Беседа quot Поможем природе quot

Внеклассное мероприятие «Природа просит помощи»

Методическая разработка по экологии

«ПРИРОДА ПРОСИТ ПОМОЩИ»

Тема: «Природа просит помощи».

Цель: расширить знания детей о необходимости сохранения окружающей среды; воспитывать бережное чуткое отношение к природе, доброжелательность и взаимовыручку при работе в парах; развивать внимание, наблюдательность.

Оборудование: проектор, плакаты с надписями

Маркеры, ватманы ,карточки.

— Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас на нашем занятии! Давайте друг другу подарим улыбки и начнем работать.

У всех у нас есть мать одна,
По имени Природа.
У неё для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки,
В душе её прекрасные черты —
Поля, луга, леса, моря и реки.

(Во время чтения стихотворения показываютсяслайды с изображениями красивых уголков природы.)

— Как вы думаете о чем пойдет речь на нашем занятии? (природе)

Люди издавна были тесно связаны с природой, они были мудрыми и наблюдательными. Вся жизнь у них была связана с природой. И своих детей приучали к этому же, до сих пор люди пользуются мудрыми советами наших предков. Народная примета живёт и в наши времена. Например:

Осенняя погода непредсказуема, но и ее можно предугадать, зная старинные приметы. В каждой из них скрывается тайна и рядом с нею блуждает разгадка. Знаете ли вы приметы погоды. Вот послушайте некоторые. (учитель и учащиеся называют народные приметы)

Если в сентябре на небе разыгрался гром, то осень ожидается теплая;

Когда гром в октябре гремит, то зимой снега почти не будет.

Рябина от тяжести клонит ветки к земле – дождливую осень предсказывает;

Комары никак не угомонятся даже в конце осени – значит можно не бояться больших холодов, они пройдут стороной;

Редкие облака на осеннем небе – к теплу.

Осенний закат золотится – хорошую погоду предвещает на следующий день;

Если вы увидите, как полетели гуси, значит, очень скоро начнется зима;

Снег выпал ранней осенью – весна тоже наступит ранняя.) Убрано

Всегда ли человек относится внимательно, бережно к природе так как она этого заслуживает? (НЕТ) Слайд – вырубленный лес, пожары, свалки А такая природа вам нравится ? Что с ней произошло? Кто виноват?

Дети: человек в результате своей деятельности вырубают леса, выбрасывают мусор, заводы и фабрики загрязняют воздух.

Учитель: давайте вместе попробуем назвать тему нашего занятия.

Как себя чувствует такая природа? А когда коме-то плохо , что делать?

Слайд: Природа просит помощи

— Почему эта тема так важна для нас сегодня?

Дети:(потому что без природы человек не может жить (Стас), природа загрязняется, уничтожается (Паша)

Учитель: Да, ребята, вы правы.

Сегодня мы поговорим о проблемах экологии. Попробуем определить пути решения этих проблем. Очень часто человек не задумывается о том, какой вред может нанести природе его деятельность. А ведь мы уже сейчас должны позаботиться о том, что останется нашим потомкам. Смогут ли они любоваться лесами, полями, слушать пение птиц. Для этого взяты под охрану наиболее прекрасные уголки нашей природы.

— Как называются такие места? Чем отличается заповедник от национального парка? Есть ли на нашей территории Смол. Обл. такие места? (да Смол. Поозерье)

Учитель: Ребята, на территории нашей Смоленской области находится национальный парк Смоленское Поозерье

Рассказ учителя,(рассказ сопровождается демонстрацией слайдов, Смол. Обл.).Слайд ( Смол. Поозерье)

-А какие животные и растения находятся под охраной, вы, ребята, сейчас назовёте ( Катя и Яна)

Учитель. Прекрасна наша Земля! Её природа – наш дом, а мы хозяева в нём. Человек тесно связан с окружающей средой. Вы согласны со мной?

Дети:(Мы получаем от природы радость и красоту, используем богатства природы)

Учитель: Чтобы сохранить и приумножить богатства природы мы должны заботиться о ней, вовремя прийти на помощь.

Как мы можем помочь природе?

— Ребята, давайте вы сегодня побудете в роле защитников природы. У нас две команды « Помощники природы», «Экологи». Напомните друг другу правила работы в команде. Выполните задания по этим карточкам

1.Каждой группе даются карточки с заданием показать (разыграть) или проговорить ситуацию.

«Помощники природы» — 1. Ты увидел в кустах гнездо птички. Твои действия.

С появлением первых проталин, появляются красивые полянки подснежников. Ваши действия

Проходя по парку, ты видишь ребят, которые достали гвоздь и хотят нацарапать свое имя на стволе дерева. Что ты сделаешь?

«Экологи» — 1. Ты идешь по улице города, съел конфету , а урны рядом нет. Как ты поступишь?

2. Вы с родителями навели порядок возле дома. Образовалась кучка сухих листьев. Как вы с ней поступите?

3. Вы с друзьями на берегу озера устроили пикник. Чтобы не нести домой мусор, Петя предложил выбросить пакет с отходами в воду. Вы согласны с Петей?

— Мусор – это одна из главных проблем на сегодняшний день. Представьте, что будет если каждый выбросит пакет с мусором, пл. бутылку или фантик, что будет с окружающей средой, а ведь мусор он не исчезает, он лежит годами, веками и медленно разлагается, загрязняя окружающую среду.

Слайд (время разложения отходов)

Бумага, брошенная вами, будет лежать от 2-х до 10 лет

Консервные банки – более 30 лет

Полиэтиленовые пакеты – более 200 лет

Пластмасса – 500 лет

Стекло – 1000 лет

Учитель: Ребята, а вы задумывались можно ли мусор использовать?

Давайте попробуем дать отходам вторую жизнь.

Посмотрите, что есть в этой коробке. И возьмите то, из чего по вашему мнению можно что – то полезное сделать.

Ребята показывают свои работы.

Учитель: Молодцы, ребята. Видите, как можно сократить количество мусора. Но это не единственный выход в сложившейся проблеме.

. Давайте попытаемся найти другие решения экологической проблемы , предложите свои идеи и попробуем вырастить свое «Дерево решений». На зеленых листочках напишите свои мысли и прикрепите к дереву.

прикрепляются карточки (форма любая).

— Ребята природа терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о нашей помощи и защите. Нас привлекает и радует ее красота. Что бы эту красоту увидели другие люди, нужно ее любить и беречь.

Наше занятие заканчивается и мне бы хотелось , что бы вы поделились своими впечатлениями , для этого прикрепите кружочек

7. Подведение итогов, Рефлексия

— мне занятие понравилось ( синий)

-мне занятие понравилось , и я узнал много нового (жёлтый)

-мне занятие понравилось, я многое узнал, я буду бережно относиться к природе. (красный)

Источник



Лекция-беседа по экологии"Природа просит защиты".
план-конспект на тему

Терентьева Ирина Николаевна

Материал позволяет расширить знания детей о природе и воспитывать заботливое отношение к ней.

Скачать:

Вложение Размер
bes.po_ekolog.docx 22.71 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РМ «Ялгинский детский дом-школа»

Лекция-беседа по экологии «Природа просит защиты»

— формирование у воспитанников целостных представлений об окружающей среде на основе беседы о природе.

— познакомить детей с понятием «экология;

— расширить представления детей о рационально взаимодействии с природой через беседу;

— развивать общий кругозор воспитанников о природных богатствах края (растения, звери, насекомые, птицы), рассматривая их в неразрывном единстве.

— воспитывать нравственно- эстетические чувства детей, потребность видеть и понимать прекрасное в природе Мордовского края.

Вступительное слово воспитателя.

∙ “ Человек должен украшать землю”. (М.А.Шолохов)

∙ “Счастье-это быть с природой, видеть ее, говорить с ней”. (Л.Н.Толстой)

Мы разговор наш так начнем

Что вся Земля – наш общий дом

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нём живём.

Мы с вами на занятии поговорим о том, что такое экология, об экологических проблемах, и о том, как каждый из вас, лично, может помочь решить одну из таких проблем нашего края.

Беседа о науке «экология»

Всё, что окружает нас, это — природа: небо, лес, речка, солнце, деревья, цветы, травы, птицы, животные, насекомые, человек, все это — природа. Все, что есть в природе, должно существовать вместе, рядом, дружно. Так, деревья не могут жить без солнца, воды, без птиц, которые в коре деревьев находят и поедают жучков- червячков. Животные тоже, не могут жить

без воды, солнечного тепла и света, без травки, которую они едят, без деревьев, которые защищают их от жары и дождя. Все живые существа в природе зависят друг от друга.

Итак, вы, наверное, слышали слово ―экология. Как вы думаете,

что такое экология?

ЭКОЛОГИЯ — это наука, которая изучает взаимоотношения растений, животных, человека и их связь с неживой природой: солнцем, водой, воздухом. А еще экология изучает, как человек влияет на природу. Он может влиять хорошо, т.е. помогать природе. Он может влиять плохо, т.е. вредить природе, портить, уничтожать ее.

Приведите примеры, как человек помогает природе. (Дети отвечают). Правильно, человек сажает деревья, ухаживает за растениями и животными, кормит птиц.

А как человек может вредить природе? (Дети отвечают). Да, конечно, человек может вырубать деревья, уничтожать

животных, выбрасывать мусор, загрязнять воздух дымами, выхлопными газами автомобилей.

Мы, люди, загрязняем и уничтожаем природу, и почти каждый из вас, к сожалению, тоже загрязняет природу.

Наверняка, кто — то из вас выкидывал полиэтиленовые пакеты, фантик от конфеты, пластиковые бутылки на улицу, в канаву, в кусты. Можно ли это делать? Конечно, нельзя!

Во — первых, это просто некрасиво, а во — вторых, это губит природу.

Экологические проблемы, конечно, имеют глобальный характер и затрачивают всё человечество. Но именно в нашей стране они становятся особо угрожающими. Главная тому причина-вызревшая у нас за долгие годы и, к сожалению, бесстыдно процветающая в условиях сегодняшнего дня тотальная экологическая безответственность.

К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды.

Загрязняется всё: воздух, вода, почва. И это, в свою очередь, не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей.

Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.

Первый закон : «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит : «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон : «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон : «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая

«улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Жизненная практика подсказывает, что экология природы не имеет будущего без экологии души. Итак, экология души, что же это такое? По-видимому, в центре рассмотрения должна оказаться охрана души.

Экология души — это качественный уровень личного духовного развития

каждого человека. Это и состояние нашей с вами души, истосковавшейся по

красоте. Так же, как могучий дуб вырастает из маленького зёрнышка, в человеке развивается чувство добра, чуткости, милосердия из крохотного зародыша, заложенного в нас природой. Люди —представители нашей природы. В мире растут и развиваются миллионы животных организмов, нуждающихся в нашей заботе. В человеческой душе должны формироваться благородные чувства, такие как сострадание, мужество, доброта, отзывчивость. Люди не должна дать засохнуть дереву жизни.

Источник

Экологическая беседа на тему "Поможем природе"

Рекомендации. Эту беседу можно начать с разговора о том, какую конкретную помощь могут оказать школьники природе. К этому времени у детей должен быть накоплен опыт общения с природой, сформированы определенные природоведческие и природоохранные знания. Теперь важно вовлекать младших школьников в разнообразную деятельность по охране природы. В беседе может принять участие представитель Комитета по экологии и родители.

Цель беседы. Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности школьников по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.

Оборудование. Выставка детских рисунков на тему: «Мы помогаем природе»; сочинения и стихи школьников по теме; фотостенд, посвященный деятельности детей в природе; выставка кормушек, скворечников; плакаты на тему охраны природы; поделки из природного материала; памятки «Что должен уметь юный друг природы».

Ход беседы

Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы — дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.

А теперь расскажите о том, что сделали вы. Давайте сейчас посмотрим нашу выставку рисунков «Мы помогаем природе». Много полезных для природы дел вы делаете. Некоторые рисунки можно даже описать стихами. (Учитель предлагает детям подобрать к рисункам стихи, написанные на отдельных листочках, и прочитать их.)

Многие из вас на рисунках изобразили посадку растений: цветов, деревьев, кустарников. Это очень доброе и посильное дело. Вы знаете, существует даже поговорка о том, что человек не зря прожил свою жизнь, если посадил и вырастил за свою жизнь хотя бы одно дерево. Не зря в народе говорят: «Посадившего дерево поблагодарят и внуки, погубившего проклянут и дети».

А кто нам подскажет, как правильно сажать деревья? (В случае необходимости учитель знакомит учащихся с правилами посадки растений.)

Один из школьников читает стихотворение:

Мы посадим липы и клены,
Будет город нарядный, зеленый.
Тополя мы посадим рядами,
Станут площади наши садами.
Окружим мы деревьями школу-
Пусть звенит над ней гомон веселый.
Любят зелень счастливые дети.
Любят видеть деревья в расцвете.
Пусть цветет с каждым годом все краше
Молодая планета наша.
(Н.Кутов)

Все любят отдыхать в тени деревьев, слушая шум листвы, но, к сожалению, не все участвуют в посадках деревьев, например, как этот мальчик.

Этот мальчик любит в зной
Отдыхать в тени лесной.
А скажи-ка ты ему:
Если лес тебе так мил,
Сам нигде ты почему
Деревца не посадил?
(М.Миршакар)

Дети, важно не только посадить растение, но и бережно и заботливо ухаживать за ним, оберегать от поломки, от вредителей, регулярно поливать.

У красы-березки платье серебрится,
У красы-березки зеленые косицы.
Со двора к березке выскочили козы,
Стали грызть березку, а березка- в слезы.
Защищать березку стали мы гурьбою,
Чтоб краса-березка выросла большою.
(П.Воронько)

Ранней весной можно увидеть такую картину.

Пастух кору надрезал у березы,
Склоняясь, тянет сладкий сок.
За каплей капля падает в песок
Березы кровь, прозрачная, как слезы.
(Ф.Сологуб)

Кору деревьев резать нельзя! Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, — ведь оно живое! Что же станет с деревом дальше? Оно увянет к следующему году, постепенно будет иссыхать ствол и ветви, помертвеют корни в почве.

Очень большую помощь оказывают школьники березовым лесам во время весеннего сбора сока. Они замазывают ранки глиной и разъясняют сборщикам сока, какой вред они наносят деревьям.

Какой-то мальчишка поранил березку,
Изрезал ножом на березке бересту.
Березка, не плачь: за аптечкой схожу,
Глубокую ранку бинтом завяжу.
(В.Суслов)

Запомните!

Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной, замазкой или пластилином. Ранку следует забинтовать.

Как вы понимаете пословицу: «Много леса — береги, мало леса — не губи, нет леса — посади?»

Кто из вас посадил дерево? Где? Как вы ухаживаете за ним? Знаете ли вы, что посаженные деревья нуждаются в поливе?

Не мешайте мне трудится,
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу.
Пейте, пейте, не жалейте,
А хотите, в лейку лейте-
Поливайте огород:
Он ведь тоже воду пьет!
(Е.Благинина)

Много у ребят забот о природе во все времена года. Беспокоятся школьники о своих друзьях — растениях и животных. Вот как описывают свои заботы наши ребята. (Учитель читает выдержки из сочинений детей, особо обращая внимание на проявление нравственных чувств жалости, сострадания, долга, ответственности.)

Наши ребята уже давно помогают зимующим птицам: делают кормушки, ведут подкормку птиц, как это описано в стихотворении О.Высоцкой.

Для гостей на окно
Сыплет Костя пшено,
Воду льет на блюдце:
Пусть они напьются.

Мерзнут лапки у синичек:
Плохо им без рукавичек,
Да и голодно в мороз…
Я им семечек принес:
Посмотрите-ка сюда,
Это вкусная еда.
На ладонь ко мне садятся.
Греют лапки. Не боятся.

Давайте вместе посмотрим, какие кормушки сделали наши ребята. (Дети рассматривают выставку кормушек, выбирают самую лучшую.)

Найдутся дела у школьников и летом.

А как вы помогали природе летом, в лагере, в деревне у бабушки или в нашем городе?
Главная забота летом для взрослых и детей — борьба с сорняками. Издавна не любят их в народе. Не случайно говорят:

Сорную траву — из поля вон!
Сорная трава на корню крепка.

Какие вы знаете сорные растения?

Вырос в поле злой и колкий,
Во все стороны иголки. (Репейник)

Колюч, да не еж,
Вцепится, коли мимо пройдешь. (Репейник)

Только тронь и отдернешь ладонь,
Обжигает трава, как огонь! (Крапива)

Крапива — коварная трава.

Прячется в траве крапива,
Жжет детишек терпеливо.
Злых и добрых — всех кусает,
Никого не пропускает!

Существует много видов сорных растений, среди них мятлик луговой, пырей ползучий, овсюг, костер, тимофеевка луговая, осот, крапива двудомная, подорожник и т.д. Сорные растения встречаются на полях и огородах. Сорные растения необходимо удалять, так как они мешают росту культурных растений, посаженных на огородах, клумбах, полях и т.д. Культурные растения, не прополотые вовремя, дают более низкий урожай, плоды становятся мелкими, и сами растения приобретают маленькие размеры. Иногда не прополотые растения могут даже погибнуть.

Ожидаешь урожая —
Не ленись пораньше встать!
Если ж ты запустишь грядки,
Не прополешь, не польешь —
Ни одной морковки сладкой
В огороде не найдешь!
(Т.Белозеров)

Ребята, всегда ли школьники правильно оказывают помощь природе? В чем чаще всего они ошибаются? (Учитель работает с плакатами, отражающими ошибки детей в природоохранной деятельности.)

Одно из направлений природоохранной деятельности – сохранение богатств природы: экономное использование воды, газа, бумаги, тепла, электричества; сбор металлолома и макулатуры.

Знаете ли вы, что…

Сбор макулатуры сохраняет лес? 60 кг макулатуры спасает жизнь одной ели.

Сегодня мы наградили тех, кто бережно относится к книгам и тетрадям. (Представитель Комитета по экологии награждает школьников.)

Дети, как вы понимаете то, что здесь изображено? (Учитель демонстрирует плакаты о бережном отношении к природным ресурсам.)

Оказывая помощь природе, школьники могут принять активное участие и в предупреждении дурных поступков по отношению к ней: рейдах в природу, патрулировании улиц, скверов.

О том, как друзья природы борются с дурными поступками, написана сказка-быль Е.Арефьевой «Природа и ее друзья». (Учитель читает сказку.)

«В лесу возле старого-престарого дуба бил из-под земли маленький родничок Весельчак. А в этом родничке жила капелька Искорка со всеми сестренками. Они весело плескались в своем домике, сияли всеми цветами радуги, когда солнышко протягивало к ним свои ласковые лучи, и грустили, если солнышка долго не было. Но минуты печали были короткими, потому что дождик добавлял в родничок новые капли, которые быстро знакомились с Искоркой и ее сестрами и становились совсем родными.

Искорка и ее сестры-капельки были очень маленькие, но это не мешало им заботиться друг о друге и о своем родничке. Чем больше капелек, чем дружнее они, тем звонче был Весельчак.

В этот заповедный уголок леса часто прибегали разные зверушки попить свежей водички и поболтать с Весельчаком, прилетали голосистые птицы и пели свои песенки, развлекая капелек, и сам родничок подпевал птицам. Получался удивительный лесной хор! Все в этом лесу жили дружно и заботились друг о друге. Но однажды к старому дубу подкатила машина, из нее вышел человек. Родничок обрадовался. Теперь он будет полезным и человеку! Но большой человек, казалось, и не замечал, как старательно родничок пытается привлечь к себе его внимание, как приветливо поют птицы и радостно шумит старый дуб.

Неожиданно человек начал рубить ветки у молодых березок. Увидев это, капельки заплакали в своем домике, а старый дуб грозно заскрипел. Но чем они могли помочь деревцам? В лесу почему-то сразу стало тихо, не слышно было птиц, а лишь раздавался стук топора.

Вдруг Весельчак и старый дуб услышали веселую песню, которую пели мальчики и девочки, идущие на полянку. Это были ребята из «Зеленого патруля» — настоящие друзья природы. Они увидели, как человек рубит ветки, и грозно двинулись на него. «Как вам не стыдно портить прекрасный уголок леса?! Такой большой и не знаете, что природу надо охранять!» И взрослый дядя вдруг застыдился, сел в машину и уехал.

Березкам уже ничем нельзя было помочь, ребята бережно сложили ветки в сторонке. Затем, увидев родничок, они поторопились к нему. Капельки играли и сверкали на солнце. Искорка предложила ребятам выпить вкусной и свежей водицы. Друзья природы с удовольствием приняли это предложение. Вода действительно было очень вкусной и пахла лесом.

В ветвях старого дуба- хранителя родничка — появились птицы, которым было приятно познакомиться с ребятами. Недалеко зашуршала трава, и на полянку выкатились два комочка: колючий и пушистый- ежик и заяц. Они прибежали выпить воды из родничка и поболтать с искоркой и ее сестрами. Ребята познакомились и с этими обитателями леса. А затем все вместе они сидели под дубом, слушали разговоры Весельчака и ветерка, который тихо шелестел в ветвях старого дуба.

Ребята пообещали, что они будут часто наведываться в лесной уголок и встречаться с его жителями. И еще они сказали, что всегда будут охранять природу, не давать ее в обиду».

Дети, а вам приходилось участвовать в такой работе? Расскажите об этом.

Многое могут сделать дети для улучшения природной среды, например, сажать деревья, цветы, озеленять классные комнаты и школьные дворы.

А знаете ли вы, что природную красоту можно сохранить, чтобы любоваться ею дома? Кто из вас видел панно, картины и другие поделки, изготовленные из природного материала? Давайте полюбуемся вашими поделками из природного материала и выберем самую интересную, самую оригинальную. Обратите внимание на красоту природных форм, красок, очертаний. Видите, даже сухая веточка, травинка, шишка могут стать прекрасным украшением для дома. (Лучшая поделка отмечается призом.)

Ребята, а что вы чувствуете, о чем думаете, когда делаете добрые дела в природе? Вы испытываете радость? Конечно, вам очень радостно, приятно. Вот как описывает чувство девочки, которая помогает природе, Л.Никитина в своем рассказе «радостные минуты».

«Весной в холодные, ненастные дни, я постоянно слежу за птицами и подкармливаю их. Чаще всего посещают кормушку синицы. Слышать песенку повеселевшей маленькой птички- большая радость!

В лесу я нашла несколько муравейников и огородила их. Один из муравейников был кем-то разрушен, снесена вся верхняя часть купола. Я сгребла в кучу весь разбросанный строительный материал и сделала из него вершину. Муравьишки быстро занялись ремонтом дома, а через некоторое время он приобрел нормальный вид, хозяева успокоились. А для меня- радостная минута!

На нашей улице рабочие прокладывали трубы и повредили много деревьев. Я убрала поваленные деревца, которые уже нельзя было спасти, а у остальных осторожно удалила сломанные ветви, кое-где замазала ранки, поставила подпорки. Думаю, что спасла их от гибели, а это тоже радостно.

Увидела мальчика, который поймал маленького птенца трясогузки. Я настояла, чтобы он отпустил его на том же месте, где взял. Мы посадили птенца на ветку, отошли немного и стали ждать, когда прилетят родители. Скоро раздался голос трясогузки, птенец оживился, стал трясти хвостиком, пискнул. И тут же прилетели две взрослые трясогузки с кормом, стали по очереди засовывать в жадно раскрытый клювик птенца принесенных гусениц. И снова радость- и для меня, и для мальчика!»

Дети, любая помощь человеку, растению или животному приносит радость, удовлетворение, счастье.

Сегодня мы услышим рассказ о том, какую помощь оказали школьники природе в нашем городе. (С краткой информацией, основанной на конкретных примерах, выступает представитель Комитета по экологии. Беседу можно сопровождать показом диафильма «Что должен знать и уметь юный защитник природы».)

В заключение беседы учитель дает детям задание: разъяснить младшим товарищам и родителям, какую помощь они могут оказать природе. Беседа заканчивается словами М.Андронова:

Всех ребят мы в большие походы
Звонкой песней сумеем завлечь.
Охранять зорко нашу природу —
Это Родину, значит, беречь.

Источник

Беседа. "Поможем природе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Много говорили о природе, оеё пользе, как её сберечь. Дети были заинтересованы.

Просмотр содержимого документа
«Беседа. «Поможем природе».»

Беседа: «Поможем природе».

Цель.Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности школьников по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.

Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы — дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.

А теперь расскажите о том, что сделали вы. Давайте сейчас посмотрим нашу выставку рисунков «Мы помогаем природе». Много полезных для природы дел вы делаете. Некоторые рисунки можно даже описать стихами. (Учитель предлагает детям подобрать к рисункам стихи, написанные на отдельных листочках, и прочитать их.)

Многие из вас на рисунках изобразили посадку растений: цветов, деревьев, кустарников. Это очень доброе и посильное дело. Вы знаете, существует даже поговорка о том, что человек не зря прожил свою жизнь, если посадил и вырастил за свою жизнь хотя бы одно дерево. Не зря в народе говорят: «Посадившего дерево поблагодарят и внуки, погубившего проклянут и дети».

А кто нам подскажет, как правильно сажать деревья? (В случае необходимости учитель знакомит учащихся с правилами посадки растений.)

Один из школьников читает стихотворение:

Мы посадим липы и клены,
Будет город нарядный, зеленый.
Тополя мы посадим рядами,
Станут площади наши садами.
Окружим мы деревьями школу-
Пусть звенит над ней гомон веселый.
Любят зелень счастливые дети.
Любят видеть деревья в расцвете.
Пусть цветет с каждым годом все краше
Молодая планета наша.
(Н.Кутов)

Все любят отдыхать в тени деревьев, слушая шум листвы, но, к сожалению, не все участвуют в посадках деревьев, например, как этот мальчик.

Этот мальчик любит в зной
Отдыхать в тени лесной.
А скажи-ка ты ему:
Если лес тебе так мил,
Сам нигде ты почему
Деревца не посадил?
(М.Миршакар)

Дети, важно не только посадить растение, но и бережно и заботливо ухаживать за ним, оберегать от поломки, от вредителей, регулярно поливать.

У красы-березки платье серебрится,
У красы-березки зеленые косицы.
Со двора к березке выскочили козы,
Стали грызть березку, а березка- в слезы.
Защищать березку стали мы гурьбою,
Чтоб краса-березка выросла большою.
(П.Воронько)

Ранней весной можно увидеть такую картину.

Пастух кору надрезал у березы,
Склоняясь, тянет сладкий сок.
За каплей капля падает в песок
Березы кровь, прозрачная, как слезы.
(Ф.Сологуб)

Кору деревьев резать нельзя! Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, — ведь оно живое! Что же станет с деревом дальше? Оно увянет к следующему году, постепенно будет иссыхать ствол и ветви, помертвеют корни в почве.

Очень большую помощь оказывают школьники березовым лесам во время весеннего сбора сока. Они замазывают ранки глиной и разъясняют сборщикам сока, какой вред они наносят деревьям.

Какой-то мальчишка поранил березку,
Изрезал ножом на березке бересту.
Березка, не плачь: за аптечкой схожу,
Глубокую ранку бинтом завяжу.
(В.Суслов)

Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной, замазкой или пластилином. Ранку следует забинтовать.

Как вы понимаете пословицу: «Много леса — береги, мало леса — не губи, нет леса — посади?»

Кто из вас посадил дерево? Где? Как вы ухаживаете за ним? Знаете ли вы, что посаженные деревья нуждаются в поливе?

Не мешайте мне трудится,
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу.
Пейте, пейте, не жалейте,
А хотите, в лейку лейте-
Поливайте огород:
Он ведь тоже воду пьет!
(Е.Благинина)

Много у ребят забот о природе во все времена года. Беспокоятся школьники о своих друзьях — растениях и животных. Вот как описывают свои заботы наши ребята. (Учитель читает выдержки из сочинений детей, особо обращая внимание на проявление нравственных чувств жалости, сострадания, долга, ответственности.)

Наши ребята уже давно помогают зимующим птицам: делают кормушки, ведут подкормку птиц, как это описано в стихотворении О.Высоцкой.

Для гостей на окно
Сыплет Костя пшено,
Воду льет на блюдце:
Пусть они напьются.

Мерзнут лапки у синичек:
Плохо им без рукавичек,
Да и голодно в мороз…
Я им семечек принес:
Посмотрите-ка сюда,
Это вкусная еда.
На ладонь ко мне садятся.
Греют лапки. Не боятся.

Давайте вместе посмотрим, какие кормушки сделали наши ребята. (Дети рассматривают выставку кормушек, выбирают самую лучшую.)

Найдутся дела у школьников и летом.

А как вы помогали природе летом, в лагере, в деревне у бабушки или в нашем городе?
Главная забота летом для взрослых и детей — борьба с сорняками. Издавна не любят их в народе. Не случайно говорят:

Сорную траву — из поля вон!
Сорная трава на корню крепка.

Какие вы знаете сорные растения?

Вырос в поле злой и колкий,
Во все стороны иголки. (Репейник)

Колюч, да не еж,
Вцепится, коли мимо пройдешь. (Репейник)

Только тронь и отдернешь ладонь,
Обжигает трава, как огонь! (Крапива)

Крапива — коварная трава.

Прячется в траве крапива,
Жжет детишек терпеливо.
Злых и добрых — всех кусает,
Никого не пропускает!

Существует много видов сорных растений, среди них мятлик луговой, пырей ползучий, овсюг, костер, тимофеевка луговая, осот, крапива двудомная, подорожник и т.д. Сорные растения встречаются на полях и огородах. Сорные растения необходимо удалять, так как они мешают росту культурных растений, посаженных на огородах, клумбах, полях и т.д. Культурные растения, не прополотые вовремя, дают более низкий урожай, плоды становятся мелкими, и сами растения приобретают маленькие размеры. Иногда не прополотые растения могут даже погибнуть.

Ожидаешь урожая —
Не ленись пораньше встать!
Если ж ты запустишь грядки,
Не прополешь, не польешь —
Ни одной морковки сладкой
В огороде не найдешь!
(Т.Белозеров)

Ребята, всегда ли школьники правильно оказывают помощь природе? В чем чаще всего они ошибаются? (Учитель работает с плакатами, отражающими ошибки детей в природоохранной деятельности.)

Одно из направлений природоохранной деятельности – сохранение богатств природы: экономное использование воды, газа, бумаги, тепла, электричества; сбор металлолома и макулатуры.

Знаете ли вы, что…

Сбор макулатуры сохраняет лес? 60 кг макулатуры спасает жизнь одной ели.

Сегодня мы наградили тех, кто бережно относится к книгам и тетрадям. (Представитель Комитета по экологии награждает школьников.)

Дети, как вы понимаете то, что здесь изображено? (Учитель демонстрирует плакаты о бережном отношении к природным ресурсам.)

Оказывая помощь природе, школьники могут принять активное участие и в предупреждении дурных поступков по отношению к ней: рейдах в природу, патрулировании улиц, скверов.

О том, как друзья природы борются с дурными поступками, написана сказка-быль Е.Арефьевой «Природа и ее друзья». (Учитель читает сказку.)

«В лесу возле старого-престарого дуба бил из-под земли маленький родничок Весельчак. А в этом родничке жила капелька Искорка со всеми сестренками. Они весело плескались в своем домике, сияли всеми цветами радуги, когда солнышко протягивало к ним свои ласковые лучи, и грустили, если солнышка долго не было. Но минуты печали были короткими, потому что дождик добавлял в родничок новые капли, которые быстро знакомились с Искоркой и ее сестрами и становились совсем родными.

Искорка и ее сестры-капельки были очень маленькие, но это не мешало им заботиться друг о друге и о своем родничке. Чем больше капелек, чем дружнее они, тем звонче был Весельчак.

В этот заповедный уголок леса часто прибегали разные зверушки попить свежей водички и поболтать с Весельчаком, прилетали голосистые птицы и пели свои песенки, развлекая капелек, и сам родничок подпевал птицам. Получался удивительный лесной хор! Все в этом лесу жили дружно и заботились друг о друге. Но однажды к старому дубу подкатила машина, из нее вышел человек. Родничок обрадовался. Теперь он будет полезным и человеку! Но большой человек, казалось, и не замечал, как старательно родничок пытается привлечь к себе его внимание, как приветливо поют птицы и радостно шумит старый дуб.

Неожиданно человек начал рубить ветки у молодых березок. Увидев это, капельки заплакали в своем домике, а старый дуб грозно заскрипел. Но чем они могли помочь деревцам? В лесу почему-то сразу стало тихо, не слышно было птиц, а лишь раздавался стук топора.

Вдруг Весельчак и старый дуб услышали веселую песню, которую пели мальчики и девочки, идущие на полянку. Это были ребята из «Зеленого патруля» — настоящие друзья природы. Они увидели, как человек рубит ветки, и грозно двинулись на него. «Как вам не стыдно портить прекрасный уголок леса?! Такой большой и не знаете, что природу надо охранять!» И взрослый дядя вдруг застыдился, сел в машину и уехал.

Березкам уже ничем нельзя было помочь, ребята бережно сложили ветки в сторонке. Затем, увидев родничок, они поторопились к нему. Капельки играли и сверкали на солнце. Искорка предложила ребятам выпить вкусной и свежей водицы. Друзья природы с удовольствием приняли это предложение. Вода действительно было очень вкусной и пахла лесом.

В ветвях старого дуба- хранителя родничка — появились птицы, которым было приятно познакомиться с ребятами. Недалеко зашуршала трава, и на полянку выкатились два комочка: колючий и пушистый- ежик и заяц. Они прибежали выпить воды из родничка и поболтать с искоркой и ее сестрами. Ребята познакомились и с этими обитателями леса. А затем все вместе они сидели под дубом, слушали разговоры Весельчака и ветерка, который тихо шелестел в ветвях старого дуба.

Ребята пообещали, что они будут часто наведываться в лесной уголок и встречаться с его жителями. И еще они сказали, что всегда будут охранять природу, не давать ее в обиду».

Дети, а вам приходилось участвовать в такой работе? Расскажите об этом.

Многое могут сделать дети для улучшения природной среды, например, сажать деревья, цветы, озеленять классные комнаты и школьные дворы.

А знаете ли вы, что природную красоту можно сохранить, чтобы любоваться ею дома? Кто из вас видел панно, картины и другие поделки, изготовленные из природного материала? Давайте полюбуемся вашими поделками из природного материала и выберем самую интересную, самую оригинальную. Обратите внимание на красоту природных форм, красок, очертаний. Видите, даже сухая веточка, травинка, шишка могут стать прекрасным украшением для дома. (Лучшая поделка отмечается призом.)

Ребята, а что вы чувствуете, о чем думаете, когда делаете добрые дела в природе? Вы испытываете радость? Конечно, вам очень радостно, приятно. Вот как описывает чувство девочки, которая помогает природе, Л.Никитина в своем рассказе «радостные минуты».

«Весной в холодные, ненастные дни, я постоянно слежу за птицами и подкармливаю их. Чаще всего посещают кормушку синицы. Слышать песенку повеселевшей маленькой птички- большая радость!

В лесу я нашла несколько муравейников и огородила их. Один из муравейников был кем-то разрушен, снесена вся верхняя часть купола. Я сгребла в кучу весь разбросанный строительный материал и сделала из него вершину. Муравьишки быстро занялись ремонтом дома, а через некоторое время он приобрел нормальный вид, хозяева успокоились. А для меня- радостная минута!

На нашей улице рабочие прокладывали трубы и повредили много деревьев. Я убрала поваленные деревца, которые уже нельзя было спасти, а у остальных осторожно удалила сломанные ветви, кое-где замазала ранки, поставила подпорки. Думаю, что спасла их от гибели, а это тоже радостно.

Увидела мальчика, который поймал маленького птенца трясогузки. Я настояла, чтобы он отпустил его на том же месте, где взял. Мы посадили птенца на ветку, отошли немного и стали ждать, когда прилетят родители. Скоро раздался голос трясогузки, птенец оживился, стал трясти хвостиком, пискнул. И тут же прилетели две взрослые трясогузки с кормом, стали по очереди засовывать в жадно раскрытый клювик птенца принесенных гусениц. И снова радость- и для меня, и для мальчика!»

Дети, любая помощь человеку, растению или животному приносит радость, удовлетворение, счастье.

Сегодня мы услышим рассказ о том, какую помощь оказали школьники природе в нашем городе. (С краткой информацией, основанной на конкретных примерах, выступает представитель Комитета по экологии. Беседу можно сопровождать показом диафильма «Что должен знать и уметь юный защитник природы».)

В заключение беседы учитель дает детям задание: разъяснить младшим товарищам и родителям, какую помощь они могут оказать природе. Беседа заканчивается словами М.Андронова:

Всех ребят мы в большие походы
Звонкой песней сумеем завлечь.
Охранять зорко нашу природу —
Это Родину, значит, беречь.

Источник

Конспект занятия на экологическую тему с использованием ИКТ «Природа просит защиты»

Тема: «Природа просит защиты» (старшая группа).

Цели: воспитание бережного отношения к растительному и животному миру, чувства сопереживания и сопричастности природе; расширение кругозора детей; развитие познавательного интереса к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, внимание; воспитывать экологическую культуру и любовь к родной природе.

Материал: набор дидактических карточек птиц, зверей, насекомых, растений; слайды с изображением животных и растений; таблицы с изображением луга, леса, водоёма.

Оборудование: ноутбук, проектор, переносной экран.

Ход занятия:

Нашим домом называют не только Землю, но и её природу! -А что такое природа?

Солнечное тепло, ягоды, вода, животные, грибы, воздух, деревья, цветы- это природа.

-А могут ли люди прожить без природы?

-А раз не могут, то как же они должны относиться к ней?

-А как относятся?

-Всегда ли хорошо и бережно?

Природа просит помощи!

-У кого она просит помощи?

-А какие же природные обитатели просят у человека помощи?

Об этом мы сейчас узнаем, отгадав загадки.

1. Что же это за девица,

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ель)

2. Я капелька лета,

На тоненькой ножке,

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Тот и рад поклонится,

Родная землица. (Земляника)

3. Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А ниток ни одной. (Ёж)

Хвост, как упор. (Дятел)

5. Под берёзой старичок,

На нём- бурый колпачок. (Подберёзовик)

6. Прыгает пружинка-

Зелёная спинка. (Кузнечик)

7. Белая корзинка,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце. (Ромашка)

Игра «Назови одним словом»

1. Волк, лиса, заяц, ёж, лось- это. (звери).

2. Черника, малина, земляника, брусника- это. (ягоды).

3. Ель, берёза, липа, сосна, клён — это. (деревья).

4. Воробей, соловей, клёст, жаворонок — это. (птицы).

5. Бабочка, пчела, кузнечик, муравей, паук — это. (насекомые).

6. Ромашка, василёк, клевер, колокольчик, ландыш — это. (цветы).

Стихотворение (читает ребёнок)

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

-На планете мы останемся одни.

— Ребята, а вы любите ходить в гости?

Итак, мы отправляемся в гости к природе. А зачем?

Чтобы услышать пение птиц?

Чтобы увидеть, как раскрывается тугой бутон колокольчика?

Чтобы полюбоваться красотой деревьев?

Чтобы насладиться свежим душистым воздухом?

Набрать в лукошко лесных ягод, грибов, орехов.

Да, мало ли зачем мы пришли в гости к природе! Но не забывайте,

вы — в гостях! Вы — в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. Выполняй их!

— Что же это за правила?

(дети называют правила поведения в природе)

Набухают соком почки,

Скоро снег растает весь,

И зелёные листочки

Молодой украсят лес.

— А что ещё, кроме листочков, украшает лес? (Цветы)

Первые цветы называют первоцветами.

— Какие первоцветы вам знакомы?

Послушайте стихотворения, которые подготовили ребята о подснежниках.

(читает ребёнок)

На лесной проталинке —

Краску взял себе с небес

И украсил ею лес.

Необыкновенной красоты бывают лесные поляны весной, когда цветут подснежники.

А вот другое стихотворение о подснежнике.

(читает ребёнок)

Из земли подснежник

Вышел на рассвете.

Не сорвут ли дети?

Но сказали дети

Мы тебя не тронем:

Всё должно цвести,

Чтоб нарядней стала

Вся земля вокруг:

Вслед за подснежниками появляются лесные фиалки.

Пройдёт совсем немного времени и на смену голубым подснежникам и фиалкам придёт ещё цветок.

На зелёной ножке

Я весною встретила

На лесной дорожке. (Ландыши)

— А можно ли нарвать букет ландышей и понести домой?

— Да, ребята, эти цветы лучше оставить в лесу.

Едва люди войдут в лес, на луг — сразу начинают рвать, а часто выдирать с корнем цветы. Цветы быстро вянут, их выбрасывают.

Цветы гибнут от рук человека. С каждым годом их становится всё меньше и меньше.

(читает ребёнок)

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Цветите лесные колокольчики и ландыши!

Радуйте нас своей красотой!

Ещё больше вреда приносят люди животным — птицам, насекомым, зверям.

Дидактическая игра «Где мой дом?»

(Для её проведения необходимо иметь набор карточек — портретов объектов природы, т. е. животных и растений; иллюстрации или таблицы с изображением леса, луга, водоёма).

Итак, каждое животное и растение имеет свой дом.

-А как вы думаете, хорошо ли живётся животным и растениям в лесу (Лес чистый, хорошо дышится в нём, лес-дом для животных, в лесу животные находят себе корм.)

-Могут ли животные и растения менять свой дом?

-Могут ли рыбы жить на почве или в почве?

-А могут ли белка и крот поменяться своими квартирами?

-Представьте, что люди срубили сосну. Что будет с каждым из животных, связанным с этим деревом? Что, например, будет с дятлом?

Исчезнет его столовая, он должен будет искать новое дерево, на котором живут насекомые и их личинки.

-А если срубили не одну сосну, а все? Дятел не сможет найти другую столовую, зимой не будет сосновых шишек. Нечем будет питаться и белкам.

А теперь давайте представим, что вырубили дубраву. Не будет желудей, меньше станет животных, которые ими питаются,- кабанов, барсуков, белок, соек. Сова потеряет не только свой дом-дупло, но и пищу — лесных мышей, которые питаются желудями. То есть она останется голодной и бездомной.

-А что будет с растениями, которые растут в тени под дубом (ландыш?

Вот как пишет о том, кто и где живёт, писатель В. Бианки

«В лесу каждый построил себе дом.

Весь лес сверху донизу занят под жильё. Живут на земле, под землёй, в деревьях, в траве и в воздухе.

В воздухе — дома у иволги. Она высоко над землёй подвесила к ветке берёзы лёгкую корзинку, сплетённую из пеньки, стебельков, волосиков и шерстинок.

В деревьях — дома у белки, у жуков-древоточцев и короедов, у дятлов, синиц, скворцов, сов и других птиц.

В траве -дом у овсянок, лесных коньков, шалашик-гнездо у пеночки -веснички из сухой травы и мха, с крышей и входом сбоку. У мышки-малютки гнездо совсем как птичье. Мышка свила его из травинок. Гнездо висит на высоте почти двух метров на ветке можжевельника.»

-Перечислите ещё раз, что случится в лесу, если человек срубит одно дерево или спилит весь лес?

А раз так, нам всем надо бережно относится к домам и квартирам своих соседей по планете! Не забывать о том, что повреждение или уничтожение домов животных грозит гибелью для них.

Весной в птичьих гнёздах появляются птенцы. Заботливые родители-птицы кормят их и, конечно же, охраняют. Если птица услышит сильный шум, то сразу покидает гнездо. Уводят врагов от своего гнезда, от птенцов. Поэтому мы не должны шуметь в лесу, включать громко музыку, чтобы мама не оставила своих малышей.

«Угадай, чей голосок?»

Какая птица издаёт такие звуки (можно использовать записи голосов птиц) :

1. Кар-кар-кар! (Ворона)

2. Чик-чирик-чив-чив! (Воробей)

3. Синь-синь-синь! (Синица)

4. Свир-свир-свир! (Свиристель)

5. Ча -ча -ча! (Сорока)

-Кого привлекают лесные цветы?

-Для чего нужны цветам насекомые?

-По каким признакам можно определить, что это насекомые?

-Угадайте, о каких насекомых будут говорить ребята.

1. Она легка, красива,

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (Бабочка)

2. У неё четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие-большие глаза.

Называем её. (Стрекоза)

3. Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки,

Чёрненькие точки. (Божья коровка)

4. Сок цветов душистый пьёт,

Дарит нам и воск, и мёд,

Людям всем она мила,

А зовут её. (Пчела)

5. Он работник настоящий,

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей)

-Для чего муравьи в лесу?

-Можно ли разорять муравейник?

Муравьи приносят огромную пользу, поедая вредных гусениц, которые питаются зеленью.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется

«Игра в слова.»

Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (пчеле. пауку. бабочке. кузнечику).

Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, трудолюбивая, красная спинка, улей, стрекочет, паутина, тли, жужжит, «чемпион по прыжкам,» большие глаза, сладкий нектар, гусеница, пёстрокрылая.

Люди всегда любили деревья, травы, птиц, насекомых, зверей. Но всех ли?

Все ли животные любимы человеком?

-Назовите нелюбимцев? (Змеи, крысы, гусеницы, жабы, летучие мыши).

-За что же эти животные попали в такую немилость?

Давайте разберёмся с этими животными и посмотрим, справедливо ли безжалостное отношение к ним.

Вот у лесного болотца жаба!

Мальчики хотели кинуть в неё камень.

Девочки просто испугались и убежали.

-Можно обижать жабу?

-А приносит она вред?

-Вот жаба, жаба! Убежим!-

Дрожат Наташа с Сашей,

А жаба им в ответ:

Ведь я вам не мешаю.

Живём мы тихо у воды,

Едим букашек, мошек.

От жаб детишкам нет беды,

Как нет беды от кошек.

Вам жаб не нужно обижать

И ни к чему от них бежать.

-О ком эта загадка?

Из куста шипуля,

За ногу типуля. (Змея)

Все знают, что змеи шипят, а кто из вас задумывался, зачем? Угрожают? Предупреждают? Просят не трогать и уйти с дороги? Как вы считаете?

Да, есть змеи ядовитые. Поэтому надо быть в лесу осторожным! Шипение предупреждает людей. Дайте ей отползти или отойдите сами. И никакой беды не случится.

Не убивайте этих животных! Они живые, значит имеют право на жизнь!

Игра с мячом «Я знаю….»

Дети становятся в круг, в центре — воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, цветы, деревья). Ребёнок, поймавший мяч,говорит: «Я знаю 5 названий зверей» и перечисляет (например : лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю. Второму ребёнку воспитатель бросает мяч и говорит: «Птицы»

Многие известные нам птицы, животные, насекомые исчезают с Земли каждый год, каждый день, каждый час.

Природа просит от нас помощи! Если вы хотите быть защитниками природы, помните, что надо беречь в лесу и деревья, и травы, и зверей, и птиц.

Цветы, насекомые, птицы, рыбы, звери

В души людям смотрят,

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря.

Ведь небо без птиц – не небо,

А море без рыб – не море,

И земля без зверей – не земля.

Итог занятия

Воспитатель может организовать чтение и прослушивание рассказов о природе.

Источник

Читайте:  Деревенская зима Исаака Левитана