Беседа по изобразительному искусству quot Музыка слова и краски в образе русской природы quot
Беседа по изобразительному искусству "Музыка, слова и краски в образе русской природы"
Оборудование: презентация или картины художников И.И. Левитана, И.И. Шишкина, Ф.А. Васильева, произведения П.Чайковского и С. Рахманинова.
I. Учитель. Сегодня на нашем уроке мы познакомимся с лирическим русским пейзажем в искусстве.
– Как вы думаете, зачем композитор музыкально рисует с помощью звуков широкую ровную гладь полей; художник показывает заветный уголок родной природы; поэт словами передает красоту зимнего леса или другое мимолетное впечатление? Если только для того, чтобы запечатлеть природу, то с этим легче и быстрее справилась бы цветная фотография? (Ответы детей)
Учитель. Значит, в пейзажах есть что-то более важное, чем просто изображение природы?
Ученик. Композитор, художник, поэт, рисуя лирический пейзаж своей родины, не только предает внешнее впечатление от красоты увиденной природы, но и всегда предает то, что ему понравилось, удивило, поразило, запомнилось.
Учитель. В своих пейзажах художник раскрывает внутренне состояние, настроение, которое природа вызывает в душе у человека, исполнитель того или иного пейзажа всегда обращается к нашему чувству. Но не всегда мы умеем все видеть, и иногда проходим мимо красоты нашей природы, потому, что еще не научились смотреть, слушать и слышать природу.
Но есть в человеческой жизни великое средство открывать глаза невидящим, это средство – искусство. Есть люди, которые как будто рождаются для того, что б остановить нас и сказать: «Подожди, не спеши и не бегай. Остановитесь! Посмотри, как хорошо, как прекрасно. Вглядись, запомни».Задушевная лирика среднерусской полосы является огромным простором для творчества великих людей.
– Назовите великих композиторов, певцов родной земли. (Ответы детей) Чайковский, Глинка, Рахманинов, Скрябин, Свиридова.
– А кто знает художников-пейзажистов? (Ответы детей) Щербаков, Зверьков, Герасимов, Куинджи, Айвазовский – А стихотворения каких поэтов о русской природе вам больше всего нравятся? (Ответы детей) Фет,Тютчев, Майков, Никитин, Пушкин, Есенин и многие другие.
Вот это уединение с природой давало этим людям особый прилив жизненных сил и возможность раскрыть свой талант, оставить большое наследие и прославить свою Родину – РОССИЮ.
Ученик. Образ Родины – ее поля и леса, огромная простота осенних перелесков и синяя стужа зим, буйство летнего цветения и свежесть осеннего утра западают в душу с детства и на всю жизнь невидимыми нитями связывает человека с родной землей, с нашим отечеством.
Учитель. Как не любить Родину, как не быть ей признательным за все, что она дает так щедро. Много есть на свете хороших государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина, Россия. (Учитель читает стихотворение Бокова «Откуда начинается Россия?»)
Откуда начинается Россия?
С Курил? С камчатки? Или с Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья
к труду,
к терпенью,
к правде,
к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна.
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней, Россия
Не с гор берет начало, а с тебя.
Итак, откуда начинается Россия? Я думаю, ребята, вы тоже оставите для России доброе наследие своего труда. Каждый из вас найдет свой жизненный путь в будущем. А теперь посмотрим и послушаем, как задушевная лирика отразилась в произведениях замечательных людей, творчество которых знают и ценят не только в России, но и в других странах.
II. Учитель. Среди русских композиторов-класиков выделяются имена:
Петра Ильича Чайковского (1840 г.р.),Сергея Васильевича Рахманинова (1875-1943), нашего современника Георгия Свиридова (1915-1975). Жил Георгй Свиридов в небольшом уютном городе Фатеж под Курском. (Учитель читает стихи С.Есенина)
Ты откуда русская,
Зародилась музыка.
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
В радости? В боли?
Или в птичьем свете?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
– Что такое музыка?
Ученик. Это тихая лунная ночь: это шелест живых листьев, это отдаленный вечерний звон; это то, что родится от сердца и идет только к сердцу. Во всех странах земного шара звучит музыка великих композиторов и будит в сердцах людей светлые, добрые и чистые чувства.
Произведения Чайковского захватывают и волнуют всех людей. Все творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе.Чайковский обладал удивительно сильным, феноменальным чувством природы, и он после долгих прогулок довольный садился за рояль. Объединение с природой, любовь к ней вдохновляли П. Чайковского.
(Прослушивание музыки. 4 симфонии «Времена года»)
Творчество С.Рахманинова, великого композитора, глубоко эмоциональное, полное высокого драматизма и вдохновенной лирики. С 1919 года был признан I пианистом в мире. Уехав за границу, Рахманинов надолго погрузился в молчание. «Разлука с Россией стала трагедией композитора. Прекрасные лирические страницы его музыки – отражение образа Родины, Необозримой шири ее степей и полей. Эти удивительные мелодии дали, мелодии разлива звучат в его фортепианных концертах, прелюдиях, этюдах-картинах.
III.Ученик. Русский пейзаж прошел большой путь. Русские художники всегда ставили перед собой задачу создания пейзажа – картины, которая по глубине замысла, по силе эмоционального воздействие не уступит многофигурной композиции.
Учитель. Вся история русского пейзажа – это огромный труд художника, длительное и кропотливее изучение и осмысление природы, это история самоотверженной коллективной работы многих поколений художников, история преемственности и добросовестной работы – учебы у старших товарищей, сверстников, а иногда и у младших.
– Какие по своему содержанию бывают пейзажи:
1. Сельский
2. Городской (организованное руками человека, площади, набережные)
3. Парковый
4. Морской
5. Архитектурный (памятники архитектуры)
6. Индустриальный (роль человека – созидателя)
Учитель. Стремление найти и передать в своих картинах различное состояние природы и соответствие человеческим чувствам, переживаниям, настроениям – придало пейзажу лирическую окраску (Исаак Ильич Левитан – художник-лирик (1860-1900) «Левитанская осень») Чувство тоски, грусти, радости или безнадежности находят свое отражение в пейзаже настроения художников, их манера письма, их жизненная судьба.
Величавые картины природы полные внутренней силы, красоты и спокойствия характерны для эпического пейзажа. Иван Иванович Шишкин (1832-1898) – мастер эпического пейзажа.
В пейзажном жанре находят воплощение исторические события – такой пейзаж называется историческим.
В пейзаже порой можно увидеть какое-то бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра – мотивы романтического пейзажа. В этом жанре проявил себя Федор Александрович Васильев (1850-1873) – художник с романтической мечтательностью.
IV. Ученик. Иван Иванович Шишкин родился в суровом крае в городе Елабуге на Каме в купеческой семье. Город раскинулся на холме, а кругом шумели непроходимые леса. Мальчик целыми днями бродил по живописным окрестностям Елабуги и старался зарисовать все, что ему особенно нравилось. Он рисовал всегда всюду, а когда у него не было бумаги и карандаша, доставал мел или уголь и расписывал стены, двери, ворота. Отцу хотелось, чтобы сын был купцом, но мальчик не проявил никаких способностей к торговле. Он мечтал стать художником. В Москве он блестяще окончил училище. Потом поступил в Академию Художеств в Петербурге. И стал живописцем. Верстовым столбом в развитии русского пейзажа назвал его И.Л. Крамской – руководитель, вождь передвижников.
Наконец дождался русский лес своего художника. И фамилия у него была лесная – Шишкин, и звали его по-русски – Иван, сын Ивана. Произведения этого художника популярны и любимы зрителям. Шишкин приобрел редкое мастерство – умение перенести русский лес на картину. Да как перенести! Так, что малейшая травинка на холсте видна, и от него пахнет не масляной краской, а духом цветов и хвоей тянет. Едва ли не половину жизни провел Шишкин в лесу на этюдах, немало исходил лесных дорог. В зеленом царстве внимательный острый глаз пейзажиста подметил все многообразие леса, как не похожи между собой деревья, цветы, травы, как они отличаются по форме и цвету.
Любовь художника к природе бесхитростная, народная. Шишкин видел лес эпически. Богатырские дубы и сосны изображал он, богатырскую роль. «Да и сам он был богатырем, как зеленый, могучий лес заражал всех своим здоровым весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью», – вспоминал И.Репин (сотни картин, тысячи этюдов).
Давайте остановимся около картин: «Лесные дали», «Сосновый бор», «Рожь».
Перед нашим взором открывается величественная широкая панорама, увешанная как бы с вершин холма. Картина написана свободно с большим размахом. Живописен лесной массив, разнообразен и сложен по цвету, но легкая дымка утреннего тумана, окутывающего дали, помогла художнику объединить все цвета в единой спокойной красочной гамме.
Шишкин изображает типичный русский пейзаж: поляна с группой маленьких деревьев и одинокой сосной на первом плане; одетый в утренний туман лес на втором плане и озеро на границе третьего дальнего плана, где-то вдалеке среди темной зелени голубеет лесное озеро или излучина реки.
Общий: холодный голубовато-зеленый тон картины несет в себе дыхание северного лета. Художественный язык картины Шишкина «Лесные дали» строго размерен и величав. Образ природы строится на основе глубокого знания натуры.
Бор сосновый в стране одинокий стоит,
В нем ручей меж деревьев бежит и журчит,
Я люблю тот ручей, я люблю ту страну,
Я люблю в том лесу вспоминать старину.
Ученик. Шишкин «Сосновый бор». Всю жизнь Шишкин изучал русский, преимущественно северный, лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный. Этот эпический пейзаж рассказывает нам о красоте и величии русского северного леса. Здесь художник мастерски, удивительно тонко заметил всю прелесть соснового бора. Он вплотную подходит к дремучему лесу, останавливаясь на полянке у лесного ручейка, как бы приглашал нас, зрителей, следовать за ним.
Источник
"Беседы об искусстве.Живопись русских пейзажистов". Конспект занятия.
Цели: обучающая – познакомить с картинами русских художников; воспитывающая – воссоздать в сознании детей поэтическую атмосферу русской природы в ярких зрительных образах, корректирующая – расширение кругозора, развитие памяти, повышение интереса к изобразительному искусству.
Тип урока: беседа.
Оборудование: репродукции картин русских художников — пейзажистов; для учащихся – альбомы, простые карандаши.
Подведение к новой теме.
Сообщение темы и цели урока.
Изложение нового материала.
Закрепление новых знаний.
Проверю готовность к занятию.
Подведение к новой теме.
Подумайте о чём пойдёт речь на уроке. (Слайд 1)
Белый лист бумаги
Взял художник в руки.
Чистый лист бумаги –
Кисточку и краски
Вынул он из сумки.
Кисточку и краски –
И больше ничего.
Будто над задачей,
И ушёл тихонько,
Дерева с кустами,
И с травой в придачу,
Сообщение темы и цели урока.
Тема урока: Живопись. Цель: познакомиться с картинами русских художников.
Изложение нового материала.
Откройте альбомы и запишите дату и тему урока. Запишите также в своих альбомах определение, что такое живопись. Живопись – это вид изобразительного искусства. К живописи можно отнести картины написанные краской.(Слайд 2)
Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней пора златая,
Прохладней летний ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поёт звучнее. (слайд 3)
Исаак Ильич Левитан умел в скромном мотиве увидеть и запечатлеть на полотне проникновенный образ разнообразной и волнующей русской природы. На картине «Берёзовая роща» он показал летний солнечный день.
(Дети рассматривают репродукцию картины «Берёзовая роща».)(слайд 4)
Лучи солнца проникают сквозь густую листву, скользят по стволам берёз и заставляют сверкать влажную и сочную траву. В сплошной массе зелени стволы берёз кажутся лучами солнца. Листва свисает с веток. Фиолетовые цветы ещё больше оживляют картину. Художник выбирает вытянутый формат, чтобы показать простор и красоту рощи.
Внимательно рассмотрите следующую картину И. И. Левитана «Октябрь». Дети рассматривают картину и желающие выходят к доске и высказывают своё мнение о картине, свои впечатления о ней.(слайд5)
Сегодня мы также познакомимся с творчеством известного русского пейзажиста. Это Шишкин Иван Иванович. (слайд 6)
В своих картинах этот художник отобразил красоту и величие родной природы. (слайд 7)
В 1857 году Шишкин получил 2 малые серебряные медали за картину «В окрестностях Петербурга». (слайд 8)
В 1865 году Шишкин получает звание академика за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». (слайд 9)
А также мы сегодня узнаем о творчестве ещё одного очень известного русского художника. Это Никола́й Константи́нович Ре́рих.(слайд 10)
Это не только художник, а также общественный деятель культуры конца 19 начала 20 века. (слайд 11)
Среди его пейзажей очень известное полотно «Небесный бой». (слайд 12)
Где художник использовал резкие контрасты света и тьмы как знамение страшных событий, ожидавших Россию и всю Европу в ближайшем будущем.
Особое место в творчестве художника занимают картины с изображение гор. (слайд 13)
Восточным Гималаям Рерих посвятил более 600 произведений. (слайд 14)
Закрепление новых знаний.
— Что такое живопись?
— Чем пишут картины?
— Какие картины вы рассматривали на занятии?
— Кто автор этих картин?
6. Подведение итогов.
На занятии активно работали и правильно отвечали на вопросы следующие ученики:_____________(называю учеников)
7. Домашнее задание.
Понаблюдать за природой, за красивыми местами рядом с домом ( скверы, деревья, клумбы, газоны).
Источник
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Программой по изобразительному искусству предусмотрено ознакомление учащихся с историей
изобразительного искусства, его видами и жанрами.
Школьники знакомятся с историей искусства во время уроков-бесед, посвященных отдельным периодам, эпохам, видам, жанрам изобразительного искусства, художникам, а также в процессе практических занятий. И в том, и в другом случае их основная цель — научить детей понимать основы языка изобразительного искусства, видеть произведение в единстве его содержания и формы, самостоятельно анализировать произведения различных видов и жанров. В результате обучения в I—VI классах школьники должны знать наиболее значительные картины, скульптуры, архитектурные сооружения, созданные в нашей стране и за рубежом.
Приобщение к искусству необходимо связывать с трудовым и нравственным воспитанием, в том
числе и на примерах из истории искусства (труд художника, его личность, воспитательные цели его творчества).
Таким образом, уроки-беседы об изобразительном искусстве призваны содействовать коммунистическому воспитанию школьников, формировать их идейно-политические убеждения, патриотические чувства, воспитывать любовь к искусству, художественный вкус, развивать творческое воображение.
С I по VI класс беседы необходимо сочетать с самостоятельной изобразительной деятельностью учащихся: рисованием с натуры, по памяти и по представлению, декоративным рисованием.
Начиная с III класса ознакомлению школьников с историей искусства посвящены полностью отдельные уроки (5—6 часов в год); на всех других уроках знания по изобразительному искусству школьники получают в связи с практической работой над конкретными заданиями.
Одна из важных задач бесед — дать детям знание языка изобразительного искусства. Усвоив его, они сумеют достаточно верно, творчески оценить художественное произведение, его содержание, форму, образное богатство, своеобразие, а также смогут проникнуться любовью и уважением к художественным ценностям, созданным народами мира.
Во время бесед аналитический разбор произведений не должен мешать их эмоциональному восприятию. Школьников следует постоянно подводить к пониманию специфики искусства как одного из видов общественного’ сознания, одной из форм отражения действительности.
Программа и методические пособия к ней — лишь основа для самостоятельной творческой работы учителя. Он по своему усмотрению может вносить некоторые изменения в перечень художественных произведений для каждого класса, выбирать наиболее приемлемую форму изложения материала, показа произведений искусства, их анализа, средств активизации внимания учащихся.
Не следует перегружать уроки большим количеством новых сведений, разбором свыше
6—8 художественных произведений.
В процессе бесед необходимо широко использовать технические средства обучения. Любой урок требует особой слаженности работы аппаратуры, позволяющей делать быстрые переходы от показа слайдов, диафильмов, кинофильмов, фотографий к воспроизведению звукозаписей на магнитоленте и грампластинках, к демонстрации телепередач, к изображению на классной доске.
Казалось бы, такая мелочь — неплотно задрапированные окна, пропускающие в классную комнату немного дневного света. Но этого достаточно для того, чтобы изображение на экране лишить сочности и свежести красок, разбелить, сделать неясным.
Часто используются старые, пожелтевшие киноэкраны. Они тоже очень снижают качество изображения, особенно цветного. Если демонстрируется диапозитив с голубой или синей красочной гаммой, то на подобном экране изображение станет зеленоватым, искаженным. А фиолетовые краски будут серыми. В результате такого показа теряется эмоциональное воздействие искусства на учащихся.
К концу обучения в VI классе школьники должны получить знания, необходимые для самостоятельной оценки произведений искусства — их содержания, изобразительно-выразительных средств, образности, самобытности и т. д. Однако цель будет по-настоящему достигнута лишь в том случае, если у детей появится стремление к постоянному общению с изобразительным искусством, к дальнейшему его изучению.
Решение такой задачи возможно лишь при условии последовательного осуществления всего курса намеченной нами в общих чертах программы и постоянного привлечения учащихся к активному, заинтересованному участию в учебном процессе, к самостоятельному анализу произведений изобразительного искусства.
Важно побудить детей к изучению искусства во внеурочное время, помогать им советами, какие читать книги, смотреть телепередачи и кинофильмы, как коллекционировать репродукции произведений изобразительного искусства (альбомы, открытки, марки и пр.).
Эффективность художественного воспитания средствами изобразительного искусства должна значительно повыситься при кон- центрически-последовательном принципе подачи учебного материала. Основу его составляет круг важнейших понятий, относящихся прежде всего к изобразительно-выразительным средствам. Понятия, входящие в этот круг, последовательно, из класса в класс, углубляются и расширяются. Ведь ребенок с самых ранних лет дома, на улице, по телевидению, радио, в общении со взрослыми получает и осознает в силу своих возможностей самую различную информацию, ощущает всю необъятность окружающего мира. Поэтому воспитывать и обучать его «фрагментами» далеко оторванных друг от друга понятий, на самом деле крепко взаимосвязанных, органически слитых, нецелесообразно.
Так, уже в I классе детям необходимо рассказать о том, что такое изобразительное искусство, когда оно возникло, какие произведения относятся к изобразительному искусству; кто такой художник, какие бывают виды рисования (с натуры, по памяти, наброски); каких людей, какие предметы, события может изобразить художник (первоначальные сведения о жанрах); какие бывают произведения изобразительного искусства (картина, рисунок, книжная иллюстрация, гравюра, скульптура, произведение декоративно-прикладного искусства); что такое архитектура; о пейзаже; как художник украшает книгу.
Во II классе дети знакомятся со следующими вопросами: общественное назначение искусства. Виды изобразительного искусства. Что может художник изобразить. Жанры изобразительного искусства: анималистический, пейзаж, бытовой, портрет, натюрморт, сказочно-мифологический (сказочно-былинный). Как художник работает над картиной. Как художник иллюстрирует книгу. Элементы книги. Понятие о композиции. Как и какими средствами в художественном произведении выделяется главное (композиционный центр). Изобразительно-выразительные средства (язык изобразительного искусства). Единство изобразительно-выразительных средств и содержания в художественном произведении.
III класс — Общественное назначение искусства. Виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура). Станковое и монументальное искусство. Жанры изобразительного искусства, их отличия. Разновидности жанров. Как создается художественное произведение. Композиция в живописи и графике.
Основные закономерности композиции. Роль уровня горизонта, перспективы, точки зрения, точки схода, светотени, цвета и т. д. Средства выделения главного в композиции. Об искусстве книги. Книга как произведение изобразительного искусства.
IV класс. Общественное назначение искусства. Язык изобразительного искусства. Особенности изобразительно-выразительных средств различных видов и жанров. Единство формы и содержания художественного произведения. Станковое и монументальное искусство. Разновидности живописи (станковая, монументальная, монументально-декоративная, театрально-декорационная), графики (станковая, книжная и журнально-газетная, плакатная, художественно-производственная, или прикладная, гравюра и т. д.), скульптуры (круглая, барельеф, горельеф, декоративная, монументальная, станковая, мелкая пластика и т. д.).
Объединение различных видов изобразительного искусства в едином ансамбле. Процесс создания
произведения изобразительного искусства. Композиция в живописи и графике. Основные законы композиции. Средства выделения главного в художественном произведении. Композиция и цвет, композиция и характер передаваемого освещения, (освещение концентрическое и рассеянное). Декоративно-прикладное искусство и его виды. Композиция в декоративно-прикладном искусстве. Архитектура. Композиция в архитектуре.
V класс. Искусство и общество. Искусство как один из видов общественного сознания, одна из форм отражения действительности. Сущность образной формы в искусстве и взаимоотношение содержания и формы в произведениях изобразительного искусства. Язык изобразительного искусства. Особенности изобразительно-выразительных средств видов и жанров. Композиция в живописи и графике. Композиционный и смысловой центры, средства их выделения. Средства достижения композиционного единства (перспективой, цветом, освещением, движением, ритмом и т. д.). Композиция и колорит. Композиция и свойства зрения. Контрасты. Роль направленного движения, жеста. Композиция и технические средства (техника рисунка и живописи, выбор художественных материалов). Композиция в скульптуре и архитектуре. Процесс создания художественного произведения. Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой и музыкой.
VI класс. Творческий метод. Реализм как единственно прогрессивный метод. Модернизм в изобразительном искусстве. Индивидуальность художника. Язык изобразительного искусства. Особенности изобразительно-выразительных средств живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, архитектуры. Монументальное и станковое в изобразительном искусстве. «Натуральность» и обобщение. Язык изобразительного искусства и географическая среда. Безграничность композиционных средств. Выразительность, контрасты и ритм. Виды контрастов. Взаимосвязь изобразительного искусства с другими видами искусства и наукой.
Как читать книги и журналы по изобразительному искусству, смотреть телепередачи, слушать радио, ходить на выставки, коллекционировать изопродукцию.
Источник
"Образ пробуждения природы в пейзажных картинах русских художников" — сравнительная беседа для дошкольников
учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая группа) на тему
«ОБРАЗ ПРОБУЖДЕНИЯ ПРИРОДЫ В ПЕЙЗАЖНЫХ КАРТИНАХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ».
- Вызвать у детей эмоциональное отношение к художественному изображению яркой весенней природы, развивать способность чувствовать и откликаться на настроение, переданное художником в картине, желание общаться по поводу увиденного.
- Соотносить увиденное на картинах с собственным опытом восприятия природы и своим настроением, возникающим при их просмотре.
- Продолжать развивать интерес к пейзажной живописи, обогащать словарь эмоционально- эстетическими и искусствоведческими терминами.
- Развивать у детей способность к анализу репродукций, используя как опору выразительные средства живописи.
- Репродукции картин И.Левитана «Март» и К.Коровина «Зимой»;
- карты – схемы «Три помощника художника»;
- магнитофон с кассетой «Малыш в лесу»;
- волшебная палочка – указка — ветка вербы.
Дети входят в зал под музыку.
«Здравствуйте. Я очень рада вас видеть. Сегодня нас ждет новое путешествие в Мир Искусства. Но, прежде чем ступить на его порог, давайте прислушаемся, оглядимся – есть ли что–то необычное сегодня в нашем зале? Звучит музыка, слышен шум леса, пение птиц. Выгляните в окно. Что там, за окном? Посмотрите на дома, деревья, небо и землю. Какие они? Какие оттенки цветов вы видите в небе? На стволах деревьев? Какие тайны прячет в себе снег? Весна стучится в окна, поет на все лады! Катится веселым колесом к своему исходу месяц март, славит раннюю весну, утро года, весну яркого живительного солнечного света и звонкой капели. Странный это месяц – капризник, лукавец – то капелью порадует, а то снежной метелью разразится, студеным ветром северным припугнет. В марте весна и зима рядышком ходят, вместе хозяйничают.
Наше окно как рама картины. Только эта картина – волшебная. Пейзаж за окном меняется все время – из-за капризов погоды, переливов красок на небе, смены времени суток, времен года. А вот пейзажи, написанные кистью художника, постоянны, никогда не меняются.
Сегодня я предлагаю вам распахнуть два окна в мир искусства – отравиться в путешествие по пейзажным картинам знаменитых русских художников – Константина Коровина и Исаака Левитана.
Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы постарайтесь угадать, к какому пейзажу оно больше подходит:
На солнышке согрелась ель, оттаяла сосна,
Поет капель, звенит капель,
В саду у нас – весна.
А солнце все сильней печет,
Все ярче с каждым днем.
Раскроет почка кулачок-
Зеленый листик в нем!
Почему ты так думаешь? Верно, настроение в стихах такое же, как в картине художника Левитана. А как бы вы назвали эту картину? Почему? Что поразило художника, что привлекло его внимание и заставило взяться за кисть? Верно. А сам художник назвал свою картину просто – «Март». В ней все приметы ранней весны. Утро года. Пробуждение природы. Однако рядом – совсем другая картина – картина К.Коровина, на которой зима – полная хозяйка, которая никуда не собирается уходить. Как бы вы ее назвали? Называется она тоже очень просто – «Зимой».
Две картины перед вами, два окна в очень интересный, загадочный мир русской природы. Я сегодня предлагаю вам не просто погрузиться в мир картины, а сделать то, что мы еще никогда не делали – сравнить две картины – найти в них что-то общее, а также увидеть различия. А помогут нам в этом три помощника художника, три выразительных средства изобразительного искусства (показ). Назовите их. Цвет, форма (линия) и композиция. Итак, приглашаем первого помощника – Композицию.
Обратите внимание на формат картин. Одинаковые они по форме, размеру или нет? Формат примерно одинаковый – не очень широкий прямоугольник. Почему художники выбрали этот формат? Хотели показать уютный кусочек мира: и тут, и здесь нет особой устремленности вверх, широких необозримых просторов. Наш взгляд неторопливо скользит по деталям картин, мы любуемся не торопясь, наслаждаемся красотой.
А что еще общего в этих картинах? Дом. Деревья. Лошадь и сани. Нарисовано, вроде бы, одно и то же. Но ведь картины не одинаковы. Почему? По разному выстроены. У Левитана видна лишь часть дома, у Коровина – весь дом, причем на втором плане. На первом плане лошадь, сани и забор. Причем , лошадь от нас отвернулась. Что она делает? Ест зерно из сумки, подвешенной ей на шею. Видно, хозяин ее ушел в дом надолго. А у Левитана? Лошадь стоит, развернувшись в нашу сторону, поглядывает на дверь. Как вы думаете, ее хозяин к ней быстро вернется или нет? Верно, посмотрите, он даже дверь не прикрыл за собой. А теперь обратите внимание на деревья – как рисуют их художники? У Левитана деревья растут группами, зигзагом удаляясь от зрителя к дальнему плану – чувствуется живость, ритм. А у Коровина особого ритма в прорисовке деревьев нет – есть плавность, неторопливость, сонное забытье.
Движение: В картинах есть ветер? Как вы догадались? В картинах нет ветра, ветки деревьев не колышутся, однако картина Левитана все же «живее», чем картина Коровина – здесь есть ритм в прорисовке деревьев, свет и тень кружат по пространству картины, игра пятен на снегу, стволах, доме. Но резких различий все же нет – здесь сон, а здесь начало пробуждения природы ото сна.
Фактура снега: пухлый, ровный на картине «Зимой», шероховатый, подтаявший, хрустящий на картине «Март» ( задание детям: подберите слова- определения – какой снег? )
У Коровина бело – черно – серая гамма, но с нежнейшими переливами оттенков, почти намеки на цвет – зеленоватый, синеватый, нежно-розовый, бледно- сиреневый.
У Левитана сочетание звонких и приглушенных цветов, удивительные оттенки цвета- голубые, сиреневые, охристые, темно – коричневые, розоватые; стволы и кроны деревьев разноцветные от весеннего загара, ветки березняка окутаны оранжево – розовой дымкой – почки набухли; глухая зелень дальнего соснового бора подчеркивает их яркость.
Цвет в картине, как вы помните, основной носитель настроения. Какое настроение у вас возникает при взгляде на картины? У Левитана – бодрое, предчувствие радости, ожидание праздника. У Коровина – ровное, сонное, спокойное настроение.
- «МЫ – ХУДОЖНИКИ» (соотнесение себя с автором картины)
А теперь пора отправиться в путешествие по картинам, очутиться там, внутри рамы. Волшебная палочка – указка, помогай нам:
Раз , два, три, картина, оживи!
На пригорке или крыльце, на веранде – взгляд немножко сверху на обеих картинах.
Б) Тепло вам или прохладно? Есть ли солнце в картинах?
У Коровина нет. Мир окутан снежными облаками и сугробами, как пухлой ватой. Уютный, небольшой.
У Левитана – да. Утро. Солнце стоит невысоко, светит из-за левого плеча, сбоку – видно по четким теням на стволах, снегу, двери. Светящийся солнечный дом. Ласковое, яркое, пригревающее солнце.
В) Принюхайтесь, чем пахнет в картине?
«Зимой» — веет прохладой; морозный воздух. Возможно, пахнет дымом из труб окрестных домов, сеном из саней.
«Март» — запах прелой листвы, мокрой земли с проталины; смолистый, душистый запах от почек и хвои пробуждающегося леса.
Г) Какие звуки вы слышите?
«Зимой» — похрустывание овса во рту жующей лошади, шорох снега под ее ногами, карканье вороны – звуки тишины.
«Март» — пение птиц (скворечник), капель, пофыркивание лошади.
Какая из картин вам больше нравится? Почему? Выходит, что вторая картина хуже? А что в ней особенного? Почему нужны разные картины?
Картина – это не просто рассказ о мире во все его многообразии, необычности; это, прежде всего, рассказ о чувствах художника, его настроении, которым он хочет поделиться с нами, зрителями. Мы, разгадывая загадки картины, не просто рассматриваем ее; мы учимся смотреть на мир глазами художника, который ее написал, принимаем настроение другого человека, а значит, сами становимся духовно богаче, начинаем лучше понимать друг друга. В этом и заключается главная тайна и ценность Искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Образ пробуждения природы в пейзажных картинах русских художников»сравнительная беседа для дошкольников
Программное содержание: · Вызвать у детей эмоциональное отношение к художественному изображению яркой весенней природы, развивать спосо.
Презентация создана воспитателями Прониной Натальей Петровной и Мизулиной Мариной Васильевной для проекта «Внесем в свой мир красоту». Проект нацелен на развитие художественно-творческой активности де.
Занятие в старшей группе. «Знакомство детей с картинами русских художников, описание картин».
Цель: Познакомить детей с картинами русских художников.Задачи: Продолжать знакомить детей с картинами русских художников: Васнецова, Шишкина, Левитана, Саврасова. Закрепить умение отвечать на во.
Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей «Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам».
Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам.
«Воспитание патриотических чувств и качеств на примере пейзажной живописи русских художников.»
Консультация для педагогов по изобразительной деятельности.
Презентация \’\’Образ женщины-матери в картинах русских художников\’\’
Презентация ''Образ женщины-матери в картинах русских художников''.
Презентация к занятию по развитию связной речи старших дошкольников «Золотая осень в пейзажной живописи русских художников»
Данная презентация является иллюстративным материалом к занятию по развитию связной речи старших дошкольников. Презентация составлена в программе Microsoft PowerPoint. Рекомендована д.
Источник