39 Растительный организм как единое целое

Эволюция растений

Урок 8: Эволюция растений

Изначально на Земле было полно питательных веществ. Первые организмы были гетеротрофными одноклеточными и безъядерными, то есть не могли самостоятельно синтезировать органические соединения. Они питались тем, что находили в Мировом океане. Постепенно запасы истощались, а организмов становилось всё больше. Для выживания в такой конкуренции требовалась кардинально новая стратегия.

Так появились первые фотосинтезирующие организмы. Они могли питаться энергией солнечного света и сами производили органические вещества. 2,7млрд лет назад возникли цианобактерии — предки современных растений, которые живы и по сей день.

Раньше их называли синезелёными водорослями, но это не совсем верно. Хоть цианобактерии и умеют фотосинтезировать, они относятся не к растениям, а к бактериям.

У древних бактерий одиночная клетка, в которой нет оформленного ядра, митохондрий, эндоплазматической сети и вакуолей, заполненных клеточным соком. Клетка окружена прочной клеточной стенкой, которая состоит из четырёх слоёв. Часто снаружи стенки расположен ещё и слизистый слой.

Клетки могутфотосинтезировать благодаря наличию в них пигментов: хлорофилла, каротиноидов, фикоцианина и фикоэритрина. Пигменты придают цианобактериям определённую окраску:

  1. Хлорофилл — зелёная окраска;
  2. Каротиноиды — жёлтая и оранжевая окраска;
  3. Фикоцианин — синяя окраска;
  4. Фикоэритрин — красная окраска.

Цианобактерии размножались, заселяли планету и выделяли кислород как побочный продукт фотосинтеза. Это навсегда изменило атмосферу планеты. За почти весь кислород, которым мы дышим, можно сказать спасибо цианобактериям. Появление огромного количество кислорода в атмосфере привело к вымиранию почти всей анаэробной фауны Земли, то есть тех живых организмов, которым для развития не нужен был кислород. Это событие именуется кислородной катастрофой Земли.

1 cianobakterii
Цианобактерии

Цианобактерии — одноклеточные организмы. Далее эволюция растений разработала многоклеточные организмы. Затем — водоросли. У водорослей нет тканей и органов. Их тело представлено неорганизованным многоклеточным образованием — талломом. По-другому таллом называют слоевищем. К прикреплённым ко дну водорослей развиваются аналоги корней — ризоиды.

У водорослей тоже есть в составе различные пигменты, поэтому они могут по-разному окрашиваться. Окраску зелёных водорослей (хламидомонада, хлорелла) определяет хлорофилл, окраску бурых водорослей (ламинария, фукус) — фукоксантин, окраску красных водорослей (порфира, филлофора) — сочетание хлорофилла, каротиноидов и фикобилина.

2 vodorosli
Водоросли

После жизни перестало хватать Мирового океана: так растения вышли на сушу.

Этапы эволюции растений

Водоросли решили развиваться в двух направлениях: одни выбрали дорогу мохообразных, другие — риниофитов.

Мохообразные. У мхов, как и у водорослей, нет настоящих корней: они прикрепляются к земле ризоидами. В отличие от корней, ризоиды — одноклеточные нитевидные образования. У них нет специальных зон со своей специализацией. Мхи относятся к элементарным растениям, не способным к запасанию.

3 mhi
Мхи

Риниофиты. Другое название — псилофиты. Растения, которые выбрали это направление, выиграли в эволюционной гонке. Сами риниофиты вымерли, но большинство растительных организмов, которые мы наблюдаем сейчас, являются их потомками. У риниофитов не было листьев. Это были первые высшие растения с развитыми проводящими (древесина, луб) и покровными тканями (эпидерма). Благодаря сосудам, их останки хорошо сохранились в окаменевших породах. Остатки служат доказательством эволюции растений.

4 raniofity
Риниофиты

Также учёные находят остатки папоротникообразных в залежах каменного угля и цианобактериальные маты — отложения древних сообществ. Всё это служит напоминанием об эволюции растительных организмов.

5 cianobakterialnye maty
Цианобактериальные маты

Псилофиты существовали совсем недолго. От риниофитов произошли папоротникообразные: папоротники, хвощи и плауны. У них развиты ткани, но имеется один существенный недостаток. Половое размножение папоротникообразных зависит от воды: сперматозоид и яйцеклетка сливаются с друг другом и образуют зиготу только во время дождя.

6 paporotnikoobraznye
Папоротникообразные

Далее появились голосеменные растения. У них вместо сперматозоида образуется спермий — неподвижная мужская половая клетка. Пыльца становится пыльцевой трубкой, формируя неподвижные безжгутиковые спермии. Они соединяются с яйцеклеткой. Из сформировавшейся зиготы вырастает семя. Шишка одревесневает, открывается, освобождая семена для дальнейшего распространения. Однако, всё это время семена беззащитны перед неблагоприятными условиями среды.

7 golosemmenye
Голосеменные растения

Покрытосеменные довели процесс полового размножения практически до совершенства. Вегетативная клетка удлиняется и становится пыльцевой трубкой. Она вырастает и пробирается к зародышевому мешку. Генеративная клетка делится на 2 неподвижных спермия. Один из них соединяется с яйцеклеткой, образуя зиготу. Второй объединяется с центральной клеткой, формируя в дальнейшем эндосперм. Этот процесс именуется двойным оплодотворением. В отличие от голосеменных растений, далее семя защищается от неблагоприятных воздействий мощным околоплодником.

8 pokrytosemennye
Покрытосеменные растения

Именно в таком порядке появились привычные растения. Порядок их образования изображают в виде дерева, которое называется филогенетическим.

9 filogeneticheskoe drevo
Филогенетическое древо растительного мира

Антропогенное воздействие на растения

Как вы помните из прошлого урока, антропогенные экологические факторы — это воздействие человека на окружающую среду. К сожалению, на развитие растений влияет не только конкуренция, которая ведёт к совершенствованию, но и негативное воздействие человека, которое ведёт к уничтожению видов и искажению окружающей среды.

Процесс воздействия идёт в четырёх направлениях:

  1. Уменьшение разнообразия видов. Человечество вырубает леса, вследствие чего уменьшается не только количество деревьев, но и число тех растений, которые росли под их кронами. Токсичные отходы убивают растения, которые живут рядом с заводами и дорогами. Это ведёт к полному изменению растительного сообщества. Леса заменяются культурными растениями, среди которых не происходит такого активного круговорота веществ. Это влияет не только на растения, но и на лесных животных.
  2. Разграничение растительных сообществ. Между сообществами создаются барьеры, что приводит к раздельной эволюции мелких групп. В результате такого раздельного развития большие таксоны делятся на мелкие. Простой пример: проложение дороги посреди растительного сообщества. Растения перестают взаимодействовать между собой: конкурировать, размножаться. В конце концов, могут совсем потерять связь.
  3. Объединение растительных сообществ. Этот процесс идёт в совершенно другом направлении. Из-за уничтожения барьеров и перемещения людей растительные сообщества могут объединиться и сродниться между собой. Например, в Польше так появились потомки близких, но разных видов: лиственницы польской и лиственницы европейской.
  4. Появление растений загрязнённых местообитаний. В результате загрязнений изменяется среда обитания, а вместе с этим и растительные сообщества. В Канаде зарегистрированы мутантные формы голубики близ загрязнённых территорий.
Читайте:  Как проявляется аллергия на комнатные растения

Негативное влияние антропогенного загрязнения очевидно. При этом выделяют три класса взаимодействия загрязнения и растительных сообществ:

  1. Низкий уровень загрязнения. Растения способны поглощать такое загрязнение и очищать атмосферный воздух. Влияние на растительные сообщества незаметно.
  2. Средний уровень загрязнения. Нарушается баланс в сообществе. Растения болеют чаще, так как снижается их иммунитет. Изменяется структура сообщества.
  3. Высокий уровень загрязнения. Отмечается высокий уровень гибели растений. Сообщество упрощается незамедлительно.

Существуют виды, по которым можно судить об уровне загрязнения окружающей среды. Метод называется биоиндикацией. В основном используются лишайники. Тогда биоиндикация становится лихеноиндикацией. Они особо чувствительны к вредным воздействиям, поэтому даже при низком уровне загрязнения массово погибают.

10 lihenoidikacia
Лихеноиндикация

Устойчивые виды используют для очищения атмосферного воздуха. К таким видам относятся тополь и лиственница.

Чтобы предотвратить гибель растений, люди организуют особо охраняемые природные территории:

  1. Заповедник. На территории заповедника запрещена хозяйская деятельность. Возможно строительство только объектов научно-исследовательского и экскурсионного характера. Примеры: Алтайский заповедник, Уссурийский заповедник.
  2. Заказник. На территории заказника возможна хозяйская деятельность, которая не вредит охраняемым объектам окружающей среды. Примеры: Ярославский заказник, Саратовский заказник.
  3. Национальный природный парк. На территории национального природного парка разрешена хозяйская деятельность в ограниченных масштабах. Примеры: Национальный природный парк «Таганай», Национальный природный парк «Зюраткуль».
  4. Ботанический сад. В ботаническом саду хранят редкие растения.

11 altaiskii zapovednik
Алтайский заповедник

Также люди ведут красную книгу — это сборник находящихся под угрозой исчезновения живых организмов. Её создали, чтобы привлечь внимание к проблеме исчезновения видов из-за антропогенного воздействия на окружающую среду. Первая красная книга издана в 1966 году.

12 krasnaya kniga
Красная книга

Кроме красной книги, есть ещё чёрная и зелёная книги. В чёрной книге хранится список уже вымерших организмов, которых человечество не успело спасти.

13 chernaya kniga
Чёрная книга

Зелёная книга — документ, в котором описаны имеющие значение растительные сообщества.

Источник

Жизнедеятельность растений 6 класс видеоурок

Всюду нас окружают живые организмы, по последним подсчетам их почти 9 миллионов видов, из которых растений около 300 тысяч. Но из всего разнообразия сегодня мы знаем «в лицо» всего около 14% видов, обитающих на Земле.

http://hq-wallpapers.ru/wallpapers/10/hq-wallpapers_ru_nature_48992_1920x1200.jpg

Нас окружает множество растений, и нет сомнений, что без них сложно представить планету вообще. Уникальная особенность этих организмов кроется в тайне превращения неорганических веществ – углекислого газа и воды в органические сахара и кислород, с неотъемлемым для этого процесса, участием энергии солнечного света. Поэтому их называют автотрофами – «авто» – сам, «трофос» – питаюсь. Растения создают органическую основу для питания большинства других групп организмов: в особенности – животных. Мы, люди, повсеместно и с древних времен научились использовать растения целиком или их различные части в отдельности.

Чтобы знать, где и что у растительного организма рассмотрим его внешний облик. Нет двух одинаковых людей и нет в мире двух идентичных растений. Кроме всего, растение бесконечно изменяет внешность – потому как растет всю жизнь. Рассмотрим типичное для наших мест растение.

Все тело растения можно разделить на две главные части: побег и корень. И не всегда корень это то, что находится только в земле, и не всегда побег – это то, что имеет зеленый цвет и находится над поверхностью почвы. Вот такие непредсказуемые растения.

Отметим, что корень, в основном, необходим для закрепления растения в почве, а также для всасывания воды и минеральных веществ, и их запаса и проведения. Но одной водой и минералами сыт не будешь, да и потомство корнями получить нельзя. Поэтому явно существует такая часть, которая не только способна к уникальному способу питания – фотосинтезу, но и к размножению.

Побег, орган состоящий из повторяющихся частей – метамеров: «мета» — промежуток; «мерес» – часть. Частями в таком случае будут узлы – это место прикрепления листа, в пазухе которого обычно находится почка. А промежуток между соседними узлами – это междоузлие. Таким образом, метамер состоит из узла и нижележащего междоузлия.

Главной чертой побега является наличие листьев, которые как раз и участвуют в преобразовании неорганических веществ в органические, то есть автотрофном питании. Вообще – зеленые части растения – это уникальные лаборатории, специализирующиеся на превращениях, которые нам уже известны как фотосинтез. Листья на основной оси побега, то есть стебле, у разных видов растений располагаются по-разному.

Читайте:  Что можно посадить возле водоема и вдоль ручья Растения для оформления берегов пруда и водоемов фото

Сравним три побега: березы, сирени и вороньего глаза – у каждого из этих растений в узле разное количество листьев: один, два и несколько. Такие типы листорасположения называют:очередное, супротивное, мутовчатое.

Какое бы ни было листорасположение, если междоузлия и вовсе сократить, то получится – розетка. Так, по расстоянию межу соседними узлами побеги различают на укороченные и удлиненные.

1. Растения по типу питания относятся к автотрофам. Благодаря корневому питанию фотосинтезу растения получают вещества для роста и развития.

2. Тело растения можно разделить на две части: корень и побег.

3. Побег, в отличие от корня обладает метамерностью.

4. Листорасположение на побеге бывает: очередное, супротивное, мутовчатое. А сами побеги укороченные (розетка) и удлиненные.

Источник

§ 39. Растительный организм как единое целое

1. Какую ткань называют образовательной? Какова ее функция? 2. Что такое камбий? Где он расположен? 3. Какие процессы жизнедеятельности протекают в растении?

Растение — целостный организм

Все органы растения имеют клеточное строение и связаны между собой. Нарушение строения и жизнедеятельности одного органа отражается на других. Например, повреждение корневой системы приведет к нарушению минерального питания растений. Если нарушение жизнедеятельности какого-либо органа оказывается сильным, то это сказывается на росте и развитии всего растения, а иногда и приводит к его гибели.

В живых клетках растения постоянно происходит обмен веществ и энергии [ 138]. Одни вещества поглощаются и используются растением, другие выделяются в окружающую среду. Из простых веществ образуются сложные. Сложные органические вещества расщепляются на простые. Растение накапливает энергию в процессе фотосинтеза и освобождает ее при дыхании, используя эту энергию для осуществления различных процессов жизнедеятельности.

Обмен веществ в растении

Рост растения

Если все органы растения функционируют нормально, а процессы жизнедеятельности протекают активно, то растение растет. Благодаря делению клеток образовательной ткани, их росту и дифференциации происходит увеличение объема и массы растительного организма. Делящиеся клетки камбия, образовательной ткани на верхушках побегов (конус нарастания), в зоне роста корня образуют новые побеги, новые корни, способствуют разрастанию растения вверх, вниз и в ширину.

Источник

Жизнедеятельность растений 6 класс видеоурок

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Только сейчас Вы можете пройти дистанционное обучение прямо на сайте «Инфоурок» со скидкой 40% по курсу повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» (72 часа). По окончании курса Вы получите печатное удостоверение о повышении квалификации установленного образца (доставка удостоверения бесплатна).

Всего 38 материалов

  • Сахбутдинова Раушания Робертовна
  • 17.04.2021
  • 43

  • Трибунская Наталья Андреевна
  • 27.11.2020
  • 79

  • Алисова Екатерина Владимировна
  • 29.03.2020
  • 296

  • Кондратова Надежда Сергеевна
  • 16.06.2019
  • 737

  • Кузина Ольга Игорьевна
  • 11.11.2018
  • 381

  • Есенгалиева Райгуль Сагидуллиновна
  • 11.06.2018
  • 317

  • Иванов Артём Владимирович
  • 10.03.2018
  • 699

  • Аппазова Ляйля Сагитовна
  • 16.02.2018
  • 465
  • Махмудов Абдулла Махмудович
  • 14.02.2018
  • 213

  • Мирхайдарова Мунира Измаиловна
  • 15.01.2018
  • 436

  • Стебенюк Илья Владимирович
  • 01.12.2017
  • 428
  • Хуснутдинова Гулия Фаридовна
  • 08.11.2017
  • 325
  • Закирова Нафиса Галиевна
  • 28.10.2017
  • 220

  • Стебенюк Илья Владимирович
  • 26.10.2017
  • 223

  • Стебенюк Илья Владимирович
  • 26.10.2017
  • 228

  • Стебенюк Илья Владимирович
  • 26.10.2017
  • 432

  • Богачева Елена Викторовна
  • 25.09.2017
  • 7558
  • Шевченко Сергей Петрович
  • 17.08.2017
  • 259
  • Панагушина Елена Аркадьевна
  • 06.08.2017
  • 1166
  • Кондратова Надежда Сергеевна
  • 10.06.2017
  • 1263

Подарочные сертификаты

  • Курсы «Инфоурок»
  • Онлайн-занятия с репетиторами на IU.RU

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта «Инфоурок».

Для школ с модульным графиком каникулы в новом учебном году сократят на неделю

Время чтения: 2 минуты

Просмотр телевизора ухудшает когнитивные функции

Время чтения: 3 минуты

В российских вузах начнут готовить новых специалистов в области климата

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения готово рассмотреть альтернативы ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Спортивные клубы появятся в каждой российской школе к 2024 году

Время чтения: 1 минута

Каждый третий школьник отстает в учебе

Время чтения: 3 минуты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте:  Памятники природы Московской области

Источник



Растительный организм как единое целое

Растения – живые организмы, и им, как и всему живому, свойственны питание и дыхание, обмен веществ и энергии, что обуславливает их дальнейший рост и развитие.

Растительный организм – система взаимосвязанных органов. Большинство растений состоят из корня, стебля и листьев, которые имеют клеточное строение и связаны между собой и окружающей средой.

Растительный организм поглощает воду и питательные вещества, другие ненужные и ядовитые вещества выделяет в окружающую среду. В нём происходят бесчисленные реакции обмена веществ, в ходе которого из простых веществ образуются сложные, и наоборот – сложные вещества расщепляются на более простые, происходит накопление энергии, которая необходима для осуществления всех процессов жизнедеятельности растения. Обмен веществ – основной признак живой клетки и всего живого организма.

Корень поглощает из почвы воду с минеральными солями и укрепляет растение в почве. Стебель выносит листья растения к свету, по стеблю передвигаются вода, минеральные соли и органические вещества. В листьях на свету образуются органические вещества, которыми питаются клетки всех органов растения. Листья испаряют воду. Цветки и плоды являются органами семенного размножения растений.

Теперь представьте, что один из органов растения, например корень, заболевает. Вода и минеральные соли перестают поступать в растение из почвы. Заболевание подземного органа — корня — немедленно отразится на всем растении. По стеблю перестанут передвигаться вода и минеральные вещества. Без воды, которую поглощают корни, в листьях не могут образовываться органические вещества. Как только перестанет испаряться вода, листья, а затем и все растение перегреется под лучами солнца и завянет. Значит, если все органы растения функционируют нормально, то растение быстро растёт. Нарушение строения и жизнедеятельности одного орга­на отражается на других.

Рост растения происходит благодаря делению клеток образовательной ткани. На верхушках побегов и кончиках корней находятся верхушечные образовательные ткани. Благодаря им стебель и корень растут в длину. В толщину корни и стебли разрастаются за счёт боковой образовательной ткани — камбия.

Растение не только растёт, увели­чивая массу корней, стеблей и листьев, но и развивается. У него появляются новые органы и признаки. Растение в своей жизни проходит несколько этапов: оно рождается, живёт, формирует семена и плоды, и в конечном итоге отмирает.

Выделяют четыре периода развития покрытосемен­ных растений.

· Зародышевый — от образования зародыша до его прорастания.

· Период молодости — от прорастания семени до первого цветения.

· Период зрелости — растение цветёт и плодоносит.

· Период старости — растение перестаёт цвести, плодоносить и отмирает.

Внешние изменения растений, признаки развития, которые можно отметить при наблюдениях, называют фазами. В своём развитии любое растение проходит несколько фаз.

У большинства растений обычно выделяют следующие фа­зы: прорастание семян (всходы) — появление листьев — образование боковых побегов — цветение — образование плодов — созревание семян.

Растительный мир нашей планеты характеризуется огромным разнообразием. Растения различаются по размерам и строению, продолжительности жизни и местам обитания. Они произрастают в различных местах: в лесах и на болотах, на лугах и в водоёмах, в жарких пустынях и высоко в горах. Под влиянием условий существования у растений формируется определённый внешний вид или, иначе говоря, определённая жизненная форма. Так как условия существования оказывают сильное влияние на растения, один и тот же вид растений в разных экологических условиях может иметь разную жизненную форму.

Деревья — это многолетние растения с одним прочным стволом (главной осью), сохраняющимся до конца их жизни. На стволе имеются боковые ветви с листьями, которые формируют крону дерева.

Кустарники — многолетние деревянистые растения, которые имеют много одинаково развитых надземных стволиков, отходящих от основания растения (к ним относится, например, сирень, шиповник). Кустарники имеют высоту от 80 см до нескольких метров.

Более низкорослые растения (от 5 до 80 см) с многочисленными деревянистыми стеблями называются кустарничками (черника, клюква, брусника).

Травы — жизненная форма растений с ежегодно отмирающими стеблями и листьями. Травянистые растения различаются по продолжительности жизни и делятся на однолетники, двулетники и многолетники.

Однолетники — травянистые растения, которые живут один год, или один вегетационный период. За это время у них из семян формируются корень, стебель и листья, они цветут и плодоносят. После образования плодов и семян такие растения целиком отмирают (горох, фасоль, огурец).

Двулетники — травянистые растения, которые живут два года. В первый год они формируют корень, стебель и листья, в которых накапливается запас питательных веществ. На второй год растение цветёт и образует семена, после чего отмирает (лопух, морковь, свёкла).

Многолетники — травянистые растения, у которых на зиму отмирают только надземные органы, а подземные (корневища, клубни, луковицы) сохраняются. Весной из почек, расположенных на подземных органах, начинают развиваться надземные побеги (одуванчик, тюльпан, ирис).

Источник