Адаптированная программа Мир природы и человека 3 класс для УО

Адаптированная программа «Мир природы и человека» 3 класс (для УО)

Адаптированная программа "Мир природы и человека" 3 класс (для УО)


Адаптированная рабочая программа соответствует нормативно-правовыми документами:

· федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

· примерным адаптивным образовательным программам для умственно отсталых детей;

· адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»;

· учебному плану МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»;

· федеральному перечню учебников;

· Положению о рабочей программе МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»

Адаптированная рабочая программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью, учитывает их особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Цель реализации АООП НОО обучающихся с умственной отсталостью — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для ма ксимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).

Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической). Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний

Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности:

· раннее получение специальной помощи средствами образования;

· обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;

· научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;

· доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

· систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;

· обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

· использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

· развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;

· стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

· словесные — рассказ, инструкции, беседа;

· наглядные — демонстрация различных наглядных пособий, трудовых приемов и операций, ТСО;

· практические — упражнения, самостоятельная ра­бота учащихся

Цель курса «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Задачи курса «Мир природы и человека»:

Формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

Согласно календарному учебному графику и учебному плану МБОУ «Гимназия № 5 г. Морозовска» предмет «Мир природы и человека» реализуется в 3 классе в полном объёме из расчёта 2 часа в неделю.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Характеристика базовых учебных действий

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия :

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия :

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

выполнять арифметические действия;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для

всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень :

· представления о назначении объектов изучения;

· узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

· отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);

· называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

· представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

· знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;

· знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

· ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;

· составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

· адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень :

· представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

· узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

· отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

· развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;

Читайте:  Конкурс берегите лес природу

· знание отличительных существенных признаков групп объектов;

· знание правил гигиены органов чувств;

· знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

· готовность к использованию полученных знаний при решении

· проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

· выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

· проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;

· соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

· выполнение доступных природоохранительных действий;

· готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

Предметными результатами изучения курса «Мир природы и человека» является формирование следующих умений во 3 классе:

• правильно называть изученные объекты и явления;

• сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений, знать названия деревьев и кустарников, наиболее распространенных в данной местности;

• сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц; описывать их повадки и образ жизни;

• соблюдать правила питания; правила приготовления пищи и хранения продуктов питания, соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;

• соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;

Источник

Календарно — тематическое планирование по предмету Мир природы и человека 3 класс школа 8 вида

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» разработана на основе:

— Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

— Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1.

— Положения о рабочей программе учителя, работающего в условиях реализации ФГОС, СФГОС

Приказ №96 от 01.09.18 «Об организации обучения детей с ОВЗ»

Преподавание ведётся по учебнику, входящему в Федеральный перечень учебников, утвержденных МО и Н РФ.

Рабочая программа учебного курса «Мир природы и человека» для 3 класса составлена на основе «Образовательной программы для 3 классов школы VIII вида (для детей с нарушением интеллекта)» под редакцией Бгажноковой И.М.

Для реализации Рабочей программы используется УМК: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Москва, «Просвещение», 201 8 г.

Мир природы и человека. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы / Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова. – М. : Просвещение, 2016. – 222 с.

Мир природы и человека. Рабочая тетрадь / Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова. – М. : Просвещение, 2018

Цель обучения:

— Углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

З адачи:

• закрепление представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;

• закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, уяснение роли Солнца как

причины, обуславливающей смену времен года, его значение в жизни живой природы;

• изучение доступных обучающимся сведений о воздухе, формирование представлений о роли и участии

воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и человека;

• воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения. Формирование понимания взаимосвязи

человека и природы

Нет изменений в общем количестве часов полное соответствие с примерной программой.

Описание места учебного предмета в учебном плане
На предмет «Окружающий мир» базисным учебным планом выделяется 1 час в неделю, 34 час а в год.

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Предметные результаты:

· называть изученные объекты и явления;

· различать 2-3 вида комнатных растений, называть части растений, ухаживать за ними;

· различать наиболее распространенные овощи и фрукты;

· различать изученных диких и домашних животных, рыб;

· различать признаки времен года;

· выполнять элементарные гигиенические требования, правила приема пищи.

Получит возможность научиться:

· правильно называть изученные объекты и явления;

· различать 3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход за комнатными растениями;

· различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;

· различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;

· выполнять элементарные гигиенические правила;

· различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.

Личностные результаты:

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

— самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

— понимание личной ответственности за свои поступки.

Коммуникативные результаты:

умением всту­пать в контакт и работать в группах;

умением использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;

умение обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

умение слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные результаты :

— адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

— принимать цели и произвольно включаться в деятельность

— соотносить свои действия и результаты одноклассников с заданными образцами, принимать оценку деятельности,

— корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

Познавательные результаты :

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности,

характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);

находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;

использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией;

называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;

знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.

III . Содержание учебного предмета

Сезонные изменения в природе

Сезонные изменения в неживой природе

Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года:

направление солнечных лучей, количество тепла и света. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга,

метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный – теплый ветер. Продолжение наблюдений за погодой, их описание. Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав

(медуница). Птицы зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период. Домашние животные в разное время года. Лесные животные: мыши, змеи, лягушки. Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года

Неживая природа

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха.

Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.

Живая природа

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы. Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы. Растения сада. Фруктовые деревья (2–3 названия); ягодные кустарники (2–3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды. Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.

Читайте:  Организация центра науки в группах детского сада

Грибы. Грибы съедобные и несъедобные Травы полезные и травы опасные.

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к

природным условиям. Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными.

Сравнение диких и домашних животных. Сходство и различия: кабан – свинья, заяц – кролик.

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.

Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.

Человек. Безопасное поведение

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких. Температура тела человека. Градусник и его назначение.

Профилактика простудных заболеваний. Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс. Окружающая среда и здоровье человека.

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

IV . Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы

Источник

Рабочая программа «Мир природы и человека» 3 класс

Пояснительная записка

Рабочая программасоставлена на основе: «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы/под редакцией В.В.Воронковой, — М.: Просвещение, 2013г., для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.

Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

— Формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;

— Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);

— Создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

— Формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

— Знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

— Формировать представления о явлениях природы, сезон­ных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);

— Формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвиже­ния, питание);

— Развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
— Закреплять полученные представления в процессе различ­ных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельно­сти.

В процессе формирования представлений о неживой природе обучающаяся получает знания о явлениях природы, о цикличности в природе – сезонных изменениях, суточных изменениях, учится устанавливать общие закономерности природных явлений, знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание учащейся обращается на связь живой и неживой природы. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней. Формирование представлений у ребенка с интеллектуальными нарушениями должно происходить по принципу «от частного к общему».

Применяются следующие методы обучения: демонстра­ция, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебни­ком, самостоятельная работа и др. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.

Курс «Живой мир» в специальном коррекционном образовательном учреждении является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.

Новый проект учебного плана для специальной школы предполагает базовый блок дисциплин: “Живой мир”, “Естествознание”, “География”, “Человек и его среда» призванных обеспечить учащихся знаниями, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии. Специфика интеллектуального дефекта учащихся специальной школы (класса) не дает возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.

С одной стороны, содержание дисциплины “Живой мир” базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах (1-4) специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов как “Естествознание” и “География”, создать преемственную систему знаний между названными предметами.

Описание места учебного предмета

Согласно учебному плану МОКУ «Падунская школа — интернат «, для умственно отсталых (интеллектуальными нарушениями), предмет «Мир природы и человека» входит в образовательную область «Естествознание». Программа в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и отводится 68 часов (2 часа в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление де­фектов общего и речевого развития детей, их познаватель­ной деятельности. У учащихся формируются элементар­ные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который на­ходится вне поля их чувственного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанав­ливать несложные причинно-следственные связи и зако­номерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

Результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения программы по предмету мир природы и человека в 3 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:

— осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

— формирование уважительного отношения к иному мнению, истории культуре других народов;

— развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

— овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

— овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

— способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

— развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

— формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Читайте:  Одно четверостишье про природу

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе развития.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

относить изученные объекты к определенным группам (корова — домашнее животное);

называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой

группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);

знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость

знать основные правила личной гигиены;

иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);

знать правила гигиены органов чувств;

проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира.

Требования к уровню подготовки учащейся

Обучающиеся должны уметь:
— Проявлять интерес к объектам и явлениям неживой природы.
— Учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт).
— Проявлять интерес к объектам живой природы.
— Заботливо и бережно относиться к растениям и животным, уметь ухаживать за ними.
— Соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
— Различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
Обучающиеся должны знать:
— Объекты неживой природы (огне, почве, земле, воздухе, лесе, формах земной поверхности).

— Времена года, характерные признаки времен года, погодных изменений, их влиянии на жизнь человека.

— Животный и растительный мир, их значении в жизни человека.

— Элементарные представления о течении времени.

— Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.

Оценка результативности учебной деятельности.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Основными критериями оценки планируемых результатов являются соответствие / несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов.

Результаты, продемонстрированные учеником, соотносятся с оценками следующим образом:
3 — «удовлетворительно»
если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий
4 — «хорошо»
если обучающиеся верно выполняют от 51% до 65% заданий
5 — «очень хорошо» (отлично)
если обучающиеся верно выполняют свыше 65%.

Контроль предметных ЗУН предусматривает выявление индивидуальной динамики прочности усвоения предмета обучающимся, выставляются оценки, которые стимулируют учебную и практическую деятельность, оказывают положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

Содержание учебного предмета

Растительный мир.
Представление о растениях, деревьях, фруктах. Представление об овощах, ягодах, грибах. Представление о травянистых растениях (цветах), представление о комнатных растениях, особенностях ухода за ними, значением в жизни. Представление о значении растений в жизни человека: сборе урожая овощей, фруктов, ягод, грибов.
Ведущий принцип построения уроков – коммуникативный.
Для развития регулирующей и исполнительской функции речи ведётся работа по формированию и отработке предварительного замысла и его реализации с помощью символических средств: пиктограмм, карточек со словами.
Животный мир.
Представление о животном. Представление о домашних и диких животных. Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса и зонах жаркого. Представление о птице. Представление о домашних и перелетных птицах. Представление о рыбе. Представление о речных и морских рыбах. Изучение насекомых. Представление о значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.).
Объекты природы.
Представление о почве. Представление о воде. Представление об огне. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о реке. Представление о водоеме. Представление о лесе. Представление о луге. Представление о формах земной поверхности. Представление об изображении земной поверхности на карте. Представление о значении объектов природы в жизни человека.
Явления природы.
Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Показ и называние этих явлений на картинах и картинках, в видеосюжетах из жизни людей и животных в раз­ные времена года и в разных природных условиях. Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. Измерение времени (календарь, часы). Закрепление представлений об одежде для разного погодного условия. В этюдах, пантомимах, жестово-образных играх, рисун­ках уточнение представлений учащихся о солнце, луне, туче, до­жде, каплях, снеге и снежинках. Чтение учащимся и разучивание с ними потешек, песенок стихотворений, сказок о явлениях природы, о небесных светилах!

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 3 «А» классе

(1 вариант образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью)

Источник



Календарно — тематическое планирование "Мир природы и человека" 3 класс , 8 вид

Нажмите, чтобы узнать подробности

Явления и состояния природы: похолодание, дождь, заморозки.

Наблюдение за погодой. Словесное описание погоды.

II четверть – 8 часов

Неживая природа

Влияние солнца на смену времен года. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года.

Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, закат солнца. НРЭО

Явления неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход. НРЭО

Календарь. Знакомство с календарем. Название месяцев.

Живая природа. Растения

Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.

Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки. НРЭО

Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе). Тестовая работа № 1.

Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Тестовая работа.

III четверть – 10 часов

Растения. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.

Живая природа. Дикие и домашние животные

Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание.

Коза, овца. Польза, приносимая людям.

Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. НРЭО

Как зимуют дикие животные – еж и медведь. Приспособление к природным условиям.

Живая природа. Птицы

Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц.

Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.

Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности. Проверочная работа.

Птицы. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной. НРЭО

Строение гнезд. Забота птиц о потомстве.

IV четверть – 8 часов

Живая природа. Насекомые

Муравей, муха, Название. Внешний вид. Где живут.

Божья коровка, стрекоза. Внешний вид. Образ жизни. НРЭО

Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз).

Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение.

Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши.

Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком.

Источник