Анализ Кусаки Андреев Андреев Л Н

Анализ «Кусаки» Андреев (Андреев Л. Н.)

1. В рассказе Леонида Андреева «Кусака» состояние природы соотносится с чувствами и переживаниями собаки. Когда дачники начали собирать вещи, Кусака была в смятении, ведь она не понимала, что те люди, которых она полюбила уезжают. Настроение собаки отражается в погоде. » Дождь то принимался идти, то утихал, и все пространство между почерневшею землей и небом было заполнено клубящимися, быстро идущими облаками.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

» Далее после отъезда семьи Лели, собака металась во все стороны, искала своих хозяев, но когда она поняла, что осталась опять одна, никому не нужная, Кусака начала громко и пронзительно выть. И тут все чувства брошенной собачки, автор изображает в природе. «Поднялся частный дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. . .

2. Главная идея произведения Леонида Андреева «Кусака» является то, что мы в ответе за тех кого приручили. Люди способны на предательство четвероногого друга, не задумываясь о том, что братья наши меньшие также могут страдать, любить, тосковать. Человек должен всегда нести ответственность за тех, кто ему доверился. Так же автор показывает нам то, что люди могут быть жестоки не только по отношению к животным, но и друг другу. Ведь в рассказе не случайно есть эпизод с дурачком Илюшкой, над которым все издевались и смеялись. Именно на это призывает обратить внимание Леонид Андреев.

3. Основной идеей в рассказах Леонида Андреева «Кусака» и Антуана де Сент-Экзюпери «маленький принц» является, то что мы в ответе за тех кого приручили. Ведь в рассказе «Маленький принц» лис просит приручить себя, так как он одинок и хочет, чтобы в трудную минуту был тот, кому был бы он дорог, кто приласкал бы и любил бы его. Также и в рассказе Андреева Кусаке требовалась хоть капелька заботы, ведь она была никому не нужна, как и лис, её все обижали и били. Но потом ее приручила семья Лели, которая кормила и играла с Кусакой. Но когда хозяевам надо было уезжать, то они бросили собаку даже не попрощавшись. Эти произведения призывают обратить наше внимание на братьев наших меньших и быть более ответственными.

Источник



Пейзаж и его роль в рассказе Андреева «Кусака»

Сюжет рассказа Л.Н. Андреева «Кусака» построен на описании жизни собаки Кусаки, с которой люди обращаются довольно жестоко. Помимо описания действий человека по отношению к собаке и действий Кусаки, автор особое внимание уделяет пейзажным зарисовкам. Описание природы помогает передать настроение рассказа, а также основную мысль «Кусаки».

Повествование начинается зимой. Зима является своеобразным символом жизненных трудностей, с которыми пришлось столкнуться Кусаке. Поселившись под террасой дачи, собака проживала «долгие-долгие зимние ночи». Собака была одна, жила в холоде и голоде.

В какие-то моменты Кусака видела в окне даче голубоватый огонек, который являлся отражением звезды или месяца. Этот огонек становится символом надежды на лучшее будущее.

Действительно, вскоре собака встретила добрых людей – семью девочки Лели. Жизнь Кусаки начала налаживаться весной, образ которой является символом беззаботного и веселого существования.

Особую пейзажную зарисовку автор рисует в день прибытия Лели на дачу. Она любуется в саду ясным небом, красноватыми сучьями вишен. Девочка жадно желает заключить всю природу в свои объятия. Леля ложится на траву и смотрит своим румяным лицом на солнце, после чего резко вскакивает и целует весенний воздух.

Семья Лели, находясь на даче, видела все в зеленых и голубых оттенках красок. Это делало их беззлобными и добрыми. Тепло и солнечный свет действовал на людей и делал их счастливыми.

Первоначально весенние звуки вызывали у Кусаки страх и тревогу. В траве шуршало что-то такое, что подбиралось к самому носу Кусаки. Под птицами хрустели ветки деревьев. Все это, символизирующее перемены в жизни собаки, вызывало у нее настоящую тревогу.

Однако вскоре Кусака почувствовала себя в безопасности. Собака больше не заботилась о том, чтобы находить пищу для своего существования. Дети игрались с ней и ласкали ее. Все это происходило на фоне тепла, света, солнца и чистого неподвижного воздуха, в котором чувствовался запах дегтя. Автор отмечает, что Кусака с лаской и любовью людей расцвела, словно природа.

Однако изменения происходят, когда наступает осень. Автор описывает это событие так: «желтыми огнями загорелась осень». Теперь часто идут дожди, словно плачет небо. Эти дожди вместе с ветром, словно гасили свечи, заставляли людей уезжать из поселка. Такие описания природы, которая будто плачет, говорит о том, что в жизни Кусаки произойдет что-то плохое. Природа будто сопровождает собаку в ее важные жизненные моменты.

Когда Леля разговаривает со своей матерью по поводу судьбы Кусаки, за окном идет дождь, уже показывая, что собака окажется брошенной людьми.

Последние минуты Кусаки рядом с людьми происходят на фоне почерневшего пространства между небом и землей. Облака быстро шли по небу, а дождь не думал прекращаться.

Когда дачники уехали, дождь продолжался. Он сделал Кусаку грязной и промокшей. Такая погода позволяет передать внутреннее состояние собаки, которая вновь осталась в одиночестве.

Рассказ оканчивается следующей пейзажной зарисовкой, передающей настроение финала: «стал надвигаться мрак осенней длинной ночи». Свет боролся с тьмой, но ночь все же наступила.

Источник

Урок литературы по рассказу Л.Андреева "Кусака" "Взаимосвязь человека и природы", 7 класс

3. Передать события II главы глазами Кусаки (индивидуальное
задание).

Подготовить подробный пересказ I главы, чтение в ролях сцены из IV главы «Разговор Лели с матерью» ( индивидуальное задание).

Выучить наизусть описания природы (индивидуальное задание).

В ходе урока составляется и записывается цитатный план рассказа.

«Она никому не принадлежала…»

«У нее отняли ее непримиримую злобу. »

«Всей своей собачьей душой расцвела Кусака. »

«Смутно предчувствуя беду. »

«. Собака жалобно и громко завыла. »

Ход урока

. Всё живое имеет одну душу,

все живое страдает одним страданием.

Л. Андреев

1. Вступительное слово учителя

Подготовка к восприятию

Леонид Андреев — один из талантливых и своеобразных писателей XIX — начала XX века. Он родился в Орле в семье землемера. Пока отец был жив, семья жила безбедно. Леонид окончил гимназию. После смерти отца началось бедствование, нищенство. Юноша зарабатывал как мог: давал уроки, рисовал и продавал пейзажи.

Лучшие произведения писателя отличаются вниманием и сочувствием к страдающим и обездоленным людям. В основу многих из них легли впечатления детских и юношеских лет писателя. Главным персонажем Рассказа «Кусака» становится бездомная собака. Почему собака? Сам Л. Андреев писал об этом так: «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну душу, все живое страдает одним страданием». К.И.Чуковский писал в своих воспоминаниях о работе Л. Андреева над произведениями: «Он не просто писал свои вещи, он был охвачен ими как пожаром. Как бы малы они ни были, он придавал им грандиозные размеры, насыщая их гигантскими образами.» А.М. Горький высоко ценил Л. Андреева, называя его «человеком редкого таланта и достаточно мужественным в своих поисках истины.» Обратимся к рассказу «Кусака» и попытаемся найти ту истину, поисками которой был озабочен писатель и которую донес до нас в очень серьезном и щемящем душу произведении.

II . Аналитическая работа над текстом

Чтение учителем начала I главы (с музыкальным сопровождением)

Пересказ учениками I главы до конца.

– Какой была жизнь Кусаки до встречи с дачниками?

– Озаглавьте эту часть рассказа словами из текста.

3. Чтение наизусть описания картины зимней природы.

– Какова его роль?

4. Но не все люди жестоки, не все бьют и унижают. С приходом весны на даче, где поселилась тайком Кусака, появились красивые, добрые люди. Проследим, как складывались взаимоотношения собаки с этими людьми.

– Передайте события II главы глазами Кусаки. (Связный рассказ «Исповедь Кусаки»).

– Что вас больше всего поразило в этой исповеди? (Боялась ласки).

– Почему так медленно уменьшалось пространство, отделяющее Кусаку от людей?

– Чего добились люди своей лаской?

– Как словами текста выразить основную мысль главы?

5. Чтение учеником наизусть описания весенней природы.

6. III глава. «Прочтем вместе!» (Учащиеся отвечают на вопросы, читая текст)

Как изменилась жизнь Кусаки с приездом дачников?

Как изменилась сна сама внешне и внутренне?

Читайте:  Алфавит живой и не живой природы

Как относятся к собаке люди?

Найдите детали, которые говорят о том, что счастье Кусаки будет недолгим.

Что в отношении дачников к собаке вас настораживает?

Озаглавьте эту часть.

— Вспомните первое появление Лели. Как мы к ней относимся?

— Чтение в ролях сцены «Разговор с матерью».

Звучит запись музыкальной пьесы Шумана «Первая утрата».

— Изменилось ли ваше отношение к Леле? Почему?

— «Симпатии, испытываемые человеком ко всем живым существам, делают его настоящим человеком», — сказал философ А. Швейцер.

Почему так нельзя сказать о Леле и ее матери?

Озаглавьте эту часть.

Чтение учеником наизусть описания осени. Какова его роль?

Прослушайте музыкальное произведение: «Органная фуга» (фонохрестоматия по музыке, 7 класс). Какому состоянию Кусаки оно созвучно?

– Чтение учителем V главы под эту же музыку.

– Какие чувства вы испытывали, слушая музыку и конец рассказа?

– Озаглавьте эту часть словами из текста.

III . Обобщение. Итоговая беседа. Организация дискуссии.

В жизни Кусаки было три основных состояния: одиночество, счастье, опять одиночество.

– Рассмотрите иллюстрации и по ним восстановите ее чувства, ее внутреннее состояние «от одиночества до счастья» и «от счастья до одиночества». (Злоба, страх; недоверие к людям; злоба исчезла; благодарность, любовь, счастье; тревога, глухая тоска)..

– Какое одиночество в жизни Кусаки страшней. Почему?

– О чем же этот рассказ?

– Какую истину вы поняли для себя? В чем нравственное значение истории Кусаки?

IV . Заключительное слово учителя

Человек и природа тесно связаны между собой. Теряя связь с живым миром природы, человек теряет что-то очень хорошее в себе. Рассказ Л. Андреева вызывает сочувствие и сострадание к «братьям нашим меньшим» и в то же время учит ответственному отношению к тем, кого мы приручили. Он помогает нам посмотреть на свои поступки со стороны. Писатель осуждает черствость, жестокость, безразличие ко всему живому, необременительную доброту. История Кусаки взывает: «Люди, будьте милосерднее, добрее, не жалейте своего сердца, тепла одиноким и страдающим».

Источник

Л. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа

С первых же строк небольшого по объему рассказа Л. Н. Андреева «Кусака» читателю становится понятным, что помимо добра в мире существуют жестокость и зло. Не прикрывая правды, автор описывает существование бездомной собаки, которая стала изгоем, но продолжала надеяться на человеческое отношение и понимание.

Автор произведения передает переживания собаки на фоне серых, голодных будней. Получив горький опыт, она перестала верить окружающим и агрессивно относилась к каждому, кто обращал на нее внимание. И только искренность и любовь после встречи с доброжелательными дачниками вернули ее доверие. Знакомство собаки с людьми, поселившимися в доме весной, изменило ее жизнь. Кусака узнала, что такое ласка и забыла о голодных временах.

Однако с наступлением осени настало и время отъезда людей, которые дали ей надежду на достойное существование. Кусака выла от душевной боли и одиночества, которое наступило вслед за их отъездом.

Образ собаки и череда событий, происходящих на протяжении нескольких месяцев, складываются из отдельных описаний состояния животного, окружающей обстановки: «бескорыстно», «завизжала», «отскочила». Для следующего этапа — общения с дачниками — характерны более оптимистичные фразы: «всею душой расцвела», «кувыркалась». Сначала в них проявилась ее новая сущность – боязливость, скитание и страх. Позже она начала доверять людям, научилась радоваться вместе с ними. Но после отъезда полился «дождь с неприветного неба», наступило одиночество и тоска, собака «завыла».

Необыкновенно точным является соответствие состояния животного и изображение пейзажных зарисовок. Прячась от жестоких действий людей, она тряслась от холода, вокруг был мрак и темнота. Когда наступает весна, меняется жизнь собаки. Всюду происходит пробуждение: и в природе, и в душе. Однако с отъездом людей вновь начинает моросить дождь. Осень дает о себе знать, напоминая холодными ветрами и слякотью.

Л. Н. Андреев, раскрывая тему сострадания к близким, подчеркивает, что обездоленные нуждаются в особом внимании. Если есть возможность помочь, то нужно проявить милосердие.

Автор показал мир животных. Он подчеркнул, что собака, также как и человек, нуждается в постоянном понимании, доброте и заботе. Он подробно описал изменения, которые происходили с животным, когда страх преображался в независимость и гордость. И параллельно указал на то, что дети – добрые существа, которые порой бывают гораздо жалостливее и понятливее, чем взрослые.

Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. От теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому; когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице, — ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали. Не помня себя от страху, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на загорожи и людей, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу.

Только один раз ее пожалели и приласкали. Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из кабака. Он всех любил и всех жалел и что-то говорил себе под нос о добрых людях и своих надеждах на добрых людей; пожалел он и собаку, грязную и некрасивую, на которую случайно упал его пьяный и бесцельный взгляд.

— Жучка! — позвал он ее именем, общим всем собакам. — Жучка! Пойди сюда, не бойся!

Жучке очень хотелось подойти; она виляла хвостом, но не решалась. Мужик похлопал себя рукой по коленке и убедительно повторил:

— Да пойди, дура! Ей-богу, не трону!

Но, пока собака колебалась, все яростнее размахивая хвостом и маленькими шажками подвигаясь вперед, настроение пьяного человека изменилось. Он вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога.

— У-у, мразь! Тоже лезет!

Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли, а мужик, шатаясь, побрел домой, где долго и больно бил жену и на кусочки изорвал новый платок, который на прошлой неделе купил ей в подарок.

С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобою набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать ее. На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи, у которой не было сторожа, и бескорыстно сторожила ее: выбегала по ночам на дорогу и лаяла до хрипоты. Уже улегшись на свое место, она все еще злобно ворчала, но сквозь злобу проглядывало некоторое довольство собой и даже гордость.

Зимняя ночь тянулась долго-долго, и черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад. Иногда в них как будто вспыхивал голубоватый огонек: то отражалась на стекле упавшая звезда, или остророгий месяц посылал свой робкий луч.

Наступила весна, и тихая дача огласилась громким говором, скрипом колес и грязным топотом людей, переносящих тяжести. Приехали из города дачники, целая веселая ватага взрослых, подростков и детей, опьяненных воздухом, теплом и светом; кто-то кричал, кто-то пел, смеялся высоким женским голосом.

Первой, с кем познакомилась собака, была хорошенькая девушка в коричневом форменном платье, выбежавшая в сад. Жадно и нетерпеливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, она посмотрела на ясное небо, на красноватые сучья вишен и быстро легла на траву, лицом к горячему солнцу. Потом так же внезапно вскочила и, обняв себя руками, целуя свежими устами весенний воздух, выразительно и серьезно сказала:

Сказала и быстро закружилась. И в ту же минуту беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в раздувавшийся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в густых кустах крыжовника и смородины.

— Ай, злая собака! — убегая, крикнула девушка, и долго еще слышался ее взволнованный голос: — Мама, дети! Не ходите в сад: там собака! Огромная. Злюу-щая.

Ночью собака подкралась к заснувшей даче и бесшумно улеглась на свое место под террасой. Пахло людьми, и в открытые окна приносились тихие звуки короткого дыхания. Люди спали, были беспомощны и не страшны, и собака ревниво сторожила их: спала одним глазом и при каждом шорохе вытягивала голову с двумя неподвижными огоньками фосфорически светящихся глаз. А тревожных звуков было много в чуткой весенней ночи: в траве шуршало что-то невидимое, маленькое и подбиралось к самому лоснящемуся носу собаки; хрустела прошлогодняя ветка под заснувшей птицей, и на близком шоссе грохотала телега и скрипели нагруженные возы. И далеко окрест в неподвижном воздухе расстилался запах душистого, свежего дегтя и манил в светлеющую даль.

Читайте:  Рейтинг с фото самые потрясающие закаты нашей планеты

Приехавшие дачники были очень добрыми людьми, а то, что они были далеко от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя все зеленым, голубым и беззлобным, делало их еще добрее. Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко всему живущему. Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить ее из револьвера, если не уберется; но потом привыкли к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали:

— А где же наша Кусака?

И это новое имя «Кусака» так и осталось за ней. Случалось, что и днем замечали в кустах темное тело, бесследно пропадавшее при первом движении руки, бросавшей хлеб, — словно это был не хлеб, а камень, — и скоро все привыкли к Кусаке, называли ее «своей» собакой и шутили по поводу ее дикости и беспричинного страха. С каждым днем Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее ее от людей; присмотрелась к их лицам и усвоила их привычки: за полчаса до обеда уже стояла в кустах и ласково помаргивала. И та же гимназисточка Леля, забывшая обиду, окончательно ввела ее в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей.

— Кусачка, пойди ко мне! — звала она к себе. — Ну, хорошая, ну, милая, пойди! Сахару хочешь. Сахару тебе дам, хочешь? Ну, пойди же!

Но Кусака не шла: боялась. И осторожно, похлопывая себя руками и говоря так ласково, как это можно было при красивом голосе и красивом лице, Леля подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит.

— Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю. У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки. Ты не веришь мне, Кусачка?

Брови Лели поднялись, и у самой у нее был такой хорошенький носик и такие выразительные глаза, что солнце поступило умно, расцеловав горячо, до красноты щек, все ее молоденькое, наивно-прелестное личико.

И Кусачка второй раз в своей жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная наверно, ударят ее или приласкают. Но ее приласкали. Маленькая, теплая рука прикоснулась нерешительно к шершавой голове и, словно это было знаком неотразимой власти, свободно и смело забегала по всему шерстистому телу, тормоша, лаская и щекоча.

— Мама, дети! Глядите: я ласкаю Кусаку! — закричала Леля.

Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу. И когда все наперерыв стали ласкать ее, она долго еще вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара.

Всею своею собачьей душою расцвела Кусака. У нее было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить. Разве недостаточно этого для счастья собаки?

С привычкою к умеренности, создавшеюся годами бродячей, голодной жизни, она ела очень мало, но и это малое изменило ее до неузнаваемости: длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшею грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас. И когда она от нечего делать выбегала к воротам, становилась у порога и важно осматривала улицу вверх и вниз, никому уже не приходило в голову дразнить ее или бросить камнем.

Но такою гордою и независимою она бывала только наедине. Страх не совсем еще выпарился огнем ласк из ее сердца, и всякий раз при виде людей, при их приближении, она терялась и ждала побоев. И долго еще всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которого она не могла понять и на которое она не могла ответить. Она не умела ласкаться. Другие собаки умеют становиться на задние лапки, тереться у ног и даже улыбаться, и тем выражают свои чувства, но она не умела.

Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. Но этого было мало, это не могло выразить ее восторга, благодарности и любви, — и с внезапным наитием Кусака начала делать то, что, быть может, когда-нибудь она видела у других собак, но уже давно забыла. Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя, и ее тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким.

— Мама, дети! Смотрите, Кусака играет! — кричала Леля и, задыхаясь от смеха, просила: — Еще, Кусачка, еще! Вот так! Вот так…

И все собирались и хохотали, а Кусака вертелась, кувыркалась и падала, и никто не видел в ее глазах странной мольбы. И как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепых проявлениях. Не проходило часа, чтобы кто-нибудь из подростков или детей не кричал:

— Кусачка, милая Кусачка, поиграй!

И Кусачка вертелась, кувыркалась и падала при несмолкаемом веселом хохоте. Ее хвалили при ней и за глаза и жалели только об одном, что при посторонних людях, приходивших в гости, она не хочет показать своих штук и убегает в сад или прячется под террасой.

Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище не нужно заботиться, так как в определенный час кухарка даст ей помоев и костей, уверенно и спокойно ложилась на свое место под террасой и уже искала и просила ласк. И отяжелела она: редко бегала с дачи, и когда маленькие дети звали ее с собою в лес, уклончиво виляла хвостом и незаметно исчезала. Но по ночам все так же громок и бдителен был ее сторожевой лай.

Анализ Кусаки

В своем письме Корнею Чуковскому автор сообщал, что произведения, вошедшие в сборник «Книга рассказов и стихотворений», объединены общей идеей — они должны были показать, что все живое может страдать. Герои его рассказа — это люди разного материального положения и социального статуса и бездомная собака. Но все они живые, потому равны, и им одинаково приходится противостоять трудностям, преподносимым жизнью.

В рассказе Андреев демонстрирует разницу между жалостью, вызванной сиюминутными эмоциями, и искренним сочувствием к живому существу. Эгоизм девочки и ее близких людей очевиден: все они рады, что приютили бедную собаку. Но их решение не было обоснованным, ответственным и взвешенным. Дачники сделали это лишь оттого, что собака прекрасно скрасила летнюю загородную жизнь своим безудержным проявлением любви.

А их же жалость к бездомному существу с легкостью перешла в безразличие от мыслей о том, сколько проблем принесет содержание собаки в условиях городской квартиры. Рассказ мог бы иметь счастливый конец, но вместо этого Андреев принял решение показать людям жестокость их безразличия и пробудить в них совесть.

Пересказывать произведение Леонида Андреева «Кусака» рекомендуется по следующему плану:

  1. Бездомная собака.
  2. Приезд дачников.
  3. Знакомство с Лелей.
  4. Кусака.
  5. Счастье быть вместе.
  6. Отъезд дачников домой.
  7. Отчаяние одинокой дворняги.

Читательский дневник можно дополнить пословицами по теме:

  1. Не существует плохих собак, есть плохие хозяева.
  2. Без друга сирота, а с другом семьянин.
  3. Мы в ответе за тех, кого приручили.

Каждая из них характеризует необходимость нести ответственность за своих любимцев.

Основная мысль

Главной темой рассказа считается милосердие и сострадание. Основную идею автор выделял следующим образом:

Произведение учит любить животных и не бросать их.

В своем письме 1902 года, адресованном Корнею Ивановичу Чуковскому, Андреев подчеркнул:

Мне не важно, кто «он» — герой моих рассказов. Мне важно лишь одно — он человек и как таковой несет одни и те же тяготы жизни. Даже более: в рассказе «Кусака» героем является собака, ведь все живое имеет одну и ту же душу, страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни.

Читайте:  Краткое содержание рассказов М Пришвина Пересказы произведений

Автор, отобразив жизнь и переживания собаки, попытался заставить людей задуматься над тем, какие последствия могут нести их, казалось бы, неважные поступки и решения.

Главные герои

Главные герои «Кусаки» Леонида Андреева:

  1. Кусака — бездомная собака, которую на лето взяли пожить к себе дачники.
  2. Леля — девочка, которая приголубила дворнягу.
  3. Мама Лели — абсолютно равнодушная к животным женщина.

Кусака обладает добрым и верным сердцем, у нее хороший характер. Собака способна любить и отзывчива к ласке, также она может быть послушной, если потребуется. Но при этом она по-прежнему боится посторонних людей и не доверяет им.

Девочка Леля же, наоборот, любит непостоянно и эгоистично, не умеет ценить верность. Она могла быть более отзывчивой, ведь по натуре своей она нравственный человек. Но ее воспитанием и формированием ценностей занимались взрослые, для которых собственное благополучие стоит выше таких «мелочей», как сочувствие. Леля, будучи единственным другом Кусаки, бросила ее, не задумываясь о том, будет ли собака жить.

Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой.

— Как же нам быть с Кусакой? — в раздумье спрашивала Леля.

Она сидела, охватив руками колени, и печально глядела в окно, по которому скатывались блестящие капли начавшегося дождя.

— Что у тебя за поза, Леля! Ну кто так сидит? — сказала мать и добавила: — А Кусаку придется оставить. Бог с ней!

— Жа-а-лко, — протянула Леля.

— Ну что поделаешь? Двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя, ты сама понимаешь.

— Жа-а-лко, — повторила Леля, готовая заплакать.

Уже приподнялись, как крылья ласточки, ее темные брови и жалко сморщился хорошенький носик, когда мать сказала:

— Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит. Ты слышишь меня? А эта что — дворняжка!

— Жа-а-лко, — повторила Леля, но не заплакала.

Снова пришли незнакомые люди, и заскрипели возы, и застонали под тяжелыми шагами половицы, но меньше было говора и совсем не слышно было смеха. Напуганная чужими людьми, смутно предчувствуя беду, Кусака убежала на край сада и оттуда, сквозь поредевшие кусты, неотступно глядела на видимый ей уголок террасы и на сновавшие по нем фигуры в красных рубахах.

— Ты здесь, моя бедная Кусачка, — сказала вышедшая Леля. Она уже была одета по-дорожному — в то коричневое платье, кусок от которого оторвала Кусака, и черную кофточку. — Пойдем со мной!

И они вышли на шоссе. Дождь то принимался идти, то утихал, и все пространство между почерневшею землей и небом было полно клубящимися, быстро идущими облаками. Снизу было видно, как тяжелы они и непроницаемы для света от насытившей их воды и как скучно солнцу за этою плотною стеной.

Налево от шоссе тянулось потемневшее жнивье, и только на бугристом и близком горизонте одинокими купами поднимались невысокие разрозненные деревья и кусты. Впереди, недалеко, была застава и возле нее трактир с железной красной крышей, а у трактира кучка людей дразнила деревенского дурачка Илюшу.

— Дайте копеечку, — гнусавил протяжно дурачок, и злые, насмешливые голоса наперебой отвечали ему:

— А дрова колоть хочешь?

И Илюша цинично и грязно ругался, а они без веселья хохотали.

Прорвался солнечный луч, желтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным; шире и печальнее стала туманная осенняя даль.

— Скучно, Кусака! — тихо проронила Леля и, не оглядываясь, пошла назад.

И только на вокзале она вспомнила, что не простилась с Кусакой.

Описание сюжета

В центре повествования бездомная одинокая собака. Злые люди гонят ее отовсюду и порой даже могут побить. Несчастная ищет себе место, где можно будет спрятаться от холодов, и находит дачу. Там и решает перезимовать. С наступлением весны в жизни дворняги происходят положительные изменения. На дачу возвращается семья с детьми. Девочке Леле становится жаль животное, и она начинает о нем заботиться. А Кусака, такую кличку дали собаке, понимает, как хорошо жить с хозяевами и быть кому-то нужной. Она счастлива.

Но пришла осень, дачники уехали обратно в город, оставив Кусаку одну. Собаке больно, она в отчаянии пытается их отыскать, но потом понимает, что люди бросили ее.

Источник

Какова роль пейзажа в рассказе "Кусака" Л. Андреева?

Какую роль в рассказе Л.Андреева играют описания природы?

Как соотносится изображение природы и жизнь Кусаки?

Художественное изображение картины неживой и живой и природы — это пейзаж в литературных произведениях. Он всегда значим, играет особую роль. С разными переживаниями, острыми чувствами людей соотносится состояние природы. В этом заключается особая психологическая функция пейзажа в литературе. Собака Кусака у Андреева является красноречивым примером этого. Здесь действующим лицом художественного произведения становится окружающая природа, которая несет большую смысловую нагрузку.

Описания картин природы всегда играют в точной передаче настроения Кусаки весьма важную роль. Цветущие кусты вишни, благоухающие яблони, особое тепло, солнечный свет видит читатель, если Кусака любима и любит. Совершенно мрачная картина природы сразу появляется в произведении: нудный дождь, омерзительная слякоть, промозглый холод, если Кусака одинока.

Описание природы, пейзаж, смена времен года — все это играет важную роль в рассказе Андреева "Кусака".

Так в первой главе одинокая и забитая Кусака живет под террасой какой-то дачи и природа под стать ее одиночеству — черные окна глядят в обледеневший сад. Но мелькает и робкий луч месяца, а это символ надежды.

Наступает весна и на дачу приезжают люди. Природа цветет, гимназистка Леля говорит, как хорошо вокруг, но Кусака не верит природе, ей по прежнему тревожно, и громкие звуки ее беспокоят. Но теплое солнце входит в душу людей и это тепло топит лед в душе Кусаки.

Приходит осень и мы читаем о том, как заплакало небо, а это подчеркивает печаль предстоящей разлуки. Люди бросают Кусаку и неприветливое небо льет дождь, как слезы. А финальную точку в рассказе ставит беспросветно-темная ночь, как символ потерянной надежды, потерянного счастья.

В рассказе "Кусака" Андреева описания природы и особенно акцент на смену времен года помогают понять те перемены, которые происходят в жизни собаки.

Длинная зимняя ночь — это тяжелый и грустный период тоски и одиночества собаки в начале рассказа.

Весна и зеленая трава и теплое солнце — это период "оттепели" в сердце Кусаки, в ее душе как и все в природе пробуждается и расцветает надежда, доверие пускает первые ростки.

Желтыми огнями загорела осень — это сгорели все надежды собаки. Как опадают листья, так упал ее дух, ее настроение.

Мрак длинной осенней ночи — это черная полоса в жизни Кусаки, которую все бросили. мокро, холодно и уныло осенью в природе и также уныло и грустно у собаки в душе.

Я сочинила вот такой рассказ на тему "Наши встречи с природой".

Этим летом папа впервые предложил нам на выходные поехать на рыбалку. Мы с мамой немного подумали и согласились, потому что любим проводить время всей семьей. Только папа сразу предупредил что вставать утром придется очень рано.

Так, ранним субботним утром мы ехали через поле в сторону речки. В машине мне хотелось спать, потому что было еще темно, но когда мы подъехали к речке, солнышко показалось на горизонте. Папа начал разбирать удочки, мама ему помогала, а я стала с интересом наблюдать за пробуждением природы.

Над речкой поднимался небольшой туман. По воде пошли круги, это рыба плещется, как пояснил нам папа. В камышах заквакали лягушки, да так громко, будто испугались нас. Вдруг совсем недалеко от меня вспорхнула птичка и взлетев в небо запела свою песенку.

Было удивительно смотреть как с восходом солнца оживает природа и цветы раскрывают свои лепестки. С тех пор мы стали очень часто ездить все вместе на рыбалку. А чтобы увидеть такие чудеса я готова вставать очень рано.

Источник