей деятельности и после своей биологи-ческой смерти.

Сила воли и сила духа личности, ее нравственная доброта и чистота не могут подтвердиться и реализоваться никаким дру-гим способом, как только в реальной практической деятельнос-ти и в определенных социальных условиях. Поступки человека, являющиеся важнейшим фактором, характеризующим лич-ность, — это не слова, а дела. И именно тогда, когда дело доходит до реальных поступ-ков, обнаруживается, как это трудно и тяжко быть личностью, быть свободным, быть честным, принципиальным и т.д. Пото-му что, если индивид действительно считает себя личностью или стремится быть ею, он должен быть ответственным, и не только в своих мыслях, но прежде всего в своих поступках. Таким образом, быть личностью трудно. Но еще труднее быть счастливой личностью. Свобода и ответственность под-линной личности, требующие постоянного творчества и посто-янных мук совести, страданий и переживаний, очень редко со-четаются со счастьем. И чем личность выше и значительнее, тем выше и планка ее ответственности перед самой собой и людьми. Это замечательно раскрыли в своих произведениях писатели экзистенциального плана, а особенно Достоевский.

Источник

Кратко природа и человек. Человек и природа

Человек — часть природы. Всё, что ему необходимо для жизни — пищу, одежду, топливо и др., — он получает из окружающей среды. Таким образом, природа — источник всех средств существования людей.

Долгое время человек не нарушал существующее в природе равновесие. Но постепенно людей становилось больше, им требовалось всё больше и больше пищи. Древние люди стали охотиться на крупных животных и погубили многих из них. Учёные считают, что в вымирании мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей определённую роль сыграли древние охотники.

Это были первые потери природы от рук человека. Шли годы, росло население Земли, число городов. Менялась жизнь людей: человек создал множество машин, облегчающих его труд, и средства передвижения, построил города и проложил дороги, освоил воздушное и водное пространства, поднялся в космос. В настоящее время человек всё больше и больше преобразует окружающую его природную среду.

Человеку под силу двигать горы, осушать болота и моря, создавать искусственные озёра и реки, поворачивать русла рек.

В настоящее время ежегодно на земном шаре добывают до 100 млрд т горных пород, выплавляют около 800 млн т различных металлов, в почвы вносят около 500 млн т минеральных удобрений, сжигают до 3 млрд т нефти.

Только один автомобиль ежегодно поглощает до 4 т кислорода!

Такая деятельность человека часто приводит к печальным экологическим последствиям. В крупных городах воздух и водоёмы сильно загрязнены промышленными выбросами. Полностью изменился облик многих районов Земли: на них исчезли леса, плодородные земли, перестали существовать уникальные виды растений и животных.

Кратко природа и человек. Человек и природа

Как сберечь природу?

Мы много говорим о том, есть ли жизнь на других планетах, в других галактиках. Как мы будем радоваться, если где-то в космосе найдём какую-то «букашку»! А ведь с нашей планеты уже исчезли многие виды животных, и их не будет никогда, а другие могут исчезнуть в любой момент. Вдумайтесь: до появления человека один вид животного исчезал за 1000 лет; с 1850 по 1950 г. — за 10 лет; с 1950 г. — один вид в год. Сейчас ежедневно исчезает один вид растений или грибов.

Для спасения живой природы учёные выявляют редкие и исчезающие виды растений и животных и заносят их в Красную книгу.

Для сохранения видов вместе со средой обитания создаются охраняемые территории — заповедники, национальные парки, заказники. В них запрещена или ограничена любая хозяйственная деятельность, отдых людей и туризм.

Да, человек изменил Землю, сделал её во многом опасной для своего здоровья, а также для здоровья будущих поколений.

Что же делать? Вернуться назад в каменный век, в сырую пещеру, охотиться, обрабатывать поле каменными орудиями? Конечно же нет. Нужно, чтобы люди научились разумно и ответственно относиться к природе? А это значит:

  1. защитить планету от всех видов загрязнения;
  2. остановить уничтожение лесов и наступление пустынь;
  3. сохранить многообразие живого на планете;
  4. бережно относиться к природе каждому человеку.
  1. Оказывал ли влияние древний человек на природу?
  2. Как освоил современный человек Землю?
  3. Как человек меняет облик биосферы? Приведите примеры.
  4. Какие меры принимают для охраны биосферы?
  5. Как вы можете помочь охране животных и растений?
  6. Есть ли в вашей местности охраняемая территория? С какой целью она создана?
  7. Используя различные источники информации, составьте небольшой рассказ о каком-либо редком животном или растении.

Человек всё больше преобразует природу, но не всегда думает о последствиях своей деятельности: загрязняются воздух и водоёмы, снижается плодородие почв, исчезают уникальные виды растений и животных. Для сохранения видов живой природы созданы Красные книги и охраняемые территории.

Влияние природы на человека

Благодаря широкому диапазону терапевтических инструментов и методов, которые есть в нашем распоряжении, мы часто не замечаем ключевой ресурс, который имеет множество умственных, эмоциональных и познавательных предпочтений. Кроме того, он, как правило, доступный для большинства людей и совершенно бесплатный. Это — природа.

Люди все меньше времени проводят на природе, теряя таким образом необходимый буфер здоровья. А зря. Появляется все больше доказательств того, что контакт с природой имеет значительное положительное влияние на психическое здоровье.

Это связано с пониженным уровнем стресса, имеет огромные последствия и для физического здоровья, уменьшением уровня депрессии и тревожности, повышением устойчивости, а также улучшением самооценки и желание взаимодействовать с социумом.

Такие положительные эффекты были замечены не только при непосредственном влиянии природы на человека — как в лесу или парке, но и в результате просмотра фотографий с природными сценами или же когда человек просто смотрит в окно. Одно недавнее исследование изучало влияние различных типов изображений на восстановление после стресса. Участники просматривали слайды сюжетов из природы или искусственной среды в течение 10 минут, после чего они выполняли задачи, направленные на индукцию психического стресса.

Исследователи обнаружили, что участники, которые рассматривали фотографии природы, имели более высокую активность парасимпатической нервной системы , которая также отвечает за баланс симпатической системы. Новые исследования показывают, что чем более впечатляющее изображение (массивные горы, водопады и т.п.) — тем лучше.

Читайте:  Цитаты Виталий Валентинович Бианки

Скорее всего, эти преимущества связаны с визуальной структурой природы, которая расслабляет сознание человека. Механизмы, лежащие в основе этого явления до сих пор не до конца понятны, однако существует предположение, что природа содержит много повторяющихся структур, которые легко усваиваются умом. Улучшение настроения задействовано чувством восхищения, которое может оттянуть нас от ежедневных мелких тревог и тем самым поднять настроение. Ведь чаще всего, мы расстраиваемся по пустякам.

Звуки природы имеют аналогичные преимущества согласно исследованию, которое показывает, что прослушивание записанных звуков природы имели схожие результаты на преодоление стресса тем, что включали визуализицию.

Что касается времени, проведенного на открытом воздухе, то исследователи медицинской школы Nippon в Японии сравнили эффекты прогулок в лесу и городом. Результаты их исследований показывают, что прогулки в лесу или парке не только приводят к снижению стрессовых гормонов, но и фактически усиливают иммунную систему, выработка естественных киллеров и экспрессию противораковых белков.

Кроме того, согласно результатам нового европейского исследования, люди, которые живут вблизи деревьев и зеленых насаждений, реже страдают от ожирения, низкой активности и депрессий.

Доказательств того, что люди и общины могут процветать только тогда, когда они имеют доступ к природе, становится все больше. Некоторые исследователи связывают это с врожденными потребностями людей быть в контакте с природой. Наше отделение от природы относительно недавнее — около 250 лет, и люди еще не успели адаптироваться к нему.

Конечно, мир развивается чрезвычайно быстро и каждый день появляются все новые и новые технологии, заставляет все больше людей жить в городских условиях. Но жизнь в городе может быть довольно утомительным. Найти время для здорового питания или занятий спортом становится все труднее. Если вашу повседневную жизнь включает сидение за компьютером в течение нескольких часов, или же вы проводите большую часть дня в помещении, это может негативно повлиять на ваше здоровье. Поэтому очень важно найти время для контакта с природой, даже если он будет коротким. Хороший пример для подражания подает Лив Бори — одна из самых известных профессиональных игроков в карты. Для Лив — регулярные прогулки на улице давно стали приоритетными. Даже во время участия в напряженных мировых турнирах, она пытается выбраться из города чтобы позволить ума и телу отдохнуть.

Итак, если природа такая полезная для психического здоровья, что мы должны делать с этим фактом? Кроме попыток проводить как можно больше времени на свежем воздухе, необходимо также проследить, чтобы органы местного самоуправления интегрировали парки, пешеходные дорожки и прочее в структуру городов.

Взаимодействие человека и природы философия. Взаимодействие человека и природы

Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания существовала на всех этапах человеческой природы, но не оставалась постоянной, а изменялась диалектическим противоречивым образом.

Четыре типа взаимодействия общества с природой:

Присваивающий (для первобытного общества)

Производящий (С начало аграрная экономика затем индустриальное производство)

Подчиняющий (Капиталистический строй)

НТР (Вторая половина 50х годов 20го века)

Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является экологическая проблема.

Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал основатель Римского Клуба А. Печчеи: «Истинная проблема человеческого вида в том что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и приспособится к тем изменениям, которые сам внес в этот мир». Эти изменения являются плодом всей культурно-преобразовательной, и прежде всего, производственной деятельности. Масса всех искусственно созданных человеком неодушевленных предметов и живых организмов называется техномассой. Расчеты ученых показали, что техномасса производимая человечеством за 1 год составляет 10 в 13-14 степени, а биомасса производимая на суше 10 в 23. Из этих расчетов следует, что человечество создало искусственную среду, которая в 10 раз продуктивнее естественной среды. Это один из важнейших факторов, обуславливающий постановку перед человечеством экологической проблемы. В этой связи особую остроту приобретает распространение в окр среде производств и продукций, и особенно загрязняющих, вызывающих катаклизмы. Уже в обозримом будущем возможно ожидание потепления и таяния ледников, что послужит причиной для миллионов человек превратиться в экологических беженцев.

Природа и человек цитаты. Короткие, красивые цитаты, фразы и высказывания про экологию, природу и человека

Мы несём ответственность за окружающую среду, от наших поступков зависит состояние природы. Это наш дом, в котором мы существуем, к нему мы должны относиться с любовью. Для вас мы подобрали более пятисот красивых, мудрых цитат, изречений и фраз об экологии, заботе об окружающей среде и природе.

Природа и человек цитаты. Короткие, красивые цитаты, фразы и высказывания про экологию, природу и человека

535 фраз, высказываний и цитат о природе с глубоким смыслом

  1. Природа — дом, в котором живет человек. (Дмитрий Лихачев)
  2. Во всех явлениях природы есть нечто чудесное. (Аристотель)
  3. Природа может обойтись без человека, а он без нее — нет. (Али Апшерон)
  4. Жить счастливо и жить согласно с природой – одно и то же. (Л.А. Сенека)
  5. Если бы природа не была прекрасной, она не стоила бы того, чтобы быть познанной, жизнь не стоила бы того, чтобы быть прожитой. (Пуанкаре)
  6. Любовь к природе — признак морального здоровья в человеке. (Конфуций)
  7. Вся природа стремится к самосохранению. (Цицерон)
  8. Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счёл бы неприличным делать в гостях. (Арманд Давид Львович)
  9. Человек никогда не сможет удовлетвориться одним тем, что дала ему природа; деятельное вмешательство его самого будет необходимо. (И. И. Мечников).
  10. Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы. (А. Эйнштейн)
  11. Природе неведома жалость. Природа не принимает никаких извинений, а единственное известное ей наказание – смерть. (Эрик Хоффер)
  12. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. (Иван Тургенев)
  13. Поразительна мудрость природы, которая при таком бесконечном разнообразии сумела всех уравнять! (Э. Роттердамский)
  14. Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей. (И. Гёте). Природа и человек цитаты. Короткие, красивые цитаты, фразы и высказывания про экологию, природу и человека

Роль природы в жизни человека

Связь человека с природой примеры.

Подробное решение часть 1 Стр. 64 по окружающему миру для учащихся 2 класса, авторов А.А. Плешаков 2017

  • Гдз рабочая тетрадь по Окружающему миру за 2 класс можно найти

1. Приведите примеры связей в природе, между природой и человеком?

В природе все компоненты связаны между собой. На деревьях и кустарниках гнездятся птицы. Таким образом, они дают им укрытие. В свою очередь, птицы защищают деревья от насекомых вредителей. Поедая ягоды и плоды, птицы способствуют расселению растений. Насекомые питаются нектаром и опыляют растения, перенося пыльцу с цветка на цветок.

Человек использует в пищу некоторые растения и животных, тем самым оказывая влияние на их численность. Древесина используется человеком как строительный материал. Происходит вырубка лесов. Возводя города, человек полностью изменяет окружающую его среду. Природные условия определяют выращиваемые человеком культурные растения.

2. Как по вине человека могут быть нарушены эти связи?

Хозяйственная деятельность человека может привести к нарушению баланса в природе. Уничтожение лесов, лугов, болот приводит к исчезновению естественных мест обитаний многих редких видов. Это влечет за собой сокращение их численности. Так с лица земли исчезли многие виды. Распашка полей часто становится причиной эрозии (разрушения) почв. Выбросы различных веществ в атмосферу заводами могут привести к образованию кислотных дождей. Загрязнение водоемов влечет за собой гибель рыбы.

Источник



Человек – царь природы или её раб?

Я думаю, что человек не может быть ни царём природы, ни её рабом. Я бы назвала природу матерью, а человека — её сыном. Люди, возомнив себя всемогущими, вольно обращаются с природой: строят гидроэлектростанции, преграждая путь воде, вырубают леса, засоряют землю отходами. Дымят заводы и фабрики, в реки текут сточные воды. Этот список можно продолжать бесконечно. Но земля не дремлет. Человек слаб против её силы. Он не может противостоять землетрясениям и пожарам, наводнениям и ураганам. Пытаясь быть царём, он превращается в раба природы.

Этот вопрос нашёл отражение и в художественной литературе. Писатель Виктор Астафьев размышляет о связи человека и природы в своём рассказе «Царь-рыба». Главный герой, Игнатьич, давно чувствует себя на реке полным хозяином. Нет рыбака удачливее и смелее его. Всегда полны его сети рыбой. На реке Игнатьич — царь и бог. Браконьерство стало целью его жизни.

Игнатьич – хороший хозяин, дом его – полная чаша. Рыбу он ловит с детства. Ради неё «забылся в человеке человек! Жадность его обуяла». Игнатьич во всём привык быть первым, лучшим. От людей он отгородился, не нужен ему никто, кроме собственной семьи.

В центре рассказа – описание противоборства человека и царь-рыбы. Когда-то дед предупреждал Игнатьича, своего внука, что, если попадётся ему когда-нибудь царь-рыба, нужно отпустить её с миром и продолжать мечтать о ней. Не внял внук дедовскому совету, захотелось ему показать, что он сильнее царя реки. В результате человек и огромный осетр запутались в самоловах, в их тела впиваются острые крючки.

Много времени провёл Игнатьич в холодной воде, бок о бок с царь-рыбой. Перед лицом смерти задумался о своей жизни, о своих грехах. Вспомнил Глашку, которую когда-то жестоко обидел, жителей посёлка, которых не замечал и не считал себе равными, всех, к кому относился равнодушно и свысока.

Писатель оставляет своего героя в живых. Царь-рыба, набравшись сил, срывается с крючков и уходит в воду. Измученная, израненная, но свободная. А человек прощается с нею: «Иди, рыба, иди! … Я про тебя никому не скажу!» Автор подчёркивает, что не только телу Игнатьича сделалось легче, но и душа его освободилась от каких-то тёмных сил. Природа заставила человека изменить своё мнение о себе, подумать о смысле своей жизни, об отношении к окружающему миру.

Иное отношение к природе представлено в повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Главный её герой – Егор Полушкин.
«Бедоносцем» называет его жена. Добрый, непрактичный, безденежный, вряд ли понравится он современному молодому читателю. Но, несомненно, именно этот персонаж заставит каждого задуматься о своём отношении к красоте окружающего мира, научит любить родную природу.

Егор жил жизнью матери-природы. С болью в сердце смотрел на объятый пламенем муравейник, на липу с начисто ободранной корой. Жалко ему было каждого зверёныша, каждую травинку и веточку. И ещё он мечтал, чтобы Чёрное озеро вновь стало Лебяжьим. На все деньги, данные ему на покупки земляками, в Москве он купил лебедей и привёз их на родину, на лесное озеро. Думал, что ни у кого не поднимется рука на такую красоту. Поднялась! Убиты лебеди, погиб Егор. Но растёт его сын, Колька, в душу которого отец сумел заложить любовь к матери-природе. Закрывая книгу Васильева, задумается о вопросах, поставленных в повести писателем, и о своём отношении к миру читатель.

Прочитанные произведения заставили меня задуматься о том, что не может человек быть царём природы и рабом её быть не должен. К природе нужно относиться, как к родной матери. Беречь и сохранять её, потому что жизнь человеческая зависит от этого.

Источник