Биография и творчество Глинки кратко Произведения Глинки

Биография и творчество Глинки (кратко). Произведения Глинки

Творчество М. И. Глинки знаменовало собой новый исторический этап развития музыкальной культуры — классический. Ему удалось сочетать лучшие европейские тенденции с национальными традициями. Внимания заслуживает все творчество Глинки. Кратко охарактеризовать следует все жанры, в которых он плодотворно работал. Во-первых, это его оперы. Они приобрели огромное значение, так как правдиво воссоздают героические события прошлых лет. Его романсы наполнены особой чувственностью и красотой. Симфоническим произведениям присуща невероятная живописность. В народной песне Глинка открыл неиссякаемый источник поэзии и создал подлинно демократическое национальное искусство.

Творчество и биография Глинки. Детство и юность

Родился 20 мая 1804 года. Его детство прошло в селе Новоспасском. Яркими и запомнившимися на всю жизнь впечатлениями были сказки и песни няни Авдотьи Ивановны. Всегда его привлекало звучание колокольного звона, которому он вскоре начал подражать на медных тазах. Он рано начал читать и был любознательным от природы. Благоприятно сказалось чтение старинного издания «О странствиях вообще». Оно пробудило большой интерес к путешествиям, географии, рисованию и музыке. Перед поступлением в благородный пансион он занимался уроками по фортепиано и быстро преуспевал в этом нелегком деле.

Зимой 1817 года его отправляют в Петербург в пансион, где он провел четыре года. Учился у Бема и Фильда. Жизнь и творчество Глинки в период с 1823 по 1830 годы были весьма насыщены. С 1824 года посещает Кавказ, где служит до 1828 года помощником секретаря путей сообщения. С 1819 по 1828 периодически посещает родное Новоспасское. После знакомится с новыми друзьями в Петербурге (П. Юшковым и Д. Демидовым). В этот период создает свои первые романсы. Это:

  • Элегия «Не искушай меня» на слова Баратынского.
  • «Бедный певец» на слова Жуковского.
  • «Я люблю, ты мне твердила» и «Горько мне, горько» на слова Корсака.

Пишет фортепианные пьесы, совершает первую попытку написать оперу «Жизнь за царя».

Первая поездка за границу

В 1830 году отправился в Италию, по пути был в Германии. Это было его первое путешествие за границу. Он отправился сюда, чтобы поправить свое здоровье и насладиться окружающей природой неизведанной страны. Полученные впечатления дали ему материал для восточных сцен оперы «Руслан и Людмила». В Италии он находился до 1833 года, в основном был в Милане.

Жизнь и творчество Глинки в этой стране протекают успешно, легко и непринужденно. Здесь происходит его знакомство с живописцем К. Брюлловым, московским профессором С. Шевыряевым. Из композиторов — с Доницетти, Мендельсоном, Берлиозом и другими. В Милане у Риккорди он публикует некоторые свои произведения.

В 1831-1832 сочиняет две серенады, ряд романсов, итальянские каватины, секстет в тональности ми-бемоль мажор. В аристократических кругах он был известен как Maestro russo.

В июле 1833 года он отправляется в Вену, а затем около полугода проводит в Берлине. Здесь он обогащает свои технические знания со знаменитым контрапунктистом З. Деном. Впоследствии под его руководством он написал «Русскую симфонию». В это время талант композитора развивается. Творчество Глинки становится более свободным от чужого влияния, он к нему относится сознательней. В своих «Записках» он признается, что все это время он искал свой путь и стиль. Истосковавшись по родине, задумывается о том, чтобы писать по-русски.

Возвращение на родину

Весной 1834 года Михаил приезжает в Новоспасское. Он думал отправиться за границу снова, однако принимает решение остаться на родной земле. Летом 1834 года отправляется в Москву. Он встречается здесь с Мельгуновым и восстанавливает былые знакомства с музыкальными и литературными кругами. Среди них Аксаков, Верстовский, Погодин, Шевырев. Глинка решил создать русскую национальную оперу. Он взялся за романтическую оперу «Марьина роща» (на сюжет Жуковского). План композитора не был реализован, наброски до нас не дошли.

Осенью 1834 года приезжает в Петербург, где посещает литературные и дилетантские кружки. Однажды Жуковский ему подсказал взять сюжет «Ивана Сусанина». В этот период времени сочиняет такие романсы: «Не называй ее небесной», «Не говори, любовь пройдет», «Только узнал я тебя», «Я здесь, Инезилья». В личной жизни у него происходит большое событие — женитьба. Наряду с этим он увлекся написанием русской оперы. Личные переживания повлияли на творчество Глинки, в частности на музыку его оперы. Изначально композитор задумал написать кантату, состоящую из трех картин. Первая должна была называться сельской сценой, вторая — польской, третья — торжественным финалом. Но под влиянием Жуковского он создал драматическую оперу, состоящую из пяти актов.

Премьера «Жизни за царя» произошла 27 ноября 1836 г. В. Одоевский по достоинству оценил ее. Император Николай I подарил за это Глинке перстень за 4000 рублей. Через пару месяцев он назначил его капельмейстером. В 1839 году по ряду причин Глинка подает в отставку. В этот период продолжается плодотворное творчество. Глинка Михаил Иванович написал такие композиции: «Ночной смотр», «Северная звезда», еще одну сцену из «Ивана Сусанина». Принимается за новую оперу на сюжет «Руслана и Людмилы» по совету Шаховского. В ноябре 1839 года разводится с женой. В период жизни с «братией» (1839-1841) создает ряд романсов. Опера «Руслан и Людмила» была долгожданным событием, билеты раскупались заранее. Премьера состоялась 27.11.1842 года. Успех был ошеломляющий. После 53 представлений оперу перестали ставить. Композитор решил, что его детище недооценено, и у него наступает апатия. Творчество Глинки приостанавливается на год.

Путешествие по дальним странам

Летом 1843 года он едет через Германию в Париж, где находится до весны 1844.

Возобновляет старые знакомства, дружит с Берлиозом. Глинка был впечатлен его произведениями. Он изучает его программные сочинения. В Париже поддерживает приятельские отношения с Мериме, Герцем, Шатонефом и многими другими музыкантами и литераторами. Затем он посещает Испанию, где проживает на протяжении двух лет. Он был в Андалузии, Гранаде, Вальядолиде, Мадриде, Памплоне, Сеговии. Сочиняет «Арагонскую хоту». Здесь он отдыхает от насущных петербургских проблем. Гуляя по Испании, Михаил Иванович собирал народные песни и пляски, записывал их в книжку. Некоторые из них легли в основу произведения «Ночь в Мадриде». Из писем Глинки становится очевидно, что в Испании он отдыхает душой и сердцем, здесь ему живется очень хорошо.

Последние годы жизни

В июле 1847 года он возвращается на родину. Живет определенное время в Новоспасском. Творчество Михаила Глинки в этот период возобновляется с новой силой. Он пишет несколько фортепианных пьес, романс «Ты скоро меня позабудешь» и другие. Весной 1848 года отправляется в Варшаву и проживает здесь до осени. Пишет для оркестра «Камаринскую», «Ночь в Мадриде», романсы. В ноябре 1848 года приезжает в Петербург, где всю зиму болеет.

Весной 1849 года снова едет в Варшаву и живет здесь до осени 1851 года. В июле этого года заболел, получив печальное известие о смерти матери. В сентябре возвращается в Петербург, живет с сестрой Л. Шестаковой. Сочиняет крайне редко. В мае 1852 года едет в Париж и находится здесь до мая 1854. С 1854-1856 живет в Петербурге с сестрой. Увлекается русской певицей Д. Леоновой. Для ее концертов создает аранжировки. 27 апреля 1856 года уехал в Берлин, где поселился по соседству с Деном. Он каждый день приходил к нему в гости и руководил занятиями по строгому стилю. Творчество М. И. Глинки могло бы продолжаться. Но вечером 9 января 1857 года он простудился. 3 февраля Михаил Иванович умер.

Читайте:  Стихи Тишина Знак Безразличия

В чем заключается новаторство Глинки?

М. И. Глинка создал русский стиль в музыкальном искусстве. Он был первым композитором в России, кто соединил с песенным складом (русским народным) музыкальную технику (это касается мелодии, гармонии, ритмики и контрапункта). Творчество композитора Глинки содержит достаточно яркие образцы такого плана. Это его народная музыкальная драма «Жизнь за царя», эпическая опера «Руслан и Людмила». В качестве примера русского симфонического стиля можно назвать «Камаринскую», «Князя Холмского», увертюры и антракты к его обеим операм. Его романсы являются высокохудожественными образцами лирически и драматически выраженной песни. Глинку по праву считают классическим мастером мирового значения.

Симфоническое творчество

Для симфонического оркестра композитором создано небольшое количество произведений. Но их роль в истории музыкального искусства оказалась настолько важной, что они считаются основой русского классического симфонизма. Практически все относятся к жанру фантазий либо одночастных увертюр. «Арагонская хота», «Вальс-фантазия», «Камаринская», «Князь Холмский» и «Ночь в Мадриде» составляют симфоническое творчество Глинки. Композитором заложены новые принципы развития.

Основные черты его симфонических увертюр:

  • Доступность.
  • Принцип обобщенной программности.
  • Неповторимость форм.
  • Сжатость, лаконичность форм.
  • Зависимость от общей художественной концепции.

Симфоническое творчество Глинки удачно охарактеризовал П. Чайковский, сравнив «Камаринскую» с дубом и желудем. И подчеркнул, что в этом произведении целая русская симфоническая школа.

Оперное наследие композитора

«Иван Сусанин» («Жизнь за царя») и «Руслан и Людмила» составляют оперное творчество Глинки. Первая опера — это народная музыкальная драма. В ней переплетается несколько жанров. Во-первых, это героико-эпическая опера (в основе сюжета лежат исторические события 1612 года). Во-вторых, в ней содержатся черты эпической оперы, лирико-психологической и народной музыкальной драмы. Если «Иван Сусанин» продолжает европейские тенденции, то «Руслан и Людмила» являет собой новый тип драматургии — эпический.

Она была написана в 1842 году. Публика не смогла ее оценить по достоинству, она была непонятна большинству. В. Стасов был одним из немногих критиков, кто заметил ее значимость для всей русской музыкальной культуры. Он подчеркивал, что это не просто неудачная опера, это новый тип драматургии, совершенно неизвестный. Особенности оперы «Руслан и Людмила»:

  • Неторопливое развитие.
  • Отсутствие прямых конфликтов.
  • Романтические тенденции — красочность и картинность.

Романсы и песни

Вокальное творчество Глинки создавалось композитором на протяжении всей жизни. Он написал более 70 романсов. В них воплощены разнообразные чувства: любовь, печаль, душевный порыв, восторг, разочарование и т. д. В некоторых из них запечатлены картины быта и природы. Глинке подвластны все виды бытового романса. Это баллада, «русская песня», серенада, элегия. Он охватывает и такие бытовые танцы, как вальс, полька и мазурка. Композитор обращается к жанрам, которые характерны музыке иных народов. Это итальянская баркарола и испанское болеро. Формы романсов достаточно многообразны: трехчастная, простая куплетная, сложная, рондо. Вокальное творчество Глинки включает тексты двадцати поэтов. Ему удалось передать в музыке особенности поэтического языка каждого автора. Главным средством выражения многих романсов служит напевная мелодия широкого дыхания. Огромную роль играет фортепианная партия. Практически все романсы имеют вступления, которые вводят в обстановку действия и задают настроение. Очень известны такие романсы Глинки, как:

  • «В крови горит огонь желанья».
  • «Жаворонок».
  • «Попутная песня».
  • «Сомнение».
  • «Я помню чудное мгновенье».
  • «Не искушай».
  • «Ты скоро меня позабудешь».
  • «Не говори, что сердцу больно».
  • «Не пой, красавица, при мне».
  • «Признание».
  • «Ночной смотр».
  • «Воспоминание».
  • «К ней».
  • «Я здесь, Инезилья».
  • «Ах ты ночь ли, ноченька».
  • «В минуту жизни трудную».

Камерно-инструментальное творчество Глинки (кратко)

Ярчайшим примером инструментального ансамбля служит крупное произведение для фортепиано и струнного квинтета Глинки. Это замечательный дивертисмент по мотивам известной оперы Беллини «Сомнамбула». Новые замыслы и задачи воплощены в двух камерных ансамблях: «Большом секстете» и «Патетическом трио». И хотя в этих произведениях чувствуется зависимость от итальянской традиции, они вполне самобытны и оригинальны. В «Секстете» наблюдается насыщенная мелодия, рельефный тематизм, стройная форма. Это ансамбль концертного типа. В этом произведении Глинка попытался передать красоту итальянской природы. «Трио» — полная противоположность первому ансамблю. Его характер мрачный и взволнованный.

Камерное творчество Глинки значительно обогатило исполнительский репертуар скрипачей, пианистов, альтистов, кларнетистов. Камерные ансамбли привлекают слушателей необычайной глубиной музыкальных мыслей, разнообразием ритмо-формул, естественностью мелодического дыхания.

Заключение

Музыкальное творчество Глинки сочетает лучшие европейские тенденции с национальными традициями. С именем композитора связан новый этап в истории развития музыкального искусства, который называется «классический». Творчество Глинки охватывает различные жанры, которые заняли свое место в истории русской музыки и заслуживают внимания со стороны слушателей и исследователей. Каждая из его опер открывает новый тип драматургии. «Иван Сусанин» — это народная музыкальная драма, соединяющая в себе различные черты. «Руслан и Людмила» — это сказочно-эпическая опера без ярко выраженных конфликтов. Она развивается спокойно и неторопливо. Ей присуща красочность и картинность. Его оперы приобрели огромное значение, так как правдиво воссоздают героические события прошлых лет. Симфонических произведений написано немного. Однако они смогли не только понравиться слушателям, но и стать настоящим достоянием и основой русского симфонизма, так как им присуща невероятная живописность.

Вокальное творчество композитора насчитывает около 70 произведений. Все они очаровательны и восхитительны. В них воплощаются различные эмоции, чувства и настроения. Они наполнены особой красотой. Композитор обращается к разным жанрам и формам. Что касается камерно-инструментальных произведений, то они также немногочисленны. Однако их роль не менее важна. Они пополнили исполнительский репертуар новыми достойными образцами.

Источник



Музыкальные произведения о природе

Э. Григ. Утро. (Пер Гюнт).
С.Прокофьев. Утро.
П.Чайковский. Зимнее утро.
И.Штраус. Утренние листки. Вальс.
М.Мусоргский. Рассвет на Москве-реке.
Э.Григ. Летний вечер.
С.Прокофьев. Вечер.
С.Прокофьев. Ходит месяц над лугами.
Р.Шуман. Вечером.
Р.Шуман. Ночью.
Н.Римский -Корсаков. Ночь. (Рождественская сюита).
К.Дебюсси. Лунный свет
А.Вивальди. «Времена года». Зима. 1-я, 2-я, 3-я части.
П.Чайковский. 1-я симфония «Зимние грезы»,1-я, 2-я части.
Р.Шуман. Зима 1.
Р.Шуман. Зима 2. (Два варианта исполнения). 9-10. Р.Шуман. Дед Мороз. (Два варианта исполнения).
П.Чайковский. На тройке.
Г.Свиридов. Тройка.
С.Прокофьев. Фея Зимы из балета «Золушка».
А.Вивальди. «Весна». Концерт для скрипки с оркестром, 1-я, 3-я части.
П.Чайковский. Подснежник .
Ф.Мендельсон. Песня без слов «Весенняя».
Э.Григ. Весной.
Э Григ. Ноктюрн.
С.Прокофьев. Фея Весны из балета «Золушка».
Р.Шуман. Май, милый май!
А.Вивальди. «Времена года». Лето. 2-я, 3-я части.
Л.Бетховен. 6-я симфония, «Пасторальная», 4-я ч. Гроза.
Г.Свиридов. Дождик.
С.Прокофьев. Дождь и радуга.
Р.Шуман. Цветы.
А.ЛЯДОВ. Волшебное озеро.
М.Глинка. Баркарола.
Ф.Лист. Фонтаны виллы Д,Эсте.
Э.Григ. Ручеек.
А.Аренский. Лесной ручей.
Н.Римский-Корсаков. Море. («Садко», симфоническая картина).
М.Равель. Лодка в океане.
М.Равель. Игра воды.
А.Вивальди.»Времена года». Осень.2-я ,3-я части.
П.Чайковский. Осенняя песня.
Г.Свиридов. «Весна и осень».
С.Прокофьев. Фея Осени из балета «Золушка».

Читайте:  Рычаги в быту технике и природе

Источник

Стихи Фёдора Глинки про природу

Глинка Фёдор Николаевич

Красивые стихи про природу Глинки Фёдора Николаевича: читайте популярные и неизвестные произведения Глинки на тему «природы», для взрослых и детей.

Ф.Н. Глинка стихи про природу — подтемы:

Все сущности вместив в себе природы.
Все сущности вместив в себе природы, Я был ее устами и умом; Я в ней читал все символы, вс.

Не пора ли?
1 Много страшного в природе, Много грозного в народе: Там подкоп ведет Кошут, Там кинжал М.

Псалом 103
О, пой, рай, моя душа, Благословляй творца природы: Его земля так хороша! Так ясны зеркаль.

Узник к мотыльку
Дитя душистых роз и поля! Зачем сюда ты залетел? Здесь плен и скучная неволя: Я уж терпень.

К портрету
Я бурями вспахан, разрыт ураганом, И слезы — мой были посев; Меня обольщали — обман за обм.

Дожди
Шумят весенние дожди, Под ними зеленеют нивы, — Зачем же слышу я в груди Порой тоскливые п.

Ангел
Суд мирам уготовляется, Ходит Бог по небесам; Звезд громада расступается На простор его ве.

Музыка миров
I Я слышал музыку миров. Луна янтарная сияла Над тучным бархатом лугов; Качаясь, роща за.

Сетование
Услыши, господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устах льстивых. .

Славное погребение
Битва на поле гремела — битвы такой не бывало: День и взошел и погас в туче нависнувшей ды.

Шарада
На тучных пажитях Авзонии цветущей, Раздвинув злачные брега, Часть первая моя шумя кропит .

К луне
Среди безмолвия ночного Луна так весело глядит, И луч ее у часового На ясном кивере горит.

Клятва
Раз весенним вечерком Лиза с милым шла дружком, А луна светила. В небе век горит луна; Б.

Ловители
Глухая ночь была темна! Теней и ужасов полна! Не смела выглянуть луна! Как гроб, молчала г.

Луна
Луна прекрасная светила В тиши лазоревых полей И ярче золота златила Главы подкрестные цер.

Песнь узника
Не слышно шуму городского, В заневских башнях тишина! И на штыке у часового Горит полночна.

Призыв
О друг младой, прекрасный друг! Уж солнце за горами. Певец зари мой нежит слух, Луна над о.

Прощание
Покажись, луна златая, И пролей свой свет: Здесь невеста молодая Друга сердца ждет! Милый.

Сельская вечеря
Пора! устали кони наши, Уж солнца в небе нет давно; И в сельском домике мелькает сквозь ок.

Вера
Когда кипят морей раскаты, И под грозой сгорают небеса, И вихри с кораблей сдирают паруса.

Дума
Облетел я воздух, Окатился морем, Осушился зноем, Над огнем волканов, Прокопал до сердца Г.

Мечта
Спокойны спящие морей заливы, Как синее стекло; Уже сошли часы покоя молчаливы, И небо све.

Море
Душа томится в вихрях света; Мне душен воздух городской; И я, оставя за собою Заботы, пыль.

Мотылек
В весенний вечерок приятный, Как сизый сумрак мир одел, На розе пышной, ароматной Усталый .

Новый год
Как рыбарь в море запоздалый Среди бушующих зыбей, Как путник, в час ночной, усталый В бес.

Сказки
Люблю я молодость твою И синенькие глазки! Тебе я песен напою, Тебе готовы сказки. Я видел.

Сон
Я кем-то был взнесен на острый верх скалы, — Так мне в младенчестве приснилось, — Кругом м.

В полях тепло, и жавронок трепещет.
В полях тепло, и жавронок трепещет Над гнездушком малюточек-птенцов, Цветок живет и чувств.

К N***
Вчера, задумавшись, Климена указала На рощи ближние, на дальние поля: Везде младая жизнь б.

Призывание сна
Заря вечерняя алеет, Глядясь в серебряный поток; Зефир с полян душистых веет, И тихо плеще.

Заветная книга
В пустыне далекой был старец седой, Пещера в утесе — жилище его; И дуб устарелый и клен мо.

Фиалка и дубы
В глуши под хворостом, в долине Фиалка на судьбу задумала роптать: За что так счастливы та.

Засуха
Не освеженная росою Земля засохла, всё в огне, И запад красной полосою, Как уголь, тлеет в.

Иная жизнь
Как стебель скошенной травы, Без рук, без ног, без головы, Лежу я часто распростертый, В к.

Буря
Что небо стало без лазури, И волны ходят по Неве, И тени облаков мелькают по траве? Я слыш.

Грусть в тишине
Объято всё ночною тишиною, Луга в алмазах, темен лес, И город пожелтел под палевой луною, .

К звезде
Куда спешишь так торопливо, Звезда, красавица небес? Здесь ясно зеркало залива И свеж и ар.

К соловью в клетке
Меркнет день, лазурь темнеет, Погасает блеск небес, В шумном мире всё немеет, Дремлет тихо.

Подглядчик
Ветер воет за горой, Лес нагорный клонит; Месяц выглянет порой И опять потонет. Ветер, вой.

Приключение
По ступицу песок, и лес на нас нависнул; Уж ночь, и сумерком кругом заволоклось; Ямщик в л.

Странник
Я далеко на полночь заходил: У города Архангельска — я был; Сидел на мхах у Кемского Остро.

Услуга от медведей
Быль Уж осень очень глубока: Пустынней лес, полней река; Краснеет даль главой кудрявый ряб.

Видение в луне
Заря, алея, угасала Вдали, мелькая сквозь леса; И тихая вечерняя роса, Как благодать, сошл.

Жатва
Густая рожь стоит стеной! Леса вкруг нивы как карнизы, И все окинул вечер сизый Полупрозра.

Летний северный вечер
Уж солнце клубом закатилось За корбы северных елей, И что-то белое дымилось На тусклом пом.

Смерть Фигнера
Опыт народной поэзии I Уж солнце скрылось за леса. Пойдем и сядем здесь, любезный . евич.

Мать-убийца
На черном небе полосами В изломах молнии горят, Дрожащий грома перекат Бежит и стонет над .

Первый снег
Постлалась белая, холодная постель, И, под стеклом, чуть живы воды! Сугроб высокий лег у в.

Осенняя грусть
Опять вас нет, дни лета золотого, — И томный бор, волнуясь, зашумел; Уныл, как грусть, вид.

Читайте:  Выживание в дикой природе Разжигание огня

Весна
Уж ласточка к гнезду послышала влеченье, И роза вспыхнула на ветке молодой, И дышит негою .

Московские дымы
Дымы! Дымы! Московские дымы! Как вы клубитесь серебристо, С отливом радуги и роз, Когда на.

Утреннее чувство
Я рано поутру вставал, Когда еще алело небо, И душу гладную питал Молитвы кроткой сладким .

Разлука
(С богемского) В небе всё сияло, В поле всё цвело; Но тебя не стало — Всё с тобой прошло! .

Если хочешь жить легко.
Если хочешь жить легко И быть к небу близко, Держи сердце высоко, А голову низко. 1836.

Нездешняя гостья
Плывет величаво По синему небу Серебряный месяц. И зорю сменяют Вечерние звезды. И дремл.

К солнцу
Пали меня, пали, златое! С твоих высот без облаков; Да снидет с неба отнятое Грехами у зем.

Повсеместный свет
На своде неба голубого, Реки в волнистом серебре, На трубке в желтом янтаре И на штыке у ч.

К Пушкину
О Пушкин, Пушкин! Кто тебя Учил пленять в стихах чудесных? Какой из жителей небесных, Тебя.

Обеты
Небесный царь! Твои обеты Как чистый ароматный мед, Как детства золотые леты, Как от алмаз.

Прояснение
Я обрастал земной корою, Я и хладел и цепенел, И, как заваленный горою, Давно небесного не.

Рейн и Москва
Я унесен прекрасною мечтой, И в воздухе душисто-тиховейном, В стране, где грозд янтарно-зо.

Перелетная птичка
Скрывалось за горы Роскошное солнце, И долгий день летний Угаснул, и вечер Настал с тишино.

Сетование (Вот желтеют листья. )
(С богемского) Вот желтеют листья, Забелели горы; Что тебе, друг милый, Что там в шумном г.

Приближение господа любви
Когда ты близишься, душа моя пылает И всё во мне от радости дрожит; И кровь, как горный кл.

Ранняя весна на родине
Прямятся ольхи на холмах, И соловьиные журчат и льются песни, И скромно прячется на молоды.

Степь
Как беспредельна ты, безлесная пустыня! Где долго нежится в тиши степной арбуз И златобока.

1812 год
Дошла ль в пустыни ваши весть, Как Русь боролась с исполином? Старик-отец вел распри с сын.

Желанный гость, мой друг младой.
Желанный гость, мой друг младой! Тоскливо жду тебя я ныне, Как путник, оскудев водой, Прох.

Любовь
На степи раскаленной, широкой, Где не слышно, не видно отрадных ручьев, Исчезал, без воды.

Осень
Золотой метелью Мчится желтый лист; Жалобной свирелью Слышен ветра свист. В синие долины.

Надежда
Под черною ночью, на белом коне, Скакал паладин по буграм, чрез овраги; И нет уж в нем сил.

Источник

Михаил Иванович Глинка

В. В. Стасов, известный музыкальный критик, писал: “Глинка думал, что он создает только русскую оперу, но он ошибался. Он создавал целую русскую музыку, целую русскую музыкальную школу, целую новую систему”.

“Солнцем русской поэзии” называют Александра Сергеевича Пушкина. Его прекрасный гений осветил весь последующий путь русской литературы. С таким же основанием можно было бы назвать великого современника, друга и единомышленника Пушкина Михаила Ивановича Глинку “солнцем русской музыки”.

Глинка – первый русский

Это можно без всякого преувеличения сказать про человека, создавшего “Славься!”

Стремление к правдивому отражению жизни народа, к глубокому проникновению

Кроме двух монументальных, глубоко народных по духу опер – “Иван Сусанин” и “Руслан и Людмила”, Глинкой были созданы выдающиеся произведения и в других областях музыкального творчества. Чайковский считал, что Глинка по складу своего дарования был прежде всего замечательный, несравненный симфонист, хотя он и написал сравнительно немного самостоятельных оркестровых сочинений. В своем симфоническом творчестве Глинка широко разрабатывал образы, мелодии и ритмы народной песни и танца.

Таковы его грациозно-задумчивый, поэтический “Вальс-фантазия”, полные огня и жизни, темпераментные, сверкающие богатством красок испанские увертюры и особенно непревзойденная “Камаринская”, в которой вся русская симфоническая музыка, по известному выражению Чайковского, заложена “подобно тому, как весь дуб в желуде”.

Широкую популярность завоевали романсы Глинки, в которых пленяющая простота, искренность и непосредственность выражения чувств совмещаются с идеальной чистотой отделки и отточенностью формы. В музыке Глинки, проникнутой ясным и цельным мироощущением, с необыкновенной гармоничностью сочетались различные элементы, развивавшиеся затем различными представителями русской музыкальной школы. Именно эта исключительная внутренняя цельность и многогранность творческого облика ставят Глинку на особое место среди великих русских композиторов и придают его произведениям значение вечно прекрасного и неувядаемого образца.

Источник

Духовная поэзия Фёдора Глинки

Издательство «Пашков дом» опубликовало второе издание сборника «Молись, душа!» поэта, боевого офицера, участника декабристских обществ Фёдора Николаевича Глинки (1786—1880). В книгу вошли духовные сочинения поэта, не известные современному читателю, многие из которых были изданы ещё в XIX веке и рассеялись по страницам русских литературных альманахов и журналов. Этот фундаментальный труд был подготовлен доктором филологических наук, профессором Виталием Прохоровичем Зверевым.

19 июня исполнилось 233 года со дня рождения Фёдора Глинки. Фёдор Николаевич Глинка — писатель поистине многогранного таланта, оставивший заметный след в русской мемуаристике, прозе и поэзии XIX века. В первую очередь он известен как автор знаменитых «Писем русского офицера», в которых отразил свои воспоминания об участии в военных действиях в годы наполеоновских войн. После поражения декабрьского восстания 1825 года был сослан в Петрозаводск, где изучал этнографию и фольклор Карелии, что отразилось в его «карельских» поэмах. Творчество Глинки высоко ценил Александр Сергеевич Пушкин, отмечал в его произведениях свежесть мысли и непосредственность стихотворной формы.

В основу предлагаемого сборника духовных сочинений Фёдора Николаевича Глинки положены три книги, не переиздававшиеся почти полтора века: «Опыты Священной поэзии» (1826), «Иов. Свободное подражание Священной книге Иова» (1859) и «Духовные стихотворения» (1869). Все эти книги были опубликованы при жизни Глинки и при живом его участии, поэтому была сохранена воля автора в расположении стихотворных произведений.

Произведения Фёдора Глинки сопровождены обстоятельной статьей исследователя творчества русского писателя, доктора филологических наук, профессора Виталия Прохоровича Зверева. В своём научном труде он обосновал существование в русской литературе мощного потока религиозной поэзии, в значительной мере определившего влияние классики на духовно-нравственную жизнь общества. Виталий Прохорович во многом открыл поэзию Фёдора Глинки, представил её смысл и истоки, рассмотрел этапы изучения творчества поэта.

При подготовке данного издания учтены материалы разысканий составителя в Российском государственном архиве литературы и искусства, отделе рукописей Российской государственной библиотеки и Государственном архиве Тверской области, где хранятся основные рукописи Фёдора Николаевича Глинки. В частности, многие стихотворения сверены с автографами и авторизованными списками, восстановлено «Предуведомление» к «Опытам Священной поэзии», сохранившееся в рукописях поэта, но по неизвестным причинам не включённое в публикацию 1826 года.

Источник