Биология 7 класс параграф 41 класс костные рыбы

Костные рыбы

Представители костных рыб имеют костный или костно-хрящевый скелет. По старой систематике костных рыб выделяли в ранге класса, в котором было четыре подкласса: хрящекостные (осетровые), лучеперые (подавляющее большинство рыб), двоякодышащие (протоптерус), кистеперые (латимерия). По новой систематике костные рыбы — это группа, включающая два класса: лучеперые и лопастеперые рыбы.

Костные рыбы появились приблизительно в девоне. На сегодняшний день их около 30 тысяч видов.

Рыбы в процессе эволюции обзавелись множеством прогрессивных черт строения, которые позволили им приспособиться к разнообразным условиям водной жизни, а следовательно, рыбы многообразны по условиям жизни и форме тела.

Кожа костных рыб

Наружный покров рыб образует эпидермис (многослойный эпителий) и дерма (соединительная ткань). В эпидермисе есть железы, выделяющие слизь, которая уменьшает трение тела о воду при движении рыбы.

Чешуя костная. Это отличает костных рыб от хрящевых, у которых чешуя плакоидная (имеет иное происхождение и строение).

В коже рыб есть пигментные клетки, обуславливающие окраску тела. Некоторые виды рыб могут менять свою окраску, приспосабливаясь к окружающему фону.

Скелет рыбы

Скелет рыб составляет позвоночник, мозговой череп, висцеральный скелет, скелет парных конечностей и их поясов.

Также как у хрящевых у костных рыб позвоночник делится на туловищный и хвостовой отделы.

От поперечных отростков тел позвонков отходят ребра. Ребра оканчиваются свободно, они служат защитой внутренним органам.

Лучи парных плавников костные, соединены с костями поясов конечностей. Плавник движется относительно своего пояса как единый рычаг. Пояса конечностей костной рыбы лежат в мягких тканях свободно.

Мышечная система сохраняет метамерное строение, однако более сложное, чем у хрящевых рыб. Мышцы крепятся к костям скелета.

Плавают рыбы за счет движения хвостового плавника. Парные конечности — грудные и брюшные плавники — выполняют функцию рулей глубины.

Нервная система и органы чувств рыб

Спинной мозг рыб находится в канале, образованном верхними дугами позвонков. Таким образом спинной мозг хорошо защищен.

Головной мозг защищен черепной коробкой и состоит из пяти отделов: переднего мозга с обонятельными долями, промежуточного и среднего мозга, мозжечка, продолговатого мозга. Наиболее развиты у костных рыб мозжечок и средний мозг. Первый отвечает за координацию движений, а во втором находятся зрительные центры.

В глазах находится шаровидный хрусталик, роговица утолщена. Аккомодация достигается за счет движения хрусталика, а не изменения его формы (как, скажем, у млекопитающих). Рыбы видят в даль обычно до 15 м, т. е. их хрусталик приспособлен для зрения на близком расстоянии. Такое приспособление зрения в процессе эволюции обусловлено низкой прозрачностью воды. Глаза имеют веки.

Ноздри ведут в замкнутые обонятельные мешки. Там расположены обонятельные рецепторы.

Хорошо развиты органы химического чувства (обоняния и вкуса). Вкусовые почки у костных рыб находятся не только в ротовой полости, но и в различных местах кожи тела.

Орган слуха и равновесия состоит из внутреннего уха, включающего три полукружных канала (орган равновесия), и полого мешочка, который воспринимает звуковые колебания. Благодаря плотности воды звуковые волны передаются через кости черепа и достигают органов слуха (другими словами, во внешнем отверстии нет необходимости). Рыбы могут издавать звуки (скрип, щелчки). Такие звуки выполняют роль сигналов при поиске пищи и во время размножения. Звуки издаются с помощью трения зубов, костей, при изменении объема плавательного пузыря.

Осязательные клетки у рыб расположены по всей поверхности тела.

Орган боковой линии

У рыб имеется уникальный орган боковой линии. Он состоит из чувствительных клеток, которые расположены на дне желобков или в каналах на теле рыбы. Эти каналы или желобки имеют отверстия во внешнюю среду. Чувствительные клетки органа боковой линии имеют реснички. Каналы тянутся по обеим сторонам всего тела рыбы.

Функция органа боковой линии — это восприятие колебаний воды. С помощью боковой линии рыбы определяют скорость и направление течения, наличие предметов рядом и даже колебания напряженности магнитных и электрических полей.

Пищеварительная система рыб

В ротовой полости костных рыб имеются недифференцированные зубы. Зубы могут находиться не только на челюстных, но и небных и некоторых других костях. Зубы рыб выполняют лишь функции захвата и удержания добычи, но не измельчают еду. Рыбы просто заглатывают пищу. Слюнных желез у них нет.

За ротовой полостью идет глотка и пищевод, открывающийся в желудок. Желудочный сок содержит соляную кислоту и пепсин, которые частично расщепляют пищу. Дальнейшее переваривание происходит в кишечнике с помощью секретов печени и поджелудочной железы. У растительноядных видов костных рыб в кишечнике обитают симбиотические простейшие и бактерии, которые выделяют ферменты, способствующие перевариванию пищи.

Мальки рыб питаются планктоном. Пища взрослых костных рыб разнообразна, многие всеядны.

Плавательный пузырь

Плавательный пузырь в процессе эмбрионального развития костной рыбы образуется как вырост на спинной стороне кишки в области будущего пищевода. У ряда рыб пищевод и плавательных пузырь сохраняют сообщение между собой и во взрослом состоянии.

Плавательный пузырь, выполняя функцию гидростатического органа, позволяет костным рыбам находиться наплаву без всяких мышечных усилий. Это происходит за счет изменения объема газов в пузыре. Кровь капилляров стенок пузыря поглощает из него или выделяет в него газ. Когда пузырь увеличивается, общая плотность рыбы уменьшается, и она всплывает.

У всех хрящевых рыб плавательного пузыря нет. Среди костных рыб его нет у скумбриевых и многих донных видов.

Кроме своей основной функции, плавательный пузырь частично участвует в дыхании.

Дыхательная система костных рыб

У костных рыб от 5 до 7 пар жаберных щелей, поддерживаемых жаберными дугами и прикрытых с каждой стороны одной жаберной крышкой.

В процессе эмбрионального развития жаберные отверстия образуются в переднем отделе пищеварительной трубки.

На жаберных дугах расположены жаберные лепестки, в которых находится густая сеть мелких капилляров. Здесь происходит газообмен.

Движение воды и омывание жаберных лепестков обеспечивается движениями рта и жаберных крышек. Костные рыбы засасывают воду через рот и на выдохе прогоняют ее через жаберные щели. При этом вода омывает жаберные лепестки.

Кроме дыхания жабрами ряд рыб частично осуществляют газообмен с помощью кожи. Также могут заглатывать воздух, в этом случае кислород всасывается кишечником.

Кровеносная система рыб

Сердце рыб двухкамерное (одно предсердие и один желудочек), следовательно, имеется только один круг кровообращения. Через сердце проходит венозная кровь, которая затем направляется в жабры. Оттуда уже артериальная кровь через выносящие жаберные артерии попадает в спинную аорту и по отходящим от нее сосудам разносится по тканям. Отдав кислород, кровь по венам собирается в предсердие.

Таким образом, приносящие жаберные артерии доставляют венозную кровь от сердца, а выносящие жаберные артерии с артериальной кровью объединяются в спинную аорту.

Сердце у рыб сокращается редко и слабо. Так у речного окуня происходит 20 сокращений в минуту. Следовательно, у рыб достаточно медленный обмен веществ. Рыбы холоднокровны (температура их тела зависит от температуры окружающей среды).

Выделительная система

Выделительная система рыб представлена двумя туловищными почками, которые имеют лентовидную форму.

У большинства костных рыб конечным веществом распада белков является аммиак. Он ядовит и для вывода его из организма требуется много воды.

Моча из почек через мочеточники поступает в мочевой пузырь, откуда выходит через самостоятельное отверстие. Частично продукты распада у рыб удаляются через жабры в процессе дыхания.

Размножение костных рыб

Подавляющее большинство рыб раздельнополы. Однако в качестве исключения имеются гермафродитные виды, у которых половые железы попеременно выполняют функции то семенников, то яичников. А вот у морского окуня разные части половых желез одновременно образуют сперматозоиды и яйцеклетки.

Размножение только половое. У костных рыб оплодотворение почти всегда наружное.

Для рыб характерна большая плодовитость, так как при внешнем оплодотворении много икры не оплодотворяется. Кроме того гибнет много мальков. У рыб, проявляющих заботу о потомстве, плодовитость ниже.

Некоторые виды (лососевые и др.) размножаются один раз в жизни, после чего погибают.

Индивидуальное развитие происходит с неполным превращением. Личинки рыб называются мальками.

Читайте:  Строение опорно двигательной системы рыб череп

Источник



§ 32. Внутреннее строение рыб

Внутреннее строение рыб рассмотрено на примере речного окуня.

Опорно-двигательная система. Основу внутреннего скелета рыбы (рис. 117) составляют позвоночник и череп.

Скелет костной рыбы

Рис. 117. Скелет костной рыбы: А — общий вид: 1 — челюсти; 2 — череп; 3 — жаберная крышка; 4 — плечевой пояс; 5 — скелет грудного плавника; 6 — скелет брюшного плавника; 7 — ребра; 8 — плавниковые лучи; 9 — позвонки; Б — туловищный позвонок; В — хвостовой позвонок: 1 — остистый отросток; 2 — верхняя дуга; 3 — боковой отросток; 4 — нижняя дуга

Позвоночник состоит из нескольких десятков позвонков, похожих друг на друга. Каждый позвонок имеет утолщенную часть — тело позвонка, а также верхние и нижние дуги. Верхние дуги вместе образуют канал, в котором лежит спинной мозг (рис. 117, Б). Дуги защищают его от травм. Вверх от дуг торчат длинные остистые отростки. В туловищном отделе нижние дуги (боковые отростки) разомкнуты. К боковым отросткам позвонков примыкают ребра — они прикрывают внутренние органы и служат опорой для туловищной мускулатуры. В хвостовом отделе нижние дуги позвонков образуют канал, в котором проходят кровеносные сосуды.

В скелете головы видна небольшая черепная коробка, или череп. Кости черепа защищают головной мозг. Основную часть скелета головы составляют верхние и нижние челюсти, кости глазниц и жаберного аппарата.

В жаберном аппарате хорошо заметны крупные жаберные крышки. Если их приподнять, можно увидеть жаберные дуги — они парные: левые и правые. На жаберных дугах находятся жабры. Мышц в головной части мало, они расположены в области жаберных крышек, челюстей и на затылке.

Есть скелеты непарных и парных плавников. Скелет непарных плавников состоит из многих удлиненных косточек, укрепленных в толще мускулатуры. Скелет парного плавника состоит из скелета пояса и скелета свободной конечности. Скелет грудного пояса причленен к скелету головы. Скелет свободной конечности (собственно плавника) включает много мелких и удлиненных косточек. Брюшной пояс образован одной костью. Скелет свободного брюшного плавника состоит из многих длинных косточек.

Таким образом, скелет представляет собой опору для тела и органов движения, защищает важнейшие органы.

Основные мышцы располагаются равномерно в спинной части тела рыбы; особенно хорошо развиты мышцы, двигающие хвост.

Плавательный пузырь — особый орган, свойственный только костным рыбам. Он расположен в полости тела под позвоночником. В ходе эмбрионального развития он возникает как спинной вырост кишечной трубки (рис. 118). Плавательный пузырь позволяет рыбе не утонуть под собственной тяжестью. Он состоит из одной или двух камер, заполнен смесью газов, близкой по составу к воздуху. У так называемых открытопузырных рыб объем газов в плавательном пузыре может меняться при выделении и поглощении их через кровеносные сосуды стенок пузыря или при заглатывании воздуха. Это изменяет объем тела рыбы и ее удельную массу- Благодаря плавательному пузырю масса тела рыбы приходит в равновесие с выталкивающей силой, действующей на рыбу на определенной глубине.

Внутреннее строение костной рыбы

Рис. 118. Внутреннее строение костной рыбы (самка окуня): 1 — рот; 2 — жабры; 3 — сердце; 4 — печень; — желчный пузырь; 6 — желудок; 7 — плавательный пузырь; 8 — кишечник; 9 — головной мозг; 10 — позвоночник; 11 — спинной мозг; 12 — мышцы; 13 — почка; 14 — селезенка; 15 — яичник; 16 — анальное отверстие; 17 — половое отверстие; 18 — мочевое отверстие; 19 — мочевой пузырь

Пищеварительная система начинается крупным ртом, расположенным на конце головы и вооруженным челюстями. Имеется обширная ротовая полость. Есть зубы. За ротовой полостью находится полость глотки. В ней видны жаберные щели, разделенные межжаберными перегородками. На них расположены жабры — органы дыхания. Далее следует пищевод и объемистый желудок. Из желудка пища поступает в кишку. В желудке и кишечнике пища переваривается под действием пищеварительных соков: в желудке действует желудочный сок, в кишечнике — соки, выделяемые железами стенок кишечника и поджелудочной железы, а также желчь из желчного пузыря и печени. В кишечнике переваренная пища и вода всасываются в кровь. Непереваренные остатки выбрасываются наружу через анальное отверстие.

Дыхательная система расположена в области глотки (рис. 119, Б, В). Скелетной опорой жаберного аппарата служат четыре пары вертикальных жаберных дуг, к которым прикрепляются жаберные пластины. Они разделены на бахромчатые жаберные лепестки. Внутри них проходят тонкостенные, ветвящиеся на капилляры кровеносные сосуды. Через стенки капилляров идет газообмен: поглощение из воды кислорода и выделение углекислого газа. Вода движется между жаберными лепестками благодаря сокращению мускулатуры глотки и движению жаберных крышек. Со стороны глотки костные жаберные дуги несут жаберные тычинки. Они оберегают мягкие нежные жабры от засорения пищевыми частицами.

Кровеносная и дыхательная системы костной рыбы

Рис. 119. Кровеносная и дыхательная системы костной рыбы: А — схема кровеносной системы: 1 — сердце; 2 — брюшная аорта; 3 — приносящие жаберные артерии: 4 — выносящие жаберные артерии; 5 — сонная артерия (несет кровь к голове); 6 — спинная аорта; 7 — кардинальные вены (несут кровь к сердцу); 8 — брюшная вена; 9 — капиллярная сеть внутренних органов: Б — жаберная дуга: 1 — жаберные тычинки; 2 — жаберные лепестки; 3 — жаберная пластина; В — схема дыхания: 1 — направление потока воды; 2 — жабры; 3 — жаберные крышки

Кровеносная система рыб замкнутая (рис. 119, А). Кровь непрерывно течет по сосудам благодаря сокращению двухкамерного сердца, состоящего из предсердия и желудочка. Через сердце проходит венозная кровь, содержащая углекислый газ. Желудочек при сокращении направляет кровь вперед в крупный сосуд — брюшную аорту. В области жабр он распадается на четыре пары приносящих жаберных артерий. Они ветвятся на капилляры вперед в жаберных лепестках. Здесь кровь освобождается от углекислого газа, обогащается кислородом (становится артериальной) и через выносящие жаберные артерии направляется в спинную аорту. Этот второй крупный сосуд несет артериальную кровь ко всем органам тела и в голову. В органах и тканях кровь отдает кислород, насыщается углекислым газом (становится венозной) и по венам поступает в сердце.

Нервная система. Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга (рис. 120, А). Головной мозг имеет пять отделов: передний, промежуточный, средний мозг, мозжечок и продолговатый мозг (рис. 120, Б).

Нервная система костной рыбы

Рис. 120. Нервная система костной рыбы: А — общая схема: 1 — черепно-мозговые нервы; 2 — головной мозг; 3 — спинной мозг; 4 — спинномозговые нервы; Б — схема головного мозга: 1 — передний мозг; 2 — промежуточный мозг; 3 — средний мозг; 4 — мозжечок; 5 — продолговатый мозг

Продолговатый мозг плавно переходит в спинной мозг. Периферическая нервная система представлена нервами, соединяющими ЦНС с органами. От головного мозга отходят черепно-мозговые нервы. Они обеспечивают работу органов чувств и некоторых внутренних органов. От спинного мозга отходят спинномозговые нервы. Они регулируют согласованную работу мускулатуры тела, органов движения, внутренних органов. Нервная система координирует деятельность всего организма, адекватные реакции животных на воздействия внешней среды.

Органы выделения представлены почками, расположенными вдоль позвоночника, мочеточниками и мочевым пузырем (см. рис. 118). Через эти органы из тела рыбы удаляются излишние соли, вода и вредные для организма продукты жизнедеятельности.

Моча поступает по мочеточникам в мочевой пузырь, а из него выбрасывается наружу.

Лабораторная работа № 7

Тема. Внутреннее строение рыбы.

Цель. Изучить особенности внутреннего строения рыб и его усложнение в сравнении с бесчерепными животными.

Оборудование: пинцет, ванночка, готовый влажный препарат рыбы (или вскрытая свежая рыба).

Ход работы

  1. Рассмотрите расположение внутренних органов в теле рыбы.
  2. Найдите и рассмотрите жабры. Определите место их расположения. Установите, к какой системе органов они относятся. Как дышат рыбы?
  3. Найдите желудок, кишечник, печень.
  4. Найдите на влажном препарате сердце. Установите его место расположения в полости тела. Какие органы относятся к кровеносной системе? Почему такая кровеносная система называется замкнутой?
  5. Определите, самку или самца вы рассматриваете. Установите расположение семенников (яичников) в полости тела.
  6. Определите расположение почек в полости тела. Укажите, к какой системе органов относятся рассмотренные органы. Как происходит удаление вредных продуктов жизнедеятельности из организма рыбы?
  7. Сделайте заключение.
Читайте:  Союз рыбы с львом

По сравнению с ланцетниками рыбы более высокоорганизованные животные. Хорда у них замещена позвоночником; жабры имеют сложное строение; сердце мускулистое, двухкамерное; органами выделения служат почки, мочеточники и мочевой пузырь. Центральная нервная система (нервная трубка) разделена на головной (пять отделов) и спинной мозг.

Источник

План-конспект урока биологии (7 класс) по теме "Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Гатауллина Раиля Искандаровна

Урок проведенен в 7А классе, учитель – Гатауллина Р.И.

Цель урока: систематизировать знания о строении костных рыб в связи со средой обитания и выявить причины многообразия и значения костных рыб.

Задачи: 1. Образовательные:

  • закрепить знания о внешнем и внутреннем строении рыб
  • раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды,
  • определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека,
  • основные меры охраны рыб, продолжить формирование научного мировоззрения на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб.
  • работать с классификацией типа хордовые животные,
  • научиться узнавать изученных рыб,
  • уметь сравнивать особенности строения рыб,
  • уметь работать с учебником,
  • показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение,
  • раскрыть относительный характер приспособленности,
  • показать влияние человека на численность рыб.

Оборудование : таблицы, презентации, натуральные представители отрядов костные рыбы, рисунки, конверты с заданиями по классификации.

Тип урока: урок систематизации и усвоения новых знаний с элементами методики развития критического мышления

Эпиграф к уроку:

“Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой —
Они им чуют, слышат воды. ”

1.Вступительное слово учителя (тема, цель)

Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: « Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб», целью которого является — систематизировать знания о строении костных рыб в связи со средой обитания и выявить причины многообразия и значения костных рыб.

Продолжим знакомство с удивительным миром рыб-обитателей водной стихии, вспомним их особенности строения, образ жизни, узнаем о большом многообразии и значении рыб в природе и для человека.

В сознании людей вода – это сказочная стихия, где обитают разнообразные сказочные существа, многие из которых—рыбы. У многих народов рыба – это символ изобилия, плодовитости. В Японии и Китае карп- символ упорства и храбрости, так как карп способен плыть против течения. В русских сказках мы встречаем рыб- щука, линь, лещ, карась. Сверхъестественным даром обладала пушкинская золотая рыбка. В республике Татарстан , в городе Тетюши есть памятник белуге, которая была поймана в 1921году в реке Волга.

Сегодня мы совершим путешествие в царство золотой рыбки, но чтобы открыть её тайны, надо вспомнить особенности её строения, образа жизни и т.д.

1.1.Проведем опрос, используя структуру «КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД»

1.2.Выбрать верные суждения (самопроверка с использованием структуры «ТАЙМ-ПЭА-ШЭА»)

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.

2. Тело большинства рыб покрыто чешуей. (+)

3. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь. (+)

4. Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда. (+)

5. Кровеносная система рыб незамкнутая.

6. Сердце рыб состоит из двух отделов: предсердия и желудочка. (+)

7. У всех рыб имеется плавательный пузырь.

8. Органы выделения рыб – почки. (+)

9. Тело рыбы состоит из трех отделов: головы, туловища и хвоста. (+)

10. Рыбы не могут поворачивать голову, зато глаза у них подвижные. (+)

11. В холодной воде растворенного кислорода больше, чем в теплой, поэтому сброс теплой воды (тепловое загрязнение) может вызвать замор рыбы. (+)

Отправляясь в царство Золотой рыбки надо набраться сил. Окунёмся в подводный мир золотой рыбки и представим себя любой рыбой( используется структура «КОНЕРС»).

Релаксация (30 секунд) (слушают шум океана и представляют себя какой-нибудь рыбой). Какой же рыбой вы себя представили? (ответы: акула, сом, карась, окунь.)

2. Изучение новой темы.

Если вы смогли представить себя таким многообразием рыб, то, скорее всего, вам известно уже немало видов рыб. Костные рыбы (лат. Osteichthyes ) — класс рыб, имеющих парные конечности (плавники). Рот этих рыб образован хватающими челюстями с зубами, жабры расположены на жаберных дугах с внутренней скелетной опорой, ноздри парные. Имеют полностью или частично окостеневший скелет. К этому классу относятся целых 96% рыб. Форма тела очень разнообразна: вытянутая, кругообразная, торпедообразная, сплюснутая, листовидная, змееобразная. Действительно, класс костных рыб очень богат своим разнообразием, их более 36 отрядов, но сегодня на уроке познакомимся с 5 основными отрядами.

Повторив классификацию, вспомнив особенности внешнего и внутреннего строения, образа жизни костных рыб, главная наша задача на данном этапе выяснить, каким же образом сформировалось такое пёстрое многообразие рыб и для чего они нужны? Отобразим цель и ожидаемый результат нашей работы.

Зарисуйте скелет рыбы: голова – это наша цель на данном этапе, отростки позвонков – отряды и их особенности, а хвост – вывод или результат.

Представим себя участники семинара «Юный ихтиолог». Ваша задача: использовать материал из учебника, дополнительную литературу, натуральные объекты отрядов, заполнить рабочую карту вместе со своей группой по тому отряду, который вы должны охарактеризовать, прочертите шапку таблицы в тетради для изучения других отрядов дома. Работа в группах (5 минут). По истечении времени заслушаем одного из представителя группы с докладом по таблице.

Задание : Изучите информацию, рассмотрите рисунки. Заполните соответствующую строку в таблице

Особенности внешнего строения

Подвели итоги семинара.

Вернёмся к нашей цели: выявить причину многообразия рыб в природе. Каждая команда приводит тот особенный признак, который характерен только для представителей ими описанного отряда ( Сельдеобразные- симметрично сжатое с боков тело – позволяет маневрировать от хищников и серебристо-синяя окраска, окунеообразные – характерная особенность в том, что их плавательный пузырь теряет связь с кишечником и существует самостоятельно, что позволяет им быстро плавать, перемещаясь спокойно по толще, например, в этом отряде рыба-меч, которая развивает скорость 120 км/ч, характерная особенность лососёвых — наличие жирового плавника, расположенного на спинной стороне перед хвостовым плавником, карпообразные- зубы отсутствуют, растительноядные, но есть глоточные зубы, служащие для перетирания пищи, осетрообразные – гибкий костно-хрящевой скелет- большая подвижность, но есть внешняя опора – костные бляшки, длинный конец хвостового плавника помогает рыбе удерживаться на дне)

Заполняем вместе «рыбью кость» и вывод: такое многообразие рыб- результат жизни в разных условиях, способах добычи пищи, т.е. приспособленность к конкретной среде обитания, что позволяет им максимально адаптироваться к водной среде.

Вывод: разнообразие условий жизни обусловливает богатство этой группы видами и крайнее их многообразие.

Но приспособленность относительна, если поменять условия, например, карася речного отпустить в море, где вода солёная, а он приспособлен к пресной воде, то организм его погибнет или любого осетрового выпустить в стоячий водоём вместо, пригодного для него, проточного, он погибнет. Здесь подходит поговорка «Где родился, там и пригодился».

Чтобы понять значение рыб в широком смысле слова я заранее к уроку попросила подготовиться Полякову Ксению по данной теме (рассказ по презентации о значении рыб)

Выделим несколько важных моментов в значении рыб, чтобы понять, почему надо беречь и охранять рыб, заполнив схему. Зарисуйте рыбу и стрелками укажите значения. Демонстрация витамина Д (рыбий жир для нормального обмена кальция в организме растущего ребёнка)

Теперь вы знаете несколько отрядов костных рыб и их представителей. Вспомните, какие виды рыб обитают, приходят на нерест или их путь пролегает по Волге и из каких они отрядов?

Окунь (окунеобразные), сазан (карпообразные), тюлька (сельдеобразные), стерлядь (осетровые) и т.д.

Молодцы! Много видов рыб встречаются на Волге, а сколько их здесь встречалось несколько лет назад? Ещё больше, но потребительское и нерациональное отношение в отношении рыб привело к их сокращению. Далеко ходить за примером не надо. Я вам продемонстрирую окуня 2 видов: один – с реки Волги, а другой – из пруда одного из районов нашей республики. В чём их отличие? (на волжском экземпляре мы видим чёрные образования, то есть рыба больна каким-то видом грибка или иным заболеванием) Причина: вода на реке Волга загрязнена и от этого страдают её жители.

Читайте:  Интересные факты о водной хищнице

Для закрепления изученного мы создадим «МОДЕЛЬ ФРЕЙЕРА», где ключевым понятием будут – костные рыбы (модель содержит обязательные характеристики, необязательные характеристики, примеры, противоположные примеры)

Вот и побывали мы с вами в гостях у золотой рыбки ,выяснили, что не всё в порядке в её царстве, так как человек вмешивается в жизнь рыб и зачастую его деятельность отрицательная.

1. Рыбы — водные животные, внешнее и внутреннее строение которых максимально приспособило их к жизни в водной среде

2. Все приспособления – это результат длительной эволюции животного с окружающей средой

3.Осваивая водную среду обитания рыбы адаптировались к разнообразным её условиям (освещённости, температуре, солёности, растительности, плотности и т.д.)

4.За длительный исторический путь своего развития совместно с другими обитателями воды, рыбы стали неотъемлемой частью природы

5.Рыбы широко используются в жизни человека в качестве источника витаминов, микроэлементов, корма для скота, пища человеку и т.д.

6.Человечество должно понимать, какая у него ответственная роль – заботиться о водных богатствах природы и её обитателях

4. Результаты. По кол-ву рыбок проставить оценки.

Вот вам две рыбки, выберите, какая вам нравится, подняв руки (одна – улыбается (цель достигли), грустная (не достигли цели урока).

5. Домашнее задание : прочитать параграф, заполнить таблицу до конца, 3 человека составить кроссворд по теме: Рыбы (15 слов-заданий)

А закончить хочу урок оптимистическими словами:

О рыбах много знаем мы,

И в то же время мало:

И нужно всем: и вам и нам,

Чтоб их побольше стало!

Золотая рыбка решила поделиться своими морскими богатствами с вами за вашу работу на уроке, решив повысить иммунитет полезной и богатой витаминами икрой красной. Она надеется, что вы будете беречь и приумножать богатства водные.

До свидания. Урок окончен.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока биологии и черчения по теме: «Вирусы – неклеточная форма жизни» с использованием МЭОР

План-конспект интегрированного урока биологии и черчения по теме: «Вирусы – неклеточная форма жизни» с использованием МЭОР . Создан к курсам повышения квалификации. Используются 3D мо.

презентация . биология 7 класс Тема Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение

Презентация к уроку.

Презентация к уроку в 10 классе на тему «Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход» и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему «предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход» и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на .

План-конспект открытого урока биологии:»: Строение и многообразие бактерий.»

· Тип урока:· По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;· По спосо.

План — конспект интегрированного урока (биология, физика) по теме : «мы живём в мире звуков»

Обобщить и расширить знания учащихся о звуке, механизме его образования ивосприятия животными орга.

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме «Сезоны и погода» и самоанализ урока

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме «Сезоны и погода» и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из.

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме «Schön war es im Sommer» Thema der Stunde: » Планы на отдых у молодёжи разные.»

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. .

Источник

Костные рыбы — описание, типы, признаки и классификация

Костные рыбы (Osteichthyes) — группа водных позвоночных животных, которая характеризуется наличием костного скелета (в отличие от группы хрящевых рыб, у которых скелет состоит из хряща, а не кости). Костные рыбы включают в себя два класса: лучеперые рыбы и лопастепёрые рыбы. Из этих двух классов, лучеперые рыбы наиболее разнообразны, на самом деле — это самый разнообразный класс позвоночных, насчитывающий более 20000 известных науке видов. Доля лопастепёрых рыб довольно скромная и насчитывает 8 ныне живущих видов (в том числе и двоякодышащие латимерии).

Костные рыбы объединяет различные характеристики скелетной структуры, такие как модель черепных костей, структура нижней челюсти, кости, поддерживающие глазные яблоки и состав грудных поясов.

Большинство видов также обладают плавательными пузырями, которые помогают сбалансироваться и стабилизироваться в толще воды. У костных рыбы цветовое зрение. Они имеют слизистые железы, покрывающие тело, и у них нет плакоидной чешуи, но большинство осетровых имеют гладкую циклоидную чешую.

Основной орган дыхания большинства видов костных рыб — жабры. Некоторые виды способны дышать через васкуляризированный плавательный пузырь или легкие, а некоторые виды дышат через тонкие мембраны, такие как кожа.

Большинство костных рыб хладнокровные, то есть они не регулируют температуру своего тела, которая зависит от температуры окружающей воды. Есть несколько групп костных рыб, например, рыба-меч и тунец, которые выработали некоторую способность регулировать температуру собственного тела (известную как эндотермия).

Крупнейшим представителем костных рыб является обыкновенная луна-рыба (Mola mola), достигающие 3 м в длину и веса более 1500 кг.

Самым маленьким представителем костных рыб является Paedocypris progenetica — рыбка из семейства карповых, которая вырастает до 1-1,3 см в длину.

Костные рыбы занимают широкий спектр местообитаний, некоторые из которых довольно суровые, такие как глубины океанов, пещеры, бурные реки, родники, пустынные и высокогорные озера. Костные рыбы живут в различных диапазонах температур, солености, кислотности воды, а также уровнях ее насыщенности кислородом.

К регионам с высоким разнообразием пресноводных видов костных рыб относится бассейн реки Амазонка и реки с водно-болотистыми угодьями Юго-Восточной Азии. Морские виды наиболее разнообразны возле систем коралловых рифов, таких как Большой Барьерный риф. Некоторые виды костных рыб способны мигрировать между пресной и соленой водой. Одни виды, такие как лосось мигрируют из соленой воды в пресную, где они мечут икру. Другие виды, такие как пресноводные угри мигрируют на нерест из пресноводной в соленую воду.

Первые костные рыбы, если полагаться на имеющие ископаемые, появились около 420 миллионов лет назад, в силурийский период. В каменноугольном периоде группа значительно расширилась. Многие виды костистых рыб впервые появились в пресной воде, а затем увеличили свой диапазон за счет морской среды обитания.

Источник

Биология 7 класс параграф 41 класс костные рыбы

К этому классу принадлежит огромное количество рыб, относящихся к нескольким надотрядам, основными из которых являются хрящевые ганоидные рыбы (к ним относятся осетровые), двоякодышащие рыбы, кистеперые рыбы, костистые рыбы. Эволюция костных рыб шла по двум направлениям. Одно из них привело к возникновению процветающих ныне разнообразных лучеперых рыб, плавники которых составлены жесткими «лучами». Второе направление привело к появлению кистеперых рыб, обладающих мясистыми плавниками, внутри которых расположены характерные косточки. Почти все кистеперые вымерли, но именно они стали предками амфибий.

Строение костных рыб

Скелет костных рыб состоит из костной ткани. Нижние дуги позвонков имеют отростки, к которым в области туловища прикреплены ребра, образующие футляр для важнейших внутренних органов. Жабры прикрыты подвижной жаберной крышкой. Благодаря их движениям вода засасывается через рот в жаберную полость, омывает пронизанные кровеносными сосудами лепестки жабр и выходит наружу через жаберные щели. Кровеносная система рыб замкнутая, она состоит из сосудов и двухкамерного сердца, делящегося на предсердие и желудочек. Кровь из сердца идет к жабрам, где насыщается кислородом, и несет его к разным органам, а потом возвращается в сердце.

Наравне с органами зрения, обоняния, осязания, у рыб есть боковая линия — уникальный орган, позволяющий воспринимать легчайшие возмущения водной среды. С его помощью рыбы мгновенно узнают о появлении хищника и ловко лавируют в расщелинах коралловых рифов. Боковая линия хорошо заметна у многих рыб.

Источник