409 Краткая история древних германцев 8212 излагаем по пунктам

Кто такие древние германцы

Далеких предков современных англичан, немцев, голландцев, частично – французов, и еще целого ряда народов Европы, древние римляне считали людьми полудикими, грубыми, не способными ни на что другое, кроме как пить пиво и устраивать грабительские набеги.

Любой римлянин счел бы сумасшедшим человека, который сказал бы, что потомки этих людей создадут одну из величайших цивилизаций, которая в значительной степени окажет влияние на все народы Запада и Востока, на весь земной шар. Цивилизацию, рядом с которой станет тусклым казавшееся в то время неоспоримым могущество самого Древнего Рима. А о том, что эти люди однажды сокрушат непобедимую Римскую империю, никто бы в римском государстве даже представить не смог.

К III – II вв. до н.э. народ, говоривший на едином языке индоевропейской семьи, распался на три группы племенных союзов, представители которых говорили на похожих языках и имели сходную культуру .

▶ Северную группу представляли населявшие Скандинавский полуостров и близкие территории Балтийского побережья племенные союзы свеонов, данов и еще некоторые другие.

▶ Восточную группу составили жившие к востоку от реки Эльбы готы, вандалы, бургунды и др.

▶ Западную группу , область распространения которых заняла земли между реками Рейн и Эльба, составили батавы, англы, саксы, тевтоны, франки и еще ряд племен.

— От племен северной группы произошли современные шведы, датчане, норвежцы и исландцы;

— от племен западной группы – англичане, голландцы и немцы;

— племена восточной группы, спустя века, выселились с родных земель и растворились среди других народов, оставив после себя лишь некоторые географические названия в Европе (например, французская область Бургундия).

В 113 г. одно из племен – тевтоны, впервые напало на римские владения, совершив поход в Италию. Однако римский полководец Гай Марий сумел нанести тевтонам тяжелое поражение, и впоследствии оно растворилось среди родственных племен.

В 58 г. до н.э. другой римский полководец Гай Юлий Цезарь совершил поход в Западную Европу и нанес поражение другому такому племени свевов, возглавляемому вождем Ариовистом. Цезарь же назвал еще одно племя, говорившее на языке, похожем на язык свевов и тевтонов, германцами (лат. «germani») .

Античные авторы выдвигали разные версии происхождения этого названия. В наше время наиболее достоверной считается точка зрения, что это слово – кельтского происхождения, и так называли это племя находившиеся в тесном контакте с римлянами кельты (галлы).

Также можно отметить, что слово «ger» в германских языках означает дротик – короткое метательное копье, которым часто пользовались в бою эти племена; таким образом, латинское слово «germanus» может быть сложением «ger + manus» — «рука с дротиком» или сложением германских слов «ger + mann» — «человек с дротиком».

От племени, которое так назвал Цезарь, это название римляне вскоре распространили на все родственные ему племена, жившие к востоку от реки Рейн до верховий Дуная (эту обширную область в Центральной Европе римляне стали называть Германией), а современные этнолингвисты все народы и племена, говорившие или говорящие на грамматически близких к этим племенам языках, называют германскими.

Сами древние германцы никогда не осознавали себя единым народом и даже несколькими народами: каждое их племя считало себя независимым от других, и в их языках общего названия всем их племенам не было .

В IV – V вв. н.э. германцы стали широко расселяться на запад, захватывая земли местных народов, в том числе входившие в состав Римской империи. Они основали так называемые варварские королевства:

Источник



ГЕОГРАФИЯ

Гл. I, 17. [Доказывая политическое значение географии, Страбон сообщает об использовании германцами при борьбе с римлянами местных условий.] Но, оставив в стороне древность, я считаю, что современный поход римлян против парфян34 является достаточным подтверждением моих слов, как и поход против германцев и кельтов35, так как в последнем случае варвары вели партизанскую войну, укрываясь в болотах, в непроходимых лесных чащах и пустынях; и они заставляли незнакомых с местностью римлян считать близкое в действительности отдаленным и держали их в неведении относительно дорог, запасов продовольствия и прочего.

Гл. V, 30. [Из общего описания Европы.] После Италии и Кельтики к востоку следуют остальные части Европы, которые река Истр рассекает надвое. Эта река течет с запада на восток в Евксинский Понт, налево оставляя всю Германию…

Гл. I, 8. [При описании Роны Страбон сообщает об очистке ее устья Марием во время войны с кимврами и тевтонами.] [Марий] велел прорыть новый канал; затем, пропустив через канал б?льшую часть реки, он передал его массалиотам в награду за доблесть, проявленную ими в войне с амбронами и товгенами36; от этого дара массалиоты сильно разбогатели, взимая пошлину с судов…

Гл. III, 3. [В конце этой главы, сравнив Рейн и Сену, Страбон говорит о расположении по отношению к этим рекам Британии и затем сообщает о гельветах.] Говорят также, что гельветы, хотя и богатые золотом, тем не менее обратились к разбою, увидев богатство кимвров.

[Сообщается о разгроме гельветов Цезарем.] Цезарь дал возможность спастись остальным [гельветам] (около 8000), чтобы не оставлять в добычу их соседям германцам безлюдную страну.

Гл. III, 4. [При перечислении галльских племен, живущих по Рейну, Страбон сообщает о германцах:] …За медиоматриками и трибокхами вдоль Рена живут треверы, в области которых римлянами, ведущими германскую войну37, построен теперь мост. По ту сторону Рена, напротив этой страны, жили некогда убии, которых Агриппа38 с их согласия перевел в область на этом берегу Рена. К треверам примыкают нервии, также германское племя. Последние – это менапии, живущие по обоим берегам реки вблизи ее устья, в болотах и лесах, невысоких, но густых и колючих. Против них живут сугамбры, германское племя. За всей этой речной областью обитают германцы, называемые свевами; они превосходят всех прочих силой и численностью. Вытесненные свевами племена в наше время нашли убежище на этой стороне Ре– на. Другие германские племена проявляют свое могущество в разных областях, они неизменно раздувают тлеющие искры войны, хотя прежние [восстания] постоянно подавлялись римлянами.

Гл. III, 5. В настоящее время все племена, занимающие эту сторону Рена и живущие мирно, находятся под владычеством римлян39.

Гл. IV, 2. [Страбон пишет о прежних нравах и воинственности галлов, затем об их покорении римлянами и дальше говорит о германцах.] …Я дал это описание на основании древних обычаев, которые еще сохраняются у германцев до настоящего времени. Ведь эти племена по природе и по общественному строю не только похожи, но даже родственны друг другу; они живут в сопредельной стране, разделяемой рекой Реном; большинство их областей сходны (хотя Германия расположена севернее), если сопоставить южные области одной страны с южными другой, а северные сравнивать с северными… Переселения у них совершаются легко, так как они движутся толпами со всем войском или, вернее, поднимаются всем родом, теснимые другими, более сильными племенами.

Гл. IV, 3. [В ней описываются белги.] Из этих племен40 белги, как говорят, самые храбрые… только они одни могли оказать сопротивление вторжению германцев – кимвров и тевтонов.

Гл. I, 1. [В седьмой книге Страбон дает описание Европы на восток от Рейна и начинает его с тех стран, которые расположены к северу от Дуная.] …Эта река41 делит все упомянутые выше земли почти на 2 равные части. Эта самая большая река в Европе сначала течет на юг, а затем круто поворачивает с запада на восток и к Понту. Начало свое Истр берет в западных оконечностях Германии, но вблизи впадины Адриатического моря (приблизительно в 1000 стадиях от него) Истр оканчивает течение у Понта, недалеко от устьев Тираса и Борисфена, отклоняясь несколько к северу. К северу от Истра лежат, таким образом, области за Реном и Кельтикой. Это – территории галатских и германских племен вплоть до земель бастарнов, тирегетов и реки Борисфена… Сначала я опишу области за Истром, потому что описание их гораздо проще тех, что находятся на другой стороне реки.

Гл. I, 2. Области за Реном, обращенные на восток и лежащие за территорией кельтов, населяют германцы. Последние мало отличаются от кельтского племени: большей дикостью, рослостью и более светлыми волосами; во всем остальном они схожи: по телосложению, нравам и образу жизни они таковы, как я описал кельтов. Поэтому, мне кажется, и римляне назвали их «германцами», как бы желая указать, что это «истинные» галаты. Ведь слово germani на языке римлян означает «подлинные».

Гл. I, 3. Первые части этой страны – это области у Рена, от его истоков и до устьев. Протяжение речной области в целом равняется приблизительно ширине страны в западной ее части. Часть племен этой речной области римляне перевели в Кельтику, другие не успели раньше переселиться далеко в глубь страны, как, например, марсы. Остались лишь немногие, в том числе часть сугамбров. За племенами, живущими по течению реки Рена, следуют остальные между Реном и рекой Альбием; последняя течет приблизительно параллельно первой к Океану, пересекая не меньшую территорию, чем Рен. Между этими реками есть и другие судоходные реки (например, Амасия, где Друз одержал победу над бруктерами в сражении на кораблях42), которые также текут с юга на север и к Океану. Дело в том, что страна эта поднята по направлению к югу и образует горную цепь, которая соединяется с Альпами и тянется на восток, составляя как бы часть Альп. Действительно, некоторые считали эту цепь частью Альп, во?первых, из?за ее указанного выше положения, во?вторых, потому, что на ней растет лес той же породы. Однако горные вершины в этой стране не достигают такой высоты. Здесь находится также Герцинский лес и обитают племена свевов, которые живут частью в самом лесу, как племена коадуев; на их территории находится Бойаймон43 – царская резиденция Маробода, куда он переселил не только разные другие племена, но и своих соплеменников – маркоманов. Дело в том, что по возвращении из Рима этот человек, [в прошлом] частный гражданин, был назначен верховным правителем племени. Еще юношей он жил в Риме, пользуясь расположением Августа, а возвратившись на родину, добился власти и подчинил, кроме упомянутых лугиев (большое племя), зумов, гутонов, мушлонов, сибинов, а также семнонов (большое свевское племя). Однако свевские племена, как я уже сказал, живут частью в самом лесу, частью вне его, на границе с гетами. Таким образом, свевы – самое большое племя, так как его территория простирается от Рена до Альбия; часть его даже живет на другой стороне Альбия, как гермондоры и лангобарды; теперь они все до единого изгнаны и бежали на другой берег реки. Общей особенностью всех племен в этой местности является способность легко переселяться из?за простоты их образа жизни и из?за того, что они не занимаются земледелием и даже не делают запасов [пищи], а живут в хижинах временного характера. Средства пропитания они подобно кочевникам получают преимущественно от скота, так что по примеру кочевников нагружают свою утварь на повозки и со своими стадами направляются куда угодно. Есть, однако, другие, более бедные германские племена, как херуски, хатты, гамабривы и хаттуарии; на Океане же – сугамбры, хавбы, бруктеры, кимвры, а также кавки, каулки, кампсианы и многие другие. В одном направлении с Амасией текут реки Висургий и Лупия; последняя находится от Рена приблизительно в 600 стадиях44, протекая через область меньших бруктеров. Есть также в Германии река Сала; между этой рекой и Реном, победоносно ведя войну, нашел свой конец Друз Германик45. Он покорил большинство племен и прибрежные острова, в том числе и Бурханий46, взятый осадой.

Читайте:  Календарно тематическое планирование во второй младшей группе на тему Весна

Гл. I, 4. Эти племена получили известность от войны с римлянами, в ходе которой они покорялись, снова восставали или покидали свои поселения. О них мы получили бы лучшие сведения, если бы Август позволил своим полководцам перейти Альбий для преследования переправившихся туда врагов. Август рассчитывал, однако, вести войну поблизости с б?льшим успехом, если воздерживаться от нападения на мирные племена за Альбием и тем самым не подстрекать их к объединению в общей вражде против него. Начали эту войну сугамбры, живущие поблизости от Рена; вождем их был Мелон47. С этого времени различные германские племена в разных местах приходили им на смену, то становясь могущественными, то снова теряя власть и затем опять поднимая восстание, предавая выданных ими заложников и нарушая клятвы верности. В отношении с этими племенами недоверие весьма полезно, потому что те, кому было оказано доверие, причинили величайший вред, как, например, херуски и подвластные им племена, в области которых погибли в засаде, став жертвой вероломства, 3 римских легиона во главе с полководцем Квинтилием Варом48. Но все они понесли наказание за это и доставили молодому Германику49 самый блестящий триумф, в котором вели самых знатных пленников мужчин и женщин: Сегимунта, сына Сегеста, вождя херусков, и сестру его Туснельду, жену Арминия, который во время нарушения договора против Квинтилия Вара командовал войском херусков и еще теперь продолжает воевать, трехлетнего сына Туснельды Тумелика; Сеситака, сына Сегимера, вождя херусков, жену его Рамис, дочь вождя хаттов Укромира и сугамбра Девдорига50, сына Беторига, брата Мелона. Но Сегест, тесть Арминия, который даже с самого начала не сочувствовал планам зятя и, воспользовавшись удобным случаем, перешел на сторону римлян, окруженный почетом, присутствовал, когда вели в триумфальной процессии самых дорогих ему людей. В триумфальной процессии шел также Либей, жрец хаттов, и многие другие пленники из истребленных племен: каулков, кампсанов, бруктеров, узипов, херусков, хаттов, хаттуариев, ландов, тубаттиев.

От Рена до реки Альбия около 3000 стадий, если идти прямым путем; теперь, однако, необходимо идти окольной дорогой, которая кружит по болотам и дебрям.

Гл. I, 5. Герцинский лес довольно густой, деревья в нем больших размеров; он охватывает большое пространство в окружности в пределах области, укрепленной [самой] природой; в середине леса находится местность, вполне удобная для поселения… Вблизи нее находятся истоки Истра и Рена; между ними лежат озеро51 и болота, образовавшиеся от разлива Рена. Окружность озера свыше 600 стадий, а длина переправы почти 200. На озере есть остров, который служил Тиберию опорным пунктом в сражении на кораблях с винделиками. Озеро находится южнее истоков, как и Герцинский лес, так что тот, кто направляется из Кельтики в Герцинский лес, должен сначала пересечь озеро и Истр, а потом уже по более легко проходимым местностям – по плоскогорьям – продолжать путь до леса. Пройдя от озера расстояние однодневного пути, Тиберий увидел истоки Истра. Область ретов примыкает к озеру только на небольшом пространстве, тогда как гельветии, винделики, а также «пустыня бойев» соприкасаются с большей частью его. Все эти племена вплоть до паннониев, особенно гельветии и винделики, живут на плоскогорьях… Есть и другой большой лес – Габрета, лежащий по эту сторону страны свевов, а по ту сторону ее – Герцинский лес, где также обитают свевы.

Гл. II, 1. Что касается кимвров, то одни рассказы о них неточны, а другие – совершенно невероятны. Ведь нельзя считать причиной превращения их в кочевников и разбойников то обстоятельство, что они были изгнаны из своих жилищ сильным наводнением, когда жили на полуострове. В действительности они еще и теперь владеют той страной, которую занимали раньше; они послали в дар Августу котел52, почитаемый у них самым священным, прося императора о дружбе и забвении прошлых проступков, когда просьба их была удовлетворена, они вернулись назад. И смешно думать, что кимвры в гневе на естественное и постоянное явление, происходящее дважды в день, могли покинуть свою страну.

Гл. II, 2. Посидоний справедливо критикует историков за эти высказывания и делает удачное предположение о том, что кимвры, как разбойничье и кочевое племя, совершали поход даже до области Меотиды; от них?то и Боспор получил название Киммерийского, как бы Кимврского, так как греки называли кимвров киммерийцами. Он говорит также, что бойи жили прежде в Герцинском лесу, а кимвры проникли в эту область, но были отброшены бойями и спустились к Истру и в страну скордискских галатов, затем – в область тевристов и таврисков (также галатов) и, наконец, в страну гельветиев – племени, богатого золотом, но мирного. Когда гельветии увидели, что богатство, приобретенное кимврами разбоем, превосходит их собственное, то они (особенно их племена тигиренов и товгенов) пришли в такое возбуждение, что поднялись вместе с кимврами. Но всех их, как самих кимвров, так и тех, кто выступил вместе с ними, одолели римляне, частью после перехода через Альпы в Италию53, а частью еще по ту сторону Альп54.

Гл. II, 3. Передают, что у кимвров существует такой обычай: женщин, которые участвовали с ними в походе, сопровождали седовласые жрицы-прорицательницы, одетые в белые льняные одежды, прикрепленные [на плече] застежками, подпоясанные бронзовым поясом и босые. С обнаженными мечами эти жрицы бежали через лагерь навстречу пленникам, увенчивали их венками и затем подводили к медному жертвенному сосуду вместимостью около 20 амфор55; здесь находился помост, на который восходила жрица и, наклонившись над котлом, перерезала горло каждому поднятому туда пленнику. По сливаемой в сосуд крови одни жрицы совершали гадания, а другие, разрезав трупы, рассматривали внутренности жертвы и по ним предсказывали своему племени победу. Во время сражений они били в шкуры, натянутые на плетеные кузова повозок, производя этим страшный шум.

Гл. II, 4. Что касается германцев, то… северные германцы населяют океанское побережье. Известны, однако, только те племена, что живут от устьев Рена до Альбия; из этих племен наиболее известны сугамбры и кимвры. Области же за Альбием близ Океана нам совершенно неведомы. Действительно, я не знаю никого из людей прежнего времени, кто бы совершил это прибрежное плавание в восточные области вплоть до устья Каспийского моря; и римляне еще не проникали в земли за рекой Альбием; равным образом и сухим путем никто не проходил туда… Но что находится за Германией: нужно ли принять, что там живут бастарны (как думает большинство), что между ними обитают другие народности – язиги или роксоланы или какие?либо другие из кочующих в кибитках, сказать трудно. Нелегко решить, обитают ли они вплоть до Океана, по всей длине побережья, или какая?либо часть страны необитаема из?за холода или по другой причине, или даже другая народность, сменившая германцев, живет между морем и областью восточных германцев. То же самое неведение господствует у нас и относительно прочих, непосредственно следующих за ними северных народностей.

Гл. III, 1. Южную часть Германии за Альбием, как раз ту, что примыкает к реке, занимают свевы. Затем непосредственно следует земля гетов, вначале узкая; она тянется вдоль Истра на южной стороне, а на противоположной стороне – вдоль гористого склона Герцинского леса (впрочем, страна гетов охватывает также некоторую часть гор); затем она расширяется к северу вплоть до тирегетов.

Источник

409,Краткая история древних германцев — излагаем по пунктам

Прежде чем рассматривать саму суть история древних германцев необходимо дать определение данному разделу исторической науки.
История древних германцев – это раздел исторической науки, изучающий и рассказывающий история германских племен. Данный раздел охватывает период с создания первых германских государств и до падения Западной Римской империи.

История древних германцев
Происхождение древних германцев

Древние германские народы как этнос сформировались на территории Северной Европы. Их предками принято считать индоевропейские племена, осевшие в Ютландии, юге Скандинавии и в бассейне реки Эльба.
Как самостоятельный этнос их начали выделять еще римские историки, первые упоминания о германцах как о самостоятельном этносе относятся к памяткам первого века до нашей эры. Со второго века до нашей эры племена древних германцев начинают двигаться на юг. Уже в третьем веке нашей эры германцы начинают активно атаковать границы Западной Римской империи.
Впервые встретив германцев, римляне писали о них как о северных племенах отличавшихся воинственным нравом. Много информации о германских племенах можно найти в работах Юлия Цезаря. Великий римский военачальник, захватив Галлию, двинулся на запад, где ему пришлось вступить в бой с германскими племенами. Уже в первом веке нашей эры у римлян была собрана информация о расселении древних германцев, об их устройству и нравах.
На протяжении первых веков нашей эры, римляне вели постоянные войны с германцами, но полностью покорить их так и не удалось. После неудачных попыток полностью захватить их земли, римляне перешли в оборону и совершали только карательные набеги.
В третьем веке, древние германцы уже угрожали существованию самой империи. Рим отдал некоторые свои территории германцам, и перешел в оборону на более удачных территориях. Но новая, еще большая угроза со стороны германцев возникла при великом переселении народов, в результате которого орды германцев осели на территории империи. Германцы никогда не прекращали набеги на римские селения, несмотря на все предпринятые меры.
В начале пятого века германцы под началом короля Алариха захватывают и грабят Рим. Вслед за этим и другие германские племена пришли в движение, они яростно атаковали провинции, и Рим не смог их защитить, все силы были брошены на защиту Италии. Воспользовавшись этим, германцы захватывают Галлию, а затем и Испанию, где основывают свое первое королевство.
Древние германцы отлично себя проявили и в союзе с римлянами, разбив на Каталаунских полях армию Аттилы. После этой победы, римские императоры начинают назначать германских вождей своими военачальниками.
Именно германские племена во главе с королем Одоакром уничтожили Римскую империю, низложив последнего императора – Ромула Августа. На территории захваченной империи германцы начали создавать свои королевства – первые раннефеодальные монархии Европы.

Читайте:  Конспект занятия по естествознанию в средней группе природа

Древние германские племена: области расселения

Исследователи выделяют три основных ветви германских племён:

  • Северогерманские. Обитали на севере Скандинавского полуострова. Являются предками современных норвегов, датчан и шведов.
  • Западногерманские. Эта группа племён, куда входили лангобарды, англы, саксы, тевтоны и многие другие, заселила бассейн Рейна.
  • Восточногерманские. Включали племена готов, вандалов и бургундов. Данная группа занимала просторы от Балтийского до Чёрного морей.

Религия древних германцев

Все германцы были язычниками, причем язычество у них было разное, в разных краях, оно сильно отличалось друг от друга. Однако большинство языческих божеств древних германцев были общими, только были названы различными именами. Так, например, у скандинавов был бог Один, а западным германцам это божество представлялось именем Вотан.
Жрецами у германцев были женщины, как говорят римские источники, они были седовласыми. Римляне говорят, что языческие ритуалы германцев были чрезвычайно жестокими. Военнопленным перерезали горло, а предсказания делались на разложенных внутренностях пленных.
В женщинах древние германцы видели особый дар и также поклонялись им. В своих источниках римляне подтверждают, что каждое германское племя могло иметь собственные уникальные обряды и собственных богов. Германцы не строили для богов храмов, но посвящали им никакую землю (рощи, поля и т. д.).

Великое переселение народов и образование варварских королевств

В IV веке из азиатских степей в сторону плодородных земель Южной Европы стали выдвигаться грозные орды гуннов под предводительством Аттилы. Надвигающаяся угроза привела в движение всё население Евразии. Целые народы и племена двинулись на запад, чтобы не столкнуться с тюркскими кочевниками. Эти события вошли в историю как Великое переселение народов. Германцы сыграли в этом процессе одну из ключевых ролей. Продвигаясь на запад, они неизбежно должны были столкнуться с Римской империей. Так началась долгая борьба варваров и римлян, которая закончилась в 476 году падением Рима и возникновением на территории империи многочисленных варварских королевств. К самым значительным из них относятся:

  • Вандальское в Северной Африке;
  • Бургундское в Галлии;
  • Франкское на Рейне;
  • Лангобардское в Северной Италии.

Появление первых зачатков государственности у древних германцев относится к III веку. Это явление характеризовалось разрушением родоплеменного строя, усилением имущественного неравенства и образованием крупных племенных союзов. Данный процесс приостановился из-за вторжения гуннов, но после того как кочевая угроза миновала, продолжился с новой силой уже на осколках Римской империи. Нужно отметить, что число бывших римских граждан значительно превышало число завоевателей. Это стало причиной достаточно мирного сосуществования представителей двух цивилизаций. Варварские королевства выросли из синтеза античных и германских традиций. В королевствах сохранились многие римские институты, а из-за недостатка в варварской среде грамотных людей римская элита занимала не последнее место в государственном управлении.

Неоднородность и незрелость варварских королевств привела к гибели большинства из них. Некоторые из них были подчинены могущественной Византийской империей, а некоторые стали частью влиятельного королевства франков.

Занятия древних германцев

Римские источники гласят, что германцы занималась в основном разведение скота. Преимущественно они разводили коров и овец. Ремесло у них было развито незначительно. Но у них были высокого качества печи, копья, щиты. Носить доспехи могли только избранные германцы, то есть знать.
Одежда германцев в основном делалась из шкур животных. Носили, как и мужчины, так и женщины, накидки, самые богатые германцы могли позволить себе штаны.
В меньшей мере германцы занимались земледелием, но у них были достаточно высокого качества орудия труда, они были сделаны из железа. Жили германцы в больших длинных домах (от 10 до 30 м), рядом с домом были стойла для домашних животных.
До великого переселения народов, германцы вели оседлый способ жизни и возделывали землю. По собственной воле германские племена никогда не иммигрировали. На своих землях они выращивали зерновые культуры: овес, рожь, пшеницу, ячмень.
Переселение народов заставило их сбежать с родных территорий и попытать счастья на руинах Римской империи.

Быт и общественное устройство

Древние германцы жили преимущественно за счёт охоты и грабежей. Главой племени был вождь — конунг, однако, важные решения он всегда согласовывал со своей военной дружиной, старейшинами и народным собранием. Право на участие в собрании имели все свободные члены общины, способные носить оружие (в некоторых племенах это могли быть и женщины). По мере обогащения племенной верхушки у германцев начали возникать первые сословия. Общество разделилось на благородных, свободных и полусвободных. Рабство у германцев тоже существовало, но носило патриархальный характер. Рабы были не бесправной собственностью хозяев, как в Риме, а, скорее, младшими членами семьи.

До II-III века германцы вели преимущественно кочевой образ жизни, однако, им приходилось сосуществовать рядом с тогда ещё могущественной Римской империей. Любые попытки проникнуть за пограничные римские валы жёстко пресекались. В результате для того, чтобы прокормиться, германцам пришлось перейти к осёдлости и пахотному земледелию. Собственность на землю была коллективной и принадлежала общине.

Культурное влияние кельтов и осёдлость способствовали развитию ремёсел. Германцы научились добывать металл и собирать янтарь, изготавливать оружие, выделывать кожу. Археологами было найдено множество керамических изделий, драгоценностей и деревянных поделок, изготовленных германскими мастерами.

По мере ослабления Рима и расшатывания дисциплины в приграничных гарнизонах германцы стали всё чаще проникать на территорию империи. Между двумя культурами стали возникать прочные связи (в основном, экономические). Многие германцы даже шли служить в римскую армию.

После возникновения варварских королевств основой общественных и земельных отношений стали феодальные связи, выросшие из отношений дружинников и бывшего конунга (а ныне — короля). Позже эти связи станут базисом общественной жизни в средневековой Европе.

Верования

Наиболее полную картину историки смогли сложить только о религиозных представлениях северогерманских племён, поскольку их мифы дошли до наших дней в письменных источниках. Во главе языческого пантеона северных германцев стоял бог войны и мудрости — Один. Второстепенное, но также очень большое значение имели и другие боги, в числе которых: богиня плодородия Фрейя, воплощение морской стихии — Ньёрд, бог хитрости Локи и бог грома Тор.

Прочие племена, очевидно, имели достаточно схожий со скандинавским пантеон. Изначально культовыми практиками занимались вожди и старейшины, но по мере усложнения религиозных воззрений и социальной структуры у германцев возникло жреческое сословие. Согласно римским авторам, все важные церемонии — молитвы, жертвоприношения (в том числе, и человеческие), гадания — германцы проводили в своих священных рощах. Ещё задолго до падения Рима население Европы начало стремительно христианизироваться. Однако христианские догматы смешивались с языческими воззрениями, что стало причиной искажения христианского учения и появления ересей.

Источник

Лекция 3. Исторические сведения о древних германцах. Классификация древнегерманских племен. Общественное устройство, быт, нравы и верования древних германцев.

В 325 году до нашей эры греческий мореплаватель Пифей совершил путешествие по побережью Балтийского моря. Описание путешествия Пифея до нас не дошло, но им пользовались более поздние историки и географы, греческие авторы Полибий, Посидоний (2 в. до н.э.), римский историк Тит Ливий (1 в. до н.э. – начало 1 в. н.э.) Они приводят извлечения из Пифея о племенах гуттонов и тевтонов, а также упоминают о набегах германских племен на эллинистические государства юго-восточной Европы, на южную Галлию и северную Италию в конце 2 в. до н.э. Около 125 г. до н.э. грек Посидоний пишет о вторжении кимвров в область кельтов на Дунае.

Подробные сведения о социальном укладе и быте германцев представлены в «Записках о галльской войне» (58-51 гг. до н.э.) Юлия Цезаря. Впрочем, записки Цезаря составлены недостаточно тщательно и правдиво, он часто слишком неосторожно доверял показаниям своих сподвижников, а с другой стороны, многое из собственных действий представлял в ложном, выгодном для себя свете.

С первых веков новой эры сведения о германцах становятся более подробными. Описываются древние германцы и в сочинении греческого географа Страбона «География» в 18 г. н. э. Страбон пишет о том, что германцы (свевы) кочуют в лесах, строят хижины и занимаются скотоводством. Греческий писатель Плутарх (46-127 гг.н.э.) описывает германцев как диких кочевников, которым чужды всякие мирные занятия, их единственное призвание – войны.

Наиболее полные сведения о древних германцах излагаются в трудах римских историков Плиния Старшего (3 — 79 гг. н.э.) и Корнелия Тацита (55-120 гг. н.э.). Плиний сам служил в войске, которое стояло на границе с германцами, и принимал участие в походе хавков и фризов. Его огромный труд в 20-ти книгах о войне с германцами (“Bella Germanica”), к сожалению, не сохранился, только некоторые отрывки из него представлены в произведениях латинских писателей. Но другое произведение Плиния, «Природная история» (“Naturalis historia”, ок. 77 г.), содержит множество ценных сведений о германцах.

Подробная классификация древнегерманских племен, составленная Плинием, дошла до нас в изложении Тацита и довольно точно соответствует действительной группировке известных впоследствии германских народов и языков. Произведение Тацита «Германия» (“De origine et situ Germanorum”, 98г.) рассказывает о расселении германских племен, их общественном строе, верованиях и поэтическом творчестве. В отличие от Плиния, Тацит сам никогда не бывал на германских землях, но был хорошо проинформирован о них из произведений ранних авторов, официальных сообщений римских полководцев, рассказов купцов и легионеров, которые посетили земли за Рейном. Некоторые факты о германцах приводятся в других исторических произведениях Тацита – «Анналах», «Историях», «Жизнеописаниях Юлия Агриколы».

Исторические события более позднего времени (3-5 вв.) отражены в произведениях многих античных авторов – свидетелей Великого переселения народов. Среди них выделяется Аммиан Марцеллин (ок. 330-400 гг.), который оставил подробное описание событий римской истории с 353 по 378 г., в том числе аллеманских войн, восстание вестготов на Дунае, разгром остготского царства Эрманарика и нападения гуннов. Марцеллин, сирийский грек по происхождению, долгое время служил в римском войске и был очевидцем многих событий. О судьбе остготов в Италии после смерти короля Теодорика (535-554) рассказывает в произведении «История войн с готами» византийский историк Прокопий из Кесарии, который был свидетелем гибели остготского государства.

Читайте:  Как написать сочинение на тему quot Мой идеал quot

После образования в 5-6 веках на руинах Римской империи новых варварских государств, основанных франками, готами, лангобардами и другими германскими племенами, появляются латинские истории этих племен. Их авторами были германцы, которые получили образование в Риме и стремились прославить свой народ. Самым ранним примером такого произведения, которое опиралось на традиции латинской историографии, было историческое произведение готского консула Кассиодора, написанное в 526-533гг. по распоряжению остготского короля Теодорика. Это произведение дошло до нас в сокращенном виде в «Истории готов» Иордана. Из церковного окружения выделились авторы историй и летописей первых Меровингов Григорий Турский и Фредегар и «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного. К ним принадлежал также Павел Диакон, автор подробно описанной «Истории лангобардов». Позже были созданы «История саксов» Видукинда и «Истори данов» Саксона Грамматика. Близка своим характером к этим произведениям «Книга норвежских королей», или иначе «Земной шар», Снорри Стурлусона.

Важный историко-этнографический материал содержат также англо-саксонские летописи («Саксонская хроника») и особенно древнеисландские саги, где рассказывается про заселение Исландии норвежскими племенами. Исторический материал нашел свое отображение и в некоторых памятниках древнегерманского эпоса.

Важным языковым и историческим источником являются «Варварские правды» (Leges barbarorum) – это записи законов германских государств, где приводится много сведений об их общественном устройстве. Сначала они были написаны на латинском языке, а позднее на германских языках.

Согласно классификации Плиния, германцы делились на 6 больших племенных объединений: виндилы, ингевоны, искевоны, гермионы (герминоны), певкины (или бастарны), гиллевионы. Виндилы – вандалы, бургунды и готы. Ингевоны (инвеоны) — фризско-саксонские племена, населявшие полуостров Ютландию и побережье Северного моря между реками Эльбой и Рейном. Позднее из состава ингвеонов в середине 5 века выделилась группа племен – юты, фризы, англы и саксы. Оставшиеся на континенте саксы вошли в состав немецкой народности, их язык лег в основу племенного диалекта. Искевоны – франкские племена, жившие в прирейнских землях и образовавшие Франкский племенной союз. Искевонские племена в большинстве своем вошли в немецкую народность, их язык – средненемецкий диалект, одно из франкских наречий легло в основу голландского языка. Гермионы (лангобарды, швабо-алеманы, макроманы (или баварцы), свевы, гермундуры, хатты и другие) жили в центральной Германии и стали основой формирования немецкого народа. На основе их языка сформировались южнонемецкие диалекты. Певкины (бастарны) – рано исчезли из истории, ассимилировавшись с другими племенами. Гиллевионы – племена, населяющие Скандинавию.

Классификация Плиния характеризует состояние германских племен до Великого переселения народов в 2-5 вв. н.э., которое привело к географическому разделению племенных союзов и самостоятельному развитию европейских языков.

Когда мы говорим о древних германцах в эпоху Цезаря и Тацита, то имеем в виду древнегерманские племена в условиях патриархально-родового строя. Цезарь пишет, что они расселялись родами и родственными группами. Это были крупные домашние общины, между которыми была разделена земля, и из которых впоследствии развились сельские общины. Этимологически греческому genos (род), латинскому gens соответствует готское kuni, древневерхненемецкое kunni. На времена материнского права указывает то, что слово для обозначения женщины происходит от того же корня: греч. gyne, слав. žena, гот. quina, др.сканд. kona, kuna. Общегерманское обозначение для рода, очевидно, звучало как гот. kuni, от него происходит kuning (король — нем. König), первоначально обозначавшее старейшину рода или племени.

То, что германцы расселялись родами, подтверждается многочисленными названиями на –ingen, -ungen (Eppingen). Названия мест поселения племен образовались от этих родовых имен в форме дательного падежа множественного числа. Суффиксы -ing , -ung служат для обозначения родовой связи, общего происхождения (например, родовые имена – Каролинги, Меровинги, Амелунги).

Основной источник знаний о быте, нравах и верованиях древних германцев – труд Тацита «О происхождении германцев и местоположении Германии». Тацит считает германцев исконными жителями страны, в ничтожной мере смешавшимися с прибывшими другими народами.

Мелкие дела у древних германцев решает совет старейшин, важные – народное собрание, тинг (Þing). Рядом со старейшинами существует племенной вождь, который выбирается на время похода (дрвн. Herizogo). Такой предводитель собирает дружину, состоящую из молодых воинов, жаждущих добычи, и связанных взаимной верностью. Эти дружины кормились постоянными войнами и разбойничими набегами, они служили наемниками в римских войсках и телохранителями римских императоров, содействовали появлению королевской власти. В эпоху Великого переселения народов они послужили началом упадка старинной народной свободы и одним из элементов будущей феодальной знати. Все мужчины имели при себе оружие, что давало им право на участие и защиту народного собрания. Дисциплинарная власть в войске принадлежала жрецам, действительная власть – народному собранию, где председательствовали король или старейшины, а народ выносил свое решение: отрицательное – ропотом, утвердительное – возгласами одобрения и бряцанием оружия.

Германцы берут с собой в битву некоторые извлеченные из священных рощ изображения и святыни (эти изображения – деревянные резные фигуры различных животных, посвященных божеству (змея или волк – Вотану, медведь и баран – Донару), святыни – атрибуты и символы богов (копье – Вотана, молот – Донара), но больше всего побуждает их к храбрости то, что конные их отряды и боевые клинья состоят из связанных семейными узами и кровным родством. Тацит упоминает: «Есть у них такие заклятия, «бардит», возглашением которых они распаляют боевой пыл, и по его звучанию судят о том, каков будет исход предстоящей битвы; ведь они устрашают врага, или напротив, сами трепещут перед ним, смотря по тому, как звучит песнь их войска, причем принимают в расчет не столько голоса воинов, сколько показали ли они себя единодушными в доблести».

Родство с материнской стороны считалось у древних германцев более сильным. Брак у древних германцев был парный, приближенный к моногамии.

Из родового строя вытекало обязательство наследовать дружеские связи и враждебные отношения. Существовало, однако, смягчение родовой мести — Wergeld (от двн. Wer, гот. Wair – муж) – выкуп, получаемый родом за убийство или увечье родича или нанесение ущерба.

Основой германского хозяйства было скотоводство и примитивное земледелие. Скот имел важное значение и в большинстве германских языков это слово употребляется в значении имущества (англ. Fee соотносится с гот. faihu – скот).

Как отмечают античные авторы, развлечений у германцев было немного: пиры и состязания, а также игра в кости.

Рабов германцы, в отличие от римлян, не держали при себе, распределяя между ними обязанности. Рабы помогают по хозяйству и платят оброк, оставшуюся работу выполняют жена и дети.

Деньги германцы употребляли редко – и, в основном, римские монеты.

Первый вид письменности, известный германским племенам, – руническое письмо, известное лишь как тайнопись и служившее для религиозно-магических целей.

Отдельные германские племена значительно различались межу собой по уровню своего развития, и по степени влияния на них верований кельтов и римлян, а позже – Христианства. Самобытная религия сохранялась дольше у северных племен, которые стояли в стороне от этого влияния, в отличие от прирейнских и придунайских племен. Сведения по мифологии древних германцев крайне отрывочны вследствие сравнительно ранней и глубокой христианизации западногерманских племен; по скандинавской мифологии мы располагаем несравненно более полными литературными источниками вследствие более поздней христианизации Скандинавии, а также бережного сохранения дохристианской культурной традиции в Исландии вплоть до так называемого исландского возрождения в 13 веке.

Мифология древних германцев далеко не полно изучена. В сущности, до нас дошли мифологические представления только северных германцев – скандинавов, и то с позднейшими примесями в художественной переработке.

Преобладающей формой древнегерманской религии в эпоху соприкосновения с римлянами был, несомненно, культ племенных богов-покровителей и племенных святынь. В качестве святынь чаще всего почитались священные рощи, где происходили не только общественные жертвоприношения и различные обряды, но и собирались сходки и решались общеплеменные дела. Из племенных божеств-покровителей известны лишь немногие, по преимуществу те, которые стали богами целых племенных союзов. Римские писатели упоминают следующих племенных богов: Танфана – богиня марсов и родственных им племен, Бадугенна – богиня фризов, Нертус – богиня-покровительница союза семи племен Ютландского полуострова.

Отголоски древнегерманского религиозного культа дошли до нас в некоторых географических названиях. Топонимика обнаруживает следы культа Тора, Одина и других богов. Название столицы Норвегии Осло восходит к др.исл. Ass “бог” и lo “прогалина”. Столица Фарерских островов – Торсхавн –“гавань Тора”.

В религии древних германцев отмечаются следы такой архаической формы верований, как тотемизм (вера в сверхъестественную связь, якобы существующую между группой людей и группой материальных предметов, чаще всего определенных видов животных). Пережитками его можно считать прежде всего названия некоторых племен: херуски от heruz (молодой олень), эбуроны от eber (вепрь). Можно видеть отзвуки полового тотемизма и в известном мифе о происхождении всех людей вообще от деревьев: мужчины от ясеня, женщины – от ольхи. Пережитки тотемизма видят и в почитании священных животных, из которых иные превратились в атрибуты богов.

Архаичный облик имела также вера в многочисленных духов природы: духов земли эльфов, горных троллей, водяных никс, подземных гномов, оборотней (нем. Werwolf). Все эти верования были отражением быта охотничего народа, жившего в окружении суровой, но порой щедрой природы. Широко распространены у германцев были обряды лечебной и предохранительной магии: употребление заговоров, огня, амулетов, оберегов, пользование лечебными травами.

Очень важную роль в общественной и личной жизни германцев играла мантика: “Нет никого, который был бы проникнут такою же верою в приметы и гадания с помощью жребия, как они. Вынимают же они жребий безо всяких затей. Срубленную с плодового дерева или бука, дуба ветку они нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки, высыпают затем как придется на белоснежную ткань. После этого, если гадание производится в общественных целях, жрец племени, или частным образом, — глава семьи, вознеся молитвы богам и устемив взор в небо, трижды вынимает по одной плашке и толкует предрекаемое в соответствии с выскобленными на них заранее знаками. Если оно сулит неудачу, повторный запрос об этом предмете в течение этого дня возбраняется, если, напротив, благоприятно, необходимо, чтобы предреченное сверх того, было подтверждено и птице-гаданием” (Тацит).

Распространение Христианства среди германских племен – между 4 и 10 вв. – нанесло удар древним верованиям. Дохристианские пережитки удерживались долго. До сих пор они сохранились в фольклоре германских народов, в поверьях и сказках об эльфах, троллях, гномах, ундинах и разных чудовищах, а до недавнего времени и в народных обрядах, особенно в тех, которые связаны с земледельческим годовым циклом.

Источник