Части тела этого животного

Конспект НОД по развитию речи с детьми с речевым недоразвитием старшей группы «Дикие животные. Части тела»

Развиватьмоторику пальцев, как стимулятора развития речи.

-развивать навыкисотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, доброжелательности

Оборудование: карточки с животными, су-джок, зеркала, доска, ноутбук,

Ход занятия

1 Организационный момент: звучит звук леса.

Воспитатель читает стихотворение «Здравствуй лес!»

Воспитатель обращаясь к детям: садится на место тот, кто назовет какое-нибудь дикое животное

2 Беседа:Воспитатель: ребята скажите пожалуйста- какие животные живут в лесу

Дети: кабан, лиса, волк, медведь,еж,олень, заяц, лось.

Воспитатель: Как назвать волка, лису, кабана и других животных вместе,

Скажи, пожалуйста Максим,

Ответ ребенка: дикими

Воспитатель: почему этих животных называют дикими

3 Ребята, а сейчас мы с вами рассмотрим картинки и ответим на вопросы.

Воспитатель выставляет предметные картинки на магнитной доске (медведь,лиса, волк, кабан. лось, олень, еж, заяц) и предлагает ответить на вопросы называя части тела:

Похожи или не похожи эти животные. Чем похожи (что есть у всех животных)

Ответ детей: у все этих животных есть голова, уши, нос,глаза,ноги, туловище, зубы,

Чем непохожи:что есть не у всех животных

Ответы детей: у ежа есть иголки, а у других животных тело покрыто шерстью, у лося и оленя есть рога, у ежа ноги коротенькие, у лося большие, высокие)

Воспитатель:Ребята давайте отдохнем!

«Ходит, бродит ежик –коротенькие

— дети идут, присев на корточки

А свернется в клубок, и невидно больше ног — останавливаются, обхватывают колени руками, опускают голову

Одни иголки торчат-встают и показывают пальцами иголки (соединить пальцы рук елочкой)

Воспитатель приглашает детей за столы.

5. Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»

(Воспитатель раздает детям шарики су – джок)

Ребята мы с вами продолжаем играть и рассказывать сказку про ежика

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок

Однажды ранним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Катать шарик по ладони вперед- назад.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

А там поляна — большая, круглая, красивая!

Круговые движения шариком по ладони. Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик — один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый. и он на другом берегу!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж — сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

Катать шарик по ладони вперед- назад.

А когда пришел вечер, лег в кроватку и уснул сладким сном!

Зажать шарик в ладошке.

6. Упражнение «Назови ласково»

Воспитатель: Ребята посмотрите на этих животных- кто это

Дети: волк и заяц

Воспитатель: ребята ответьте пожалуйста -у кого голова, а у кого головка

Полина: у волка голова, а у зайца –головка

В: у кого шерсть, а у кого шерстка

Дети: у волка шерсть, а у зайца шерстка

Воспитатель: у волка морда, а у зайца

Дети: у зайца мордочка

Воспитатель: у волка когти, а у зайца коготочки

А кто хочет сам сравнить лису и белку (Один из детей выполняет задание)

7. Упражнение «Подумай и скажи»

Эркин, скажи пожалуйста, что у животных одно (тело, голова, нос и т. д.)

Ангелина, а что у животных два (у всех животных -два глаза)

Максим, что у животных четыре животных по четыре ноги)

Эрэл, а что у животных много (у много шерсти,зубов)

8. Игра «Думай старательно. Отвечай внимательно»

Дети отвечают на вопросы поставленными воспитателем;

-У кого больше лап,ежа или у медведя

Ответ детей: Лап у них одинаково (по четыре)

У кого лапы больше, у ежа или у медведя

Ответ детей: у медведя лапы больше, чем у ежа

У кого больше хвост, у зайца или лисы

У кого больше глаз, у лося или ежа

У кого глаза больше, у лося или у ежа

У кого хвост длиннее, у зайца или у лисы

У кого длиннее ноги, у кабана или у лося

У кого лапы толще, у лисы или у медведя

Молодцы, ребята! были внимательны, хорошо отвечали!

9 Игра «Отгадай-ка»

А сейчас ребята,попробуйте отгадать загадки:

Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам: он с шерсткой серенькой зимой, с рыжей шерсткой летом (белка)

Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам: он с шерсткой беленькой зимой, а серой шерсткой летом. (заяц)

Словно елка, весь в иголках (еж)

Рефлексия воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось? Посмотрите, а солнышко то непростое, тут есть кармашек. (воспитатель достает из игрушки сладкие призы)

Конспект занятия в старшей группе «Человек и части его тела» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК И ЧАСТИ ЕГО ТЕЛА» Цели: 1)уточнить знания детей о строении человеческого тела и назначении.

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи «Письмо из леса» Цель: совершенствовать лексико-грамматические категории. Задачи: коррекционно – обучающие: — закреплять умение правильно употреблять притяжательные.

Конспект логопедического занятия по Флгк и обучению связной речи «Человек и части его тела»Конспект логопедического занятия по Флгк и обучению связной речи «Человек и части его тела» Тип логопедического занятия: фронтальное. Вид занятия: Формирование краткого высказывания с помощью использования приёма синквейн-технологии[/h3].

Конспект НОД по физическому развитию для детей старшей группы «Части тела» Цель: формирование интереса к физкультурным занятиям. Задачи: закреплять умение у детей пролезать в обруч боком, лазать по гимнастической.

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы «Дикие животные и их детеныши» Цель: закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания и активизировать словарь по данной теме; Задачи: Образовательные.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дикие животные» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Уфимский детский сад для детей с ОВЗ №6 Конспект занятия по развитию.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Дикие животные» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Дикие животные» Цель: закрепить в речи детей названия диких животных наших лесов,.

Конспект занятия в старшей группе ДОУ по развитию связной речи дошкольников с ОНР «Дикие животные наших лесов» Цель: развитие связной речи. Задачи: Коррекционно-образовательные: • обобщать и систематизировать знания детей о диких животных наших.

Конспект занятия по познавательному развитию «Человек. Части тела»Конспект занятия по познавательному развитию «Человек. Части тела» Приложение к первому блоку. 1. Конспект занятия по познавательному развитию «Человек. Части тела» Цель: ознакомление детей дошкольного возраста.

Психокоррекционное занятие с детьми с ЗПР подготовительной к школе группы «Человек. Части тела» Конспект психокоррекционной подгрупповой ООД с детьми подготовительной к школе группы с ЗПР на тему «Человек. Части тела» Цель: коррекция.

Источник



Главные признаки зверей в схематических рисунках.

А Вы когда-нибудь задумывались по каким признакам вы понимаете, что перед вами животное, а не птица? Эти знания уже настолько у нас глубоко в голове, что мы не отдаем отчета, что когда-то этому учились. Так и любому ребенку приходится проходить через этот этап и изучать строение животных, чтобы потом раз и навсегда без ошибок определять кто перед ним! Картинки с надписями помогут в решении этого вопроса.

Внимательно рассмотри строение лошади.

Плакат со строением тела животных.

Классная картинка для изучения.

Главные признаки зверей схематический рисунок.

Внешнее строение домашнего кролика.

Строение тела зверей.

Основные части тела кошки.

Внутреннее строение, системы органов.

На урок в школу.

Простое изображение для дошкольников.

Читайте:  Дружелюбные и ласковые Бездомные животные Мозыря ждут любящего хозяина

На урок биологии.

Для учеников 2 класса.

Модель — млекопитающие.

Схема строения зверя.

Источник

ТН «Животные» Часть 1 — Части тела

С огромным опозданием выкладываю отчет по теме «Части тела животных». Мы ее проводили, когда мальчишкам был 1 год 7 мес (на фото такими уже мелкими кажутся по сравнению какие сейчас)) С пометкой БОМБА! — задания, от которых мальчишки были в восторге.

За основу взяла эти карточки (распечатала картинки, наклеила на плотный картон)

Итак, к каждой части тела я заготовила задания.

Хобот

На примере слона пальчиковыми красками дорисовывали фонтан из его хоботаГорб

ПосыпАли песком нарисованного верблюда (заранее намазала клеем). Получилось очень красиво, мальчишки были в восторге от процесса

У кого самая длиннаяшея? Конечно, у жирафа. Делали пятнышки жирафу из фасоли (заранее обклеила пластилином)

Рога

Рисовали рога оленя ладошками

Грива

Выучили стих А.Барто «Лошадка», т.е. показывали все действия на нашей любимой лошадке-каталке

Копыта

Под песенку Е.Железновой «Едем-едем» изображали стук копыт ложками в такт музыке (фото не очень удачное)Иголки

Дорисовывали мелом на асфальте иголки ежику

Делали иголки пластилиновому ежу из семечек(Бомба!)

Поедали фруктовых ежиков

УшиВ спичечный коробок вложила изображения ушек животных, наклеенных сверху (наклейки из детской раскраски). Открывали, сопоставляли, искали,у кого какие ушки

Хвост

На прищепку суперклеем приклеила хвосты животных. Обсуждали, искали, сопоставляли, разрабатывали пальчики довели навык щелкания прищепкой до автоматизма(Бомба!)

Выпуск «Чей это хвостик?» из «Школы 7 гномов» затерли до дыр (покупала отдельно, без комплекта) Бомба!

По частям, пожалуй, все. Следующие задания посвящены повторениям животных в целом и развитию логического мышления, мелкой моторики и многим другим навыкам.

Сенсорная коробка

Деревянная рамка-пазл (Бомба!)

Конструирование (я делала фигуры животных)

Сложение кубиков (они нам пока не даются)

Сопоставление животного с тенью, узнавание животного по тени

Рассматривание, обсуждение карточек с животнымиНанизывание фигурок животных на шнурок (Бомба!)

Следы разных животных на тесте

Из теста, как всегда, я наделала печенюшек

Раскрашивание (и по трафарету, и в совершенно свободном стиле)

Чтение сказок (это у нас всегдаБомба!)

Очень советую журнал «Мамино солнышко»! У нас он продается в «Магните»

Этот рассказ прям по нашей теме) Также купила книжку с наклейками,тоже по теме

Наклейки — это привитая мной страсть! Очень рекомендую такие развивающие книжки с наклейками(Бомба!):

Делала такой плакат «Кто где живет» (дети сами наклеивали животных на мои подсказки)

Мальчишки просто обожают играться с мелкотней изКиндеров (перешли по наследству от племяши) в различные сюжетные игры, это нашаБомба! выбрала игрушки по тематике-рассаживают по машинкам и катают с препятствиями На асфальте нарисовала такую змейку типа классиков, мальчишки-прыгунишки, для них это Бомба! и веселье (на фото уже истерли мел ногами)

Из музыкального — «У жирафа пятна», видео «Поезд-Зоопарк»,«Семейство пальчиков» и многое-многое другое.

Ну и в завершение темы мы сходили в контактный зоопарк, покормили-потрогали животных.

Также узнали много новых животных, что послужило темой для нашей следующей недельки.

Всем спасибо! Надеюсь, я вас не слишком утомила, и некоторые задания будут интересными именно для вас)

Источник

ТОП-10: Удивительные органы животных, которые могли бы наградить человека сверхспособностями

Интересно представить себя со способностями, превосходящими те, которыми обладает человек. Просто представьте себе, что вы может поднимать вес, в 10 раз превышающий свой собственный, или видеть радиацию.

В некотором смысле, это не так безумно, как может показаться. Если бы в наши тела можно было имплантировать определенные органы животных, они могли бы дать нам эти сверхспособности и многое другое.

10. Клетки планарий


Фото: nature.com

Во-первых, давайте рассмотрим клетки планарий. У этих удивительных плоских червей есть одна способность, которую мы все хотели бы иметь. Они могут отращивать конечности по желанию. Кроме того, ученые разрезали планарий на несколько частей и обнаружили, что каждая часть превращается в отдельного червя, целого и невредимого. Он даже сохраняет свои воспоминания того времени, когда все части были единым организмом. Так что планарии могут практически клонировать себя, сохраняя все воспоминания. (Теперь мы действительно хотим, чтобы у нас была эта способность).

Можно отрубить червю голову, и на ней отрастет собственное новое тело. На первом теле, которое способно видеть свет даже без отрубленной головы, вырастет новая голова с мозгом и нервной системой. Помните многоголовых драконов из мультфильмов? Планарии также имеют эту уникальную способность. Если их разрезать определенным образом, у них вырастет несколько голов — в некоторых случаях до 10! Здорово, правда?

9. Вомероназальные органы змей


Фото: Fred the Oyster

Вомероназальный орган змеи (он же орган Якобсона (Jacobson’s organ)) помогает ей выслеживать добычу даже на больших расстояниях. (Если бы этот орган работал так же у людей, это помогло бы нам находить жену или мужа в переполненном торговом центре или своего ребенка в супермаркете, например).

Это происходит благодаря обнаружению нелетучих химических веществ (которые для того, чтобы быть обнаруженными, должны вступить в контакт с эпителием), таких как феромоны или запах добычи, которые оставляет каждое животное. Змеи используют свой язык, чтобы собрать эти частицы на свой вомероназальный орган. Раздвоенный язык змеи позволяет ей проанализировать собранные данные и определить, в какую сторону побежала их добыча. Эта способность очень пригодилась бы служащим правоохранительных органов.

8. Печень древесной лягушки


Фото: latimes.com

Хотя замерзание до смерти не является самым болезненным способом умереть, вполне вероятно, что это самый неудобный способ. Тысячи людей пытались взобраться на Эверест — почти каждый год кто-то погибает от холодного климата, и еще тысячи умирают от холода по всему миру. Но что, если мы сможем найти способ перехитрить его? Вместо того, чтобы умереть от холода, мы могли бы оттаять и совершенно ожить, как только наступит весна! Именно это древесная лягушка делает каждый год. Вместо того, чтобы повышать скорость метаболизма для выделения внутреннего тепла, как делаем мы, млекопитающие, Древесная лягушка делает прямо противоположное. Это уникальное животное резко замедляет свой метаболизм, чтобы выжить, даже без энергии и кислорода.

Сердце и практически каждый орган в теле древесной лягушки полностью останавливается. Отдельные клетки остаются живыми, но у них нет возможности взаимодействовать друг с другом. По словам Дона Ларсона (Don Larson), который был аспирантом Университета Аляски (University of Alaska): «На уровне организма они по существу мертвы». В кровоток лягушка выделяет глюкозу из печени, распределяя ее по всем внутренним органам. Действуя как естественный антифриз, глюкоза не дает внутренностям лягушки замерзнуть до тех пор, пока она не сможет оттаять весной.

7. Глаза офиуры Ophiocoma Wendtii


Фото: echinoderms.myspecies.info

Офиура Ophiocoma Wendtii – исключительное существо. Ее зрительные способности превосходят практически все, что когда-либо создавало человечество. Рой Самблс (Roy Sambles) из Университета Эксетера (University of Exeter) сказал: «Удивительно, что это органическое существо может оперировать неорганической материей с такой точностью — и в то же время оно лишено мозга». Эта хрупкая звезда обладает невероятной способностью видеть практически в любом направлении практически любой точкой своего тела. Это возможно потому, что офиура Ophiocoma Wendtii покрыта крошечными, кристаллическими, похожими на мяч, линзами, которые превращают все ее тело в одно всевидящее око.

В перспективе это было бы эквивалентно способности людей видеть каждой волосяной луковицей на нашем теле. Для хрупкой звезды это означает, что она может скрываться от хищников, одновременно обнаруживая место, где можно укрыться. Если человек с такой способностью отправится в дом с привидениями, он все испортит.

6. Глаза креветки-богомола


Фото: newscientist.com

Если вы думали, что хрупкая звезда, о которой мы говорили выше, обладает уникальными зрительными способностями, то вас ждет сюрприз. Креветка-богомол обладает лучшими в мире глазами, состоящими из 12 — 21 фоторецепторов. Для сравнения, в глазах человека всего три фоторецептора. В отличие от нас, креветка-богомол может различать ультрафиолетовый свет, а также различные оттенки цветов. Ее зрительные способности подобны тем, которые имеют спутники, летающие вне орбиты. Это открытие сначала озадачило ученых, потому что у креветок-богомолов есть лучший в мире механизм обнаружения ультрафиолетового света, но странный способ различать цвета.

Читайте:  Можно ли морским свинкам малину

Хотя исследователи выяснили, на что способны глаза креветки-богомола, как это происходит и почему животное так эволюционировало, остается загадкой. Кстати, это существо не совсем креветка. Его ближайшими родственниками являются лобстер и краб.

5. Ноги зеленого василиска


Фото: easyscienceforkids.com

Наши ноги проходят большие расстояния. Они доставляют нас из точки А в точку Б. Но что, если мы сможем ходить по воде? Даже если бы мы смогли перемещаться таким образом на небольшие расстояния, это было бы здорово, правда?

Именно на это способны ноги зеленого василиска. Поскольку это существо способно пробежать 4,6 метра по воде, его по понятным причинам назвали «Ящерицей Иисуса Христа». Это возможно благодаря особенностям ног, покрытых «бахромой». «Бахрома» разворачивается, когда ящерица бежит, захватывая воздух, и, таким образом, позволяя существу бежать по воде. Только представьте, как было бы здорово, если бы мы тоже могли ходить по воде.

4. Крылья совы

Летать и быть невидимым тяжело, даже обладая современными технологиями. Конечно, у нас есть стелс-джеты (малозаметные летательные аппараты), но сколько миллионов (или даже миллиардов) мы тратим на создание одного из них? Представьте, если бы мы могли лететь куда угодно в почти полной тишине, будучи незамеченными нашими врагами. Сова так и делает. Будучи ночным охотником, она хватает свою добычу почти со 100-процентным успехом благодаря двум способностям – своему зрению и крыльям. Этот бесшумный полет озадачивал многих, так как же сова это делает?

В основном это связано со строением ее широких крыльев, которые покрывают большую площадь поверхности. В результате сове не приходится часто махать крыльями, в результате чего полет становится практически бесшумным. Что еще более важно, первичные перья совы имеют пилообразную форму, что предотвращает возникновение турбулентности. Края этих перьев заглушают звук воздуха, наделяя птицу уникальной мистической способностью.

3. Рыло утконоса

Вы находитесь в кромешной темноте и ничего не слышите. Если бы вы искали кого-то в такой ситуации, как бы вы это сделали? Мы, люди, ограничены пятью чувствами: зрением, осязанием, вкусом, слухом и обонянием. Было бы трудно обнаружить кого-то в этой ситуации, учитывая наши нынешние способности. А что, если бы мы смогли обнаружить человека (или любое живое существо) с помощью их электрических сигналов?

Большинство (если не все) живых существ генерируют электричество, проходящее сквозь них и выделяемое сердцем, мозгом и нервной системой. Клюв утконоса может обнаружить все эти сигналы даже в темной холодной воде. Чтобы обнаружить в воде движущуюся добычу, клюв использует два механизма-электрорецепцию и механорецепцию. В клюве есть поры, которые посылают электрические сигналы для обнаружения электричества, выделяемого жертвой. Механические рецепторы посылают сигналы, обнаруживающие и предсказывающие направление движения жертвы.

2. Железы жука-бомбардира

Жуки-бомбардиры обладают уникальным и чрезвычайно эффективным способом защиты от потенциальных хищников. Если бы люди обладали такой сверхспособностью, уровень преступности, вероятно, снизился бы в геометрической прогрессии. Если бы нам только удалось не обращать внимания на факт, что эта способность исходит из задней части насекомого. Жук-бомбардир использует свой зад, чтобы выстрелить из него в лицо своего противника обжигающей, едкой жидкостью. Команда исследователей из Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology), Аризонского университета (University of Arizona,) и Брукхейвенской Национальной лаборатории (Brookhaven National Laboratory) использовала высокоскоростную синхротронную рентгеновскую съемку, чтобы увидеть, как именно этот жук использует свою способность.

Бензохинон производится в задней части насекомого путем смешивания двух жидкостей. Это приводит к в химической реакции, при которой эти жидкости закипают и в то же время создают давление, необходимое, чтобы бензохинон «выстрелил». Полость, в которой находилось жидкость, отделялась от полости, которая обеспечивала поступление жидкости, что давало возможность стенкам достаточное время для охлаждения, прежде, чем жук «выстрелит» снова. Разве природа не удивительна?

1. Система кровообращения китов

Было зафиксировано, что представители племени Баджо (Badjao) могли оставаться на глубине 20 метров под водой около пяти минут. На этой глубине вода оказывает большое давление на ваше тело. Задерживать дыхание под таким давлением без какого-либо оборудования нелегко. Самое долгое время, в течение которого кто-то добровольно задержал дыхание, составляет 24 минуты и 3,45 секунды — этот рекорд, согласно Книге рекордов Гиннесса, установил Алекс Сегура Вендрель (Aleix Segura Vendrell) в Барселоне, Испания, 28 февраля 2016 года.

Теперь представьте, что вы можете задерживать дыхание почти на два часа. Для китов это естественная часть их жизни. Каждые 90 минут или около того, кит будет всплывать на поверхность, выдувать воздух из легких со скоростью 300-500 километров в час, и вдыхать как можно больше кислорода, прежде чем снова нырнуть вниз. Распространенное заблуждение состоит в том, что у кита огромные легкие, но это далеко не так. Пропорционально, легкие кита ненамного больше, чем у любого наземного млекопитающего. Это возможно благодаря улучшенной системе кровообращения.

Прежде всего, в кровеносной системе кита гораздо больше эритроцитов (которые содержат кислород), чем у других млекопитающих. Кроме того, когда кит находится под водой, его сердцебиение замедляется, слегка учащаясь во время всплытия, чтобы захватить больше воздуха. В то время как животное ныряет, кровоток становится слабым, практически останавливаясь в некоторых частях тела. Несмотря на это, кит остается активным потому, что в его мышцах сохраняется большое количество кислорода.

Источник

Части тела этого животного

Главная Библиотека Анатомия животных Домашние животные УСЛОВНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ТЕЛА ЖИВОТНЫХ НА ЧАСТИ И ОБЛАСТИ

УСЛОВНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ТЕЛА ЖИВОТНЫХ НА ЧАСТИ И ОБЛАСТИ

УСЛОВНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ТЕЛА ЖИВОТНЫХ НА ЧАСТИ И ОБЛАСТИ

Чтобы можно было ориентироваться на теле животного, указывать топографию отдельных его органов и легче было ее изучать, тело животного разделили на области, отделы, которые получили определенное название.

Вместе с усложнением строения тела позвоночных усложняется и условное разделение его на области.

У рыб на стволовой части тела выделяются голова, туловище (участок между головой и хвостом) и хвост (участок, расположенный позади анального отверстия).

У наземных позвоночных в связи с развитием у них конечностей на туловище выделяются уже две части — шея и туловище (поэтому под туловищем подразумевается часть без шеи).

В связи с этим на стволовой части тела выделяются голова, шея, туловище и хвост; на конечностях — пояса и свободные конечности (рис. 7).

ГОЛОВА — caput. Подразделяется на череп — cranium и лицо — fades.

Для быстрой и четкой ориентировки в определении мест повреждения на голове или при взятии промеров в селекционной работе на черепе различают области — regiones (rg.): на границе между шеей и головой затылочная область — rg. occipitalis; впереди от нее сверху теменная область — rg. parietalis; впереди теменной области лобная область — rg. frontalis; по бокам от нее область ушной раковины — rg. auricularis; между глазом и ухом по бокам от теменной области височная область — rg. temporalis.

На лице выделяют-‘ область носа — rg. nasalis, на которой выделяются спинка носа — dorsum nasi, верхушка носа — apex nasi и боковая область — rg. lateralis nasi; по бокам и ниже последней находится подглазничная область — rg. infraorbitalis, переходящая в щечную область — rg. buccalis, на которой различают верхнечелюстной, зубной и нижнечелюстной участки; сзади щечной — скуловая область — rg. zygomatica; позади щечной области, там где расположена большая плоская жевательная мышца, лежит жевательная область — rg. masseterica.

Снизу лица, между нижними челюстями, расположены межчелюстная область — rg. intermandibularis и область подъязычной кости — rg. subhyoidea. На переднем участке лица, его верхушечной или апикальной части различают область ноздрей — rg naris область верхней губы — rg. labialis superior. В области ноздрей и верхней губы может быть носовое или носогубное зеркало. У свиней здесь пятачок. Различают также область нижней губы — rg. labialis inferior и подбородочную область — rg. mental is.

Вокруг глаза — глазничная область — rg. orbitalis, на которой выделяют область нижнего века — rg. palpebral superios

8

Рис. 7. Области тела коровы

ШЕЯ — collum (cervix). Граничит с затылочной областью, по бокам от которой лежат: область околоушной железы — rg. рагоtidea, расположенная ниже области ушной раковины, переходящая сверху в заушную область — rg. retroauricularis, а снизу — в глоточную — rg. pharyngea; гортанная область — rg. laryngea лежит снизу позади глоточной области. Вдоль нижней стороны шеи от гортанной области назад до туловища тянется трахеальная область — rg. trachealis. Вдоль шеи с боков от трахеальной области идет плечеголовная мышца, область которой и называется областью плечеголовной мышцы — rg. brachiocephalica. По нижнему краю этой области тянется яремный желоб — sulcus jugularis, в котором лежит наружная яремная вена, из которой обычно у крупных животных берут кровь. Ниже этого желоба грудинно-головная область — rg. sternocephalica; ближе к лопатке, в верхней части она называется предлопаточной областью — rg. prescapularis. Задняя вентральная часть шеи — подгрудок — palear.

Читайте:  Гостиницы и отели Феодосии проживание с домашними животными

Выше области плечеголовной мышцы расположена латеральная шейная область, находящаяся в верхней части шеи, — rg. colli lateralis, на ней еще различают выйнмй край — margo nuchalis или дорсальный край шеи — margo colli dorsalis.

ТУЛОВИЩЕ — truncus. На нем различают спинно-грудной, по-яснично-брюшной и крестцово-ягодичный отделы.

Спинно-грудной отдел —- продолжение выйной и верхней областей шеи, которая складывается из двух частей: впереди область холки — rg. interscapularis и сзади спинная область — rg. dorsalis.

По бокам и снизу от спины расположена обширная боковая грудная область, снизу переходящая впереди в предгрудинную область — rg. presternalis, граничащую с трахеальной, и сзади — в грудинную — rg. sternalis.

Боковая грудная область также разделяется на две части: передняя—та часть, где на грудной клетке лежат плечевой пояс (лопатка) и плечо, которое у многих животных идет до уровня грудинной области. Каудальная часть грудной области — реберная — rg. cos-talis — доходит до края грудной клетки, называемого реберной дугой.

Пояснично-брюшной отдел. Верхняя часть этого отдела — поясничная область — rg. iumbalis (поясница) является продолжением спины. Ниже поясницы — обширная брюшная область, или просто брюхо (живот) — abdomen.

Двумя поперечными (сегментальными) плоскостями, проведенными на уровне самой выпуклой части реберной дуги и на уровне маклока, брюшная область делится на три участка: передняя область, впереди и снизу идущая по краям реберных дуг (правой и левой) й сзади ограниченная поперечной плоскостью, проведенной по краю выпуклой части реберной дуги. Эта область называется областью мечевидного хряща — rg. xiphoidea. Средняя боковая область рас-положена между двумя вышеописанными поперечными плоскостями. Здесь расположены правая и левая подвздошные области — rg. iliacea. В этой области выделяют голодную ямку (околопоясничную ямку) fossa paralumbalis, расположенную под нижним краем поясницы впереди от маклока, и пупочную область — rg. umbilicalis — участок, расположенный в средней области позади области мечевидного хряща (в этой области у новорожденных находится пуповина).

По бокам и сзади подвздошной области лежат правая и левая паховые области — rg. inguinalis, снизу как продолжение пупочной области идет лонная область — rg. pubica.

Крестцово-ягодичный отдел. В средней части этого отдела сверху и позади поясничной области лежит крестцовая область — rg. sacralis, которая переходит в корень хвоста — radix caudae. По бокам от нее находится ягодичная область — rg. glutea, нижняя граница ее идет по линии, проходящей от маклока через тазобедренный сустав до седалищного бугра.

Ягодичная область (ягодицы) — rg. glutea (nates) расположена на месте тазового пояса. Вместе с крестцовым’ отделом парная ягодичная область формирует у копытных животных круп. Задняя сторона крупа под хвостом называется анальной областью — rg. analis, здесь находится заднепроходное отверстие— анус. Под анальной областью от ануса до половых губ у самок и мошонки у самцов лежит область промежности, или промежность, — rg. perineals (perineum).

От нижней границы ягодичной области до коленного сустава на тазовой конечности расположены бедро — femur и область коленной чашки — rg. patellaris, вверх от нее поднимается к животу коленная складка. От коленного до заплюсневого сустава лежит голень — crus, от которой конечность заканчивается звеном, называемым стопой — pes, или задней лапой.

На грудной конечности различают область плечевого пояса — rg. scapularis (до уровня плечевого сустава) и область плеча — rg. brachials. Эти две области примыкают к грудному отделу. На области плечевого пояса выделяют еще область лопаточного хряща — rg. suprascapularis, предостную — rg. supraspinata и заостную области — rg. infraspinata, расположенные вдоль лопатки впереди и позади ости лопатки.

От плечелопаточного сустава до локтевого расположено плечо — brachium, сзади которого хорошо виден край трехглавой мышцы, или трехглавый край, — margo tricepitalis. Между локтевым и запястным суставами лежит предплечье — antebrachium, ниже него расположена кисть — manus, или передняя лапа.

Термины, указывающие расположение и направление частей тела животного. Для уточнения расположения на теле органа или его части все тело условно рассекают тремя взаимно перпендикулярными плоскостями, проведенными вдоль тела, поперек и горизонтально (рис. 8).

9

Рис. 8. Плоскости и направления в теле

Вертикальная плоскость, продольно рассекающая тело от головы по хвоста называется сагиттальной плоскостью — planum sagittate. Если плоскость пройдет вдоль тела, разделив его на правую и левую симметричные половины, то это средняя сагиттальная плоскость — planum medianum. Все остальные сагиттальные плоскости, проводимые параллельно срединной сагиттальной называются боковыми сагиттальными плоскостями – plana сагиттальной плоскости, направленная к срединной плоскость называется медиальной; противоположная (наружная) область называется латеральной, она направлена в боковую сторону. Так, наружная поверхность ребра будет латеральной, а та, которая видна с внутренней поверхности грудной клетки, т. е. в сторону к срединной сагиттальной плоскости, будет медиальной. Наружная боковая поверхность конечности латеральная, внутренняя же, направленная в сторону к срединной плоскости, — медиальная.

Рассекать тело можно также продольными плоскостями, но расположенными у животных горизонтально земной поверхности. Они будут проходить перпендикулярно сагиттальной. Такие плоскости называются дорсальными (фронтальными). По этим плоскостям можно отсечь спинную поверхность тела четвероногих от брюшной. И все, что направлено к спине, получило термин «дорсальный» (спинной). (У животных это верхний, у человека — задний.) Все, что направлено к брюшной поверхности, получило термин «вентральный» (брюшной). (У животных это нижний, у человека — передний.) Эти термины распространяются на все участки тела, кроме кисти и стопы.

Третьи плоскости, по которым можно мысленно рассекать тело, — поперечные (сегментальные). Они проходят вертикально, поперек тела, перпендикулярно продольным плоскостям, рассекая его на отдельные участки — сегменты, или метамеры. По отношению друг к другу эти отрезки могут располагаться в сторону головы (черепа) — краниально (от лат. cranium — череп). (У животных это вперед, у человека — вверх.) Или они располагаются в сторону хвоста — каудально (от лат. cauda — хвост). (У четвероногих животных это назад, у человека — вниз.)

На голове обозначают направления в сторону носа — рострально (от лат. rostrum — хоботок).

Эти термины можно комбинировать. Например, если надо сказать, что орган находится в сторону хвоста и к спине, то употребляют сложный термин — каудодорсально. Вас поймет и медицинский, и ветеринарный врач. Если речь идет о вентролатеральном расположении органа, это значит, что он расположен в брюшной стороне и снаружи, сбоку (у животного сбоку — снизу, а у человека сбоку — впереди).

В области автоподия конечностей (на кисти и стопе) различаются спинка кисти или спинка стопы — dorsum manus и dorsum pedis, которые служат продолжением краниальных поверхностей предплечья и голени. Противоположные спинковой на кисти — пальмарные (от лат. palma manus — ладонь), на стопе — плантарные (от лат. planta pedis — подошва стопы) поверхности. Их называют противоспинковыми. В области стило- и зейгоподия передняя поверхность называется краниальной, противоположная — каудальной. Термины «латеральный» и «медиальный» на конечностях сохраняются.

Все участки на свободной конечности по отношению к их продольной оси могут быть ближе к телу — проксимально или дальше от него — дистально. Так, копыто находится дистальнее, чем локтевой сустав, который расположен по отношению к копыту проксимально.

Источник